В работе рассматривается история Асиновского Дома детского творчества и его роль в воспитании и развитии подрастающего поколения
Вложение | Размер |
---|---|
ddt_-_vchera_segodnya_zavtra.docx | 51.08 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №4
г. Асино
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА –
ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА…»
Автор: Бариева Мария,
обучающаяся 7 Б класса
Руководитель: Бариева Галина Анатольевна,
учитель начальных классов
высшей кв. категории МБОУ-СОШ №4.
г.Асино - 2013г.
Оглавление.
Введение. 3
Глава 1. Немного истории 4
Глава 2. Вчера – Дом пионеров 5
Глава 3. Сегодня – Дом детского творчества 10
Заключение. Завтра …? 12 Список литературы. 13
Приложения. 13
Введение
К работе над этим проектом меня подтолкнул конкурс «Ученик года», так как творческое задание было посвящено 60-летию Дома детского творчества. Когда я начала работать, то все глубже и глубже проникала в историю ДДТ, все больше и больше увлекалась. Оказалось, что история ДДТ связана с историей моей семьи, да и меня не обошла стороной. Что такое ДДТ, каким он был раньше, какой он сейчас и есть ли у него завтра? На эти вопросы я попробовала ответить в своей работе.
Актуальность. В 2013 году Асиновский Дом детского творчества отмечает свой 60-летний юбилей. Моя работа посвящена юбилею ДДТ, и , думаю, поможет сохранить его историю.
Гипотеза: Дом детского творчества – необходимое учреждение для воспитания подрастающего поколения и организации детского досуга
Цель проекта: изучить историю Асиновского Дома детского творчества и его роль в воспитании и развитии подрастающего поколения
Задачи:
Практическая значимость: моя работа поможет сохранить историю Асиновского ДДТ, может быть использована для проведения классного часа, вечера встречи выпускников.
План работы:
Методы:
Используемые медиаресурсы: текстовый редактор WORD, ресурсы сети Интернет, авторская презентация, созданная в среде Power Point.
Глава 1. Немного истории
Внешкольному воспитанию подрастающего поколения во все времена любое общество уделяло достаточно большое внимание. Первый Дом пионеров в советском государстве открылся в декабре 1922 года в Хамовническом районе города Москвы на базе детского клуба «Трудовая коммуна». В 30-е гг. Дворцы и дома пионеров и школьников организованы в Ленинграде, Свердловске, Тбилиси, Киеве, Иркутске и других городах и районах страны. Дворцы и дома пионеров и школьников являются центрами массовой внешкольной учебно-воспитательной работы с учащимися; решают вместе со школой, пионерской и комсомольской организациями задачи коммунистического воспитания подрастающего поколения. Подразделяются на районные, городские, областные, краевые, республиканские; работают под руководством соответствующих органов народного образования, советов пионерской организации и комитетов комсомола. В 1971 в СССР работало свыше 3,5 тыс. Дворцов и домов пионеров и школьников. Кружки, секции, клубы и другие детские творческие коллективы создаются и работают в Дворцах и домах пионеров и школьников с учётом возраста, уровня знаний и интересов детей, местных условий, специфики развития народного хозяйства данного района, города, села и др. Один из основных принципов кружковой работы в Дворцах и домах пионеров и школьников - "Научился сам - научи товарища".
Дворцы и дома пионеров и школьников организуют и проводят пионерские праздники, слёты, конференции, смотры, конкурсы, выставки детского творчества, олимпиады по предметам школьной программы, спартакиады, военно-спортивные игры, туристские походы и лагеря, оказывают методическую помощь пионерскому и комсомольскому активу, педагогам, работникам внешкольных учреждений, а также общественникам, организующим досуг детей по месту жительства. С этой целью Дворцы и дома пионеров и школьников совместно с институтами усовершенствования учителей, советами пионерской организации и комитетами комсомола организуют семинары, клубы, университеты актива, лагерные сборы, методические объединения для педагогов и родителей по различным направлениям учебно-воспитательной работы, подготавливают методическую литературу и др. (Приложение 1)
Глава 2. Вчера – Дом пионеров
31 марта 1952 года рабочий поселок Асино был преобразован в город районного подчинения. Почти сразу встал вопрос об образовании в молодом городе Дома пионеров и школьников. Ранее в Асино уже действовали технические кружки и кружок юных натуралистов. На их базе и был создан Асиновский Дом пионеров.1 января 1953 года директором назначили Юрия Яковлевича Таныгина (на фото в центре). Энтузиаст детского технического творчества, он уже имел опыт внешкольной работы с детьми. (Приложение 2)
Первое время Дом пионеров и школьников не имел собственного здания и занимал одну из комнат Асиновской средней школы. Через два года Дом пионеров переехал в небольшое деревянное здание на улице Челюскина. (Приложение 2) В этом обыкновенном жилом доме районный Дом пионеров работал до начала шестидесятых годов. В здании имелось три комнаты. Места, конечно , было маловато, но, несмотря на это, с детьми проводилась большая работа. А все массовые мероприятия проводились в зданиях средней школы и районного Дома культуры , на стадионе и в городском саду. В 1954 году работали следующие кружки: радио, авиамодельный, юных техников, художественной вышивки. Осенью 1954 года в Доме пионеров начал работу домровый оркестр в составе 25 учащихся, через несколько лет на базе музыкальных кружков открылась детская музыкальная школа. Немного позже открылись кукольный, судомодельный кружок, а также кружок художественной самодеятельности.
В радиокружке под руководством Юрия Яковлевича Таныгина занимались 26 учащихся, трое из которых являлись участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в 1954 году. В числе участников был Михаил Порфирьев ,получивший за разработку приемника «Асиновец-1» авторское свидетельство и медаль, а кружок за участие в выставке , посвященной Дню радио в 1954 году ,был награжден Дипломом второй степени .(Приложение 2)
Многие годы у авиамодельного кружка под руководством Григория Мефодьевича Торопова был переходящий кубок. Он неоднократно награждался дипломами и грамотами обкома ВЛКСМ, обкома ДОСААФ. Занимались в кружке 18 учащихся . (Приложение 2)
Юных техников в Доме пионеров насчитывалось 16 человек. Руководил кружком Роберт Семёнович Янукович. За предоставление хороших экспонатов на областную выставку технического творчества в 1954 году кружок был награжден Почетной грамотой.
Для популяризации детского технического и художественного творчества Дом пионеров организовывал многочисленные выставки и смотры. Например, на итоговой выставке технического и изобразительного творчества в 1954 году были предоставлены работы 395 пионеров. Это различные модели кораблей, самолетов, сельскохозяйственных машин , радиоприемников ,картин вышивки. (Приложение 2)
Из воспоминаний Порфирьевой Анны Михайловны, руководителя кружка художественной вышивки :
« Я работала в Доме пионеров с самого его открытия. Помещение было маленькое, к нему потом сделали пристройку, отапливалось печкой. А детей приходило много, в основном ученики 5-6 класса, посещали кружки хорошо. В конце каждой четверти на каникулах устраивались выставки детского творчества. Так как повернуться в Доме пионеров было негде, выставки устраивали в коридоре четвёртой школы. Лучшие работы отправлялись на областную выставку в Томск, участвовали в различных шествиях. Модели самолётов были действующие, чтобы их опробовать, выезжали на берег Чулыма.»
Из воспоминаний Бариевой Елены Степановны:
«В 1955 году я ходила в кукольный кружок под руководством Анатолия Филипповича Портнягина. Мы делали кукол из папье-маше, шили им платья, потом репетировали и показывали кукольные представления. На следующий год я пошла в кружок вышивки. Анна Михайловна учила нас разным техникам вышивки, под её руководством создавались прекрасные картины. На каникулах она возила нас в Томск на экскурсию. В кружки ходили с огромным желанием.»
С помощью членов кружков Дома пионеров были созданы и работали кружки при школах №№1,2,3,4. Не обошлась без участия домпионеровцев при создании метеорологической площадки при школе №2. Позднее, когда руководителем была Мария Фёдоровна Чуракова, начали заниматься собственно пионерской работой. Активисты Дома пионеров проводили учебу пионерского и комсомольского актива, оказывали помощь пионерским вожатым и учителям.
В 60-е годы Дом пионеров несколько лет работал в здании на углу улиц Советской и Ивана Буева (тогда улицы Союзной), где теперь находится магазин «Интерьер», но места всё равно не хватало. В 1970 году районному Дому пионеров было передано построенное в 1935 году деревянное здание средней школы №4 на улице Ивана Буева ( к сожалению, этого здания уже не существует) (Приложение 2). Дом пионеров теперь имел методический кабинет, восемь комнат для кружков, актовый зал со сценой. Прилегающая территория позволяла проводить различные массовые мероприятия. В эти годы в Доме пионеров работал кукольный, судомодельный и авиамодельный кружки, кружок кройки и шитья. Именно в эти годы Дом пионеров становится центром всей внешкольной работы. Во всех школах работают различные кружки. В 1971 году при Доме пионеров начинает работать Городской пионерский штаб, который руководит работой пионерских дружин города, проводит обучение пионерского актива. Штаб назвали «Алые паруса» и руководила им Нелли Яковлевна Ривкина. А работу с октябрятами возглавила Николаева Надежда Андреевна, в штабе «Звездочка» готовила смену пионерам. Ребята готовят и выпускают несколько номеров радиопередачи «Горнист» на местном радио. Летом проводятся туристические слёты и походы, а также работает летний пионерский лагерь «Салют». Штабисты организовывали различные мероприятия, новогодние елки для пионеров. За тридцать шесть лет менялись руководители штаба, на смену одному приходил другой и почти все они были бывшими выпускниками городского пионерского штаба «Алые паруса» Н.Я. Ривкина (Семенова), Н.И. Комиссарова, Л.А. Шпаченко (Ослина) - выпуск 1974, Н.В.Чугунова (Балашова) - выпуск 1982, С.В.Денисова (Юшко) - выпуск 1983, Н.П. Любицкая (Мисюн) выпускница ГКШ 1973, С.В. Вегель (Грицайчук) выпуск 1989, Е.П. Зуева (Пигукова) выпускница ГКШ 1972, Н.Н.Худякова (Сухорукова) выпуск 1991, В.Б. Данилкина (Кожушко) выпуск 1993, Аксенова Ирина Генадьевна выпуск 2002.
Из воспоминаний Натальи Валентиновны Кирилловой:
«С 1976 года я училась в школе №2. Здание тогда находилось на ул.Гончарова, школа была перегружена, поэтому мы, с удовольствием ходили в Дом пионеров. Наша первая учительница Липовка Татьяна Николаевна вела там кукольный кружок. Дом пионеров располагался в старом здании школы №4. Помню Комисссарову (имя забыла). Это была такая искрящаяся натура: всегда приветлива, весела, полна идей. Любицкая Надежда Петровна и Николаева Надежда Андреевна тоже запомнились. Они всегда могли поддержать в трудную минуту, посоветовать, подсказать. Надежда Петровна тогда возглавляла штаб «Алые паруса», туда входили самые достойные пионеры из школ города и района. Из кабинета штаба, который находился рядом со сценой, всегда звучали или звуки горна, или бой барабанов, или пионерские песни под гитару. Надежда Андреевна вела кружок «Умелые ручки», я в него чуть-чуть ходила. На занятиях кружка мы делали куклы для нашего кукольного кружка. Помню, что это трудоёмкая работа: из кусочков бумаги клеить голову куклы, а потом раскрашивать, да ещё, как говорила Надежда Андреевна, «душу вложить». Конечно, больше всего мне запомнился наш кукольный кружок! Я туда отходила 5 лет. Настолько Липовка Татьяна Николаевна могла привить любовь к театральному действию – словами передать невозможно. Мы поставили много постановок «Колобок», «Теремок», «Гуси-Лебеди», «Про Петю пионера» и т. д, всего и не упомнить. Весной и осенью ходили в поход, что очень нас сдружило.Выступали мы со сцены Дома Пионеров. Это был зал проходной, но очень большой. На сцену ставилась ширма. Мы её украшали самодельными декорациями, и действие начиналось. Мы очень волновались, но всегда выступали хорошо, с огоньком и задором. Наши постановки приходили смотреть ребята из школ города. Дом Пионеров никогда не пустовал, повсюду доносился детский смех и тихие спокойные голоса наставников. В 1986 году я окончила школу и пошла работать старшей пионерской вожатой в школу №2. Теперь связь с Домом Пионеров была очень тесной. Именно методисты помогали мне проводить пионерские слеты, линейки и т.д.» .
В середине 80-х годов, в связи с большим количеством кружковцев( более 1500 человек), станция юных техников отделилась от Дома пионеров и переехала в отдельное здание на улице Советской (руководитель Ткачёв Д.Ф.), а в 1988 году была организована станция юных натуралистов (руководитель Агапов С.И.). В самом доме пионеров остаются кружки: «Умелые руки», «Кройка и шитьё», «Мягкая игрушка», «Юный баянист», работает ГПШ и клуб интернациональной дружбы. Кроме этого, при Доме пионеров организуются отряды юных друзей милиции, юных инспекторов движения, юных друзей пожарной дружины, устраиваются различные конкурсы, смотры, выставки. В 1989 году возникла идея организовать летний лагерь актива «Неунывайка», попасть на смену актива можно было по рекомендации школьной пионерской дружины. Вожатыми работали члены городского пионерского штаба «Алые паруса». Руководит этим «миром детства» в течение 26 лет, с 1983 до 2009 года, Клотчик (Казак) Тамара Васильевна, «Отличник народного образования», «Ветеран труда», награждена юбилейным знаком ЦК ВЛКСМ «70 лет ВЛКСМ». (Приложение 2) Работы было всегда много, но Тамара Васильевна успешно справлялась. Благодаря стараниям Т.В.Казак, её педагогическому такту, громадному терпению и её житейской мудрости был сформирован творческий, боевой коллектив единомышленников.
Из воспоминаний Волеговой (Ениной ) Елены Владимировны:
« Я ходила в Городской пионерский штаб «Алые паруса» при Доме пионеров в 1985-1987 году. Собирались мы два раза в неделю. Каждый сбор начинался с планёрки. Мы усаживались за длинный стол и решали, что предстоит сделать, затем каждый занимался порученным ему делом. В конце каждого дня мы вставали в орлятский круг, пели пионерские песни, бардовские, а последней была песня «Разговоры еле слышны». Мальчики заканчивали её словами: «Доброй вам ночи, девчонки – штабистки», девочки отвечали : «Доброй вам ночи, мальчишки –штабисты», «Доброй вам ночи, вожатые наши, завтра нам снова в путь…» Много ребят было из пятой школы, поэтому целая ватага во главе с Сергеем Лещинским шла на автобусную остановку в центр, пели по пути песни, кричали кричалки.
В наши обязанности входило проведение различных слётов, праздников, Новогодней ёлки, а также учёбы пионерского актива. Чтобы стать пионером-инструктором, надо нужно было сдать экзамен по истории пионерской организации, её символам и традициям, уметь барабанить пионерские марши. Сдавшему экзамен выдавалось удостоверение, и пионеры-инструкторы ездили по деревням, собирали деревенских пионеров-активистов, проводили школу пионерского актива». (Приложение2)
Из воспоминаний Аноповой (Трофимовой) Татьяны Владимировны :
«В дом пионеров я ходила с 6 класса в Штаб юных инспекторов дорожного движения. Отряды Юных инспекторов дорожного движения были созданы по инициативе Главного управления ГАИ МВД СССР . 6 марта 1973 года по праву считается Днем рождения движения ЮИД России. ЮИД — добровольные объединения учащихся, которые создаются с целью совершенствования работы по профилактике правонарушений среди детей и подростков, воспитания у них высокой транспортной культуры, коллективизма, оказания содействия в изучении детьми младшего и среднего возраста Правил дорожного движения и привития им навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Членами Штаба Юных инспекторов движения могли быть учащиеся в возрасте от 11 до 15 лет, желающие активно участвовать в работе по пропаганде ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Нашим руководителем была Зуева Елена Сергеевна. В каждой школе тогда, как и сейчас создавались отряды ЮИД. Штаб отряда юных инспекторов движения составлял план работы отрядов ЮИД на год, месяц; планировал работу отряда; организовывал и контролировал работу отрядов и их командиров; составлял график патрулирования членов ЮИД и осуществлял контроль за его исполнением; инструктировал членов отряда ЮИД; вел документацию и дневник отряда о проделанной работе, оформлял стенд «Отряд ЮИД в действии»; проводил заседания штаба отряда ЮИД. В бывшей школе №8 мы по средам собирали представителей от каждой школы и инструктировали по различным вопросам. Слеты-конкурсы, соревнования организовывались при непосредственной поддержке отдела ГАИ УВД горисполкома, службой пропаганды и проходили на базе городского Дома пионеров. В Доме пионеров работал прекрасно оборудованный кабинет по Правилам дорожного движения, оснащенный стендами с дорожными знаками, макетами перекрестков.(Приложение 2) Именно в нём располагался городской штаб ЮИД. Форма юного инспектора и атрибуты выдавались ребятам перед слётами, так как хранились в городском кабинете. В период с 1986 по 1992 год традиционными мероприятиями были слеты-конкурсы Юных инспекторов движения, которые включали в себя такие этапы как: «Разводка транспорта на макете», «Пост 03», «Волшебное колесо», «Юный регулировщик», «Смотр строя» и др. На торжественном открытии слёта командиры отрядов сдавали рапорт, отдавая «салют», ведь наряду с атрибутами юного инспектора, которые порой одевались на школьную форму, обязательно присутствовал пионерский галстук и пионерский значок. В 1998 году городской кабинет по Правилам дорожного движения размещается на Станции юных техников. В этот период появляются новые формы работы со школьниками, организуются и проводятся такие городские слеты-конкурсы как «Безопасное колесо», «Юный автомобилист», «Знатоки дорожных знаков», «Юный пропагандист». Когда я уже училась в старших классах, то с удовольствием работала в лагере «Неунывайка», который до сих пор функционирует. Нашими наставниками были Наталья Бобылева, Худякова Наталья, Вера Кажушко, Светлана Бабина. Все лето не умолкал детский смех в лагере «Нейнывайка». Мне очень нравилась быть вожатой, это пора детства и беззаботности. Вот я не захотела расстаться с детством, поэтому и стала учителем, и до сих пор играю с ребятами в КВН…»
Осенью 1991 года Дом пионеров, который после реорганизации Всесоюзной пионерской организации стал называться Домом детского творчества, переехал в здание бывшего горкома комсомола на площади Ленина, где в распоряжении ребят было целых два этажа. В структуру ДДТ вошла станция юных натуралистов и два военно-спортивных клуба «Баграм» и «Десант». Помимо кружков декоративно-прикладного направления появились новые направления: школа шестилеток «Развитие» для детей, готовящихся пойти в первый класс, начала свою работу экспериментальная площадка- центр эстетического воспитания для младших школьников «Родничок», руководитель Николаева Н.А..
С 2001 года ДДТ занял здание бывшего детского садика на улице Ивана Буева, вновь объединившись со станцией юных натуралистов, которая стала экологическим центром. Наличие большой территории позволило организовать спортивную площадку, летнюю сцену, огород для юных экологов.
Глава 3. Сегодня – Дом детского творчества
А последние три года ДДТ «прописан» по улице Партизанской. Сегодня Дом детского творчества собирает под своей крышей 2240 человек. Дети ходят в разные кружки: «Изобилие» (тестопластика), изостудии «Флора» и «Эскиз», творческое объединение «Хоровод ремёсел», мастерская «Эксклюзив», танцевальный кружок «Веснушки», ансамбль ложкарей «Славяне», работают творческий центр «Алые паруса» (в который превратился в 1991 году Городской пионерский штаб) и экологический центр, военно-спортивные клубы «Десант» и «Баграм», школа молодого водителя, а также различные кружки при школах. Сейчас в учреждении работают творческие объединения по семи направлениям:
Мне кажется, что любой житель нашего города, которому от 10 до 100 лет, знает, что такое Дом детского творчества или Дом пионеров. Например, в нашей семье почти все так или иначе были с ним связаны: бабушка и мама ходили в кружки, а дедушка и папа – их вели. Мой дедушка, Бариев Анатолий Бариевич, несколько лет вёл кружок «Юный киномеханик», потом работал методистом в станции юных техников. А папа, Бариев Юрий Алимович, два года руководил судомодельным кружком. Я в течение трёх лет занималась в изостудии «Эскиз» под руководством Татьяны Владимировны Селезнёвой, потому что мне нравилось рисовать. За эти три года я участвовала во множестве конкурсов, неоднократно становилась призёром. Со своей работой об искусстве витража мы с подругами выступали на районной научно-практической конференции и стали победителями. А теперь я хожу в творческий центр «Алые паруса», из которого в этом году выпустилась моя двоюродная сестра Арина. Мне здесь очень нравится. Со мной ходят мои подруги. Мы проводим игры и конкурсы, подготовили и провели Новогоднюю ёлку. Я думаю, что впереди ещё много интересных дел.
В 2011году творческому центру «Алые паруса» отпраздновали 40 лет. Каждый год из стен «Алых парусов» выходят выпускники, но законы и традиции живут и действуют.
Наш девиз «Пусть и штормы и пламя,
Пусть дороги круты.
Гордо реет над нами
Алый парус мечты»
Наша песня «Ребята надо верить в чудеса».
Наши законы: ноль-ноль, поднятой руки, орлятского круга, доброго отношения к песне и людям, блокнота и карандаша.
Наши традиции: выпускной, вечер встречи друзей (26 октября), походы.
Я решила проверить, согласны ли со мной юные асиновцы, и задала несколько вопросов семиклассникам и третьеклассникам из нашей школы. (Приложение 3) Я опросила 46 человек. Если среди малышей были те, кто не знал, что такое ДДТ, то среди моих ровесников таких уже не было. В различных кружках занимаются 30% третьеклассников и 60% семиклассников, многие ребята хотели бы посещать ещё и другие кружки, но на всё не хватает времени. 50% опрошенных ребят знают, что их родители в детстве посещали Дом пионеров (ДДТ). Интересными были ответы на вопрос «Чем занятия в ДДТ отличаются от уроков в школе?». Ребята из начальных классов отметили, что :
Ребята постарше говорили, что :
Все опрошенные считают, что такое учреждение как ДДТ необходимо и 88% согласны с тем, что ДДТ можно назвать «островом детства».
Заключение. Завтра …?
В результате своей работы я пришла к таким выводам: Дом детского творчества начинал свою деятельность как внешкольное учреждение - Дом пионеров и школьников. Он выполнял вспомогательную функцию, углубляя и развивая то, что давала детям общеобразовательная школа. За 60 лет Дом творчества прошёл типичный путь эволюции для внешкольного учреждения, меняя содержание своей деятельности, место расположения, директоров. В настоящее время Дом детского творчества города Асино является муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей, основное предназначение которого- развитие личности.
Заканчивая свою работу, хочу сказать, что за 60 лет тысячи юных асиновцев прошли через разнообразные кружки Дома творчества, а теперь, став взрослыми, приводят сюда своих детей и внуков, а те, кто не может расстаться с миром детства, становятся наставниками. Здесь каждый находит дело по душе: одни танцуют, рисуют, вышивают, занимаются лепкой и мягкой игрушкой, других влечёт мир науки, исследований, третьи хотят проявить себя. ДДТ представляет возможность самоутвердиться, заниматься в творческих объединениях, участвовать в различных конкурсах. Атмосфера творчества царит повсюду, светится радостью и гордостью глаза у ребят за выполненную работу. Здесь каждый находит дело по душе, дети бегут сюда, потому что для них дом творчества — дом, где их любят и ждут. А значит, у ДДТ обязательно будет завтра!
Список литературы:
Приложение 1:
Из «Типового положения о Доме пионеров», утвержденного Министром просвещения СССР, согласованного с ЦК ВЛКСМ и Министерством финансов СССР 21 октября 1976 г:
«…Под руководством отдела народного образования Дом пионеров совместно с художественными и музыкальными школами организует литературно-музыкальные лектории и кинофестивали, смотры и конкурсы художественного творчества, праздники, выставки, встречи с деятелями литературы и искусства, передовиками производства; знакомит с лучшими образцами музыкального, театрального, литературного, народного, декоративного и прикладного искусства;
проводит со станцией юных туристов разнообразную туристско-краеведческую работу; организует походы, путешествия, экскурсии по изучению родного края; привлекает школьников к охране природы, памятников истории, архитектуры; проводит слеты, конференции, соревнования юных туристов;
со станцией юных техников организует мероприятия по техническому творчеству учащихся: смотры-конкурсы; выставки работ юных техников; соревнования по техническим видам спорта; олимпиады по физике, математике, химии и другим предметам; знакомит учащихся с новейшими достижениями науки и техники, с жизнью и деятельностью ученых и изобретателей и организует встречи с ними;
со станцией юных натуралистов проводит смотры-конкурсы, олимпиады, выставки и конференции, встречи, слеты юных натуралистов и опытников сельского хозяйства, ученических производственных бригад и школьных лесничеств; прививает любовь к природе;
совместно с ДЮСШ организует различные спортивные мероприятия: спартакиады, соревнования, праздники, военно-спортивные игры и т.д….»
Приложение 3:
а) да б) нет
а)да б) нет в)не знаю
а) да, нужно б)нет, не нужно в)затрудняюсь ответить
а) да б) нет
Заяц, косач, медведь и весна
Прекрасная арфа
Что такое музыка?
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Воздух - музыкант