Тема работы «Компьютерная зависимость», которая актуальна в настоящее время.
Цель работы: изучить причины и последствия компьютерной зависимости в подростковом и юношеском возрасте.
Основная часть работы – текст, раскрывающий понятие компьютерной зависимости, ее видах, симптомах и последствиях. В работе представлены результаты исследования подростков, по выявлению компьютерной зависимости. Сделаны выводы.
Вложение | Размер |
---|---|
kompyuternaya_zavisimost.doc | 144 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»
Автор: Трусова Екатерина
ученица 6-В класса, МБОУ «СОШ №42»
Руководитель:
Желанова Ирина Валерьевна,
учитель математики и информатики
г.Нижневартовск
2014 г.
Содержание:
1. Настоящая эпидемия настоящей болезни,
2. Виды компьютерной зависимости
3. Стадии возникновения компьютерной зависимости
4. Симптомы компьютерной зависимости
5. Чем грозит такая зависимость?
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………..……………………………………....………14
ВВЕДЕНИЕ
«Виртуальный (ср. лат.virtualis) – возможный;
такой, который может или должен
появиться при определенных условиях»
В настоящее время всё более актуальной становится проблема компьютерной зависимости. Так что же это такое? По определению «компьютерная зависимость» – это увлечение, связанное с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Основным показателем наличия зависимости является концентрирование собственной жизни, интересов человека вокруг компьютера.
Существование психологической зависимости от компьютерных игр все еще вызывает сомнения у многих специалистов и самих людей, увлекающихся компьютерными играми. Однако бесспорен тот факт, что количество людей, увлекающихся нахождением в виртуальной реальности на сегодняшний день достаточно велико.
Современный подросток много времени проводит в Интернете, бессмысленно бродя по всевозможным сайтам, кто-то сидит в чатах, в поиске друзей по несчастью, кто-то тратит своё свободное время на компьютерные игры.
Чем больше человек играет, тем все больше он начинает чувствовать контраст между собой " реальным" и " виртуальным", что еще больше притягивает человека к компьютерной игре и отстраняет от реальной жизни, к тому же, если последняя обыденна. Игра превращается в средство компенсации жизненных проблем, личность начинает реализовываться в игровом мире, а не в реальном. Безусловно, это влечет ряд серьезных проблем в развитии личности, в формировании самосознания и самооценки.
У некоторых подростков проявляются симптомы, аналогичные токсикомании. Сегодняшние подростки живут в мире мультимедиа. Это уже скорее не тинэйджеры, а "скринейджеры" (от screen - экран).
Цель работы: изучить причины и последствия компьютерной зависимости в подростковом и юношеском возрасте.
Гипотеза: компьютерной зависимости наиболее подвержены подростки.
Задачи:
Методы исследования:
причины ее возникновения
Наркотическая зависимость - болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам, вызывающим в малых дозах эйфорию (греч. euphoria, состояние приподнятого настроения, довольства, не соответствующего объективным условиям), в больших - оглушение, наркотический сон. Систематическое употребление наркотика вызывает потребность в увеличении доз. Воздержание сопровождается абстенентным синдромом (болезненным состоянием, "похмельем", которое развивается у наркоманов при прекращении приема наркотиков). При наркомании поражаются внутренние органы, возникают невротические и психические расстройства, развивается социальная деградация. Так, "Советский энциклопедический словарь" определяет распространенное и известное явление, которое хотелось бы затронуть с не совсем обычной точки зрения. А что же представляет собой компьютерная зависимость?
Компьютеры широко внедряются в повседневную жизнь. Возрастает число людей, умеющих работать с компьютерными программами, играть в компьютерные игры, исследовать Интернет и т.п. Увлечение компьютером, становится просто болезнью. Компьютерная зависимость - это полная аналогия с наркотиками и наркотической зависимостью: с каждой принятой дозой сила зависимости увеличивается; с каждым часом игры зависимость от нее усиливается и вскоре для человека становится невозможным обходиться без виртуального мира. Исследователи обнаружили, что современные дети проводят досуг не так, как их предшественники еще несколько лет назад. Они слишком привержены своим ПК. По данным ученых, 16-летний подросток тратит на компьютерные игры более 70 часов в неделю.
Начиная общаться с компьютером самостоятельно и разрешая многие возникшие по мере обучения проблемы с ним один на один, субъект в последствии начинает относиться к компьютеру как к чему-то родному. Устройство, с которым было "пережито" столько сложных стрессовых ситуаций, столько раздражения и счастья, которое в итоге стало "другом", превращается в отдушину. Именно этот факт чаще всего и становится причиной пристрастия к компьютеру.
Существует несколько видов компьютерной зависимости: игровая зависимость и Интернет-зависимость.
Игровая зависимость
Игровая зависимость — одна из форм зависимостей, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми. Подразделяется на увлечение сетевыми и однопользовательскими играми.
"Игрушки" практически для всех пользователей персональных ЭВМ - в числе первых программных продуктов (а часто - и первые, даже единственные), с которыми они научились работать. Обучение происходит быстро, процесс игры увлекателен. Это хорошая психологическая разрядка, средство для снятия напряжения.
Что же привлекает подростков в компьютерных играх:
Основные признаки человека попавшего под игровую зависимость
Интернет-зависимость — психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета.
Интернет-зависимость – это не химическая зависимость, т.е. не приводящая к разрушению организма, по воздействию на организм она ближе к зависимости от азартных игр и т.п. отмечается, что если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается: по данным К.Янг, 25% аддиктов приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года.
Согласно исследованиям известного американского психолога Кимберли Янг, опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются:
· навязчивое стремление проверить электронную почту;
· постоянное ожидание следующего выхода в Интернет;
· увеличение времени, проводимого в Интернет;
· увеличение количества денег, расходуемых на Интернет;
Кроме того, американские психологи выделили в процессе исследования основные типы интернет-зависимости, которые характеризуются следующим образом:
Компьютерная зависимость развивается постепенно.
Выделяется 3 стадии заражения:
Первая стадия - заражение: случайное, "от нечего делать", или с осознанным желанием отвлечься от проблем, окунуться в сладкий дурман грез.
Вторая стадия - втягивание: в конце-концов пестрых кувыркающихся кубиков простого "Тетриса" становится мало, и "человек играющий" приносит от знакомых первую глобальную стрелялку-ходилку... Воздержание сопровождается настоящим "похмельем": и скучно, и грустно, и повседневные дела не идут на ум, и хочется вечно быть никогда не существовавшим воителем с мускулами как у Шварцнегера или бравым капитаном звездолета.
Третья стадия - полная зависимость. Иногда приходится видеть, как бледные молодые люди с горящими глазами просиживают всю ночь до утра, только и делая, что нажимая клавиши на клавиатуре и выкрикивая время от времени бессвязные слова.
Симптомы можно перечислять и дальше, однако не стоит забывать, что истинная причина зависимости кроется отнюдь не в самом компьютере. Такой пылкий интерес к технике говорит о гораздо более серьёзных проблемах в личной жизни человека – проблемы в общении с реальными людьми, неудовлетворённые стремления и желания, неспособность самостоятельно и осознанно справится со стрессовыми ситуациями и т.д.
Во-первых, перенос интереса с реальной жизни на компьютерную приостанавливает интеллектуальное развитие, сужая его до определённой области, в которой молодой человек может разбираться гораздо лучше своих менее компьютеризированных сверстников. Во-вторых, потеря смысла жизни, который в данном возрасте ещё не сумел окончательно сформироваться и окрепнуть. Человек перестаёт принадлежать себе полностью, отождествляя себя с механическими частями компьютера.
По словам С.Степанова «опасность тут, конечно, есть, и она состоит в том, что по мере погружения в иллюзорный мир слабеет связь с реальностью. Привыкая решать виртуальные проблемы нажатием кнопки, человек постепенно отвыкает решать реальные проблемы» (Степанов С.С. «Компьютер – лекарство или наркотик?»).
Исследование
В исследовании принимали участие 70 человек: учащиеся в возрасте 13 – 14 лет, имеющие компьютер дома. Из них: девушек – 28, юношей – 42. Была разработана анкета (см. приложение 1) по выявлению компьютерной зависимости.
Компьютерная зависимость определена по совокупности трех факторов, описанных как показатели компьютерной зависимости в литературе:
На вопрос «Как часто Вы работаете за компьютером?» 23 человека ответили – все или больше половины свободного времени.
Цель работы на компьютере: компьютерные игры – 41 чел. (59%), Интернет общение – 28 чел. (40%), информация развлекательного характера – 48 чел. (69%), полезная информация для учебы – 37 чел (53%).
На вопрос: «Что ты испытываешь во время игры на компьютере» 15 чел. (21%) ответили – азарт, 26 чел. (37%) - подъем настроения, 15 чел. (21%) - отключение от реального мира.
Исходя из этих критериев, была определена вероятность компьютерной зависимости у 23 человек – 33% (см. приложение 5).
Далее учащимся была предложена анкета на выявление типа компьютерной зависимости, а именно – идентификация компьютерной игровой зависимости (приложение 2) и тест «Интернет-зависимость».
Анализируя результаты первой анкеты, выявлено следующее: для 26 уч-ся (37%) проблема компьютерной зависимости актуальна, 13 уч-ся (19%) – подвержены игровой зависимости.
Тест «Интернет-зависимость» показал следующие результаты: 14 уч-ся (20%) зависимы от Интернета.
Кроме этого, аналогичное исследование было проведено среди взрослых. В анкетировании участвовало 30 человек (педагоги нашей школы). Были получены следующие результаты. На вопрос: как часто Вы работаете на компьютере, только 3 человека ответили – больше половины свободного времени. Цель – полезная информация для работы, и лишь 2 человека (7%) – Интернет-общение, компьютерные игры. Ощущения во время работы за компьютером – отдых, подъем настроения, чувство ответственности, усталость.
Таким образом, гипотеза, о том что компьютерной зависимости наиболее подвержены подростки, подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей) становятся психологически зависимыми от компьютера. Это проблема над которой мы должны задуматься уже сегодня.
Важно вовремя заметить и предупредить развитие зависимости от виртуального мира. Это гораздо легче, чем потом лечить ее последствия. Особенно важно показать подростку, что в реальном мире есть все, что он видит и ценит в мире виртуальном, но в действительности все более яркое и живое.
Какие, же меры можно предпринять?
Вот несколько советов как избежать формирования компьютерной зависимости:
Компьютер – действительно источник, как полезной информации, так и способ проведения свободного времени. Однако необходимо понять, что это – всего лишь бездушная машина, которая не даст человеческого тепла и любви, не протянет руку, он не может стать заменой дружеским, романтическим и семейным отношениям, да и личные проблемы сам по себе он вряд ли решит. Прежде, чем углубиться в бескрайние Интернет-просторы, необходимо оглядеться и посмотреть вокруг себя, а вдруг найдётся тот человек, который окажется более приятным собеседником, чем мерцающий монитор.
ЛИТЕРАТУРА:
Приложение 1
АНКЕТА
Пол: м, ж.
2. Как часто ты работаешь на компьютере?
а) все свободное время;
б) больше половины свободного времени;
в) меньше половины свободного времени;
3. Цель твоей работы:
а) компьютерные игры;
б) полезная информация для учебы и (или) работы;
в) полезная информация развлекательного характера;
г) Интернет-общение;
д) другое __________________________________________________.
4. Что ты испытываешь во время работы на компьютере?
а) азарт;
б) подъем настроения;
в) «отключение» от реального мира;
г) другое __________________________________________________.
5. Забываешь ли ты о домашних обязанностях, важных встречах, учебе и других делах в ходе работы или игры на компьютере?
а) часто;
б) иногда;
в) никогда.
а) слышал, но не верю;
б) знаю, но сомневаюсь;
в) да, вредна.
Приложение 2
Идентификация компьютерной игровой зависимости
Верны ли эти для Вас эти утверждения?
ЕСЛИ:
Приложение 3
Тест «Интернет зависимость»
Резидент считается Интернет-зависимым в случае пяти и более положительных ответов на эти вопросы.
Приложение 4
Время работы на компьютере
Цель работы на компьютере
Ощущения во время работы на компьютере
Компьютерная зависимость
в подростковом возрасте
Компьютерная зависимость
Компьютерная зависимость у взрослых
Приложение 5
Вот несколько советов как избежать формирования компьютерной зависимости:
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Заколдованная буква
Нечаянная победа. Айзек Азимов