Работа содержит описание разрушившихся православных храмов Ленинского района Тульской области
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 113 КБ |
имени Александра Васильевича Чихирева» Тульской области, Ленинского района, п.Ленинский
Номинация: «Храмы земли Тульской»
учебно - исследовательская работа
Разрушившиеся православные храмы
Ленинского района
Тульской области
Выполнил Зиновьев Максим, ученик
11 класса
Руководитель Чернова Ирина
Владимировна, учитель
русского языка и
литературы
2013 год
Содержание.
4.Литература.---------------------------------------------стр.19
5.Приложение--------------------------------------------стр.20
Введение.
Разрушенные храмы похожи на наши души,
и нельзя возродить духовность,
не восстановив поруганные святыни.
Архиепископ Великого Новгорода и Старорусский Лев
Почти каждый из нас верующий человек. А для верующего христианина главное место – это православный храм. Здесь человек очищается от грехов, молит Бога… Все мы отмечаем православные праздники: кто-то только некоторые, главные из них, кто-то все православные праздники абсолютно: приходят на богослужения и читают молитвы в церкви, соблюдают посты, а также совершают и многие другие обряды и традиции. Но в данной работе речь пойдёт больше о тех сооружениях, где проходят эти служения, обряды и другие действия такого рода. Всем, наверняка, нравится то, как выглядят православные храмы, как красивы иконы, как прекрасно написаны фрески, расписанные на стенах этих необычных зданий. Но мало кто задумывается о том, как это здание строилось, когда оно возводилось и вообще интересуется историей церкви как архитектурного сооружения. Мы приходим в храм и даже не задумываемся о том, что он построен, к примеру, в XV веке и вся настенная живопись ни разу не реставрировалась, и что это здание является памятником древнерусской архитектуры… Таким образом, древние православные храмы представляют собой интерес не только для верующих людей, но и для любого культурного человека.
Я попытаюсь рассказать о церквях и храмах Тульской области, в частности Ленинского района. Почему только Ленинского? Этот район – наша родная земля, земля наших предков, место, где мы родились, где мы живем, где мы учимся. Это наша биография. Многие поколения жили и трудились на этой земле, прославляя её добрыми делами и подвигами, возводя храмы и оставляя потомкам на века частицу себя, своей души и веры. И поэтому мы должны знать как можно больше о нашей малой родине, ведь это наша история, наше прошлое. А без прошлого нет, как известно, настоящего и будущего.
Данная работа имеет своей целью узнать святыни и памятные места, православные храмы, находящиеся на территории Ленинского района. Предметом исследования является изучение исторической судьбы полуразрушенных церквей Ленинского района и пока ещё не восстановленных, их архитектурных особенностей, культурно-исторической ценности.
В связи с этим мною были поставлены следующие задачи:
1.Получить представление о прошлом Ленинского района и отдельных его населённых пунктов.
2.Выяснить какие православные храмы были возведены на территории Ленинского района и познакомиться с их историей.
3.Выяснить, какие храмы являются действующими в настоящее время.
4.Узнать историю недействующих полуразрушенных храмов, определить их роль в жизни местных жителей.
Мною были использованы следующие методы исследования: изучение дополнительной литературы по краеведческому материалу, знакомство с публикациями в периодической печати по данной проблеме, изучение печатного издания «Приходы и церкви Тульской епархии», работа с архивными документами, посещение и фотосъёмка объектов, беседа с местными жителями, беседа со священниками Ленинского района.
Основная часть.
В настоящее время Ленинский район имеет 9 действующих церквей (в посёлке Ленинский - церковь Георгия Победоносца; в Богучарово, ныне посёлок Октябрьский, - церковь Сретения Господня; в Медвенке - церковь Николая Чудотворца; в посёлке Рассвет - церковь Николая Чудотворца; в селе Хрущево - церковь Богоявления Господня; в селе Алёшня - церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Максима Исповедника; в посёлке Петелино - Храм Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана;в посёлке Шатск - православный Приход храма в честь Владимирской иконы Божией Матери ; в посёлке Рождественский – храм Рождества Христова) и две часовни (Архангельское - неизвестная часовня; Тесницкий Лес - часовня Новомучеников и Исповедников Российских). Все они, и древние, но восстановленные и обустроенные с такой любовью, надеждой и верой в душе всех, принимавших в этом участие, и возведённая совсем недавно церковь Георгия Победоносца в посёлке Ленинский, имеют свою историю, свои духовные истоки. Они нам вполне доступны. Каждый может войти туда, помолиться, поставить свечу за своих близких, посмотреть, что внутри, прикоснуться к святым иконам. Если кто-то заинтересуется историей храма, он сможет поспрашивать у священника или другого служителя, у простых прихожан…
Однако, мало кто знает, что церквей и храмов гораздо больше, чем мы думаем. Мало кто догадывается, что мы теряем в данную минуту, какое произведение искусства и архитектуры в данный момент пропадает и разрушается, какие памятники архитектуры находятся в аварийном состоянии. Именно об этих святынях, незаслуженно забытых, готовых навсегда исчезнуть с нашей земли, и пойдёт далее речь в этой работе.
До Октябрьской революции в бывшей Тульской епархии имелось около 850 церквей и монастырей. По данным на 1 апреля 1944 г., в 36 районах Тульской области насчитывалось 467 недействующих церквей, из которых 336 использовались в культурно-хозяйственных целях. В данный момент многие из них заброшены, а некоторые до сих пор служат зернохранилищами. В Ленинском районе, согласно сайту www.sobory.ru, из числившихся на данное время можно выделить более 20 храмов, ещё сохранившихся, но не действующих. О некоторых из них я и хочу сейчас рассказать.
Если посмотреть на карту, то можно заметить, что больше всего церквей находится в двух частях Ленинского района: в северо-западной части и восточной части.
Первые церкви находятся недалеко от пос. Ленинский и многим известны.
Это храмы во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня и во имя Святого Александра Невского. Оба не действуют. Время возникновения прихода неизвестно. Прихожан, по данным 1895 г., числилось 615 мужского пола и 669 женского пола. В приходе села Яковлевского (на тот момент эта часть поселка считалась этим селом) два храма. Это холодный храм во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня, он - каменный, построен иждивением помещиков Мансуровых в 1808г. Храм этот, как видно из храмозданной грамоты от 1779г, построен вместо бывшего в приходе деревянного храма, тесного, построенного на неудобном месте, которое теперь совсем забыто. В новом каменном храме устроено было два придела: с правой стороны - во имя Казанской Божией Матери, с левой - во имя святого Алексея митрополита Московского. В 1883-1888гг. на средства коллежского советника Александра Дмитриевича Лебедева в храме произведены значительные поправки и пополнения. Тёплый храм во имя Святого Александра Невского - каменный, построен иждивением помещицы Быковой в 1866г. при особом усердии священника Соболева. Причт состоял из священника и псаломщика. В приходе имелась земская школа.
Состав прихода:
- д. Каньшино - 89 дворов.
- с. Яковлевское143 двора.
В настоящее время на храм больно смотреть. Всё ,что от него осталось, – это кирпичная кладка нижнего яруса, заросшая травой и диким кустарником. На стенах нет даже штукатурки, соответственно не сохранились и фрески, некогда украшавшие великолепием библейских сюжетов купол и стены. По словам местных жителей, в советские времена здесь был склад, затем за ненадобностью здание бывшей церкви было брошено на произвол судьбы. Вот время и бесхозяйственность и сделали своё «чёрное» дело, и от памятника архитектуры начала XIX века в скором времени может не остаться и следа.
Недалеко располагается деревня Липки, теперь мой путь лежит туда. В Липках некогда красовалась и радовала прихожан Церковь Спаса Преображения, построенная в начале XIX века. Что интересно, церковь принадлежит селу Банино, которого сейчас нет на карте, а от самого селения остался только 1 разрушенный дом, стоящий неподалёку от церкви. К сожалению, об этой церкви больше ничего неизвестно и мне не удалось добыть какие-то сведения. Но я постарался внимательно изучить то, что осталось от храма и его окрестности.
Отмечаю, что Церковь Спаса Преображения в прежние времена была, безусловно, красива и необычна по своему архитектурному замыслу. Сейчас сохранился только нижний ярус, но кирпичные стены довольно крепкие и простоят ещё не один десяток лет. Само здание вытянутой прямоугольной формы, вдоль стен тянутся широкие и высокие окна, а значит, в храме всегда было много солнечного света. Окна и двери украшают арки, также выложенные из кирпича. По центру сохранились остатки второго яруса, именно здесь, по-видимому, и располагался купол церкви. Каким он был, остаётся только догадываться. А сейчас здесь тянутся своими макушками к солнцу молодые берёзки. Слева к зданию примыкает пристройка полукруглой формы, это придаёт храму особую красоту. Справа – колокольня, которая тоже неплохо сохранилась. Сохранилась даже перекладина, на которой раньше висел колокол, созывая своим звоном прихожан на службу. Внутри церкви – полная разруха. Штукатурка на стенах не сохранилась, а значит, не сохранились и фрески, но зато на стенах чернеют свежие надписи и рисунки, сделанные современными вандалами. Поднимаю голову вверх и вижу высокие полукруглые своды, на которых кое-где видны очертания ликов святых. Всё это подтверждает, насколько красив был храм прежде. Я с грустью отметил для себя, что, вероятно, этой церкви не суждено возродиться. А жаль!
Уже собравшись уходить, я вдруг заметил в арке иконки, их было много. Иконки бережно, с любовью расставлены на клеёнчатой салфетке, а рядом в банке с водой стояли цветы. Вероятнее всего, это местные жители. И привела их сюда вера, потребность души. Значит не всё ещё потеряно! И от этого на душе сразу стало веселее и как-то спокойнее.
Далее я держу путь в село Обидимо, находящееся по соседству с посёлком Ленинский. Название села происходит от того, что в давно прошедшие времена жители этого села занимались грабежом проезжающих, обижали мирных обывателей. Это подтверждается и названием соседнего с. Борыкова, которое произошло, хотя и с значительным отклонением от своего корня, от слова "барак". Ввиду сильно развившихся грабежа и воровства в этой местности, правительство вынуждено было устроить тут бараки и в них расположить сторожевой отряд, чтобы обезопасить от воров и грабителей жизнь и имущество мирных обывателей. Названия многих соседних местностей также подтверждают эту догадку: так в 3-х верстах от села деревня носила название "Сторожевое", были местности с названием "воровая", "шалишинский верх" и "головский лес". Все эти названия указывают на то, что здесь когда-то воровали, шалили и раздевали до гола. Теперь это уже история.
На въезде в Обидимо слева от широкой дороги, ведущей в центр населённого пункта, вижу, как высится достаточно хорошо сохранившаяся, но, к сожалению, не действующая Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Этот каменный храм - памятник древнерусской архитектуры. По своему типу относится к постройкам, у которых на нижнем четверике поставлен восьмерик с куполом и одной главкой. Квадратный по планировке храм окружен круглой галереей, в которую вписан главный алтарь и входные притворы с коваными дверьми. С западной стороны пристроена шатровая колокольня. Круглая галерея, видимо, поставлена на развалинах более древнего храма - ротонды диаметром около 21 м. Кладка стен весьма архаична. Сохранившиеся конструкции дают возможность предположить, что церковь первоначально являлась шатровым храмом. По мнению некоторых исследователей, церковь предстает как памятник 1-й пол. XVI в. Малицкий П. И. в 1895 г. писал: «Когда и кем построен храм в селе Обидимо, неизвестно: можно только по его архитектурному стилю догадываться, что он построен в конце XVI или в начале XVII стол... По местному преданию, строителем храма был один из начальников сторожевого отряда, квартировавшего около села Обидимо. Храм существует в своем первоначальном виде и доселе».[1] Кирпич основного массива кладки идентичен кирпичу тульского кремля и имеет общие с ним размеры. Довольно величественная с внешней стороны, церковь украшена была внутри хорошей живописью, так как для этой цели вызывался художник из Санкт-Петербургской академии художеств.
Причт состоял из священника и псаломщика. В приходе была своя больница, содержащаяся на средства Д.А. Хомякова, который был тогда владельцем этих земель, и народное училище, содержащееся на средства того же помещика. Всех прихожан числилось 265 мужского пола и 290 женского пола.
Оглядев церковь Рождества Пресвятой Богородицы, обойдя её со всех сторон, с радостью отмечаю, что храм достаточно хорошо сохранился, хоть и не является сейчас действующим, сохранилась и колокольня. Село Обидимо является исторической достопримечательностью Ленинского района, так как это бывшее имение Алексея Степановича Хомякова, ключевой фигуры в России XIX века, основоположника славянофильства, идеолога православия, соборности, русской общины, прекрасного поэта. Посёлок растёт и развивается, расцветает и преображается. В последние годы силами местных властей и жителей Обидимо многое делается для возрождения церкви Рождества Пресвятой Богородицы, этой величайшей духовной и исторической реликвии. И стоит она, гордо устремив в небо свой обновлённый купол, на котором, как и прежде, сверкает на солнце православный крест.
Следуя вперёд, прямо по дороге от Обидимо, въезжаю в село Варфоломеево. Здесь находилась ранее Церковь Илии Пророка, построенная в 1794г. Ныне она не действует. Время возникновения прихода, а равно происхождение его названия неизвестны. В книге Малицкого П.И. читаем: «В настоящее время приход состоит из села и деревень: Ильина, Кривцова, Эсипова, с общим населением 653 м.п. и 685 ж.п. Между прихожанами есть три дома раскольников поморского толка. Существующий в приходе храм во имя пророка Илии, каменный, построен в 1794г на средства помещиков сельца Кривцова Богучаровых. [2]
В трапезной части храма с правой стороны имелся придел во имя Архистратига Михаила, вероятно, устроенный теми же помещиками. Причт состоит из священника и псаломщика. В селе имелась с 1894г земская школа». Таким образом, храм играл важную роль в жизни местных жителей. Он нёс не только духовность в народ, но и выполнял просветительские задачи.
К величайшему сожалению, то, что сегодня осталось от храма, мало напоминает его. Больше похоже на полуразрушенный дом, оставшийся без хозяина. Кирпичное здание прямоугольной формы, окна и дверь заложены кирпичом, на крыше растут молодые берёзки, а от купола и православного креста нет и следа. С правой стороны пристроено одноэтажное здание прямоугольной формы, предназначение которого не совсем ясно. Такое же печальное зрелище представляет собой и сам населённый пункт Варфоломеево. Здесь сейчас много заброшенных домов, нет магазина, лишь небольшая продуктовая палатка стоит на окраине, нет медицинского пункта, газификации, в домах печное отопление. Местное население сократилось в несколько раз, в основном сейчас здесь доживают свой век старики. Трагична судьба последнего священника прихода храма Илии Пророка - Василия Благовещенского. В 30-е годы XX века он был арестован, и дальнейшая судьба его не известна. Жена священника Мария Даниловна прожила более 102 лет в деревне Казановка, дочь Мария Васильевна скончалась в 1942г. и похоронена на кладбище села Варфоломеево.
Далее мой путь лежал в село Алёшня. По документам и печатным материалам Государственного архива Тульской области значится, что церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Максима Исповедника построена в 1756 году. Покровская церковь в селе Алешня, Фабрика бывшего Алексинского уезда построена на средства и попечением тульского купца первой гильдии Иллариона Ивановича Лугинина. В книге «Приходы и церкви Тульской епархии» указано, что название села Алешня произошло от оврага Алешенка, а название «фабрика»- от бывшей тут парусной фабрики, возникшей при Петре 1, основанной Тульскими купцами Лугиниными. В церкви имелись в 1915г. два престола: «в настоящей холодной во имя Покрова Пресвятой Богородицы и в теплом переделе во имя преподобного Максима Исповедника». Местно чтимая икона — Божией Матери «Всех скорбящих Радость». По штату в церкви имелись священник и псаломщик. «Приходы: с.Алёшня-Фабрики 217дв., 611м., 690ж. д.Курмановка - 1,5 в. 13 дв. 45 м. 50 ж. д.Николаевское 2 в. 10 дв. 32 м. 30 ж. д.Плоское 8 в. 21 дв. 61 м. 67 ж. Всех жителей в приходе 912 м.п. и 972 ж.п.»[3] В приходе имелось земское училище. В ограде храма были погребены священники БОЖЕНОВ Дмитрий Афанасьевич(1853-?) и ГЛАГОЛЕВ Иван Сергеевич, его зять(1881-?). Могилы не сохранились.
С 1959 по 2000гг. приход не действовал, службы в храме не совершались. Здание использовалось как складское помещение совхоза «Красный». Храм поставлен на Государственную охрану решением Тульского облисполкома от 09.04.1969г. №6-264 и является памятником архитектуры местного значения. Сохранились три храмовые иконы: «Покрова Богородицы»; «Воскресения Христова» и «Святителя Николая». Постепенно храм разрушался, портились фрески на стенах и потолках. Ещё в 1982 г. внутри храма были видны 2 надписи: справа от иконостаса (В 1-м оконном проёме)- "Построена сия церковь 1756 года тщанием Тульскаго 1-й гильдии купца Илариона Ивановича Лугинина"; слева от иконостаса(также в 1-м оконном проёме)- "Сей храм и иконостас возобновленъ с разрешения преосвященного Питирима, епископа Тульскаго и Белёвскаго при священнике Дмитрие Афанасиевиче Боженове и церковномъ старосте Владимире Андреевиче Воробьёве 1899 и 1900 годах". В 2007 г. 1-я надпись была сохранна, 2-я сбита после 3-ей строчки, видны окончания 4-й и 5-й строчек.
С июля 2000 года в храме регулярно совершаются Воскресные и Праздничные Богослужения, требы прихожан. Силами и помощью прихожан, благотворителей и сельской администрации в 2000-2005гг. проведены первоочередные ремонто-восстановительные работы.
Я обхожу церковь со всех сторон и отмечаю, как хорошо продумано место её расположения. Колокольня и весь храм, стоящие на высоком холме, в ясную погоду как бы парят над землёй, привлекая внимание своими светлыми классическими архитектурными формами и изяществом. И хотя оставшиеся фрески на колоннах у входа, сохранившиеся надписи на стенах значительно повреждены и свидетельствуют о том, как много утеряно безвозвратно, обновлённые купола храма вновь сияют, как и прежде. По периметру стоят строительные леса, то есть восстановительные работы продолжаются, а это значит, что храм будет жить и не уйдёт в небытие!
Возвращаясь назад из Алёшни, я заехал в село Барыково, так как ещё с дороги я заприметил полуразрушенную церковь. Приблизившись к ней, я понял, что она не действует в настоящий момент. От местных жителей я узнал, что это Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Николая Чудотворца очень древняя. Меня заинтересовала история этого храма, и я решил узнать о нём больше. На сайте www.sobory.ru я прочитал, что Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Николая Чудотворца в селе Барыково Ленинского района была построена в 1779 году. Сейчас сохранился сам храм и колокольня. Храм представляет собой небольшое по площади правильной квадратной формы строение из красного кирпича. Сохранились все два яруса, а третий ярус – это небольшой купол, на котором сохранился православный крест, хотя и слегка покосившийся со временем. Боковые пристройки разрушены почти полностью. Внутри храма не сохранилось никаких настенных надписей и росписи. Но у стены, где, вероятно, располагался алтарь, стоит баночка с цветами. А значит, местные жители не забывают свой храм, он им нужен. Рядом с храмом стоит трёхъярусная колокольня, также сделанная из красного кирпича. Колокольня сохранилась довольно хорошо. К церкви, по русской традиции, примыкает кладбище. Побродив по нему, я увидел много старых захоронений, на одном из надгробных камней я прочитал надпись: «Петров Егор Степанович, скончавшийся сентября 25 1861 год». Таким образом, эти места представляют собой и историческую ценность.
Вернувшись домой, я продолжил поиски материалов о церкви в селе Барыково. Интересные сведения я нашёл в издании «Приходы и церкви Тульской епархии»: "Приход находится в 16 верстах от Тулы, расположен близ р.Упы на низменных и болотистых местах. Время возникновения прихода неизвестно. Название села, по местному преданию, происходит от слова бор - лес, которым в прошлое время была богата местность прихода. В настоящее время приход состоит из села и деревень: Фёдоровки, Помогалова, Жировки, Рождества, Иврова, Киреевки, Болгова, Гавриловки, Сторожевой и Щепилова. Всех прихожан имеется 1228 м.п. и 1286 ж.п.; между ними 2 раскольника.»[4]
Конечно, это сведения 1895 года, и с тех пор многое изменилось. Церковь перестала быть действующей, исчезли некоторые, упомянутые деревни, изменилось количество местных жителей, село Барыково сегодня совсем небольшое, в нём много заброшенных и покосившихся домов. Но храм, построенный ещё в середине XVIII века, стоит, и православный крест на его осыпающемся от времени куполе по-прежнему устремлён в небеса!
Далее я посетил село Беломутово, также расположенное в Ленинском районе, так как здесь моё внимание привлекла Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, построенная в конце XVII века. Сейчас она не действует, находится в полуразрушенном состоянии и одиноко стоит среди чистого поля, и лишь бушуюшие своей зеленью кустарники поддерживают церковь, не давая до конца развалиться её стенам. История этого храма оказалась очень интересной.
Я узнал, что приход прежде назывался по храму Успенским, Беломутово тож. Почему дано второе название приходу, не известно. В состав прихода входило с.Беломутово и 2 деревни: Хлыновая, располагающаяся в 4-х верстах от храма и Логвинова - в 3 верстах. Прихожан, по данным 1895 года насчитывалось мужского пола - 400 и женского пола - 413. Более 15 лет, до 1846г, по ветхости, храм был запечатан и вся утварь перенесена была в храм с.Расина. Но в 1846 году, по просьбе местного помещика и прихожан, получено разрешение на возобновление храма. Прихожане на свои средства переложили алтарь и пристроили капитальную стену с правой стороны для придельной части. В 1870г, по малочисленности прихожан, храм был присоединён к храму соседнего с.Расина, но в 1885г по просьбе прихожан, построивших дом для священника, сделан самостоятельным и с этого времени стал постепенно украшаться на средства благотворителей. Причт в то время состоял из священника и псаломщика. В 1888г в приходе была открыта школа грамоты.
Храм не большой по размерам и занимал площадь около 50 кв. м. Первый ярус представляет собой почти куб, украшенный по углам «пучками колонок». В центрах южного и северного фасадов - по 2 окна с замечательным обрамлением рамочного типа. Поставленный на куб восьмерик был покрыт изразцами (единственный из храмов тульской земли, сохранивший остатки изразцового украшения) и имел на каждой своей грани по прямоугольному окну. Церковь была завершена небольшим граненым фонариком, увенчанным луковичной главкой на тонкой шейке.
Сегодня Успенская церковь Беломутова (как и большинство храмов в Тульской области) находится в полуразрушенном состоянии.
Теперь мой путь лежит в село Бушево, где сохранилась Церковь Казанской иконы Божией Матери, Космы и Дамиана. Церковь также оказалась старинной, постройки 1742 года. Она уже давно не действует, не встречает прихожан колокольным звоном, но от этого не пропадает интерес к ней. Интересна её архитектура, интересна её история. И поэтому я решил узнать об этом храме как можно больше.
От местных жителей я узнал, что в прежнее время село Бушово называлось Борщевкой, по имени ручья Борщевки, протекавшаго по лощине, при которой расположено село. Почему село получило название Бушева, неизвестно. В книге Малицкого П.И. о приходе местной церкви я прочитал: «В настоящее время он состоит из села и деревень: Страховка, Ширина, Буркова, Хвощны и Кислинки: самое дальнее расстояние деревень от села - 3 версты. Всех прихожан числится в приходе 488 мужского пола и 517 женского пола; большинство занимается кустарным промыслом - приготовлением замков, петель». [5]
Существующий в приходе храм каменный во имя Казанской Божией Матери построен в 1742 г. помещиком Хомяковым. Был ли в приходе храм ранее этого храма, сведений не имеется. В 1851 г. в храме произведён был капитальный ремонт, все было переделано заново за исключением общего расположения храма. В храме имелся теплый придел во имя святых бессребреников Космы и Дамиана. Этот придел устроен был по обещанию жене храмоздателя Анны Мироновой Хомяковой. Причт состоял из священника и псаломщика. В приходе имелась школа, содержащаяся помещицей Стрекаловой, на её же средства содержалась и больница.
Сейчас храм уже давно недействующий, его стены разваливаются. В полную высоту сохранилась лишь одна колокольня. Всё вокруг заросло крапивой и диким кустарником. Но пробравшись внутрь храма, я вдруг вижу на остатке развалившейся стены прекрасно сохранившиеся фрески с изображением святых. Сохранились все цвета и оттенки, сохранились надписи, сделанные мелким шрифтом. На других стенах на остатках штукатурки также проглядывают лики святых. Совершенно отчётливо видится образ Богородицы, Иисуса Христа. Как, каким образом уцелели они здесь, среди груды холодных камней?! И смотрят лики святых среди этих развалин как молчаливый укор нам. С тяжёлым чувством на душе покидаю село Бушево и отправляюсь дальше в село Осиновая гора.
В селе Осиновая гора меня заинтересовала церковь Казанской иконы Божией Матери, которая в настоящее время тоже стремительно разрушается и давно уже не действует. О ней мне удалось добыть следующие сведения.
Каменный храм во имя Казанской Божией Матери с придельными алтарями во имя Святого Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского Чудотворца построен в 1805г местным помещиком секунд-майором Димитрием Алексеевичем Хрущёвым вместо бывшей деревянной церкви, неизвестно когда и кем построенной и почему упразднённой. По своей архитектуре храм величественный, а внутри был благолепно украшен. Иконостасы храма: в главном алтаре -пятиярусный, а в придельных-одноярусные, с иконами ценной живописи и украшениями. Особенность алтаря представляла киворий в виде небесного свода, опирающегося на 6 колоннах. Весь храм внутри украшен настенной живописью. Притч состоял из священника и псаломщика. Открытая в 1886г при церкви с. Осиновая Гора церковно-приходская школа помещалась в благоустроенном двухэтажном церковном доме.
Это прошлое церкви Казанской иконы Божией Матери, а в настоящем она также разрушается, как и многие другие православные храмы и исторические памятники. Металлические решётки на стенах и дверях не позволяют зайти внутрь церкви, но я всё-таки забираюсь на разрушенную стену и вижу, что на стенах в некоторых местах сохранились цветные фрески с библейскими сюжетами. А лежащие на полу строительные материалы дают надежду, что в храме ведутся реставрационные работы.
Последний населённый пункт, который я посетил, было село Руднево. Село расположено в живописном месте. Сразу бросается в глаза стоящая на возвышенности и утопающая в зелени, но, к сожалению, не действующая церковь Николая Чудотворца. Она тут же поразило меня своей красотой. И хотя у церкви есть существенные разрушения, общие её формы сохранились, сохранилась и колокольня, стоящая рядом. Три яруса храма, сделанного из красного кирпича, увенчаны большим куполом. Зайдя внутрь церкви, я был поражён, что на сводах сохранилась лепнина в стиле барокко, что придавало парадность и особую торжественность сооружению. Мне захотелось побольше узнать об истории возникновения этой церкви. Я узнал, что построена она была в 1755 году. Имела Престолы во имя Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста, Сергия Радонежского, Всех Святых.
Первоначальная часть представляла собой центрический восьмилепестковый в плане объем. Вероятно, на 1755 год приходится постройка колокольни, северного придела и трапезной. Заказчиком этой реконструкции значится владелец села полковник Иван Степанович Игнатьев, владевший также усадьбой Исаково в соседнем Веневском уезде. В Исакове по его заказу были построены Знаменская церковь и главный усадебный дом в стиле барокко, сохранившиеся до наших дней. Вторую серьезную перестройку храм в Рудневе претерпел в конце XIX века, когда была пристроена апсида и расширена трапезная с устройством боковых пределов. В итоге в храме помимо главного Никольского престола возникло три придела – Иоанна Златоуста (видимо, старый северный придел, построенный И.С.Игнатьевым в честь своего святого), Сергия Радонежского и Всех Святых.
Наибольший интерес представляет первоначальный объем церкви, относящийся к петровской эпохе. Памятников этого времени и такого уровня в провинции осталось очень мало. В интерьере хорошо сохранилось изысканное лепное убранство, видимо, современное первому этапу строительства. Центрическое пространство декорировано пилястрами с роскошными цветочными капителями, арками, карнизами и т.д. Все говорит о воздействии европейских образцов, а может и о работе иностранцев. Снаружи удивляет оригинальность ордерных деталей из белого камня - профилей, капителей, роскошных карнизов. Вместо вырезанных растительных капителей здесь оригинальные многослойные профили.
Храм принадлежит к группе построенных на рубеже XVII-XVIII веков в вотчинах родовитой знати центрических церквей, сочетающих в своем облике черты пышного нарышкинского стиля (так называемого московского барокко) с европейскими композиционными схемами и классическим ордером. Вероятно, Никольская церковь была построена по заказу человека из ближайшего окружения Петра I.
Самым близким ее аналогом, а возможно, и конкретным прообразом, является Знаменская церковь в подмосковном селе Перове (ныне в черте Москвы), возведенная в 1699-1708 годах по заказу князя Петра Алексеевича Голицына. Князь принадлежал к древнейшему и знатнейшему боярскому роду, в 1700-1701 гг. был первым русским послом в Вене. Перовская церковь в свою очередь ориентирована на собор Петра Митрополита в московском Высоко-Петровском монастыре. Этот центрический храм до недавнего времени датировали концом XVII века, когда Нарышкины (мать Петра Наталья Кирилловна), особо покровительствовашие монастырю, его реконструировали и переосвятили. Позже выяснилось, что собор относится к XVI веку и задуман итальянцем Алевизом в духе идеальных центрических храмов Ренессанса. Что за реплика и по чьему заказу появилась в Рудневе – пока неразрешимый вопрос. Она, кстати, по размерам гораздо больше перовской церкви. Перед революцией в Рудневе была усадьба князей Оболенских. Сохранился огромный красивый парк с прудом и фруктовым садом, угадывается место главного дома. Таким образом, недействующая, разрушающаяся церковь в селе Руднево Ленинского района является архитектурным памятником с богатой историей.
Заключение.
Таким образом, я успел посетить 10 церквей, узнать историю их появления, сопоставить прошлое и настоящее этих храмов. В ходе исследования было выяснено, что на территории Ленинского района в настоящее время действует церквей, а оставшиеся, а их гораздо большее количество, находятся в полуразрушенном или разрушенном состоянии. Всё рушится: все эти ценные архитектурные памятники, пропадает прекрасная живопись… Но мало предпринимается для их сохранения. Конечно, чтобы все это «изобилие» сохранить, нужны немалые денежные средства, которых не хватает. Многие местные жители сами отдают практически всё, что у них есть для восстановления церквей. К примеру, церковь в Осиновой горе: местные жители сами установили дверь, поставили престол и только одна проблема у них стоит: закрыть дыру на крыше. Всё что они сами могли, они сделали. Или село Беломутово. Население совместно с государством собирают средства на восстановление храма. В 2011 году была проведена дорога из села к церкви. Раньше там был просто пустырь, и церковь находилась в кустах. Радует, что хоть и медленно, не так активно, как хотелось бы, но работа по возрождению храмов всё-таки идёт.
Не все страницы истории храмов, находящихся на территории Ленинского района, ещё мною хорошо изучены, поэтому начатое исследование явилось отправной точкой для работы в данном направлении. В будущем я продолжу работу по исследованию документальных данных, краеведческих материалов, воспоминаний современников. Данную тему для исследования я выбрал потому, что нет полного описания истории церквей нашей местности. Но в людской памяти эти храмы живут. Старожилы вспоминают их с особенными чувствами. Когда они рассказывают о том, как выглядел храм, лица их светятся каким–то внутренним светом, и мрачнеют, когда вспоминают, как разрушали православные святыни. История храмов – это история наших предков, корни нашей культуры, связь поколений. Очень хочется, чтобы не стали мы Иванами, непомнящими своих корней. Ведь храм это не только красивое архитектурное сооружение, но и то, особое состояние души, которое воспитывается с детства, которое для всех недругов во все времена были не понятны.
Как же радуется душа, когда мы видим храм. Вот стоит он на самом лучшем месте села и притягивает взоры со всех сторон. Не может человек остаться равнодушным, обязательно что-то доброе и светлое шевельнется в душе. Пусть же таких мгновений у каждого будет как можно больше!
Список использованной литературы.
3.Малицкий П. И. Приходы и церкви Тульской епархии, Тула, типография Соколова Н.И., 1895г
[1] Малицкий П. И. Приходы и церкви Тульской епархии, Тула, типография Соколова Н.И., 1895г
[2] Малицкий П. И. Приходы и церкви Тульской епархии, Тула, типография Соколова Н.И., 1895г
[3] Малицкий П. И. Приходы и церкви Тульской епархии, Тула, типография Соколова Н.И., 1895г
[4] Малицкий П. И. Приходы и церкви Тульской епархии, Тула, типография Соколова Н.И., 1895г
[5] Малицкий П. И. Приходы и церкви Тульской епархии, Тула, типография Соколова Н.И., 1895г
Лупленый бочок
Сочини стихи, Машина
Растрёпанный воробей
Почта
Зимний дуб