В этой работе автор исследует изменения, произошедшие с его малой родиной, о взаимоотношениях природы и человека. Автор приводит данные местных названий рек, переводит их названия на русский язык. Данный материал можно использовать на уроках по географии, экологии и географии ХМАО, кружках краеведческого направления.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа по краеведению | 203.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
г. Ханты - Мансийска
объединение «Краеведение»
тема работы «Река Кемпаж – река детства»
автор: Панченко Григорий Юрьевич,
7А класс
руководитель: Палькина Юлия Николаевна,
учитель географии
г.Ханты-Мансийск, ХМАО-Югра
2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
страницы
Введение.
Актуальность: В последнее время начал пробуждаться интерес к прошлому. Но история неумолима, так как и в наши дни исчезают мелкие населённые пункты, существовавшие порой по 300-400 лет. Гибнут документы, домашние архивы, а вместе с ними углубляется разрыв между прошлым и будущим. Сохранить этот разрыв необычайно трудно.
Целью работы является показать уникальность и ценность реки Кемпаж.
В соответствии со сформулированной целью определены следующие задачи
Место исследования: окрестности реки Кемпаж и села Таракпаул.
Методы исследования: социалогический опрос, сбор информации у старожилов села, работа со специальной литературой.
Сроки исследования: данные исследования проходили в летний каникулярный период, а затем уже была дальнейшая обработка информации.
Практическая значимость: Материалы данного исследования могут быть использованы на уроках окружающего мира, географии.
Ценность работы состоит в том, что приведены названия речушек и соров приведены на мансийском языке
Основная часть.
У каждого из нас есть малая родина – то место, где мы родились, где жили наши предки. У одних это большой город, у других – небольшое село, у третьих – маленькая деревенька. К сожалению, сейчас эти исторические корни основательно забыты. Многие наши соотечественники не знают даже, откуда они родом, как звали их прадедов, не говоря уже о тех предках, которые жили в 17-18 веках и были основателями их фамилий.
Существенные изменения образа жизни, носителей исторической национальной культуры привели к разрушению традиций, многих устоев. Забывая народные традиции, народ стал забывать и свою малую родину. Это, как правило, родовые угодья, родовые деревни, где когда-то жили и охотились наши предки. Полное или частичное исчезновение с лица земли - это проблема многих малых деревень. Эта проблема затронула многие культуры. Мало того, что они забыты или уничтожены, так и сами названия этих мест искажены на картах, утратили своё первоначальное название.
В данной работе представлен материал, изученный при сборе информации о происхождении деревни Таракпаул, по-мансийски звучит, как Таракпавыл. На картах значится как Тарахпауль. Это родовая деревушка семьи Хозумовых, рода Тарак (от манс. слова тар - корень. Тар атнэ махум - собирающие коренья. В старину здесь собирали лечебные коренья, отсюда и пошло название рода. А по другой версии, собирали корни кедра, которые использовались для скрепления лодок. А позднее, это отразилось и на самом названии деревни). Таракпауль стоит на берегу реки Кемпаж (манс. название Соргахта, где сорг. – желудок, живот; ахт – река-приток из припойменного озера, болота)[1]. Летом здесь - белые ночи. Солнце в июле месяце скрывается за линией горизонта лишь на один час. Снежный покров более 1 метра, дотаивает порой лишь в июне месяце. Первые заморозки наблюдаются в первых числах августа, последние - в июне. Территория относится к району, приравниваемому к Крайнему Северу. Растительность - северно-таёжная. Деревушку окружают тёмно-хвойные леса. Древесная растительность - сосна, кедр, берёза, лиственница, ель, пихта, рябина, ольха, ивы. Река – Кемпаж; полноводна, богата рыбными ресурсами. [2].
В этой деревне родился и вырос мой дедушка Хозумов Николай Иванович. Хоть и живёт он теперь в Ханты-Мансийске, но очень часто вспоминает свою родину. «Деревня моя деревянная дальняя, Смотрю на тебя я, прикрывшись рукой. Ты в лёгком платочке июльского облака. В веснушках черёмух стоишь над рекой…». Это любимая песня моего дедушки. Слушая его рассказы, очень хочется там побывать. Ведь и моя мама когда-то там жила. Дедушка рассказал мне об образовании фамилий, которые ещё помнит, а также какие прозвища бытовали. Находкой также стала книга памяти Тюменской области, где в списках жертв репрессий встретились фамилии жителей деревни Таракпауль, арестованных в 1837 году и реабилитированных в 1959-1989 гг. Расстреляны они все в городе Ханты-Мансийске [электронный ресурс]
Собирая информацию о деревне Таракпауль, я узнал, что фамилия Хозумов очень древняя. Впервые она зафиксирована в 1782 году. Но там она значится как Хозымов [4]. Также некоторую информацию об образовании мансийских фамилий нашёл в Интернете из статьи «Манси, вытесненные за Урал и на север»[электронный ресурс].
Кемпаж - река в северной половине Березовского района, левый приток р. Ляпин, впадает в него на 58-м км от устья. Течет по Северо - Сосьвинской возвышенности с востока на запад. Длина 289 км, площадь водосбора 6870 кв. км. В бассейне реки насчитывается 255 водотоков, из них 15 имеют длину свыше 25 км. Основные притоки - Огуръя, Харъеган, Турупъя (все слева). Наиболее значительные озера - Пуимтур, Яныгвиттур, Сорахтур. В питании реки главную роль играют талые снеговые воды. Вода в реке довольно глубокая для этой местности; она заполняет в этих местах низменные большие пространства, постепенно спадая к осени. Есть узкие протоки, промытые в глинистых толщах весенним напорам, а есть и широкие заводи - ссоры [6]. Кемпаж - река сорная, так как начало своё берёт со всех соров находящихся в этой территории. Названия соров изначально были на мансийском языке. Если следовать от устья реки Малого Кемпажа, до мансийской деревни Ломбовож, который стоит на берегу реки Ляпин, то можно проследить такое расположение соров:
Мань-Сорахта - Яныг-Сорахта:
Норан ахт - протока с брёвнами, возле которого поперёк русла были проложены бревна (нор). На этой узкой протоке сооружали сезонный рыбный запор.
Яныг вит урай - старица с большой водой. Здесь есть очень большое карасиное озеро;
Поял - пойма.
Халь сяхыл воль - плёс среди берёз. В этом месте очень много берёз;
Урай сунт павыл - деревня в устье старицы;
Пупыг-я - река духа-покровителя. В эту реку впадают и другие сора;
Маньси союм. Но чаще всё же фигурирует название Ощтяк шор (коми.)
Деревня Таракпавыл;
Урай ахт (малый) - протока, вытекающая из старицы;
Мил ахт - глубокая протока;
Урай ахт (большой) - протока из старицы;
Амп ари - собачья река. Существует легенда о том, как собаки делали запор;
Налув вагсалан ари - приток, по которой спускаются; По этой протоке зимой люди переправляются в другое поселение, его называют ещё зимником.
Нанк нёл ари или Яныг тарыг люльнэ ахт - этот сор имеет двойное название. Это место особенно тем, что здесь лиственничный бор, но есть одна большая сосна на мысу возле реки;
Тур сунт ари - протока в устье озера;
Павыл халт ари - река между деревнями;
Туруп-я - река с озером в русле;
Пуписум - на этом месте спустилось божество;
Ялпын ари - священная река - приток;
Хулюм - нерестилище язей;
Сорох тур - озеро богатое сырками. Это Большой сор Кемпажа.
Для сравнения рассмотрим список, предоставленный государственным водным реестром. Что мы видим? Сравнивая два этих списка, можно сказать, что они разительно отличаются. Перечень, данный государственным водным реестром не полный, названия рек во многом не совпадают, некоторые реки вообще без названия. Не включены сезонные речки и пойменные болота.
Многие названия рек даны на хантыйском и коми языке, но в переводе на русский язык все они имеют единое значение. Например, Грубе Ёль (коми)
Овур-я (манс.) - в значении ‘крутая река’, или Пупыг-я (манс.) Болбан-Ю (коми), в значении ‘река божества, река духа-покровителя’.
Перечень рек, предоставленный государственным водным реестром [7]
В Кемпаж впадают реки (км от устья)
18 км: река Туруп-Я
43 км: река Повёл (с коми Пов-Ёль)
44 км: река без названия
87 км: река Пупыг-Я
92 км: река Остяк-Шор (с коми Остяк Шор - мансийский ручей).
139 км: река Грубе-Иоль (коми Грубе Ёль - крутая река)
154 км: река Огур-Я
179 км: река Бол.Енгыль
182 км: река Мал. Енгыль
210 км: река Балбан-Ю (с коми Болбан-Ю - река божества)
225 км: река Хар-Юган (хант.- река на открытом месте)[8].
227 км: река без названия
231 км: река Кемпаж-Егарт (хант. - священная река на возвышенном лесистом месте)
244 км: река Му-Пант-Юган (хант. - извилистая река)
257 км: река Иськи Нюрум-Соим (манс. Иськи Нрум сōюм - пологий ручей Иськи)
265 км: река Мал. Кемпаж
Этнографы И.Н. Гемуев и А.М. Сагалаев записали мансийскую легенду об образовании реки Кемпаж: «Это было, когда земля установилась. Людей ещё не было в те времена. Это менквы с неба были спущены. Из моря они пешком вышли, вверх по Оби и Сосьве поднимались. Где они ночевали, в тех местах заметки есть. Выше Берёзова и ниже Шайтанки на высоком берегу остановились. Там деревья стоят. У Люликар, ниже Игрима, там тоже есть яр на левом берегу. Потом ниже Ломбовожа есть Менкв Рощ (песчаный берег Менквов) Потом по Малому Кемпажу свернули. Как шли, так и река пошла. Малый Кемпаж - это и есть их дорога. Прямо из Мунгеса свернули туда, где и сейчас живут» [9]. Менквы поднимаясь по Оби, Ляпину и Кемпажу в самые верховья, оставляли после себя своеобразные стоянки, превратившиеся со временем в культовые места - Сат Менкв. Если посмотреть на космический снимок реки Кемпаж. То можно увидеть бегущего Менква [электронный ресурс].
Ещё в одной легенде говорится о семи богатырях пришедших с верховьев р Лозьва, с которыми повстречался охотник и которые предложили взять его под своё покровительство. Охотник согласился и здесь же вырубил из дерева их Святые изображения. Семь богатырей поднялись по реке Сакв-Я, где им предложили поселиться по реке Соргахта, их до сих пор так и именуют Я-Талих-Сат-Отыр ’С верховья реки семь богатырей’. Место их жительства так и называется – Ялпын-Хулюм-Сунт ‘Священное устье нерестилищ язей’. По преданию младшая сестра семи Святых богатырей была женой Хонт Торум Ойки.
По реке Кемпаж, очень много святых мест. Ближе к устью реки Большого Кемпажа есть два святых места, это Я-Тольх-Сат-Отыра и Суй-Ур-Эква. В самом Таракпавыле был, место поклонения Мир Суснэ Хуму - За миром смотрящий (сыну Нуми-Торума). Находился он у трёх лиственниц.
Заключение.
Учитывая приведённую информацию, можно прийти к выводу, что данная территория требует досконального изучения, и что она претендует на статус нематериального культурного наследия. Во первых - по архивным данным, здесь проживали одна из древних фамилий, во-вторых, образование этой реки связана с легендарными Менквами, в третьих - по этой реке святых мест поклонений, и в четвёртых - каждый сор, каждый ручей - связан с историей, с мифом.
Список использованной литературы.
Приложение 1.
Рис. 1. Река Кемпаж
Приложение 2.
Родословная рода Тарак махум
Тарак махум
По переписи 10 ревизии в 1858 году насчитывалось: 7 мужчин, 2 женщины (2 хоз.дома). нет никаких указаний на детей.
Хозумов Яков (?), жена (?)
Хозумов Михаил Яковлевич - 1857, рыбак, расстрелян 27.06.1938 года в
Ханты-Мансийске Жена Хозумова (Сайнахова) Дарья Ильинична (Щекурья)
Их дети
Хозумов Иван Михайлович (Тарак Юван), жена Хозумова (Ромбандеева) Мария Александровна (сорт Аги - дочь Пухр Ойки)
Хозумов Семён Михайлович, жена Хозумова Александра Кузьминична
Хозумов Яков Михайлович, жена Хозумова (Вынгилева)
Хозумов Егор Михайлович, умер
Хозумова Прасковья Михайловна, муж Ромбандеев Василий Андреевич
Дети Хозумова Иван Михайловича и Хозумовой (Ромбандеевой) Мария Александровны:
Хозумов Николай Иванович (Тарак Коля), жена Хозумова (Овёсова) Аксинья Михайловна
Хозумова (девочка) - умерла в младенчестве
Хозумова Полина Ивановна, муж Качанов Григорий Ефимович
Хозумов Юрий Иванович, жена Хозумова(Волкова) Ильинична
Хозумов Владимир Иванович, жена Хозумова (Ромбандеева) Тамара Алексеевна
Хозумова Галина Ивановна - умерла в возрасте 5 лет
Хозумов Леонид Иванович, жена Хохумова (Качанова) Клавдия Степановна
Хозумов Пётр Иванович, жена Шешкина Раиса (?), разведены
Дети Хозумова Николая Ивановича и Хозумовой (Овёсова) Аксиньи Михайловны:
Хозумов Василий Николаевич, жена Хозумова (Волкова) Людмила Ивановна
Хозумова Евдокия Николаевна, муж Анямов Пётр Владимирович
Хозумов Яков Николаевич, жена Хозумова (Качанова) Валентина Мартыновна
Хозумов Федот Николаевич
Хозумов Егор Николаевич
Хозумова Лариса Николаевна, муж Карпенко Олег Викторович
Хозумова Людмила Николаевна, муж Панченко Юрий Григорьевич
Дети Хозумова Василия Николаевича и Хозумовой (Волковой) Людмилы Ивановны
Хозумова Татьяна Васильевна, муж Семёнов Елисей Николаевич
Хозумов Виталий Васильевич
Хозумов Иван Васильевич
Дети Хозумовой Евдокии Николаевны и Анямова Пётра Владимировича
Хозумова Наталья Анасовна, (дочь от 1 (гражданского) брака с Исамбакиевым Анасом Тагировичем), муж Лыпщиков Вениамин Петрович
Анямов Александр Петрович
Анямова Аксинья Петровна
Анямов Юрий Петрович
Анямов Сергей Петрович
Анямов Егор Петрович
Анямова Елена Петровна
Дети Хозумова Якова Николаевича и Хозумовой (Качановой) Валентины Мартыновны
Хозумов Александр Яковлевич
Хозумов Анатолий Яковлевич
Хозумова Анна Яковлевна, муж Артеев Василий (?)
Дети Хозумовой Ларисы Николаевны и Карпенко Олега Викторовича
Карпенко Сергей Олегович
Карпенко Елена Олеговна
Карпенко Владимир Олегович
Дети Хозумовой Людмилы Николаевны и Панченко Юрия Григорьевича
Панченко Григорий Юрьевич
Панченко Екатерина Юрьевна
Панченко Николай Юрьевич
Дети Хозумовой Татьяны Васильевны и Семёнова Елисея Николаевича
Семёнов Альберт Елисеевич
Семёнов Арсений Елисеевич
Семенова Есения Елисеевна
Дети Хозумовой Натальи Анасовны и Лыпщикова Вениамина Петровича
Лыпщиков Алексей Вениаминович
Лыпщиков Павел Вениаминович
Лыпщикова Ирина Вениаминовна
Дети Хозумовой Полины Ивановны и Качанова Григория Ефимовича
Качанов Рудольф Григорьевич, жена Семяшкина Галина Дмитриевна
Качанов Валерий Григорьевич, Кугина Мария
Качанов Яков Григорьевич, жена Качанова Анна Мартыновна
Качанов Александр Григорьевич
Качанова Мария Григорьевна, муж Пашин Михаил Юрьевич
Качанов Ефим Григорьевич
Дети Качановой Марии Григорьевны и Пашина Михаила Юрьевич
Пашина Валентина Михайловна
Пашина Татьяна Михайловна
Дети Хозумова Юрия Ивановича, жена Хозумова (Волкова) Ильинична
Хозумова Надежда Юрьевна, муж Байгузин Олег Павлович
Хозумова Валентина Юрьевна, муж Сайнахов Василий Данилович
Хозумов Олег Юрьевич (сын от второго брака с Куновой Дарьей Дмитриевной)
Дети Хозумовой Надежды Юрьевны и Байгузина Олега Павловича
Байгузина Анастасия Олеговна
Байгузин Павел Олегович
Дети Хозумовой Валентины Юрьевны и Сайнахова Василия Даниловича
Сайнахов Александр Васильевич
Сайнахов Юрий Васильевич
Сайнахов Евгений Васильевич
Дети Хозумова Владимира Ивановича и Хозумовой (Ромбандеевой) Тамары Алексеевны
Хозумов Андрей Владимирович, жена Хозумова ( Коробова) Наталья Анатольевна
Хозумова Галина Владимировна, муж 1 Сотников Василий Викторович, муж 2 Мингалев Андрей (?)
Хозумов Николай Владимирович
Хозумова Юлия Владимировна, муж Шайдыров Андрей Анатольевич
Дети Хозумова Андрея Владимировича и Хозумовой (Коробовой) Натальи Анатольевны
Хозумов Алексей Андреевич
Дети Хозумовой Галины Владимировны и Сотникова Василия Викторовича
Хозумова Елена Владиславовна
Сотникова Ирина Андреевна
Дети Хозумовой Юлии Владимировны и Шайдырова Андрея Анатольевича
Шайдырова Яна Андреевна
Дети Хозумова Леонида Ивановича и Хозумовой (Качановой) Клавдии Степановны
Хозумов Вячеслав Леонидович
Хозумов Анатолий Леонидович, жена Хозумова (?) Гульнара (?)
Хозумова Мария Леонидовна, муж (?)
Огонь фламенко
Именинный пирог
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Притча о гвоздях