В условиях роста цен и коммунальных расходов, покупатели вынуждены особенно внимательно отслеживать свои траты. Как результат, потребитель вынужден экономить не только на товарах не первой необходимости, но и на продовольственных.
Определяющими факторами потребительского поведения служат предпочтения самих потребителей, их доходы и цены на товары (услуги). В работе уделяется особое внимание проблеме потребительского выбора и факторам на него влияющим. Анализ потребительского поведения помогает определить, что именно и в каком виде хочет потенциальный потребитель. Это обуславливает актуальность выбранной темы.
Вложение | Размер |
---|---|
zachem_gorodu_gipermarkety.rar | 117.76 КБ |
Введение ……………………………………………………………………3
Основная часть
История развития розничной торговли ……………………………4
Классификация розничных торговых предприятий ………………6
Розничная торговая сеть в Ленинске-Кузнецке …………………...9
Практическая часть
Сравнение стоимости продуктовой корзины в разных супермаркетах города ………………………………………………………..…………….11
Результаты социологической анкеты ……………………………..12
Заключение ………………………………………………………………..13
Литература ………………………………………………………….……..14
Приложения………………………………………………………………..15
Введение
В условиях роста цен и коммунальных расходов, покупатели вынуждены особенно внимательно отслеживать свои траты. Как результат, потребитель вынужден экономить не только на товарах не первой необходимости, но и на продовольственных.
Определяющими факторами потребительского поведения служат предпочтения самих потребителей, их доходы и цены на товары (услуги). В работе я уделяю особое внимание проблеме потребительского выбора и факторам на него влияющим. Анализ потребительского поведения помогает определить, что именно и в каком виде хочет потенциальный потребитель. Это обуславливает актуальность выбранной темы.
Кроме того в нашем городе можно наблюдать, как расширяется сеть супермаркетов, открываются все новые филиалы и торговые точки. Чем отличается супермаркет от дискаунтера? Достаточно ли в нашем городе супермаркетов ? Целью данной работы является проведение анализа потребительского поведения жителей города при выборе продуктов питания в супермаркетах. Из цели следуют задачи:
- изучить историю появления супермаркетов,
- выяснить различия между различными видами супермаркетов,
- оценить потребительскую корзину разных супермаркетов;
- определить особенности и факторы потребительского поведения,
- исследовать общественное мнение.
В качестве основных методов исследования используются метод наблюдения и анкетирование.
Основная часть
История развития розничной торговли
Розничная торговля более широкое понятие, чем просто продажа товаров, поскольку ее сопровождают услуги – финансовые, парикмахерские, оплата услуг мобильной связи, химчистка одежды, доставка товаров и т. п. Термин «ритейл» (retailing) – розничная торговля – происходит от старинного французского слова «retailler», означающего «часть чего-либо», «разрезать что-либо на кусочки». То есть розничный торговец делит большое количество товара на малые порции для продажи потребителям.
Последние семь лет розничная торговля является одной из быстро развивающихся отраслей российской экономики. Однако наиболее цивилизованные формы торговли, - такие как супермаркеты и гипермаркеты, - занимают в общем обороте продовольственных товаров всего 8%, в то время как в Западной Европе этот показатель достигает 80%. Восточная Европа также сильно нас опережает - в Польше на супермаркеты приходится 27% торгового оборота, а в Чехии и Словакии - 46%.
Супермаркеты являются американским изобретением, которое принадлежит Майкл Каллэн — администратору бакалейного магазина в г. Геррин (штат Иллинойс). В 1930 году Каллэн открыл первый супермаркет в помещении бывшего гаража, при котором для удобства покупателей была бесплатная стоянка автомобилей. Через два года Каллэн владел восемью такими магазинами с выручкой 6 млн долларов в год. Огромным стимулом развития супермаркетов послужило изобретение в 1937 году владельцем супермаркета в Оклахоме Сильваном Голдманом металлической тележки на колёсиках для продуктов вместо ручной корзинки.В послевоенный период в США из-за нехватки продуктов питания опустевшие полки магазинов стали заполнять предметами гигиены и косметики. Покупатели приветствовали появление новых видов товаров, и впоследствии супермаркеты стали продавать такие вещи, как хозяйственные принадлежности, граммофонные пластинки, поздравительные открытки и даже одежду. В это время новые супермаркеты стали строить в предместьях больших городов, где инициаторами выступали независимые предприниматели, связанные с кооперативами, снабжающими торговый рынок пищевыми продуктами. Кооперативы поставляли им продукты по низким ценам, поэтому они могли продавать их в своих магазинах по тем же ценам, что и их большие конкуренты — сети магазинов, предоставляя покупателю не меньше удобств. Многие из этих одиночных магазинов впоследствии разрослись в местные сети. Характерной чертой супермаркетов стало увеличение ассортимента товаров и торговой площади. Если в 50-х гг. площадь супермаркета в США в среднем составляла 2000 кв.м. и 6000 наименований товаров, то в 60-70-х гг. — 2800 кв.м. и ассортимент до 8000 наименований. Техника изменила внешний вид и характер супермаркета: были установлены системы кондиционирования воздуха, входные двери автоматически открываются и закрываются, продукты продвигаются к кассиру по ленточному транспортёру. Появление нового упаковочного материала помогло введению самообслуживания в овощном и молочном отделах; открытые морозильники способствовали расширению ассортимента замороженных продуктов; в хлебном отделе расширился ассортимент хлебобулочных изделий, выпекаемых на месте. Появился гастрономический отдел, где можно купить готовые закуски. Последним важным нововведением были компьютеры. Счётную кассу начал заменять компьютер, расшифровывающий специальный штрихкод на этикетке продукта. Компьютеры повысили производительность, ускорив работу кассиров и уменьшив количество ошибок, а также сократили расходы магазина, регистрируя продвижение продукта и проводя быструю инвентаризацию .
В СССР первый большой универсальный магазин – «Фрунзенский» – был открыт в Ленинграде 3 сентября 1970 года как магазин самообслуживания. До того практиковалась торговля исключительно через прилавок. На 370 метрах прилавков -«горок», оборудованных холодильными установками, продукты находились в открытом доступе, площадь торгового зала составляла 1200 кв. м, имелось 15 кассовых аппаратов новейшей конструкции, итальянское и американское оборудование – все это позволяло обслуживать в день до 17 тыс. покупателей. К 1980 году в Ленинграде насчитывалось 30 универсамов. Еще один формат – универмаг (непродовольственные товары). В Москве это были ГУМ, ЦУМ, «Первомайский», «Краснопресненский» и др. К настоящему времени лишь единицы универмагов не сдают свои площади в аренду. Остальные превратились в торговые центры, состоящие из многих независимых магазинчиков. В СССР развивались также специализированные магазины: «Детский мир», «Спорттовары». Успешно работал «Посылторг». Советская торговля разрушилась вместе с развалом создавшей ее системы.
Классификация розничных торговых предприятий
Сегодня розничные торговые предприятия классифицируются по следующим признакам:
Из наиболее популярных в нашем городе можно выделить следующие.
Универмаг является магазином с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров и продовольственных товаров повседневного спроса. В зарубежной литературе указывается, что универмаги представляют собой крупные магазины с широким ассортиментом товаров, обязательно включающим одежду [2]. Универмаг имеет важные преимущества по сравнению с другими магазинами: представляет покупателям максимальный ассортимент непродовольственных товаров, покупатель имеет возможность приобрести товары в одном месте, предоставляются дополнительные услуги.
Универсам — предприятие торговли с торговой площадью не менее 400 кв. м., торгующее по методу самообслуживания. Ассортимент товаров включает свыше 2000 наименований. Отличительными особенностями универсамов являются: универсальность и полнота ассортимента полностью расфасованных продовольственных товаров, наличие в продаже непродовольственных товаров повседневного спроса. Согласно нормативным документам различий между универсамом и супермаркетом в России нет, однако за рубежом распространены и те и другие типы магазинов.
Супермаркет — крупный магазин самообслуживания с площадью торгового зала не менее 400 кв. м, торгующий преимущественно продовольственными товарами, непродовольственные товары составляют в его ассортименте около 30%. За рубежом в супермаркете обеспечиваются более низкие цены, в России же цены в этих магазинах достаточно высокие. Для супермаркетов характерны широкая выкладка расфасованных, удобно расположенных товаров и быстрое обслуживание покупателей. В крупных супермаркетах ассортимент товаров насчитывает 4—6 тыс. наименований: 1,5—2,5 тыс. продовольственных и 2—3,5 тыс. непродовольственных товаров.
На протяжении ряда лет понятие «супермаркет» определялось по-разному. Когда супермаркеты только появились, это определение имело целью выделить их из распространенных в то время универсамов. Сегодня можно говорить о супермаркете как о магазине с большой ассортиментной насыщенностью, высоким качеством обслуживания и эффективным использованием площадей.
Гипермаркеты представляют собой магазины с торговой площадью от 6 до 20 тыс. кв. м, торгующие как предметами роскоши, так и товарами широкого потребления, с акцентом на основные потребительские товары и продукты питания. В разных странах к гипермаркетам относят магазины самообслуживания с торговой площадью: в США — от 4 тыс. кв. м, во Франции — от 2,5 тыс. кв. м. В Германии гипермаркетами называют супермаркеты с площадью от 1,5 тыс. кв. м и универмаги с площадью от 4 тыс. кв. м. Гипермаркеты с величиной общей площади 10—50 тыс. кв. м представляют собой крупные рационально организованные предприятия. Гипермаркеты преимущественно распространены в Германии, Франции, Бельгии.
Мини-маркеты имеют небольшую площадь (60—80 кв. м). В них — традиционый метод продажи, некоторые работают по методу самообслуживания. Поставки товаров — от дистрибьюторов или от оптовых магазинов.
Дискаунты — это универсальные магазины, работающие по методу самообслуживания и реализующие в основном продовольственные и частично непродовольственные товары повседневного спроса по низким ценам. Специалисты называют эти магазины «усеченным вариантом супермаркетов», где сохраняется тот же метод продажи и похожий ассортимент, хотя и не такой широкий. Торговая площадь этих магазинов в среднем составляет 600 кв. м, хотя известны магазины с площадью до 3000 кв. м. Низкие цены в дискаунтах обеспечиваются за счет минимизации расходов на обслуживание, невысокого качества оборудования, дешевой отделки магазинов. Характерная деталь дискаунтов — отсутствие в торговом зале продавцов. Это также позволяет снизить издержки, а значит, и розничную цену товара. Функцию информирования покупателей выполняют ценники, которые являются одним из важнейших элементов системы организации торговли. Как правило, эти магазины не размещаются в центре города, а строятся в жилых, так называемых «спальных» районах. Точка зрения о том, что дискаунт — это «магазин для бедных», является неверной. Дискаунт ориентирован на всех жителей близлежащих кварталов, не желающих платить лишние деньги за товары повседневного спроса. Сегодня дискаунты являются серьезным конкурентом уличным рынкам.
Первые дискаунты появились в Германии почти 40 лет назад. Первоначально они занимали небольшую долю в общем объеме товарооборота. Это было связано с непривычностью данных магазинов для покупателя и с ограниченностью ассортимента. Сегодня в этих магазинах продается практически полный ассортимент продовольственных товаров повседневного спроса. Номенклатура товаров — в среднем 600 наименований, но может доходить и до 1200. Однако есть предел количества наименований, при достижении которого схема «высокое качество по низкой цене» не работает. Поэтому в типичном дискаунте вряд ли когда-нибудь будет более 1200 наименований товаров.
ООО «Система Чибис».
У истоков развития Объединенной компании стоит предприятие ЗАО «Система Чибис», основанное семьей Колесник и зарегистрированное в г.Кемерово в феврале 1992 года.
В 1998 году был открыт первый магазин самообслуживания в районе ФПК г.Кемерово, это был девятый по счету магазин сети. С этого же года начался перевод магазинов в формат самообслуживания, что было продиктовано качественно новым уровнем развития рынка розничной торговли, изменением предпочтений и требований покупателей. В 1999 году г. Ленинск-Кузнецкий был открыт десятый магазин. В 2000 году семья Колесник сделала главе г.Кемерово предложение о строительстве торгового центра. Глава дал возможность реализовать данный проект и в декабре 2002 года торговый центр под названием «Спутник» был торжественно открыт. С тех пор магазины «Спутник» были открыты во всех городах Сибири, в 2011 году магазин «Спутник» был открыт в нашем городе.
В 2006 году учредителями ООО «Системы Чибис» совместно с менеджерами и специалистами из Польши был запущен проект ЗАО «РегионМарт» - мультиформатная сеть магазинов «Поляна» по всей Сибири.
ООО «КОРА-ТК».
Компания зарегистрирована 3 июня 2003 года регистратором Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кемерово Кемеровской области. Генеральный директор организации - Калайда Сергей Владимирович. Основным видом деятельности является «Розничная торговля в неспециализированных магазинах незамороженными продуктами, включая напитки, и табачными изделиями». Филиал ООО «Кора –ТК» в г. Ленинске-Кузнецком был открыт в 2003 году.
Сеть магазинов «Мария – Ра».
Сеть магазинов «Мария-Ра» названа в честь Марии Ракшиной, матери основателя сети Александра Фёдоровича Ракшина. Первый магазин «Мария-Ра» был открыт в городе Барнауле в марте 1993 года на улице Советской, 3. В начале 2000 года фирма насчитывает уже 20 магазинов в городе и пригороде Барнаула. Первый магазин самообслуживания открывается фирмой в феврале 2002 года. В дальнейшем «Мария-Ра» открывает только магазины самообслуживания, основной формат которых — «магазин у дома». В ноябре 2002 года сеть выходит за пределы Барнаула, начав строительство крупнейшего торгового центра в городе Рубцовске площадью 8000 м². С 2005 года открываются магазины в других городах Алтайского края, а также в соседних регионах. На 16 января 2013 года, сеть насчитывает 496 магазина в регионах Западной Сибири. Магазины сети расположены в большинстве крупных населённых пунктов Алтайского края, Кемеровской области, а также в Новосибирской области, Томской области и Республике Алтай. Во всех этих регионах продолжают открываться новые магазины. Крупнейший магазин сети находится в ТРК «Ривьера» в Бийске. Часть продукции реализуется под собственными торговыми марками (private label): «Коровкино молоко», «Свежана», «Мария», «Плати меньше — живи лучше!», «Velada», «Lindo».
По итогам 2009 года, компания «Мария-Ра» вошла в рейтинг крупнейших российских ритейлеров, заняв 28 место. Выручка за 2011 год составила 35 млрд рублей. Компания находится на 81 месте в рейтинге крупнейших непубличных компании России 2012 года журнала Forbes. В нашем городе первый магазин сети « Мария – Ра» был открыт в 2005 году.
ООО «ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА СИСТЕМА МАГАЗИНОВ «ОНИКС».
Компания зарегистрирована 31 августа 2009 года регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Кемеровской области. Директор организации - Головнина Валентина Борисовна. Компания ООО «ПКФ СМ «ОНИКС» находится по адресу 652523, Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Топкинская, д. 1А, основным видом деятельности является «Розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями».
Сеть магазинов низких цен «Холди Дискаунтер».
Открытие сети дискаунтеров должно способствовать развитию конкуренции и, как следствие, снижению цен на продукты питания.
В декабре 2009 года новосибирская компания "Холидей" открывает магазин "Холди Дискаунтер" в Томске (на ул.Герцена). Магазин занимает площадь в 3000 квадратных метров, и в нём представлено порядка 3500 наименований продовольственных и непродовольственных товаров. В 2010 году ООО «Компания Холидей» начинает строительство сети магазинов в Новосибирской, Кемеровской, Омской областях и Алтайском крае.
В настоящее время действует 10 магазинов "Холди Дискаунтер" .
Практическая часть
Я провела анализ цены на основные продукты питания в различных супермаркетах нашего города. Список продуктов я взяла из Приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 2 августа 2010 г. N 593н г. Москва "Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания" ( Приложение 5 ) и продуктам рекомендованным в потребительской корзине. В результате самая дешевая корзина оказалась в магазине Чибис – 1574,6 и Холди-дискаунтер – 1578,28, самая дорогая - в магазине Мария -Ра – 1855,4 ( Приложение 2).
Результаты социологического анкетирования
Мной было проведено анкетирование, которое было направлено на то, чтобы понять, что движет людей в тот или иной магазин ( Приложение 4) Были опрошены 150 человек. По итогам проведенного исследования были сделаны следующие выводы ( Приложение 3 ).
Большинство опрошенных - люди в возрасте от 30 до 40 лет, средний доход составляет 15 – 30 тыс. рублей.
На первый вопрос : Где вы предпочитаете покупать продукты? Были получены следующие результаты: на рынке – 9%, в супермаркете – 82%, другое – 9 %.
Почему вы покупаете продукты в этом месте ? Ответы распределились следующим образом: близко к дому – 54%, соотношение цены и качества – 42%, наличие распродаж, акций, скидок – 18%, все можно купить в одном месте – 50%, разнообразие ассортимента – 41%.
Как видно из анкеты большинство наших граждан отдают предпочтение магазинам «Оникс», « Мария – Ра», «Палата». Большинство опрошенных считают, что в нашем городе достаточно построено супермаркетов ( 60 %). Нужно отметить неудовлетворенность многих потребителей качеством предлагаемого товара (12%), вежливостью продавцов ( 10%), большими очередями в кассу( 43%). Все эти факторы также влияют на выбор магазина. Кроме того были и такие ответы : « Покупаешь много ненужных вещей»,
« Целлофановые пакеты заменить на бумажные», « Отсутствие продавцов-консультантов».
Заключение
Розничная торговля является одной из быстро развивающихся отраслей российской экономики. В нашем городе на 102 690 человек населения приходится - 2 магазина Холди Дискаунтер, Оникс - 5, 4 -Чибис, 1 – Кора, Мария – Ра - 3 , Палата – 1., т. е. получается, на один супермаркет в среднем приходится 6400 человек, а это в рамках оборота современных супермаркетов не так уж и много.
Несмотря на повышенную в нынешних условиях внимательность покупателей к ценам, сама по себе низкая цена на все товары не является фактором, определяющим выбор магазина. Гораздо большее значение имеет соотношение цена-качество. Вторым по значимости фактором, влияющим на выбор покупателя, является ассортимент – все необходимое в одном магазине; все нужные продукты в наличии; широкий ассортимент свежих продуктов.
Для покупателей при выборе магазина важны все факторы цены, ассортимент, качество обслуживания. Но чаще всего они выбирают магазины, ориентируясь на место расположения.
Нужно отметить неудовлетворенность многих потребителей качеством предлагаемого товара, вежливостью продавцов, большими очередями в магазинах. Все эти факторы также влияют на выбор потребителя.
1.Войцеховский О. Экономичный супермаркет — будущее российской розничной торговли//Витрина. — 2000. — № 1. — С. 28—30.
5. www.km.ru/biznes
Приложение 1
Классификация розничных торговых предприятий
Приложение 2
Анализ цен на основные продукты в супермаркетах города
товар | Чибис | Кора | Мария-Ра | Оникс | Холди |
Хлеб пшеничный | 20 | 20 | 18 | 19 | 20 |
Хлеб ржаной | 21 | 22 | 16 | 22 | 20,6 |
Мука в/с | 21,3 | 21,3 | 22,5 | 22,9 | 24,39 |
Макароны( 450г) | 26 | 28 | 26 | 23 | 18,99 |
Рис | 33,8 | 36 | 34,5 | 23* | 21,99* |
Гречка | 39,8 | 24,7* | 21,4 | 38* | 21,99* |
Горох | 28,1 | 30 | 19,3* | 29,9 | 14,65 |
Картофель, кг | 26,9 | 28,1 | 29,9 | 26 | 17,49 |
Капуста, кг | 24 | 28 | 17,9 | 26 | 17,69 |
Помидоры, кг | 130 | 130* | 110 | 110,1* | 92,99 |
Огурцы, кг | 118 | 118 | 185,5 | 120 | 189,9 |
Яблоки, кг | 53 | 52 | 52 | 38* | 48,99 |
Апельсины, кг | 55 | 73 | 74,9 | 75 | 54,49 |
Мандарины, кг | 53 | 58,6 | 89,9 | 55 | 69,89 |
Бананы, кг | 52 | 52,9 | 51,9 | 56 | 49,89 |
Фарш мясной, кг | 118 | 193,5 | 271 | 250 | 224 |
Курица, кг | 108,9* | 103* | 126 | 115 | 99,89 |
Рыба горбуша, кг | 64 | 64 | 89 | 64,69 | |
Рыба минтай, кг | 69,9 | 62,9 | 89,9 | 71 | 67,69 |
Молоко 2,5%, 1л | 25,9 | 24,7 | 28 | 26,2 | 22,9 |
Кефир 2,5% , 1л | 22,6 | 24 | 33 | 21 | 24,9 |
Масло сливочное 71-80% ( 200г) | 48 | 44 | 46,1 | 45,6 | 54 |
Творог 5% ( 200г) | 33 | 38 | 33 | 37 | 32,69 |
Сметана 10% ( 200 г) | 21,9 | 23 | 16,2 | 28,9 | 15,9 |
Сыр российский, кг | 219 | 218 | 243 | 232,5 | 169 |
Яйца, 1 дес | 29,9 | 33,9 | 35,9 | 34,5 | 32 |
Сахар, кг | 27,2 | 27,9 | 30 | 28,7 | 29,89 |
Соль, кг | 8,4 | 8,6 | 9,7 | 8 | 8,1 |
Масло растительное, 1л | 49 | 53 | 59,9 | 39,5 | 48,69 |
ИТОГО | 1574,6 | 1645,1 | 1855,4 | 1710,8 | 1578,28 |
* цена по акции
Приложение 3
Анкета
а) на рынке б) супермаркете д) другое ( указать)
2. Почему вы покупаете продукты в этом месте ( выберите несколько вариантов)?
а) близко к дому б) оптимальное соотношение цены и качества
в) распродажи ( скидки, акции) г) всё можно купить в одном месте
д) разнообразие ассортимента
3. Какому супермаркету вы отдаете предпочтение ? Почему ?
4. Как Вы думаете, нужно ли в нашем городе строить еще супермаркеты?
5. Что Вам не нравится в современных супермаркетах?
6. Ваш возраст _______________, средний доход ___________________.
Спасибо!
Приложение 4
Где вы предпочитаете покупать продукты?
Почему вы покупаете продукты в этом месте ?
Какому супермаркету Вы отдаете предпочтение?
Приложение 5
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 2 августа 2010 г. N 593н г. Москва "Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания"
В соответствии с пунктом 4 плана мероприятий по реализации положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2010 г. N 376-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 12, ст. 1401), приказываю:
Утвердить прилагаемые рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания.
Министр Т. Голикова
Ручей и камень
Для чего нужна астрономия?
Тупое - острое
Два петушка
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного