Экскурсия по селу Андреевка из цикла "Тайны родного края"
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursionnyy_marshrut.docx | 821.32 КБ |
Экскурсионный маршрут
Экскурсия в селе Андреевка на Казачью Гору.
Место экскурсии: с.Андреевка Нурлатский муниципальный район Республика
Татарстан.
Состав группы не менее 15 человек.
Продолжительность экскурсии 30 минут.
Пешая экскурсия.
Приложение.
Современная деревня Андреевка расположена в живописном, красивом месте. Со всех сторон она окружена лесом, а по середине протекает речка Киклинка. Она впадает в Большой Черемшан, а он, в свою очередь, плавно несет свои воды в нашу любимицу Волгу. На родном языке название деревни звучит совершенно по – другому. Рядом с нами много селений, у которых их названия звучат одинаково: Богдашкино- Пухтел, Тимошкино – Тимушкел, Челны – Чаллǎ. А наша – по- чувашски Киклепуç, в архивных документах она называется Верхняя Кикла (XVII век). Оказывается, в старину на месте нашей деревни кругом шумел дремучий лес. С южной стороны за лесом начинались степи. На селения, которые находились на берегах Черемшана, совершали набеги степные кочевники, они разоряли их жилища, уводили в плен молодых, работоспособных людей. Видимо, спасаясь от подобных набегов, некоторые чуваши поселились в глубине леса на берегу реки Киклы. Кикла была широкой, глубокой полноводной рекой, об этом говорит ее русло, но сейчас она обмелела, стала уже, и называют ее Киклинкой. Название первой деревни Верхняя Кикла связано с названием этой реки. Самые первые жители поселились на левом ее берегу, занимались сначала скотоводством, потом и земледелием: они выкорчевывали деревья, использовали большие поляны под посевы сельскохозяйственных культур. Исторические и архивные документы подтверждают, что многие селения на реке Большой Черемшан основали чуваши. Старые Челны- село, находящееся в 12 километрах от нас. Это село появилось в 16 веке. Оно (поселение) называлось Починок Челны. Русские жители появились здесь попозже. Некий житель Андрей из Починка Челны поселился на правом берегу Киклинки, чуть дальше от Верхней Киклы. Вот эта деревня стала называться Починок Андреевский. Прошли столетия. Андреевка появилась после принятия чувашами христианства. Деревни обе объединились. К началу 20 века деревня уже имела одно название. По документам она значилась как Андреевка. В документах по переписи населения в 1908 году большинство ее жителей были крещеными. Здесь были и церковь, и церковно-приходская школа, две лавки и многое другое. Деревня была большая.
Пихампар – овраг
Пихампар - овраг находится в южной стороне деревни, в старину тут протекала неглубокая речка, которая впадала в Киклинку. Та безымянная речка берет начало глубоко в лесу, а на окраине леса было место, где наши предки преклонялись Пигамбару (Пихампару). По словам старожилов, даже в середине ХХ века на берегу данного оврага находился родник,а речка обмелела.) По обеим сторонам пруда росли разные деревья: липа, осина, береза, а на самом краю возвышались крепкие столетние дубы. И в настоящее время на этом месте растут ветвистые дубы, которых мы сфотографировали во время экскурсии.
Пихампар –главный из предстоящих перед Всевышним Богом высших духов, второе после Бога (Турǎ) у чуваш – язычников. Название «Пихампар» пришло из персидского языка «пейгамбар» и означает «пророк», «благовестник». Пихамбар предсказывал судьбу людям. Еще при рождении младенца предсказывал, как он будет жить (есть выражение и среди русских «на лбу написано» -( çанки çине çырса хунǎ), как сложится его дальнейшая жизнь, и как он умрет. Видимо, поэтому о людях, которых достигает неудача, горе и смерть, говорят: «Так судьбой, наверное, предназначено».
Киремет – овраг
Киремет- овраг, наоборот, находится на северо-западе от нашей деревни. В старину по берегам его рос смешанный лес, на окраине тоже стояли вековые дубы. В настоящее время только защитную полосу составляет молодняк из осин, лип и берез. А в глубине стоят полувековые сосны, посаженные руками человека. Здесь протекает ручей, а чуть выше - древний родник. Он сохранился до сегодняшних дней, но не благоустроен.
У язычников - чуваш существовал «Мǎн Киремет», то есть « великий Киремет»- главное божество земного мира, что и среди ученых существуют множество преданий о Киремете. Некоторые считали его то братом верховного бога, то его сыном. Некоторые ученые говорят, что Киремет- «злой дух». В большинстве тюркских языков «Киремет» означает «чудо, благородство, целительное средство». У марийцев, мордвы, удмуртов слово « Киремет» заимствовано из чувашской религии, и это слово означает «злой дух, божество, священное место».
Тайна Казачьей Горы.
Недалеко от нашей деревни расположена возвышенность. Называют ее Казачьей Горой. Свое название она получила из-за того, что во времена Пугачевского восстания (1773-1774) войско Е.Пугачева двигалось на Казань. И из-за небольшой численности войска Пугачев поднимал приволжские народы на борьбу. Войско проходило через нашу Андреевку, останавливаясь на привале на этой горе. Несколько недель солдаты жили здесь, готовились к походу дальше, лечили раненных и больных, жгли костры. О том, что Пугачев проходил здесь есть доказательства. С Пугачевским восстанием связана находка которая была обнаружена на Казачьей Горе. Житель с. Андреевка Савельев Николай , когда пас стадо в овраге решил развести костер и начал копать, вдруг он увидел, что наткнулся на что-то металлическое. Вынув находку из земли он увидел, что это старинный штык-нож от солдатского ружья.
Он принес находку домой обмыл, почистил его и некоторое время она пролежала у него на чердаке. Нож был длинным, ручка была деревянная, но от времени дерево рассыпалось в пыль. Николай укоротил лезвие и отреставрировал ручку. На рукоятке ножа есть печать: круг в середине которого буква Д. – это говорит о том , что это оружие изготовлено на заводах Демидова. Нож имеет именной номер 18975. Выполнен из железа , а не из стали. Так как сталь в то время не выплавлялась, а железная руда уже использовалась.
Чей это штык? Какой солдат оставил его на Казачьей Горе? Что с ним случилось? Ответ на заданные вопросы нет. Такова загадка Казачьей Горы.
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Простые летающие модели из бумаги
Барсучья кладовая. Александр Барков
Есть в осени первоначальной...
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году