Данная работа позволяет прикоснуться к истории ВОв через судьбу конкретного человека , чей жизненный путь заслуживает внимания , уважения и памяти.
Вложение | Размер |
---|---|
zhukovina_olesya_issled.rabota.docx | 19.1 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
" Разуменская средняя общеобразовательная школа № 1
Белгородского района Белгородской области"
исследовательская работа
Мир детства моей бабушки
выполнила:
ученица 2 "а" класса
Жуковина Олеся,
8 лет
Руководитель:
Голдобина Л.Г.
2013 год
Введение
Цель данной исследовательской работы - изучение и обобщение сведений о детстве моей бабушки, Жуковиной ( Кочан) Любови Григорьевны, которое пришлось на военные и первые послевоенные годы.
Гипотеза исследования: детство детей военного времени значительно отличается от детства современных детей, моя бабушка прожила свои детские годы не так как я сейчас.
Задачи нашего исследования состоят в том, чтобы:
Актуальность данного исследования в том, что 2013 год- это год
70 -летия Курской битвы и коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, а наша работа позволяет прикоснуться к истории этой войны через судьбу конкретного человека, чей жизненный путь заслуживает внимания, уважения и памяти.
Новизна работы в обращении к опыту и воспоминаниям человека, чей жизненный путь ранее никогда не изучался, не анализировался.
В ходе работы использовались методы:
Глава 1
Моя бабушка, Жуковина ( Кочан)Любовь Григорьевна родилась 25 октября 1940 года в селе Ушколка Херсонской области. Она стала третьим , младшим ребенком в семье , где уже подрастали 2 девочки: Кочан Людмила Григорьевна , 19---- года рождения и Кочан Антонина Григорьевна 19----года рождения.
Когда началась Великая Отечественная война маленькой Любаше не исполнилось еще и года. Поэтому ее самые ранние детские воспоминания связаны с войной и оккупацией .
" Тысячи людей ежедневно выходили на строительство укреплений вокруг города. Был создан городской истребительный батальон, формировались отряды народного ополчения. Горожане отдавали свои сбережения в Фонд обороны (только 22 июля в него было внесено 22 000 рублей)"- так описывает этап обороны Херсона современная Википедия.
Не смотря на героическое сопротивление частей 51 стрелковой дивизии и моряков Дунайской военной флотилии, оборонявших город с 15 по 18 августа 1941 года, Херсон был захвачен немецкими войсками. Оккупация продолжалась с августа 1941 года по март 1944 года.
19 августа 1941 года фашистские захватчики оккупировали Херсон. Террором, репрессиями и угрозами фашистские власти пытались сломить сопротивление советских людей. «Новый порядок» обязывал людей зарегистрироваться на бирже труда. За неявку грозило судебное заключение.
Поэтому забота о младших детях ложилась на плечи тех, кто был чуть старше. Они должны были кормить, защищать малышей, всячески заботиться о них .Часто они отдавали младшим братьям и сестрам свои скудные лакомства. Например, бабушка рассказывает, что однажды произошел такой случай: на Рождество немцы нарядили в доме елку, ее было видно в окна, и детишкам постарше очень хотелось получше рассмотреть ее .Среди самых любопытных были и старшие сестры моей бабушки. Они подкрались к дому, где жили немцы и стали по очереди заглядывать в окно. Дети увлеклись и не заметили, что один немец вышел из дома. Он вынес несколько конфет и раздал их детям . Детишки боялись и брать конфеты, и отказаться от них, потому что за любопытство и угощение от немцев могли наказать родители, а за отказ от подарка немец мог и убить. Все- таки угощение было получено , но сами они конфеты есть не стали, а отдали совсем маленьким, таким как моя бабушка в то время. Детям которые видели это лакомство первый раз в жизни. Бабушка совсем не помнит ни вкус, ни внешний вид тех немецких конфет, но помнит , что сестры отдали ей, младшей, то чего были лишены сами.
А лишены были дети войны многого. Например , игрушек. Нужды фронта требовали новых танков, самолетов, автоматов. Производить детские игрушки было некому и некогда . Но дети во все времена хотели играть. Моей бабушке до сегодняшнего дня помнятся ей самой " открытые" игрушки - цветные стеклышки. Эти стеклышки она нашла в 1944 году, когда шли бои за освобождение Херсонщины от немецких захватчиков. Советская артиллерия вела активный обстрел немецких позиций. Под обстрел попало и родное бабушкино село. В ходе обстрела было разрушено много жилых домов и сельский храм. Бабушка помнит как семья пряталась от этого обстрела в подполе, как было страшно, как плакали дети. Когда немцы отступили, и обстрел прекратился, все мирные жители выбрались из укрытий. Взрослые осматривали дома и хозяйственные постройки или то, что от них осталось. А дети пошли смотреть на руины храма. Среди развалин они нашли кусочки цветного стекла, края которого оплавились в огне и не резали руки. Это были остатки витража. Детишки выбирали эти разноцветные кусочки и потом играли ими, менялись, смотрели через них на солнце...
"13 марта 1944 года Херсон был освобожден войсками 49 гвардейской стрелковой дивизии под командованием полковника В. Ф. Маргелова и 295 стрелковой дивизией под командованием полковника В. П. Дорофеева".
В первые послевоенные годы настоящих игрушек у моей бабушки тоже не было . Сначала сестры, а потом и она сама шили кукол из лоскутков или белого холста, голову набивали или опилками, или паклей (волокно от переработки льна, которое называли ещё «омялки»). Лица им рисовали химическим карандашом, чтобы рисунок был ярче , карандаш смачивали слюной . Волосы тоже делали из пакли, они получались жёлтого цвета .А ещё брали поленце, рисовали на нём лицо и заворачивали в разные тряпочки. Делали игрушки из всего, что попадалось под руку. Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок, а мячи мастерили из старых тряпок, скручивая их тугим комком и связав верёвкой. Еще играли в "коляски", сделанные из бревнышек .Летом из глины лепили фигурки животных, сушили их на солнце. Детской посудки не было. Поэтому собирали разные черепки битой посуды, играли ими, как целой посудой, берегли их, хранили, тщательно мыли.
Детская фантазия восполняла, то , что отняла война. Но даже в такое тяжелое время дети оставались детьми . Они мечтали и мирной и счастливой жизни и учились преодолевать тяготы войны . Дети войны учились дружбе, взаимопомощи , заботе о слабых, милосердию.
Не хватало не только игрушек, но и еды. Жили впроголодь. Бабушка вспоминает , что когда она пошла в первый класс все дети в классе и учительница были с желтого цвета кожей. Сегодня бы сразу заподозрили эпидемию "желтухи", но это была не болезнь. Это был результат голода.
Люди собирали различные дикорастущие растения, например клевер, цветки акации и пекли из них лепешки . От акации кожа желтела. Сбор этих растений был обязанностью детей. Дети и старики работали на огородах. Взрослые работали на полях, восстанавливали постройки, сады.
Любимое яичко
10 осенних мастер-классов для детей
Заяц-хваста
Привередница
Финист - Ясный сокол