Исследовательская работа " Права ребенка и формы его правовой защиты"
Вложение | Размер |
---|---|
prava_rebenka_i_formy_ego_pravovoy_zashchity.doc | 119.5 КБ |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Права ребенка
2. Правовая защита ребенка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Основой любого современного государства, ячейкой общества, несомненно, является семья. Главной же ценностью семейной жизни считаются дети. Именно забота о них является залогом процветания государства и общества. Причем забота эта должна исходить в равной степени и от родителей, и от государства. Государство путем должной поддержки извне, социальной политики, проводимой в отношении семьи и детства, способствует становлению полноценных граждан и развитию общества в целом. Сегодняшняя действительность свидетельствует, что обеспечение прав ребенка стало серьезной проблемой для России.
XX столетие принято называть «веком ребенка». Этому способствовало усиление признания ценности феномена Детства вследствие разноплановых международных исследований. Отношение к детям в международном сообществе постепенно приобретает новое качество. Все более очевидной становится истина, что несовершеннолетние дети достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны любого государства. Однако действительность не оправдала этих надежд, особенно в России. Период глубоких социальных и экономических преобразований, переживаемых Россией в последние десятилетия, породил в стране такие почти забытые социальные явления, как бродяжничество, попрошайничество, беспризорность детей. Трансформации современного российского общества особенно болезненно отразились на мире детства — наименее защищенной части населения. К сожалению, сохраняющиеся тенденции дестабилизации социально-экономического положения, безработицы усугубляют положение детей. Все это свидетельствует о чрезвычайной важности института социальной защиты детства и предъявляет, в свою очередь, высокие требования к подготовке социальных педагогов, социальных работников, общественных деятелей и всех тех, кому небезразлична судьба детей.
Целью исследования является рассмотрение вопроса прав детей и формы их правовой защиты.
Задачи, стоящие для достижения указанной цели, следующие:
- рассмотреть права ребенка;
- проанализировать вопросы правовой защиты прав детей.
Структурно работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.
Семейный кодекс РФ разделяет права несовершеннолетних детей на два вида: личные неимущественные права и имущественные права.
К личным неимущественным правам несовершеннолетних детей относятся:
- право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ);
- право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);
- право на защиту (ст. 56 СК РФ);
- право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);
- право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).[1]
Одним из самых важных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Именно семья формирует полноценную личность и гражданина, именно в ней закладываются основы для дальнейшего развития. Семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие ребенка. Никакие общественные формы воспитания не могут заменить ребенку семью, даже неблагополучную. Обязанность по созданию в семье условий, обеспечивающих полноценное развитие ребенка, его уверенность в себе, активное участие в жизни общества, лежит на родителях. Они ответственны за всестороннее обеспечение интересов своих детей.
Родительское правоотношение является сложным по своему содержанию и включает в себя:
1) отношения по материальному содержанию детей;
2) отношения, связанные с воспитанием детей;
3) отношения, связанные с образованием детей;
4) иные отношения, возникающие при реализации личных и имущественных прав и обязанностей родителей и детей.
Субъекты этих правоотношений приобретают сразу всю совокупность прав и обязанностей, входящих в это правоотношение. "Возникновение прав и обязанностей не зависит от воли субъектов. Права и обязанности для субъектов родительского правоотношения возникают с момента рождения ребенка. Нельзя "отложить" их наступление, отсрочить, перенести на другое время и т.д. Все эти права и обязанности характеризуются как первоначальные".[2]
Специфика детско-родительских отношений заключается в том, что они существуют на основе нравственных норм, при этом и родители, и дети должны руководствоваться правилами, закрепленными в правовых нормах. Семейное законодательство содержит большое число норм, регламентирующих отношения между родителями и детьми, значительное их количество связано с воспитанием последних.
Отношения между родителями и детьми "основываются преимущественно на любви родителей к детям - любви невольной, бессознательной, чуждой всякого расчета, нередко незаслуженной со стороны детей и даже необъяснимой с точки зрения холодного рассудка... Если мать радуется улыбке своего ребенка, то потому, что любит его, а не потому, что улыбка младенца содержала какое-либо объективное основание для счастья: не радует же ее улыбка чужого ребенка... Но так как отношения между родителями и детьми представляют и внешнюю сторону, а все внешние отношения поддаются юридическим определениям, то законодательство считает своей обязанностью регламентировать их, тем более что хотя и редко, но встречаются случаи, когда законы физиологии и законы нравственности не обеспечивают достаточно надлежащие отношения между родителями и детьми".[3]
Регламентация семейных отношений направлена на упорядочение отношений по воспитанию, надлежащее воспитание подрастающего поколения, удовлетворение потребностей родителей в личном общении со своими детьми и потребности ребенка иметь условия для духовного и физического развития, обеспечение принципа равенства мужчины и женщины в семейных отношениях, формирование чувства ответственности за семью и за воспитание ребенка.[4]
Права и обязанности в отношении детей в равной степени возложены на отца и на мать ребенка, то есть семейное законодательство устанавливает равенство родительских прав (ст. 61 СК РФ). В соответствии с пунктом 2 статьи 31 СК РФ вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов. Кроме того, согласно пункту 2 статьи 38 Конституции РФ забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Нормы Семейного кодекса РФ о праве ребенка на семейное воспитание согласуются с правилом, установленным в пункте 2 статьи 20 Гражданского кодекса РФ, где место жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, определяется как место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. В целях обеспечения права ребенка на совместное проживание с родителями или лицами, их заменяющими, регистрация по месту жительства детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении несовершеннолетних. Таким же образом осуществляется и регистрация несовершеннолетних граждан по месту пребывания. Регистрация по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет производится на основании их свидетельства о рождении согласно пунктам 28, 29 Правил регистрации граждан РФ по месту жительства.
Право ребенка жить и воспитываться в семье кроме изложенного права на семейное воспитание и совместное проживание с родителями также включает в себя такие права ребенка:
- право знать своих родителей;
- право на заботу родителей;
- право на воспитание своими родителями;
- право на обеспечение его интересов и всестороннее развитие;
- право на уважение его человеческого достоинства.
Право ребенка знать своих родителей, насколько это возможно, и право на их заботу следует из требований статьи 7 Конвенции о правах ребенка и связано с тем, что возникновение взаимных прав и обязанностей родителей и детей основывается на происхождении детей от данных родителей. Данное право неразрывно связано с правом детей на совместное проживание с родителями, создающим наиболее благоприятные условия для их надлежащего воспитания и всестороннего физического и духовного развития. Забота родителей о ребенке заключается не только в удовлетворении его жизненно необходимых потребностей материально-бытового характера (питание, обеспечение одеждой, обувью, учебными принадлежностями и т.п.), но и в проявлении внимания к ребенку, оказании помощи при разрешении интересующих его вопросов, в обеспечении его разнообразных интересов.
Право ребенка знать своих родителей на практике может быть ограничено случаями, когда получение сведений о родителях является невозможным. В первую очередь речь идет о подкинутых (найденных детях). Окончательно не решен вопрос о соотношении права ребенка знать своих родителей с тайной усыновления и тайной биологического происхождения ребенка (при применении методов искусственного оплодотворения человека).[5]
Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Уважение человеческого достоинства ребенка в семье - неотъемлемая часть его надлежащего воспитания. Семейный кодекс, провозглашая такое право, определяет одно из главных направлений семейного воспитания.
Право на воспитание включает ряд правомочий, которые составляют:
- право родителя на личное общение с ребенком;
- правомочия по религиозному воспитанию ребенка;
- правомочия по выбору формы образования и образовательного учреждения для ребенка;
- право представлять и защищать интересы своих детей;
- право дачи согласия на усыновление ребенка и некоторые другие права.[6]
Право ребенка жить и воспитываться в семье не может быть реализовано лишь в исключительных случаях, если совместное проживание с родителями противоречит интересам ребенка, при лишении родителей родительских прав или при ограничении их в родительских правах. Решение о раздельном проживании ребенка с родителями может быть принято только судом с соблюдением установленных СК РФ процедур и условий. Это соответствует международно-правовым нормам, согласно которым разлучение ребенка с родителями допускается по судебному решению исходя из наилучших интересов ребенка. Такое решение может оказаться необходимым, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем, когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка (ст. 9 Конвенции о правах ребенка).
С правом детей жить и воспитываться в семье неразрывно связано закрепленное статьей 55 СК РФ право детей на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками, что создает необходимые предпосылки для полноценного воспитания и образования детей.[7]
Ребенок имеет право на общение с родственниками обоих родителей, включая бабушку и дедушку как со стороны отца, так и со стороны матери. Исчерпывающий перечень родственников, имеющих право на общение с ребенком, в СК РФ отсутствует, что дает возможность включения в эту категорию лиц не только близких родственников обоих родителей ребенка, непосредственно указанных в данной статье, но и родственников более отдаленных степеней родства. Родственники - лица, связанные между собой кровным родством и происходящие один от другого или от общего предка, в том числе прадедушка (прабабушка), дядя (тетя) и т.д.[8]
В реальной жизни вопрос об общении ребенка с теми или иными родственниками может быть решен в каждой семье по-своему, в том числе и в зависимости от существующих родственных связей в соответствии с местными и национальными традициями. При решении данного вопроса необходимо руководствоваться, прежде всего, интересами самого ребенка. Формы общения могут быть самыми разнообразными: переписка, личные контакты при встрече, телефонные переговоры и т.п., они зависят от возраста ребенка, места жительства его и его родственников, наличия или отсутствия конфликтов в семье и от других обстоятельств.
Семейный кодекс особо оговаривает, что право ребенка на общение с обоими родителями сохраняется также в случаях:
1) расторжения брака родителей;
2) признания брака родителей недействительным;
3) раздельного проживания родителей, в том числе при их проживании в разных государствах.
Ребенок, родители которого проживают в разных странах, имеет право, за исключением особых случаев, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. И ребенок, и его родители для этих целей вправе покидать любую страну, включая свою собственную, а затем возвращаться в нее в соответствии со статьей 10 Конвенции о правах ребенка. Иногда в нарушение прав ребенка родитель - гражданин иностранного государства без предварительного согласования с другим родителем - гражданином РФ увозит ребенка в другое государство и не дает ему фактически возможности общаться с родителем - гражданином РФ. Решение вопроса о порядке общения ребенка с оставшимся в России родителем приобретает затяжной и довольно сложный характер из-за отсутствия договоров РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам с большинством зарубежных государств.
Лишение родителей права на общение с ребенком предусматривается в строго установленных случаях: в судебном порядке - при лишении или ограничении родительских прав (ст. ст. 71, 74 СК РФ), в административном порядке - при отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства из-за непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ).
Право ребенка на общение со своими родителями и другими родственниками в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу и др.) отдельно регламентируется в Кодексе, что согласуется с нормами международного права, предусматривающими в таких случаях право ребенка на незамедлительное и непосредственное информирование об обвинениях против него через его родителей или законных опекунов и попечителей и получение правовой и другой необходимой помощи с их участием при подготовке и осуществлении своей защиты (ст. 40 Конвенции о правах ребенка).
При привлечении ребенка к административной или уголовной ответственности его общение с родителями и другими близкими родственниками крайне необходимо для него. Оно осуществляется в порядке и формах, которые предусмотрены действующим законодательством. Так, законом предусмотрено, что родители как законные представители осуществляют защиту прав и законных интересов своего несовершеннолетнего ребенка, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Они обязательно должны быть уведомлены об административном задержании несовершеннолетнего. При рассмотрении же дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие родителя в соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 25.3, пунктом 4 статьи 27.3 КоАП.
Согласно статье 48, пункту 3 статьи 423, пункту 1 статьи 426 УПК РФ родители привлекаются на основании постановления следователя, прокурора, дознавателя к участию в качестве законных представителей по уголовным делам в отношении своих несовершеннолетних детей с момента их первого допроса в качестве подозреваемого или обвиняемого, а также незамедлительно извещаются об их задержании или заключении под стражу.
Родители вправе:
1) знать, в чем подозревается или обвиняется их ребенок;
2) присутствовать при предъявлении ребенку обвинения;
3) участвовать в допросе ребенка в качестве подозреваемого, обвиняемого, а также с разрешения следователя - в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием защитника;
4) знакомиться с протоколами следственных действий, в которых ребенок принимал участие, и делать письменные замечания о правильности, полноте сделанных им записей;
5) заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решение дознавателя, следователя, прокурора;
6) представлять доказательства;
7) по окончании предварительного следствия знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме.
По определению суда или постановлению судьи один из близких родственников несовершеннолетнего обвиняемого может быть допущен в качестве защитника по уголовному делу (п. 2 ст. 49 УПК РФ).
Участие родителей как законных представителей предусмотрено в целях оказания помощи несовершеннолетнему подсудимому и в судебном следствии. Так, родители несовершеннолетнего подсудимого вызываются в судебное заседание, где согласно статье 428 УПК РФ они вправе заявлять ходатайства, давать показания, представлять доказательства, участвовать в прениях сторон, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, участвовать в заседании суда апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.
В соответствии со статьей 191 УПК РФ при допросе несовершеннолетних в качестве свидетелей или потерпевших (а это для ребенка, как правило, тоже экстремальная ситуация) вправе присутствовать их законные представители (то есть родители, усыновители, опекуны, попечители) или их близкие родственники.
Существуют и другие формы общения ребенка с родителями в условиях экстремальной ситуации: посещение больного ребенка в лечебном учреждении, свидание с задержанным ребенком в местах предварительного заключения или с осужденным ребенком в воспитательных колониях.
При этом общении обязательно должны соблюдаться установленные законом порядок и условия. Так, осужденным несовершеннолетним, содержащимся в воспитательных колониях общего или усиленного режима, могут предоставляться краткосрочные (продолжительностью четыре часа) и длительные (продолжительностью до трех суток на территории воспитательной колонии и до пяти суток с проживанием вне воспитательной колонии) свидания с родителями (с правом совместного проживания с родителями). Количество свиданий и их продолжительность зависят от условия содержания. Несовершеннолетние осужденные также имеют право на телефонные переговоры с родителями в установленном порядке. Они могут быть поощрены путем предоставления права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей продолжительностью до восьми часов (ст. ст. 89, 92, 133, 134, 135 УИК).
Право ребенка жить и воспитываться в семье, общаться с родителями и другими родственниками сложно, а зачастую невозможно реализовать в случаях утраты родительского попечения: отсутствия родителей, смерти родителей, лишения их родительских прав, признания недееспособными, болезни родителей и в других случаях, предусмотренных статьей 121 СК РФ. Право ребенка на воспитание в семье обеспечивается в таком случае органом опеки и попечительства в установленном законом порядке (гл. 18 СК РФ). При этом согласно статье 123 СК РФ предпочтение отдается семейным формам воспитания детей, оставшихся без родительского попечения: передаче их на усыновление, в приемную семью или под опеку (попечительство). И только в том случае, когда отсутствует возможность устройства ребенка на воспитание в семью, он подлежит передаче в детское воспитательное учреждение.
Пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 от 27 мая 1998 г. "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей"[9] содержит примерный перечень учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К ним относятся дома ребенка, школы-интернаты, детские дома, дома инвалидов, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, территориальные центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты для детей и подростков, интернаты для детей с физическими недостатками и другие. В отдельных регионах России могут создаваться другие учреждения, деятельность которых напрямую связана с защитой прав и интересов ребенка. При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в иные указанные учреждения исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.
2. Правовая защита ребенка
В Конституции Российской Федерации 1993 г. провозглашено, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 17, ч. 1). Материнство и детство, семья согласно Конституции находятся под защитой государства (ст. 38), которое создает социально-экономические и правовые предпосылки для нормального воспитания, развития и образования детей. Государственная политика в данной области, закрепленная в Конституции Российской Федерации, соответствует положениям международно-правовых актов, в частности Конвенции о правах ребенка.
Конвенция о правах ребенка нацелена на изменение, обновление, усовершенствование национального законодательства в соответствии с ее принципами и нормами. О пристальном внимании законодательных и исполнительных органов власти России к реализации Конвенции свидетельствуют многочисленные нормативные акты последних лет, в которых находит конкретное воплощение идея защиты прав ребенка.
В период с 1993 г. принято более ста нормативных правовых актов, направленных на защиту прав и интересов детей, включая законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Существенно расширилась деятельность структур, занимающихся проблемами семьи и детства в органах государственной власти на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. Мощным импульсом для реализации новых подходов к решению различных проблем жизнедеятельности детей служат целевые программы федерального, регионального и местного значения.[10]
Особо важное значение для обеспечения прав ребенка с учетом положений Конвенции о правах ребенка имело принятие в 1995 г. Семейного кодекса Российской Федерации. Кодекс содержит специальную главу "Права несовершеннолетних детей", которая устанавливает право ребенка жить и воспитываться в семье, право ребенка на защиту, выражение своего мнения, охрану имущественных прав, защиту интересов ребенка в случае ненадлежащего с ним обращения, а также на защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Кодекс определяет формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливает процедуры выявления и устройства таких детей, включая судебную, вводит новый институт семейного воспитания этой категории детей - приемную семью. Кодекс построен на принципах уважения прав родителей, равенстве прав и обязанностей отца и матери.
Включению норм Конвенции о правах ребенка в национальное законодательство России способствовало принятие многих Федеральных законов.
24 июля 1998 г. был принят Федеральный закон N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка".[11] Законом устанавливаются основные гарантии прав и законных интересов ребенка, вводятся понятия "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации", "социальная адаптация ребенка", "социальная реабилитация ребенка", "социальные службы для детей", "социальная инфраструктура для детей" (ст. 1). В Законе определены цели государственной политики в интересах детей, в частности формирование правовых основ гарантий прав ребенка, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, реализации личности ребенка в интересах общества, а также принципы государственной политики в интересах детей (ст. 4).
В целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации объективной систематизированной аналитической информацией о положении детей в Российской Федерации и тенденциях его изменения ежегодно разрабатывается и представляется Правительством Российской Федерации палатам Федерального Собрания Российской Федерации Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации (ст. 22).
Порядок его разработки, распространения, в том числе опубликования, определяется Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 839 "Об утверждении правил разработки и распространения Государственного доклада о положении детей в Российской Федерации",[12] а правила представления материалов для его разработки - Приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2006 г. N 357 "Об утверждении правил представления материалов для разработки Государственного доклада о положении детей в Российской Федерации".[13]
Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. N 942 были утверждены "Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (Национальный план действий в интересах детей)". Общей целью государственной политики в этой области были определены стабилизация положения детей, а также создание реальных предпосылок для положительной динамики процессов их жизнеобеспечения. Для реализации этой цели поставлены следующие задачи: укрепление правовой защиты детства; поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей; обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей; обеспечение воспитания, развития и образования детей; поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах. Этот документ стал основой практических действий по улучшению положения детей. В настоящее время федеральными органами исполнительной власти прорабатывается соответствующий план действий в данной сфере на период до 2010 г.
В основу правовой базы всей системы профилактической и реабилитационной работы по преодолению ситуации с детской безнадзорностью и беспризорностью положена концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку реального права на достойную форму существования в здоровой социальной среде, на защиту прав и интересов, незамедлительное решение его проблем, оказание социальной и иной помощи.
В субъектах Российской Федерации (с учетом их социально-экономического положения) дополнительно к федеральным законам принимаются региональные законодательные акты, направленные на защиту прав и интересов детей, проживающих в данных территориях.
Представляется, что только комплекс мер, включающих обеспечение экономического роста, повышение занятости, улучшение финансирования работников бюджетной сферы и реформу образования, позволит устранить основные причины современных угроз, возникающих в сфере обеспечения прав детей.
Важнейшей составляющей социальной защиты детства являются гарантии соблюдения прав ребенка. Конвенция ООН о правах ребенка закрепила основополагающие нормы, которые необходимо соблюдать странам-участницам Конвенции в области защиты прав детей, в частности:
— уважение и обеспечение государствами-участниками всех прав, предусмотренных настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств; принятие всех необходимых мер для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи (ст. 2 Конвенции);
Соблюдение всех прав, предусмотренных в международных документах, декларируется в российском законодательстве. Так, в Конституции РФ одним из принципов правового статуса человека и гражданина является принцип гарантированности права, свободы и обязанности человека и гражданина. Данный принцип получает правовое положение в различных формах — как начало реализации всей совокупности прав и свобод личности и как определенные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности. Статья 2 Конституции РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 17), причем Российское государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и других обстоятельств (ст. 19).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нормативно-правовые акты
2. Специальная литература
3. Правоприменительная практика
[1] Носова И.Ю. О понятии и классификации прав ребенка // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 4. С. 18 - 21.
[2] Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения в СССР. М., 1972. С. 17.
[3] Мейер Д.И. Русское гражданское право. Ч. 2. М., 1997. С. 375.
[4] Нечаева А.М. Семья и закон. М., 1980. С. 101.
[5] Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. М., 1996. С. 206.
[6] Антокольская М.В. Указ. соч. С. 224 - 226.
[7] Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный) / З.А. Ахметьянова, Е.Ю. Ковалькова, О.Н. Низамиева и др.; отв. ред. О.Н. Низамиева. М.: Проспект, 2010.
[8] Додонов В.Н., Румянцев О.Г. Энциклопедический юридический словарь. М., 1996. С. 274.
[9] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 (ред. от 06.02.2007) "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" // Российская газета. – 1998. - N 110
[10] Емелина Л.А. Правовые основы защиты прав детей в Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. - 2007. - N 3
[11] Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 03.07.1998) // Российская газета. – 1998. - N 147
[12] Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 N 839 (ред. от 31.03.2006) "Об утверждении Правил разработки и распространения государственного доклада о положении детей в Российской Федерации" // Российская газета. – 2000. - N 223
[13] Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.05.2006 N 357 "Об утверждении Правил представления материалов для разработки государственного доклада о положении детей в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.06.2006 N 7963) // Российская газета. – 2006. -N 138
Растрёпанный воробей
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Хитрость Дидоны
Рисуем зимние домики
Соленая снежинка