Язык SMS – что это такое? Быть или не быть ему в нашей жизни? Об этом наше исследование.
Изучение языка SMS в нашей стране только начинается. Исследователи современных информационных технологий опираются на опыт зарубежных ученых. SMS – это, по существу, - новая область нашей действительности, лингвистические и психические аспекты которого только осознаются и изучаются. В связи с этим обращение к языку SMS с целью изучения его особенностей представляется актуальным.
Цель проекта - изучить особенности языка SMS и определить быть или не быть ему в нашей жизни?
Достижение цели работы предполагает выполнение следующих задач:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_2.doc | 80.5 КБ |
Проектная работа по теме ««Язык SMS: Быть или не быть?»
В какой стремительный век нам с вами довелось жить! Все составляющие нашего существования находятся в состоянии какого-то изменения. Меняются границы, названия стран… Меняется климат… Меняется даже наш язык. Мобильные телефоны сообщают своим владельцам информацию на каком-то непонятном, можно сказать – тарабарском языке.
Сначала его применяли только в мобильных. Потом в электронных письмах, а сейчас и вовсе разговаривают, используя SMS – ные сокращения.
-Т de?
- В 6koJIe, a 4to?
- DaBai vsTpeTuMcR! Ro 4 sosky 4.
- R To#e. Ok. 3BoHu. ZZZ!
Вам не понятно? Вот перевод:
- Ты где?
- В школе, а что?
- Давай встретимся! Я очень соскучился.
- Я тоже. Звони, целую.
Язык SMS – что это такое? Быть или не быть ему в нашей жизни? Об этом наше исследование.
Изучение языка SMS в нашей стране только начинается. Исследователи современных информационных технологий опираются на опыт зарубежных ученых. SMS – это, по существу, - новая область нашей действительности, лингвистические и психические аспекты которого только осознаются и изучаются. В связи с этим обращение к языку SMS с целью изучения его особенностей представляется актуальным.
Цель проекта - изучить особенности языка SMS и определить быть или не быть ему в нашей жизни?
Достижение цели работы предполагает выполнение следующих задач:
Для решения поставленных задач нами был использован следующий комплекс методов:
В работе «Язык SMS: Быть или не быть?» была выдвинута следующая гипотеза. Предположим, что языку SMS быть в нашей жизни… Данная гипотеза содержит предположение о том, что SMS – язык активно используется для передачи коротких текстовых сообщений в обществе.
Предметом нашего исследования являются особенности языка SMS.
Объектом исследования – тексты SMS – сообщений одноклассников.
База исследования – ученики 8 А класса и их родители.
Теоретической базой исследования стали статьи лингвистов-практиков, опубликованные в специализованном периодическом издании «Русская речь» и размещенные на страницах Internet (специализированные информационные сайты http://www: studyspanish. ru и http://www. gotv.ru; http://www.etiket.ru (Этикет от А до Я).
Помимо этого были использованы научные труды зарубежных и отечественных исследователей в области языка SMS.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы на уроках русского языка и английского, в лекционных практических курсах по современному русскому языку и культуре речи.
Первым шагом нашего исследования языка SMS стало сообщение об истории SMS.
Придумал SMS Нейл Папуорт – инженер фирмы Vodaton. Он же составил первую в мире SMS-ку. Произошло это под Рождество, в 1992 году. В послании так и значилось: «Merry Christmas – 92». Однако после об этой новой технологии забыли. Лишь в 2000 году сотовые компании ввели услугу Short Message Service (Службы коротких сообщений).
Было бы ошибочно думать, что язык, на котором общаются в чатах и по мобильным телефонам, родился совсем недавно. Его идея возникла гораздо раньше.
В середине 90-х годов с появлением чатов и мобильных телефонов эти идеи получили новое развитие. Молодежь решительно освоила онлайновое пространство и сделала решающий шаг в экономии языковых средств. В какой-то степени этот шаг стал вынужденным: с одной стороны, вся прелесть общения в чате заключается именно в стремительной дуэли реплик и не терпит многословия, а с другой, длина сообщений на мобильных телефонах жестко ограничена количеством знаков. Поэтому тексты SMS приобрели компактность и афористичность. У стороннего наблюдателя складывается впечатление, что слова этого нового языка освобождаются от богатых смысловых оттенков, становятся бедными. Но, тем не менее, такими средствами люди продолжают решать вечные проблемы: признаются в любви, требуют объяснений, назначают встречи, поздравляют с днем рождения и т.д. Так родился новый язык: язык чатов и SMS.
Для того чтобы исследовать особенности SMS – языка, нам необходимо было выполнить следующий шаг – провести мини-исследование. Материалом для исследования, послужили тексты SMS – сообщений одноклассников, содержащие решение вечных проблем: признание в любви, назначение встречи, объяснение, передача домашнего задания, расписания уроков и т.д.
Текст SMS сообщений сначала «сбрасывался» на компьютер, а затем был зафиксирован в письменном виде. Методом сплошной выборки был определен состав текстов SMS – сообщений в количестве 10.
В ходе проведения исследования нами были выявлены особенности SMS – языка в сообщениях одноклассников. Наиболее значимым для нашего исследования стали результаты выявления основных правил языка SMS и нарушений при его использовании (см.таблицу 1).
Таблица 1
Правила SMS - языка | Нарушения SMS - языка |
Ограниченное количество символов (сокращают слоги, сокращают при помощи цифр); | Допускают грубые орфографические ошибки, искажают русский язык; |
Используют популярные английские акронимы; | Засоряют лексику современного английского языка. |
Используют для передачи чувств смайлики |
На основе полученных данных можно сделать следующий вывод:
Вместе с тем, нам удалось выделить у некоторых одноклассников часто встречаемые SMS – сокращения, которые послужили стимулом для создания «карманного словарика» самых распространенных SMS – сокращений на английском языке. Наряду с этим установили рейтинг популярности использования аббревиатур из английских букв в SMS – сообщениях одноклассников.
Отсюда ясно, что в десятку самых распространенных вошли следующие слова:
Анализируя SMS – сообщения одноклассников, мы установили, что встречаются несколько вариантов сокращений основ.
Сокращение основ в виде усечения финальной части исходного слова: (vas-vacation; hols - holidays ).
Усечение первого слова у исходного слова: (defence-fence).
Усечение обоих слогов в начале и в конце слова. (flu - influenza).
В связи с растущей популярностью SMS- языка, короткие текстовые сообщения начинают формировать отдельный и весьма оригинальный пласт лексики английского языка. Для нового способа образования морфологических неологизмов характерна экономия графических средств.
Это позволяет сделать вывод, что учащиеся 8А класса владеют высокими технологиями, стремятся к мобильности, к рационализации языка за счет экономии языковых средств и времени.
Между тем, в ходе исследования мы отметили, что в основе SMS на русском языке лежит редукция. Это негативно влияет на традиционный язык и на формирование личности подростка. Для того, чтобы уменьшить негативное влияние SMS на русский язык, мы составили список грубых нарушений правил русского языка и познакомили с ними одноклассников:
Таким образом, нынешнее поколение подростков, практикующих новый способ самовыражения через SMS – язык, в будущем могут стать неграмотными специалистами.
Следующий шаг исследования: Влияние SMS – языка и случаи его использования в различных сферах жизни человека.
Мобильная связь и своеобразный SMS-язык проникает в самые разные области нашей жизни, оказывая влияние на культуру в целом. Какие-то аспекты этого влияния можно считать положительными, а какие-то вызывают тревогу у общественности. Мнения людей разделились: специалисты по образованию, ученые-филологи, социологи, психологи, даже врачи вступают в полемику. Рассмотрим разные точки зрения на данную проблему.
Например, у лингвистов популярность SMS-языка вызывает опасение, считающих, что арго широко используется среди школьников, у которых языковая культура окончательно не сформирована. «Ученики думают на языке и пишут фонетически». Педагоги – лингвисты озабочены сложившимся положением и настаивают на искоренении текстовых сообщений в пользу сохранения языка. Данная точка зрения нашла отражение в нашем проекте при изучении SMS - сообщений одноклассников.
В то же время существует другая точка зрения на данную проблему. Группа ученых в Британии принимает данное языковое явление как свершившийся факт и, полагая, что «новый подвид языка уже устоялся», включает список сокращение в новый Оксфордский словарь.
Другая группа ученых в Шотландии нашли наиболее подходящий способ решение проблемы, попытавшись сделать манеру изъясняться с помощью аббревиатур и смайликов более понятные окружающим. В университете города Глазго в сентябре прошлого года начат эксперимент – открылись курсы по «текстингу» (так преподаватели называют язык, которым пользуются при написании SMS-сообщений). С помощью ученых разработана программа и правила телефонного арго. В будущем планируется составления стандарта написания, для того чтобы сообщения стали более универсальными и понятными для всех. Названная точка зрения затронута нами при рейтинге популярности использования аббревиатур из английских букв в SMS – сообщениях одноклассников.
SMS – язык заинтересовал не только филологов, но и врачей. Так как сообщения на мобильном телефоне набираются большими пальцами рук, уже зафиксированы случаи специфических заболеваний кистей (главным образом у подростков).
Согласно исследованиям американских психологов, уже давно изучающих «SMS – психологию» происходит формирование условной «SMS – зависимости», которая начинает появляться, если человек отправляет более пяти сообщений за один день. По мнению специалистов, это свидетельствует о боязни контактов «глаза – в глаза», считается попыткой бегства от реальности.
Но существует еще одно мнение психологов на увлечение SMS – языком – проявление второй натуры подростков, как новый способ самовыражения, удобное средство для реализации естественной потребности в мире новых технологий.
Рассматриваемая точка зрения психологов подтолкнула нас разработать социологический инструментарий исследования отношения школьников и взрослых к SMS – языку.
Опрос класса проводился с помощью анкет, разработанных нами в период с октября по декабрь 2007 года.
В вопросе принимали участие ученики 8А класса (25 человек), МОСШ №17 города Нижневартовска. Респондентам необходимо было ответить: да или нет.
Предложенная анкета состояла из следующих вопросов:
Анкета.
По завершению исследования данные анкеты были тщательно обработаны и обобщены. Результаты обследования показаны в таблице 2.
Таблица 2
№ п/п | Вопрос анкеты | Да | Нет |
1 | Знаете ли вы, кто придумал SMS – язык? | 3 | 22 |
2 | Знаете ли Вы, в каком году произошло это событие? | 3 | 22 |
3 | Пользуетесь ли вы SMS – сообщениями? | 25 | 0 |
4 | Нравится ли вам общение с помощью SMS – языка? | 20 | 5 |
5 | Язык SMS – это веяние моды? | 10 | 15 |
6 | Язык SMS - это средство общения? | 23 | 2 |
7 | Считаете ли вы, SMS на русском языке снижает уровень грамотности? | 7 | 18 |
Опрос показал, что 88% опрошенных не знают, кто придумал SMS – язык, и когда произошло это событие, 12% - знают. Как видно из таблицы 100% интервьюируемых широко пользуются сообщениями в повседневной жизни. 80% указали на то, что им нравиться общение с помощью SMS – языка, 20% - отметили, не нравится. Большая часть анкетируемых (60%) на 5 вопрос ответили отрицательно, и лишь 40% респондентов отметили, что язык SMS – это веяние моды.
92% опрошенных считают, что язык SMS – это средство общения между людьми, и лишь 8% ответили отрицательно. Из них 28% отметили, что SMS на русском языке снижает уровень грамотности подростков. А 72% - не влияет.
Вывод: результаты анкеты свидетельствуют о том, что SMS – язык популярен среди моих одноклассников. Большая часть из них отметили, что это удобное средство общения. Некоторые респонденты высказали противоречивую точку зрения. Анкета помогла сформировать правильное отношение к данному языковому явлению у одноклассников.
Так быть или не быть языку SMS в нашей жизни? Для ответа на этот вопрос мы провели анкетирование среди учащихся 8 А класса и их родителей. Респондентам необходимо было ответить: да или нет .
Анкета.
Быть или не быть языку SMS в нашей жизни?
Данные анкеты были тщательно обработаны и обобщены. Результаты обследования показаны в таблице 3.
Таблица 3
№ п/п | Вопрос анкеты | Учащиеся | Родители | ||
да | нет | да | нет | ||
1 | Быть или не быть языку SMS в нашей жизни? | 25 | 0 | 19 | 6 |
Итого % | 100% | 0% | 76% | 24% |
Вывод: учащиеся 8 А класса все подтвердили необходимость SMS - языка в нашей жизни. Большая часть респондентов – родителей подтверждают развитие SMS – языка в современном обществе, а 24% родителей – отвергают данное языковое явление.
Заключение
У нас не совсем обычная тема исследования. Дело в том, что мы не ставили перед собой цели научиться умению пользоваться таким специфическим языком, каким является язык SMS. Наша задача состояла в другом: нельзя слепо отвергать то, что уже существует. Мы можем принимать это, можем отвергать, но в любом случае это надо знать. Согласны? Может быть знания, полученные при исследовании, помогут нам на равных общаться с носителями других языков, может быть, иногда благодаря какому-нибудь приему, используемому в SMS, мы сможем быстро, но кратко и емко передать какую-либо информацию. Ведь это не такое уж ненужное умение. Помните известный фрагмент переписки В.Гюго и его издателя после публикации «Отверженных»? Письмо Гюго к издателю – «?», ответ издателя – «!», что означало «грандиозный успех книги». Согласитесь – блестящий пример лаконизма и эллиптичности.
Цель работы достигнута: изучены особенности SMS- языка, дан ответ на вопрос, быть или не быть ему в нашей жизни.
Все задачи выполнены: описана история создания языка SMS; выявлены его отличительные признаки; установлены особенности употребления языка SMS в повседневной жизни.
Полезным продуктом нашего исследования явилось составление списка самых распространенных SMS – сокращений на английском языке, используемые одноклассниками в SMS – сокращениях. Эти аббревиатуры из английских букв оказались очень интересны для учащихся.
Быть или не быть языку SMS в нашей жизни – каждый решит для себя сам. Нам же хочется напомнить вам о том, что лишних знаний не бывает. А может быть, получив SMS на языке «поколение next» и переведя его на более привычный и распространенный язык, вы порадуетесь тому, что у вас есть возможность читать не только послания от Short Message Service (Службы коротких сообщений), но и признания великих русских писателей, мысль которых не ограничивалась определенным количеством знаков, а потому нам, благодарным читателям, остался в наследство великий и могучий русский язык.
Список литературы
Ворона
Горка
«Течет река Волга»
Сказка про Серого Зайку
Заколдованная буква