Школа расположена в центральной части поселка. С мая до заморозков радуют своим обильным цветением клумбы пришкольного участка школы. Они своей красотой радует глаз и порой заставляет забыть насущные проблемы.
Учащиеся и педагоги прикладывают много усилий, чтобы поддерживать свой пришкольный участок в хорошем состоянии: пропалывают, рыхлят, поливают, работают над разнообразием видового состава растений. Городская комиссия ежегодно признаёт школьный участок одним из лучшим среди школ города. Но возникает целый ряд проблем: почва ежегодно истощается, не все виды растений хорошо развиваются, удобрения вносятся хаотично. Ученики 9 класса решили изучить химический состав почвы, чтобы понять каких питательных элементов не хватает нашим растениям и какие цветы будут хорошо растит и развиваться на школьных клумбах. В ходе исследовательской работы они определяют экологическое состояние почв, дают рекомендации по улучшению качества почвы.
Вложение | Размер |
---|---|
презентация "Исследование почв пришольного участка" | 2.14 МБ |
Текстовое сопровождение к слайдам презентации | 26.76 КБ |
Слайд 1
Исследование почв пришкольного участка Работу выполнили ученики 9 класса: Батухтина Ольга, Куршаков Вячеслав, Поленков Дмитрий Руководитель проекта: учитель химии МБОУ СОШ № 73 г.Кирова Перевозчикова Н.В.Слайд 2
Обоснование В процессе возделывания цветочных культур почва подвергается различным агротехническим обработкам, призванным создавать оптимальные условия для выращивания цветов, но вместе с тем они же могут разрушать почву, снижая ее плодородие. Своевременное и правильно проводимое мероприятие по питанию почвы резко повышает качество.
Слайд 3
Цель изучить химический состав почвы пришкольного участка для улучшения её плодородия и видового многообразия растений Задачи - определить засоленность почвы- изучить механический и химический состав почвы - освоить методику качественного и количественного определения катионов и анионов - выработать рекомендации по улучшению почвы пришкольного участка - изучить предпочтения видов растений к составу почвы
Слайд 4
Гипотеза Мы предположили, что при правильном и своевременном применении удобрений плодородие почвы повысится и качество цветов улучшится.
Слайд 5
Объект Почва клумб пришкольного участка: Клумба под окнами директора Центральная клумба (у ворот) Центральная клумба (у входа в школу) Первосентябрьская клумба Клумба слева от входа в школу Клумба справа от входа в школу
Слайд 6
Предмет исследования содержание основных катионов и анионов, гумуса, кислотность почвы, содержание воды Методы исследования 1. изучение литературы, 2. эксперимент, 3. обобщение, 4. сравнительный анализ, 5. описательный.
Слайд 7
«Правило конверта» : 1 4 2 3 5
Слайд 8
Плотность Почва может быть : р ассыпчатая рыхлая уплотненная плотная очень плотная
Слайд 9
Влажность
Слайд 10
Механический состав Глинистая средний суглинок тяжелый суглинок легкий суглинок супесчаная почва песчаная почва
Слайд 11
Определение цвета почвы
Слайд 12
Приготовление водной вытяжки
Слайд 13
Кислотность почвы рН Степень кислотности почв < 4,5 Сильнокислые почвы 4,5 -5,0 Среднекислые почвы 5,1 -5,5 Слабокислые почвы 5,6 – 6,0 Близкие к нейтральным 6,1 – 7,0 Нейтральные почвы > 7,1 Щелочные почвы
Слайд 14
Кислотность
Слайд 15
Засоленность почвы обнаружение карбонатов в почве
Слайд 16
Н аличие хлоридов в почве
Слайд 17
Обнаружение сульфат-ионов
Слайд 18
Обнаружение ионов натрия Ионы натрия придают пламени жёлтую окраску.
Слайд 19
О бнаружение железа
Слайд 20
Обнаружение ионов меди
Слайд 21
У директора Центральная клумба у ворот Центральная клумба у входа 1 сентября Слева от входа Справа от входа Плотность уплотненная уплотненная уплотненная уплотнен ная уплотнен ная уплотненная Влажность слегка влажная влажная влажная слегка влажная слегка влажная слегка влажная Цвет каштановая черная черная темно-каштановая темно-каштановая темно-каштановая Механический состав средний суглинок средний суглинок средний суглинок средний суглинок средний суглинок средний суглинок Кислот ность 4 5 5 5 5 5 Карбонаты незначительно незначительно незначительно незначительно незначительно незначительно Хлориды незначительно незначительно незначительно незначительно незначительно незначительно Сульфаты незначительно незначительно незначительно незначительно незначительно незначительно Натрий нет нет нет нет нет нет Железо нет нет нет нет нет нет Свинец нет нет нет нет нет нет Медь нет нет нет нет нет нет
Слайд 22
Выводы: 1. Почвы не плодородны, обязательно внесение удобрений. 2. Для улучшения кислотности почвы, необходимо внести органические удобрения: навоз, торф, компост, и провести известкование. 3. В почве есть небольшое количество солей, значит надо больше рыхлить и поливать растения отстоявшейся водой
Слайд 23
Рекомендации 1. Внесение в почву комплексных удобрений типа нитрофоски, аммофоски , азофоски с добавлением микроэлементов, Кемира Люкс, Кристаллин , Agrecol , 2. Желательно внесение в клумбы натриевых удобрений, например, натриевая селитра 3. Для участка использовать цветочные культуры, которые нетребовательны к качеству почвы, ее плодородию, кислотности: многолетники: флоксы, ирисы, аквилегия, пионы, рудбекия, очиток; однолетники: бурачок, цинния, астра, бальзамин, тагетесы , петунии, кохия, космея , сальвия , агератум , георгина, вербена, календула.
Слайд 25
Спасибо за внимание
Слайд
Тема нашей исследовательской работы: « Исследование почв пришкольного участка». Эту работу выполнили ученики 9 класса Батухтина О., Куршаков В., Поленков Д.
Слайд
Наша школа расположена в центральной части поселка. С мая до заморозков радуют своим обильным цветением клумбы пришкольного участка школы. Они являются кусочком природы и ее красоты, их присутствие радует глаз и порой заставляет забыть насущные проблемы. Люди отвлекаются от повседневной жизни, наслаждаясь прекрасного вида цветами, которые будто улыбаются и окутывают своими положительными эмоциями, что так необходимо в современной жизни, где преобладает техника.
Учащиеся и педагоги много трудятся, чтобы поддерживать свой пришкольный участок в хорошем состоянии: пропалывают, рыхлят, поливают, работают над разнообразием видового состава растений. Городская комиссия ежегодно признаёт наш участок одним из лучшим среди школ города. Но возникает целый ряд проблем: почва ежегодно истощается, не все виды растений хорошо развиваются, удобрения вносятся хаотично. Мы решили изучить химический состав почвы, чтобы понять каких питательных элементов не хватает нашим растениям.
Слайд
Для раскрытия этой темы мы поставили перед собой цель исследования: изучить химический состав почвы пришкольного участка для улучшения её плодородия и видового многообразия растений
Задачи:
- изучить механический и химический состав почвы
- освоить методику качественного и количественного определения катионов и анионов
- выработать рекомендации по улучшению почвы пришкольного участка
- изучить предпочтения видов растений к составу почвы
Слайд
Мы предположили, что при правильном и своевременном применении удобрений плодородие почвы повысится и качество цветов улучшится.
Слайд
Объект исследования: почва клумб пришкольного участка
Слайд
Предмет исследования: содержание основных катионов и анионов, кислотность почвы, содержание воды
Методы исследования: изучение литературы, эксперимент, обобщение, сравнительный анализ, описательный, расчетный методы
Проведенное исследование и полученные результаты, позволят определить химический состав и свойства почвы как среды обитания, наметить программу действий по качественному улучшению почв и видового разнообразия растений пришкольного участка.
Результаты работы можно будет использовать при проведении агротехнических мероприятий по улучшению свойств почвы.
Почва является средой и основным условием развития растений. Городские почвы обычно сильно загрязнены. Они обладают низким плодородием, следовательно, растения развиваются плохо. Но можно «помочь» почве определенными удобрениями и уходом.
В своей работе мы попытаемся определить, что не хватает растениям.
При исследовании экологического состояния почвы мы использовали методику, разработанную Е.Г. Зверевой. Мы определили свойства почвы клумб и пришкольного участка, оценили ее экологическое состояние по следующим параметрам:
Механический состав
Структура почвы
Влажность почвы
Кислотность почвы
Засолённость почвы
Слайд
Для того чтобы анализ почвы был более точным, в каждом выбранном биотопе брали 5 проб по «правилу конверта». Для взятия пробы выкапывали квадрат 10х10 см. Образцы почвы помещали в пронумерованные чашки. Сразу на месте мы определили плотность почвы и её влажность.
Слайд
Плотность - степень связанности почвенной массы.
Почва может быть:
Данные занесли в таблицу. Оказалось, что почва _ уплотнённая __________________________
Слайд
Следующий показатель – это влажность
Мы взяли горсть земли и сжали в руке.
Земля во образцах - Слегка увлаженная ____________________________________
Слайд
Мы попытались определить Механический состав почвы
методом раскатывания увлажненной почвы. Небольшое количество почвы смачивали водой до консистенции густой вязкой массы. Раскатывали в шнур и делали кольцо. Почва средний суглинок.
Слайд
Еще одним из важных показатель - цвет почвы.
Окраска почвы является очень информативным признаком, так как связана с содержанием и состоянием состава почвы. На связь окраски со свойствами почв давно обратили внимание земледельцы. Поэтому народные названия почв отражают представления не только об окраске, но и о плодородии: слово «чернозём» означает не только чёрная, но и высокоплодородная земля, а название «подзол» ассоциируется не только со светлой, как зола, но и с бедной, малоурожайной землёй.
Окраска почв находится в прямой зависимости от ее химического состава, условий почвообразования, влажности.
Окраска сильно меняется от степени влажности и источника света, поэтому определение цвета на глаз весьма субъективно. С.А.Захаров предложил треугольник цветов, который используется для более правильного определения цвета почв.
На наших клумбах окраска каштановая
Слайд
Определение химического состава почвы мы решили начать с приготовления водной почвенной вытяжки, так как хорошо растворимые соединения почвы в первую очередь поглощаются растениями. Избыточные количества растворимых солей создают повышенную концентрацию ионов в почвенном растворе, а это снижает плодородие почвы и её экологическое состояние.
Слайд
Первое, что мы решили определить – кислотность почвы.
Избыточная кислотность отрицательно влияет на рост и развитие растений, подавляет жизнедеятельность полезных бактерий. Кислотность почвы определяли химическим методом, использовали универсальную лакмусовую бумажку. У всех образцов составляет от 4 до 5 , что говорит о повышенной кислотности клумб, особенно у клумбы под окнами директора.
Избыток растворенных в почве солей снижает ее плодородие. Используя химические знания, полученные по неорганической химии в 9 классе, мы определяли наличие этих солей в почве.
Определение карбонатов в почве.
Во всех образцах содержание карбонатов незначительно, это можно было судить о малом выделении пузырьков газа при проведении реакции. Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2↑ + H2O
Определение хлоридов в почве.
Анионы хлора обнаружены практически во всех пробах, но в незначительном количестве (наблюдали лишь слабое помутнение).
Избыток хлоридов отрицательно влияет на растительность, в результате на декоративных растениях, появляются пережжённые или коричневые листья, нарушается нормальный процесс дыхания и фотосинтеза.
Обнаружение сульфат-ионов в почве.
Во всех пробах присутствуют незначительное количество сульфат-ионов (небольшое количествоосадка)
Сера необходима для корнеобразования и развития вегетативной массы растения, а также во время цветения и формирования урожая.
Обнаружение ионов натрия.
В почвенных образцах цветочных клумб ионов натрия не обнаружено( не было изменение цвета пламени)
В организме растений натрий регулирует транспорт углеводов. Он важен для транспорта веществ через мембраны, входит в так называемый натрий–калиевый насос (Na+/K+).
Обеспеченность растений натрием повышает их зимостойкость.
При недостаточности натрия замедляется образование хлорофилла.
Обнаружение железа. Железо не обнаружено ни на одной клумбе (не было изменение цвета раствора)
Недостаток железа ведет к распаду ростовых веществ (ауксинов), синтезируемых растениями. Листья становятся светло – желтыми.
Обнаружение ионов свинца. Ионов свинца не обнаружено ни в одном образце.
Избыток свинца снижает дыхание, фотосинтез, снижает поступление цинка, кальция, фосфора, серы. Вследствие этого снижается урожайность растений и резко ухудшается качество производимой продукции.
Обнаружение ионов меди.
Ионов меди не обнаружено ни в одном образце
Медь усиливает интенсивность дыхания, усвоение азота атмосферы, для образования хлорофилла.
При недостаточности меди у растений задерживаются рост и цветение, наблюдаются увядание. При остром дефиците меди у плодовых высыхает верхушка, растения могут стать бесплодными. При опрыскивании раствором медного купороса стеблей молодых яблонь повышается устойчивость к заморозкам.
Все результаты мы занесли в таблицу «Результаты исследования»
Слайд
В результате исследовательской работы по оценке экологического состояния пришкольного участка, полученных анализов мы сделали следующие выводы:
Слайд
Рекомендации, которые мы хотели бы дать после исследования почвы:
Слайд
Этих цветы растут на нашем пришкольном участке и радуют глаз прохожих
Слайд
Спасибо за внимание
Кто грамотней?
Рисуем осенние листья
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Медведь и солнце
Стеклянный Человечек