Цель нашего исследования – выяснить, насколько избранная государством и внедряемая сейчас модель образования соответствует требованиям будущего?
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 49.54 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ-ФЕСТИВАЛЬ «ПОЛИТИКА ВОКРУГ НАС» |
Реформы образования и становление информационного общества |
Роль образования в становлении личности и общества |
Проект ученицы 10 класса МОУ «СОШ №26» г.Балаково Саратовской области Шаевой Анастасии Руководитель: Золотарева Т. А. |
Содержание
Введение | с.3 | |
Формирования информационного общества: основные подходы и современность | с.4 | |
Модели образования в современном мире | с. 6 | |
Реформы образования в РФ и информационное общество | с. 9 | |
Заключение | с.13 | |
Примечания | с.14 | |
Литература и источники | с.16 |
Вечная гонка по кругу идей и новаций,
Изобретений, открытий, экспериментов
Откроет нам сущность движения, но не покоя.
О жизнь, растраченная в существовании...
О мудрость, утраченная в знании...
О знание, потерянное в информации...
Т. С. Элиот
Образование - часть процесса формирования личности. При помощи этого процесса общество передаёт знания, навыки от одного человека другим, а, значит, оказывает влияние на все виды деятельности человека. В процессе обучения ученик приобретает целый комплекс необходимых для будущей жизни личностных качеств и умений. Таким образом, система образования творит будущее всего общества.
Современный мир стоит на пороге формирования общества нового типа – информационного. Пройдет ли Россия этот процесс вместе с другими странами, или отстанет в развитии – этот принципиальный выбор делает современная система образования в ходе последних реформ.
Цель нашего исследования – выяснить, насколько избранная государством и внедряемая сейчас модель образования соответствует требованиям будущего?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо
Формирования информационного общества:
основные подходы и современность
Вопрос о вступлении наиболее развитых стран в качественно иную стадию социального развития активно обсуждается с середины 60-х годов западными социологами и социальными философами. На сегодняшний день наиболее обоснованными и общепризнанными, несмотря на продолжающиеся дискуссии, являются теории
• постиндустриализма (Дэниел Белл, Алвин Тоффлер);
• постмодернизма (Жан Бодрийяр, Марк Постер);
• гибкой специализации (Майкл Пайор, Чарльз Сейбл, Ларри Хиршхорн);
• информационного способа развития (Мануэль Кастельс).
Обратим внимание на две из названных выше теории.
"Осевым принципом" постиндустриального общества, по мнению Дэниэла Белла, "является громадное социальное значение теоретического знания и его новая роль в качестве направляющей силы социального изменения"1. В интерпретации Белла информационное общество есть не что иное, как форма развития постиндустриального или сервисного общества, в котором доля услуг в области ИТ и теоретического знания является доминирующей.
По мнению М.Кастельса, информационное общество – это общество сетевое, для которого необходима координация взаимодействия всех единиц субъектов общественных отношений (корпораций, общественных объединений, армии…) В таких условиях, когда человек отрывается от природных ограничителей и ориентиров, центральное значение имеет вопрос самоопределения, которое создается в новом обществе самими людьми – на основе проектов и программ2.
Конечно, описание того, каким должно быть общество будущего, не является в полной мере научным: нет такой страны, где информационное общество было бы окончательно сформировано. В США, Японии и западной Европе информационное общество еще только развивается и, по оценкам социологов, будет развиваться в течение нескольких десятилетий3.
В России этот процесс может затянуться на еще большее время: по данным Госкомстата доля сектора услуг российской экономике превысила 50% еще в 2003 году, а министр экономического развития Эльвира Набиуллина, выступая на заседании Американо-российского делового совета, заявила, что рост промышленного производства в январе-сентябре 2007 г. составил 6,6% и наибольший вклад внесли отрасли обрабатывающей промышленности4. Однако по данным независимых аналитиков главным источником национального дохода по-прежнему является экспорт сырья 5 . Аналитическое агентство CNews Analytics сообщает, что доля ИТ-услуг в ВВП с 2000 по 2005 гг. выросла более чем в 3 раза, однако в абсолютном выражении составляют всего лишь около 0,2% ВВП, притом что одним из главных потребителей ИТ-услуг являются нефтегазовые отрасли. 6
Концепция формирования информационного общества в России, разработанная в 1999 гг. по инициативе Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации и Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи, определяет одной из характерных черт этого общества повышение уровня образования: научно-технического и культурного. «…Система образования… должна приучать ребенка, подростка и взрослого к необходимости постоянных изменений в образе жизни, к восприятию, следованию и сохранению национальных традиций и культурного наследства своей страны7».
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что общество будущего будет состоять из людей коммуникативных, коммуникабельных; способных сделать осознанный выбор, а, значит, свободных; очень высокообразованных – имеющих серьезные знания и в гуманитарных, и в точных науках; безусловно, творческих – способных принимать нестандартные решения в постоянно меняющемся мире; обладающих высокими моральными качествами – ибо, в силу общедоступности любой информации возрастает и личная ответственность за то, каким образом она будет использована.
Модели образования в современном мире
Задача формирования человека нового типа стоит перед современным обществом и во многом зависит от системы образования, которая уже 20 лет находится в поисках оптимальных форм и методов, активно внедряя зарубежный опыт. Сегодня в мире существуют две глобальные образовательные системы: западная и восточная, каждая из которых отличается друг от друга не только набором изучаемых предметов, но и базовыми принципами образования.
Так, учеба в японской школе - это неустанный труд. Курс школьного обучения в Японии занимает 12 лет, и половина его приходится на начальную школу из-за исключительной сложности и трудоемкости изучения родного языка. Ученики должны усвоить 1850 иероглифов - минимум, установленный министерством просвещения (но даже для чтения книг и газет требуется знать гораздо больше - до 3 тысяч). Половиной этого иероглифического минимума нужно овладеть уже в младших классах. К тому же каждый из иероглифов имеет несколько вариантов чтения и произношения.
Каждый день после занятий в обычной школе дети вновь отправляются учиться, но теперь уже в другую, необязательную школу, но крайне необходимую для перехода на следующую ступень средней школы и в университет.
Эти школы называются "дзюку", в переводе - "школа мастерства", но правильнее было бы сказать - "репетиторская школа". Там специально нанятые учителя еще раз объясняют детям то, что уже было сказано в школе днем, добавляя к этим знаниям новые, которыми можно блеснуть на экзамене. И если раньше учеба в "дзюку" требовалась для поступления лишь в самые лучшие университеты и школы, то теперь необходима и для зачисления в рядовые.
Учебный год в Японии - самый, наверное, длинный: 240 дней. И несмотря на это, преподаватели задают на дом столько, что старшеклассники вынуждены сидеть над учебниками еще по 5-6 часов в день.
В развитых странах Азии обучение основано на групповом принципе, главный упор в процессе образования делается на академические дисциплины, а социальные навыки прививаются ребенку в семье.
Западную модель образования представляет американская школа. В 5 лет американские дети идут в нулевой класс. Его посещают 60 % маленьких американцев8. Начальная школа продолжается до пятого или шестого класса, после чего ученик идет в среднюю школу, которая заканчивается восьмым классом. Высшая (старшая) школа — это классы от девятого до двенадцатого, так что обычно американцы заканчивают среднее образование в 18 лет. Те, кто получил среднее образование, могут поступать в местные колледжи, которые выдают двухлетнюю степень или же в колледжи или университеты, где получают, обычно за четыре года, степень бакалавра. Получившие степень бакалавра могут учиться дальше, чтобы получить степень магистра (2—3 года) или доктора философии (3 года или более).
Американских родителей в качестве школьных достижений их отпрысков в первую очередь интересуют спортивные успехи, независимость, самостоятельность в принятии решений9. В американской школе дети сидят по одному, задания даются педагогом индивидуально, чаще всего в виде тестов, причем для более слабых учеников полегче. Здесь считают, что главное не обидеть ребенка, не выставить его на посмешище, не нанести ему психологической травмы.
Исследования эффективности этих моделей обучения провел профессор Мичиганского университета Гарольд Стивенсон. Его выводы, сделанные на основе десятилетних исследований, были однозначны: в детском саду маленькие китайцы, японцы и американцы практически не отличаются друг от друга. Их интеллектуальный уровень примерно одинаков. А среди первоклассников вперед резко выдвинулись китайские ребятишки: они оказались более развитыми, более подготовленными, самостоятельными и, что немаловажно, более сплоченными.
К пятому классу разница между американскими детьми и азиатскими «коллегами» оказалась огромной. По данным тестирования, в области математики китайцы и японцы вырвались вперед настолько мощно, что даже самые слабые из них находились на уровне наиболее сильных американцев10.
Можно сделать вывод, что все дело не во врожденных способностях некоторых наций к наукам, а в том, как организован процесс обучения.
Ни оборудование школ, ни особая организация питания и развлечения детей после уроков, ни разнообразие предметов уровня знаний у школьников не повышают. Напротив, чем более насыщены школьная программа и жизнь учеников, тем хуже они успевают в учебе. Ряд базовых, академических предметов с хорошо разработанной системой преподавания гораздо полезнее множества экзотических дисциплин, заведомо бесполезных для жизни и образования учеников. То же самое сегодня существует в Китае, Японии, на Тайване и в Индии. Именно поэтому там дети учатся лучше, чем в Америке, где властвует индивидуализм11.
Реформы образования и информационное общество в РФ
Современная российская школа в последние годы проходила через целый ряд преобразований: изменение системы финансирования, переход на профильное среднее образование, ЕГЭ, вхождение России в Европейское образовательное пространство – Болонский процесс. С одной стороны, реформа декларирует достижение несомненно положительных результатов:
обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.
С другой – ориентирует новую школу на западную модель образования: Федеральный базисный учебный план 2004 по сравнению с 1998 годом сильно изменился: уменьшается количество часов, выделенных на изучение таких предметов, как физика, история, география, биология; в школах появились дополнительные предметы – основы здорового образа жизни, основы безопасности жизнедеятельности, краеведение10. Последние инициативы президентом РФ Д. А. Медведева и министра образования и науки С. А. Фурсенко свидетельствуют о том, что эта линия в реформах будет продолжена и в будущем: перевод школ на частично платное обучение, сокращение обязательных предметов, ориентация образования на заказ семьи; профилизация предполагает уже в школе тесную связь с предприятиями11.
Мнение президента Всероссийского фонда образования, академика РАЕН Сергей Комкова по поводу этих преобразований довольно однозначно:
– Они предлагают вывести за рамки образовательных часов развивающую деятельность – уроки физкультуры, труда, изобразительного искусства, иностранного языка, музыки будут оплачиваться за счет родителей12.
Так насколько избранная государством модель образования действительно соответствует потребностям информационного общества?
1. Не все родители смогут оплатить весь процесс обучения – значит, какая-то часть учеников окажется в худших условиях, чем остальные. Эта проблема существует уже сейчас: в лицеях и гимназиях нашего города размеры добровольных попечительских взносов в 2-2,5 раза больше, чем в обыкновенных школах.
2. Недостаточные знания иностранного языка сузят возможности общения, в том числе и профессионального, с иноязычными коллегами или сверстниками.
3. Главной задачей учителя и ученика в школе становится не обучение, а сдача экзамена. ЕГЭ способно проверить умение работать с информацией, но как же способность общаться, выражать свое мнение в беседе, вести свободный диалог?
4. Обеспечение школ современными компьютерами с доступом в интернет позволяет тем, у кого дома компьютера нет, пользоваться этой услугой. В нашей школе доля таких учащихся 29%. Очень помогают и уроки информатики.
5. Введение профильных классов позволяет достаточно успешно готовиться к ЕГЭ. Так, в нашей школе в прошлом году все выпускники 11 класса сдали ЕГЭ и получили аттестат.
С другой стороны, профилизация имеет свой минус: очень многое зависит от того выбора, который ты сделаешь при поступлении в 10 класс. К сожалению, анализ данных по нашей школе в этом отношении неутешителен: не все семьи и ученики способны четко определиться с выбором предметов. В сентябре этого учебного года администрация нашей школы провела анкетирование на предмет выявления тех предметов, по которым их детям необходимы дополнительные занятия. Лидером среди выбранных предметов оказались информатика и иностранный язык (23% и 15% соответственно). Сравнение этих данных со списком экзаменов по выбору в тех же классах в этом учебном году показало, что лидером среди избранных предметов оказались обществознание (43%, в начале года -11%). Схожее положение и в выпускных 11 классах. При наличии 2х профильных классов – оборонно-спортивном и химико-биологическом экзамены по выбору для поступления в соответствующий профилю ВУЗ избрали только16%. Среди предметов по выбору химию и биологию сдают 5% учеников. Лидируют по количеству выбранных экзаменов обществознание (51%), история (32%), физика (24%). Это возвращает нас к проблеме 1: по результатам анкетирования более 20% учеников готовятся к экзаменам, посещая платные занятия – при ВУЗах, репетиторство.
6. Как выяснилось, существенные проблемы возникают и с коммуникабельностью. Анализ тестирования показал, что доля свободного времени, которую проводят ученики 9-11 классов нашей школы за компьютером, составляет более 70%. Общение со сверстниками стоит на втором месте – 56%. Но на вопрос: «Какие формы общения вы используете чаще всего?» 30 % указали «Контакт», «Одноклассники», сетевые игры. Основными темами общения, по сведениям этого же опроса, являются компьютерные игры, мобильные телефоны, в младших классах – сериалы.
И данные анкетирования не показались нам случайными: большинство исследований развития современного общества выявляют схожие тенденции не только в современном российском, но и в западноевропейском и американском обществе (см. http://flogiston.ru).
Дискуссии по проблеме реформирования системы образования в РФ идут более 10 лет, и последние 5 - особенно активно в пространстве Интернет. С одной стороны, это говорит о том, что процесс становления информационного общества идет, с другой – реформа вызывает широкий и зачастую негативный резонанс в обществе.
Наверное, государству, проводящему такие общественно значимые реформы, следует вспомнить об основных принципах демократического общества: праве каждого сделать свой выбор и повлиять на принятие жизненно важных решений. Проблему могло бы решить широкое обсуждение общих направлений реформирования с привлечением общественных организаций, педагогического сообщества, ведущих отечественных и зарубежных социологов, более пристальное изучение опыта азиатской системы образования. И самое главное – отказ от жесткой унификации стандартов.
Примечания
1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на западе. - М, 1986г.
2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура// http://culturca.narod.ru/cast.htm
3. Игнатьев В.И., Розанов Ф.И. Россия в информационной цивилизации: проблемы вхождения и национальная специфика. // Социальная онтология России (сборник научных статей по докладам II Всероссийских Копыловских чтений) Новосибирский государственный технический университет. – Новосибирск, 2008.
4. Finam.ru. Сценарии и прогнозы. http://www.finam.ru/analysis/forecasts00962/default.asp
5 Скляров С. Догнать и перегнать СССР. // Независимая газета. - 2007. № 17.
6. Карачаровский В. ИТ-услуги наращивают долю в ВВП России // CNews Analytics. http://www.cnews.ru/reviews/free/itservice/articles/development.shtml
7. Концепция формирования информационного общества в России http://www.libertarium.ru/68568
8 Столярова Н. К. Уроки нашей жизни.http://www.nasima-stolyarova.narod.ru/s19.html
9 Татьяна Ермолова.Один в школе не воин, или Почему американская система образования проигрывает китайской и японской
http://likar.info/forum_arch/theme/358.html
10 Цит по: С. Волкова «Российская школа для Америки? Стивенсон доказал, что наша система образования лучше». Социалистическая Россия, 2001,
11 Е.В.Ковалёв Образование в ведущих державах мира. http://www.ndkplaneta.ru/arhiv-diskussij-i-publikacij/sravnitelnyj-analiz-obrazovatelnyh-sistem-ssha
10 ФБУП 2004 www.mccme.ru/edu/oficios/2006/proekt0/bup-proekt.doc
11 http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_43_aId_487562.html
12 http://radosvet.net/politikos/5295-minobrnauki-gotovit-reformu-srednego-obrazovaniya.html
Литература и источники
http://likar.info/forum_arch/theme/358.html
Рисуем осень: поле после сбора урожая
На горке
Госпожа Метелица
В поисках капитана Гранта
Волшебная фортепианная музыка