Исследовательская работа о детском доме, о жизни и проблемах детей.
Вложение | Размер |
---|---|
Работа рассказывает о жизни и проблемах детей в детских домах | 54.17 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14» с. Надежда
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
« Мир без сирот »
Автор работы:
Несынова Анастасия
учащаяся 8 класса
МКОУ «СОШ №14»
с.Надежда Ставропольского края
Шпаковского района.
Руководитель:
Ельникова Валентина
Борисовна
учитель истории
высшей квалификационной
категории
с.Надежда 2013г
Содержание.
Введение------------------------------------------------------------------------------3
1.Проблема, актуальность, методы исследования.---------------------------3
2.Обзор литературы, источники.-------------------------------------------------4
3.Результаты исследования.
3.1.Наш детский дом №13------------------------------------------------------ 5
3.2.Проблемы детей из детских домов ---------------------------------------6
3.3.Анкета для моей подруги ---------------------------------------------------7
3.4.Пути решения проблем-------------------------------------------------------9
4. Заключение-----------------------------------------------------------------------10
5.Список используемой литературы------------------------------------------11
6.Приложение-------------------------------------------------------------------- 12-17
Введение.
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органами опеки и попечительства. (Приложение №1 )
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии своих детей. Ребенок должен быть обеспеченным, жить в нормальной семье, в ласке и заботе!
Но случается так, ребенка забирают у родителей, если они не выполняют свои обязанности. С каждым годом становится все больше и больше неблагополучных семей! Неблагополучные семьи - это семьи, в которых родители ведут неправильный образ жизни (принимают наркотики, спиртные напитки, не уделяют должного внимания ребенку.) Бывают и другие случаи, когда ребенок становится сиротой. Когда у ребенка умирают родители и не остается тех людей, которые могли бы его усыновить. Не исключение и такая ситуация, когда у родителей есть все, но они не хотят обеспечивать ребенка, просто бросают его. Во всех этих случаях ребенок становится СИРОТОЙ.
В таких семьях дети могут быть голодные, морально оскорбленные. У детей появляются комплексы. Часто в этих семьях дети становятся замкнутые, мало разговаривают со своими сверстниками, не принимают участие в разных конкурсах, так как боятся упасть, в случае поражение, в «глазах» друзей и учителей.
Если родители не справляются со своими обязанностями в воспитании своего ребенка, соответствующие органы забирают ребенка в детский дом.
Детский дом – это образовательное учреждение для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Представьте, как ребенку становится тяжело, когда его забирают из родного дома, отлучают его от его родителей, какие бы они не были!
Этим детям становится одиноко, они скучают по родителям, им кажется, что они ни кому не нужны!
Проблема исследования:
К сожалению, как это не печально осознавать, в настоящее время очень много детей живет в детских домах. Каждый 100-й ребенок в России живет в детском доме.
Количество детских домов в России.
год | 1990 | 2004 | 2006 | 2011 | 2013 |
Кол-во | 564тыс. | 1,4тыс. | 1,7тыс. | 1,3тыс. | 1,4тыс. |
Количество детей сирот в России.
Год | 2007 | 2011 | 2013 |
Кол-во | 748тыс. | 654тыс | 660тыс |
Из таблицы видно, что с 1990 года количество детских домов в России увеличилось в три раза. Количество детей сирот не становится меньше.
Для этих детей государственные учреждения вынуждены оставаться единственным домом. В Ставропольском крае также большое количество детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в домах ребенка, школах-интернатах и приютах. В нашей школе обучается 38 учащихся из местного детского дома №13. (Приложение№ 2)
Количество детских домов в Ставропольском крае.
Почему родители и лица их заменяющие, плохо исполняют обязанности по воспитанию детей? Как живется детям в детских домах? Эта проблема имеет, на мой взгляд, два аспекта: первый социальный, зависящий от общества и государства, второй – психолого-педагогический, зависящий от условий жизни и воспитания детей в семье и детских учебно-воспитательных учреждениях.
Цель: Так как я хочу стать психологом, главная цель моей работы изучить проблемы сирот в нашей стране и понять какое значение семья имеет в жизни людей, и что могу сделать я для своих одноклассников из детского дома.
Актуальность темы: В настоящее время проявляется большой интерес к детям оставшимся без родителей и к их проблемам. Тема очень актуальна. Часто мы слышим о детях, которые погибают в приемных семьях США. Законодательным органом РФ был принят закон «Димы Яковлева», запрещающий вывоз детей за границу. А как живется детям в нашей стране?
Каждый ребенок хочет и должен быть со своими родителями. В конституции РФ закреплено право детей на достойную жизнь, на охрану материнства и детства. Об этом же говорят международные документы: Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Однако
проблем меньше не становится.
Задачи: 1. Узнать что такое «Неблагополучные семьи»?
2.Понять причины, по которым детей забирают в детские дома?
3.Составить анкету, для детей из детского дома.
4.Узнать проблемы ребенка живущего в детском доме.
5.Понять, чем я могу помочь ребенку из детского дома?
(Приложение №3)
Методы исследования: 1.Практический метод (опыт, анализ). 2.Наглядный метод (наблюдение) 3.Словесный метод ( опрос, беседа, анкета).
Для более глубокого исследования данной темы мною была составлена анкета для беседы с детьми. Составлена таблица «Участие детей детского дома в школьных и классных мероприятиях».
Практическое значение работы заключается в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы в работе психолога и социального педагога школы. По данной теме будет проведен «круглый стол» со старшеклассниками.
Обзор литературы, источники.
Для написания работы я использовала рассказы детей. Интересный материал предоставили мне воспитатели. Мы также проанализировали по данной теме ряд статей.
3.1. Наш Детский дом №13.
В детском доме № 13 живут ребятишки от трех до восемнадцати лет. У каждой группы — своя спальня и игровая комната с бессчетным количеством кукол, машинок, мягких игрушек. Всего групп — восемь, по восемь-десять ребят в каждой. В группе посменно с восьми утра до восьми вечера работают по три воспитателя. А ночью с детьми остаются ночные воспитатели (по одной на группу). (Приложение №4 )
Целыми днями дети чем-то заняты: кто бежит в спортзал , кто — на на занятия к психологу, логопеду. Трижды в неделю — занятия музыкой, а иногда и к ним приезжают гости. (Приложение №5,6)
Каждый день дети ходят на прогулку. В свободное время, когда можно выбрать себе занятие по вкусу, девочки причесывают и наряжают кукол, мальчишки устраивают автогонки. Кто-то собирает пазлы или делает аппликацию из цветной бумаги. Но игры играми, а обед — по расписанию! Кушают ребятишки шесть раз в день. Помимо прочего, малыши каждый день получают необходимое количество овощей, фруктов и соков.
Следит за здоровьем и самочувствием врач-педиатр. Каждое лето на один сезон все ребята вместе со своими воспитателями отправляются в оздоровительный лагерь. А в это время в детском доме успевают делать генеральную уборку и косметический ремонт. Не все ребята остаются здесь до самого выпуска. Кому-то из них все же посчастливится найти маму и папу.
Жизненное пространство устроено так, чтобы ребята чувствовали себя семьей. Насколько это возможно, конечно. Здание спроектировано таким образом, что каждой группе отведена отдельная комната, гостиная, отдельные ванная и кухня.
Распределением ребят по «семьям» и комнатам занимается психолог, чтобы ребятам было комфортно вместе, у них были общие интересы и увлечения. Чем старше ребята, тем они самостоятельнее, и живут они по пять-шесть человек в одной комнате. Учатся они в обычной общеобразовательной школе, которая находится неподалеку. Вернувшись «домой» и сделав уроки, они занимаются делами по интересам. Воспитатели для ребят организовывают праздники, соревнования и походы. Кажется, что все хорошо. Мягкая мебель, компьютеры, телефоны. (Приложение №7) У каждого из них есть все необходимое. Не хватает только человеческого тепла.
На каникулах большинство ребят разъезжается кто куда. Кто-то отправится к родственникам, младшие ребята поедут в оздоровительный лагерь, кто-то все лето будет ходить в походы. За хорошее поведение и успехи в учебе можно получить путевку на отдых. Многие ребята проведут это лето в семьях. И, возможно, уже не вернутся в этот дом.
3.2. Проблемы детей живущих в государственных учреждениях.
У детей попавших в государственные учреждения много проблем и успех в развитии детей во многом зависит от слаженной деятельности всех специалистов детского дома: врача, логопеда, психолога, воспитателя.
Внутри своей группы дети, живущие в интернате, могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста. Эта позиция формируется из-за многих причин, но прежде всего из-за нереализованной потребности в любви и признании, из-за эмоционально нестабильного положения ребенка, лишенного родительского попечительства. У этих детей масса проблем, которые неведомы ребенку в нормальной семье. Они психологически отчуждены от людей, и это открывает им «право» к правонарушению. В школе, куда дети из детского дома ходят учиться, одноклассники из семей выступают в их сознании как «они», что развивает сложные конкурентные, негативные отношения детдомовских и домашних детей.
Все дети, живущие в учреждениях интернатного типа, вынуждены адаптироваться к большому числу сверстников. В многочисленности детей таятся особые социально-психологические условия, создающие эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию.
Мальчики в детских домах лишены подчас возможности идентификации по полу, потомучто здесь мало мужчин, не с кого брать пример. В силу группового «мы» девочки заимствуют агрессивные формы поведения. Это форма выживания, это форма утверждения себя среди таких же обездоленных или среди чужих, которые оцениваются как «они».
Формальное дисциплинирование детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, таит в себе опасность еще одной волны отчуждения во взаимоотношениях со взрослыми.
У детей, живущих в сложившихся условиях воспитания в интернате на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствуют бережливость и ответственность.
Особая психологическая проблема — отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, передохнуть от взрослых и других детей. Каждый с детства нуждается в общении с другими людьми, но одновременно — в одиночестве и обособлении от других. Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения стандартизирует определенный социальный тип личности. Нереализуемая потребность в жизненном пространстве для психологического обособления приводит к тому, что дети из учреждений интернатного типа в больших городах осваивают чердаки и подвалы соседних кварталов.
Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивает навыки общения. Его контакты поверхностны,
нервозны и поспешны. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью
3.3 Анкета для моей подруги.
Когда ребенок попадает в детский дом, он еще не полностью осознает, где он. Лишь через некоторое время он это понимает. Пройдет время и ребенок станет более самостоятельным, чем раньше. Ведь условия в детском доме не такие как дома. Я решила составить «Анкету ребенка» для детей, которые попали в наш детский дом. Да, задача была сложная, ведь не хотелось нарушать психику ребенка, также не хотелось, чтобы он вспоминал не лучшие моменты в своей жизни.
Для «Анкеты » были составлены вопросы, которые следовало задать. Мне было очень сложно придумывать эти вопросы, так как я хотела узнать самое «сокровенное» не только у ребят, с которыми сейчас учусь, но и у своей бывшей одноклассницы Ереминой Анастасии.
На пятый год нашего знакомства ее забрали в детский дом. И вот, наш разговор состоялся. (Приложение №8)
- Да, в детском доме я познакомилась с отличными людьми, к моему приезду они были очень дружелюбны со мной.
2. Можешь ли ты сказать, что это твоя новая семья?
3. Заменил ли тебе детский дом, родной дом?
4. Тебя возможно обидеть?
- Да я легко обижаюсь. Мне трудно с этим справиться.
5. Что ты считаешь для себя оскорбительным?
- Считаю оскорблением, придумывание кличек.
6. О чем тебе трудно говорить?
- Когда заходит разговор о родителях! Когда начинают обсуждать родителей, за их неправильные поступки.
Когда я разговаривала с Настей, мне было очень тяжело. Правда, на каждый вопрос, который я задавала ей, она отвечала спокойно, с душой, с честностью! Мы часто общаемся по телефону и мне не безразлична ее судьба.
3.4.Пути решения проблем.
Участие детей (8-9 кл.)детского дома в школьных мероприятиях.
Имя | Новый год | 8 Марта | Конкурс рисунков | Конкурс Военной песни | Спортивные соревнования |
Саша | - | + | - | - | + |
Настя | + | + | + | + | + |
Рита | + | + | + | - | + |
Люба | - | + | - | - | + |
Дима | + | + | - | + | + |
Сергей | + | + | - | + | + |
Игорь | + | + | - | - | + |
Наташа | + | + | + | + | + |
Андрей | + | + | - | - | + |
Жорик | + | + | - | + | + |
Ребята из нашего детского дома очень активны. Они принимают участие во всех мероприятиях школы и класса. Новый год был незабываемым. Дима, Саша, Настя пели песни. Рита и Люба принимали участие в сценках. У Жоры много друзей. Он чуткий отзывчивый мальчик. Саша и Андрей из девятого класса получили грамоты за хорошо сделанную поделку. Рита красиво рисует. Ее работы отправляют на разные конкурсы. Сергей танцует. Всему они научились в детском доме. И надо сказать слова благодарности, прежде всего воспитателям.
Ребенок, который не получает достаточно тепла, любви, заботы, взаимопонимания, а постоянно испытывает чувство беззащитности, боли, унижения начинает отстаивать свое право на хорошую жизнь. Необходимо создать все условия для нормальной жизни ребят.
На основании проведенного исследования и бесед с ребятами, педагогами, воспитателями стало понятно, что воспитатели уделяют большое внимание каждому ребенку, и каждый день ждут ребят. (Приложение№9) В центре этого внимания психическое здоровье и духовный мир личности. Каждый день прививаются навыки необходимые в самостоятельной жизни:
- навыки ухода за собой;
-навыки ведения повседневной жизни
-навыки общения;
-навыки проведения свободного времени;
-навыки обучения и трудовые навыки
-волевые качества, отказ от курения, от сквернословия.
А еще я предлагаю:
1. Шире пропагандировать здоровый образ жизни.
2.Предусмотреть меры ответственности средств массовой информации за пропаганду насилия и плохого поведения.
3.Уделять больше внимания взаимодействию семьи и школы.
4.Обучать детей приемам самоанализа и самооценки.
Заключение.
Самое простое,– закрыть глаза и не замечать, сказать: "Каждый сам за себя". Или сослаться на то, что помогать детям-сиротам – прерогатива государства: оно, а не мы с вами, должно работать над тем, чтобы старики не умирали от голода и одиночества, чтобы многодетные семьи были в радость, детей не бросали, а тем, кому всё же не повезло, немедленно находили приемных родителей. Но государство составляют его граждане, то есть мы с вами. И если мы равнодушны к беде ближнего если милосердие - это не наше дело, если чужая боль нас не касается, если мы всё время будем ждать, что всё сделают другие, то не заметим, что другие – это и есть мы, что они такие же... Общество, в котором люди спокойно проходят мимо чужой беды и боли, обречено. И я задумалась, а чтобы я могла сделать для этих ребят! В нашем классе я задала этот вопрос! Было много предложений, но мы выбрали несколько из них, и договорились вот о чем…
В результате проделанной работы я узнала все что хотела, ответила на многие вопросы. За последние пять лет в России наметился ряд позитивных тенденций в этой сфере. Уменьшилось число детей-сирот на 0,13%.
Мир без сирот возможен! Если родители перестанут употреблять наркотические средства, употреблять алкоголь, будут относиться к своим детям вежливо, с уважением, уделять им внимание, тогда Мир - без сирот возможен! Мы хотим, чтобы у всех были рядом родные и близкие люди, хорошее настроение и взаимопонимание.
Для этого надо провести разговор с родителями, помочь им понять что, дети это цветы жизни!
Источники и литература:
1. Конституция РФ.
2.Семейный кодекс РФ.
3.Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической деривации: Учебное пособие –СПб: Питер,2009
4.Быков Г.В. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки для детей-сирот и подростков,-М.2001
5.Щитинина Л.П.Психология сиротства, - СПб: 2005
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Просто так
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Для чего нужна астрономия?
Сила слова