В данной работе представлена краткая история ношения школьной формы в нашей стране и в мире. Обозначены проблемы, связанные с введением школьной формы, а также предложены пути их решения.
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к работе | 1.18 МБ |
работа | 49.41 КБ |
Слайд 1
Научно-практическая конференция научного общества учащихся «Знание-сила» Проблемы введения школьной формы в МОУ-СОШ с.Баскатовка в 2011-2013 г.г . Творческая работа учащейся 10 класса МОУ-СОШ села Баскатовка Кочневой Виктории Руководитель: Мохунь О.А . Баскатовка 2013Слайд 2
К ак правильно одеваться школьникам, какой должна быть форма ?
Слайд 3
Задачи: Для достижения цели нам понадобилось решить следующие задачи: 1. Изучить историю школьной формы; 2. Разобраться с ситуацией вокруг школьной формы в нашей стране в прошлом и настоящем; 3. Выяснить, какой хотели бы видеть ученики нашей школы форму.
Слайд 4
Древняя Греция Древний Рим
Слайд 5
Древняя Индия
Слайд 6
Средневековая Европа
Слайд 7
Средневекова я Европа
Слайд 8
Япония Англия
Слайд 9
Русь
Слайд 11
90-е годы
Слайд 12
СССР
Слайд 13
«За» «Против» • Форма уравнивает воспитание и обучение. • Форма, является средством деиндивидуализации учеников. • Требование ношения формы, является само по себе формой насилия над личностью. • Форма может оказаться слишком дорогой для небогатых семей. • По конвенции о правах ребенка, принуждение ношения школьной формы является нарушением прав детей. • Школьная форма дисциплинирует. •Форма уменьшает возможность конкуренции между учениками в одежде. • Принятие стандарта на форму государственного уровня гарантирует соответствие санитарно – гигиеническим нормам •Производство формы можно сделать недорогим , тем самым поддерживая небогатые семьи .
Слайд 14
Знаете ли вы, что … В любом престижном учебном заведении носят форму? Пушкин, будучи лицеистом, тоже носил форму и при этом мог спокойно выразить свою индивидуальность? Признанные модельеры России считают, что форма делает человека стильным и помогает развить вкус в одежде? Психологи признают, что ношение формы помогает избежать стрессов по утрам, дисциплинирует и помогает сосредоточиться на учебе? Назовите 5 предметов одежды (формы), которые вы бы с удовольствием носили. Как вы относитесь к введению школьной формы?
Слайд 15
Встречались такие ответы, как «мокасины, бабочка, часы, кепка, носки, куртка». Но все-таки есть общие предметы одежды, за ношение которых выступает большинство школьников. Это брюки (60%), юбка (45%), рубашка (56%). Остальные предметы одежды слишком разнятся: кардиган, жакет, жилет, галстук, пиджак, водолазка, блузка. Но как мы видим, все их можно отнести к деловому стилю. Вместе с тем, не обошлось без джинсов, олимпиек, футболок и даже шорт.
Слайд 16
« ненавижу», «не хочу и не буду »
Слайд 17
Форма-компромисс
Научно-практическая конференция научного общества учащихся «Знание-сила»
Проблемы введения школьной формы
в МОУ-СОШ с.Баскатовка в 2011-2013 г.г.
Творческая работа учащейся
10 класса МОУ-СОШ села Баскатовка
Марксовского района
Саратовской области
Кочневой Виктории
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
МОУ-СОШ с.Баскатовка Мохунь О.А.
Баскатовка 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….3
Глава I. Школьная форма. История и суть вопроса…………........4
Глава II. «А что у нас?»………………………………………………12
2.1 Ситуация по школьной форме в МОУ-СОШ с.Баскатовка………………………………………………………………..12
2.2. Какой быть школьной форме? Выбор детей………………….13
Заключение……………………………………………………………..15
Литература………………………………………………………….…18
ВВЕДЕНИЕ
Проблема школьной одежды волновала и волнует учеников, родителей и педагогов учебных заведений всего мира. В нашей стране этот вопрос в последние годы встал очень остро. Действительно, как правильно одеваться школьникам, какой должна быть форма? Скорее всего, в ближайшем времени ответы будут найдены уже на государственном уровне.
Мы в своей работе попытались сами разобраться в этих сложных вопросах и даже предложить свой вариант формы для нашей школы. Поскольку с сентября следующего учебного года нам всем придется перейти на единую формы одежды, считаем наше исследование актуальным как для всех учеников, так и для себя лично.
Цель работы состоит в определении типа школьной одежды, который подошел бы ученикам, оказался доступным для родителей и понравился педагогам. Для достижения цели нам понадобилось решить следующие задачи:
Основным источником информации для данного исследования послужили Интернет-сайты, также мы учитывали устные воспоминания и мнения родителей и педагогов.
ГЛАВА I. ШКОЛЬНАЯ ФОРМА. ИСТОРИЯ И СУТЬ ВОПРОСА
В наше время школьная форма применяется в двух случаях.
Первый – введение формы отдельными школами или университетами как символ элитарности. Как правило, это происходит в масштабах престижной школы, форма является дорогой, красивой и выделяет детей среди сверстников.
Второй – введение формы как всеобщего элемента одежды школьников по всей стране, обычно целью здесь является уравнение всех детей. К такому способу прибегают бедные страны (Кения, Нигерия и др.), либо тоталитарные (бывший СССР, КНДР, Китай и др.) Форма в этом случае выполняется из очень дешевых материалов и выглядит одинаково.
Но в древности, в отличие от современного времени, ее использовали, лишь чтобы подчеркнуть факт принадлежности к высшему слою[1].
Первые школы появились на самой заре человеческой цивилизации, можно сказать и о том, что школы являлись ее непременным атрибутом. Самой древней цивилизацией из всех, что нам известны, является Египетская, значит и первые школы появились именно здесь. Хотя школьной формы в Египетских школах не было. В Междуречье обучали в основном будущих писцов, специальной формы тоже не было, но дети одевались как будущие писцы и носили на занятия в обязательном порядке с собой таблички и палочку для письма.
В Древней Греции образованию всегда уделяли очень большое внимание. В школе формой одежды были короткий хитон и легкие доспехи с художественной отделкой, а так же хламиды (кусок плотной ткани, ее набрасывали на плечи и скрепляли на плече, груди.) Очень долгое время эта форма оставалась образцом для обучающихся мальчиков.
В Риме, во второй половине I века н.э. появилась первая государственная школа. Форма отсутствовала и здесь, были лишь общепринятыми одежды для гимнастических упражнений. Но от учеников очень строго требовалась опрятность. Если вдруг учителя обнаруживали, что одежда грязна, ученика наказывали, а если эти случаи часто повторялись, его с позором выгоняли из школы.
В Древней Индии ученики должны были приходить на занятия в определенной форме одежды – «дхоти курта» (задрапированная вокруг бедер и ног полоса ткани), к ней надевали рубаху до пояса. У разных каст она отличалась орнаментом, материалом и пошивом. С развитием буддизма в I – VI веках одежда для школы тоже подверглась изменениям. Теперь школьники ходили в «курте» и «пиджами»- длинной юбке и коротких штанах.
К сожалению, о школьной форме в Древнем и Средневековом Китае упоминаний не дошло до нас.
В Японии с нашей эры и до наших дней сохранилась очень интересная традиция. Здесь почти каждая школа имеет свою форму. В нашем времени это почти всегда форма «сэйлор – фуку» (матроска, юбка и банты у девочек. Для современных девочек – это уже не просто форма, а своеобразный стиль одежды. Мальчики в Японии носят «Гакуран» - это брюки и пиджак темного цвета с воротником-стойкой. Каждая школа сама выбирает цвет формы, что помогает выделить учеников.
В период Средневековья, в Европе учеба в основном носила богословский характер, но содержала некоторые светские элементы. Физическое воспитание детей и каникулы здесь отсутствовали. Форма была, конечно, простой монастырской одеждой, но и об обязательности ее ношения нет информации.
Впервые с античного времени, в школах Европы форма появилась в Англии в 1552 году (школа для сирот и бедных семей). В качестве школьной формы был принят костюм, который состоял из темно-синего жакета с фалдами до щиколотки, жилета, брюк чуть ниже колен и кожаного пояса. Эта форма сохранилась примерно в таком же виде и сегодня.
В XVIII веке дети из богатых семей посещали школы в дорогой одежде и подшучивали над сверстниками, которые одевались скромно и даже над учителями, поэтому этот опыт с введением общей школьной формой пригодился директорам английских школ.
В начале XIX века первыми вводят школьную форму и кодексы поведения, нарушение которых приводило к исключению, интернаты. Сразу же, следуя примерам британских интернатов, государственные школы тоже вводят форму, вслед за ними и частные школы разрабатывают форму, но уже не для уравнивания учеников, а для того, чтобы подчеркнуть их принадлежность к элите.
Но ученики не считали себя одним целым и в этом случае. Ребята креативно отнеслись к решению вопроса о том, как же им различать, кто к какой иерархии относятся. Они придумали сложную систему: количество застегнутых пуговиц на блейзере, угол под которым надевали шляпу, шнуровка на ботинках, как носили школьную сумку – по этим признакам ученики узнавали, к какой иерархии относится их сверстник, при этом никто из посторонних, конечно, не понимал этого.
Во всех Британских колониях форму сделали обязательной, но если она подходила под климат в самой Англии, то во многих жарких странах она вызывала неудобства.
На данный момент каждая Британская школа сама решает вводить ли школьную форму, и если вводить, то какую[2].
В большинстве европейских стран школьная форма отсутствует, все ограничивается некими требованиями к одежде учеников. В США похожая ситуация - там лишь запрещены короткие топы и низко сидящие брюки, и ученики предпочитают надевать в школу джинсы, широкие брюки с множеством карманов, яркие футболки. Во многих странах сейчас, как и у нас, вопрос о школьной форме остается открытым[3].
Следует отметить, что до XIII века на Руси формы не было совсем. С XV века на Руси школы при монастырях перестают строить и появляются новые частные школы, которые в то время назывались «мастера грамоты».
Несмотря на высокую скорость строительства образовательных учреждений, школа все еще не была широко распространена на Руси. Образование в нашей стране было организовано повсеместно и систематически, в связи с чем первые школы не расцветали, и со временем стали угасать.
Лишь в начале XVII века обучение в школах поменялось. Русская школа в это время была устроена так, что каждому ученику учитель давал свое задание, а когда ребенок обучился письму и чтению, он заканчивал школу.
Несмотря на преобразования Петра I в школе, форму так и не ввели. Закон, утвердивший отдельный вид мундиров, к которым относились гимназические и студенческие мундиры, был принят в 1834 году.
Форма гимназиста резко отличала подростка от детей, которые не учились. Ее носили не только во время учебы, но и дома, на улице, во время праздников и различных торжеств. В то время форма была предметом гордости. Во всех учебных заведениях она имела военный фасон (фуражка, гимнастерка и шинель) и отличалась лишь цветом, эмблемами и пуговицами.
Обычно фуражки были светло-синими, с черным козырьком. Мятая фуражка с поломанным козырьком среди парней являлась шиком. Форма была как повседневная, так и выходная. Выходная форма представляла собой темно-синий мундир, который был обшит серебряным воротником. Ранец был неизменным атрибутом гимназистов, а фасон формы менялся часто, как и мода.
В это же время стало развиваться и женское образование, в связи с этим потребовалось введение и женской формы. Но введена она была лишь в 1896 году. Форма была весьма строгой и скромной. Это были уже знакомые нам коричневые платья и белые фартучки. Именно костюмы того времени стали основой для советской школы.
Но у каждого учебного заведения цветовая гамма формы была своей, отличалась в зависимости от возраста детей. Но вскоре после революции, власти, борясь с наследием царско-полицейского режима, в 1918 году издали декрет об отмене школьной формы, объясняя, что форма унижает ученика, и демонстрирует его несвободу.
Школьная форма отсутствовала 31 год, и лишь после Великой Отечественной войны вновь становится обязательной.
Форма для парней немного поменялась в 1962 году, гимнастерки сменили серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, но важными аксессуарами была фуражка с кокардой и ремень с бляхой. Так же теперь строго требовались прически под машинку, как в армии. Форму для девочек менять не стали.
В 1980-х годах девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и раньше, а вот для старшеклассников (с восьмого класса) ввели новую форму. Мальчики теперь носили брючные костюм синего цвета, с синей эмблемой на рукаве. А девочкам ввели костюм-тройку синего цвета (юбка, пиджак и жилетка). А в 1988 году, в регионах с холодным климатом, девочкам разрешили ношение синих брюк в зимнее время[4].
В 1992 году Правительство нашей страны отменяет ношение школьной формы с введением нового Закона об образовании, объясняя это тем, что в Конвенции о правах ребенка закреплено право детей выражать свою индивидуальность, а школьная форма ограничивает свободу самовыражения.
В наше время лишь в некоторых странах мира введено обязательное ношение школьной формы, хотя в большинстве частных школ в европейских и американских стран форма также считается обязательной.
В России же сейчас рассматриваются положительные и отрицательные мнения о проблеме школьной формы.
Приведем основные доводы «за» и «против».
«ЗА»
• Школьная форма дисциплинирует, способствует сплоченности коллектива и выработке ощущения, что коллектив имеет общее дело и идеи.
• Форма уменьшает возможность конкуренции между учениками в одежде, снижает визуальную разницу между учениками, чьи семьи находятся в разном материальном положении, препятствует разделению на группы «богатые/бедные».
• Принятие стандарта на форму государственного уровня гарантирует, что одежда учеников будет соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и не отразится отрицательно на их здоровье.
• При существовании единой школьной формы ее производство можно дотировать, поддерживая невысокие цены, тем самым снимая с небогатых семей часть расходов на обучение детей.
«ПРОТИВ»
• Форма уравнивает воспитание и обучение.
• Форма, является средством деиндивидуализации учеников, так как лишает их возможности выражать свою индивидуальность в одежде.
• Требование ношения формы само по себе является насилием над личностью.
• Форма может оказаться слишком дорогой для небогатых семей.
• В Конвенции о правах ребенка говорится о том, что каждый ребенок имеет право выражать свою индивидуальность так, как ему хочется, а школьная форма, ограничивает свободу самовыражения ребенка[5].
Весной президент Российской Федерации Владимир Путин выдвинул правительству предложение о введении школьной формы. Это решение было принято президентом по итогам совещания, главной темой которого являлась ситуация в секторе легкой промышленности. Крайний срок сдачи основных требований к форме он назначил на 1 июня[6].
Эксперты надеются на то, что форма для всей страны будет единого образца, а школы смогут дополнить ее своей символикой и знаками отличия.
««По большому счету, введение формы на учебном процессе никак не скажется. «При помощи одежды обычно самовыражаются те, кому больше нечем выделиться. В СССР мы ходили в одинаковой форме, но ее главный недостаток был в том, что она надоедает, как любая однообразная одежда», - отметила заведующая лабораторией Психологического института Российской академии образования Алла Андреева». Если посмотреть с другой стороны, то мы придем к выводу, что обязательная форма позволит детям с детства привыкнуть к существованию дресс-кода, с которым они скорее всего столкнутся в будущем на работе»[7].
Известно, что большинство учителей страны поддерживают инициативу введения школьной формы. Родители тоже понимают, что она необходима. Но главный вопрос в том, какой форма будет. Где её покупать, можно ли избежать «повального» безликого шитья на заказ? И как сделать форму привлекательной для самих школьников? Эти проблемы стали очень актуальными на сегодняшний день. А разрешиться они должны уже к началу следующего учебного года.
2.1. Ситуация по школьной форме в нашей школе
Сразу же после основания нашего села, в конце ХVI века, была построена школа, так как немцы очень трепетно относились к образованию. Мы не нашли точных данных о ношении формы в немецкой школе, но по словам учителя истории Серенькой И.Н., скорее всего она отсутствовала. В военное время, когда здесь учились уже русские дети, форму все равно не ввели, поскольку не хватало денег на одежду. В 1982 году было построено современное здание нашей школы, и к тому времени форму уже носили во всем Советском Союзе.
В 90-е годы прошлого века ситуация изменилась как в стране, так и в МОУ-СОШ с.Баскатовка. Форму перестали носить. Отменили на государственном уровне – посчитали, что ношение формы – нарушение прав детей в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.
Впрочем, с начала ХХI века ношение формы стало носить рекомендательный характер – «белый верх, черный низ», костюмы, приветствовалась строгость в одежде. Последние два годы администрация учебного заведения настаивает на рубашках, блузках и водолазках синего цвета и на исключении спортивных костюмов (кроме уроков физкультуры),.
В 2013 году Совет старшеклассников, администрация, классные руководители проделали большую работу. Вся школа попробовала прийти к единому мнению по вопросу «какой быть школьной форме?».
Но мы решили провести свое исследование и выяснить, что же будет наиболее полезным для наших учеников, учесть их мнение. И продумать, как привить нашему поколению культуру ношения одежды, мотивировать к ношению школьной формы.
2.2. Какой быть школьной форме? Выбор детей
Ни для кого не секрет, что в нашей школе педагоги постоянно «борются» с детьми по поводу ношения школьной формы. И, к сожалению, часто им удается добиться результата только путем «нажима» и уговоров. И результат носит эпизодический характер. Мы решили, что ситуацию нужно исправить, показав детям, что ношение школьной формы – это стильно и модно. А главное – удобно. Потому что именно стремление к удобству и моде заставляет ребят, особенно старшеклассников, носить джинсы, «олимпийки» и обтягивающие штаны.
Может, если ребятам дать возможность самим выбрать предметы деловой одежды, которые они бы с удовольствием надели, тогда они стали бы стремиться носить форму?
Чтобы помочь в решении этой проблемы, мы провели опрос среди школьников и узнали, какой им хотелось бы видеть школьную форму. Восьмидесяти учащимся из разных классов (5-11) были предложены следующие вопросы:
Знаете ли вы, что…
Результаты оказались следующими:
Исходя из результатов опроса, мы вывели и решили предложить вариант школьный формы, которая, по-нашему мнению устроила бы детей, родителей и педагогов. О таком комплекте одежды речь пойдет в следующем разделе работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы проанализировали проблему ношения школьной формы в нашей стране и школе, узнали, какую форму с удовольствием носили бы учащиеся нашей школы и определили, на наш взгляд, оптимальный примерный вариант. Поэтому считаем цель, что цель работы достигнута.
В итоге проделанной работы, мы можем сделать определенные выводы:
рубашка (разные, но спокойные цвета. Цветов должно быть немного); пиджак (разного покроя); галстук (должен быть выбор); зимой джемпер или свитер строгого покроя и соответствующей цветовой гаммы; цветовая гамма определяется учебным заведением. Она должна быть спокойной, но иметь не меньше четырех цветов (например, серый, розовый, голубой, белый, черный). При этом костюмы могут быть не только серыми, но и серыми в полоску и клетку.
Таким образом, мы считаем, что в рассмотренном вопросе должен быть найден компромисс в ношении школьной формы. Нельзя возвращаться в прошлое, когда школьная форма была некрасивой, неудобной и сшитой на специальных фабриках по одним и тем же шаблонам.
Нужно объяснить и детям, и родителям, что форма – это прежде всего деловой стиль одежды, а значит в нем должна присутствовать строгость. Но при этом, форма может и должна быть модной, привлекательной и дисциплинирующей. Ведь с одной стороны, если учащийся в красивой, строгой одежде, он настраивается на работу и чувствует себя уверенно и солидно. Но если форма делает ребенка невзрачным и смешно выглядящем, то он не может сосредоточиться на учебе и думает только о скорейшем возвращении домой.
Поэтому в своей работе мы предлагаем учителям прислушаться к мнению учеников и разработать форму, которая устраивала бы и детей, и их самих.
ЛИТЕРАТУРА
Без сердца что поймём?
Голубая лягушка
Привередница
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Сочини стихи, Машина