Работа написана в рамках конкурса "Права человека - глазами ребенка". Второе призовое место в районе.
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok-invalid.doc | 71.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Спас-Заулковская школа-интернат среднего (полного) общего образования – Центр образования «Планета детства»
Тема: «Ребенок-инвалид – полноценный член общества»
Класс 8
Учащаяся Шмакова Татьяна Вячеславовна
Педагог Королёва Елена Александровна учитель истории и права
2013
Введение
Тема моей работы «Ребенок-инвалид – полноценный член общества». Начать я хочу со стихотворения, которое написала девочка-инвалид.
«Что заставляет уходить в бессмертье
Мельчайшие частички бытия?
Их разделяют звезды и столетья,
И вместе с ними исчезаю я.
Но исчезая, во Вселенской книге
Я оставляю четкие черты.
И в каждом атоме, и в каждом миге
Меж мной и Вечностью наведены мосты».
Эта девочка-инвалид не может очень многого, даже почти ничего не может из того, что могут другие дети и взрослые. В то же время это стихотворение (которое, пожалуй, могло бы здесь быть и эпиграфом) показывает, что она может что-то, чего не можем мы. Может быть, она знает то, чего не знаем мы. И она имеет судьбу, как бы сложенную из другого материала, чем у большинства из нас.
Так на примере этой девочки мы встречаемся с проблемой детей-инвалидов – в глубоком и общем смысле.
Что такое инвалид? Я прочитала много информации: докладов, статей, исследований на эту тему. Вот некоторые значения этого слова.
Инвалид – это тот, кто частично или полностью утратил трудоспособность вследствие увечья, болезни. (Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой)
Инвалидность — состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.
Ребёнок-инвалид – это неполноценное в умственном или физическом отношении человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Все эти определения означают примерно одно и то же. Слово «инвалид», буквально означающее «непригодный», в настоящее время всё чаще заменяется на «человек с ограниченными возможностями».
Я считаю, инвалиды тоже являются людьми такими же (!) как и мы. Такой человек – тоже личность, пусть с ограниченными возможностями. К таким людям надо относиться как к обыкновенным полноценным, но, к сожалению это не всегда так. Многие «люди» стараются унизить, оскорбить инвалида, бросить его на произвол судьбы и даже, как это ни страшно звучит, убить.
В сентябре 2013г. по телевизору был прямой эфир на тему: «Избили и постригли: школьницы издевались над девочкой-инвалидом». В репортаже говорилось о том, что одноклассницы избили девочку-инвалида и обрезали ей волосы (они хотели их продать). По чистой случайности девочка осталась жива. Для меня было шоком то, что девочки-преступницы очень хладнокровно рассуждают о совершенном преступлении. Я считаю это кощунством. Это не люди, это звери. Но даже звери не всегда на такое способны. Несомненно, люди-инвалиды, особенно дети с ограниченными возможностями, намного чище, добрее, светлее нас.
Я считаю, что на данный момент это самая глобальная проблема в нашей стране. В своей работе я попытаюсь описать условия жизни детей-инвалидов, разобраться в том, какая поддержка со стороны общества и государства оказывается таким детям.
Основная часть
Генезис проблемы детской инвалидности
Проблемы детской инвалидности относительно недавно стали предметом специальных исследований. Отношение научной и общественной мысли к данной проблеме явилось отражением исторической трансформации отношения общества к инвалидности в целом.
История развития отношения к детской инвалидности ведет своё начало от мифов о древней Спарте где, согласно древнему историку Плутарху, сбрасывали немощных детей со скалы. В Древней Греции, где высоко ценилось физическое совершенство человека, детей, у которых при рождении замечались физические расстройства, убивали.
В Древнем Риме, как и в Древней Греции, детоубийство младенцев с расстройствами считалось нормой. В тоже время следует отметить, что в Риме разрабатывались способы лечения людей с инвалидностью. Например «Аристотель изучал глухоту, а Гиппократ пытался лечить эпилепсию».
В Древней иудейской культуре «...ко всем слепым и глухим, вдовам, сиротам и малоимущим относились особенно внимательно», детоубийство запрещалось. Однако инвалиды, по-прежнему, считались людьми с печатью греха, именно поэтому им запрещалось посещение религиозных ритуалов.
В эпоху христианства отношение к инвалидам носит противоречивый характер. Люди с инвалидностью, основываясь на традиции монашества, уходили в монастырь, тем самым обеспечивая себе еду и кров. В то же время в инвалидность в целом рассматривалась, как плата за грехи. Человека с физическими недостатками, в обществе все избегали и боялись их.
Для русской культуры инвалиды (юродивые, калеки) традиционно являлись одним из объектов благотворительности и милосердия. Инвалиды, чьё развитие существенно отличались от общепринятой нормы, в православной культуре вызывали чувство жалости, сострадания и сочувствия.
Более предметно подошел к вопросу инвалидов в России Петр I. Со свойственной ему категоричностью он объявил нищенство и тунеядство социальным злом, а частную благотворительность - пособницей этому злу. Под угрозой штрафа запретили подавать милостыню, за этим следили специальные люди. С другой стороны, великий государь стал с особым рвением строить богадельни и госпитали по монастырскому указу. Кстати, ныне знаменитая тюрьма "Матросская тишина" в свое время была построена как дом для больных и увечных матросов. Именно с возведения этого здания по петровскому указу было заложено начало создания государственной системы социальной защиты.
Благотворительность нашла свое развитие и при Александре I, который учредил "Императорское человеколюбивое общество", содержащее дома и дешевые квартиры, ночлежные приюты и столовые. А после Отечественной войны 1812 года стало широко употребляться слово "инвалид". Изначально им именовали лиц, получивших увечье на военной службе.
Таким образом, в XIX веке в нашем Отечестве существовала несравнимая ни с одной страной мира сеть общественных институтов и организаций, призванных на деле осуществлять милосердие в форме конкретной помощи всем нуждающимся. Приютов, больниц, странноприимных домов, монастырских гостиных, богаделен и комитетов, занимавшихся оказанием материальной и иной помощи инвалидам, сиротам, престарелым, ветеранам на территории безграничной России, было в изобилии.
Перелом в отношении государства к нуждающимся произошел с приходом к власти Советов: частная благотворительность была запрещена.
Гражданская война, а затем и Великая Отечественная существенно пополнили армию инвалидов.
Надежды на улучшение положения инвалидов появились только в постсоветский период: под нажимом двух общественных организаций - Всероссийского общества инвалидов и Всероссийского общества слепых - в 1995 году был принят Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в РФ". Это был по-настоящему прогрессивный документ в области обеспечения прав инвалидов наравне с другими гражданами. Он закладывал основу основ, гарантируя человеку, получившему инвалидность, реабилитационную систему мер и его интеграцию в общество. В законе впервые были заложены такие понятия, как доступная среда, квотирование рабочих мест и т. п.
Понимая необходимость защиты своих интересов, люди с ограниченными возможностями здоровья в 2003 году провели Молодежный форум Всероссийского общества инвалидов, на котором приняли обращение к федеральному руководству. В нем, в частности, говорилось: «Слабая толерантность нашего общества по отношению к тем, кто по тем или иным параметрам не похож на большую часть людей, заставляет инвалидов искать пути общественного диалога. С учетом национального менталитета, образовательного и культурного уровня населения, профессионализма российских властей быстрых позитивных результатов социального партнерства инвалидов и общества ожидать не следует. Но мы живем сегодня и хотим быть услышанными сейчас, а не через сто лет».
Решение проблемы
На основании опросов, проведенных среди родителей, воспитывающих детей-инвалидов, и составленных диаграмм (см. Приложение 1) можно сделать следующие выводы:
В последние годы на некоторых железнодорожных маршрутах появились экспериментальные вагоны с одним двухместным широким купе, предназначенным для инвалидов на колясках с сопровождающими их лицами.
Однако низкие платформы вокзалов, высокие ступени, узкие двери и неудобно расположенные поручни троллейбусов и автобусов являются практически непреодолимой преградой для инвалидов, передвигающихся на колясках, и затрудняют пользование ими другим категориям инвалидов со сложностями в ходьбе. Большинство вокзалов, даже реконструированных относительно недавно, лишены туалетов для инвалидов или широких кабин в общих туалетах.
Перекрестки, оборудованные "звуковыми светофорами" для слепых, начали внедряться в отдельных городах, преимущественно в местах проживания или трудоустройства инвалидов с нарушениями зрения.
Тротуары или специальные пешеходные дорожки для слепых и слабовидящих в районах, где расположены предприятия, санатории и пансионаты, принадлежащие ВОС, часто маркируют белой выступающей краской или оборудуются ограничителями и поручнями.
Слепым также помогает звуковое оповещение о приближении поездов. На некоторых, но далеко не на всех автобусных и троллейбусных маршрутах объявляют не только название остановок, но и номера маршрутов и направление следования.
Грузовые лифты, удобные инвалидам для передвижения на колясках, имеются только в 16- и 22-этажных домах.
Примером решения проблемы создания доступной среды жизнедеятельности для инвалидов является Москва. Здесь в рамках целевой комплексной программы реабилитации инвалидов осуществлен ряд мероприятий по проектированию, новому строительству и приспособлению зданий, сооружений, территорий города, а именно:
— строительство (с полным приспособлением для инвалидов) и ввод в эксплуатацию специализированных объектов социального назначения;
— строительство квартир в жилых домах-новостройках для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата;
— приспособление для инвалидов зданий, учреждений и организаций, обслуживающих население;
—социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, службы психологической помощи и др;
— приспособление входных помещений жилых домов и оборудование квартир, в которых проживают инвалиды;
— разработка проекта по завершению комплексного приспособления Реабилитационного центра для детей-инвалидов.
Таким образом, решение проблемы есть! Путем создания доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. Оно должно быть комплексным и осуществляться при активном взаимодействии органов исполнительной власти, учреждений социальной защиты населения, образования, общественных организаций инвалидов.
Практическое исследование
Они рядом и вместе с нами
«Солнце светит для всех»
В нашей школе обучается девочка - инвалид. Она учится в 3А классе. Я побеседовала с её классным руководителем об адаптации девочки в школе, об отношении к ней сверстников.
Вот что мне рассказала её классный руководитель: «Майорова Дарья - девочка-инвалид. Она пришла к нам 1 сентября 2013 года. До этого она обучалась на дому. Я ходила обучать её три раза в неделю.
Управление образования установило Даше дома аппаратуру, которая необходима для реализации учебного процесса. Это нетбук, цифровой микроскоп, принтер, конструктор LEGO. Ей был предоставлен бесплатный доступ к интернету. Сначала было всё хорошо. Но потом она начала испытывать меня. Капризничала, если что-то не получалось сразу начинала плакать, думала, что я буду закрывать глаза на её неудачи. Даша думала, что она инвалид и её должны все жалеть.
Я анализировала эту ситуацию, и пришла к выводу, что Даше надо помочь ощутить себя полноценным ребёнком, но как? Изо дня в день повторялась одна и та же ситуация: не буду, не хочу, не знаю. Я терпеливо приходила, обучала девочку, много с ней разговаривала, рассказывала ей о школе, говорила, что не у всех детей всё сразу получается, нужно терпение. У неё есть брат Майоров Даниил, с ним я тоже много разговаривала, чтобы он помог Даше. На что он мне отвечал: «Моя сестра очень, очень злая!» Я поняла, что она озлобилась на весь мир.
«Почему я такая, а не как все?», «Почему я, а не кто-то другой?». Мы старались помочь ей. Она начала немного оттаивать. Стала добрее, трудолюбивее. Но тут мама решает отдать её в школу. Она сказала, что Даше в школе будет лучше. Для девочки это было новое испытание. «Как меня примут одноклассники, как они будут относиться ко мне?». И вот наступило 1 сентября 2013 года. Даша пришла с большим букетом, очень нарядная. Сразу не скажешь, что она ребёнок с ограниченными возможностями. Выдавали её только хромота и костыль.
Ребята встретили Дашу гостеприимно. Быстро познакомились с ней, на переменах приглашали её в игры. Первые дни Даша была замкнутой, трудно шла на контакт. Я понимала, что девочке нужно общения больше, чем кому бы - то ни было, ведь до поступления в школу девочка воспитывалась дома и мало общалась с детьми.
Каждый день Дарью встречали искренние и открытые улыбки детей. Девочка быстро научилась общаться со сверстниками и не чувствовала себя ущемлённой. Ребята разговаривали с Дашей, выслушивали её, давали советы, помогали в трудной ситуации. Даша заметно изменилась, стала активнее на занятиях, у неё улучшился аппетит, всё чаще можно видеть на её лице улыбку».
После интервью, я много размышляла. Мне хотелось побежать к Даше, обнять её, сказать, что всё будет хорошо. Но она бы меня не поняла. Я стала ходить рядом, как бы присматривая за ней. Как она себя чувствует, не обижает ли кто её. И действительно девочка казалась счастливой, ребята оберегали её от всех, помогали ей. Она даже не хотела уходить домой. И у меня на душе от этого стало очень тепло и радостно.
Какие ребята молодцы!!!
Но такая ситуация в нашей школе. А сколько таких детей, которым никто не помогает, которых не принимают в обычной школе, и они учатся в специализированных школах или на дому? Сколько таких детей, которых бросают родители, а им как никому другому нужна поддержка не только сверстников, но тепло и ласка мамы.
Мы всем миром должны решать эту проблему. Если мы будем милосерднее к таким детям, то, на мой взгляд, они будут чувствовать себя нормальными детьми, а не изгоями общества. Но возможно ли это???
Заключение
Уровень инвалидности детей в стране отражает не только состояние здоровья этой группы населения, но и положение детей в стране, уровень развития и эффективность деятельности государственных систем и негосударственных организаций, оказывающих помощь детям-инвалидам, а также служб, ответственных за проведение политики по предупреждению инвалидности среди детей.
Таким образом, для нормального развития и адаптации ребенка-инвалида в обществе необходима организация полноценного взаимодействия основных сторон его бытия - жизни в семье, образования, медико-психосоциальной реабилитации. Качество жизни такого ребенка в семье государство поддерживает системой социальных льгот - выплатой пособий, льготами на оплату жилья, коммунальных услуг и т.д. Актуальны проблемы общедоступности и реализации психолого-педагогической реабилитации, а также создания для детей-инвалидов адекватной их особым потребностям среды жизнедеятельности - возможности свободного передвижения в городе, пользования общественным транспортом, самостоятельного посещения медицинских, образовательных, бытовых учреждений. В настоящее время имеются все предпосылки для создания и эффективного развития инфраструктуры реабилитационных услуг: прогрессивные современные законы, пристальное внимание со стороны федеральных органов к проблемам детей-инвалидов, возрастающий практический опыт в реализации законов. Необходимо изменить стиль отношений в обществе, формируя толерантное отношение людей к инвалидам.
Я не залезу к каждому в душу, но хочу всех призвать, прокричать, чтобы меня услышали: «Люди будьте милосерднее».
Список использованной литературы
Крутильный маятник своими руками
Галка в чужих перьях
Рисуем подснежники гуашью
Два морехода
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды