С момента своего появления на Земле человек стремится к обретению новых знаний. Но, к сожалению, он не всегда может их получить. Предрассудки окружающих, стесненность в средствах, огромные расстояния… Причин может быть множество. Однако есть замечательная народная мудрость: «Кто ищет, тот найдет». Нет, конечно легко говорить об этом мне, человеку 21-го века, живущему в современном мегаполисе, имеющему возможность посещать отличную гимназию (а затем и университет), ходить в библиотеки и находить информацию в Интернете. Но в истории моего города есть замечательная глава о женщинах, которые смогли добиться своего вполне законного права на получение высшего образования. Наверное, вы уже догадались, что речь пойдет о Бестужевских курсах.
Вложение | Размер |
---|---|
bestuzhevskie_kursy_1.docx | 26.49 КБ |
Бестужевские курсы
Подготовил:
Левитина Карина Сергеевна
учащаяся 9 класса
ГБОУ гимназии №526 Московского района
Руководитель:
Шокурова Елена Николаевна
учитель истории и культуры Санкт-Петербурга
ГБОУ гимназии №526 Московского района
Санкт-Петербург
2014
Бестужевские курсы
С момента своего появления на Земле человек стремится к обретению новых знаний. Но, к сожалению, он не всегда может их получить. Предрассудки окружающих, стесненность в средствах, огромные расстояния… Причин может быть множество. Однако есть замечательная народная мудрость: «Кто ищет, тот найдет». Нет, конечно легко говорить об этом мне, человеку 21-го века, живущему в современном мегаполисе, имеющему возможность посещать отличную гимназию (а затем и университет), ходить в библиотеки и находить информацию в Интернете. Но в истории моего города есть замечательная глава о женщинах, которые смогли добиться своего вполне законного права на получение высшего образования. Наверное, вы уже догадались, что речь пойдет о Бестужевских курсах. Так позвольте мне рассказать о них.
Тема женского образования в царской России интересует меня уже лет 5. Вот и этим летом я наконец-то решила изучить ее подробно (особенно- высшее). И сразу же пришлось столкнуться с небольшими трудностями. Во-первых, очень маленькое количество информации в свободном доступе. Все материалы пришлось искать в Российской Национальной библиотеке. Во-вторых, многие найденные мною книги были изданы в советское время, а значит, там очень много политической и идеологической пропаганды, что удивило меня, школьницу, воспитанную уже абсолютно в ином духе. Надеюсь, в дальнейшем ситуация измениться. Вот то, что мне удалось разузнать.
В 1878 году в Санкт-Петербурге были открыты частные высшие женские курсы, названые Бестужевскими, по имени их первого директора, профессора русской истории, Константина Николаевича Бестужева-Рюмина. Этому предшествовала многолетняя эпопея. Началось все в 1859 году, когда на лекциях в Петербургском университете появилась первая женщина- Н. И. Корсини. Вот что об этом писала Е. Н. Щепкина: «Осенью 1859 г. администрация Санкт-Петербургского университета как бы решилась в виде опыта допускать женщин к слушанию лекций. К изумлению слушателей профессора Кавелина, ректор Плетнев, современник Пушкина и кн. Вяземского, представитель поколения 20-30-ых годов, которое славилось своим рыцарским отношением к женщинам, вошел в аудиторию под руку с молоденько й, скромно одетую девушкой и любезно усадил ее в кресло. Это повторялось в ближайшие дни, потом девушка ходила с Кавелиным, затем одна и садилась на скамьи со студентами, посещала она лекции и других профессоров-юристов.» К 1861г. число таких энтузиасток увеличилось до 30. Однако это терпели недолго- девушки начали проявлять общественную активность: вступали в студенческие кружки, участвовали в антиправительственных выступлениях. Уже в 1862 женщин перестали допускать на лекции в Петербургском университете, а затем и во всех остальных. Большинство слушательниц никак на это не отреагировало- высшее образование для них было данью моде. Но некоторые девушки поехали обучаться в Европу: в Германию, Швейцарию, Францию. Например, Н. П. Суслова после исключения из Медико-хирургической академии отправилась в Цюрих, где защитила диссертацию и стала первой из русской женщин доктором наук.
В 1869 г. в здании Пятой мужской гимназии открылись Аларчинские курсы для представителей обоих полов. Выработкой программы лекций занималась комиссия известных профессоров (А. Н. Бекетов, Д. И. Менделеев, Ф. В. Овсянников). Но просуществовали они всего 3 года. В 1872 появились аналогичные Владимирские курсы, но их судьба столь же печальна и коротка по причине убыточности и отсутствия систематического характера лекций и трудоустройства по окончании.
Вернемся же к самой «Бестужевке». Инициаторами открытия первого в России настоящего женского университета были самые передовые люди своего времени: Н. В. Стасова, М. В. Трубникова, А. Н. Бекетов, Д. И. Менделеев и другие. Любопытны слова А. Н. Бекетова: «Первое здание высшего женского образования было поставлено на средства русского общества». Действительно, интеллигенция сразу же откликнулось на призыв о сборе денег. Сразу же было открыто «Общество для доставления средств Санкт-Петербургским Высшим женским курсам».
Теперь поговорим о знаниях, получаемых на курсах. Существовало 4 отделения: словесно-историческое, физико-математическое (естественное), специально-математическое и с 1906 юридическое. Срок обучения- 3-4 года. В первое время принимались женщины от 21 года со средним образованием (позднее- окончившие курс гимназии без ограничения в возрасте). Интересен состав преподавателей- среди них были величайшие русские деятели науки: Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, Ф. Ф. Зелинский, А. П. Бородин… Учебные процессы на Бестужевских курсах и в университете имели сходные черты: академический год длился с сентября по май, преподаватели излагали лекционный материал и вели практические занятия в соответствии с едиными учебными планами. На курсах одно за другим возникали физико-химическое, юридическое, филологическое и другие общества. По университетской традиции профессора оставляли слушательниц, «имевших серьезный склад мыслей и испытывавших любовь к умственному труду», для приготовления к преподавательской деятельности, сдачи государственных экзаменов и получения научных степеней.
Но не все люди понимали всю пользу и необходимость курсов. Во время политических волнений 1880-ых годов многие слушательницы начали принимать активное участие в антиправительственных акциях. Если до 1886 ни одна курсистка не привлекалась к политическим процессам, то к концу 1880-ых это стало почти нормой. По этой причине в 1886 г. прием на Бестужевские курсы был прекращен до особого рассмотрения в правительственных кругах вопроса о женском образовании. 3 июня 1889 было опубликовано «Временное положение о санкт-петербургских Высших женских курсах», которое действовало до 1906 г. В это же время наблюдалось усиление стремления женщин к самостоятельности и получению образования, число слушательниц выросло в 6,5 раз. Но из-за уменьшения государственного финансирования плата увеличилась с 50 до 200 рублей. Одновременно по требованиям свыше уменьшилось количество лекций, а некоторые предметы исчезли из расписания.
В 1906 г. курсы обрели автономию. Появилась предметная система преподавания- возможность выбирать лекционные курсы по желанию (углубленно изучать биологию/филологию/органическую химию и т. п.), открылся юридический факультет, директор (профессор зоологии В. А. Фаусек) был выбран учащимися.
В 1917-1918 г-г. наступил самый тяжелый период в истории курсов. Революция и Гражданская война стали причинами полного безденежья и бессистемного учебного процесса. И к 1919 году «Бестужевка» прекратила свое самостоятельное существование, став частью Третьего Петроградского университета.
История первого в России женского университета на этом не заканчивается. Ведь к 1916 г. 6933 слушательницы получили выпускные свидетельства. Нельзя забывать, что нет данных о выпусках последних лет и не все смогли закончить курсы. Замечательное культурное наследие оставили бестужевки для будущих поколений. Подавляющее их большинство было педагогами. Многие стали известными учеными (например, астрономы Н.С.Яхонтова-Самойлова, П. Ф. Санникова-Шайн). Сотни курсисток получили кандидатскую и докторскую степени, пять стало членами-корреспондентами, а двое академиками. Известные всем нам Л. Д. Блок и Н. К. Крупская тоже в прошлом вышли из этого учебного заведения. Невозможно переоценить то, что они сделали для нашей страны.
Представителю нового поколения легко говорить о том, что женщине легко было получить образование в далекие с нашей точки зрения времена. Но получается интересный процесс: сейчас, при общедоступных знаниях человек почему-то перестает ими интересоваться. Конечно, при огромном количестве информации вокруг намного легче забить голову, словно большой мусорный бак. Но у нас есть прошлое. У нам есть примеры. У нас, в конце концов, есть обязанности. Продолжим же дело, начатое миллионы лет назад! Вперед!
3 загадки Солнечной системы
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Сказка об осеннем ветре
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Цветение вишни в лунную ночь