О нравственности
Вложение | Размер |
---|---|
vashkeev_2.doc | 347.5 КБ |
Оглавление
Введение …………………………………………………… | 3 |
Основная часть……………………………………………. | 4-5 |
Глава 1. Анализ теоретических источников ……………. | |
1.1 Что такое нравственность………………………… | |
1.2 Добродетели и пороки или ценности и недостатки | |
Глава 2. Практическая часть……………………………… | 5-8 |
2.1 Какие писатели говорят о ценностях и недостатках 2.2 Анализ литературных жанров……………………... 2.3 Анализ диагностики………………………………… | |
Заключение……………………………………………… 8 | |
Вывод…………………………………………………… | |
Список литературы…………………………………… 9 |
Приложение…………………………………………………10
Введение
Тема моей работы родилась после задания учителя написать сочинение «О недостатках». На тот момент мы заканчивали чтение произведений из раздела «Делу время – потехе час». В результате чтения и обсуждения сочинений ребята говорили о том, что хотят воспитать в себе и видеть в других. Меня заинтересовал наш разговор, и я продолжил его собственным исследованием по теме «О недостатках людей в произведениях литературы».
Тема актуальна в наше время, т.к. затрагивает вопросы нравственности.
Цель моего проекта научиться оценивать себя и окружающих через чтение и анализ литературных произведений.
Задачи: 1. Исследовать, какие недостатки людей рассматриваются в обществе и в литературных произведениях.
2. Проанализировать, в произведениях каких жанров, каких писателей и какими средствами они описываются.
3. Сравнить полученные результаты и сделать выводы.
Методы исследования:
Глава 1
Наш разговор о нравственности. А что это такое?
В словаре С. Ожегова, это - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Это слово чаще всего употребляет в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики.
Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках.
Слово «этика» происходит от греческого— нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведении.
Это такие качества как мужество, благоразумие, честность, а «этикой» — науку об этих качествах.
Слово «мораль» — латинского происхождения. Оно означало примерно то же — нрав, обычай.
Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова моральный и мораль, которые стали в латинском языке так же как и в греческом словами этический и этика.
Нравственность - русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Так в русском языке появились три слова с примерно одним и тем же значением. Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга. Но в практике словоупотребления эти слова практически взаимозаменяемы и подразумевают нормы или правила жизни.
У многих народов веками в том или ином варианте существовало "Золотое правило", которое гласит "не делайте другим того, чего бы вы не желали себе самому". На протяжении многих тысячелетий "Золотое правило" было эталоном поведения. Везде и во все времена человек придерживался определенных ценностей, которые называют добродетелями.
Ценности, действующие в любом обществе: это доброта, милосердие, готовность помочь попавшему в беду, скромность, мужество, справедливость, а отсюда и более глобальные ценности: Жизнь, Красота, Человек, Труд, Познание, Добро.
Конечно, это идеальный вариант общества, но людей идеальных не бывает. У каждого человека есть свои недостатки. Однако есть такие недостатки, которые никому не мешают, а есть такие, что могут быть неприятны другим. Это лень, ложь, трусость, самонадеянность, эгоизм и другие. Их ещё называют пороками.
Порок - нравственный, духовный недостаток, отрицательное моральное качество человека.
Недостаток – изъян, несовершенство, неправильность в ком-чём-нибудь.
Сл 5Пороки выявляются прежде всего в культуре поведения, внешнем облике, речи, в отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.
Учёные провели психологический опыт, который позволил выявить, что люди хотят воспитать в себе и видеть в других. И вот какие данные были получены.
Люди хотели развить в себе качества:
А вот окружающим людям все хотели бы добавить:
Откуда такие критерии? Наверное, их наличие или отсутствие является следствием воспитания в семье. Но ещё, как мне кажется, на это влияет опыт общественной жизни. И здесь огромное значение имеет пример близкого окружения людей, а так же произведения художественной литературы. Оказывается, народная мудрость давно уже решила этот вопрос, дав совет: с людьми живи в мире, а с недостатками воюй.
Глава 2
Мною были проанализированы школьные учебники по чтению и книги для самостоятельного чтения детьми.
Я узнал, что «Золотые правила» поступков людей были прописаны ещё в Библии, в 10 заповедях. (Приложение №1 )
Библия – это Святое Писание Ветхого и Нового Завета (В.Даль).
В Евангелие от Луки говорится: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Великолепный и до сих пор непревзойдённый образец примеров ценностей и недостатков людей представлен в сборнике В.И.Даля «Пословицы русского народа», включающий 31 тысячу пословиц, сгруппированных в 180 тематико-смысловых разрядов, многие из которых говорят о человеческих ценностях.
Произведения Л. Н. Толстого, К.Д. Ушинского, И. А. Крылова, В. Осеевой, С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгунского, Б. Заходера, Е. Пермяка, С.Прокофьевой, А.Платонова, Е.Шварца, Ш.Перро – образцы для анализа поступков их героев, принятия или непринятия их поведения. (Приложение № 3)
В этих произведениях разные литературные жанры описывают примеры нравственного или безнравственного поведения. Формулировки нравственности заложены уже в их определениях.
Пословица – малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с нравоучительным уклоном. (Приложение №2)
Поговорка – словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни.
Сказка – вид устного народного творчества в прозе или в стихах о вымышленных событиях. Сказки бывают волшебные, бытовые, о животных.
Сказками о животных называются такие, в которых действующими лицами являются дикие звери, реже - домашние животные. Во многих из них действующими лицами являются: волк, символизирующий зло, жадность, прожорливость, недогадливость. Лиса, чаще хитрая и коварная. Медведь – неповоротливый и так же недогадливый, трусливый заяц. Конечно, во всех этих и других героях мы узнаём поступки людей.
В волшебных сказках всегда показывается борьба светлых и тёмных сил с их достоинствами и недостатками.
Бытовые сказки точно передают уклад жизни народа. Сказка с уважением относится к хорошим, умелым работникам, высмеивает неумех, лодырей и т. д.
Басня – небольшое произведение в стихах или прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием. С помощью образов животных, неодушевленных предметов в басне осуждаются, высмеиваются недостатки, пороки людей. Основная мысль в басне - мораль. Она обычно находится в начале или в конце басни.
В баснях особо остро говорится о пороках и добродетели.
Вспомним басню И.А.Крылова «Лебедь, Рак и Щука». В ней говорится о неумении договориться «…Да Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду…». В басне «Стрекоза и муравей» говорится о лени «…Кумушка, мне странно это:
- Да работала ль ты в лето? …»
Во многих баснях Крылов осмеивает глупость и невежество со всевозможными оттенками этого недостатка; так, глупая мартышка сердится на очки только потому, что она не умеет ими пользоваться («Мартышка и очки»); обезьяна по глупости не узнает своего отражения в зеркале («Зеркало и обезьяна») — да еще, пользуясь случаем, критикует и осуждает ближних; глупец не умел просто открыть «ларчика». Тщеславие и лесть осмеяны в басне «Ворона и лиса».
Невозможно перечислить и разобрать все басни, которые так разнообразны и богаты по своему содержанию и смыслу, их надо читать и понимать и принимать к сведению. Как сказал Аристотель: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми».
Писатели говорят о наших достоинствах и недостатках, используя разные литературные приёмы:
Рассмотрим их более подробно.
Смех – это непроизвольное выражение положительных эмоций. Как говорит в своём словаре В. Даль - это хохот, невольное, негласное проявление в человеке чувства весёлости, потехи, взрыв веселого расположения духа. Но смеяться можно по-разному, и в связи с этим литературный смех также различен: сатирический смех, юмористический, ироничный.
По словарю С. Ожегова, ирония – тонкая, скрытая насмешка.
Юмор – добродушный смех. Это остроумная шутка, которая совсем не обижает, а приносит праздник. (Е.В.Петросян)
Сатира по словарю О. Ефремовой – произведение, осмеивающее какой-либо порок, недостаток.
В литературной энциклопедии – это вид комического, отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличия.
Опять же яркими примерами сатирических произведений являются басни, так же это рассказы М. Зощенко, стихи Б. Заходера, С. Михалкова, А. Барто, Э. Успенский. (Приложение №3)
Герои этих произведений, по результатам опроса, самые запоминающиеся моим сверстникам. (Приложение №4)
В результате анкетирования я выяснил, что ребятам знакомы многие достоинства и недостатки людей. На основании этого я составил словарик нравственности (Приложение №5) Однако, дать определение таким качествам, как вина, эгоизм, милосердие, скромность, долг – многие (от 36% до 60%) не смогли.
Оценивая свои качества, ребята считают нужным проводить дальнейшую работу над воспитанием и развитием у себя доброты, взаимопонимания, дружелюбия, взаимопомощи, честности, смелости. Другим они советуют воспитывать в себе также доброту, взаимопонимание, взаимопомощь, а ещё вежливость, скромность, товарищество. (Приложение №6)
Такие качества, как добродушие, смелость, честность, весёлый нрав, терпеливость, рассудительность, ребята находят в характерах героев литературных произведений, на которых они равняются при чтении книг. (Приложение №4)
Заключение
Вывод
По результатам своей работы я стал лучше разбираться в понятиях нравственности: мораль, этика, добродетель, порок.
Выяснил, что это такое, как об этом говорят известные люди – философы, писатели, а так же как это понимают мои сверстники и взрослые.
Я пришёл к выводу, что от других люди хотят получить большего, чем могут дать сами. Общество ещё надо учить. А в этом им помогут произведения литературы, написанные в разное время, разными писателями, разными жанрами, приёмами и средствами.
Значимость моей работы заключается в том, что эта работа пригодится мне и моим одноклассникам в проведении классных часов, написании рефератов, сочинений, а также для дискуссий и диспутов, где бы люди задумались о своих недостатках и начали попытку исправлять их.
Список литературы
Приложение
№1
Десять заповедей Библии
№2
Пословицы разных народов о недостатках людей
Лес не без кривых деревьев, мир не без людей с недостатками.
Румынская
Леса без сушняка и человека без недостатка не бывает.
Китайская
Лишь чужими глазами можно видеть свои недостатки.
Ассамская
Луна и та с пятнами.
Итальянская
Лучше исправлять свои недостатки, чем перенимать чужие.
Еврейская
Лучше природные недостатки, чем фальшивые Добродетели.
Английская
Много недостатков замечают, если мало любят.
Еврейская
Мы все на то бываем падки, чтоб не искать грехов своих, а видеть только недостатки у всех других.
Румынская
На большом дереве есть и сухие сучья.
Немецкая
На земле нет человека без недостатков.
Бирманская
На красивой ветке может вырасти некрасивый плод.
Китайская
На своей голове и снега не замечает, а на чужой даже иней видит.
Осетинская
На хорошей ниве и сорняки бывают, но она все равно хорошая.
Монгольская
На чужие недостатки набрасывается, как тигр, а на своих сидит, как наседка на яйцах.
Кирунди
Над недостатками других смеется, а о своих забывает.
№3
Анализ литературных произведений
Произведения Школьной программы | Произведения Внеклассного чтения | Недостатки людей |
М.М.Зощенко «Ёлка» Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени» | Г.Х.Андерсен «Снежная королева» | Необдумывание Своих поступков |
Г.Х.Андерсен «Дюймовочка» А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | Зависть,жадность | |
В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел» Б. Житков «Как я ловил человечков» | Л.Н.Толстой «Косточка» «Мальчик и овцы» | Ложь Обман |
Л.Н.Толстой «Лев и Собачка» Турецкая сказка «Ашик-Кериб» | А.Гайдар «Повесть о Мальчишке-Кибальчише» | Предательство Жестокость |
С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок» Русская народная сказка «Мороз Иванович» | Неуважение Невоспитанность | |
И.А.Крылов «Муравей и Стрекоза» | К.И.Чуковский «Мойдодыр» | Лень |
И.А.Крылов «Лебедь,Рак и Щука» | А.А.Милн «Винни-Пух» | Не содружество Несогласие |
Пивоварова И «Вежливый ослик» | Скромность | |
Заходер Б. «Очень вежливый индюк В. Осеева «Волшебное слово» | Порядочность Доброжелательность | |
Артюхова Н. «Золотые слова.» | Порядочность | |
Толстой Л. «Филипок» | Стремление к знаниям | |
Ушинский К. «Два плуга» | Перро Ш. «Мальчик-с-пальчик» | Трудолюбие |
Толстой Л. «Два товарища» | Товарищество Взаимопомощь | |
Толстой Л. Филипок. Пермяк Е. Торопливый ножик. Носов Н. Федина задача
| Катаев В. Дудочка и кувшинчик. |
Стремление к знаниям
Терпение
Усидчивость
Сила воли
|
Осеева В. Добрая хозяюшка
Носов Н. На горке
Осеева В. Хорошее. Мошковская Э. Жадина. Зощенко М. Золотые слова
| Милосердие
Долг
Добро
Щедрость Порядочность |
№4
Ответь на вопросы:
1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос |
Герои Простоквашино Карлсон Витя Перестукин Стойкий Оловянный солдатик Вини Пух Кот в сапогах Чебурашка и Крокодил Гена Денис Кораблёв Незнайка Федора Кот Аристотель | Весёлый нрав Неунывание Доброта Дружелюбие Смелость геройство Честность Общительность Любознательность Трудолюбие | Поднять настроение Примером поведения Умением трудиться и дружить Узнавать свои недостатки |
№5
Словарик нравственности
Бережливость, бескорыстность, благодарность, благородство, вежливость, верность, взаимопомощь, воспитанность, внимательность, дисциплинированность, деликатность доброта, доброжелательность, доверие, достоинство, дружелюбие, духовность, интеллигентность, искренность, забота, коллективизм, любезность, любовь, милосердие, надежность отзывчивость, патриотизм, понимание, порядочность, признание преданность, прощение, совесть, скромность, сочувствие, сопереживание, сострадание, смелость, справедливость, стыд, тактичность, терпимость, товарищество, точность, трудолюбие, убежденность уважение, удовлетворение, целеустремленность, честность, чуткость.
№6
ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯМ. Пронумеруй по порядку те качества человека, которые ты оцениваешь выше у себя и у других.
1. Счастье |
2. Свобода |
3.Мудрость |
4.мужество |
5. Эгоизм |
6. справедливость |
7 Дружба |
8. Добро |
9. Зло |
10. милосердие |
11. Долг |
12. Скромность |
13. Вина |
Рисунок 1. Качества, которые необходимые развивать у себя
Рисунок 2. Качества, которые необходимо развивать другим
№7
АНКЕТА по выявлению нравственных качеств у детей.
Обведите вариант, с которым вы согласны.
1. Если кто-то относится к тебе не очень хорошо, то
а) ты прощаешь ему это,
б) ты относишься к нему также.
2. Когда кто-то из детей просит тебя помочь на контрольной,
а) ты говоришь, чтобы он сам все решал,
б) ты помогаешь, когда не видит учитель.
3. Если мама на тебя сердится, то
а) у тебя ощущение, что ты сделал что-то не так,
б) ты думаешь, что она ошибается.
4. Когда мама зовет тебя домой, ты
а) идешь сразу же,
б) продолжаешь играть еще немного.
5. Если ты знаешь, что тебя могут наказать за что-то,
а) ты тревожишься,
б) тебя это не волнует.
Рисунок 3. Сформированность положительных нравственных качеств у детей разного возраста
№8
АФОРИЗМЫ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ О НЕДОСТАТКАХ
Нет никого без пороков. Тот из нас наилучший, кто имеет их меньше.
***
Величайший подвиг дружбы не в том, чтобы показать другу наши недостатки, а в том, чтобы открыть ему глаза на его собственные.
***
Желание говорить о себе и выказывать свои недостатки лишь с той стороны, с которой это нам всего выгоднее, - вот главная причина нашей искренности.
***
У друзей мы замечаем те недостатки, которые могут повредить им, а у любимых те, от которых страдаем мы сами.
***
Признаваться в своих недостатках, когда нас упрекают в них, - это скромность, открывать их своим друзьям - простодушие, доверчивость, выставлять же их перед всеми - гордость.
***
Легче обогатиться тысячью добродетелей, чем избавиться от одного недостатка.
***
Грехи людей пересчитать ты так усердно рвешься?
С своих начни, и до чужих едва ли доберешься.
Ф. Рюккерт
***
Признаваясь в маленьких недостатках, мы тем самым стараемся убедить окружающих в том, что у нас нет крупных.
***
Собственные недостатки, что котомка за плечами: не увидишь.
Недостатки у человека как бы являются продолжением его достоинств. Но если достоинства продолжаются больше, чем надо, обнаруживаются не тогда, когда надо, и не там, где надо, то они являются недостатками.
Ленин
Нравственность возникла вместе с пороком.
Абсолютно безнравственного нет ничего на свете.
Добрые нравы имеют большее значение, чем хорошие законы.
Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений.
Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им.
Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.
Хорошо рассуждать о добродетели — не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях — не значит еще быть справедливым на деле.
№8
Рисунок 4 Результаты психологического исследования
Лиса и волк
Флейта и Ветер
Сказка об осеннем ветре
Всему свой срок
Три орешка для Золушки