Научно- исследовательская работа "Значение деятельности преподобного Сергия Радонежского в духовно- патриотическом возрождении русского народа"
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-_issledovatelskaya_rabota.rar | 46.94 КБ |
Научно-практическая конференция
«Наследие преподобного Сергия Радонежского»
Тема :«Значение деятельности преподобного
Сергия Радонежского в духовно-
патриотическом возрождении русского народа»
Фадина Алина Дмитриевна
МОУ СОШ № 8 п. Катасон, 8 класс
Дом. адрес
Руководитель: Стаценко Вера Викторовна
Учитель истории и обществознания
МОУ СОШ № 8 п.Катасон, 8-909-755-95-36
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………2
Глава I.Житие преподобного Сергия Радонежского.
Глава II. Значение деятельности преподобного Сергия Радонежского в духовно-патриотическом возрождении русского народа.
2.1 Преподобный Сергий Радонежский – духовный предводитель Руси…..10
2.2 «Величайший урок патриотизма»…………………………………………12
Список использованной литературы………………………………………….18
Введение
Проблема патриотизма была и остается актуальной во все времена. Сегодня можно выявить тенденцию, выражающуюся в появлении у людей повышенного внимания к истории нашей страны , к ее культурному, духовному наследию .Неотъемлемой частью этого наследия является деятельность преподобного Сергия Радонежского – величайшего подвижника и просветителя 14 века.
Объект исследования -деятельность Сергия Радонежского по духовно-патриотическому возрождению русского народа.
Предмет исследования – роль личности в духовно-патриотическом возрождении русского народа.
Цели : знакомство с личностью Сергия Радонежского; его ролью в духовно-патриотическом возрождении русского народа.
Задачи исследования :
1)Изучить жизненный путь преподобного Сергия Радонежского.
2)Прочесть доступные книги и материалы о святом
3)Показать значение деятельности Сергия Радонежского в духовно-патриотическом возрождении русского народа.
Методы исследования, использованные в работе :
1)Информационно- поисковый метод.
2)Историко-сравнительный метод.
3)Метод систематизации и обобщения исторического материала.
Структура работы.
Научно-исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе «Житие преподобного Сергия Радонежского» -
определяются исторические предпосылки, обусловившие становление и развитие духовной личности Преподобного Сергия Радонежского, дается характеристика основным жизненным этапам - детство, отрочество, подвижничество.
Во второй главе «Значение деятельности преподобного Сергия Радонежского в духовно-патриотическом возрождении русского народа» определяется роль подвижника в духовно-патриотическом возрождении русского народа
Исследование посвящено преподобному Сергию Радонежскому: именно ему наиболее почитаемому русскому святому, во времена семивековой давности, во времена царившего на Руси иноземного владычества, во времена смут и раздоров, суждено было стать защитником и покровителем национальной культуры, созидателем отечественного просвещения.
С детства люди восхищаются русскими богатырями-воинами. Но были на Руси сильнее их – богатыри духа в монашеской одежде, которые вдохновляли на подвиги богатырей-воинов и земледельцев. Богатырь духа Сергий Радонежский – одна из самых великих личностей в 1000-летней истории России. Это был также пророк и стратег развития Руси, бесстрашный государственный деятель в жестоком XIV в.
Глава I.Житие преподобного Сергия Радонежского.
1.1 Детство и отрочество преподобного Сергия Радонежского.
Точной даты рождения преподобного Сергия мы не знаем. По Смирнову, он родился 3 мая 1314 года в селе Варницы, под Ростовом.
По Шикману , это событие произошло в 1322 г, также есть данные, что год
рождения чудотворца 1319.(1) Происходил он из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своём поместье недалеко от Ростова, где отец его, боярин Кирилл, состоял на службе у князя.
Ростов в то время еще не был подвластен москвичам. После очередного
татарского набега, наведенного на Ростовские земли князем Иваном Калитой,
обескровленный Ростов стал легкой добычей московской экспансии.
Устанавливаемый повсеместно Москвой оккупационный грабительский режим привел к обнищанию Ростова и его жителей. В этих условиях родители Варфоломея были вынуждены искать службу у московского князя. Кириллу определили место службы город Радонеж, на полпути от Ростова к Москве. Около 1330 года родители Сергия, доведённые до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в городе Радонеже (54 версты от Москвы). Супруги строго соблюдали церковные обычаи, любили храм Божий, заботились о странниках и убогих. Бог даровал им трех сыновей: Стефана, Варфоломея (будущего Сергия) и Петра.(2)По церковным правилам, ныне почти забытым, ожидающие ребенка родители должны вести целомудренный образ жизни, пребывая в воздержании и усиленной молитве. Так и поступали Кирилл и Мария, а их дети еще до появления на свет как бы предочищались , освящались и тем самым посвящались Господу.
В житии святого Сергия рассказывается, что, еще находясь в материнской утробе, когда его мать молилась в храме, младенец трижды издал крик. И родители, и приходский священник поняли это необычайное явление как знак, что младенец прославит своею жизнью Святую Троицу. Подобное предзнаменование имело место и в детские годы Варфоломея: однажды, когда он пас лошадей своего отца, он увидел таинственного странника, который благословил его и предрек ,что он прославит Бога своею жизнью. Еще ребенком Варфоломей удивлял всех окружающих тем, что соблюдал пост. По средам и пятницам он отказывался от молока матери, а также и в другие дни, когда мать употребляла в пищу мясо.
В семилетнем возрасте Варфоломей вместе с братьями Стефаном и Петром отдали обучаться грамоте. Учение давалось Варфоломею с большим трудом. Мальчик молись Богу "о даровании ему книжного разумения", и однажды ему явился Ангел в виде старца-инока. Старец, по просьбе мальчика, вознес молитву к Господу и благословил отрока, с тех пор Варфоломей без труда читал и понимал написанное . В Житии Преподобного, написанном Епифанием Премудрым, читаем:
"... по усмотрению Бога нужно было, чтобы от Бога книжное учение он получил, а не от людей; что и сбылось". Со слезами молил Варфоломей Бога научить его грамоте. И был послан ему Богом ангел в облике старца, через благословение которого и постиг отрок премудрую науку.(4)
Братья Варфоломея женились, но он отказался от вступления в брак и просил родителей отпустить его на путь отшельничества. Те уговорили его остаться с ними до их смерти, а затем сами постриглись в соседнем Покровском Хотьковском монастыре, где вскоре и умерли. Варфоломей мог наблюдать в этой обители монашеский строй жизни и монастырский быт, который не пришелся ему по душе: его тянуло к подвигам уединенной пустыннической жизни, о которой он читал в житиях святых Египетской фиваиды, Синая и Палестины.
После смерти родителей Варфоломей принимает самое главное в своей жизни решение – он решает стать отшельником. Начинается следующий этап в его жизни.
1.2 Начало подвижничества , основание Троице-Сергиевой Лавры.
Варфоломей отдал свою часть наследства женатому брату Петру, а сам решил стать монахом. Он отправился к Стефану и вместе с ним стал искать место, пригодное для строительства монастыря. Братья нашли "едино место в чащах леса", где была вода, и приступили к возведению "пустыни". Сначала они поставили "одрину и хизину", т.е. нечто вроде сарая и летнего домика, а затем "келию едину създаста", т.е. срубили обычную избу, после же возвели и небольшую церковь.
"Приехаша из града" (так безразлично называет Епифаний Москву) священники от митрополита Феогноста и освятили церковь "въ имя святыа Троица". Поскольку это призошло при митрополите Феогносте и, по словам Епифания, в правлением великого князя Симеона Ивановича, "въ начало княжениа его", причем Варфоломей постригся в возрасте "боле двадесяти лет", основание Троицкого монастыря следует относить ко времени не ранее 1342 г. (Симеон получил ярлык на Владимирское княжение в
1340 г и правил до своей смерти в 1353 г.)(3)
Но Стефан не выдержал трудностей такого отшельничества и ушел в Москву в Богоявленский монастырь, а Варфоломей остался в одиночестве. Изредка его навещал и совершал богослужения некий игумен Митрофан, быть может, инок того же Хотькова монастыря, где скончались родители Варфоломея. Этот же игумен Митрофан в 1337 постриг юного подвижника, которому было всего двадцать три года, в иноческий чин с наречением имени Сергия. В течении трех лет Сергий пребывал один, которые провел в полном одиночестве, преодолевая непрестанною молитвою и трудами искушения помыслами и страхи от диких зверей. Слух о его подвижнической жизни разошелся по окрестностям, и около него начали селиться любители уединения. И в 1342 г. к Сергию приходят первые ученики. Сперва это
были искатели спасения из близ лежащих мест. Первые пятнадцать лет их было двенадцать. Видимо в это время набирает силу и получает известность Троицкая обитель. В 1357 г. к братии присоединяются люди с самых разных уголков Руси. Постепенно создался поселок, принявший вид киновии, где каждый отшельник жил в своей собственной келье, собираясь вместе только к богослужению. Затем киновия начала принимать вид настоящего общежительного монастыря, возрастая и числом насельников, и духовными силами. В ее святом руководителе чудесно сочетались три основные способности человеческой природы: молитвенно-созерцательное устремление в область духа, неустанный труд и горячая деятельная любовь не только к людям, но и ко всему живому. Чистые молитвенные
возношения в горний мир снискали преподобному особое благоволение Матери Божией, которая его удостоила чудесными посещениями. Отдавая почти все ночное время молитвенным подвигам, святой Сергий целыми днями трудился на благоустройство обители: сам рубил деревья, таскал бревна, колол дрова, носил воду, пек просфоры, варил квас, катал для церкви восковые свечи, кроил и шил одежду и обувь, будучи поистине всем слугою.
Вот как оценивает поступок святого Сергия А. Васянин (4): "Решиться уйти в дикие леса в сопровождении лишь старшего брата, когда тебе едва исполнилось двадцать! Это был не только незаурядно мужественный, но и идущий вразрез с тогдашними обычаями поступок. На Руси в ту пору не было пустынножителей. Монастыри строились в городах или пригородах: в лихие времена люди жались поближе друг к другу. А молодой богомолец, которого тогда еще звали Варфоломеем, ставит шалаш посреди дикого леса...
В полном одиночестве остался он среди природы, суровой к человеку, требующей от него труда в поте лица. Так юноша прожил около двух лет. Молитва, богомыслие, тяжелый труд, скудная пища (он часто делился хлебом с приходившими к келье дикими зверями) укоренили в нем то святое настроение, к которому он стремился. Эти годы научили инока Сергия многому. Он был совершенным работником. Совершенным в том смысле, что умел делать все, без устали и за ничтожную плату. Уже когда вокруг его кельи выросли новые, где стали жить другие монахи, удивленные и вдохновленные его примером, и когда он, помимо своей воли, был поставлен во главе монастыря, Сергий работал за двоих. Он не стыдился ни поварства, ни плотничества, шил и кроил одежду на братию, катал свечи, варил кутью, молол зерно, копал огород, обмывал умерших... Однажды, когда у него закончилась еда, он пошел к одному из монахов своего монастыря и нанялся сделать ему пристройку к келье – за несколько кусков черствого хлеба".
Преподобный Сергий, несмотря на просьбы братии, долго не хотел принимать по смирению ни сана священника, ни игуменства, и только угроза насельников монастыря, что если он не согласится исполнить их желание, то они разойдутся, заставила его исполнить их просьбу. Это произошло почти через двадцать лет после того, как молодой Варфоломей начал свои уединенные подвиги. Так положено было начало Троицко-Cepгиевского монастыря. Сначала новооснованный монастырь был крайне беден: в нем было всего двенадцать братий, и, по скудости средств к содержанию, больше этого числа братий не допускалось; положено было правилом принимать нового брата только тогда, когда выбудет кто-нибудь из числа двенадцати. Богослужение нередко отравлялось у них при свете березовой лучины, а иногда литургия не могла совершаться по недостатку вина. Игумен, однако, строго запретил ходить и просить милостыню и постановил правилом, чтобы все жили от своего труда или от добровольных, невыпрошенных даяний. Сам Сергий показывал собой пример трудолюбия: пек хлеб, шил обувь, носил воду, рубил дрова, во всем служил братии, ни на минуту не предавался праздности, а питался хлебом и водой.(5)
Чрезвычайно крепкое и здоровое телосложение способствовало ему переносить такой образ жизни. Вместе с тем он был строг и к другим, требовал от братии такой же суровой жизни, какую вел сам. Через несколько времени, однако, положение монастыря улучшилось. Молва о святой жизни Сергия и его братии расходилась все более и более, и вот пришел к ним из Смоленска архимандрит Симон. Он принес с собою значительное имущество, которое пожертвовал в монастырь Сергия. За ним прибыл брат Сергия, Стефан, и привел двенадцатилетнего сына своего Ивана, которого отдал под начало Сергия; последний тотчас постриг его, назвавши Феодором. С этих пор Сергий не ограничивал числа братий в своем монастыре, постригал всякого желающего,подвергнув предварительно строгому испытанию. В монастырь все более и более стало приходить богомольцев: были между ними нищие странники, которых нужно было кормить, но были князья, воеводы и богатые люди, дававшие на монастырь богатые вклады. О Сергии распространилось мнение, что он одарен свыше даром пророчества. Несмотря на эту славу, Сергий продолжал вести прежний простой
образ жизни и с равной любовью обращался как с князьями, которые обогащали монастырь, так и с бедняками, питавшимися от монастыря.
Между тем пустынные окрестности обители стали заселяться: уже во времена княжения Ивана Ивановича возник около монастыря посад, а за ним заводились села и починки; люди вырубали леса и обращали дикую землю в обработанную. Эти новопоселенцы в своих взаимных делах обращались к Сергию, как к судье и миротворцу. Жизнеописатель Сергия, замечая, что вообще в обычае сильных было обижать убогих и присваивать чужое у соседей, рассказывает такой случай: один житель монастырского посада взял у другого кабана себе на пищу и не заплатил за него денег. Обиженный прибегнул к Сергию. Сергий призвал к себе обидчика и сказал ему так: "Чадо мое, веришь ли ты, что есть Бог? Знай же, что он отец сиротам и вдовицам, судья праведным и грешным; те, кто грабят других и недовольны дарованным от благости Божией, беспрестанно желают чужого, те сами
обнищают, и дома их опустеют, и забудется сила их, и в будущей жизни ждет их бесконечное мучение. Отдай же тому сироте то, что ему следует, и вперед так не поступай". Виновный послушался. Когда Сергий решил вводить в Троицком монастыре совместное житие монахов (общежитие), упраздняя, говоря современным языком, "личное подсобное хозяйство" каждого члена братии, то он с целью умиротворить недовольных, подкрепил свой авторитет письмом патриарха Константинопольского, благословляющего общежитие в обители. Патриарх не знал Сергия, но знал митрополита Алексия и по его просьбе составил это письмо.
Уважение к Сергию побуждало великого князя Дмитрия несколько раз обращаться к нему. В 1365 году, по поводу спора Дмитрия Константиновича суздальского с его братом Борисом за Нижний Новгород, по повелению Дмитрия московского и митрополита Алексия, Сергий ездил в Нижний Новгород, затворил в нем все церкви и тем принудил Бориса уступить брату. В 1385 году Сергий, уже престарелый, устроил вечный мир между непримиримыми до того врагами: Дмитрием московским и Олегом рязанским. Но самую громкую славу приобрело его отношение
к Куликовской битве. Дмитрий, собираясь идти на Мамая, ездил к нему за
благословением. Сергий предрек ему победу и возбуждал как великого князя, так и весь русский народ на священную брань за свободу Руси. Когда предсказание сбылось и русские победили, святость Сергия возвысилась еще более.(6)
Таким образом, ежедневный совместный труд, духовные созерцания на лоне строгой и величественной природы Радонежа, изучение народных ремесел и крестьянского дела, живая связь с землей и с тем, что дарит она человеку, - таковы пути, на которых Троицкие иноки обретали в себе чувство своей Родины, чувство национального самоопределения.
Глава II. Значение деятельности преподобного Сергия Радонежского в духовно-патриотическом возрождении русского народа.
2.1 Преподобный Сергий Радонежский - духовный предводитель Руси.
В сознании Сергия и его воспитанников служение Святой Троице постепенно соединялось с мыслями об Отечестве, о его судьбе. Являясь высшим нравственным ориентиром, образцом идеального человеческого общежития, Троица начинала осмысливаться подвижниками как символ созидания всего государства. Так в стенах Сергиевой обители складывалась концепция духовно-патриотического возрождения Руси - концепция, в основу которой были положены наиглавнейшие принципы христианского общежития: духовное единство, бескорыстное служение общему делу, взаимосогласие , любовь к ближнему.
Эпоха Сергия совпала с важным историческим процессом - становлением Руси Московской. Постоянные междоусобные войны препятствовали образованию единого государства. В подобной обстановке русский народ не мог обратиться к решению созидательных задач, не мог ощутить себя самостоятельной нацией. Преподобный Сергий прекрасно понимал это. Подвижник считал, что жизнь созидающего государства должна основываться на трех факторах - внутреннем единстве, внешней независимости и Православной культуре - источнике нравственной силы народа; только при наличии данных факторов складываются предпосылки для развития просвещения, открываются пути к духовному возрождению общества, подготавливается почва к национальному подъему.
Что же помогало Сергию умиротворить непокорный нрав князей - сепаратистов ?
Ответ на этот вопрос нам дает В.Ключевский. “Наблюдение и любовь к людям, - пишет историк, - дали [Сергию] уменье тихо и кротко настраивать душу человека и извлекать из нее, как из хорошего инструмента, лучшие ее чувства, - то уменье, перед которым не устоял самый упрямый русский человек 14 века, князь Олег Иванович рязанский ...” (7). Однако, любовь - то великое чувство, с которым Преподобный Сергий шел к людям, понималась подвижником не только как умиротворяющее начало, но и как активная борьба со злом. Вероломству князей - вотченников Сергий противостоял величием своего духа, рожденным из глубокой любви к человеку как высшему воплощению замысла Божественной Троицы; победить же внешних врагов, считал Преподобный, - врагов, грозящих уничтожить русский народ, его веру и культуру, можно лишь силой боевого оружия и воинской доблести, соединенной с мыслью о защите Отечества.
Несомненно, всякий русский человек помнит благословение, которое дал Преподобный Сергий князю Дмитрию на битву с Мамаем. Но далеко не каждый осознает, каким глубоким смыслом проникнут этот поступок подвижника, какая великая воспитательная сила скрыта в нем.(13)
Для того , чтобы по достоинству оценить роль Сергия в историческом процессе, связанном с возрождением в сердцах русских людей патриотизма, нам необходимо обратиться к основным событиям, происходившим на Руси в последние три десятилетия 14 века.
2.2 «Величайший урок патриотизма»
Силы, враждебные русскому народу и его вере, надвигались как с Востока, так и с Запада. Осознавая серьезность столкновения, Дмитрий призвал русских князей к совместному выступлению против иноземных захватчиков. Под знаменами Дмитрия сплотились княжеские дружины и народные ополчения из Владимирского, Ярославского, Ростовского, Костромского, Муромского и других княжеств . Предчувствие критического часа нации сообщило людям дружный объединительный порыв: никогда на Руси не собиралось такого огромного войска (100-150 тысяч воинов).
Как опытный военачальник Дмитрий понимал, что людям, идущим на жестокую, кровопролитную битву, необходима духовная поддержка. В час, когда решалась судьба Отечества, укрепить дух народа, пробудить в нем скрытые силы могла лишь Православная Церковь, сокрушить которую и стремился Мамай. Однако, митрополита Алексия уже не было: опекун и наставник князя Дмитрия умер двумя годами раньше (11). Со смертью же Святителя в среде высшего духовенства началась длительная борьба за митрополичью кафедру . Среди вступивших в эту борьбу иерархов, занятых лишь своими честолюбивыми планами, не было никого, кто был бы духовно близок князю. Дмитрий осознавал, что слово таких иерархов не сможет воодушевить народ, идущий на битву.
В минуту тягостных раздумий о судьбе Родины князь Дмитрий едет в Троицкий монастырь – туда , где вдали от захлестнувших церковь волнений делал свое тихое дело Преподобный Сергий - именно его и хотел видеть своим преемником митрополит Алексий, однако подвижник, отказавшись от высшего церковного сана, по-прежнему оставался наставником и воспитателем радонежской братии, являясь и для нее, и для всего русского народа образцом нравственности, чистой, богоугодной жизни (13).
До сих пор Сергий был тихим отшельником, скромным и смиренным иноком, умиротворителем враждующих. Теперь же подвижника ожидало крайне трудное дело: ему предстояло благословить князя на войну, на кровь. Смиренные увещания, с которыми Сергий обращался к непокорным князьям, его отказ от митрополии - все ясно свидетельствует о том, насколько глубоко Преподобный любил простоту духа, тихое делание. Крайность в поступках была чужда ему. Но в этот час, когда на Русь шли полчища завоевателей, когда решалась судьба русского народа, судьба Православия, Сергий чувствовал, что не может оставаться безучастным. Подвижник осознавал, что теперь от его слова зависит боевой дух поднявшегося на борьбу с врагом войска.
Возможно, что в эти минуты Преподобный вспомнил одну из самых ярких страниц отечественной истории : в 1240 г. князь Александр Невский с немногочисленной ратью наголову разбил огромное войско шведского крестоносца Биргера , - поддержать дух русских бойцов помогло тогда слово владыки Спиридона, благословившего молодого князя Александра на борьбу с иноземными захватчиками . Несомненно, Преподобный Сергий хорошо знал об этом историческом факте. Подвижник понимал, что ему предстоит стать преемником новгородского владыки. После молебна в церкви Троицкого монастыря князь Дмитрий стал прощаться с игуменом. Нужно было торопиться: во время службы в обитель прибыли вестники и сообщили князю о новом продвижении Мамая .
Однако Преподобный, как свидетельствует летопись, упросил Дмитрия остаться к трапезе. “В простоте, обыденности и одновременно странности этой просьбы был весь Сергий: как будто не желая вникать в обстоятельства великого князя, он просил его помедлить в самое неподходящее для этого время.
Но за трапезой как бы невзначай он сказал Дмитрию слова, смысл которых превосходил все, что надеялся и предполагал услышать здесь сегодня московский князь” .
С непоколебимой уверенностью Преподобный Сергий заговорил о победе русского оружия над полчищами Мамая, призывая князя смело вершить предначертанное. Когда же Дмитрий, благословленный на битву, уезжал из Троицкой обители, Сергий сделал, казалось бы, невозможное для монаха: кроткий подвижник послал на бой двух иноков, Пересвета и Ослябю, утверждая своим поступком мысль о том, что борьба за освобождение Отечества, за веру - святое дело, объединяющее всех православных христиан.
Со времен Александра Невского это был величайший урок патриотизма , урок, значение которого обрело национально-исторический характер: “при самом малом числе участников и свидетелей произошло событие, о котором из века в век будут потомки передавать устные и письменные предания, которому будут посвящены песнопения и полотна художников, благодарная память старых и восторженное вдохновение молодых” .
Присутствие в русских войсках двух монахов, учеников Преподобного Сергия, пробуждало в бойцах необыкновенное мужество и стойкость, сознание того, что они идут на великое, священное дело. Согласно преданию, инок Пересвет, посланный Сергием на битву, и был богатырем, который перед началом сражения вступил в смертельное единоборство с татарским великаном Темир-Мурзою .
6 сентября 1380 года боевые дружины Дмитрия достигли берегов Дона. Старшие, опытные воеводы предлагали князю остановиться и ждать татар. Однако Дмитрий, вопреки советам, перешел через Дон, отрезав своим войскам путь к отступлению .
Накануне сечи в стан Дмитрия, расположенный на Куликовом поле, прибыл гонец с посланием от Преподобного Сергия: подвижник призывал князя смело, безо всякого промедления вступать в бой с неприятелем, воодушевлял ратников на предстоящий подвиг .
В день же самой битвы Сергий был в высочайшем духовном подъеме. Призвав к себе всю братию, он усердно молился с нею за успех священного дела. Из стен Троицкой обители, находящейся за сотни верст от Куликова поля, Преподобный, обладая пророческим даром, как очевидец, следил за ходом сражения, называл по именам павших воинов и читал заупокойные молитвы. После нескольких часов, проведенных в напряженном созерцании боя, подвижник возвестил братии об окончательном поражении врагов (9). Пророчества Сергия исполнились: кровопролитное сражение завершилось победой русского оружия; князь Дмитрий возвратился в Москву победителем.
Победа русского народа на Куликовом поле имела величайшее историческое значение. В Восточной Европе весомо дала о себе знать новая сила, которую уже не могли сокрушить ни литовский князь, ни золотоордынский хан: это была победившая Мамая Русь; после длительного периода исторических неудач и унижений она вновь обретала уверенность и могущество.
Таким образом , поднявшись на борьбу с кочевниками, русские князья впервые встали во главе общенационального движения за независимость. Дмитрий и его союзники не ограничились обороной своих уделов, а собравшись в единое войско, вышли в степь и бились, защищая всю русскую землю (8). По образному выражению историка Л.Н.Гумилева , “суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах”. (11). Выйдя на Куликово поле, русские люди, объединившись, защитили Православную веру, отстояли свою Родину. Низвергнув врага, они впервые за долгие годы иноземного ига почувствовали свое единство и силу.
Заключение
Исследование, проведенное в данной работе, позволяет сформулировать вывод о том, что деятельность преподобного Сергия оказала огромное значение в духовно-патриотическом возрождении русского народа.
Благодаря деятельности Преподобного Сергия и его сподвижников христианское просвещение распространялось по всей Руси. Троицкая община стала для русского народа высшим духовным ориентиром. Таким образом, люди увидели пример жизни, которая, обретает смысл и завершенность в подвиге во славу своего Отечества.
Сергий Радонежский внес огромный вклад в развитие духовной культуры Руси. Он небесный заступник Русской земли. Существует множество версий о сотворении мира, множество религий, богов, легенд, мифов, но Сергий Радонежский это не миф и не легенда, он был, есть и всегда останется в истории Русского государства.
Великое бескорыстие, вдохновенное служение Родине, духовная высота, непрерывное нравственное совершенствование - все, что завещал нам Преподобный Сергий и что на протяжении многих столетий являлось неотъемлемой частью нашего национального менталитета, - сегодня должно стать основным ориентиром подрастающего поколения, прочно утвердившись в системе современного патриотического воспитания. Без этого невозможно ни становление духовно здоровой, всесторонне развитой личности, ни построение сильного, просвещенного государства.
Список использованной литературы
1) Борисов Н.С. И свеча бы не угасла...
2) Васянин А. "АЛФАВИТ" No.51-1, 1999-2000.
3) Георгиевский Г. Заветы Преподобного Сергия. – Сергий Радонежский, М,
1991
4)Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т.1. М., 1900.
5)Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М., 1992.
Дунаев М.М. Православие и русская литература: учебное пособие для студентов духовных академий и семинарий. Ч.1. М., 1996.
6)Епифаний Премудрый ( 16 век) Е.И «Жизнь и подвиг Сергия Радонежского Чудотворца».
7)Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия,игумена Радонежского./Сост. Архимандрит Никон. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904.
8)Знаменский П.В. История русской церкви. М., 1996.
9)Кожинов В. Судьба России: вчера, сегодня, завтра. М., 1997.
10)Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М., 1994.
11)Кучкин В. А. Сергий Радонежский. - Вопросы истории. – 1992. - № 10.
Кудрявцев М. Светильники Сергиевы. // Памятники Отечества. 1992.
12)Кусков В.В. История древнерусской литературы. М., 1982.
13)Лошиц Ю. Дмитрий Донской. М., 1995.
14)Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским: в двух частях. М., 1990
15)Хрестоматия по древнерусской литературе./Сост. М.Е.
Федорова,Т.А.Сумникова. - М., 1994.
Повезло! Стихи о счастливой семье
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Зимний дуб
Кто чем богат, тот тем и делится!
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой