В работе рассмотрена трансформация функции и роли письма на примере переписки студентов и их родителей, близких. В ходе работы были проанализированы письма по следующим группам: письма 1926 года, 1960-1980 гг, 1990-2002 гг, 2003-2013 гг. По последним трем группам было проведено анкетирование и опрос в социальных сетях. В результате выявлены показатели по частотности написания писем и их объем в разные годы. Характерные изменения коснулись и речевой ткани текстов.
Вложение | Размер |
---|---|
fedorova_a.b.docx | 74.74 КБ |
Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров
Республики Саха (Якутия)
VII Республиканская научно-практическая конференция
обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования
«Шаг в будущую профессию»,
посвященной 115-летию со дня рождения И.Н. Барахова
ТРАНСФОРМАЦИЯ ФУНКЦИИ И РОЛИ ПИСЬМА НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕПИСКИ МЕЖДУ СТУДЕНТАМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ
Автор:
Федорова Александра Борисовна, студентка группы БН-13-2, специальность «Экономика и бухгалтерский учет», УСПО «Якутский торгово-экономический колледж потребительской кооперации»
Научный руководитель:
Жиркова Е.П., преподаватель английского языка, УСПО «Якутский торгово-экономический колледж потребительской кооперации»
Якутск, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Аннотация……………………………………………………………………………………….. 3
План исследования…………………………….………………………………………………...4
Введение……………………………………….…………………………………….……….......5
1. Понятие, основные свойства эпистолярного жанра
Заключение……………………………………………………………………………..…….....17
Использованная литература…………..………………………………………………………..18
Приложения……………………………………………………………………………..............19
ТРАНСФОРМАЦИЯ ФУНКЦИИ И РОЛИ ПИСЬМА НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕПИСКИ МЕЖДУ СТУДЕНТАМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ
Федорова А.Б.
УСПО «Якутский торгово-экономический колледж потребительской кооперации», 1 курс
Аннотация
Цель работы: анализ трансформации функции и роли письма на примере переписки студентов и их родителей.
Для решения поставленных задач в работе использованы следующие методы исследования: теоретические (сбор и изучение литературы, осмысление, обобщение и обработка результатов исследования), эмпирические (наблюдение), социологические (опрос, анкетирование, беседа) и статистические (составление таблиц, графиков, диаграмм по полученным данным).
В результате проведенной работы получены следующие результаты:
Основные выводы по итогам проделанной работы:
В работе рассмотрена трансформация функции и роли письма на примере переписки студентов и их родителей, близких. В ходе работы были проанализированы письма по следующим группам: письма 1926 года, 1960-1980 гг, 1990-2002 гг, 2003-2013 гг. По последним трем группам было проведено анкетирование и опрос в социальных сетях. В результате выявлены показатели по частотности написания писем и их объем в разные годы. Характерные изменения коснулись и речевой ткани текстов. Если раньше начальное обращение являлось обязательным элементом этикетной системы (типичное обращение выносится на отдельную строку перед основным текстом; обращение включает имя и отчество адресата и эпитет «дорогой», «уважаемый»; после обращения ставится восклицательный знак; обычным является обращение к другу на «Вы»), то в настоящее время, в большинстве случаев, все это заменяется одним словом «Привет!». Следует отметить, что в функциональном отношении тоже происходят определенные изменения: авторы письма больше используют информативную и коммуникативную функции письма, пренебрегая описательными элементами, что приводит к сухости и отсутствию эмоциональной окраски.
Эпистолярная манера общения стремится к сокращениям и компактности. Таким образом, в силу изменившихся исторических условий эпистолярный жанр сегодня переживает свое второе рождение, претерпевая при этом значительные изменения. Современные формы письма ещё только начинают анализироваться как особый стиль коммуникации.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ФУНКЦИИ И РОЛИ ПИСЬМА НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕПИСКИ МЕЖДУ СТУДЕНТАМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ
Федорова А.Б.
УСПО «Якутский торгово-экономический колледж потребительской кооперации», 1 курс
План исследования
В наше время культура переписки является предметом пристального внимания исследователей. Письма известных деятелей науки, литературы и истории интересны в познавательном плане, так как отражают многие стороны жизни эпохи и дают возможность получить сведения как об адресате, так и об адресанте. Сохранившаяся переписка также может давать информацию об эпистолярной культуре в целом и об индивидуальном стиле переписки конкретного автора. Актуальность исследования заключается в том, что в наше время цифровых технологий коммуникативная связь между людьми осуществляется в режиме онлайн, будь то смс сообщения на телефоне, электронная почта на компьютере или общение в социальных сетях. Процесс вытеснения письма этими видами связи осуществляется особенно интенсивно. На этом фоне обесценивается такое понятие, как эпистолярный стиль. Люди перестают писать друг другу письма, теряется умение передавать чувства, эмоции словами, уменьшается словарный запас людей, пропадает логика построения текста. В данной работе изучены и рассмотрены роль и функция письма на примере переписки студентов со своими родителями, родственниками.
Гипотеза: современное письмо претерпело существенные изменения.
Цель работы: определение роли письма в организации общения между студентами и их родителями.
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования: теоретические, эмпирические, социологические, статистические.
В ходе исследования проведена следующая работа:
ТРАНСФОРМАЦИЯ ФУНКЦИИ И РОЛИ ПИСЬМА НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕПИСКИ МЕЖДУ СТУДЕНТАМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ
Федорова А.Б.
УСПО «Якутский торгово-экономический колледж потребительской кооперации», 1 курс
Введение
Практически каждый человек владеет в той или иной степени эпистолярным жанром, так как он позволяет общаться на расстоянии с родственниками и друзьями. ? Письма в почтовых конвертах… Входя в свой подъезд, мы по привычке заглядываем в почтовый ящик – нет ли там письма? Едва ли кто-то не обрадуется, получив письмо, написанное рукой кого-то из близких людей. Сегодня люди пишут все меньше писем. Эпистолярный жанр остался в основном прерогативой старшего поколения. А молодым – «скучно», «нет времени», «не о чем писать». Жизнь изменила свой ритм.
Сколько можно было бы потерять, если бы не сохранилась переписка прошлых веков. Настоящей энциклопедией культурной и общественной жизни России конца XIX – начала XX века является эпистолярное наследие А. П. Чехова. Сохранилось около 4400 его писем, написанных в течение 29 лет. А насколько ценными, значимыми для наших соотечественников являются написанные порою карандашом на клочках бумаги письма с фронтов Великой Отечественной войны. Эти письма до сих пор хранятся в семьях, как память о людях, отдавших жизнь за Родину. Ведь в них частица души, прикосновение рук близких людей. Зачастую эти письма становятся достоянием музеев, по ним изучают эпоху. Каждое из них отражает характер писавшего, хранит особый аромат... иногда между страниц лежат засушенные цветы. Думается, что в этой быстро летящей жизни, люди перестали ценить письма, как исторический документ, важный, пусть не для всего человечества, но для нашей семьи, для внуков. В письмах отражается наш мир, наша жизнь, наш характер. По прошествии времени с большим удовольствием перечитываешь сохранившиеся письма, написанные много лет назад. И, как в машине времени, переносишься в свою молодость и те чувства, вроде бы угасшие и навсегда забытые, возникают в своей первозданной свежести. Как хорошо, что где-то в укромном уголке, в коробке, хранится пачка писем от близких людей, порой уже ушедших в мир иной.
Целью работы является анализ трансформации функции и роли письма на примере переписки студентов и их родителей.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить теоретическую литературу по данной теме;
2. рассмотреть понятие письма, ее виды;
3. выявить причину трансформации письма как эпистолярного жанра;
4. провести анализ трансформации функции и роли письма на примере переписки студентов с их родителями;
5. провести анкетирование, опрос в социальных сетях;
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: сбор и изучение литературы, осмысление, обобщение и обработка результатов исследования;
• эмпирические: наблюдение;
• социологические: опрос, анкетирование, беседа;
• статистические: составление таблиц, графиков, диаграмм по полученным данным.
Гипотеза: современное письмо претерпело существенные изменения.
Предметом исследования являются личные письма.
Объектом исследования послужили личные письма студентов и их родителей, родных разных годов.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что тема мало изучена. В ходе работы проведен сопоставительный анализ текстов писем разных годов.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования материала и результатов данного исследования на уроках культуры речи, уроках русского языка, языкознания, а также при дальнейшем исследовании эпистолярного жанра.
В толковом словаре Ожегова «Эпистолярный» определяется как 1. Относящийся к переписке, к письмам. 2. Имеющий форму письма, переписки (о литературном произведении). Эпистолярный жанр (от греч. epistole – письмо, послание) – это один из жанров литературного произведения, который характеризуется формой личных писем. Письмо относится к древнему виду письменных сообщений, которыми обмениваются коммуниканты, лишенные непосредственного контакта. На протяжении многих столетий переписка была единственным способом общения на больших расстояниях. "Письмо составляет ту же устную беседу, тот же разговор между отсутствующими, только на бумаге", – писали в 1887 г. Сазонов и Бельский, авторы "Полного русского письмовника". Как пишет специалист в области делового письма американец Р. Теппер «тогда написанное слово правило миром, составление письма было искусством, а эпистолярный жанр отличался особым стилем». Сегодня эпистолярный жанр переживает не лучшие времена. Расширение функций устной речи в современных условиях ведет к сокращению объема письменного межличностного общения (заменяется телефоном). Меньше переписываются друзья и родственники, сокращается, и фактическая переписка по случаю праздников, юбилеев и других событий личного характера. Активизировался же, обновляется и развивается лишь такой жанр письменной речи, как деловое (служебное) письмо. Вместе с тем, благодаря новым средствам коммуникации, можно передавать сообщения помимо традиционной почты с помощью телефакса, факс-модема, электронной почты, пейджера.
Важнейшие структурно-стилистические признаки эпистолярного жанра:
– сочетание в текстах признаков монологической и диалогической речи;
– разделение писем по сфере общения на деловые и частные;
– использование языковых средств, соответствующих сфере переписки; книжно-письменных в деловых и устно-разговорных в частных письмах;
– устойчивая композиция текста: более жесткая в официальных и более свободная в частных письмах;
– точное обозначение отправителя и получателя, обращение к последнему и подпись отправителя;
– соблюдение речевого этикета с учетом фактора адресата, характера сообщения и национальных "эпистолярных" традиций.
Эпистолярный стиль — стиль речи, используемый при написании писем в частной переписке. Этот стиль может быть составной частью других стилей, например, художественной литературы, публицистики.
Основные признаки эпистолярного стиля:
• определенная роль адресата и адресанта, их точное обозначение;
• отражение социального положения, проявление авторского «я», индивидуальной речевой специфики;
• сочетание монологической и диалогической речи, устно-разговорной и книжно-письменной речи;
• соблюдение речевого этикета письма.
Эпистолярную литературу относят к жанру так называемой нравоучительной литературы, начало, которому было положено еще в античные времена. Письма древних греков и римлян были самыми разнообразными по своему содержанию: начиная от эпизодов из повседневной жизни, любопытных сведений о себе, и заканчивая обсуждением общественных проблем. Однако в Византии и Древней Руси письма носили дидактический характер, т.е. использовались для изложения нравственных предписаний.
К образцам ранней эпистолярной литературы относятся письма Эпикура, которого по праву принято считать классиком этого жанра, а также письма Цицерона, Сенеки, Плиния Младшего. Стилистические формы письма были сходны у греков и римлян. Подписи не было. Имя пишущего ставилось во главе письма ранее имени получателя. Со времен империи, особенно при византийском дворе, исчезла былая классическая простота. Письмо частное приблизилось, по важности стиля, к официальному посланию.
В эпоху Средневековья эпистолярный жанр становится ведущим жанром публицистики, «межмонастырская переписка является средством публичной богословской полемики». Обычным языком средневекового европейского письма был латинский. В конце средних веков европейские народы начали понемногу применять в переписке и свои национальные наречия.
В 17-18 столетиях, в эпоху Вольтера и Дидро, вошедшую в литературу, как эпоха Просвещения, жанр «письма» становится едва ли не господствующим и используется как «способ придания непосредственности интеллектуальному общению».
Эпистолярная литература развивается по тем же двум направлениям: «частная переписка» и «открытые письма». Среди «открытых писем» особо следует выделить «Письма провинциала» (1656-1657 гг.) Б. Паскаля, «Письма суконщика» (1723-1724 гг.) Дж. Свифта, дающие отклик на многие актуальные и на сегодняшний день, вопросы.
В «частной переписке» историко-литературный интерес представляют «письма» маркизы де Севинье (написаны в 1644-1696 гг., начали публиковаться с 1726 г.), которые отражают нравы, вкусы и жизнь отдельных лиц, воскрешают давно ушедшую эпоху, запечатлевают важные события исторического масштаба.
Эпистолярный стиль был известен еще в древней Руси. Берестяная грамота – подлинно народная корреспонденция. Она использовалась и для частных писем, и для писем с деловыми и бытовыми вопросами, и для жалоб на правительство. Уже тогда придерживались законов построения письма. В письме «От Гостяты къ Васильви» обозначены автор и адресат. Письмо Гостяты, созданное в XI веке – первый образец частного письма Древней Руси. Древнейшим образцом эпистолярного стиля также является хорошо известная переписка Ивана Грозного с Курбским в XVI веке. Формирование эпистолярного стиля в различных видах государственной и частной переписки происходит в эпоху Московского государства. С течением времени происходит развитие эпистолярного стиля в литературе: появляется эпистолярная проза, поэзия, публицистика. С развитием эпистолярного стиля появляется старейшее в России руководство с образцами переписки – «Приклады, како пишутся комплименты разные». Издаются письма известных деятелей науки, государства и искусства, получившие резонанс в различных сферах духовной жизни: А.Д. Кантемира, А.Н. Радищева, А.В. Суворова, В.Г. Белинского, К.С. Станиславского и многих других.
Письменная речь — это речь, фиксированная постоянными зрительно воспринимаемыми знаками на бумаге, камне, металле, дереве, коже, ткани или других материалах. «Без письма язык оставался бы лишь мгновенным орудием сообщения. Одно письмо придает прочность летучему слову, побеждает пространство и время… Без него немыслимы ни достоверная история, ни наука», — писал академик Я. К. Грот. И действительно, письменный язык имеет перед языком устным то преимущество, что он сохраняет нам речь надолго и связывает между собой людей не только разных поколений, но и разных веков. С письмом человеческая мысль, человеческие знания приобрели долговечность.
В толковом словаре письмо определяется, как написанный текст, посылаемый для сообщения чего–нибудь кому–нибудь. Письмо является самым распространенным способом обмена информацией, оно объединяет огромную группу самых различных по содержанию документов, выделяемых по способу передачи текста.
Свойства писем:
Письма разнообразны. Выделяют два вида письма: деловые (служебные) и частные.
Деловые (служебные) письма составляют переписку государств, учреждений, предприятий, организаций в процессе дипломатической, управленческой, социальной, производственной деятельности. Такое письмо может быть адресовано определенному должностному лицу, однако тип отношений между ними при этом официальный, поскольку и адресат и адресант выступают в качестве юридических лиц – представителей той или иной организации и абстрагированы от своей индивидуальности. Отличительной особенностью делового письма является официально-деловой стиль изложения его содержания. Специфическими чертами данного стиля являются:
- подчеркнутая официальность и деловитость;
- адресность, т.е. отправитель (адресант) и получатель (адресат) деловых писем;
- тематическая ограниченность писем, в которых, как правило, не освещается более одного-двух вопросов;
- исключительно нейтральный тон изложения;
- точность и ясность изложения, исключающая разночтение или двоякое толкование содержания письма;
- краткость и ясность используемых в письме формулировок.
Виды деловых писем
Частные письма – это послания хорошо знакомых людей, друзей, родственников, всех тех, кто поддерживает неформальные, межличностные отношения. Как и всем разновидностям жанра, письмам личного характера присущи: непринужденность, естественность изложения; свобода выбора средств изложения; заинтересованность, индивидуальность автора; определенная (нежесткая) структура; учет "эпистолярных" традиций. Письмо, сочиненное в соответствии с этими принципами, говорит о неповторимости автора как личности, отражая нравственный облик пишущего, служа мерилом его образования и знания.
К частным письмам можно отнести:
В отличие от деловых писем, частные письма не столь стандартны, хотя и обладают нежесткой устойчивой структурой. Письмо начинается зачином, содержащим дату, место, откуда оно направляется, приветствие и обращение. Затем располагается основная информативная часть, в которой сообщаются сведения, послужившие поводом для написания письма. Культура письма требует выделения в тексте законченных смысловых отрезков, начинающихся с красной строки (абзацев). Концовка письма содержит слова прощания, просьбы, пожелания, подпись, приписки.
Учет "эпистолярных традиций" при написании личных писем означает соблюдение этикета. Как отмечали Сазонов и Бельский, в частных письмах тон "бывает почтительный к старшим и влиятельным, шуточный – к равным себе и любезный – к низшим”. В тексте это проявляется в выборе форм обращения, приветствия, прощания, личных местоимений ты, вы и др. соответственно избранной автором стилистической тональности, конкретной ситуации общения и требованиям национального этикета. В русских частных письмах выбор имени и отчества, полной или уменьшительной формы имени, а также имени и наименований родства с ласкательными суффиксами определяется взаимоотношениями корреспондентов, степенью их близости, характером отношений, содержанием письма.
Возникновение человеческой речи приблизительно 40 тысяч лет назад нередко называют «первая коммуникативная революция». Язык стал основным средством общения и передачи информации. Этот процесс совершенствовался по мере изобретения различных технических средств связи — письма, печати, газет, телефона, телеграфа, радио, телевидения, но ни одно из них не умаляет ведущей роли языка как основного истинно человеческого средства общения.
За первой коммуникативной революцией последовали еще три, также связанные с совершенствованием средств передачи сообщений: возникновение письменности, изобретение печатного станка, развитие электронных массмедиа. Вторая революция превратила устную речь в письменные символы передачи информации, третья — трансформировала их в печатные, а четвертая — в электронно-компьютерные.
Письменность.
Возникновение письменности, положившее начало переходу от словесной культуры к письменной, датируется приблизительно 3-м тысячелетием до н.э.
Самыми ранними формами письма были предметное письмо, а также узелковое письмо. Возникновение письменности, особенно в ее фонетическом варианте, сыграло колоссальную цивилизационно-культурную роль. Письменный язык в отличие от устного фиксировался на материальном носителе — пергаменте, бумаге и т.д. Его коммуникативные возможности исключительны: с помощью письменности люди получили возможность накапливать, хранить и передавать знания не только от человека к человеку, но и от поколения к поколению. Письменность позволяет возвращаться в глубь истории, знакомиться с классическим литературным и философским наследием прошлого, «общаться» с далекими предками. Письмо решило проблему объема и точности передаваемой информации (нетрудно представить, насколько оно превысило возможности человеческой памяти). Благодаря письму стали развиваться наука и образование, быстрее стало меняться само общество.
Книгопечатание.
Третья коммуникативная революция связана с изобретением печатного станка. Книгопечатание обусловило переход от устной (преимущественно) культуры к книжной и значительно увеличило размах коммуникаций. Книга, отпечатанная типографским способом, стала достоянием широкого круга читателей.
Промышленное производство книг повлекло за собой значительные социокультурные последствия. Во-первых, быстрый рост научной и образовательной сферы общества и увеличение доли грамотного населения. Во-вторых, развитие книгопечатания сказалось на развитии библиотечного дела. В-третьих, оно привело к возникновению целой отрасли производства — бумажной промышленности.
Электронная коммуникация.
Четвертая коммуникативная революция связана с возникновением и развитием электронных средств коммуникации. Возникновение и развитие электронной коммуникации решало ряд проблем, связанных с передачей и получением сообщений, благодаря колоссально возросшим скорости и объема передаваемой на большие расстояния информации.
Электронная почта – ещё одно средство репрезентации новой социокультурной реальности, какой является электронное общение. Электронные письма действительно являются сообщениями, несущими в первую очередь фактуальную, а уже потом – оценочную информацию. В электронном письме наблюдается смешение признаков делового и дружеского письма, что дается, прежде всего, на речевом уровне: приветствия типа «добрый день, привет, здравствуйте» могут сосуществовать с обращениями «уважаемый, дорогой». Границы системы этикетных формул размываются, форма письма становится более свободной. Большая скорость обмена письмами влияет на частотность переписки.
Отсутствие закреплённости на материальном носителе – бумаге – переносит электронные письма полностью в виртуальную плоскость. Это можно расценивать как факт некоторого «обесценивания» самого эпистолярного жанра: эпистолярное творчество перестаёт восприниматься как искусство, которому необходимо обучать.
Письмо как функционально-стилевая разновидность эпистолярного жанра в электронном виде становится другим. Особенности электронного послания:
Характерные изменения коснулись и речевой ткани тестов, принадлежащих сфере современной эпистолярной коммуникации. Современная эпистолярная речь – это сложный синтез устно-разговорной и книжно-письменной речевых форм. Эпистолярная манера общения сегодня стремится к сокращениям и компактности. Например: вместо «привет» в чатах принято писать «прив», «администратор» заменяется на «админ», «зарегистрирован» на «зареген».
Язык современных электронных писем, будучи письменным выражением мыслей и эмоций, стремится к тому, чтобы копировать разговорную, а точнее даже устную, речь, демонстрируя тенденцию «оживления» речи.
Эпистолярное общение не даёт возможности осуществления визуального контакта между собеседниками. Здесь «на помощь» лаконичной эпистолярной речи приходят графические изображения, символы определённых эмоциональных состояний или чувств – смайлики.
Несмотря на то, что современная эпистолярная речь представляет разновидность письменной речи, ей становится «чужды» некоторые нормы, в частности орфографические. Критерием написания становится фактор экономии времени и материальных средств с учётом относительной ориентации на понимание со стороны адресата. В результате такого подхода становятся возможными: отсутствие знаков препинания, заглавных букв, сокращения слов: afk, away = я отошёл от компьютера, hi, q = привет), наличие орфографических ошибок и технических опечаток, появление транслита (механическая замена кириллицы латиницей: primerno vot tak, kak napisani eti slova) и пр.
Тотальная «жаргонизация» современных электронных текстов: письма сегодня не пишут, а отстукивают, набирают, скидывают на мыло.
Таким образом, в силу изменившихся исторических условий эпистолярный жанр сегодня переживает свое второе рождение, претерпевая при этом значительные изменения. Современные письма пишутся по новым когнитивным сценариям, характеризуются специфичным «набором» речевых средств выражения и особенностями структурного, функционального, типологического и прагматического свойства.
Современные формы письма ещё только начинают анализироваться как особый стиль коммуникации.
Письма, написанные в начале 20 века сокращали расстояние, утешали в разлуке. С появлением телефона, телеграфа в деревнях, селах, городах письма стали вытесняться телефонными разговорами и телеграммами. А сегодня и вовсе (в эпоху электронного письма, когда общение свелось к разговорам по мобильным телефонам и обмениванию SМS-сообщениями) люди перестали писать друг другу письма.
В связи с этим встал вопрос, насколько часто студенты писали тогда и пишут ли сейчас студенты письма своим родителям, родным. В работе были проанализированы письма по следующим группам: письма 1926 года, 1960-1980 гг, 1990-2002 гг, 2003-2013 гг. Для выявления частотности написания и объема писем было проведено анкетирование по трем последним группам. В исследовании приняло участие по 30 человек с каждой группы. Им была предоставлена анкета, состоящая из 7 вопросов. Опрос показал, что во второй группе более 80% респондентов писали письма родителям хотя бы раз в месяц. В третьей группе виден спад более чем на половину – 40%, что можно объяснить появлением в Якутии пейджинговых компаний и сотовой связи. В четвертой группе в бумажной форме письма пишут примерно только 10%. Но на данный момент распространение сети Интернет трансформировал привычные письма в короткие сообщения, получаемые и рассылаемые по электронной почте, социальным сетям В контакте, Одноклассники и программам обмена сообщениями WhatsApp, Viber, Skype. 90% из которых составляют СМС и примерно 60% - сообщения по WhatsApp. В письмах студенты описывали свои чувства, переживания, рассказывали последние новости, то соответственно объем писем тоже был большой. А сейчас письма занимают только пару предложений информативного характера. Таким образом, можно сказать, что объем писем в значительной мере уменьшился. Все это также отражается и на функции письма. Письма начала ХХ века содержат эмоции, чувства автора, то есть несут экспрессивную функцию. И это самое важное отличие письма от электронного общения, в котором полностью отсутствует функция самовыражения. Несмотря на то, что письмо сегодняшнего времени несет в основном информативную функцию, оно все же сохраняет свою основную коммуникативную функцию.
Письма при всем их многообразии имеют характерные структурные элементы: вступление, зачин, собственно содержание, окончание, заключение. Разумеется, не каждое письмо имеет все названные структурные элементы, их число, порядок следования могут варьироваться в зависимости от характера и целей письменного общения, от индивидуальной манеры пишущего, от взаимоотношений корреспондентов, причем само варьирование тоже может быть прагматически и стилистически значимым.
Вступление (обращение, приветствие). Выбор обращения зависит от вида письма, взаимоотношений корреспондентов и подчиняется нормам стилистической сочетаемости слов. В рассмотренных по группам письмах форма обращения не претерпели существенных изменений. В советский период (первая группа) наиболее употребительными формулами обращения были конструкции с компонентом Товарищ, Уважаемый товарищ. В третей и четвертой группе вместо обращения Здравствуйте, Дорогие, Любимые, Родные итд. используется одно слово Привет. Зачин в письме – это повод, представление, извинения за беспокойство, осведомление о здоровье, самочувствии, делах адресата. Если в письмах первой группы зачин начинается с выражения Примите от меня поклон, В первых строчках моего письма, Примите привет и почтение, то в письмах остальных групп часто встречаются немаркированные формулы речевого этикета Как поживаете? Что нового? Как ваши дела? итд., употребительные и в сфере устного общения. Окончание (приветы, пожелания при прощании): в письмах 1925-1926 гг. чаще употребляются выражения Новостями очень беден, Больше писать не имею, Прошу писать. В письмах второй и третей группы формулы пожелания втягивают в себя значение формул прощания: Всего хорошего! Всего доброго!, а в четвертой группе и вовсе исчезают. Особо следует отметить, что в письмах начала XX века автор письма хоть и является якутом, но пишет на русском, причем обращается к родителям и близким на Вы: Я очень счастлив, что имею случай повторить и ныне, как и всегда, как высоко и сердечно я уважаю Вас. С каждым годом я более и более осознаю сколько добра Вы делаете мне, сколько горя и лишений Вы перенесли… я люблю и уважаю Вас... Можно сказать, что эпистолярный этикет продолжает традиции писем интеллигенции второй половины XIX в.
Нельзя не отметить, что адресованные друзьям и близким письма начала XX века проникнуты особым духом - духом глубокого уважительного отношения к собеседнику. Авторы писем искренни в выражении самых добрых чувств - преданной дружбы, любви, восхищения прекрасными качествами и талантом своих адресатов.
Век XXI окончательно трансформировал привычные письма в короткие сообщения, получаемые и рассылаемые по электронной почте. Наверно, нынешнее поколение могло бы безвозвратно утратить представление об эпистолярном жанре, если бы не деловые письма. Во многом благодаря им эпистолярный жанр еще жив.
Заключение
В первой главе работы рассмотрена теория вопроса по данной теме, в практической части проведено анкетирование по трем группам писем. В результате выявлены показатели по частотности написания писем и их объем в разные годы. Характерные изменения коснулись и речевой ткани текстов. Если раньше начальное обращение являлось обязательным элементом этикетной системы (типичное обращение выносится на отдельную строку перед основным текстом; обращение включает имя и отчество адресата и эпитет «дорогой», «уважаемый»; после обращения ставится восклицательный знак; обычным является обращение к другу на «Вы»), то в настоящее время, в большинстве случаев, все это заменяется одним словом «Привет!». Следует отметить, что в функциональном отношении тоже происходят определенные изменения: авторы письма больше используют информативную и коммуникативную функции письма, пренебрегая описательными элементами, что приводит к сухости и отсутствию эмоциональной окраски.
В эпистолярном жанре содержится власть над временем. С помощью письма человек имеет возможность полнее раскрыть свои чувства, эмоции, наконец, раскрыть свою душу, передать нравственные традиции семьи, чего нельзя в полной мере достичь, пользуясь лишь электронной почтой.
Эпистолярная манера общения стремится к сокращениям и компактности. Таким образом, в силу изменившихся исторических условий эпистолярный жанр сегодня переживает свое второе рождение, претерпевая при этом значительные изменения. Современные формы письма ещё только начинают анализироваться как особый стиль коммуникации.
Использованная литература
Приложение 1
Анкетирование
1 Напишите годы учебы в ВУЗах, ССУЗах
2 Местонахождение Вашего ВУЗа, ССУЗа
3 Откуда Вы родом? Где находились Ваши близкие в годы вашей учебы?
4 Писали ли Вы им письма?
5 В каком объеме вы писали письма?
6 Как часто Вы писали письма?
7 Пишите ли Вы письма сейчас? И в какой форме (в письменном или в электронном виде)?
Приложение 2
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Швейня
Сказка "Колосок"
Барсучья кладовая. Александр Барков
Есть в осени первоначальной...