Сборник задач можно использовать на уроках, факультативных занятиях, в кружках, а также в качестве дополнительного дидактического материала. Задачи, представленные в этом сборнике, помогут познать и изучить родной край, что способствует воспитанию патриотизма и чувства причастности к истории нашей страны.
Вложение | Размер |
---|---|
rol_matematicheskogo_panoptikuma_v_povyshenii_interesa_k_predmetu.doc | 392 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 42
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«РОЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПАНОПТИКУМА В ПОВЫШЕНИИ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ»
Автор: Зуева Ангелина, ученица 8 «Д» класса Руководитель: Желанова Ирина Валерьевна,
учитель математики высшей категории
Нижневартовск
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Цели исследования……………………………………………………………...……….2
Задачи исследования……………………………………………………….……………2
Математический паноптикум «Путешествие по родному краю»……………………5
Введение
Проблема познавательного интереса на уроках математики — одна из актуальных.
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.
Поэтому, было решено составить такой сборник задач для учащихся, чтобы задачи, собранные в нём, были интересными, познавательными и доступными каждому ученику.
Объект исследования: познавательный интерес на уроках математики.
Цель исследования: изучить влияние применения математического паноптикума на уроках для развития интереса к предмету с использованием краеведческого материала.
Задачи исследования:
Методы исследования: теоретический, практический, диагностический.
Гипотеза: применение математического паноптикума позволит повысить познавательный интерес учащихся на уроках математики.
Для подтверждения моей гипотезы, и выполнения поставленных мною соответствующих задач была проведена исследовательская работа, которая проходила в два этапа:
В исследовании принимали участие 74 человека: учащиеся 7-8 классов.
Учащимся была предложена следующая анкета (Приложение 1):
На вопрос: «Есть ли у вас любимые предметы в школе» 68 уч-ся (92%) дали положительный ответ. Кроме этого, оказалось, что у 42 уч-ся (57%) математика является любимым предметом.
Отвечая на второй вопрос, выяснилось, что 38 уч-ся (45%) считают, что в школе созданы не все возможности для развития их способностей.
Анализируя ответы на третий вопрос, выяснилось, что 63 уч-ся (85%) хотелось бы, чтобы на уроках математики применялись интересные, занимательные и нестандартные задания.
На этой основе был сделан следующий вывод: что необходима работа, направленная на повышение уровня познавательного интереса к математике при помощи заданий, которые были бы занимательными и познавательными, имели, нетрадиционную форму подачи материала, неожиданный результат решения.
Математический паноптикум – сборник задач, в котором собраны задания, отличающиеся разнообразием форм подачи условия: схемы и таблицы, удивительные и магические квадраты, блок-схемы, различные орнаменты и геометрические фигуры. Кстати, само слово "паноптикум", довольно редко встречающееся в нашем лексиконе, означает музей или коллекцию разнообразных редкостей, причудливых существ.
Данный задачник имеет определенную направленность – краеведение.
Краеведческий материал – благодатная почва для составления задач. Использование задач краеведческого характера – это важный внутренний стимул к поиску решений задач и изучению математики. Данный материал призван усиливать творческую активность, повышать уровень грамотности, расширять знания и кругозор учащихся
Мною были собраны интересные исторические факты, быт, обычаи и традиции коренного населения, информация о природном и животном мире родного края, изучена Красная книга округа.
Были выделены следующие разделы: «Числовые выражения», «Решение линейных уравнений», «Действия со степенями», «Квадратный корень», «Решение систем линейных уравнений», «Решение квадратных уравнений» и др.
После использования данного сборника задач на уроках математики, с учащимися 7-8 классов, была проведена еще одна анкета (Приложение 2). Цель, которой состояла в выявлении наличия или отсутствия повышения познавательного интереса к урокам математики, с использованием математического паноптикума.
Вот ее содержание.
Отвечая на первый вопрос, выяснилось, что 54 учеников (73%) дали положительный ответ.
72 уч-ся (97%) ответили, что математический паноптикум способствует повышению познавательного интереса на уроках математики.
И, наконец, 73 ученика, т.е. 99% хотят продолжить применение данного сборника на уроках.
Полученные результаты, зафиксированы в диаграммах (Приложение 3).
Мой сборник можно использовать на уроках, факультативных занятиях, в кружках, а также в качестве дополнительного дидактического материала на уроках.
Я думаю, что решать такие задачи будет интересно и познавательно.
Математический паноптикум
7-8 класс
Я Родины себе не выбирал.
Она, как жизнь, дается от рожденья,
Мне стала вьюжная суровая Югра
Отечеством, той точкой становленья,
Откуда в жизнь шагнул и где иду
У всех, как свечка в юрте, на виду.
Я Родины себе не выбирал…
В.Плесовских
Ханты-Мансийский автономный округ образован 10 декабря 1930 г.
Административный центр округа - г. Ханты-Мансийск.
На 1 января 2006 года численность постоянного населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры составила 1478,2 тыс. человек.
Ханты-Мансийский автономный округ является исторической родиной коренного (аборигенного) населения, которое представлено тремя небольшими по численности народностями. Это ханты, манси и лесные ненцы. Общая их численность составляет около 1,5 %.
Ханты-Мансийский автономный округ расположен в серединной части России. Он занимает центральную часть Западно-Сибирской равнины.
Округ расположен в пределах одной природной зоны - лесной. Основную часть территории округа занимает сильно заболоченная тайга. Среди болот и лесов расположено более 25 тысяч озёр.
По территории округа с юга на север протекают две крупнейшие реки России - Обь и Иртыш. Кроме того, наиболее значительными реками округа являются притоки Оби: Вах, Аган, Тромъеган, Большой Юган, Лямин, Пим, Большой Салым, Назым, Северная Сосьва, Казым; притоки Иртыша: реки Конда,Согом.
Климат округа резко континентальный, характеризуется быстрой сменой погодных условий особенно в переходные периоды - от осени к зиме и от весны к лету, а также в течение суток. Зима суровая и продолжительная с устойчивым снежным покровом, лето короткое и сравнительно теплое, переходные сезоны (весна, осень) с поздними весенними и ранними осенними заморозками.
Почвенный покров отличается большим разнообразием. На приречных дренированных участках развивается подзолистый почвообразовательный процесс. На водоразделах со слабым поверхностным и грунтовым стоком преобладают полугидроморфные почвы, которые в центральной части обычно сменяются болотными. На породах тяжёлого механического состава встречаются глеезёмы и глееподзолистые почвы, на песчаных и супесчаных породах – иллювиально-железистые, иллювиально-железисто-гумусовые и иллювиально-гумусовые подзолы. В горной части распространены тундровые, грубогумусные, фрагментарные и горные примитивные органогенно-щебнистые почвы.
Животный мир: лисица, песец, белка, соболь, куница, горностай, колонок, хорь, норка, ласка, выдра, заяц, крот, бурундук, дикий северный олень, лось и др. Птица: гуси, казарки, глухари, тетерева, рябчики, куропатки, утки, кулики. В водоёмах обитает 42 вида рыб, в том числе высокоценные промысловые – осётр, стерлядь, нельма, муксун, чир (щокур), пелядь сырок), сиг (пыжьян), сосьвинская сельдь (тугун).
Основными полезными ископаемыми являются нефть и газ. Наиболее крупные месторождения нефти и газа - Самотлорское, Федоровское, Мамонтовское, Приобское.
В округе добывается россыпное золото, жильный кварц и коллекционное сырье. Открыты месторождения бурого и каменного угля. Обнаружены залежи железных руд, меди, цинка, свинца, ниобия, тантала, проявления бокситов и др.
Специфика экономики округа связана с открытием здесь богатейших нефтяных и газовых месторождений.
История
Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси - два родственных народа. Этнонимы "ханты" и "манси" образованы от самоназвания народов хантэ, кантах и манси.
В качестве официальных названий они были приняты после 1917 года. А чтобы узнать, как эти народы назывались в старой научной литературе и в документах царской администрации, выполни следующие задания.
Вынесите множитель из под знака корня:
; ; ; ; ;
Внесите множитель под знак корня:
; ; ; ; ;
Хантов называли остяками, а манси - вогулами или вогуличами.
В соответствии с Конституцией СССР, принятой 7 октября 1977 года, Ханты-Мансийский национальный округ получил новый статус. Как стал именоваться округ.
По данным координатам составь слово.
; ; ; ; ; ; ; ; ;
16 | 144 | 30 | 225 | 55 |
Б | О | Ф | Е | А |
Площадь округа – 523,1 тыс. кв. км.
Найди сумму чисел, являющихся решением системы уравнений, и ты узнаешь, сколько процентов составляет округ от площади нашей страны.
Площадь округа составляет 3% от площади нашей страны
Одежда
Обычный мужской костюм - штаны, рубаха, верхняя плечевая одежда, обувь, пояс, головной убор и рукавицы. Была еще специальная охотничья одежда, которую шили из сукна или холста.
Решить уравнения:
Шабур или каль - распашная одежда ниже колен, с вшитыми рукавами, без воротника, но с карманами надевалась на телогрейку.
Женская одежда более консервативна и медленнее выходит из употребления. Это нижняя поясная одежда - пояса из кожи или бересты. Плечевая одежда - рубахи из крапивного и хлопчатобумажного холста. Важный элемент женского костюма - головной убор. Это и покупные цветастые платки, и "татарские" косынки, и налобные повязки.
Была распространена и особая дорожная одежда из оленьих шкур мехом наружу. Без разреза спереди, с капюшоном, иногда с пришитыми рукавицами.
Гусь (хус, кувщ, куныш), один из видов традиционной зимней одежды обских угров. Гусь имел длину ниже колена, глухой покрой и капюшон, который нередко украшался оленьими ушами. Изготавливался из зимних оленьих шкур. Использовался мужчинами во время сильных холодов или длительных переездов, одевался поверх малицы.
Природа
Растительность представлена сообществами лесов, болот, лугов, водоёмов, горных тундр. Лесистость территории округа составляет 52,1%. Доминирует зона средней тайги. Она представлена темнохвойными, светлохвойными, мелколиственными и смешанными лесами. В них произрастают ель, кедр, лиственница, пихта, сосна. К поймам рек, низинам приурочена луговая растительность. В северных районах распространены лишайниковые сообщества, используемые в качестве оленьих пастбищ. Леса и болота богаты плодово-пищевыми видами растительности: клюквой, брусникой, голубикой, смородиной, малиной, шиповником, черёмухой, рябиной. А какие еще ягоды растут на территории округа?
Рассыпает солнце стрелы,
Сосны зажигая,
Что за ягода созрела
Синяя такая?
На листочки, на кусточки
Кто-то листья бросил,
Все полянки в синих точках
У зеленых сосен.
Черника – сильноветвистый кустарничек высотой 15-40 см с длинным ползучим корневищем. Ягоды черные с сизоватым налетом. Мякоть сочная, красновато-фиолетовая с многочисленными семенами. Плодоносит черника в конце июня – начале июля. Черника необычайно вкусна, а главное, очень полезна.
Русское название «черника» произошло от цвета ягод, оттого, что они чернят руки и рот. Чтобы узнать, как называется ягода на хантыйском и ненецком языках выполните задание.
на хантыйском языке | в | с | и | ы | э | с | п |
27 | 16 | 64 | 3 | 35 | 6 | 25 | |
на ненецком языке | м | у | р | к | а | л | т |
Название черники на хантыйском языке – сэвпсы, на ненецком – ламтук.
А вот еще одна ягода. Ягода удивительно сладкая и медовая. На Севере говорят, что нет ничего в мире слаще и ароматнее.
Посреди болота женщина в красном (желтом) платке сидит (хантыйская загадка).
Моя загадка – эй!
В далёком неведомом лесу аль в тёмном лесу,
В неизвестном углу сидят женщины
В жёлтых платках
Отгадай что это?
(мансийская загадка).
Это морошка.
Плоды морошки похожи на плоды ее ближайших сестер. Однако морошка – ягода самая редкая и особенная. Неповторимость ее проявляется во всем. Созревает она как бы «наоборот» – сначала краснеет, а потом желтеет. Растет не гроздьями, а всего по одной ягоде на стебле. Собирают морошку в июле - августе после клюквы и перед черникой, когда все южные ягоды уже заканчиваются.
Народное название — «моховая смородина», «глошина».
Животные
Бурый медведь, млекопитающее семейства медвежьих отряда хищных. Крупное стопоходящее животное. Окраска однотонная от почти чёрной до лимонно-жёлтой. У медвежат белый ошейник, исчезающий с возрастом. В округе встречается повсеместно, но плотность расселения в разных административных районах различна. Интенсивное освоение сформировало мозаичность распространения с наибольшей численностью в Берёзовском, Ханты-Мансийском и Нижневартовском районах. Предпочитает таёжные, особенно еловые леса. В питании преобладает растительная пища: кедровые орехи, ягоды, зелёные части растений, коренья, вместе с тем поедает пчёл, рыбу, насекомых, домашних и диких животных. Узнай рост и вес бурого медведя, выполнив задание.
В угрюмых сибирских урманах живет красивый, подвижный зверек, которого иногда называют северной обезьянкой. Угадайте о каком зверьке идет речь.
Вычислите значение выражения:
1) ; 3) 5)
2) ; 4)
Весь день неутомимая белочка прыгает с ветки на ветку, лакомится орешками, сушеными грибами. Как выяснили ученые, этот зверек обладает прекрасной памятью и, проголодавшись, безошибочно находит в лесу все свои припасы.
Чтобы выжить зимой, она делает запасы. Все лето и осень белка старательно собирает грибы, развешивает их на деревьях для просушки, а в развилки ветвей, в старые дупла белка складывает сосновые и кедровые шишки. Наблюдать за белкой – одно удовольствие. Особое очарование ей придает пушистый хвост, который служит белке как бы парашютом, и помогает ей прыгать с ветки на ветку, с дерева на дерево. Взрослые белки пугливы и при малейшей опасности предпочитают удалиться на безопасное расстояние от тех, кто их потревожил. Молодые белки – существа беззаботные. С наступлением сумерек воздушная путешественница спешит в дупло, или в покинутое птицами гнездо, где она обитает всю долгую холодную зиму. Ранней весной у северной обезьянки рождается 3-7 детенышей. Несмотря на непоседливый характер, белка - нежная и заботливая мать. С обожанием и любовью она ухаживает за бельчатами и терпеливо учит их всем премудростям суровой таежной жизни.
Глухарь самый крупный в округе представитель отряда курообразных, семейства тетеревиных. Обитает повсеместно. Типичная лесная птица. Глухарь — полигамная птица, пар не образует, забота о потомстве полностью возложена на самку. Гнездо устраивается на земле, в кладке 5—16 яиц желтовато-белого цвета с бурыми пестринами. Насиживание — 24 дня. Относятся к ценным промысловым птицам и являются великолепным объектом любительской охоты. Нуждаются в безусловной охране как экзотический вид.
Самец почти весь чёрный, с тёмно-бурыми крыльями, белыми пятнами на брюхе. Грудь чёрная с зелёным металлическим отливом, голова, шея, спина и бока тела серовато-сизые с мелким тёмным струйчатым рисунком. Найдите вес и длину тела птицы, выполнив следующие задания.
Вес глухаря:
Чтобы узнать длину тела, найдите удвоенную сумму значений данных выражений:
; ; ; ; .
Вес птицы от 3 до 6,5 кг, длина тела до 85 см.
В водоемах округа обитают 29 видов рыб, относящихся к девяти семействам. Промысловое значение имеют девятнадцать видов, основные из них - муксун, пелядь, чир, пыжьян, нельма, осетр, стерлядь, язь, щука, елец, плотва, окунь, налим.
Узнай рыбу, находящуюся под угрозой исчезновения, предложена для включения в Красную книгу России.
а | |
е | |
й | |
н | |
т | |
ь | |
м |
Таймень - рыба семейства лососевых. В Ханты-Мансийском автономном округе встречается в Северной Сосьве и, возможно, в Назыме. Таймень обитает в чистых реках с быстрым течением. Взрослые особи держатся на ямах, предпочитают участки с "завихрениями" течения. Молодь обитает на мелководьях. Наиболее активен весной и осенью. Возраст тайменя может достигать 25 лет, но особи старше восемнадцати лет встречаются редко. Созревает в возврасте шести-семи лет, достигнув размера тела 65-70 см. Нерестится весной в конце мая - начале июня в притоках с каменистым дном и сильным течением. Основной корм в летний период - речной гольян, ерш, плотва, осенью и зимой - сиговые рыбы. В пределах рек совершает небольшие сезонные миграции. Таймень подвергается интенсивному браконьерскому лову, к тому же отличается относительно невысокой плодовитостью.
Продолжение следует
Заключение
Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет кругозор школьников, способствует математическому развитию, повышает качество подготовки по предмету, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
По результатам исследования можно сделать вывод, что уровень познавательного интереса учащихся значительно повысился и это свидетельствует о том, что предложенные задачи оказались эффективными и выдвинутая гипотеза подтвердилась – если включать в урок задания данного сборника, то уровень познавательного интереса повышается.
Математический паноптикум с использованием краеведческого материала доказал свою эффективность на повышение познавательного интереса – учащиеся стали активнее и заинтересованнее заниматься на уроках математики. Ученики, которые были пассивны на уроках, с удовольствием включались в работу, соревновались друг с другом в сообразительности и быстроте ума.
Сборник задач можно использовать на уроках, факультативных занятиях, в кружках, а также в качестве дополнительного дидактического материала. Задачи, представленные в этом сборнике, помогут познать и изучить родной край, что способствует воспитанию патриотизма и чувства причастности к истории нашей страны.
Приложение 1
Анкета № 1
Приложение 2
Анкета № 2
Приложение 3
Данные о результатах исследования занесены в таблицы
Анкета № 1
Есть ли у вас любимые предметы в школе? | Считаете ли вы, что в школе созданы все возможности для развития ваших способностей? | Хотелось бы вам, чтобы на уроках математики применялись задания, отличающиеся разнообразием форм подачи условия? | |||
68 математика 42 | 92% математика 57% | 38 | 45% | 63 | 85% |
Анкета № 2
Нравятся ли вам уроки математики? | Повысил ли математический паноптикум ваш познавательный интерес на уроках математики? | Хотелось бы вам продолжить применение данного сборника на урока математики? | |||
54 | 73% | 72 | 97% | 73 | 99% |
Из приведенных в первой таблице данных видно, что практически у всех учащихся есть любимые предметы в школе, в том числе математика является любимым предметом у 57%. Но около половины учащихся считают, что в школе созданы не все возможности для развития их способностей. Школьники хотели бы, чтобы на уроках математики применялись разнообразные формы подачи материала, нестандартные задания, которые были бы направлены на развитие логического мышления, сообразительности и смекалки.
Данные второй таблицы показывают, что интерес к математике возрос на 16%. Применение математического паноптикума повысило познавательный интерес к предмету. И практически все учащиеся согласны продолжить применение данного сборника на уроках математики.
Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что применение математического паноптикума позволит повысить познавательный интерес учащихся на уроках математики.
ЛИТЕРАТУРА
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Красочные картины Джастина Геффри
Воздух - музыкант
Сочные помидорки
Весенние чудеса