Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.doc | 91.5 КБ |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Г. В. Кравченко»
V районная конференция обучающихся «Молодые исследователи Вуктыльского района»
«Выборы Главы Республик Коми: история и современность»
Автор работы: Завалова Дарья Андреевна,
ученица 11-б класса
Научный руководитель: Терехова И. А.,
учитель истории и обществознания
Вуктыл, 2014
Введение
Во всех современных государствах имеется институт Главы государства. Им является должностное лицо или коллективный орган, который занимает высшее место в иерархии институтов власти. Вызвано это тем, что в системе функций государственного управления существует высшее представительство государства. Глава государства выступает от имени всего государства вовне и внутри страны, он является символом единства нации и государства гарантом исполнения основного закона нашей страны и республики. В соответствие с основным законом Республики Коми в системе органов государственной власти Республики Коми была предусмотрена должность высшего должностного лица Республики Коми – Главы Республики Коми. Примечательно, что этот год знаменуется двумя важнейшими политическими событиями -17 февраля 2014 года исполнилось 20 лет со дня принятия Основного закона Республики Коми - Конституции Республики Коми и в единый день голосования 14 сентября 2014 года пройдут выборы Главы Республики Коми.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в системе органов государственной власти органы исполнительной власти занимают особое место. Главное их назначение - исполнение законов. Эта власть, включая в свою структуру основную массу государственных органов и большинство государственных служащих, фактически организует жизнь в государстве. Для выполнения своих функций она осуществляет большую распорядительную деятельность, затрагивающую права и интересы граждан.
Объект исследования - Исполнительная власть Республики Коми в лице Главы Республики Коми.
Предмет исследования - становление и развитие выборов Главы Республики Коми.
Таким образом, целью настоящей работы является изучение вопросов становления и развития выборов Главы Республики Коми.
Для реализации данной темы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить историю выборов Главы Республики Коми;
2. Определить структуру, компетенцию и основные направления деятельности Главы Республики Коми на современном этапе.
При работе над темой использовалась, в основном, Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Коми, а также законодательные акты Главы Республики Коми.
Глава I. История выборов Главы Республики Коми
Первые выборы Главы Республики Коми
Выборы Главы Республики Коми 1994 года были первыми всенародными выборами высшего должностного лица Республики Коми. Напомним, в Республике Коми на референдум выносился вопрос о необходимости введения поста Президента Республики Коми. Референдум не состоялся, так как в нем приняли участие лишь 47 процентов избирателей. Но и при этом большинство жителей Коми проголосовали против утверждения этого поста.
В выборах Главы Республики Коми 1994 года участвовали 4 кандидата. Главные претенденты на должность: Председатель Верховного Совета Республики Коми Юрий Алексеевич Спиридонов и Председатель Совета Министров Республики Коми Вячеслав Иванович Худяев.
Один из основных критериев программ кандидатов в то время – непартийность, кандидаты делали упор не на декларацию приверженности какой-либо идеологический\партийной позиции, а на хорошего хозяйственника, горячо любящего свой край. Подчеркивались личные качества, биография, личный опыт кандидата.
Главным козырем кандидатов было обещание «региональной стабильности» Например, лозунг Юрия Алексеевича Спиридонова: «Мы сделаем жизнь сами. Мы сделаем жизнь вместе. Мы сделаем жизнь лучше».
Досрочные выборы Главы Республики Коми 30 ноября 1997 года
Следующие, после выборов Главы Республики Коми 1994 года, выборы главы региона должны были пройти в 1998 году - заканчивался срок полномочий действующего на то время Главы Республики Коми. Однако в 1997 году были внесены изменения в Конституцию Республики Коми о возможности проведения досрочных выборов Главы Республики Коми по инициативе Главы Республики Коми.
Досрочные выборы Главы Республики Коми 1997 года проходили на основе новой правовой нормы, включенной в Конституцию Республики Коми, которая допускала возможность проведения досрочных выборов Главы Республики Коми в соответствии с постановлением Государственного Совета Республики Коми от 27 августа 1997 года. На этих выборах было четкое противостояние высшего должностного лица и представителя оппозиции, что соответствовало общероссийской традиции середины 90-х годов.
В выборах участвовали 5 кандидатов. Основными претендентами были действующий Глава Республики Коми Юрий Алексеевич Спиридонов и депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Рита Васильевна Чистоходова (ее называли «железная леди»). Основной особенностью данных выборов стала невозможность оппозиции выдвинуть одного кандидата (например, на поддержку оппозиционного электората претендовали сразу двое – Рита Васильевна Чистоходова и член КПРФ Василий Павлович Кузнецов).
Главным аргументом против действующего Главы Республики Коми стало обращение к нарастанию кризисных явлений в социально-экономической жизни региона. Лозунги Р.В. Чистоходовой – «Простые люди устали от беспредела и коррупции», «нам нужна уверенность в завтрашнем дне». Иными словами, оппозиционеры делали упор на смену курса стабильности в регионе, за которую так боролся Ю.А. Спиридонов на предыдущих выборах.
В результате голосования победу на выборах одержал Ю.А. Спиридонов. Аналитики полагают, что это связано с тем, что Юрий Алексеевич олицетворял собой популярный тип «крепкого руководителя», способного защитить интересы региона на уровне федерального центра. К тому же оппозиция так и не смогла договориться об одном кандидате.
Выборы показали, что победу одерживает тот, кто может показать себя истинным защитником своего региона, гарантом стабильности республики в то сложное, нестабильное и кризисное время. Ю.А.Спиридонов в то время был самым авторитетным региональным лидером, пользовался наибольшим доверием жителей региона. «Сильный лидер – сильная Республика» - вот один из его лозунгов на выборах Главы Республики Коми 1997 года.
Выборы Главы Республики Коми 16 декабря 2001 года
Очередные выборы Главы Республики Коми были проведены 16 декабря 2001 года. Они проходили после досрочных выборов Президента Российской Федерации 2000 года (был избран Владимир Владимирович Путин), которые оказали решающее влияние на все последующие политические события. Избирательная кампания отличалась яркой предвыборной борьбе двух основных кандидатов, которые были руководителями исполнительной и законодательной власти Республики Коми: в крае сложилась уникальная ситуация, когда основными претендентами на пост Главы республики стали действующий тогда Глава Республики Коми Юрий Алексеевич Спиридонов и Председатель Государственного Совета Республики Коми Владимир Александрович Торлопов. Всего претендентов на пост было семь.
Главой Республики Коми был избран Владимир Александрович Торлопов.
Предпосылки победы Владимира Александровича Торлопова:
1.Его кандидатура в общественном мнении республики устойчиво ассоциировалась с поддержкой Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина
2.С 2000 г. в республике наблюдался некий экономический подъем, что должно было быть на руку Ю.А. Спиридонову в его предвыборной борьбе, но, как оказалось, свой выбор избиратели делали, руководствуясь уже политико-психологическим факторами. Иными словами, Владимир Александрович Торлопов - более молодой политик (ему тогда было 52 года, Спиридонову - 63 года), который у жителей коми ассоциировался с переменами к лучшему (Ю.А. Спиридонов руководил республикой в разных должностях 12 лет - с 1989 по 2001 гг.).
3. Ю.А. Спиридонов хотел получить «право на третий срок».
4. Сформировался привлекательный образ кандидата В.А. Торлопова: молодой, демократичный, интеллигентный, респектабельный государственный и политический лидер, внимателен к людям, порядочен и скромен.
5. В.А. Торлопов смог в той или иной степени объединить вокруг себя всех противников Ю.А. Спиридонова, которые были заинтересованы в смене власти. Торлопов выступил с лозунгом о необходимости перемен, в противовес лозунгу Ю.А.Спиридонова о необходимости стабильности. А лозунг стабильности, как известно, всегда проигрывает лозунгу перемен.
6.Стоить учесть тот факт, что жители северных районов Республики Коми проявили особую пассивность на выборах, не пришли на избирательные участки и не поддержали своего кандидата Ю.А. Спиридонова. Большая часть сельского населения (из-за низкого уровня жизни) поддержали на выборах В.А. Торлопова, крупные города – Сыктывкар, Печора, Ухта – так же выступили на стороне Владимира Александровича.
7. Отличная работа пиар- сотрудников избирательного штаба кандидата на пост Главы Республики Коми В.А. Торлопова.
На выборах Главы Республики Коми появилось новое явление – инициатива общественного контроля за выборами – «Клуб избирателей Республики Коми «За честные выборы».
11 декабря 2004 года был принят Федеральный закон № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о наделении полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Закон вступил в действие с 15 декабря 2004 года.
В соответствии с ним, 5 декабря 2005 года депутаты Государственного Совета Республики Коми по представлению Президента Российской Федерации единогласно наделили полномочиями Главы Республики Коми на второй срок В.А. Торлопова. В должность Главы Республики Коми В.А. Торлопов вновь вступил 15 января 2006 года и проработал в этой должности до 2010 года.
В марте 2010 года В.А. Торлопов стал членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
6 января 2010 года Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев внёс на рассмотрение Государственного Совета Республики Коми кандидатуру Вячеслава Михайловича Гайзера для наделения его полномочиями Главы Республики Коми.
15 января 2010 года Вячеслав Михайлович Гайзер Государственным Советом Республики Коми наделен полномочиями на должность Главы Республики Коми, и в этот же день вступил в должность.
14 января 2014 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин назначил Вячеслава Михайловича Гайзера временно исполняющим обязанности Главы Республики Коми в связи с истечением срока его полномочий на посту главы республики.
Глава II. Институт Главы Республики Коми
Он избирается гражданами Республики Коми на 4 года путем народного голосования на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Голосование является тайным. Главой может быть избран гражданин Республики Коми, достигший 30-летнего возраста и обладающий избирательным правом.
Глава Республики Коми не может быть депутатом Государственного Совета Республики Коми, депутатом иных представительных органов в Республике Коми. Он не занимает никакие другие оплачиваемые должности в государственных органах, коммерческих организациях и общественных объединениях, не имеет права на предпринимательскую и иную оплачиваемую деятельность.
Полномочия Главы Республики Коми изложены в ст.85 Конституции Республики Коми. Политическая роль Главы Республики Коми сформулирована в п.1 этой статьи, который гласит: «Глава Республики Коми обеспечивает права и свободы граждан Республики Коми государственный суверенитет, безопасность и территориальную целостность республики, законность и правопорядок на ее территории». Как высший представитель Республики Коми вовне он имеет ряд важных полномочий в сфере международных отношений и в отношениях между субъектами Российской Федерации. Глава Республики Коми:
- представляет Республику Коми в отношениях с Российской Федерацией и ее субъектами, а также в международных отношениях; ведет переговоры и подписывает международные договоры (п.2);
- с согласия Государственного Совета назначает и отзывает представителей Республики Коми в Российской Федерации и ее субъектах, в иностранных государствах и международных организациях (п.10).
Как высший представитель государства внутри Республики Коми Глава Республики Коми имеет определенные полномочия в отношении Государственного Совета, Правительства и судебной власти. Особенно широкими являются полномочия Главы Республики Коми в отношении Правительства Республики Коми. Глава Республики Коми:
- возглавляет систему органов государственного управления Республики Коми, обеспечивает взаимодействие с органами государственной власти Республики Коми и с федеральными органами государственной власти (п.3);
- с согласия Государственного Совета Республики Коми назначает и освобождает от должности заместителей Главы Республики Коми, министра финансов Республики Коми (п.7);
- с согласия Государственного Совета формирует структуру органов государственного управления Республики Коми (п.8);
формирует Правительство, назначает и освобождает от должности министров и руководителей иных органов государственного управления Республики Коми (п.9);
- отменяет акты органов государственного управления Республики Коми в случаях их противоречия Конституции Республики Коми и законам Республики Коми, указам Главы Республики Коми.
В законодательном процессе Глава Республики Коми наделяется правом законодательной инициативы в Государственном Совете Республики Коми (п.4). Он подписывает и обнародует законы Республики Коми, обладая правом отлагательного вето (п. 16); обращается в Конституционный Суд Республики Коми и Конституционный Суд Российской Федерации (п. 13).
В сфере судебной власти Глава Республики Коми вносит предложения в Государственный Совет о кандидатах для избрания на должность судей Конституционного Суда Республики Коми, а также из их числа на должность Председателя Конституционного Суда Республики Коми и его заместителя.
Очень важным являются полномочия Главы Республики Коми в экономической сфере. Он представляет Государственному Совету Республики Коми ежегодные доклады о положении в республике, программу деятельности исполнительной власти на предстоящий период, информирует Государственный Совет Республики Коми о важных вопросах внутренней и международный политики (п.5). Глава Республики Коми разрабатывает и представляет Государственному Совету Республики Коми бюджет, обеспечивает его исполнение, представляет отчет об исполнении республиканского бюджета (п.6).
В качестве высшего представителя государства Глава Республики Коми имеет отдельные полномочия в сфере так называемого личного статуса, т.е. в отношениях с гражданами Республики Коми. Он награждает государственными наградами Республики Коми и присваивает почетные звания Республики Коми, представляет к награждению государственными наградами Российской Федерации (п.14). К сфере личного статуса Главы Республики Коми относится предоставленное ему право решать в соответствии с законом вопросы гражданства Республики Коми (п. 11). Однако, это право не может быть реализовано, т.к. для получения гражданства Республики Коми гражданину Российской Федерации достаточно проживать на территории Республики Коми.
Кроме того, Глава Республики Коми осуществляет иные полномочия, возложенные на него законами Республики Коми. В Законе Республики Коми «Об органах исполнительной власти в Республике Коми» в редакции от 9 января 2002 г. [7.c.2] детализируются конституционные полномочия Главы Республики Коми. На основании ст.9 этого Закона Глава Республики Коми правомочен на основе единоначалия решать все вопросы государственного управления в Республике Коми, отнесенные Конституцией Республики Коми и законами Республики Коми к его ведению (73).
В целях реализации конституционных полномочий Глава Республики Коми:
- осуществляет взаимодействие с Президентом Российской Федерации, федеральными органами государственной власти по реализации общественных программ, а также двухсторонних соглашений между Республикой Коми и Российской Федерацией;
- координирует работу органов государственного управления Республики Коми по осуществлению единой республиканской программы в экономической и социальной сферах;
- обеспечивает в соответствии с законодательством Республики Коми и Российской Федерации нормативное регулирование и руководство органами исполнительной власти;
- обращается в Государственный Совет Республики Коми по вопросу приостановления действия на территории Республики Коми законодательных актов Российской Федерации, ущемляющих интересы Республики Коми и (или) ее граждан.
Глава Республики Коми организует управление объектами государственной собственности, а также объектами федеральной собственности, расположенными на территории Республики Коми, полномочия по управлению которыми переданы Российской Федерацией в ведение Республики Коми. Он совместно с органами государственного управления обеспечивает разработку и реализацию республиканских программ развития и поддержки приоритетных отраслей хозяйства Республики Коми, социальной защиты населения республики в условиях рыночных отношений, жилищного строительства, экономической безопасности и природопользования, охраны материнства, отцовства и детства, других программ.
Глава Республики Коми распределяет обязанности между заместителями Главы Республики Коми; принимает решения по вопросам, предварительно рассмотренным Правительством Республики Коми; поощряет министров Республики Коми, руководителей иных республиканских органов государственного управления Республики Коми и налагает на них дисциплинарные взыскания.
Разнообразная деятельность Главы Республики Коми реализуется посредством издания указов и распоряжений (ст.10 Закона РК «Об органах исполнительной власти Республики Коми»). Указ - это правовой акт, относящийся к неопределенному кругу лиц и действующий продолжительное время. Это нормативный акт. Указ может носить и правоприменительный характер и не являться нормативным актом. Указы ненормативного значения издаются при назначении того или иного лица на определенную должность или при освобождении от должности.
Решения по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений Главы Республики Коми. Это акты индивидуального организационного характера. Они не носят нормативного характера. Так, например, определением от 4 августа 1995 г. Конституционный Суд Республики Коми отказал в принятии к рассмотрению обращение работников АО «Мезеньлес» о проверке конституционности Распоряжения Главы Республики Коми от 24 января 1995 г. «Об учреждении акционерного общества открытого типа «Мезеньлес». По мнению Суда, Распоряжение Главы Республики Коми не является нормативным правовым актом (общеобязательным правилом поведения). Оно касается только АО «Мезеньлес» и является актом применения права [17.c.332]. Такие споры рассматриваются арбитражным судом, а не Конституционным Судом Республики Коми.
По поручению Главы Республики Коми часть его полномочий либо исполнение полномочий Главы Республики Коми на период его временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.) осуществляет один из его заместителей. Первые заместители, заместители Главы Республики Коми координируют в соответствии с распределением обязанностей работу министерств и других органов государственного управления Республики Коми, контролируют их деятельность и дают им поручения, предварительно рассматривают предложения и проекты указов и распоряжений, представляемых Главе Республики Коми.
Как и в любом государстве, Глава Республики Коми работает, опираясь на вспомогательный аппарат, который позволяет ему получать альтернативную официальным каналам информацию, обеспечивать взаимодействие с конституционными органами власти. Сотрудники этого аппарата объединены в единую структуру - Администрацию Главы Республики Коми (ст. 24 Закона РК «Об органах исполнительной власти Республики Коми). Иногда политическое значение Администрации даже более весомо, чем значение конституционных органов.
Администрация Главы Республики Коми занимается вопросами подготовки аналитических, информационных и других материалов выработки соответствующих предложений, подготовки проектов указов и распоряжений, контроля за исполнением решений Главы Республики Коми. Ее возглавляет руководитель Администрации Главы Республики Коми. Руководитель Администрации Главы Республики Коми, его заместители, а также руководители основных подразделений Администрации Главы Республики Коми назначаются и освобождаются от должности Главой Республики Коми. Права, обязанности и ответственность работников Администрации Главы Республики Коми определяются Положением об Администрации Главы Республики Коми и законодательством о государственной службе .
Глава Республики Коми пользуется неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняется законом. Он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску и личному досмотру.
В случае смерти Главы Республики Коми, отрешения его от должности, отставки либо подтвержденной медицинской комиссией невозможности дальнейшего исполнения им своих обязанностей по состоянию здоровья впредь до избрания нового Главы Республики Коми его полномочия передаются в пятидневный срок Государственным Советом Республики Коми временно исполняющему обязанности Главы Республики Коми с одновременным назначением внеочередных выборов Главы Республики Коми (ст. 86 Конституции РК, ст. 12 Закона РК «Об органах исполнительной власти Республики Коми»).
С принятием Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. [3.c.5005] возникла необходимость внесения поправок в законодательство Республики Коми, устанавливающее статус Главы Республики Коми, в том числе в Конституцию Республики Коми. Для приведения законодательства субъектов федерации в соответствие с этим федеральным законом и обеспечения преемственности власти установлен переходный период - два календарных года со дня официального опубликования Закона [20.c.28].
В настоящее время в Конституции Республики Коми отсутствует норма, которая бы определяла предельный срок пребывания Главы Республики Коми в должности (эта норма нашла отражение лишь в ст. 5 Закона РК «Об органах исполнительной власти Республики Коми», согласно которой Глава Республики Коми не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд). Тогда как на основании п.5 ст. 17 Федерального закона «высшее должностное лицо субъекта Российской федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд».
Заслуживает внимания и вопрос об увеличении срока полномочий Главы Республики Коми с четырех до пяти лет. В зарубежных странах срок полномочий Главы государства, как правило, превышает срок полномочий парламентария. При этом обеспечивается несовпадение выборов в парламент и главы государства и, следовательно, преемственность власти. Кроме того, глава государства при более длительном сроке полномочий приобретает дополнительный опыт.
Согласно ст.86 Конституции РК и ст.11 Закона РК «Об органах исполнительной власти Республики Коми» полномочия Главы Республики Коми прекращаются досрочно в случаях:
1) его смерти;
2) его отставки в связи с выражением ему недоверия Государственным Советом Республики Коми;
3) его отставки по собственному желанию;
4) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом;
5) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
6) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
7) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
8) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
9) утраты им гражданства Российской Федерации.
Кроме того, существует и процедура выражения Главе Республики Коми недоверия Государственным Советом Республики Коми, которая осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и Конституцией Республики Коми.
Заключение
В соответствии с Конституцией Республики Коми исполнительную власть в республике осуществляют Глава Республики Коми, возглавляемое им правительство, а также входящие в систему исполнительной власти Республики Коми местные администрации как органы государственного управления, осуществляющие исполнит, и распорядительную функции и обеспечивающие права и законные интересы граждан на соответствующей территории.
Глава Республики Коми является главой государства. Он избирается сроком на 4 года. Указы и распоряжения Главы Республики Коми, издаваемые им в пределах своих полномочий и во исполнение действующего законодательства, имеют обязательную силу на всей территории республики. Глава Республики Коми обеспечивает права и свободы граждан республики, государственный суверенитет, безопасность и территориальную целостность Республики Коми, законность и правопорядок на ее территории; представляет республику в отношениях с РФ и ее субъектами, а также в международных отношениях; возглавляет систему органов государственного управления Республики Коми, обеспечивает взаимодействие с органами государственной власти республики и с федеральными органами государственной власти; обладает правом законодательной инициативы в Государственном совете Республики Коми; представляет Государственному Совету Республики Коми ежегодные доклады о положении в республике, программу деятельности исполнительной власти на предстоящий период; разрабатывает и представляет Государственному Совету республиканский бюджет и отчет о его исполнении; с согласия Государственного Совета назначает и освобождает от должности заместителей Главы Республики Коми, министра финансов республики, министров и руководителей иных органов государственного управления, назначает и отзывает представителей Республики Коми в РФ и ее субъектах, в иностранных и международных организациях, формирует структуру органов государственного управления и правительство Республики Коми; отменяет акты органов государственного управления Республики Коми и глав местной администрации в случае их противоречия Конституции и законам Республики Коми, указам Главы Республики Коми; обращается в Конституционный суд Республики Коми и Конституционный суд РФ в соответствии с законом; в интересах обеспечения безопасности граждан вводит в соответствии с законом чрезвычайное положение в Республике Коми или в отдельных ее местностях; подписывает и обнародует законы Республики Коми; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Коми и законодательством.
Кроме того, в систему исполнительной власти Республики Коми входят Правительство и министерства и ведомства Республики Коми.
По состоянию на 1 мая 2002 г. в состав Правительства Республики Коми входили 3 заместителя Главы Республики Коми; Руководитель Администрации Главы Республики Коми; 8 министров Республики Коми-2 председателя комитетов Республики Коми.
Одной из проблем функционирования исполнительной власти Республики Коми на современном этапе остается то, что в Конституции Республики Коми отсутствует норма, которая бы определяла предельный срок пребывания Главы Республики Коми в должности (эта норма нашла отражение лишь в ст. 5 Закона РК «Об органах исполнительной власти Республики Коми» от 09.01.2002 г. №16-РЗ, согласно которой Глава Республики Коми не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд. Следует отметить, что в предшествующем Законе РК «Об органах исполнительной власти Республики Коми» такой нормы не было, в связи с чем, экс-Глава Республики Коми Ю.Спиридонов смог выдвинуть свою кандидатуру на выборах Главы РК проходивших в декабре 2001 года 3-ий раз подряд). Тогда как на основании п.5 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «высшее должностное лицо субъекта Российской федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд».
Таким образом, в целях совершенствования деятельности исполнительной власти Республики Коми, считаю необходимым закрепить в Конституции Республики Коми норму, которая бы определяла предельный срок пребывания Главы Республики Коми в должности.
Кроме того, заслуживает внимания и вопрос об увеличении срока полномочий Главы Республики Коми с четырех до пяти лет. Как свидетельствует опыт зарубежных стран срок полномочий Главы государства, как правило, превышает срок полномочий парламентария. При этом обеспечивается несовпадение выборов в парламент и главы государства и, следовательно, преемственность власти. Кроме того, глава государства при более длительном сроке полномочий приобретает дополнительный опыт.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 // Российская газета. - 1993. - №237.
2. Конституция Республики Коми от 17.02.94 // Ведомости органов государственной власти РК. - 1994. - №2. - Ст. 21.
3. Закон Республики Коми «О государственной службе Республики Коми» от 25.03.96 г. №12-РЗ // Республика. - 1996. - №62.
4. Закон Республики Коми «Об органах исполнительной власти в Республике Коми» в редакции от 09.01.2002 г. №16-РЗ // Республика. - 2002. - №6.
5. Указ Главы Республики Коми «Об Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми» от 01.02.2002 г. №64 // Республика. - 2002. - №32.
6. Указ Главы Республики Коми «О Правительстве Республики Коми» от 08.02.2002 г. №78 // Республика. - 2002. - №27.
7. Гаврюсов Ю.В. Проблемы становления конституционного права в Республике Коми. - Сыктывкар: Коми республиканская академия государственной службы и управления. - 2000 г.
8. Журавлев А.Л. Структура исполнительной власти Российской Федерации в современный период // Конституционное и муниципальное право. - 2001. - №1. - С. 2-9.
9. Макосейчук Т.М. Роль закона об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов субъектов РФ в создании системы органов исполнительной власти // Правоведение. - 2001. - №6. - С. 28-32.
10. Полянский И.А. Правовая природа исполнительной власти и ее место в организации государственной власти // Правоведение. - 1999. - №4. - С. 18-27.
11. Спиридонов Ю.А. Республика свободных людей // Республика. - 1998. - 26 июля.
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Упрямый зяблик
Спасибо тебе, дедушка!
Два плуга
Лавовая лампа