Ведущая идея: Многие признаки человека передаются из поколения в поколение. Анализируя внешнее сходство близких и дальних родственников, можно предполагать принадлежность к определенной семье.
Цель работы: Проанализировать семейную родословную и выявить морфологические особенности, передаваемые из поколения в поколение. Рассмотреть поведенческие особенности и способности, которые также встречаются у родственников в пределах одной сложной семьи.
Вложение | Размер |
---|---|
lushchik_polina_zheleznogorsk_5_klass_semeynoe_skhodstvo.docx | 48.08 КБ |
Полное название темы работы | Что такое семейное сходство, наследственность или окружение? |
Фамилия Имя Отчество автора работы | Лущик Полина Дмитриевна |
Территория | Железногорск, Красноярский край |
Наименование учебного учреждения | МБОУ Гимназия №91 им.М.В.Ломоносова |
Класс | 5 |
Место выполнения работы | МБОУ Гимназия №91 им.М.В.Ломоносова |
Руководитель | Лущик Ольга Владимировна |
Ведущая идея: Многие признаки человека передаются из поколения в поколение. Анализируя внешнее сходство близких и дальних родственников, можно предполагать принадлежность к определенной семье.
Цель работы: Проанализировать семейную родословную и выявить морфологические особенности, передаваемые из поколения в поколение. Рассмотреть поведенческие особенности и способности, которые также встречаются у родственников в пределах одной сложной семьи.
Предмет исследования:
Генеалогическое древо (родословная Лущик Полины).
Морфологические признаки, передаваемые из поколения в поколение.
Гипотеза: Генотип ребенка включает в себя признаки родовых линий, как со стороны мамы, так и со стороны папы.
Задачи:
.
Методы:
Теоретические: анализ, синтез, обобщение.
Практические:
1. Интервьюирование родственников по разным родовым линиям.
2. Выявление, через исследование фотографий, черт внешнего семейного сходства в пределах одной сложной семьи, а так же особенностей поведения и проявление способностей.
Рассматривая семейные альбомы, я поймала себя на мысли о том, что многие, особенно детские, фотографии как будто сделаны недавно и на них изображена я, хотя достоверно известно, что на них мои родственники (бабушки, дедушки, дяди и тети). Меня заинтересовал вопрос, как получается, что представители одной семьи имеют черты внешнего сходства и почему во многих поколениях проявляются определенные одинаковые поведенческие особенности. Так в чем же и как проявляется семейное сходство?
Первоначальные понятия.
Исследуя разные литературные источники мне встретились следующие определения:
Семья – (генеалогическое определение семьи) это совокупность людей, связанных кровным родством. Единство, объединение людей, сплоченных общими интересами.
Сложная семья — к семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящей линии (прародители, прапрародители), так и по боковым линиям (различные родственники каждого из родителей).
Генетика – это наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Психогенетика (генетика поведения человека) область знаний, пограничная между психологией и генетикой. Психогенетика изучает вопросы наследования поведенческих признаков и психологических функций.
Род – ряд поколений, происходящих от одного предка.
Предок – представитель предшествующего поколения родственников.
Поколение – родственники одной степени родства по отношению к одному предку; одновременно живущие люди близкого возраста.
Генеалогия – история рода.
Родословная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства.
Генеалогическое (родословное) древо – схематическое представление родственных связей.
Яблоко от яблони недалеко падает, или родство по крови.
Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
С первой минуты своего рождения каждый человек приобретает родню.
Для того, чтобы наиболее полно изучить внешнее сходство меня и моих кровных родственников я предприняла следующие шаги:
Генетический анализ семейных родословных.
При определенных условиях изучение семейных родословных позволяет получать данные, касающиеся действия наследственных факторов.
В исследованиях генетиков этот метод состоит из анализа родословной. Анализ родословной требует получения данных относительно наличия или отсутствия интересующего меня качества, по крайней мере, в двух поколениях моей семьи.
Генеалогический (метод семейного исследования, метод анализа родословных) основан на сравнении людей, принадлежащих к разным поколениям.
Термин «родословие» использовался в России с XI в. И до начала XX в, ; современная историческая наука оперирует его греческим прототипом «генеалогия».
Обязательное условие использования генеалогического метода – наличие родственников первой степени родства, образующих так называемую ядерную семью (от слова ядро). Чем больше поколений включает в себя генеалогическое древо, и чем шире круг родственников, т.е. чем оно обширнее, тем надежнее получаемые результаты.
Для составления генеалогических древ существуют определенные правила и символы.
Человек, ради которого собирается родословная (например я), называется пробандом.
Этот метод применим главным образом в медицинской генетике и антропологии, так как чаще всего собираются и анализируются родословные, если существует какая-то необычная способность или наследственное заболевание.
Из курса 4 класса я уже имела представление о принципах составления генеалогического древа (родословной), поэтому проанализировав имеющуюся информацию, я составила свое генеалогическое древо. (Приложение №3)
Так же я решила проанализировать путь, т.е. от каких родственников ко мне передался тот или иной внешний признак. В качестве рассматриваемых признаков я рассматривала: форму лица, форму носа и губ, разрез глаз, цвет глаз, закладывание мимических морщин, цвет волос, форму ушной раковины, длину пальцев и форму ногтей на кисти, телосложение, длину рук, группу крови.
Первоначально я (вместе с мамой) сделала предположение, что если в основе изменчивости какого-либо признака лежит генетический компонент, то можно ожидать, что родственники будут более похожи по данному признаку, поскольку у них, скорее всего, имеются какие-то одинаковые гены, унаследованные от общего предка.
Для того чтобы проанализировать путь я рассмотрела фотографии своих родственников по разным родовым линиям, причем для анализа и сравнения на первом этапе брала фотографии в одинаковом возрастном промежутке (младенчество, детство), на втором этапе для распознавания каких-то интересных индивидуальных черт я рассматривала фотографии близкие со мной по настроению, событиям, реакциям того кого снимали. Мною были получены следующие данные:
Направление анализа | Внешний признак | Проявление признака | Родовая линия |
Лицо | Разрез глаз | Миндалевидные | папы |
Цвет глаз | Светло-карие | Мамы | |
Форма подбородка | Заостренный подбородок | Папы | |
Форма губ | Полные | Мамы | |
Форма носа | Прямой | Мамы | |
Форма ушной раковины | Чуть оттопыренные | Папы | |
Лоб | Высокий | Папы | |
Линия роста волос | Овальная | Папы | |
Форма бровей | Линия брови | Папы | |
Густота бровей | Тонкие | Мамы | |
Туловище | Конституция (фигура) морфотип | Астенический | Мамы |
Конечности | Длина рук | Рука длинная | Мамы |
Длина пальцев на кисти | Пальцы тонкие, длинные | Папы | |
Форма ногтей на кисти | Ногтевая пластинка удлиненная (прямоугольная) | Папы | |
Группа крови | Группа крови | III Rh(отр) | Мамы |
Мимические морщины | Носогубные складки | Форма складки | Мамы |
Межбровные складки | Форма складки | Мамы |
АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ:
Внешнее сходство у детей и родителей особенно ярко выражено в раннем возрасте. Подбородок в папу, а губы у меня в маму. Форма бровей, разрез глаз и их карий цвет это папины черты. Улыбка с прищуром это тоже от папы, а так же овальная форма лица. В маму я серьезная. Я так же хмурю брови, и у меня такие же носогубные складки. Конституция и фигура в маму. Цвет волос и их фактура в маму. Ногтевая пластинка и форма пальцев на руках в папу. По маминой линии я унаследовала группу крови и резус фактор.
Вывод: Имеется генетический код, определяющий внешность, психологические черты характера человека и его судьбу.
Злоупотребление алкоголем, криминальное поведение и другие, социально поведенческие модели, как правило, коренятся в генетической предрасположенности. Человек может, поняв свой генетический код, работая над собой, сам добивается успеха.
Мы знаем, что при закладывании нового организма происходит объединение генов, находившихся в материнской и отцовской клетках. Если в этой же семье рождается второй ребенок, то он также получает половину генов от матери и половину от отца, однако вследствие процессов перемешивания, которые имеют место при образовании клеток отвечающих за размножение, в зародыш нового организма попадает уже иной наследственный материал, другое сочетание генов, и второй ребенок практически никогда не обладает таким же набором генов, что и первый. Все же оба потомка одних и тех же родителей будут нести какую-то часть одинаковых генов.
Особенности характера и поведения. Проявление способностей и склонностей.
В семье, помимо наследственной, существует культурная передача, и сходство между родителями и потомками может объясняться не только наследственностью, но и средой.
Например, семейное сходство по степени религиозности или политическим убеждениям обычно не считается наследственной чертой, но вместе с тем многие уверены, что сходство между родителями и детьми в способностях к рисованию является следствием влияния общих генов, хотя в последнем случае, в принципе, возможно и иное, чисто средовое, объяснение. Как правило, в творческих семьях дети воспитываются в определенных традициях, которые предполагают, раннее приобщение детей к рисованию или лепке и стимулируют развитие воображения, эстетического вкуса.
Семья (в психогенетике) - это совокупность индивидов, удовлетворяющая четырём условиям:
Для ребенка семья – источник психологической защиты и эмоциональной поддержки.
В обыденном сознании черты семейного сходства, касающиеся способностей и личностных качеств, рассматриваются, как правило, с точки зрения проявлений наследственности. Говорят, что у ребенка — деловая проницательность его отца, музыкальный талант его тети, а присущее ему острое чувство юмора,— возможно, от ирландской бабушки со стороны отца! Сын известных родителей, успешно строящий свою карьеру, считает, что своими достижениями он обязан своей принадлежности к знатной семье. Талант ребенка, играющего в механические игрушки, естественным образом объясняется тем, что он относится к потомственным строителям катеров и изобретателям. Такое сходство само по себе не может служить доказательством влияния наследственности — это становится очевидным, если проанализировать семейное окружение.
Факторы окружающей среды могут влиять на сходство между братьями и сестрами, между родителями и детьми и в меньшей степени между дальними родственниками.
Необходимо добавить, что семейное окружение может быть также причиной определенных различий в психологических свойствах.
Из-за неизбежного смешения наследственных факторов и факторов окружающей среды констатация проявления семейного сходства не может служить доказательством того, что это сходство наследственное.
Известно, что чем слабее выражена разница между семьями, тем влияние обычного домашнего окружения в каждой семье меньше. Можно сказать, что в целом сходство между родителями и детьми слабее в аспекте эмоциональных характеристик, таких как сосредоточенность на внутреннем мире, стремление к лидерству или повышенная возбудимость, но сильнее всего в том, что касается интересов, мнений и отношений.
Психогенетика — междисциплинарная область знаний, пограничная между психологией и генетикой; предметом ее исследований являются относительная роль и действие факторов наследственности и среды в формировании различий по психологическим и психофизиологическим признакам.
Сходство поколений по психологическим признакам может объясняться не только генетической их передачей, но и социальной преемственностью.
У членов одной и той же семьи, помимо общих генов, как правило, имеются и общие средовые условия.
Многие черты являются семейными, не будучи наследственными. Например, в религиозных семьях чаще всего и родители, и дети исповедуют определенную религию, посещают храм и совершают религиозные обряды, но вряд ли кто решится утверждать, что такого рода поведение наследуемо, поскольку наблюдается у членов одной семьи. Это типичный случай семейного, но не генетического сходства.
Проанализировав свою семью, я выяснила, что у меня имеются способности и особенности поведения, не передаваемые по наследству, а являющиеся результатом влияния среды.
Особенность поведения/ способность | Родовая линия |
Любовь к рисованию, умение рисовать | Папы и мамы |
Любовь к животным, особенно к насекомым | Папы и мамы |
Упрямство | Папы |
Люблю преподносить подарки, щедрость | Папы |
Вывод:
Список источников:
Приложение №1
Краткая характеристика родовой линии по маме.
Моя мама
Лущик (Боровских) Ольга Владимировна
06.02.1975 г.р., место рождения г.Красноярск, Красноярский край
Училась в школе №97 (выпуск 1992г.), Красноярский государственный педагогический университет (выпуск 1997г.).
Место работы: МБОУ Гимназия №91 им.М.В.Ломоносова (с 1997г по настоящее время) начинала работу с должности классного воспитателя, с 2001 года является заместителем директора по ВР.
Особенности внешности:
Глаза – карие, волосы – русые, группа крови – III Rh (отр)
Моя бабушка (мамина мама)
Боровских (Кузнецова) Надежда Витальевна
23.05.1951г.р., место рождения Свердловская область Нижне-Солдинский район поселок Тагильный кардон
Училась в школе младшие классы п.Прохладный, с 5 по 9 класс п.Канифольный, старшие классы ст.Решеты. Закончила Красноярское техническое училище №1 специальность водитель трамвая, КПК г.Железногорск специальность техник-делопроизводитель архивист.
Место работы: трамвайное депо г.Красноярск, водитель; Красноярский промышленный колледж (КПК) г.Железногорск техник архива (архивариус).
Особенности внешности:
Глаза – зеленые, волосы – темный брюнет, группа крови IV Rh (пол)
Мой дедушка (мамин папа)
Боровских Владимир Владимирович
16.01.1951г.р., место рождения г.Красноярск
Учился в школе №25 г.Красноярск, полугодовые курсы на заводе КРАСМаш.
Место работы: Судостроительный завод г.Красноярск по специальности фрезеровщик; ГХК ОКБ КИПиА станочник, фрезеровщик.
Особенности внешности:
Глаза – светло-карие, волосы – русые, группа крови II Rh (пол)
Моя прабабушка (мама бабушки)
Кузнецова (Текоцкая) Прасковья Васильевна
13.10.1922 – 18.11.2008 г., место рождения деревня Тугуша Иланского района Красноярского края
Окончила курсы радисток, участник ВОВ. Победу встретила на границе с Польшей (поездом ехали на фронт).
Место работы: Работала телефонисткой на коммутаторе поселок Прохладный Нижне-Ингашского района Красноярского края.
Особенности внешности:
Глаза - зеленые, волосы- темный брюнет.
Мой прадедушка (папа бабушки)
Кузнецов Виталий Васильевич
04.05.1920г. – 09.07.1993г., место рождения г.Подольск Московская область
В период голода вынес с колхозного поля хлебные колоски, за что был судим и выслан в Сибирь.
Место работы: Железная дорога, станция Решеты Красноярский край, начальник станции.
Особенности внешности:
Глаза – зеленые, волосы темный брюнет, вьющиеся.
Моя прабабушка (мама дедушки)
Окорокова-Боровских (Догодаева) Капитолина Кондратьевна
1926 г.р., место рождения станция Зыково, деревня Лукино Красноярского края.
Место работы: Судостроительный завод, маляр.
Особенности внешности: глаза – зеленые, волосы – темно-русые.
Мой прадедушка (папа дедушки)
Боровских Владимир Сергеевич
1926 г.р., место рождения г.Москва
Место работы: речной флот, матрос (речник).
Особенности внешности: глаза – карие.
Моя прапрабабушка (мама отца моего дедушки)
Федорова Анастасия Евлампиевна
1909 г.р., место рождения станция Кожим, республика Коми.
Участник ВОВ, всю войну проработала на судостроительном заводе.
Особенности внешности:
Глаза – сине-голубые, волосы – черные, кучерявые.
Мой прапрадедушка (папа отца моего дедушки)
Боровских Сергей Владимирович
1886г.р., место рождения г.Москва
Владелец питейных заведений в г.Москва, кабатчик. Женился на Федоровой А.Е. выкупив её из семьи (семья была очень бедная) за золотую монету.
Краткая характеристика родовой линии по папе.
Мой папа
Лущик Дмитрий Сергеевич
16.04.1973г.р., место рождения г.Красноярске.
Учился в школе № 100 г.Красноярска-26 (Железногорск), окончил Российский государственный гуманитарный университет, специальность психолог (выпуск 2003г.). Служил срочную службу в г.Корсаков о. Сахалин.
Место работы: служба в\ч 2669, командир взвода, старший прапорщик; управляющий мебельным магазином «Art-Мебель».
Особенности внешности:
Глаза – карие, волосы – черные прямые, группа крови – I Rh (отр).
Моя бабушка (папина мама)
Лущик (Катыга) Лилия Дмитриевна
27.07.1950г.р., место рождения село Моевка, Могилев-Подольский район, Винницкая область, Украина.
Училась в школе №93 г.Железногорск, кгпу им.горького (училище), кгпи, преподаватель начальных классов , русского языка и литературы.
Место работы: школа № 63 г.Красноярск учитель нач.классов, школа №96 уч.нач гжелезн, гороно методист, лицей гармония зами.директора
Особенности внешности:
Глаза - зеленые, волосы – черные, вьющиеся; группа крови 4 (отр)
Мой дедушка (папин папа)
Лущик Сергей Николаевич
05.12.1948г., место рождения г.Ленинск-Кузнецкий Кемеровская область.
Учился в средней школе г.Ужур. Закончил Сибирский технический институт г.Красноярск (выпуск 1973г.).
Место работы: Работал на Красноярском камбайно-строительном заводе, работал на заводе резино- технических изделий в должности инженер-химик технолог, преподавал в ГПТУ- 10, был заместителем директора по УВР, сейчас работает технологом на ИХЗ ГХК.
Особенности внешности:
Глаза – карие, волосы – черные прямые, группа крови I Rh (пол).
Мой прадедушка (папа бабушки)
Катыга Дмитрий Данилович
08.11.1928г. – 19.12.1999г., место рождения село Моевка, Могилев-Подольский район, Винницкая область, Украина.
Учился в школе и в партийной школе.
Место работы: водитель, механик, начальник базы ГСМ Железногорск
Особенности внешности:
Глаза – зеленые, волосы прямые черные.
Моя прабабушка (мама бабушки)
Катыга (Волох) Людмила Венедиктовна (Бенедиктовна)
23.09.1930 г. -20.02.2010г. село Моевка, Могилев-Подольский район, Винницкая область, Украина.
Училась в школе.
Место работы: заведующая складом Сибхимстрой (база №1) г.Железногорск
Особенности внешности:
Глаза карие, волосы черные, прямые.
Моя прабабушка (мама дедушки)
Лущик (Корневич) Аграфена Петровна
08.09.1925г., место рождения Канский район
Училась в финансово-кредитном техникуме г.Красноярска, по специальности бухгалтер.
Место работы: работала речном порту г.Красноярска, бухгалтером.
Особенности внешности: глаза – голубые, волосы темно русые.
Мой прадедушка (папа дедушки)
Лущик Николай Петрович
1925г. – 1977г., место рождения Кемеровская область.
Окончил Красноярский строительный техникум.
Работал прорабом на ТЭЦ г.Красноярске.
Глаза – карие, волосы черные.
Моя прапрабабушка (мама мамы моего дедушки)
Корневич Александра Андреевна
1903г.р.
Мой прапрадедушка (папа мамы моего дедушки)
Корневич Петр Андреевич
1903г.р. , Белоруссия
Прапрадедушка (папа папы моей бабушки)
Катыга Данил
С.Моевка, Украина
Прапрабабушка (мама папы моей бабушки)
Катыга Наталья
С.Моевка, Украина
Прапрадедушка (папа мамы моей бабушки)
Волох Бенедикт Станиславович
Польша, Варшава
Прапрадедушка (мама мамы моей бабушки)
Волох (Бандуровская) Аделя Петровна
Польша, Варшава
Приложение №2
Доминантные и рецессивные признаки у человека
(для некоторых признаков указаны контролирующие их гены)
Доминантные | Рецессивные |
Нормальная пигментация кожи, глаз, волос | Альбинизм |
Близорукость | Нормальное зрение |
Нормальное зрение | Ночная слепота |
Цветовое зрение | Дальтонизм |
Катаракта | Отсутствие катаракты |
Косоглазие | Отсутствие косоглазия |
Толстые губы | Тонкие губы |
Полидактилия (добавочные пальцы) | Нормальное число пальцев |
Брахидактилия (короткие пальцы) | Нормальная длина пальцев |
Веснушки | Отсутствие веснушек |
Нормальный слух | Врожденная глухота |
Карликовость | Нормальный рост |
Нормальное усвоение глюкозы | Сахарный диабет |
Нормальная свертываемость крови | Гемофилия |
Круглая форма лица (R–) | Квадратная форма лица (rr) |
Круглый подбородок (K–) | Квадратный подбородок (kk) |
Ямочка на подбородке (А–) | Отсутствие ямочки (аа) |
Ямочки на щеках (D–) | Отсутствие ямочек (dd) |
Густые брови (B–) | Тонкие брови (bb) |
Брови не соединяются (N–) | Брови соединяются (nn) |
Длинные ресницы (L–) | Короткие ресницы (ll) |
Круглый нос (G–) | Заостренный нос (gg) |
Круглые ноздри (Q–) | Узкие ноздри (qq) |
Свободная мочка уха (S–) | Сросшаяся мочка уха (ss) |
Наследование групп крови у человека (система AB0)
Мать
Отец | Группа | I | II | III | IV | ||||
Генотип | 00 | А- | В- | АВ | |||||
Группа | Генотип | G | 0 | А | 0 | В | 0 | А | В |
I | 00 | 0 | 00 I | А0 II | 00 I | В0 III | 00 I | А0 II | В0 III |
II | А- | А | А0 II | АА II | А0 I | АВ IV | А0 II | АА II | АВ IV |
0 | 00 I | А0 II | 00 I | В0 III | 00 I | А0 II | В0 III | ||
III | B- | B | B0 III | AB IV | B0 III | BB III | B0 III | AB IV | BB III |
0 | 00 I | A0 II | 00 I | B0 III | 00 I | A0 II | B0 III | ||
IV | AB | A | A0 II | AA II | A0 II | AB IV | A0 II | AA II | AB IV |
B | B0 III | AB IV | B0 III | BB III | B0 III | AB IV | BB III |
На основе приведённой таблицы, по группе крови ребёнка возможно установление отцовства (или отрицание oтцoвства).
Наследование группы крови и резус-фактора происходят независимо друг от друга. Если оба родители имеют положительный резус, у ребенка будет только положительный. Если оба родителя имеют отрицательный – ребёнок наследует чаще - отрицательный. Если же один из родителей резус-положительный, а другой резус-отрицательный – то вероятность peзус - принадлежности малыша определяется 50% на 50%. Есть вероятность наследования резуса через несколько поколений (случай, когда у отца и матери положительный резус, а у родившегося ребёнка - отрицательный резус).
Прекрасная арфа
Композитор Алексей Рыбников
Карандаши в пакете
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Зимний дуб