Данная иследовательская работа по теме: "История развития образования в Башкортостане и его влияние на формирование этнической толерантности" весьма актуальна не только для современного Башкортостана, но и для России в целом.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_khammatova_rustema.zip | 1.57 МБ |
Министерство образования Республики Башкортостан
Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа №18 Кировского района городского округа город Уфа РБ
тел.: 8 (347) 254-36-66
Научно-практическая конференция Малой академии наук школьников г. Уфы
Секция история
Номинация: История
История развития образования в Башкортостане и его влияние на формирование этнической толерантности
Работу выполнил: Хамматов Рустэм,
ученик 9А класса
ул.Авроры, д.7/5, кв.70
255-90-05
Руководитель: Киреева Е.А.
учитель истории
Уфа-2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Введение ……………………………………………………………………3
II. Основная часть
Глава 1
Добровольное присоединения Башкортостана к России, как основное
условие становления многонациональной республики ……………….4
Глава 2
История развития науки и образования в Башкортостане ……….….5
Глава 3
Влияние образования и просветительства на воспитание этнической
толерантности, социологические исследования ……...………………..7
III. Заключение …...…………………………………………………………11
IV. Литература ………………………………………………………………12
Введение
Данная тема выбрана не случайно, ведь 2010 год объявлен в республике Башкортостан и годом учителя и годом республики одновременно. В исследовательской работе собраны исторические факты с начала пути воссоединения Башкортостана с Россией до наших дней, и дана оценка влияния структур образования на формирование межнациональной культуры общества. Еще не забыты яркие события празднования 450-летия добровольного присоединения Башкортостана к России, которые переживала республика в 2007 году. Именно это событие явилось основным условием возникновения одной из самых многонациональных республик России. «В дальнейшем язык и культура башкир развиваются как язык и культура единого народа, находившегося в составе Русского многонационального государства»[1]. В Башкортостане мирно живут разные народности, соседствуют разные вероисповедания. Но мир в республику не пришел сам по себе, за этим стоит многолетний труд людей, несущих просвещение и образование многонациональному народу Башкортостана.
В условиях постоянно возникающих в разных регионах России этнических конфликтов, нельзя недооценивать важность политики многонационального образования в Республике Башкортостан, формирующей толерантность в отношении людей. Цель работы показать влияние образования и просвещения на формирование этнической толерантности.
В ходе работы, так же были проведены социологические исследования, подтверждающие наличие мирного сосуществования в многонациональной Республике Башкортостан разных этнических культур и конфессий, показано отношение учащихся к присутствию национального компонента в образовании, доказано влияние образования на формирование этнической толерантности.
При написании работы были использованы труды Усманова А.Н. «Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству», Мерзабекова М.А. «Собственный корреспондент «Советской России», справочное пособие для учащихся «Созидатели», справочник «Культура народов Башкортостана», «Башкортостан» Краткая энциклопедия и другие.
К работе прилагается медиапрезентация.
Глава 1
Добровольное присоединения Башкортостана к России, как основное
условие становления многонациональной республики
К середине XVI века исторически сложились реальные предпосылки для присоединения Башкирии к России. Но этот процесс растянулся на многие годы. Первыми приняли подданство Русского государства западные башкирские племена, входившие ранее в Казанское ханство. Они вошли в состав России в течение конца 1554 - начала 1555 гг. За ними последовали Центральные башкирские племена, присоединившиеся осенью 1555 гг. Затем присоединились и Южные башкирские племена (конец 1555- начало 1556 гг.), и лишь только Восточные присоединились после завоевания Сибирского ханства в 1598 году. Но официальной датой присоединения считается 1557 год, когда башкирские посольства побывали в Москве, и Иван Грозный дал им жалованные грамоты, которыми закреплялось их подданство русскому царю.
Дальнейшее экономическое и культурное развитие Башкирии происходило уже под влиянием русского народа. С середины XVI в. историю Башкортостана уже нельзя рассматривать вне связи с историей России.
После завоевания Казани на земли Башкирии переселяется большое количество татар и финно-угорских народов: мари, мордва, удмурты, чуваши. Постепенно многонациональное население края пополняется немцами - в начале XVII в. они несли службу в Уфимском гарнизоне, украинцами - в начале XVIII в. правительство переселяет их для несения военной службы, белорусами в начале XIX в., латышами во второй половине XIX в. Между представителями всех этих национальностей и башкирами устанавливаются межэтнические, хозяйственные и культурные связи.
Присоединение Башкирии к Русскому государству было отражено в художественной литературе, скульптуре, в опере. Композитор З.Г.Исмагилов. написал оперу «Послы Урала» в 1982 году (либретто - И. Дильмухаметов, дирижер – Г.Г. Александров, режиссер – Р.И. Тихомиров). Монумент Дружбы (скульпторы – М.Ф. Бабурин, Г.П. Левицкая, архитекторы – Гаврилов, Кутырев) был возведен 7 августа 1965 года в честь 400 – летия присоединения Башкирии к Русскому государству[2].
Таким образом, Башкортостан с середины XVI в. добровольно входит в состав России и сегодня представляет один из самых многонациональных субъектов Российской Федерации, где на протяжении многих лет мирно соседствуют разные этнические культуры, мировоззрения и вероисповедания.
Глава 2
История развития науки и образования в Башкортостане
На протяжении всего исторического развития большое место в Башкортостане уделялось вопросам образования и просвещения. С древних времен башкирский народ владел искусством кумысолечения и навыками использования природных богатств края, старался получить образование и вести научные изыскания.
В XVII в. Башкир И. Тасимов явился инициатором основания Горной академии в Петербурге. Во второй половине XIX в. появляется ряд ученых просветителей, которые внесли заметный вклад в изучение исторического прошлого, нравов и обычаев башкирского народа, культуры и языка. Среди них
М. Бикчурин, автор пособия по изучению восточных языков и составитель сравнительного словаря башкирского языка, М. Куватов и С. Батыршин, опубликованные образцы башкирского фольклора, этнографы М. Баишов и В.Юлуев, разносторонний ученый и писатель М. Уметбаев. В начале XX в. М.Султанов собрал произведения народной музыки и издал сборник башкирских и татарских мелодий. Врач и филолог М. Кулаев разработал оригинальную азбуку для башкир на базе русской графики и составил грамматику башкирского языка по типу европейских.
В 1930г. был создан Башкирский комплексный научно-исследовательский институт, а в 1931-1932гг. было организовано несколько научных центров. Большое значение для развития научных исследований в республике имело создание в 1951 г. Башкирского филиала Академии наук СССР, который объединил Горно-геологический и Биологический институты, Институт истории языка и литературы.
В республике открываются первые вузы: педагогический институт (1929г.), сельскохозяйственный (1930г.) и медицинский (1932г.) институты.
Начинают функционировать институт реконструкции сельского хозяйства (1931г.), почвенно-ботанический институт, институт национальной культуры и НИИ промышленности (1932г.). Сформировался первый отряд башкирских учёных, среди которых выделялись С.З.Лукманов, Г.Г.Терегулов, И.Г.Кадыров, Г.Х.Кудояров, З.Ш.Загидуллин, В.А.Смирнова, И.А.Сайгин, А.С.Шутко, Ю.А.Усманов и др.
В настоящее время в Башкирии насчитывается более 80 научно-исследовательских институтов, конструкторских и проектных организаций. В них трудится 33тыс. человек, в том числе 7 тыс. научных сотрудников. Среди них два члена корреспондента, 170 докторов и 2500 кандидатов наук[3].
На все времена прославили Республику Башкортостан великие поэты, писатели и просветители: М.Акмулла, М.Уметбаев, М.Гафури, А.Валиди, Д.Юлтый, Ш.Бабич, С.Кудаш, С.Злобин, С.Агиш, Х.Давлетшина, З.Биишева, Б.Бикбай, Р.Нигмати, А.Бикчентаев, Н.Наджми, М.Карим, Г.Ибрагимов, Я.Хамматов, Ф.Исангулов, Р.Гарипов и другие[4].
Таким образом, на протяжении всей истории существования, в Республике Башкортостан непрерывно шел процесс развития образования, который в итоге дал миру великое множество гениальных поэтов, писателей и просветителей. Не прекращается этот процесс и сегодня: в университете имени Мифтахетдина Акмуллы в рамках Года Учителя в РФ и Года Республики в Башкортостане, 1 октября, открылись традиционные Дни просвещения, что еще раз подтверждает актуальность данной темы в нашей республике.
Глава 3
Влияние образования и просветительства на воспитание этнической толерантности, социологические исследования
Развитие системы образования - один из главных приоритетов социально-экономической политики в Республике Башкортостан. Степень развития и качество национальной системы образования являются одним из главных критериев уровня экономического развития страны[5].
В Республике Башкортостан проживают представители более 130 национальностей и народов, расположено 9 религиозных центров, 1445 религиозных организаций более чем 22 различных религиозных направлений. Функционирует более 900 мечетей, 200 православных храмов, 60 культовых зданий иных конфессий. Поэтому неудивительно, что в республике особое внимание уделяется именно многонациональному образованию: изучению истории и культуры Башкортостан, родных языков. На сегодняшний день в школах республики изучается 14 языков: башкирский, русский, татарский, чувашский, марийский, удмуртский, мордовский, немецкий, украинский, белорусский, латышский, польский, еврейский, армянский. Организовано обучение на шести языках: башкирском, русском, татарском, чувашском, марийском, удмуртском. Обучение родному языку осуществляется в 1279 школах, в том числе в 775 школах - башкирскому, в 357 школах - татарскому, в 100 школах - марийскому, в 25 школах - чувашскому, в 22 школах -удмуртскому языкам, 72,4 процента учащихся нерусской национальности изучают свой родной язык, и все учащиеся изучают башкирский язык как государственный. В республике исторически сложился уникальный и богатейший опыт взаимного уважения и сотрудничества различных наций и народностей. Действует ряд целевых программ – по возрождению и развитию башкирского народа; сохранению, изучению и развитию языков народов республики; развитию культуры и искусства; изучению, возрождению и развитию фольклора народов республики; а также комплексные программы «Народы Башкортостана» и «Башкиры Российской Федерации». Существующее языковое и культурное многообразие в образовании не могло не сказаться на сознании общества - по сей день в Республике Башкортостан сохраняется достаточно стабильная ситуация в межнациональных отношениях, позволяющая избегать межнациональных трений.
К сожалению не во всех регионах России ситуация такая же благополучная, как в Башкортостане и других республиках: Татарстан, Чувашская Республика, Удмуртская Республика, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, где также много уделяется внимания многонациональному образованию. С удручающим постоянством то тут, то там возникают межэтнические конфликты. «Не секрет, что больше всего преступлений на почве национальной ненависти совершается в Москве и Санкт-Петербурге. Многочисленные опросы показывают, что как раз в этих городах самый низкий в России уровень межэтнической толерантности»[6]. На первый взгляд это вызывает удивление – и Москва и Санкт-Петербург, являясь культурными столицами страны, имеют самое большое число высших учебных заведений, научных центров, библиотек.
Но это только на первый взгляд. Корнем этой проблемы является недостаточное культурное и языковое многообразие в образовании в этих регионах. Ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге нет ни одной школы, где образование ведется на каком-либо родном языке кроме русского. У представителей разных национальностей нет возможности получать образование на родном языке и изучать культуру и историю народов многонациональной России. А ведь еще великий российский педагог, основоположник научной педагогики в России Константин Дмитриевич Ушинский на первое место в обучении и воспитании ставил изучение родного языка, которое, по его убеждению, составляет не только главный предмет образования, но и предмет центральный, вокруг которого группируются все остальные. Он подчёркивал значимость родного языка в духовном становлении человека. В своей блистательной статье «Родное слово», опубликованной в 1861 году, он так описал роль родного языка: «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, вся история духовной жизни народа. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившее и будущее поколение народа в одно великое, историческое целое. Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ»[7]
С целью подтверждения гипотезы о влиянии просвещения и образования на формирование этнической толерантности, был проведен сравнительный анализ социологических опросов, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по России и федеральным округам[8] (Таблица №1), по Москве и Санкт-Петербургу[9] (Таблица №2) и опроса, проведенного в процессе написания данной работы, где в качестве респондентов были привлечены учащиеся седьмых и восьмых классов МОУ СОШ № 18 г.Уфы (Таблица №3). См. приложение. В школьном опросе приняли участие 100 человек.
Ниже приведены таблицы с данными опросов.
Вопрос: Какое утверждение в наибольшей степени соответствует Вашему самоощущению?
Таблица №1
Всего опрошен- ных в России | Централь- ный ФО | Северо- Запад- ный ФО | Южный ФО | Привол-жский ФО | Уральс- кий ФО | Сибирс-кий ФО | Дальне-восточ-ный ФО | |
Я-россия-нин | 49 | 45 | 45 | 52 | 58 | 52 | 45 | 37 |
Я-пред-стави-тель своей нацио-наль-ности | 45 | 52 | 52 | 46 | 36 | 36 | 43 | 60 |
Я граж-данин своей респуб-лики | 4 | 1 | 2 | 1 | 3 | 9 | 6 | 2 |
Затруд-няюсь от-ветить | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 3 | 6 | 1 |
Таблица №2
Москва и Санкт-Петербург | |
Я - россиянин | 14 |
Я - представитель своей национальности | 57 |
Я - житель своего города, региона | 23 |
Затрудняюсь ответить | 6 |
Таблица №3
Учащиеся 7-8 кл. МОУ СОШ №18 | |
Я - россиянин | 61 |
Я - представитель своей национальности | 16 |
Я - житель своего города, региона | 18 |
Затрудняюсь ответить | 5 |
Сравнительный анализ показал, что жители Москвы и Санкт-Петербурга значительно чаще идентифицируют себя с какой-либо национальностью, чем с гражданством многонациональной России, показывая низкий уровень межэтнической толерантности. Те же тенденции прослеживаются и по федеральным округам: самыми этнически нетерпимыми выглядят Центральный, Северо-Западный и Дальневосточный федеральные округа, именно те регионы, где существуют проблемы с многонациональным образованием, и, как следствие, очень часто возникают конфликты на национальной почве. И наоборот, регионы, где уделяется достаточное внимание обучению родным языкам, истории и культуре разных народов, демонстрируют высокий уровень межэтнической толерантности – это Приволжский и Уральский федеральные округа. Приближается к ним по показателям Южный федеральный округ.
Учащиеся 7-8 классов школы №18 г. Уфы, изучающие родные языки, историю и культуру своей малой родины, большей частью (61%) считают себя жителями многонациональной России, показывая самый высокий, из всех опрошенных, уровень межэтнической толерантности.
Учащимся были предложены еще три вопроса и варианты ответов на них. См. приложение 1.
Полученные ответы выявили положительное отношение учащихся к присутствию национального компонента в образовании и доказали влияние образования на формирование межэтнической толерантности.
Таким образом, подавляющим большинством учащиеся признали ситуацию в республике стабильной в межнациональном отношении, проблемы между разными этническими группами несущественными. При этом большинство учащихся ощущают себя не представителями какой-то определенной национальности, а жителями многонациональной России, и, наконец, что особенно важно и является доказательством выдвинутой ранее гипотезы, большинство учащихся считает присутствие национального компонента в образовании необходимым условием воспитания и формирования межэтнической толерантности.
Заключение
Нельзя отрицать, что исторически выстраданный многими поколениями людей различных национальностей опыт общения и совместного проживания, умение «делать поправку» на культурную специфику «другого» является основой, позволившей населению Республики Башкортостан обеспечить сравнительно спокойную жизнь и взаимопонимание. Но в истории России много примеров такого же длительного совместного проживания разных национальностей в других республиках и регионах, где постоянно возникают этнические конфликты.
В данной работе сделана попытка проследить взаимосвязь развития просвещения и образования и высокой культуры межнационального общения, влияние политики многонационального образования в Республике Башкортостан на воспитание подрастающего поколения и общества в целом. Для сохранения и развития духовного и интеллектуального потенциала человечество на протяжении всего своего развития формировало соответствующие социальные институты. В сохранении духовности человека трудно переоценить роль религии, искусства, литературы, а интеллектуальный потенциал сохраняется и развивается системой образования и воспитания, наукой. В многонациональной Республике Башкортостан много делается для консолидации общества. В школах Башкортостана наряду с мировыми и российскими классиками изучаются великие представители литературы и просвещения Башкортостана, изучается история республики, хранятся традиции башкирского народа, проводятся конкурсы, конференции и другие мероприятия, воспитывающие у подрастающего поколения патриотизм, этническую толерантность, желание быть полезным обществу, в котором живешь.
Проведенное социологическое исследование показало, как многонационально наше общество, и как оно этнически толерантно. А изложенные в работе факты и приведенные цифры подтверждают, что основную роль в формировании культуры личности, в повышении интеллектуального и духовного потенциала играет образование и просвещение.
Сейчас в средствах массовой информации можно часто встретить мнение о «ненужности» национального компонента в образовании, об, и так большой, загруженности учащихся. Но как еще можно воспитать в обществе уважение к своей национальной культуре и к другим культурам и концессиям? Ведь люди не рождаются с пониманием своей принадлежности к той или иной этнической группе, и толерантностью к людям, не входящим в них. Все это воспитывается, и, прежде всего, институтами образования: школами и вузами. Будущее России рождается за школьной партой и на студенческой скамье. И от того, какими будут выпускники школ и ВУЗов, во многом будет определяться будущее многонациональной Республики Башкортостан, будущее многонациональной России.
Литература
1. Башкортостан. Краткая энциклопедия. Уфа, научное издательство, 1980
2. Культура народов Башкортостана. Словарь-справочник для учащихся средних и специальных учебных заведений. Авт.-сост. Синенко С.Г. Уфа, полиграфкомбинат, 2003
3. Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История Башкортостана. Древность. Средневековье. – Уфа: Китап, 2010
4. Мерзабеков М.А. Собственный корреспондент «Советской России». Уфа, Китап, 2009
5. Сборник материалов под общей редакцией А.В.Журавского, Москва, 2008, 76 стр.
5. Созидатели. Справочное пособие для учащихся общеобразовательных школ. Ред.-сост. Мавлетов В.С. Уфа, полиграфкомбинат, 2000
6. Усманов А.Н. Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству. Уфа, Башк. кн. изд-во, 1982
7. Ушинский. Сер. «Антология гуманной педагогики». М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998.
8. 450 лет с Россией. Официальный сайт празднования 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России. http://www.bashkortostan450.ru
9. Официальный сайт городского округа город Уфа Республики Башкортостан. http:// www.ufacity.info//
10. Центр Межнационального Сотрудничества. http://www.interethnic.org
11. Инновационный портал Уральского Федерального округа. http://www.invur.ru
Приложение I
Вопросы социологического исследования
1) В нашей республике более остро
2) В нашей республике менее остро
3) Примерно такое же
4) Затрудняюсь ответить
1) Существуют
2) Не существуют
3) Затрудняюсь ответить
1) Я-представитель своей национальности
2) Я-житель Башкирии
3) Я-россиянин
4) Затрудняюсь ответить
1) Помогает
2) Не помогает
3) Затрудняюсь ответить
Приложение 2
Ответы учащихся 7-8 классов МОУ СОШ № 18
Опрос респондентов по России
Опрос респондентов по Москве и Санкт-Петербургу
Распределение ответов по федеральным округам
Сравнительный анализ данных по России,
Москве и Санкт-Петербургу, учащихся г.Уфы
Опрос учащихся 7-8 классов МОУ СОШ № 18
[1] Усманов А.Н. Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству. Уфа, 1982.стр. 242.
[2] Культура народов Башкортостана. Словарь-справочник для учащихся средних и специальных учебных заведений. Автор-сост. Синенко С.Г. Уфа, полиграфкомбинат, 2003, стр.8, 75.
[3] http://www.ufacity.info
[4] Созидатели. Справочное пособие для учащихся общеобразовательных школ. Ред.-сост. Мавлетов В.С. Уфа, полиграфкомбинат, 2000, стр.4-109.
[5] http://www.bashkortostan450.ru
[6] http://www.interethnic.org
[7] Ушинский. Сер. «Антология гуманной педагогики». М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998.
[8] http://www.invur.ru
[9] Сборник материалов под общей редакцией А.В.Журавского. Москва, 2008, стр. 16
Почему Уран и Нептун разного цвета
Н. Гумилёв. Жираф
Колумбово яйцо
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Рисуем осень: поле после сбора урожая