Работа посвящена изучению влияния Интернет - сленга на речевую культуру современных подростков. Материалы собраны в ходе изучения специальной литературы, и данных, полученных в ходе анкетирования учащихся школы.
Вложение | Размер |
---|---|
Научно - исследовательская работа | 55.66 КБ |
ВВЕДЕНИЕ
Интернет сегодня – это колоссальный источник информации, который знало человечество. Но быстрота и доступность связи между пользователями позволили использовать Интернет не только как инструмент познания, но и как средство для общения и развлечения. А виртуальная коммуникация, которая возникла благодаря быстрому развитию сети, породила особый язык – язык виртуального общения. Созданные в сети многочисленные чаты, открытые форумы и личные страницы – основные способы общения молодежи. Ими пользуются сотни тысяч молодых людей в России уже довольно давно. Я сама являюсь активным пользователем Интернета и с некоторых пор стала замечать, что современная молодежь более охотно общается через виртуальные сообщества, нежели «вживую». И это настораживает. Раньше люди вместо Интернета общались через письма. Сейчас же молодежь старается общаться на более упрощённом языке. В дальнейшем всё это может отразиться на речевой культуре подрастающего поколения. Мне не безразлична судьба русского языка, ведь культура общения уходит на второй план.
Объектом моего исследования является Интернет-сленг, ведь именно он сейчас наиболее явно влияет на наш язык, а значит, поддерживает его жизнь.
Цель работы: узнать, как влияет Интернет-сленг на речевую культуру современных подростков.
Я поставила перед собой следующие задачи:
1.Посетить различные сайты и форумы, на которых часто общаются ученики школы;
2.Рассмотреть часто употребляемые учащимися сленговые выражения и сокращения слов;
3.Выявить особенности влияния языка Интернет-общения на грамотность учащихся, классифицировать типы ошибок
4.Исследовать представления учащихся по поднятой проблеме;
Предмет исследования - слова и выражения, используемые
подростками для общения в Интернете и допускаемые ими ошибки
Объект исследования - материалы сайтов
Новизна работы заключается в том, что данное исследование является своего рода призывом не только для подростков, но и для взрослого населения страны к борьбе за чистоту родного языка.
ГЛАВА I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛЕНГА
В незапамятные времена бродили по Древней Руси коробейники (офени). Торговали в городах и селах разными вещами. А на пути к этим городам и селам на них зачастую нападали разбойники. Чтобы уберечь товар и выручку и сохранить в тайне свой маршрут, офени придумали собственный язык. (Вспомните, какой вопрос задают при знакомстве друг с другом представители криминального мира: «По фене ботаешь?»). Именно от него, считают современные лингвисты, и берут начало всевозможные жаргоны и сленги. Причем отголоски языка офеней слышны и до сих пор, например, слово «клевый», широко использующееся не одним поколением россиян, родом из того самого языка торговцев. Обозначало оно тогда, кстати, примерно то же, что и сегодня, - «отлично», «здорово».
Сленг - это слова, которые часто рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Это очень выразительные, ироничные слова, служащие для обозначения предметов, о которых говорят в повседневной жизни. Необходимо отметить, что некоторые ученые жаргонизмы относят к сленгу, таким образом не выделяя их как самостоятельную группу, и сленг определяют как особую лексику, используемую для общения группы людей с общими интересами. Сам термин «сленг» в переводе с английского языка означает:
1. речь социально или профессионально обособленной группы в противоположность литературному языку;
2. вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка.
Чаще всего сленгом пользуются подростки и молодые люди. Итак, что же такое молодежный сленг?
Молодежный сленг - явление во времени не столь устойчивое, и «говор» современных девятиклассников все же отличается от "словарного запаса" их родителей в том же возрасте.
По мнению филологов, молодежный сленг - средство общения людей, условно объединенных возрастом от 11 до 30 лет. Это смешение многих жаргонов: криминального – «шмонать», «базарить», «шмотки», «стрелка»; компьютерного – «винды», «драйв»; нормативной и ненормативной лексики – «хилять», «бакланить», а также других слов, образованных присоединением нецензурных частей к установившимся жаргонным. Лексика жаргона ограничена интересами тех, кто его использует. В данном случае это школа или институт, представители противоположного пола, музыка, досуг. Свой язык есть у рокеров, панков, хиппи, футбольных фанатов
Источниками пополнения молодежного сленга являются и иностранные языки («сайз» - размер, «хаер» - волосы, «мани» - деньги, «литловский» - маленький), заимствования из языка музыкантов, спортсменов и компьютерная терминология. Впрочем, как раньше, так и теперь источником сленга служит обычный литературный язык. Просто смысл отдельных слов нормальной речи переиначивается. Например, «белая», «беляк» - компьютерная мышь, «клон» - от клонировать, то же самое «скан» - скопированное, списанное, «мобила» - телефон, связь, «симка» или «самса» (от аббревиатуры SMS) - способ мобильной связи, «глюк» - ошибка, незавершенность в компьютерной программе.
Большинство старшеклассников не мыслят своей речи без сленга. «Нас другие тогда не поймут... Общаться невозможно будет, - рассуждают они. - Сленг отличает нас от более взрослых людей. Да и как объяснить что-то одногодкам без любимых словечек «туфта», «угар», «бабки», «приколист»?» Школьники убеждены, что говорить на сленге модно, он охватывает большинство жизненных ситуаций.
Для чего же нужен сленг? Если у воров сленг призван помочь скрывать свои мысли и намерения, то школьный сленг нужен совсем не для этого.
- Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной. (Сравним два выражения. На книжном, литературном языке: «Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни». На сленге: «Я просто тащусь от этой песни!»)
- Сленг служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к данной социальной среде.
Сленг выступает как средство неформального общения молодых людей. Также фразы, употребляемые молодежью, звучат более игриво, чем обыкновенные. Появилось множество чатов, которые заняли прочные позиции в Интернете. Пользователи сети быстро освоили правила виртуального языка: как слышу, так и пишу: йожик (ёжик), превед (привет) и т.д.
Одна из основных проблем распространения такого языка – коверканье слов - неизбежно снизит грамотность. Причина появления и распространения «сетеяза», с одной стороны – бедность словарного запаса пользователей и одновременно желание быть оригинальным, а с другой – новизна. Например, такие сленговые слова второй половины ХХ века, как «лимита», «стиляги», «сачок» (в смысле: «прогульщик, отлынивающий от чего-либо человек»), «фирма» и др., хотя еще временами и употребляются, но практически уходят в прошлое. Исследователи отмечают, что судьба сленговых слов и выражений неодинакова: одни из них с течением времени настолько приживаются, что переходят в общеупотребительную речь; другие существуют лишь какое-то время вместе со своими носителями, а затем забываются и даже ими; и, наконец, третьи сленговые слова и выражения так и остаются сленговыми на протяжении длительного времени и жизни многих поколений, никогда полностью не переходят в общеупотребительный язык, но в то же время и совсем не забываются.
1.4. Отличие компьютерного сленга от других сленгов
В чем отличие компьютерного сленга от сленгов других типов?
1) эти слова служат для общения людей одной профессии - программистов или просто людей, использующих компьютер для каких-то целей;
2) компьютерный сленг отличается «зацикленностью» на реальности мира компьютеров. Рассматриваемые сленговые названия относятся только к этому миру, таким образом, отделяя его от всего остального, и зачастую непонятны людям несведущим. Например, не каждому человеку станет понятно выражение «трехпальцевый салют», которое обозначает сброс компьютера нажатием клавиш Ctrl-Alt-Del. Благодаря знанию такого специального языка, компьютерщики чувствуют себя членами некой замкнутой общности;
3) в числе этой лексики нередки и достаточно вульгарные слова. Таким образом, эти три наблюдения не позволяют причислить компьютерный сленг ни к одной отдельно взятой группе нелитературных слов и заставляют рассматривать его как явление, которому присущи черты каждой из них. Это и позволяет определить термин компьютерный сленг, как слова, употребляющиеся только людьми, имеющими непосредственное отношение к компьютерам в повседневной жизни, заменяющие профессиональную лексику и отличающиеся разговорной.
Приведем интересный пример: мальчишки, одобряя велосипед товарища или новый фильм, говорили 15 лет назад – клево!, 5 лет назад – прикольно!, 2–3 года назад – рульно!, а сейчас – зачОт!
Новый стиль общения в Интернете подразумевает, что виртуальный человек должен уметь говорить быстро и при этом еще быть оригинальным.
ГЛАВА II. ИНТЕРНЕТ – СЛЕНГ И РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА
Интернет-сленг — стиль речи, основанный на нарочито неправильной орфографии, распространился в Интернете стихийно как гротескная реакция на многочисленные орфографические ошибки в Интернет-публикациях и репликах. Этот сленг в современном мире занимает немаловажную роль, как и сама глобальная сеть Интернет. Ведь там люди проводят огромную часть своего времени: получают необходимую информацию, работают с его помощью, общаются в социальных сетях, играют в онлайн игры и многое другое не обходится без участия сети. Для того, чтобы проанализировать влияние Интернет - общения на грамотность подростков, я исследовала сайты, блоги, форумы, чаты, наиболее часто посещаемые моими одноклассниками, и сделала следующие выводы.
1. В Интернете преобладает неграмотное письмо, так как предполагается анонимность пользователя. Вследствие этого в сети проявляется особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения – раскрепощенность, ненормативность лексики и некоторая безответственность участников общения.
2. В связи с затрудненностью передачи эмоций пользователи стойко стремятся к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков - смайликов для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).
3. Манера общения и грамотное письмо зависят от формы виртуального общения (форумы, гостевые книги, чаты, конференции, электронные почты, блоги, личные дневники). Каждая из этих форм имеет свои уникальные традиции общения и предъявляет особые требования к языку, на котором происходит общение. Например, форумы – это место сетевого общения группы авторов, где записи объединены общей темой. Реплики участников форума больше соответствуют манере письменной речи: высказывания логично структурированы, закончены и информативны. На форумах борются с неприятным сленгом и нецензурной лексикой. Тексты в гостевой книге максимально приближены к жанру письма - эпистолярному жанру, который успешно возрождается благодаря именно Интернету. Для чатов характерны неподготовленные, спонтанные высказывания с преобладанием разговорного жанра, на который, однако, накладывает отпечаток специфика обмена репликами в письменной форме. Телеконференции чаще всего посвящены какому-либо определенному предмету, и высказывания на них из-за ограниченности во времени отличаются лаконичностью. На протяжении последних нескольких лет стали очень популярны блоги - сетевые дневники одного или нескольких авторов. В них царит полный беспорядок. Это исключительно молодежный способ общения и самовыражения. Например, + адын, с Интернет - языка +1 переводится как «зачёт», «прикольно», «круто», также имеет такое же значение и +10, +100 и т.д. (Афтар жжот, +адын). Или: – Колобок повесился. - А-ХА-ХА-ХА (Буквенное звукоподрожение смеха. Количествово слогов ХА не ограничено). За порядком в личном дневнике смотрит его владелец, и в нём общение, как правило, ведётся с использованием сленга.
4. Русский язык виртуального общения находится под прямым влиянием со стороны американского варианта английского языка, диктующего свои правила общения в сети. Одним из наиболее очевидных заимствований русскоязычным пользователем у англоязычного является использование общепринятых эмотиконов («смайликов»).Основная цель использования такой знаковой системы - экономия времени, отведенного на общение. Нехватка времени - это примета современного общества в целом: темп жизни ускоряется с каждым днем, и язык, соответственно, приспосабливается к новым условиям функционирования.
5. Язык Интернета - это по сути язык собственного русскоязычного молодежного сленга жаргона программистов, что тоже несомненно оказывает влияние на письменное общение пользователей интернета.
Таким образом, можно сделать вывод, что Интернет-общение является самым популярным в мире. Такой тип общения требует быстроты написания сообщений, поэтому письма отличаются краткостью и лаконичностью. Объем одного сообщения не превышает 5-6 слов. В связи с этим постепенно стал вырабатываться симбиоз письменной и устной речи или, как его еще по-другому называют, Интернет-сленг.
Чтобы узнать отношение к Интернет-сленгу подростков, я провела собственный опрос пользователей.
ГЛАВА III. АНКЕТИРОВАНИЕ
Мною в школе было проведено анкетирование среди учащихся 5 -11 классов. Был опрошен 41 человек.
На первый вопрос: «Общаешься ли ты в Интернете?», 31 человек ответили «да», 10 человек – «нет».
На второй вопрос: «Какие формы общения предпочитаешь?», 22 человека ответили «вживую», 19 человек – «виртуально».
Следующий вопрос звучал так: «Используешь ли ты при общении сленг?». Утвердительно ответили 30 человек, отрицательно – 11 человек.
На четвертый вопрос: «Используешь ли ты Интернет – сленг?», «да» ответили 31 учащийся, «нет» - 10 учащихся.
Пятый вопрос: «Почему ты используешь сленг?». И 20 человек ответили «лень, не знаю», 7 человек «нравится», а 14 человек «удобно».
На шестой вопрос: «Применяешь ли ты при переписке орфографические и пунктуационные правила, когда общаешься в Интернете?», 22 учащихся ответили «да», 14 учащихся – «нет», 5 учащихся – «иногда».
На последний вопрос: «Влияет ли изменение слов в Интернете на твою грамотность?», утвердительно ответили 23 человека, отрицательно – 18.
Я попросила написать несколько наиболее популярных слов из Интернет - сленга. Вот ответ. Самые популярные слова, по мнению учащихся: че (чо), ща, спс, неч, нз, прив, ок, пасиб, я тя лю, ваще, инет, няшка, сп, лс,, поже, бро, соска, хах, нзч, у тя, норм, от души и т.д.
Таким образом, результаты ответов говорят о том, что стиль Интернет-общения медленно, но верно проникает в нашу жизнь. Ребята стали общаться намного быстрее, употребляя в своей речи с целью экономии времени много сокращений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведённой работы по данной теме показали следующее.
Во-первых, общение в Интернете, которое не заставляет задумываться над тем, как ты пишешь, почему так говоришь, оказывает на лексику современного подростка отрицательное влияние, так как ребята привыкают к неправильной речи и начинают использовать сленговые выражения не только тогда, когда работают за компьютером, но и в повседневной жизни: оформляя записи в учебных тетрадях, общаясь между собой, разговоривая с учителями и родителями.
Во-вторых, язык засоряется из - за использования большого количества иностранных слов, употребляющихся в речи без перевода.
В-третьих, форумы «пестрят» нецензурными выражениями.
В-четвёртых,отношение к качеству грамотности в виртуальном общении зависит от того, что для ребят первично, а что вторично: экономическая сторона или моральная, дань моде или желание выделиться.
Хотя становясь старше, ребята стараются общаться правильным языком, избегать сплошного употребления сленга. «Хочется пообщаться с грамотным человеком», - говорят они.
И хотя в устной речи звучат словечки из сленгового Интернет-общения, в письменной речи у учеников старших классов их становится меньше.
Все эти наблюдения позволяют сделать вывод о том, что наша молодёжь, взрослея, бережнее относится к своему языку, а значит, понимает, насколько важно сохранить его чистоту и самобытность. Еще И.С.Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
Считаю, что материал, собранный в ходе работы над темой, будет интересен для учащихся школы, его следует использовать как на уроках русского языка, так и во внеурочной работе по предмету.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Кучинков Т.В. «Общение в Интернете» Изд-во Питер. 2005.
2.Тургенев И.С. Русский язык Собр.соч. в 6-ти томах т.4 с 37 «Правда» 1968
3.http://rus.1september.ru/articles/2009/06/07
4.http://www.openclass.ru/wiki-pages/83471
4.http://jellycatssbor.mybb.ru/viewtopic.php?id=125
5.http://forum.nextrim.ru/index.php?topic=46685.0
6.http://filosofia.ru/info/slang.php
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНКЕТА
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Повезло! Стихи о счастливой семье
Снег своими руками
А теперь — мультфильм
Лепесток и цветок
Композитор Алексей Рыбников