Познакомиться с бытом и культурой наших предков и осознать себя частицей своего народа. Приобщить школьников к культурному наследию и традициям, ознакомить с нравственным и социальным опытом предшествующих поколений, воспитать уважительное отношение к ним.
Вложение | Размер |
---|---|
8-ya_rabota.docx | 704.88 КБ |
МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №1»
Волховского района Ленинградской области
Проектная работа
«Народы края. Наши предки».
Работу выполнила:
Ученица 3Б класса
Фёдорова София Александровна
Руководитель:
Алексеева Наталья Владимировна
2014
Гипотеза: Без прошлого нет настоящего.
Цель: Познакомиться с бытом и культурой наших предков и осознать себя частицей своего народа. Приобщить школьников к культурному наследию и традициям, ознакомить с нравственным и социальным опытом предшествующих поколений, воспитать уважительное отношение к ним.
Задачи:
Исследовать:1) какие предки жили в нашем крае.
2) Их жилище.
3) Их утварь.
4) Их пища.
5) Одежда.
6) Образ жизни.
7) Славянские боги и праздники.
1. Народы нашего края.
1) На запад от устья Невы вдоль побережья Финского залива и реки Нарвы жили племена чудь и водь из группы прибалтийско-финских народов. Славяне пришли сюда в глубокой древности (VIII -X век). Они продвигались с берегов Ладоги, а также от Новгорода и расселялись по берегам Невы и восточному побережью Финского залива. Племена ижора и водь, занимались рыболовством и охотой на пушного зверя, торговали со славянами. Все перечисленные народы жили очень дружно.
2) Нашими предками считаются славяне. Они жили в деревнях на берегах Невы, Финского залива, Ладожского озера.
2. Жилище славян.
Каким был дом славянина? Раньше говорили не «дом», а «изба» -тёплая половина с печью (название происходит от «истопить», «истопка»).Строить ее начинали с того, что рыли большую квадратную яму-котлован глубиной примерно в метр. Потом вдоль стенок котлована начинали сооружать сруб, или стенки из тонких стволов деревьев – жердей, очищенных от веток и коры. Жерди связывали для прочности гибкой корой с веток молодых липок и промазывали глиной, чтобы не было щелей. Сруб возвышался из земли тоже на метр, а общая высота будущего жилища с надземной и подземной частью достигала, таким образом, 2-2,5 метра. С южной стороны в срубе устраивали вход с земляными ступенями или лесенкой, ведущей в глубину жилища. Поставив сруб, принимались за крышу. Ее делали тоже из жердей, а сверху покрывали толстым слоем соломы. Пол в полуземлянке делали из хорошо притоптанной глины. Внутри избы прохладно, темно и сыро. Слабый свет едва просачивается сквозь небольшие оконца, прорубленные в стенах. На ночь и в холода их закрывают досками или соломой. (слайд1,2)
Построив избу, принимались за другую важную работу – сооружали печь. Устраивали ее в глубине, в дальнем от входа углу. Делали печи каменными или глиняными. Обычно они были прямоугольными, размером примерно метр на метр, или круглыми, постепенно сужающимися кверху. Чаще всего в такой печи было только одно отверстие — топка, через которую закладывались дрова и дым выходил прямо в помещение, согревая. Верхняя часть сруба хорошо прогревалась за день. Поэтому именно там стали устраивать просторные полати, на которых спали всей семьей. Много неудобств доставляла обитателям домов сажа, сначала оседавшая на стены и потолок, а потом падавшая оттуда большими хлопьями. Днем, когда топилась печь и дым заполнял верхнюю половину избы, (топили избы «по-чёрному») на полатях никого не было — жизнь шла внизу, куда все время поступал свежий воздух с улицы. А вечером, когда дым выходил, полати оказывались самым теплым и удобным местом... В таких условиях жил человек. (слайд 3)
По диагонали от печи в доме находился Красный угол. Это было самое святое место – в нём помещались иконы. Каждый вошедший в избу должен был перекреститься на них. Стол ставили в Красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамья. Лавки делались широкими и крепились к стенам избы, на них можно было спать. На скамьях сидели и их можно было передвигать. Под лавками стояли сундуки и рундуки (приделанный к стене ящик с полками без дверей и стёкол), где хранилось разное добро. (слайд 4)
3.Утварь.
Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари. Фактически утварь - это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. В русской деревне употреблялась в основном деревянная гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше. В большом употреблении была также утварь, изготовленная и бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней сосны. Металлическая утварь традиционного типа была, главным образом, медная, оловянная или серебряная. Наличие ее в доме было ярким свидетельством зажиточности семьи, ее бережливости, уважения к семейным традициям. Такую утварь продавали только в самые критические моменты жизни семьи. Ёмкость для хранения одежды и мелких предметов домашнего обихода называлась бодней. Она представляла собой длинную выдолбленную деревянную колоду. (слайд 5)
Для заготовки впрок солений, квашений, мочений, кваса, воды, для хранения муки, крупы использовались кадки. (слайд 6)
Лукошком называлась открытая цилиндрическая емкость из луба, дно плоское, из деревянных досочек или коры. (слайд 7)
На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был горшок - утварь для приготовления пищи в виде глиняного сосуда. Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. (слайд 8)
Кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело - это предметы, связанные с очагом и печью. Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом. Помело представляет собой длинную деревянную рукоять, к концу которой привязывались сосновые, можжевеловые ветки, солома, мочало или тряпка. При помощи хлебной лопаты в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда. (слайд 9)
Среди водонагревательных приборов особое место занимает самовар – русская чайная машина. Самовар является, в некотором роде, символом русского быта. Сейчас самовары электрические, а раньше их топили углями, шишками. (слайд 10)
Таким образом, русская изба, с ее особым, хорошо организованным пространством, убранством и утварью, была единым целым, составляющим целый мир для крестьянина.
4.Пища.
Испокон веков хлеб был главным продуктом питания на Руси. Не зря говорится в пословице: «Хлеб на стол, так стол – престол, а хлеба – ни куска, так и везде тоска». К каждому празднику пекли пироги. Готовили все блюда без соли. Соль появилась позже и была дороже золота.
Без каши не проходило ни одного дня. В древности у славян был обычай есть кашу с бывшими врагами при заключении мира – отсюда пословица, которую зачастую употребляют и сегодня: «С ним каши не сваришь».
Готовили каши из круп: ячменя, проса, овса, пшеницы и гречихи. Еду ставили на стол в общем горшке на всю семью. Черпали деревянными ложками по очереди.
Самым распространённым овощем у славян являлась репа. Готовить её было просто, отсюда и пошла известная пословица: «Проще пареной репы». Ещё ели капусту, огурцы, свёклу, морковь. Особенно любили лук и чеснок, которыми лечились. Любили наши предки и рыбу, а мясо ели редко.
К числу любимых блюд славян можно отнести кисель, который варили из ржаной муки, из гороха или овсяной муки. Кисель был несладким и густым. Ели такой кисель с молоком или маслом.
Из напитков самыми распространёнными были квас, морс, мёд, сбитень. Сбитень пили горячим вместо чая, он готовился из различных трав. У каждой хозяйки был свой рецепт сбитня. Чай на Руси появился 300-650 лет назад.
В старину в конце трапезы подавалось сыть – варёное пшено с мёдом, и гости понимали, что пора уходить. Отсюда выражение: наесться досыта
5.Одежда.
Наши предки – красивый, храбрый и гостеприимный народ.
Первоначально главным материалом для производства одежды повсеместно была обработанная шкура убитого зверя. В суровом климате славянских земель теплая одежда, несомненно, необходима была большую часть года. Шкуры животных использовались и для приготовления кож, из которых делались обувь, поясные ремни и рукавицы. (слайд 11)
Основным видом одежды всех слоев населения славян были сорочки (рубахи). Мужская рубашка была без воротника, с округлым или прямоугольным вырезом. Мужская рубашка была короче, чем женская. Она доходила только до колен. Носили ее навыпуск, подпоясывая тканым или кожаным поясом с металлической пряжкой и украшениями. Ходить неподпоясаным считалось неприличным. Отсюда и выражение "распоясался " – обнаглел. (слайд12)
Головными уборами мужчин были клобуки и шапки, сделанные из шерсти или меха. (слайд13)
Платья шили из льняного и конопляного полотна и из шерсти. Женщины носили повседневные украшения: гривну – металлическое украшение на шею, браслеты, кольца, бусы, обереги (амулет – оберегающее украшение). Молодые девушки заплетали косы и надевали налобную ленту с височными кольцами. (слайд14)
Головные уборы славянских женщин были очень разнообразными. (слайд15)
6.Образ жизни.
Хозяйство древних славян велось на основе четырех отраслей — земледелия, скотоводства, рыболовства и охоты. Сельскохозяйственные орудия труда были приспособлены к местным условиям. (слайд 16).
Женщины в основном занимались домашним хозяйством: пекли хлеб, готовили пищу, шили одежду, пряли. (слайд 17)
Славяне выращивали лён, коноплю, пшеницу, рожь, просо, ячмень, овёс. Леса позволяли промышлять охотой, получать воск, мед (бортничество), пушнину. Последняя особенно высоко ценилась при торговых обменах. Изобилие рек и озер позволяло заниматься рыболовством. Крупную рыбу славяне били острогой (копьё с зазубринами).
Славяне также занимались и скотоводством, разводили крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей, овец и домашнюю птицу. Главным помощником в хозяйстве была лошадь. На ней пахали землю, перевозили тяжести, охотились. Для охоты использовали лук и копьё.
Занимались славяне и бортничеством — сбором меда диких пчел. Из меда приготовляли хмельные напитки.
Важной отраслью хозяйства было производство железа. Его добывали из железной руды, залежи которой часто обнаруживали в болотах. Из железа изготовляли железные наконечники для сохи и плуга, топоры, мотыги, серпы, косы. Кузнецы делали оружие: наконечники для стрел, копья, мечи. (слайд 18)
7.Славянские боги и праздники.
Всё необходимое для своего существования наши предки получали в постоянной борьбе с природой. Славяне не могли объяснить, почему грохочет гром, сверкают молнии, поражая людей и животных, почему день сменяется ночью, а зима – летом.
Всё, что происходило в природе, в самом человеке, они приписывали таинственным силам – богам. Они считали, что хороший урожай, здоровый скот, благополучие дома, долгая жизнь человека – всё это зависит от воли богов и духов. Злых духов надо задабривать. Для этого славяне молились духам и богам, угощали их хлебом, мясом и даже убивали для них ( приносили им в жертву) животных.
Духи.
Славяне верили, что в каждом доме живёт домовой, что он – друг семьи, её покровитель. Представляли его в образе маленького старичка, обросшего шерстью, с большими ушами. Думали, что домовой живёт за печкой. Считали, что он помогает по хозяйству, смотрит за домом, огородом, бережёт и охраняет скот. Домового «кормили», оставляя на ночь ужин на столе. Если семья переселялась на новое место, то домовой «уходил» вместе с ними. (слайд 19)
По представлениям славян, свой хозяин был не только в доме, но и в лесу. Здесь жил леший: косматый, зелёный, с остроконечной головой, увенчанной рожками. Ноги его подобны козлиным, а на пальцах рук длинные когти. Чем не чёрт! Леший любит качаться на деревьях. Он свищет, ухает, хохочет, пугая людей. Ему подчиняются все обитатели леса. Леший может сбить путника с дороги, завести его в болото, угоняет скот у пастуха. Но его можно задобрить: отдать ему овцу или корову, положить для него на пень хлеб или пирог. (слайд 20)
Хозяином рек, озёр и болот был водяной. Голова у него косматая, вся в тине, с выпуклыми зелёными глазами, лицо опухшее, живот толстый. Водяной распугивает рыбу в реках, чтобы его задобрить, в реке, озере или болоте рыбаки топили то овцу, то лошадь, то корову. (слайд 21)
Домовой, леший, водяной – это духи.
Боги.
Кроме веры в духов, славяне верили в богов. Они считали, что боги внешне похожи на людей. Покровителем молнии и воинов был бог Перун. (слайд 22)
Бог домашнего скота – Велес. (слайд 22)
Славяне верили и в существование бога Солнца, бога ветра – Стрибог, бога смерти – Семаргл и т.д.
В честь богов славяне устраивали праздники. Больше всех они чтили солнце, посвятив ему несколько праздников. 21 декабря – Рождение Солнца (Зимний Солнцеворот, Коляда) – праздновалось в день зимнего солнцестояния, самый короткий день в году. В этот день древние славяне пели песни, славили богов, славили Коляду за то, что повернул Солнце к весне. Люди радовались, что несмотря на морозы, день теперь начнет прибавляться, солнце на небе будет светить все дольше и все ярче. Второй праздник – масленицу отмечали весной. Он был посвящён проводам зимы и встрече весны. Славяне величали солнце, весяц, звёзды, молили бога об урожае. На масленицу пекли блины – символ солнца. Самый большой праздник – летом, но его отмечают не в нашем крае.
Чтобы уберечь себя от злых духов, славяне носили изображения солнца, огня, воды, сделанные из металла, дерева или глины.
Результаты: По итогам моего исследования можно сформировать представление о том, как была организована жизнь далёких предков, кто управлял их жизнью. Охарактеризовать старинные предметы быта, орудия труда, занятия крестьян, ремесленников, изменения, происходящие в жизни людей с течением времени.
Выводы: Настоящего не бывает без прошлого.
Информационные источники:
Приложение:
Слайд1. Слайд2.
Слайд 3. Слайд 4.
Слайд 5. Слайд 6.
Слайд 7. Слайд 8.
Слайд 9. Слайд 10.
Слайд 11. Слайд 12.
Слайд 13. Слайд 14. Слайд 15.
Слайд 16. Слайд 17.
Слайд 18.
Слайд 19. Слайд 20. Слайд 21.
Слайд 22. Слева – бог Перун, справа – Велес.
Кто грамотней?
Хитрость Дидоны
Эта весёлая планета
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Яблоко