Матрешка в России – не просто игрушка, это целая история нашей страны, нашей культуры, народного промысла. История рождения этой игрушки погружают нас в мир народного таинства.
Вложение | Размер |
---|---|
история народной игрушки - матрешки | 38.46 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 34»
города Ульяновска
Творческо-исследователькая работа
«Красавица-матрёшка»
Работа выполнена
ученицей 5 класса А
Роньжиной Дарьей
Руководитель
Багрова Т.В.,
Учитель музыки и МХК
2014 год
Введение.
Деревянные матрешки
Деревянная матрешка
Влезла с Машей на окошко.
По карнизу ходит кошка
И не может сосчитать:
То стоит одна матрешка,
То матрешек целых пять!
Г. Лагздынь
Матрёшка - это русская красавица, сувенир известный во всем мире. Хотя эта игрушка создавалась для детей, взрослые довольно трепетно относятся к матрешкам и чаще покупают для себя, для души. Тема проекта заинтересовала неслучайно. Все знают эту изумительную игрушку, но мало кто имеет представление о ее истории происхождения. Выбранная тема особенно актуальна в наше время, когда эти яркие и красочные куклы забываются, а все больше пользуются популярностью западные игрушки. В России же всегда был свой стиль не только в архитектуре, живописи, музыке, литературе, но и в мире игрушек. Матрешка в России – не просто игрушка, это целая история нашей страны, нашей культуры, народного промысла. Ее узоры говорят о месте создания, погружают нас в мир народного таинства. Поэтому Целью данной работы является узнать историю появления матрешки в России, ее особенности.
Для достижения цели были поставлены следующие Задачи:
Объектом – народное творчество.
Предметом исследования выступает матрешка как национальная игрушка и сувенир России.
- работа с литературными источниками;
- работа с фоторепрродукциями:
- анализ и обощение полученного материала;
- анкетирование учащихся гимназии по данной теме.
Методологической основой работы является книга автора Блинова Геория Михайловича «Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке», в которой рассказывается о появлении в России нового народного промысла – матрешки. О видах росписи , в продолжении темы говорится и в книге Орловского Э.И. «Изделия народных художественных промыслов».
Глава 1.
Имя Матрешка.
Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.(Словарь русского языка. С.И.Ожегов)
Откуда же имя Матрешка? Есть несколько версий происхождения этого названия.
Это имя происходит от латинского «mater», что означает «мать». Имя Матрёна вызывает образ настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем.
Исследователи, занимающиеся изучением матрёшки ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша.
Хотя матрёшка и завоевала давно репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские. Существует несколько версий появления. Прообразом русской матрёшки послужила фигурка одного из семи японских богов удачи – бога учёности и мудрости Фукурумы. Как же такое случилось?
Япония, как и древняя славянская Русь, – страна множества богов. Каждый из них за что-то отвечал: либо за урожай, либо помогал праведникам, либо был покровителем счастья искусства. Японские божки разнообразны и многолики: весёлые, разгневанные, мудрствующие. Йоги верили, что человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствовал какой-либо бог. Целые комплекты фигурок-божков были популярны в Японии. И вот в конце XIX столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость.
Другая версия. Прототипом русской матрешки (имеет ещё и индийские корни) – японская деревянная кукла. За образец взяли японскую игрушку – даруму, куклу-неваляшку. По своим истокам она представляет собой изображение древнего индийского мудреца Дарумы. Дарума призывал к постижению истины через молчаливое созерцание, и в одной из легенд он – пещерный затворник, располневший от неподвижности. По другой легенде, от неподвижности у него отнялись ноги (отсюда безногие скульптурные изображения Дарумы).
Японская фигурка совершила своё путешествие в Россию и была встречена с интересом токарем Василием Звёздочкиным. Данная фигурка представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Токарь выточил из дерева похожие фигурки, которые тоже вкладывались одна в другую. А известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец. Надо отметить, что умение расписывать выточенные изделия в России существовало задолго до матрёшки – в традиции точения и росписи деревянных яиц на Пасху. Так что японские фигурки попали на подготовленную российскую почву.
Вскоре мастерская по изготовлению матрешек переехала в Сергиев Посад, где стали быстро распространяться и появляться новые мастерские Ивановых, Богоявленских. Переехал сюда и Василий Звездочкин. Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Изначальный сюжет русской матрёшки – это русские девки и бабы, румяные и полные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами.. Первые матрешки продавались дорого, но все равно привлекали покупателей и пользовались большим спросом. Изготовление матрешек стало настолько распространенным явлением, что заказы на производство стали поступать даже из Парижа, Германии и из других стран мира.
Изготавливали матрешек из березы и липы, которые срубались зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывали и хранили так, чтобы древесина была обдуваема. Важно было не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорили, что дерево должно звенеть.
Как же изготавливаются матрешки. Процесс этот очень интересен. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.
Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют. А затем начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность – роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы.
Хорошая матрёшка отличается тем, что: все её фигурки легко входят друг в друга; две части одной матрёшки плотно прилегают и не болтаются; рисунок правильный и чёткий; ну, и, конечно же, хорошая матрёшка должна быть красивой.
Роспись матрешек была красочной, разнообразной. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов. Появились матрешки, изображающие пастушков со свирелью, и бородатых стариков с большой палкой, жениха с усами и невесту в подвенечном платье. Фантазия художников не ограничивала себя ничем.
Матрешки расписывали на разные темы. Например: к 100-летию со дня рождения Н.В. Гоголя были изготовлены матрешки, изображавшие героев его произведений: персонажей комедии "Ревизор" (Хлестаков, городничий, судья, почтмейстер и другие) ; К столетию Бородинской битвы, были выполнены матрешки "Кутузов" и "Наполеон".
Много матрешек были посвящены обрядам, фольклору. Всегда привлекали внимание матрешечников темы сказок. Иллюстрировались "Репка", "Золотая рыбка", "Иван царевич", "Жар-птица" и др. Матрешки обогащались не только росписью, но и усложнялись количеством вкладываемых фигурок. Так, в начале века в Сергиевом Посаде уже изготавливались матрешки, насчитывающие до 24 вкладышей, а в 1913 г. токарь Николай Булычев побил свое-образный рекорд, выточив 48-местную матрешку.
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей темница.
(Матрешка)
Существуют 2 вида матрешек: традиционная и авторская. У традиционной куклы стандартный вид росписи и название, достающееся ей от названия места ее рождения.
Традиционные матрешки.
Сергиевская или загорская (в 1930г. Сергиев Посад переименовали в Загорск)
Я из Сергиева Пасада.Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.
Сергиевская кукла это всегда круглолицая девушка в платочке, завязанном узлом, узорчатой кофте, нарядном сарафане и переднике в цветочек. Ее роспись очень яркая, опирающаяся на 3-4 основных цвета – желтый, красный, синий и зеленый. Линии одежды и лица у нее обычно имеют черный контур. Она расписывается гуашью и покрывается лаком.
Семеновская матрешка. (Семеновский район Нижегородской области).
Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.
Первая семеновская артель, изготавливающая этих куколок, появилась в 1929 году. Хотя город Семеново знаменит больше своей хохломской росписью, изготовление матрешек стало для семеновских мастеровых дополнительным ремеслом. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись, в орнаментальных рисунках которой есть мотивы, восходящие к культуре древней Руси. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций “травного” орнамента Древней Руси. Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров. С течением времени рисунок букета как бы наливался соками трав, становился более плотным, красочным и живописным. В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука. Главным в колорите семёновской матрёшки является решение основного цвета в букете, который задаёт тон всему цветовому строю. Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиево-Посадской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий “верх”, который резко переходит в утолщённый “низ”. Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол.
В Семенове была выточена самая большая 72-местная матрешка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр. Своеобразны и семеновские парные матрешки-футляры "Русский молодец" и "Русская красавица". Первыми разъемную куклу стали точить мастера Майоровы и Вагины. Аверьян Вагин начал с подражания загорским мастерам. Только из-под рук его выходили матрёшки-смешинки: мужички плешивые с бородами да усами или мужички дородные в шляпах. А вот у Арсения Майорова была матрёшка другая.
Отличительная черта этих матрешек - яркость, красочность, ее основные цвета – желтый и красный. Ее одежда – это одежда сельчанки, в отличие от загорской горожанки, с преобладанием цветочных мотивов. А платочки у этих матрешек чаще всего раскрашены в горошек.
Майданская матрешка (из Полховского Майдана Нижегородской области).
А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Главный элемент полхов-майданской куклы – многолепестковый цветок шиповника, возле него бывает несколько полураскрытых бутонов. Роспись игрушки начинается с нанесения контура рисунка тушью. Затем изделие грунтуется крахмалом, потом расписывается. После росписи матрешку два или три раза покрывают прозрачным лаком. Самая известная артель, которая занималась матрешками – «Красная заря». Она использовала собственные наработки в оформлении деревянных кукол, что сильно отличало их от конкурентов. Их матрешки отличаются также многообразием форм: широкие, вытянутые, примитивные, «фигуристые».
Вятская матрешка.
Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские
Всех на свете краше.
Расписные, яркие
Сарафаны наши.
Самая северная кукла, которая стала хорошо известна в 60-е гг. Вятка всегда славилась своими изделиями из лыка и бересты. В этой местности не просто расписывали матрешку анилиновыми красками, а украшали ее ржаной соломкой. Этот прием оказался новым для оформления матрешек. Для этого соломку сначала отваривали в растворе соды, после чего она приобретала красивый песочный цвет. Затем солому разрезали, приглаживали, штампиком выбивали детали нужного рисунка. Наклеивали соломку по сырому нитроцеллюлозному лаку. Расписанную анилиновыми красителями и украшенную соломкой матрёшку покрывали масляным лаком. Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько они мило и приветливо.
Тверская матрешка.
В этом регионе деревянную куклу часто изображают в виде какого-либо исторического или сказочного персонажа: царевна Несмеяна, Снегурочка, Василиса Прекрасная. Их головные уборы и наряды бывают различны, что очень привлекает детей.
Авторские матрешки
С конца 80-х, начала 90-х годов 20-го века начинается новый этап в развитии искусства матрёшки – так называемый период авторской матрёшки. Именно в это время проявляется огромный интерес в мире к русской культуре, её самобытному, народному началу. Одним из самых известных промыслов – это матрёшки. Среди тех, кто охотно занялся росписью матрёшек, были и профессиональные художники. На место стандартной одинаковой матрешки, пришла новая, авторская. Новые матрёшечники вернули тематическое разнообразие в росписи, которое существовало в ранний период появления матрёшек.
Авторские матрешки появляются на свет в разных местах России – Москве, Кирове, Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Твери. Дизайн таких кукол зависит от фантазии художника, их автора. Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Так появляются матрешки-политики, матрешки с сюжетами из фильмов и мультиков, а также русских народных сказок. Одна кукла может рассказать целую сказку.
Художник Борис Краснов расписал самые большие авторские матрешки, которые стоят в ТЦ «Афимолл» в Москве. Их высота 30 метров, они расписаны под Гжель и Хохлому, городецкую роспись, на некоторых изображены русские сказки. Все виды матрешек делают из дерева, их вытачивают и расписывают всегда вручную.
С богатым и разнообразным миром матрёшек мы можем встретиться в музее Матрешки в городе Москве.
Заключение.
У каждого народа есть свои замечательные куклы. В России такой куклой стала матрешка. И хотя постепенно из обычной детской игрушки матрешка превратилась в предмет искусства, она по-прежнему радует и детей, и взрослых своей красотой и теплотой и готова раскрыть людям свою тайну, подарить им кусочек яркого солнца и хорошее настроение.
В ходе работы открыла для себя очень много нового и интересного о появлении, дизайне и создании матрёшек в России. Из выше сказанного можно сделать выводы:
У матрёшки синеглазой
С балалайкою в руках,
Сарафан расшит тесьмою,
Весь в лазоревых цветах.
Раскрываешь расписную,
Глядь - а в ней ещё одна,
И похожа на большую -
Распрекрасная краса!
Только милая девица,
Развернув гармонь слегка,
Песню распевает лихо.
А за ней ещё одна.
На трещётке, изловчившись,
Такт весёлый отстучит,
Половинкою раскрывшись,
К нам меньшую пригласит.
Пять красавиц расчудесных,
В сарафанах, что в цветах,
В красках солнечных небесных!
Песни русские в стихах.
Список литературы
Гончаров Константин Юрьевич, «Русская матрёшка», М.: ООО «Издательство Ладога-100», 2006. – стр. 539.
Хохломская роспись. О матрёшке. Сайт www.hohloma.nnov.ru.
Можаева Е., Хейфиц А. Матрешка. — М.: Советская Россия, 1969.
Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке. — М.: Детская литература, 1977.
Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 1974.
Ирина Сотникова Кто придумал матрешку
Почта
Пока бьют часы
За чашкой чая
Сказка "Узнай-зеркала"
Хризантема и Луковица