Эта работа посвящена правилам безопасного поведения
Вложение | Размер |
---|---|
predvidet_izbegat_deystvovat.rar | 1019.36 КБ |
Государственное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением английского языка № 1389
Исследовательская проектная работа
«Предвидеть, избегать, действовать!»
Работа представлена в номинации:
«Охрана безопасности жизнедеятельности»
Автор работы:
Коссовская Ксения Сергеевна,
9 лет, ученица 3 класса «Б»
Руководители работы:
Работа подготовлена в ГОУ СОШ 1389.
Сроки подготовки работы: сентябрь – декабрь 2010 г.
Аннотация
Проектная работа ученицы 3 класса «Б» ГОУ СОШ № 1389
Коссовской Ксении
«Предвидеть, избегать, действовать!»
Представленная работа предполагает индивидуальное целенаправленное изучение ученицы 3 класса конкретных знаний и умений в области безопасности жизнедеятельности, готовит к безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. В ходе работы ученица изучала и анализировала свою квартиру с точки зрения возможных опасных ситуаций, изучала и начертила маршрут от школы до дома, подготовила доклад для одноклассников на изучаемую тему, сопровождаемый презентацией Power Point.
Результатом работы явилось создание сборника инструкций, который будет помогать правильно действовать в различных конкретных опасных ситуациях, создание презентации для класса по изучаемой теме.
Работа над проектом проходила в течение полугода в несколько этапов: поисковый, аналитический, практический, презентационный, контрольный.
В работе использовались 5 источников:
Работа содержит 24 страницы, 11 приложений.
Оглавление
Введение | 7 – 8 |
Теоретическая часть | 9 |
Содержание | |
| 10 - 12 |
| 12 - 14 |
| |
| 14 - 16 |
| 16 - 18 |
| 18 - 20 |
| 20 - 24 |
Практическая часть | 25 |
Заключение | 26 - 27 |
Список литературы | 28 |
Приложение |
Введение.
С древних времен человеку угрожали различные опасности: дикие звери, наводнения, пожары, извержения вулканов. К сожалению, в наше время опасностей для человека стало не меньше, а больше. Подверженность детей различным опасностям постоянно возрастает, поэтому я хочу разобраться в возможных и часто встречающихся опасных ситуациях нашей жизни и в способах действий, которые помогут их избежать.
Мы взрослеем, становимся более самостоятельными, перестаем ходить с родителями за ручку, учимся пользоваться бытовой техникой и инструментами, и все чаще в наших руках и под нашу ответственность оказываются вещи несущие в себе опасность для нас самих или окружающих. Если раньше за нашу безопасность целиком и полностью отвечали родители, то теперь тема безопасности становиться все более актуальной для нас и требует новых знаний, умений и навыков.
Мне захотелось понять, смогу ли самостоятельно принять решение и правильно действовать в сложной для меня жизненной ситуации, владею ли я для этого всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками. В этом состоит проблема моего исследования.
Цель моего исследования состоит в том, чтобы целенаправленно овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в области безопасности жизнедеятельности, подготовиться к безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; рассказать школьникам о необходимости уметь применять полученные знания в нестандартных жизненных ситуациях.
Задачи работы:
- найти и изучить литературу по теме исследования;
- изучить, проанализировать свою квартиру с точки зрения возможных опасных ситуаций;
- изучить и проанализировать маршрут от школы и дома;
- создать сборник инструкций, который будет помогать правильно действовать в различных конкретных опасных ситуациях;
- выступить перед одноклассниками с докладом на теме исследования;
- практиковаться в решении ситуационных задач, продумывая свое поведение в различных условиях;
- оценить значимость своей работы.
Методы исследования:
Этапы исследовательской работы:
Практическая значимость моей работы состоит в том, что у меня и моих сверстников развивается чувство ответственности за свое поведение, стимулируется самостоятельность в принятии решений и выработки умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни. А значит, полученные знания основ безопасности жизнедеятельности выполняют следующие функции:
1. Вооружение системой знаний, умений, навыков.
2. Формирование активной социальной позиции.
3. Укрепление «социального иммунитета».
В конечном результате каждый мой одноклассник должен сформировать и развить у себя навыки быстрой оценки обстановки, научиться принимать целесообразные решения в различных ситуациях
Теоретическая часть.
На данном этапе работы:
Учитель предлагает способ хранения и систематизации собранной информации в виде реферата.
Содержание
I. Опасность. Безопасное поведение.
В процессе жизнедеятельности человека всегда существуют различные опасности: опасность дорожно-транспортного происшествия, опасность возникновения пожара, криминальная опасность и др.
В большинстве случаев опасные ситуации создает сам человек, нарушающий общепринятые правила поведения.
Опасные ситуации, с которыми наиболее часто человек может встретиться в повседневной жизни, можно условно разделить на три группы.
1. Опасные ситуации техногенного характера. Они могут возникнуть при общении человека:
а) с техникой и различными техническими устройствами;
б) с различными бытовыми приборами;
в) с огнем;
г) к ним можно отнести опасные ситуации на дорогах.
2. Опасные ситуации природного характера. Могут возникнуть из-за невнимательного отношения человека к особенностям природных условий в регионе его проживания, из-за нарушения правил поведения в природных условиях в различное время года.
3. Опасные ситуации социального характера. Они связаны с нарушениями людьми правил общественной безопасности и общественного порядка. Эти ситуации зачастую носят криминальный характер.
Чрезвычайная ситуация – это обстановка, сложившаяся в результате аварии или опасного природного явления, которые повлекли человеческие жертвы, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей природной среде.
Чрезвычайная ситуация отличается от опасной, прежде всего, тяжестью последствий.
Чрезвычайные ситуации также делятся на:
- природные
- техногенные
- социальные
Чрезвычайные ситуации природного характера могут быть вызваны землетрясением, наводнением, ураганом.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера могут быть вызваны промышленной аварией, взрывом, транспортной аварией, пожаром.
Чрезвычайные ситуации социального характера наступают вследствие ведения военных действий, при террористических актах, при эпидемиях.
Чтобы снизить нежелательные последствия опасной и чрезвычайной ситуации, необходимо постоянно учиться вести себя безопасно, то есть предвидеть опасности, уметь их избегать, знать, как вести себя в опасной ситуации.
Для того чтобы научиться безопасному поведению, необходимо:
- решать ситуационные задачи, продумывая свое поведение в различных условиях;
- постоянно совершенствовать свои физические качества, занимаясь физкультурой и спортом, закаливанием организма;
- постоянно воспитывать в себе волевые качества и уравновешенность, которые помогут сохранить спокойствие в сложной обстановке и найти рациональный путь выхода из нее.
Некоторые люди считают, что с ними никогда не случится ничего плохого, что все неприятности существуют не для них. До определенного времени так может и быть. Однако самые тяжелые последствия опасной ситуации постигают человека, который ее не ожидал и не был готов к грамотным действиям.
Таким образом, чтобы обеспечить себе благополучную жизнь и максимально использовать все блага жизни в городе, человек должен не только соблюдать ряд общепринятых правил поведения, но и целенаправленно готовиться к безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, владеть определенными знаниями, умениями и навыками в области безопасности жизнедеятельности.
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Травмой называют внезапное, острое нарушение здоровья с повреждением тканей и органов, нанесение вреда здоровью человека в результате стечения обстоятельств или неправильного поведения.
Травмы бывают:
открытые | закрытые |
вызывают кровотечение | кожа и слизистые оболочки не нарушены (ушибы, вывихи, растяжения) |
Главной причиной травмы являются:
- неосторожность;
- недостаточное внимание;
- состояние неосознанной тревоги. Ожидание несчастья, волнение делают человека суетливым;
- пренебрежение правилами безопасности.
От несчастного случая никто не застрахован – он может произойти с каждым. Хорошо если рядом врач. Но, а если нет? Тогда надо уметь оказать себе самопомощь и первую помощь.
Надо знать какие средства можно использовать на месте происшествия, для оказания первой помощи:
специальные средства | подручные средства |
Перевязочный пакет Бинты марлевые Медицинская вата Лейкопластырь Кровоостанавливающий жгут Раствор йода или зеленки Нашатырный спирт Перекись водорода | Чистый носовой платок Карандаш или палочка Лист подорожника или крапивы Жгут – закрутка Дощечка или ровная палочка Чистая вода Лед, снег |
Таким образом, травма, какой бы безобидной она не была, должна быть правильно и своевременно обработана. Даже обычная царапина, вовремя не обработанная может вызвать заражение крови.
Каждый человек должен знать основные правила, сделать все возможное, чтобы облегчить боль, помешать развитию более опасных травм.
Первая медицинская помощь и самопомощь при ушибах и носовых кровотечениях.
При сильных ушибах головы, грудной клетки, живота могут возникнуть внутренние кровотечения. Поэтому надо обращаться к врачу.
Как правильно оказать помощь другу (подруге) при кровотечении из носа? Необходимо:
- усадить друга, наклонив его туловище вперед;
- положить на спинку носа холод;
- плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 – 10 минут;
- смочить кусочки ваты раствором поваренной соли и вести их в носовые ходы.
Вывод: здоровье дает природа «бог», а наша задача правильно с ним обращаться. «Малые услуги, оказанные вовремя, являются величайшим благодеяниями для тех, кто их получает» (Демокрит)
Ш.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни.
3.1. Правила безопасного поведения в быту.
К трагическим явлениям, которые опасны для жизни человека относятся возгорание, утечка бытового и угарного газа, затопление помещений, разрушение зданий, повреждение имущества, бытовые травмы и заболевания.
Запах газа в доме!
Причины утечки газа:
- ветер из открытого окна. Результат: задул огонь в газовой конфорке;
- наличие в квартире неисправной газовой колонки;
- жидкость, выплескивающаяся из емкости при кипении;
- трещина в газовой трубе.
Чем опасна утечка газа?
а) газ может отравить человека;
б) при накоплении газа может произойти взрыв и возникает пожар.
Что делать?
- выключить конфорки, выключить кран, проветрить помещение, не включать свет и не зажигать спички;
- если утечка продолжается, то следует вызвать аварийную службу по номеру «04» от соседей.
Что делать если почувствовали запах газа?
- срочно вызвать аварийную службу;
- сообщить об опасности жильцам подъезда;
- объявить тревогу;
- срочно начать эвакуацию детей и стариков;
- тщательно проветрить помещение.
Водопровод в доме!
Причины затопления в доме:
- трещина в трубе;
- неисправные батареи и трубы отопительной системы;
- засорение раковин, ванн, канализаций.
Действия при затоплении:
- сообщить об аварийной ситуации соседям (или родителям);
- позвонить в диспетчерскую службу;
- перекрыть поступление воды в квартиру;
- отключить электричество;
- поставить ведра в места протечек и начинать убирать воду.
Как избежать затопления?
Не бросать в канализацию посторонние предметы, не засорят раковину продуктами питания.
Запомнить: при больших водяных авариях немедленно выключить электричество, не пользоваться электроприборами, не пользоваться лифтом.
Электричество в доме!
Необходимо правильно пользоваться электроприборами:
- не пользоваться самодельными приборами;
- включать и выключать приборы с помощью специальных включателей и выключателей;
- стараться, как можно реже выдергивать вилку прибора из розетки;
- нельзя дергать за шнур, чтобы выдернуть вилку из розетки;
- не пытаться самим починить поврежденные (или неисправные) приборы.
Если электроприбор загорелся, то нужно:
- отключить шнур от розетки, обмотав предварительно руку сухой тряпкой;
- накрыть сухим одеялом прибор;
- если горение продолжается, вызвать службу (01).
Категорически запрещается:
- поливать загоревшийся прибор водой;
- трогать провода мокрыми руками;
- пользоваться феном в ванной комнате;
-включать в одну розетку сразу несколько приборов. Не забыть, уходя из дома, выключить электроприборы и свет.
При ситуации, когда во дворе висит провод с опорой, необходимо:
- не подходить ближе 10м, чтобы не попасть под шаговое напряжение; постараться оградить место обрыва; вызвать специалистов; до приезда организовать охрану; не допускать к месту малолетних детей.
3.2. Пожарная безопасность и поведение при пожаре.
Ни для кого не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Статистика пожаров по России и Москве показывает, что 80% пожаров происходит в жилье. Здесь же гибель и травматизм людей от дыма и огня составляет 9 случаев из 10.
Условно источники зажигания можно разделить на 4 вида:
- открытый огонь в виде тлеющей сигареты, зажженной спички, конфорки газовой плиты или керосинового примуса (фонаря, лампы);
- тепло электронагревательных приборов;
- проявление аварийной работы электрических приборов и аппаратов, как отечественного, так и зарубежного производства;
- искры от сварочных аппаратов и самовозгорание веществ и материалов.
На пожаре образуется окись углерода, как продукт неполного сгорания углерода (основное отравляющее вещество, называемое угарным газом) и сажа, то есть несгоревший углерод, который черной массой оседает на стенах, мебели и другой домашней утвари.
При пожаре необходимо:
- при первых признаков пожара позвонить по телефону 01 в пожарную охрану и сообщать о пожаре;
- уходя из помещения, рекомендуется закрыть все окна и двери, чтобы максимально предотвратить поступление свежего воздуха в помещение. Отсутствие кислорода воздуха в помещении в достаточном для пожара количестве приводит к самозатуханию огня;
- чтобы в вашу квартиру не распространился огонь с нижележащих или соседских этажей, также необходимо закрыть все окна и двери балконов (особенно, если вы уходите из квартиры надолго);
- при пожаре необходимо быстро выйти на улицу или в безопасное место, так как скорость распространения дыма очень высока (20м/мин) и даже при незначительных возгораниях задымление путей эвакуации происходит в считанные минуты.
Во время пожара:
- главное не поддаваться панике и правильно оценить ситуацию;
- попытаться определить, где произошел пожар, если в выше лежащих этажах, то выйти на улицу по лестничной клетке закрыв в своей квартире все окна и двери. При этом орган дыхания попытайтесь защитить мокрой тряпкой, через которую надо производить дыхание;
- если пожар происходит на ниже лежащих этажах, то все зависит, в какой стадии он находится и выходит ли открытое пламя на лестничную клетку. Так что здесь два пути: или эвакуироваться по лестничной клетке, или отсидеться у себя или соседей;
- в случае, когда пути эвакуации отрезаны дымом и огнем, необходимо предпринять все возможные меры, чтобы о вас знали. С этой целью необходимо выйти на балкон или открыть окно и голосом вызвать о помощи. Пожарные в первую очередь по прибытии на пожар выявляют отрезных огнем и дымом людей и направляют все силы и средства на их спасение.
- основным отравляющим веществом на пожаре является окись углерода (угарный газ). Он чрезвычайно ядовит, не имеет запаха, цвета, не раздражает глаза, его трудно обнаружить. Угарный газ поднимается вверх, поэтому лучше находится ближе к полу.
3.3 Безопасное поведение в ситуациях криминального характера.
При обращении с незнакомым человеком:
- Никогда не вступай в разговор с незнакомым человеком на улице.
- Не соглашайся никуда идти с незнакомым человеком, не садись к нему в машину как бы он тебя не говаривал и чтобы не предлагал.
- Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить или подарить тебе. Ответь, что тебе ничего не нужно.
- Если незнакомый человек настойчив, взял тебя за руку или пытается увести, вырывайся и убегай, громко кричи, зови на помощь, брыкайся, царапайся, кусайся.
- О любом таком происшествии с тобой обязательно расскажи родителям, учителю и знакомым взрослым.
Посторонний - это человек, которого ты не знаешь, даже если он и говорит, что знает тебя или твоих родителей.
Незнакомый человек звонит в дверь:
- Ни в коем случае не открывай дверь, пока не посмотришь в глазок. Если человек за дверью тебе не знаком и под разными предлогами просит открыть дверь, позвони соседям и сообщи об этом.
- Не вступай с незнакомцами ни в какие разговоры. Помни, что под видом почтальона, слесаря, работника РЭУ злоумышленники пытаются проникнуть в квартиру.
- Если незнакомец пытается открыть дверь, срочно звони в милицию по телефону 02, назови причину звонка и точный адрес, затем с балкона или из окна зови на помощь знакомых или соседей.
Запомни! Ни при каких обстоятельствах не открывай дверь незнакомому человеку, если ты дома один.
Незнакомый человек в подъезде дома:
- Не заходи в подъезд, если за тобой идет незнакомый человек. Сделай вид, что ты что-то забыл и задержись у подъезда.
- Не подходи к квартире и не открывай ее, если кто-то незнакомый находится в подъезде. Выйди из подъезда и подожди, пока незнакомец выйдет на улицу, после чего звони соседям и попроси их проверить, нет ли посторонних на других этажах.
- При угрозе нападения подними шум, привлекай внимание соседей (свисти, разбей стекло, звони и стучи в двери, кричи «Пожар», «Помогите»), постарайся выскочить на улицу.
- Оказавшись в безопасности, немедленно сообщи в милицию, расскажи соседям, родителям.
Незнакомый человек в лифте:
- Если в вызванном тобой лифте находится незнакомый человек, не входи в кабину. Отойди от лифта и через некоторое время вызови лифт снова.
- Если ты все же вошел в лифт с незнакомцем, вызывающем подозрение, нажми одновременно две кнопки «Вызов диспетчера» и «Стоп», чтобы кабина стояла на месте с открытыми дверьми.
- Не стой в лифте спиной к пассажиру, наблюдай за его действиями.
- При попытке нападения подними крик, шуми, стучи по стенкам лифта, защищайся любым способом. Постарайся нажать кнопку «Вызов диспетчера» и любого этажа.
- Если двери открылись, постарайся выбежать, звони на помощь соседей. Оказавшись в безопасности, немедленно вызови милицию и сообщи приметы нападавшего.
Запомни! Входи в лифт, убедившись, что на площадке нет постороннего.
Безопасность на улице:
- Постарайся возвращаться домой засветло.
- Если задерживаешься, обязательно позвони домой, чтобы тебя встретили.
- Двигайся по освещенным, людным улицам, желательно в группе людей.
- Избегай пустырей, парков, стадионов, темных дворов, подворотен, тоннелей.
- При угрозе нападения подними шум, кричи, зови на помощь, а также смело применяй средства самозащиты.
- Отказывайся от предложения незнакомых людей проводить или подвести тебя.
- Если заметишь, что кто-то преследует тебя, наблюдая за ним, перейди на другую сторону улицы; если догадка подтвердилась – беги к освещенному участку улицы или туда, где есть люди.
3.4. Безопасное поведение на улицах и дорогах.
Советы родителям по обучению детей навыкам безопасного поведения на улице и дороге.
Совет № 1. Нарушая ПДД вместе с детьми, совершаете тройную ошибку: рискуете сами, жизнью ребенка и прививаете навыки нарушителя.
Совет № 2. Обозначьте сразу все запреты. Проезжая часть – запретная зона. Край тротуара – граница, которую можно пересекать только после определенного алгоритма действий: остановился, посмотрел по сторонам и только потом ступай на «зебру».
Совет № 3. Правильно переходить дорогу с ребенком. Детей постарше – переводить за руку. Держать тоже нужно умеючи – за ладонь (не за локоть или капюшон).
Совет № 4. Будьте особенно внимательны во дворе. Детей нужно учить сначала, выглядывать из-за препятствия, не важно – кусты это, столб или автомобиль, и только потом идти.
Совет № 5. С детьми – школьниками составьте наиболее безопасный маршрут на учебу и обратно домой.
Совет № 6. Запретите ребенку стоять во время движения в машине. Необходимо пользоваться специальным детским креслом. Ребенок, размещенный посередине заднего дивана автомобиля имеет больше шансов остаться целым и невредимым.
Совет № 7. Перед поездкой заблокируйте двери, чтобы ребенок случайно не открыл их во время движения.
Совет № 8. Никогда не садитесь с ребенком в ненадежную машину. Нужно быть уверенным не только в мастерстве водителя, но и в техническом состоянии авто. Это залог безопасности.
Совет № 9. При катании на роликах используйте налокотники, наколенники, шлем. Нельзя кататься рядом с проезжей частью дороги.
Совет № 10. Научите безопасно кататься ребенка на велосипеде. Кататься можно только во дворе или на специальных площадках. Если надо попасть на противоположную сторону дороги ребенок должен слезть и перевести велосипед по «зебре» на другую сторону.
Безопасность пешехода на дороге.
Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при отсутствии – по обочинам, велосипедной дорожке или в один ряд по край проезжей части дороги.
Вне населенных пунктов при движении по краю проезжей части дороги пешеходы должны идти навстречу транспортным средствам.
В случае если пешеход ведет велосипед, мотоцикл или мопед, он должен следовать по ходу движения транспортных средств.
При следовании по улице пешеход должен стараться обходить стороной выезды из гаражей, с автостоянок и других подобных мест, чтобы не попасть под выезжающий автомобиль.
Пешеход не должен останавливаться в непосредственной близости от проходящего автомобиля.
Переход проезжей части дороги.
Переходить проезжую часть дороги нужно по пешеходным переходам. Самый безопасный переход – подземный или наземный. При их отсутствии переходить проезжую часть можно на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
В местах, где движение регулируется, для перехода проезжей части необходимо руководствоваться сигналами регулировщика либо пешеходного светофора или транспортного светофора.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках с разделительной полосой там, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
На нерегулируемых пешеходных переходах можно выходить на проезжую часть дороги, убедившись, что переход будет безопасен. Для этого необходимо внимательно посмотреть сначала налево, потом направо, чтобы убедиться, что поблизости нет машин.
Нельзя выбегать на дорогу. Перед переходом дороги надо замедлить шаг и оценить обстановку; даже при переходе дороги на зеленый сигнал светофора необходимо осмотреться.
Не следует переходить проезжую часть дороги перед медлительно идущей машиной, так как можно не заметить за ней другую машину, идущую с большой скоростью.
Нельзя выходить на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего видимость проезжей части дороги, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны оставаться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора или регулировщика.
При приближении транспортных средств с включенным синим проблесковым маячком и звуковым сигналом даже при зеленом сигнале светофора для пешеходов необходимо воздержаться от перехода проезжей части дороги и уступить этим транспортным средствам проезжую часть.
Вопрос соблюдения норм безопасности жизнедеятельности, является одним из важнейших на современном этапе жизни нашего общества. Каждый гражданин должен четко следовать нормам безопасности жизнедеятельности, как в работе, так и в жизни. Ведь наше небрежное отношение к этому важному вопросу может иметь серьезные, а порой и опасные последствия.
Практическая часть.
На данном этапе работы:
Заключение.
Совместно с учителями проанализированы результаты выполнения проекта. Теперь, когда я изучила эту тему, мне, кажется, что я практически готова к самостоятельным действиям в сложных жизненных ситуациях. Конечно, всего предусмотреть нельзя, но я надеюсь, что я стала лучше разбираться в окружающих меня предметах и вещах.
Таким образом, замысел проекта был полностью реализован – у меня и моих одноклассников развивается чувство ответственности за свое поведение, стимулируется самостоятельность в принятии решений и выработки умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни. А значит, полученные знания основ безопасности жизнедеятельности выполняют следующие функции:
1. Вооружение системой знаний, умений, навыков.
2. Формирование активной социальной позиции.
3. Укрепление «социального иммунитета».
В конечном результате каждый мой одноклассник должен сформировать и развить у себя навыки быстрой оценки обстановки, научиться принимать целесообразные решения в различных ситуациях.
В заключении хотелось бы сказать, что некоторые люди считают, что с ними никогда не случится ничего плохого, что все неприятности существуют не для них. До определенного времени так может и быть. Однако самые тяжелые последствия опасной ситуации постигают человека, который ее не ожидал и не был готов к грамотным действиям. Таким образом, чтобы обеспечить себе благополучную жизнь и максимально использовать все блага жизни в городе, человек должен не только соблюдать ряд общепринятых правил поведения, но и целенаправленно готовиться к безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, владеть определенными знаниями, умениями и навыками в области безопасности жизнедеятельности.
Список литературы
1. Правила дорожного движения. Методическое пособие. 1 – 4 классы. Сюньков В.Я., Ижевский П.В., Хренников Б.О. и др.
2. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации 1 – 4 классы (Школа России). Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В.
3. Безопасное поведение на улицах и дорогах. 1 – 4 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Ижевский П.В, Хренников Б.О., Александрова И.В. и др.
4. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Смирнова А.Т.
5. Основы безопасности жизнедеятельности. 3 – 4 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. (Школа России). Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В.
Подарок
Как нарисовать лимон акварелью
Алые паруса
Воздух - музыкант
Три способа изобразить акварелью отражения в воде