«Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе
жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага»
Аристотель.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_retsept_druzhby.doc | 103 КБ |
Муниципальное казенное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
г.Нижнеудинск Иркутской области
Выполнила: Парилова Полина,
ученица 4 класса А
Руководитель: Ратушняк Лариса
Александровна
Должность: учитель начальных классов
Квалификация: высшая категория.
2012-2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение стр. 3-4
2. Анкетирование стр.5
3. Что такое дружба стр. 6-7
4. Учимся жить дружно стр. 8-10
а) Пословицы и поговорки о дружбе. стр. 8
б) Высказывания и афоризмы о друзьях и дружбе. стр. 9-10
5. Мои рассуждения о дружбе и моем классе. стр.11-12
6. Мои рецепты в объединении класса стр. 13-16
12. Заключение стр. 17
13. Литература стр. 18
14. Приложение стр. 19-21
Введение
«Дружба – самое необходимое для жизни,
так как никто не пожелает себе жизни без друзей,
даже если бы он имел все остальные блага»
Аристотель.
Не всегда в нашем классе сохраняется спокойная обстановка. Иногда возникают конфликты. Поэтому, необходимо, чтобы класс стал настоящим сплоченным коллективом. Для этого предстоит всем вместе приложить немало сил. Это сделать нелегко, мы все такие разные, с разными привычками, взглядами. И все же мы должны учиться строить отношения, договариваться между собой.
Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Человек человеку друг, товарищ и брат. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому каждый день надо творить добро. Как поется в песне:
Дружба крепкая не сломается,
Не расколется от дождей и вьюг
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит
Если это настоящий верный друг!
Хорошего настоящего друга найти очень не просто. Друзья – это те, кому мы верим, кто нас не придаст, не подведёт, способен поддержать нас в трудную минуту, посочувствовать нам и помочь. Другу мы можем доверить все свои откровения.
Дружба – это нелегкий труд – необходимо долгое время и немалые усилия, чтобы найти друга, а затем не меньшие усилия, чтобы сохранить и не потерять его. Нам нужна дружба, и я хочу, чтобы мы непременно научились быть друзьями!
Проблема дружбы - это актуальная проблема для многих школьных коллективов. После проведенного мною социологического опроса на тему «Как вы оцениваете дружбу в классе» выяснилось, что и наши одноклассники не стали исключением. Неспособность учеников заводить друзей или дружить с кем -либо длительное время - это актуальная проблема для нашего класса.
Я хочу, чтобы за время работы над проектом все здорово подружились. У каждого появились друзья. Ребята научились дружить, помогать друг другу. Мальчики подружились с девочками. Кто-то стал дружить целой компанией.
Гипотеза: Если мы, создадим Рецепт Дружбы, то мы подружимся еще сильнее и станем самым дружным коллективом, и нам будет тепло и уютно в нем жить еще очень и очень долго.
Цель проекта:
Формирование добрых взаимоотношений между детьми в классе, развитие стремления быть терпимым в обществе людей; воспитание уважения к одноклассникам, формирование дружного, работоспособного готового на взаимовыручку коллектива.
Задачи проекта:
- изучить и сформировать понятие дружба;
- помочь детям в решении многочисленных вопросов по теме «Дружба»;
- проверить предположение о том, что в процессе создания Рецепта Дружбы мы станем дружнее;
- развить умения и навыки построения межличностных связей;
- научиться анализировать полученные результаты;
- научиться пользоваться программой PowerPoint для оформления результатов.
- развитие творческих способностей учащихся;
- формирование навыков самостоятельной работы, работы в команде.
Анкетирование
Какое прекрасное слово – "дружба"! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своем. Произносишь слово "дружба" – и
сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов: это забавный Маугли со своим умным Балу, это музыкальный Львенок и мудрая Черепаха, это Винни-Пух со своими друзьями. Мир кино, мир героев мультфильмов, мир книги, наш мир, в котором мы живем, дарит нам прекрасное общение – общение с другом.
Друг – это любимая книга, которую читаешь, и тебе интересно с ней, друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний, друг – это старая плюшевая игрушка с оторванным ухом, которая выслушает тебя, когда тебе будет плохо. Свое исследование я начала с письменного анкетирования
своих одноклассников. «Дружба – это…»
Давайте, посмотрим, какими же качествами должен обладать настоящий друг по мнению нашего класса:
.Дружба это: доверии, взаимовыручка, помощь, любовь, общие интересы, уважение друг к другу, понимание, честность, сочувствие.
Дружба - это дополнение одного человека другим. Это полное понимание друг друга и умом, и душой. В дружбе важно: если вы хотите побыть в одиночестве, друг должен понять и уйти на время.
Что такое дружба
В древнерусских летописях есть тонкий и многозначительный образ друга.
В древних свадебных обрядах у жениха был друг, который заботился обо всем, что было необходимо на свадьбе и, когда молодые удалялись на покой, он оставался у дверей и охранял их покой.
Настоящий друг - это тот, кто может радоваться чужой радости, и все сделать для того, чтобы порадовать друга.
Еще в древней Греции это же обнаружил Аристотель. Он пытался дать ответ – какие типы дружбы бывают, чтобы выделить среди них истинную. Он различал главным образом дружбу – основанную на интересе, и дружбу благородную, которая одна только и заслуживает право считаться настоящей.
По словарю Ожегова, дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
В разговорном языке слово друг имеет несколько значений: знакомого, человека, к которому мы относимся с симпатией, соседа, коллегу, словом всех, кто нам близок. Однако теперь, как и самом далеком прошлом, существует еще одно значение – близкий друг, которого мы любим и который любит нас. Поэтому последний тип дружбы относится к отношениям, построенным на любви. Когда мы думаем о наших близких друзьях, о настоящей дружбе, мы имеем определенную форму любви, существующей между людьми. Любовь эта означает желание сделать счастливым другого человека.
Я предлагаю рассмотреть разные типы дружбы.
Первый тип дружбы - знакомые.
Большинство людей, которых мы считаем друзьями, на самом деле всего лишь знакомые, то есть те которых мы выделяем из окружающей нас среды. Нам известны их заботы и проблемы, мы считаем их близкими, мы к ним обращаемся и сами помогаем им. Но при этом у нас нет с ними доверительных отношений. Встреча с ними не делает нас счастливыми, не вызывает улыбки. Конечно, это не посторонние нам люди, но и друзьями их не назовешь.
Второй тип дружбы - функциональные отношения. Это личные связи. Что это такое? Это дружба между ребятами: ты мне, а я тебе. В этих отношениях нет искренности, они длятся до тех пор, пока существует интерес, который требует заботы.
Третий тип дружбы - солидарность. Это ученики, учащиеся в одном классе. Но о них я мало что знаю. Это коллектив. Я хочу сдружить всех ребят, чтобы ребята получше узнали друг друга.
Четвертый тип дружбы: симпатия и дружелюбие.
Это люди, с которыми нам хорошо, которые нам приятны, с которыми хорошо общаться. К этому типу дружбы надо стремиться.
Учимся жить дружно
Как плохо бывает человеку, когда он остается один. Чтобы такого не случилось, надо учиться общаться с людьми, уважать их, быть терпимыми.
Конечно же, возникает дружба не сразу, а после постепенного узнавания друг друга, а чтобы узнать человека, надо, как говорят, "пуд соли съесть".
а) Множество пословиц и поговорок сложено о дружбе. Первое задание я дала своим одноклассникам – подобрать пословицы и поговорки о дружбе. Научиться объяснять их. Вот некоторые из них...
1. Нет друга - ищи, а нашел - береги.
2.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3.Человек без друзей, что дерево без корней.
4.Один за всех все за одного.
5. Дружба, как стекло разобьётся - не склеишь.
6. Дружба – как стекло: разобьешь – не сложишь.
7. Дружбой дорожи, забывать ее не спеши.
8. Верный друг лучше сотни слуг.
9. Дальний путь, да ближний друг.
10. Дерево живет корнями, а человек – друзьями.
11. Друг лучше старый, а платье – новое.
12. Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
13. Без истинной дружбы жизнь — ничто.
б) О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и учёные, и крестьяне.
Я подобрала высказывания и афоризмы о друзьях и дружбе.
Философ Сократ говорил так: "Никакое общение между людьми невозможно без дружбы"
Цицерон
И с другом и с врагом ты должен быть хорош!
Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.
Обидишь друга — наживешь врага ты,
Врага обнимешь — друга обретешь.
Омар Хайям
Привязанность может обойтись без взаимности, но дружба — никогда.
Руссо Ж.
В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света.
Цицерон
Знать меру следует во всем, везде. Знать меру надо в дружбе и вражде.
Саади
Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в друге.
Сенека
Ни водой, ни огнем мы не пользуемся так часто, как дружбой.
Цицерон
Твой истинный друг, кто укажет в пути Препятствия все и поможет пройти. Льстецов причислять опасайся к друзьям. Тот истинный друг твой, кто честен и прям.
Саади
Иметь общие желания и общие отвращения — именно в том состоит прочная дружба.
Саллюстий
Настоящий друг везде
Верен, в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит, Ты не спишь — он спать не может,
И во всем, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
Да, по действиям несходны
Верный друг и льстец негодный.
Шекспир У.
Друга долго ищут, с трудом находят и трудно его сохранить.
Публий
В беседах с глазу на глаз между близкими друзьями мудрейшие люди очень часто высказывают весьма слабые суждения, потому что разговор с другом — это то же самое, что мысли вслух.
Аддисон Д.
Мы любим друзей за их недостатки.
Греческий мудрец Эзоп говорил: Истинный друг познается в несчастии.
Умереть за друга при каких- нибудь исключительных обстоятельствах менее возвышенно, чем ежедневно и в тайне жертвовать собой ради него.(Стендаль)
А что объединяет все пословицы и поговорки, высказывания и афоризмы о друзьях, о дружбе?
Я считаю, это умение бытъ нужным, полезным, бескорыстным.
Мои рассуждения о дружбе и моем классе.
Размышляя о дружбе, я вспомнила утвердительное высказывание « СОБАКА – ЛУЧШИЙ ДРУГ ЧЕЛОВЕКА». У многих это вызвало улыбку, но я считаю это правильным выражением. Собака никогда не позавидует, она всегда с радостью встретит тебя дома и будет горько скулить, если дом пуст. Чтобы ты не натворил и как ее не обидел, уже через несколько минут она будет счастлива только от того, что ты рядом. Она не обидит и не предаст. А любое внимание к себе примет с благодарностью, показывая всем своим существом полный восторг.
Я думаю, что дружба так же многогранна как и любовь. Имея в жизни друга пусть даже непродолжительное время, пусть даже собаку, ты получаешь тот самый удивительный жизненный опыт, те минуты добра и счастья, память о которых проносишь через всю жизнь. И если очень трудно понять кто же сегодня друг, подумай о людях которые тебя окружают, при воспоминании о ком-то из них на лице появится улыбка, а на душе тепло и немного грустно от того, что этот человек не рядом с тобой сейчас, возможно именно он и достоин этого удивительного и сильного слова друг, а твое чувство к нему и отношения с ним и есть - дружба.
Мой класс. Мы так похожи и в то же время так отличаемся друг от друга. Знаем, с кем лучше учиться, а с кем — отдыхать, кем можно восхищаться, а кого - подразнить. Все вместе мы образуем большое, неуемное, громогласное целое – четвертый класс. Он имеет свои привычки и даже традиции, и учителя никогда не ошибутся, что это именно мы, даже если зайдут в класс с закрытыми глазами.
Сейчас мне кажется, что различий в нас все-таки больше, чем похожего. Не всех своих одноклассников я могу назвать друзьями или даже товарищами. Есть ребята, чье поведение я не одобряю, чье общество мне неприятно.
Есть у нас в классе ребята, вызывающие интерес и уважение своей серьезностью, развитостью, многосторонностью увлечений. Многие из них - лидеры нашего класса. Иногда удивляешься, как они умудряются так много знать, уметь, успевать? Этих ребят все любят, им часто прощаются их ошибки. Есть в нашем классе несколько ребят, которых я выделяю среди всех людей в мире. Они - мои друзья. Мы не только учимся вместе, но и вместе отдыхаем, посещаем кружки, участвуем в мероприятиях. Даже живем мы рядом. Наша дружба — честная, верная и проверена временем. Я всегда могу положиться на своих друзей. Но мне хочется сдружить наш класс.
Мои рецепты в объединении класса
Для создания дружного коллектива в сущности нет ничего сложного. Мы после уроков много времени всегда проводим вместе: спектакли ставим, конкурсы устраиваем, готовим праздники
Для создания дружного коллектива класса мы стали работать на уроках. На мой взгляд, заслуга сплоченности коллектива принадлежит во многом нашему классному руководителю. Она может наказать как кнутом, так и пряником, тем самым проявляя справедливость. Если кто-то выпадает из общей картины класса, она приложит всех усилий для сглаживания отношений с одноклассниками.
Еще одним скрепляющим фактором можно назвать - проявление себя в театральном искусстве; мы участвуем во всех конкурсах: городских, школьных, всероссийских. Всегда радуемся успехам своих одноклассников. Стремимся стать лучшим коллективом в школе.
У нас самый лучший кабинет в школе. Мы за ним ухаживаем. Содержим его в чистоте, часто моем кабинет, вытираем пыль, следим за сменной обувью.
Всем классом стараемся выходить на природу.
Убираемся во дворе школы.
Я подготовила и провела несколько классных часов, посвященных теме дружба.
На одном из них я подобрала несколько интересных игр для необходимости создания в классе атмосферы дружбы, добра и сотрудничества.
Вот примеры игр:
Игра «Поссорились ― помирились».
Выбираются два участника, которые находятся не в лучших отношениях друг с другом. Им необходимо представить, что их правые руки - это человечки, которые выполняют действия по команде ведущего: знакомятся, идут вместе гулять, ссорятся, дерутся, обижаются друг на друга, мирятся, просят друг у друга прощение, в обнимку вместе идут играть и т.п.. Сообща делается вывод.
Упражнение «Доброе животное»
Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох - делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Вдох - два шага вперед, выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
.
Упражнение «Зеркало»
Упражнение позволяет почувствовать каждому ребенку, что он зависит от действий другого участника, что необходимо искать компромисс, подстраиваться. Дети работают в парах. Один ребенок совершает разнообразные действия, другой, словно отражение в зеркале, должен повторять их. По первому сигналу дети меняются ролями, а по второму - партнерами. Игра заканчивается тогда, когда каждый из участников побывает и зеркалом, и человеком и поработает со всеми членами группы. После завершения упражнения проводится обсуждение игры.
Дети отвечают на вопросы:
- С кем было лучше работать? Почему?
- С кем не очень понравилось? Почему?
К следующему классному часу я подобрала для обсуждения несколько сказок, посвященные дружбе.
Вот пример моей беседы:
Почему народная мудрость гласит: Друг познается в беде, лучший друг в горе и в радости? Я рассказала ребятам притчу и попросила в ее подтверждение привести пословицу, которая достаточно часто употребляется в речи.
«Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его мно-голетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шсл выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи».
Вопрос я задала ребятам:
О какой пословице шла речь в начале притчи? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей).
После проведения классных часов: бесед о дружбе; подбора интересных игр для сплочения коллектива, мы, всем классом, сели и разработали:
Кодекс чести класса
1. Каждый человек имеет право на уважение его прав и свобод.
2. Каждый имеет право на уважение человеческого достоинства.
3. Каждый имеет право на терпимое отношение к себе.
4. Каждый имеет право на решение
конфликтных ситуаций. (мирным путем)
5. Каждый имеет право отстаивать свои
интересы. (мирным путем)
Законы класса
1. Будь добрым.
Помни, обидеть можно даже словом.
2. Будь честным.
Честные люди- сильные люди.
3. Будь справедливым.
Прежде чем спорить, подумай, а прав ли ты.
Создали рецепт дружбы:
- помогать другу в случае беды;
- делится с другом новостями;
- эмоционально поддерживать друга;
- доверять другу;
- защищать друзей;
- быть доброжелательными с друзьями.
Заключение
Умению дружить, общаться с людьми надо учиться с детства. Человек человеку друг, товарищ и брат. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро. Чтобы найти друга, надо обладать такими качествами: быть честным, правдивым; быть добрым, чутким, терпеливым; быть интересным, простым, приветливым человеком; быть верным, преданным; уметь хранить тайну; понимать интересы.
Мое предположение о том, что в процессе создания Рецепта Дружбы мы станем дружнее, подтвердилось. В процессе работы над проектом мы сдружились. Но нам необходимо работать над этим вопросом еще.
Я предлагаю сделать нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных товарищей. Давайте не будем ссориться и скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: "Ребята, давайте жить дружно!"
Литература
"Сказки о дружбе" Изд. АСТ, серия Карусель сказок, год выпуска 2010
Лопатина А. Скребцова М. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. Том 1., Изд. Амрита-Русь, М. – 2007
Стихи о дружбе / М.Л. Грозовский, М.В. Дружинина , Н.В. Иванова . – М: РОСМЭН , 2008. – 31 с. – (Книжка-картонка).
Дружба: этико-психологический очерк / И. С. Кон. - М.: Политиздат, 1980. – 255 с. - (Личность, мораль, воспитание).
Приложение
Друг
У меня теперь есть Друг,
Преданный и верный.
Без него я как без рук,
Если откровенно.
Мы гуляем во дворе,
Весело играем,
Скоро в школу в сентябре
Вместе зашагаем.
Другу я любой секрет
Расскажу без страха.
Я несу ему котлет,
Спрятав под рубахой.
Ешь, мой маленький Дружок,
Что еще затеешь?
Ты пока еще щенок,
А дружить умеешь.
Стихотворение А. Барто «Требуется друг».
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной»
Красные колготки
И характер кроткий. Я шепчу.
- Дружи со мной...
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти.
Мы как две голубки
Из одной скорлупки. Я шепчу:
- Но ты учти -
Ты во всём должна идти
Другу на уступки.
Предлагаю Ильиной:
- Ты дружи со мной одной:
-Есть разряд у Ильиной,
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Стану знаменита
Все пятёрки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу:
- А ты со мной
Подружись хоть на день*
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать
-Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы!
Говорят:
- Молчала бы!
Не вставать же на колени.
Уговаривать подруг…
Напишу я объявленье;
Срочно требуется друг!
- Почему с этой девочкой никто не хотел дружить?
Для чего нужна астрономия?
Рисуем тыкву
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Марши для детей в классической музыке
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое