работа написана на основе воспоминаний современников. Представлена на краеведческую конференцию.
Вложение | Размер |
---|---|
otechestvo.doc | 63.5 КБ |
Отечество – 2013
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»
Номинация «Школьные музеи. История детского движения. История образования»
Подготовил:
Белая Ксения Андреевна
Учащийся 8 класса
МБОУ «Каштановская СОШ»
347144 Ростовская область, Обливский район
П. Каштановский. Ул. Школьная 4 «а»
Домашний адрес:
347144 п. Каштановский ул. Садовая 11
89281503976
Руководитель:
Родина Любовь Ивановна
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Каштановская СОШ»
347144 Ростовская область, Обливский район
П. Каштановский, Ул. Школьная 4 «а»
89281950723
П. Каштановский
2013 год
Содержание
Школьные годы являются очень важными в жизни каждого человека. В современном обществе образованию и воспитанию подрастающего поколения уделяется значительное внимание. Развитие нашего государства зависит от того, какие знания получают сегодня ученики, от профессиональной деятельности учителя, от работы каждой школы.
История образования в нашей местности начинается с истории становления совхоза. В этом году исполняется 84 года с момента открытия школы в посёлке зерносовхоз (ныне п. Каштановский). Нам, сегодняшним школьникам, интересно узнать, какой была школа в разное время, кто работал учителями, как учились в годы войны, кем стали выпускники школы, что изменилось в школьной жизни.
Цель работы: проследить развитие системы образования в нашей местности, роль педагога в воспитании молодого поколения.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
В своей работе я исходила из следующей гипотезы: образование играет важную роль в жизни страны и судьбе каждого человека; система подготовки молодых поколений в нашей стране постоянно развивается, совершенствуется, возрастают требования к профессиональным качествам педагогов.
Объектом и предметом исследования в ходе работы были: история школы в посёлке Каштановском, педагогическая деятельность учителей школы, судьба выпускников.
При проведении работы использовала разные методы: поисково-исследовательский, аналитический, метод опроса, интервью. Я познакомилась со школьной документацией разных времён. В этой работе мне помогали одноклассники, учителя, нами было собрано много фотографий, сведений, воспоминаний по истории школы. При встречи с выпускниками разных лет они говорили о своих школьных годах. Все они высказывали слова благодарности учителям и пожелания ученикам хорошо учиться. Мы попросили рассказать о своей педагогической деятельности учителей школы, которые давно в ней работают. Мои родители и бабушки тоже окончили эту школу и они рассказали мне о своих школьных годах.
Руководила и направляла мою работу, вносила корректировки учитель истории Родина Любовь Ивановна.
В 1929 году в период коллективизации среди широких ковыльных степей образован был Зерносовхоз № 649. население было немногочисленное. В состав совхоза входило пять отделений. Для развития хозяйства нужны были образованные люди и тогда-то и была открыта школа в совхозе. Школа была начальная четырёхлетняя. Такие школы были открыты на каждом отделении. В школах было по одному учителю. Детей было не много. На центральной усадьбе школа располагалась в ветхом домике. Все учились в одной комнате. Учебников не было, писать было не на чем, поэтому старались всё запомнить. Домашнее задание не задавали. Дети с радостью ходили в школу, учились читать и писать.
Количество учащихся возросло к началу зо-х годов, когда в стране было введено всеобщее начальное образование.
Великая Отечественная война вихрем ворвалась в жизнь нашего народа. Прервала мирную налаженную жизнь.
Из воспоминаний Демьяненко Ольги Ивановны.
«Сама я родилась далеко после войны, но помню рассказы мамы. Когда началась война занятия в школе стали не регулярными, во время бомбёжек дети чаще отсиживались в погребах. А когда фашисты наступали на Сталинград, наша территория была оккупирована, занятий вообще не было. В школе был открыт госпиталь. Но дети продолжали ходить в школу, но уже не на занятия, а чтобы помочь санитарам, почитать книги раненым, написать под диктовку письмо родным, устраивали. для раненных, концерты. Когда наша местность была освобождена занятия возобновились, но детей было очень мало. На занятиях кроме того что учились читать, писать, считать, ребята ещё делали своими руками подарки для солдат и отправляли их на фронт. Кто вязал носки, кто шил кисеты. Дети верили, что даже эта небольшая помощь поможет победить врага. Учителя школы в годы войны во всём поддерживали своих учеников. Заботились о них в это трудное время ведь многие дети оказывались сиротами».
Война ворвалась в нашу жизнь страшной бедой. Многие учителя уходили на фронт, а те кто оставался в школах, в тяготах и лишениях воспитывали новое поколение, которым предстояло восстанавливать нашу страну из руин. Но, несмотря на свалившиеся трудности, учителя и ученики не сдавались, продолжали учиться, трудится и верили в Победу.
Когда закончилась война за парты сели дети разных возрастов. В первом классе были и 7 и 10 лет ребята. Учебников было мало, один учебник на 3 – 4 ученика. Тетрадей тоже не было. Писали между строк старых газет их сшивали и делали тетради. Летом дети помогали взрослым, пололи, а потом копали картошку, собирали колоски.
В 1946 году школа стала семилетней. Приказом Обливского районного отдела народного образования № 151 от 17 июня 1946 года директором Зерносовхозской семилетней школы была назначена Фоленко Клавдия Николаевна. Она заочно обучалась на втором курсе Учительского института. Клавдия Ивановна также преподавала историю и конституцию. Была всего одна учительница с высшим образованием Жукова Евгения Ильинична – учитель иностранного языка. Все учителя были молодые. И только директор имела 17 лет педагогического стажа. Михно Лидия Фёдоровна – учитель математики и физики обучалась на 1 курсе Ростовского педагогического института. Гринь Серафима Моисеевна – учитель зоологии и химии имела незаконченное высшее образование.
Я беседовала с учениками тех времён, просила рассказать их о том, какой была школа после войны. Вот что я узнала из воспоминаний.
«С 1950 года директором школы стал Рябухин Иван Иванович, он тоже преподавал историю и конституцию. Его жена Рябухина Таисия Петровна была учителем немецкого языка. Очень мне запомнилась Гринь Серафима Моисеевна – вспоминает Артёмова Раиса Фирсовна. Она была небольшого роста, очень строгая, справедливая, вела у нас уроки ботаники и химии. Классным руководителем в нашем классе был Смолев Евгений Александрович- учитель физкультуры. В классе у нас было 24 человека. Если утро было пасмурное занятия проходили при керосиновой лампе. Учиться было трудно: нечего было одеть, были голодные, нужно было помогать родителям, но учиться хотелось».
В 1955 году школа стала средняя. И стала она называться Зерносовхозская средняя школа № 34. Располагалась в старом двухэтажном здании.
Из воспоминаний Белой Надежды Семёновны.
«В первый класс я пошла в 1954 году. Директором сначала был Рябухин Иван Иванович, а потом в 1961 году – Дузь Григорй Фёдорович (Приложение №1), который вёл уроки математики в этой же школе. Любимым моим предметом была литература, этот урок у нас вела Егорова Лидия Григорьевна. В школе работало много кружков: рукоделия, хоровой, исторический. Я любила ходить в хоровой кружок, который вела Чукарина Раиса Гавриловна. Я принимала участие во всех концертах и конкурсах. Вместе с моей подругой Денисенко Галей мы заняли первое место на смотре в городе Белая Калитва с песней «Пшеница золотая». Хочется сказать большое спасибо всем учителям за их труд, силы, которые они отдают детям, пожелать здоровья».
Из воспоминаний Кочетовой Лидии Петровны.
«Я училась в Зерносовхозской средней школе № 34» с 1956 по 1966 год. Школьные годы были очень интересные. Моей первой учительницей была Котовская Валентина Абрамовна. В школу дети ходили в формах. Когда нас принимали в пионеры, мы давали клятву учиться хорошо и старались не нарушать её, нам повязывали пионерские галстуки. У нас проходили соревнования по чистоте классов, по учёбе, по сбору металлолома и каждую неделю подводили итоги и называли победителей. Весной и осенью мы помогали совхозу, работали на плантации. Весной сажали рассаду, осенью собирали помидоры. А ещё мы выливали сусликов. Была объявлена борьба с грызунами, которые вредили посевам, кто больше всех поймает сусликов, тому объявлялась благодарность. Директором школы был Дузь Григорий Фёдорович- это был очень хороший человек- от бога, жаль, что его уже нет среди нас, но мы его помним. Классным руководителем у нас была Деточкина Мария Григорьевна, она же вела у нас математику. Русский язык вела Бородай Раиса Гавриловна. Физкультуру преподавал Бородай Василий Николаевич. С ним мы часто выезжали в район на соревнования. Я занимала первые места по бегу. Хочу пожелать всем учителям здоровья, низкий вам поклон. А ученикам хочу дать совет будьте добрее, ласковей и уважайте своих наставников».
Шло время. Совхоз рос и развивался. Детишек становилось всё больше. В классах было по 37-40 человек, классы делились, заниматься приходилось в две смены. В старой школе было тесно. Нужно строить новую школу. Не мало усилий для этого приложил директор школы Дузь Г. Ф. На просьбы откликнулась дирекция совхоза. Для строительства новой школы был выбран пустырь, ныне это центр посёлка. И закипела работа. Чтобы быстрее закончить строительство трудились родители в свободное от основной работы время, да и сами школьники. (Приложение № 2).. И вот итог- построено большое, двухэтажное, светлое здание школы со спортивным залом, пионерской комнатой, просторными кабинетами.
Открытие новой школы состоялось на торжественной линейке в сентябре 1968 года. На линейку приглашены директор совхоза Черкесов Игнат Карпович, прораб совхоза Деточкин Александр Миронович. Директору школы Дузю Григорию Фёдоровичу и ученикам 10 класса белому Александру и Солодковой Татьяне было дано право разрезать ленту перед входом в новую школу, а ученику 1 класса Клонину Лёне был вручен символический ключ, на котором высечена дата «23 сентября 1968 год». Этот ключ трепетно хранится в нашей школе.(Приложение№3).
Из воспоминаний Артёмовой Ольги Викторовны.
«я обучалась в Зерносовхозской школе с 1978 по 1988 год. Потом школа была переименована в Каштановскую. В классе у нас было 37 учеников. Классным руководителем была Бородай Раиса Гавриловна. С ней мы ходили в походы, устраивали вечера. Запомнились мне такие учителя как Мешкова Галина Фёдоровна, Лагутина Клавдия Ивановна, Киреев Владимир Степанович. В школе у нас было организовано ученическое звено. Совхоз выделил поля, в школе были комбайны, трактор. Мальчишки пахали, сеяли, потом убирали эти поля, а мы, девчонки работали на ферме доярками, на плантации. Жили летом в лагере, который был расположен в прекрасном месте, в тополиной роще. Сначала жили в палатках, потом в вагончиках, там же у нас была и столовая, с нами были воспитатели. По вечерам, мы также как и в учебное время устраивали концерты, конкурсы. Было очень весело».
При школе был участок. На котором ученики работали на уроках труда. Разбивали делянки, сеяли пшеницу, ячмень, выращивали овощи: огурцы, помидоры, свеклу. Выращенный урожай, шёл в школьную столовую. (Приложение №4).
В разное время директорами школы были: Дузь Григорий Фёдорович (1961-1979 гг), Деточкина Мария Григорьевна (1979-1985 гг), Голяченко Владимир Владимирович (1987-1989 гг), Абраменко Геннадий Петрович (1989-1992 гг), Хижняк Сергей Николаевич (1986-1987, 1993-1995 гг), Распаркин Николай Николаевич (1995-2006 гг), Пузикова Татьяна Владимировна (2006- …). (Приложение №5).
Среди учителей было много талантливых и ярких личностей: Мешков А. Ф., Дьякова Т. И., Орехова Л. М., Колесникова В. П., Черножукова В. Г., Бородай Р. Г., Лагутина К. И. Также в нашей школе свою педагогическую деятельность начинали Лойко Виктор Фёдорович и Татьяна Николаевна, Поповы Виктор Трифонович и Людьмила Викторовна. Герасимова Лидия Петровна, Радецкая Ольга Григорьевна.
В 2006 году в школе был проведён капитальный ремонт. (Приложение №6) Приобретена новая мебель.
В 2008 году школа стала победителем национального проекта «Образование». На полученный грант было приобретено оборудование для школьной мастерской, кабинетов истории, математики, физики, химии, начальных классов. Современным требованиям отвечает кабинет ОБЖ, ежегодно обновляется компьютерный класс. Современным оборудованием оснащен пищеблок, где школьники получают горячее питание. В рамках программы «Дорога к школе» школа имеет автобус. В этом году старый автобус заменён на новый.
Учащиеся нашей школы принимают участие в районных спортивных соревнованиях. Под руководством Ковалёва А. Н. мальчики нашей школы играют в футбол в составе сборной команды района. Под руководством Калининой Т. М. создано 2 волейбольные команды. Выступления агитбригады ЮИД под руководством Татаровой Т. Д. никого не оставляют равнодушными.
В нашей школе есть маленькие звёздочки. Учащиеся 4 класса Кашинская Алина и Бодров Вадим занимаются борьбой и имеют награды разных уровней. (Приложение №7)
Педагогический коллектив нашей школы небольшой. В школе работают 18 педагогов. Многие из них имеют большой педагогический опыт. Более 30-ти лет работают в школе Хижняк Н. В., Калинина Т. М., Харченко Т. С. Много сил и времени отдают школе Ковалёва В. Н., Родина Л. И., Сафронова М. В., Кобызева Л. М., Белая Н. В., Метелёва Т. А., Артёмова О. В. Из 18 учителей – 12 выпускники этой школы. Учащиеся школы встречаются с учителями – ветеранами педагогического труда, ежегодно поздравляют их с Днём Учителя. В школе сложились свои традиции.
Выпускники нашей школы живут в разных уголках нашей Родины. Москва, Санк-Петербург, Тольятти, Псков, Сургут, Ростов –на-Дону, Волгоград, Таганрог. Тобольск, Шахты, Ноябрьск. Тула, Запорожье. Есть наши выпускники и за рубежом: США, Испания, Африка, Италия, Германия. Среди наших выпускников есть врачи. Учителя, воспитатели, инженеры, менеджеры, юристы, следователи, переводчики, водители, капитаны дальнего плавания, фермеры, предприниматели и др.
Изучение истории школы помогает больше узнать о наших односельчанах, об учителях, работавших в школе в разные годы, о том кем стали выпускники школы. Из встреч с жителями посёлка, из их воспоминаний. Мы еще больше поняли значение получения образования, для того чтобы потом выбрать интересную профессию. Раскрыть свои способности, найти своё место в жизни. Учителя всегда старались поддержать учеников, дать им прочные знания, воспитать в них ответственность, трудолюбие, патриотизм. Современная школа, конечно, отличается от той, которая была раньше. Даже десять лет назад. В ней появились компьютеры, Интернет, изменились учебные программы. Но все это не меняет главного: школа – это тот мир, в котором формируется будущее.
Целью моего исследования было проследить развитие системы образования в нашей местности, показать роль педагогов в воспитании молодого поколения. Для осуществления этой цели и решения поставленных задач я обратилась к учителям школы, к ветеранам педагогического труда, к выпускникам школы, работала со школьной документацией, которая хранится в школьном архиве. Я поняла, что эта тема интересная, что историю школы, создаём и мы, что от нас будет зависеть сохранение её традиций.
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Композитор Алексей Рыбников
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Дымковский петушок
Медведь и солнце