Статистические исследования прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Государственные и коммерческие структуры регулярно собирают обширные сведения об обществе и окружающей среде. Эти данные публикуют в виде таблиц и диаграмм. Каждый человек должен хорошо ориентироваться в потоке информации. Это значит, он должен извлекать, анализировать и обрабатывать информацию, принимать решения в разнообразных ситуациях.
В проекте рассматриваются такие статистические характеристики – среднее арифметическое, размах, мода, медиана – как характеристика учащихся класса.
Вложение | Размер |
---|---|
statisticheskie_issledovaniya_v_moem_klasse.docx | 98.86 КБ |
statisticheskie_issledovaniya_v_moem_klasse.pptx | 238.41 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа п.Горноправдинск»
Учебный проект
Статистические исследования
моего класса
Подготовила: Дубив Валентина, 7 «А» класс
Руководитель: Байсалямова Г.А., учитель математики
п. Горноправдинск 2014г.
Содержание
Актуальность исследования 3
Что такое статистика 4
Виды статистики
Статистические характеристики 4
Сбор и обработка информации
Графическое представление данных 5
Среднее арифметическое, размах, мода 5
Медиана как статистическая характеристика 6
Статистические характеристики как характеристика
учащихся 7 «А» класса и их наглядное представление 7
Введение
В этом учебном году на уроках алгебры мы изучаем тему «Статистические характеристики». Заинтересовавшись этой темой, я решила больше узнать, что такое статистика, нужна ли статистика в нашей жизни.
Актуальность исследования
Статистические исследования нужны в повседневной жизни, так как в нашу жизнь властно вошли выборы и референдумы, банковские кредиты и страховые полисы, таблицы занятости и диаграммы социологических опросов, нужны и для продолжения образования в таких областях, как социология, экономика, право, медицина, демография и других.
Таблицы и диаграммы широко используются в справочной литературе, в средствах массовой информации. Государственные и коммерческие структуры регулярно собирают обширные сведения об обществе и окружающей среде. Эти данные публикуют в виде таблиц и диаграмм.
Каждый человек должен хорошо ориентироваться в потоке информации. Это значит, он должен извлекать, анализировать и обрабатывать информацию, принимать решения в разнообразных ситуациях.
Задания по теме «Статистические характеристики» включены в экзаменационный материал в 9 классе и в 11 классе.
Моя проектная работа будет актуальна для работы учителя математики, классного руководителя, учителей, работающих в нашей школе и родителей, также она будет интересна для моих одноклассников.
В своей работе «Статистические исследования моего класса» я приведу результаты статистических наблюдений, проанализирую данные и представлю результаты их обработки в наглядном виде и постараюсь истолковать результаты наблюдений.
Объект исследования: учащиеся 7 «А» класса
Предмет исследования: статистические характеристики – среднее арифметическое, размах, мода, медиана – как характеристика учащихся класса.
Цель исследования:
- ознакомиться с видами и способами статистического наблюдения;
- выяснить, как собираются и группируются статистические данные, как можно наглядно представить статистическую информацию.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Собрать информацию для подтверждения статистических характеристик.
3. Обработать данную информацию.
4. Интерпретировать результаты статистических исследований.
5. Наглядно представить полученную информацию.
Гипотеза исследования: я предполагаю, что проводя статистическое наблюдение, подкреплённые практической работой, мои знания в области статистики расширятся.
Методы исследования:
- опрос;
- поисковый;
-аналитический и сравнительный.
2. Теоретическая часть
Что такое статистика
Статистика (от латинского status) –наука изучающая, обрабатывающая и
анализирующая количественные данные о самых разнообразных массовых явлениях в жизни.
Первая опубликованная статистическая информация появляется уже в «Книга чисел» в Ветхом Завете, в которой рассказано о переписи военнообязанных, проведённой под руководством Моисея и Аарона. Впервые термин «статистика» встречается в художественной литературе — в «Гамлете» Шекспира. Смысл этого слова у Шекспира — знать, придворные. Оно происходит от латинского слова status, что в оригинале означает «состояние» или «политическое состояние. Термин "статистика" появился в середине 18 века. Означал "государствоведение". Получил распространение в монастырях. Постепенно приобрел собирательное значение. С одной стороны, статистика – это совокупность числовых показателей, характеризующих общественные явления и процессы (статистика труда, статистика транспорта). С другой – под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, обработке, анализу данных по различным направлениям общественной жизни. С третьей стороны, статистика – это итоги массового учета, опубликованные в различных сборниках. Наконец, в естественных науках статистикой называются методы и способы оценки соответствия данных массового наблюдения математическим формулам.
Таким образом, статистика – это общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной.
Виды статистики
Виды статистики: финансовая, биологическая, экономическая, медицинская, налоговая, метеорологическая, демографическая и другие.
Математическая статистика – раздел математики, изучающий математические методы обработки и использования статистических данных для практических выводов.
Статистические характеристики
Основными математическими статистическими характеристиками, которые изучаются в курсе алгебры 7 класса, являются среднее арифметическое, мода, размах, медиана.
Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на их количество.
Модой обычно называется число ряда, которое встречается в этом ряду наиболее часто. Мода - это величина признака (варианта), наиболее часто повторяющаяся в изучаемой совокупности.
Размах – это разность наибольшего и наименьшего значений ряда данных.
Медианой ряда, состоящего из нечетного количества чисел, называется число данного ряда, которое окажется посередине, если этот ряд упорядочить.
Сбор и обработка информации
Основным методом сбора информации является метод статистического наблюдения. Статистическое наблюдение – это сбор необходимых данных по явлениям, процессам общественной жизни. Можно, например, провести опрос общественного мнения, найти при этом математический ряд данных: среднее арифметическое, моду, медиану, размах; дать интерпретацию результатам статистических исследований и наглядно представить полученную информацию.
Для изучения различных социально-экономических явлений, а также некоторых процессов, происходящих в природе, проводят специальные статистические исследования. Статистическое наблюдение различается по видам и по источникам сведений. Систематическое наблюдение, осуществляемое непрерывно и обязательно по мере возникновения признаков явления, называется текущим.Текущее наблюдение проводится на основе первичных документов, содержащих информацию, необходимую для достаточно полной характеристики изучаемого явления.
Статистическое наблюдение, проводимое через некоторые равные промежутки времени, называется периодическим. Примером может служить перепись населения.
Наблюдение, проводимое время от времени, без соблюдения строгой периодичности либо в разовом порядке, называется единовременным.
В зависимости от источников собираемых сведений различают наблюдение непосредственное, документальное и опрос. Непосредственным называют наблюдение, осуществляемой путём подсчёта, измерения значений, признаков, снятия показаний приборов специальными лицами, осуществляющими наблюдениями, иначе говоря – регистраторами. Документальное наблюдение – это такое наблюдение, когда запись ответа на вопросы формуляра наблюдения производится на основе соответствующих документов. Опрос – это наблюдение, при котором ответы на вопросы формуляра наблюдения записываются со слов опрашиваемого.
Графическое представление данных
Статистику невозможно представить без применения графического изображения результатов.
Способы графического представления данных: диаграммы, гистограммы, графики.
Всякое статистическое исследование начинается со сбора информации об изучаемом явлении или процессе и включает в себя следующую последовательность действий:
- статистическое наблюдение,
- систематизация и обобщение статистических данных,
- анализ данных,
- интерпретация данных.
Среднее арифметическое, размах, мода
Для подробной иллюстрации таких характеристик среднее арифметическое, размах, мода, медиана. Я решила исследовать изменение роста и веса учащихся моего класса за 5 и 6 классы.
Для этого я обратилась к школьному медработнику, взяла у неё сведения о росте и весе учащихся за 5 и 6 классы.
Все данные я внесла в таблицу.
№ учащегося | Рост (см) | Вес (кг) | ||
5класс | 6класс | 5класс | 6класс | |
1 | 155 | 159 | 53 | 58 |
2 | 154 | 159 | 38 | 42,2 |
3 | 145,5 | 155,5 | 43 | 47,4 |
4 | 140 | 146 | 32,5 | 37 |
5 | 141,5 | 145,5 | 33,5 | 35 |
6 | 149 | 152,5 | 33,5 | 35,5 |
7 | 150,5 | 153 | 48 | 52 |
8 | 140 | 142,5 | 30,5 | 33,8 |
9 | 139,5 | 142 | 30 | 32,2 |
10 | 148,5 | 153 | 41 | 44,7 |
11 | 160 | 168 | 50 | 58 |
12 | 138 | 140,5 | 33,5 | 37 |
13 | 152 | 159 | 41,5 | 46 |
14 | 133 | 136,5 | 25 | 27 |
15 | 154,5 | 159 | 41 | 46 |
16 | 151,5 | 155,5 | 36 | 38 |
17 | 138 | 144 | 32,8 | 39,3 |
18 | 145,5 | 152 | 59 | 68 |
19 | 145 | 150,5 | 52 | 55,2 |
20 | 144,5 | 149 | 37 | 41 |
21 | 146 | 150 | 38 | 41 |
22 | 142 | 156 | 39 | 49 |
23 | 138 | 156 | 29,4 | 41 |
Средний рост | Средний вес | |||
5 класс | 6 класс | 5 класс | 6 класс | |
145,7 | 151,5 | 39 | 43,7 | |
Наибольший | 160 | 168 | 59 | 68 |
Наименьший | 133 | 136,5 | 25 | 27 |
Размах | 27 | 31,5 | 34 | 41 |
Мода | 138 | 159 | 33,5 | 41 |
Медиана | 145,5 | 152,5 | 38 | 41 |
Имея эти ряды данных можно определить средний рост и средний вес учащихся в 5 и 6 классе. Для этого указанные числа надо сложить и сумму разделить на 23 (количество учащихся).
155+154+145,5+140+141,5+149+150,5+140+139,5+148,5+160+138+152+133+154,5
23
+151,5+138+145,5+145+144,5+146+142+138 ≈ 145,7
Число 145,7 называют средним арифметическим рассматриваемого ряда чисел. Данный пример показал, что средний рост учащихся составил 145,7 см.
Но анализ данного ряда показывает, что рост некоторых учащихся отличается от среднего арифметического. Наибольший рост составил 160см, а наименьший -133 см. Разность между наибольшим и наименьшим ростом равно: 160-133=27 см. А это и есть размах ряда (27см).
Выясним, какой рост, встречается в данном ряду чаще всего. В данном случае это 138см (3 раза); 140см (2 раза). Значит, в данном ряду мода: 138.
Медиана как статистическая характеристика.
Составим из наших данных, упорядоченный ряд:
133; 138; 138; 138; 139,5; 140; 140; 141,5; 142; 144,5; 145; 145,5; 145,5; 146; 148,5; 149; 150,5; 151,5; 152; 154; 154,5; 155; 160
В этом числовом ряду нечётное число членов (23), посередине расположено число 145,5.
Значит 145,5 – медиана рассматриваемого упорядоченного ряда чисел.
Все необходимые подсчеты были сделаны и по другим столбцам таблицы. Данные представлены в таблице. В среднем ученик нашего класса за год вырос на 5,8 см, вес его увеличился на 4,7 кг.
Проконсультировавшись со школьным медиком, я пришла к выводу, изменение роста и веса учащихся за период с 5 по 6 класс находятся в норме, но есть некоторые нюансы, которые необходимо учитывать при определении средних характеристик роста и веса, развитие девочек и развитие мальчиков происходит по разному, соответственно средние величины нужно было считать отдельно для девочек и для мальчиков.
Наглядное представление статистической информации
Для наглядного представления статистических данных широко используются различные диаграммы.
Столбчатые диаграммы используются тогда, когда хотят проиллюстрировать динамику изменения данных во времени или распределения данных, полученных в результате статистического исследования.
Круговая диаграмма используется для наглядного изображения соотношения между частями.
График – Полигон.
Динамику изменения статистических данных во времени часто иллюстрируют с помощью полигона. Полигоны используют также для наглядного изображения распределения данных, полученных в результате статистического исследования.
Гистограмма представляет собой ступенчатую фигуру, составленную из сомкнутых прямоугольников.
Статистические характеристики как характеристика учащихся
7 «А» класса и их наглядное представление.
Для получения других статистических данных, я составила вопросы для опроса:
1. Чем ты любишь заниматься в свободное от учёбы время?
2. Сколько времени в день ты смотришь телевизор?
3. Сколько времени в день ты проводишь за компьютером?
4. Какие кружки и секции ты посещаешь?
5. Твой любимый учебный предмет.
6. Сколько времени ты тратишь на выполнение домашнего задания?
Провела по этим вопросам опрос среди учащихся моего класса. В опросе приняли участие 22 учащихся 7 «А» класса.
Для систематизации данных, полученных в результате наблюдения, опроса, результаты я оформила в виде таблиц, затем эти данные наглядно представлены разными видами диаграмм.
Таблица 1. Данные опроса по вопросу 1.
Чем ты любишь заниматься в свободное от учёбы время?
Спорт | 6 |
Прогулки | 13 |
Книги | 1 |
Компьютер | 19 |
Помощь родителям | 1 |
Телевизор | 21 |
Используя таблицу 1, мы можем найти статистические характеристики: модой любимых занятий в свободное от учёбы время учащихся является просмотр телевизора, далее компьютер и прогулки.
Таблица 2. опроса по вопросу 2.
Сколько времени в день ты смотришь телевизор?
Не смотрю | 1 |
1 час | 5 |
1,5 часа | 2 |
2 часа | 2 |
3 часа | 6 |
4 часа | 5 |
5 часов | 1 |
Найдем среднее арифметическое количества времени просмотра телепередач: (1*5+1,5*2+2*2+3*6+4*5+5) : 22 =2,5
В среднем каждый ученик нашего класса смотрит телевизор 2,5 часа в день. По санитарным нормам допустимое время просмотра телевизора для нашего возраста 1 час.
Таблица 3. опроса по вопросу 3.
Сколько времени в день ты проводишь за компьютером?
1 час | 3 |
2 часа | 4 |
3 часа | 7 |
6 часов | 5 |
8 часов | 2 |
Не сижу за компьютером | 1 |
Найдем среднее арифметическое времени: (1*3+2*4+3*7+6*5+8*2) : 22 3,5
В среднем каждый ученик нашего класса проводит за компьютером 3,5 часа в день.
По санитарным нормам допустимое время для нашего возраста 20 минут в день.
Таблица 4. опроса по вопросу 4.
Какие кружки и секции ты посещаешь?
Шитье | 4 |
Бокс | 2 |
Волейбол | 4 |
Баскетбол | 2 |
Стрельба | 4 |
Вокал | 2 |
Театральный | 2 |
Гитара | 1 |
Тяжелая атлетика | 1 |
Не посещаю | 6 |
Мода ряда: «Не посещаю секции» -6, Шитье, Стрельба и Волейбол – 4
Таблица 5. Данные опроса по вопросу 5
Твой любимый учебный предмет.
Физкультура | 12 |
Биология | 8 |
Алгебра | 3 |
Технология | 3 |
Физика | 2 |
Изо | 2 |
Информатика | 1 |
Литература | 1 |
Русский язык | 1 |
Английский язык | 1 |
Геометрия | 1 |
Нет любимых предметов | 3 |
Мода ряда: Физкультура -12, Биология - 8
Таблица 6. Данные опроса по вопросу 6
Сколько времени ты тратишь на выполнение домашнего задания?
30 мин = 0,5 ч | 3 |
1 час | 6 |
1,5 часа | 3 |
2 часа | 6 |
2,5 часа | 2 |
4 часа | 2 |
Найдем среднее арифметическое количества времени просмотра телепередач: (0,5*3+1*6+1,5*3+2*6+2,5*2+4*2) : 22 1,7 часа
В среднем каждый ученик нашего класса тратит на выполнение домашнего задания 1,7 часа в день. Размах – 3,5 часа.
Выводы по исследованию: После изучения данных видим, что не совсем правильно выполняется режим дня. Учеными установлена максимальная продолжительность работы на компьютере – 15-20 минут, на просмотр телепередач – не более 60 минут. Все это представляет нагрузку на центральную нервную систему, зрение, слух. Необходимо всем учащимся нашего класса пересмотреть свой режим дня.
Заключение.
Роль статистики в нашей жизни настолько значительна, что люди, часто не задумываясь и не осознавая, постоянно используют элементы статистики не только в трудовых процессах, но и в повседневном быту. Работая и отдыхая, делая покупки, знакомясь с другими людьми, принимая какие-то решения, человек пользуется определённой системой имеющихся у него сведений, сложившихся вкусов и привычек, фактов, систематизирует, сопоставляет эти факты, анализирует их, делает выводы и принимает определённые решения, предпринимает конкретные действия.
Проводя своё исследование, я ещё раз убедились, что математика прочно вошла в нашу повседневную жизнь, и мы уже не замечаем, что живём по её законам.
Статистическое наблюдение – интересная и занимательная область математики. Статистические наблюдения используются практически везде, где только можно обусловить их применение. Имея соответствующий материал для исследования, можно проанализировать его любым способом: таблицей, графиком, диаграммой. Наглядное представление цифрового материала доступно каждому для информации и четкому представлению в сравнении.
В ходе исследования я провела статистическое наблюдение, научилась систематизировать, наглядно представлять данные, обобщать и делать выводы.
На будущий учебный год мне хотелось бы продолжить дальнейшее знакомство со статистикой.
Использованные источники
Слайд 1
Статистические исследования в моем классе Подготовила: Дубив Валентина , ученица 7а класса МБОУ ХМР СОШ п.ГорноправдинскСлайд 2
Слово «статистика» происходит от латинского status — состояние дел. В науку термин «статистика» ввел немецкий ученый Готфрид Ахенвалль в 1746 году, предложив заменить название курса « Государствоведение », преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины. Несмотря на это, статистический учёт вёлся намного раньше: проводились переписи населения в Древнем Китае, осуществлялось сравнение военного потенциала государств, вёлся учёт имущества граждан в Древнем Риме и т. п. Стати́стика — отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических данных; изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме.
Слайд 3
Виды статистики: финансовая, биологическая, экономическая , медицинская, налоговая , метеорологическая, демографическая. Математическая статистика – раздел математики, изучающий математические методы обработки и использования статистических данных для практических выводов.
Слайд 4
Статистические характеристики Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых. Размахом ряда чисел называется разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел. Модой ряда чисел называется число, которое встречается в этом ряду чаще других. Медианой упорядоченного ряда чисел с нечетным числом членов называют число, записанное посередине, а медианой упорядоченного ряда чисел с четным числом членов называется среднее арифметическое двух чисел, записанных посередине. Медианой произвольного ряда чисел называется медиана соответствующего упорядоченного ряда.
Слайд 5
№ учащегося Рост (см) Вес (кг) 5класс 6класс 5класс 6класс 1 155 159 53 58 2 154 159 38 42,2 3 145,5 155,5 43 47,4 4 140 146 32,5 37 5 141,5 145,5 33,5 35 6 149 152,5 33,5 35,5 7 150,5 153 48 52 8 140 142,5 30,5 33,8 9 139,5 142 30 32,2 10 148,5 153 41 44,7 11 160 168 50 58 12 138 140,5 33,5 37 13 152 159 41,5 46 14 133 136,5 25 27 15 154,5 159 41 46 16 151,5 155,5 36 38 17 138 144 32,8 39,3 18 145,5 152 59 68 19 145 150,5 52 55,2 20 144,5 149 37 41 21 146 150 38 41 22 142 156 39 49 23 138 156 29,4 41 Средний рост Средний вес 5 класс 6 класс 5 класс 6 класс 145,7 151,5 39 43,7 Наибольший 160 168 59 68 Наименьший 133 136,5 25 27 Размах 27 31,5 34 41 Мода 138 159 33,5 41 Медиана 145,5 152,5 38 41
Слайд 6
Анкетирование класса 1. Чем ты любишь заниматься в свободное от учёбы время? 2. Сколько времени в день ты смотришь телевизор ? 3. Сколько времени в день ты проводишь за компьютером ? 4. Какие кружки и секции ты посещаешь ? 5. Твой любимый учебный предмет . 6. Сколько времени ты тратишь на выполнение домашнего задания ?
Слайд 7
Мода ряда: просмотр телепередач, компьютер, прогулки
Слайд 8
Среднее значение по классу – 2,5 часа
Слайд 9
Среднее время - 3,5 часа в день .
Слайд 10
Мода ряда: «Не посещаю секции» -6, Шитье, Стрельба и Волейбол - 4
Слайд 11
Мода ряда: Физкультура -12, Биология - 8
Слайд 12
С реднее время выполнения домашнего задания 1,7 часа в день. Размах – 3,5 часа
Слайд 13
Использованные ресурсы: Алгебра 7 класс: учебник для общеобразоватенных учреждений / [ Ю. Н. А 45 Макарычев, Н.Г. Миндюк , К.И. Нешков , С.Б. Суворова ] М: Просвещение, 2010 . 2. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Статистика 3. http:// forexaw.com/TERMs/Science/Mathematics/ 4. http:// www.kakprosto.ru/kak-92191-zachem-nuzhna -statistika#ixzz2xd6bjx00 5. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 7 класса. Н.Д. Угринович .
Твёрдое - мягкое
Три коробки с орехами
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Юрий Визбор. Милая моя