реферат на тему: "Северный флот в годы Великой Отечественной войны"
Вложение | Размер |
---|---|
severnyy_flot_sssr_v_velikoy_otechestvennoy_voyne.doc | 55.5 КБ |
Реферат на тему: Северный флот в годы Великой Отечественной войны.
Автор: Бакиева Юлия ,10 в класс МБОУ СОШ №49, г. Мурманск
Научный руководитель: Цыганкова Н.С., учитель истории МБОУ СОШ №49, г. Мурманск
Мурманск 2014
План:
Стратегические интересы противника на Севере
Военно-морские силы были созданы на севере только в период Первой мировой войны, хотя это не был еще полноценный флот, способный решать широкий круг задач на таком обширном театре. Главной задачей флотилии Северного Ледовитого океана в те годы была лишь задача защиты морских перевозок. В 1922 г., в связи с общим сокращением вооруженных сил флотилия была расформирована и возродилась лишь в 1933 г., став в 1937 году называться Северным флотом.
Первый боевой опыт североморцы приобрели в 1939-1940 гг., во время советско-финляндской войны. А самым суровым испытанием стала Великая Отечественная война. В течение всей войны умело организовывал и руководил боевой деятельностью флота командующий Северным флотом адмирал Арсений Григорьевич Головко.
К началу Великой Отечественной войны Северный флот (командующий контр-адмирал А.Г. Головко, член Военного совета дивизионный комиссар А.А. Николаев, начальник штаба контр-адмирал С.Г. Кучеров) располагал относительно небольшими силами. В строю находилось 8 эскадренных миноносцев, из них 2 старых, 7 сторожевых кораблей, 15 подводных лодок, 15 сторожевых катеров типа "МО", несколько торпедных катеров и тральщиков. Авиация Северного флота насчитывала 116 самолетов, преимущественно устаревших типов. Береговая оборона к этому времени располагала достаточным числом батарей с законченным или почти законченным инженерным оборудованием.
Главной базой Северного флота являлось Полярное, тыловой базой – Мурманск. Северный флот в течение войны увеличил свои силы, к 1945 году в составе СФ были линейный корабль, крейсер, 17 эскадренных миноносцев, 51 сторожевой катер, 45 охотников за подводными лодками, 43 тральщика, 56 торпедных катеров, 42 подводные лодки, 718 самолетов различных классов, 256 орудий береговой артиллерии и более 25 тысяч морских пехотинцев. Во время войны многие корабли для Северного флота были построены на средства, собранные трудящимися. Это подводные лодки "Героический Севастополь", "Герой Советского Союза Нурсеитов", "Советская Сванетия", "Ярославский комсомолец", "Челябинский комсомолец", "Новосибирский комсомолец" и другие.
Большая протяженность северного морского театра военных действий затрудняла надежную организацию основных видов обороны, облегчала противнику возможность использования подводных лодок и способствовала набеговым действиям его надводных сил. Захват немецко-фашистскими войсками северо-восточного побережья Норвегии, характеризующегося большой изрезанностью береговой черты, облегчал противнику использование морской коммуникации вдоль этого побережья. Кроме того, близость Мурманска и Полярного к границе с Норвегией благоприятствовала действиям фашистских ВВС против этих баз. Характерное для того времени бездорожье театра, отсутствие в восточных районах аэродромов и посадочных площадок обусловило большую значимость наших морских коммуникаций и потребовало дооборудования театра с целью ограничения активности противника.
Северный флот принял широкое участие в решении задачи по содействию приморскому флангу сухопутных войск, борьбе на морских коммуникациях и защите своих сообщений. Вооруженная борьба охватила огромные пространства Белого, Баренцева и Карского морей, распространившись на востоке до пролива Вилькицкого. Боевые действия велись на воде, под водой, в воздухе и на побережье. В них участвовали подводные лодки, надводные корабли, авиация и береговые части. Флот высаживал десанты и разведывательные отряды в тыл врага, формировал и посылал на сухопутный фронт части морской пехоты. Североморцы прославились в боях под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, на Северном Кавказе.
В 1942 г. в Северной Норвегии сосредоточились основные силы немецкого надводного флота: новейший линейный корабль "Тирпиц", тяжелые крейсера "Адмирал Шеер", "Лютцов", "Хиппер", крейсер "Кёльн" и две флотилии эскадренных миноносцев. На север Норвегии были переведены еще 14 немецких подводных лодок. Для обеспечения этих кораблей, а также для защиты своих коммуникаций немцы сосредоточили здесь значительное число тральщиков, сторожевых кораблей, катеров и различных вспомогательных судов. Усиливались береговая оборона и средства ПВО. В Норвегии и Финляндии no-прежнему был сосредоточен 5-й немецкий воздушный флот, для которого было построено несколько новых аэродромов. Численность его к весне увеличилась до 500 самолетов.
Действия Северного флота на морских коммуникациях
Ударами по морским коммуникациям противника Северный флот срывал воинские перевозки. В результате Германия стала испытывать острую нехватку железа и никеля, вывозимых из Северной Норвегии, а войска, действовавшие на мурманском направлении, зачастую лишались подкрепления, недополучали различные виды снабжения. Нарушение морских сообщений противника в отдельные периоды войны становилось одной из главных задач Северного флота.
Боевое применение сил флота по нарушению морских коммуникаций противника включало в себя:
1) разведку морских коммуникаций;
2) уничтожение конвоев и одиночных транспортов на переходе морем;
3) удары по пунктам формирования и назначения конвоев;
4) постановку активных минных заграждений.
В 1941 г. для действий на морских сообщениях флот мог выделить лишь подводные лодки. Надводные корабли и авиация использовались главным образом для содействия сухопутным войскам. Для уничтожения транспортов на переходе в море они привлекались эпизодически. Действия подводных лодок Северного флота на морских сообщениях противника в 1941 г. были весьма успешными. Подводные лодки, находясь в море, не дожидались, когда вражеские корабли пройдут через их позиции, а сами выходили на поиск и уничтожали их.
В конце 1943 г. военно-воздушные силы Северного флота окончательно завоевали господство в воздухе. Это дало возможность командованию флота одновременно с защитой своих морских сообщений выделить значительные силы авиации для постоянных действий на морских сообщениях противника. В отдельные периоды (полярный день) действия авиации на коммуникациях противника занимали ведущее место. В 1943 г. авиация Северного флота потопила и повредила 61 транспорт общим тоннажем 186 тыс. тонн, 2 вспомогательных судна и 5 боевых кораблей (2 сторожевых корабля, тральщик, минный заградитель и сторожевой катер).
Мужественно и самоотверженно действовали экипажи торпедоносцев. 14 января 1943 г. в районе Вардё был обнаружен вражеский конвой в составе пяти транспортов и нескольких кораблей охранения. В воздух поднялись самолеты, ведомые капитанами В.Н. Киселевым и А.А. Баштырковым. У Баштыркова это был 106-й вылет. Обнаружив конвой, самолеты легли на боевой курс. Когда до транспортов оставалось 400-500 м, торпеды отделились от самолетов и устремились к цели. В этот момент машина Баштыркова загорелась. Предвидя неизбежную смерть, он сообщил по радио: «Самолет горит, пикирую на транспорт». В результате атаки гитлеровцы потеряли два транспорта. Капитану А.А. Баштыркову и стрелку-радисту сержанту В.Н. Гаврилову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Противостоя крупным силам противника, флот за годы Великой Отечественной войны уничтожил 628 и повредил 237 боевых кораблей и транспортов, 1308 самолетов врага. Была обеспечена проводка 76 союзных конвоев с 1463 транспортами и 1152 кораблями охранения. По внутренним коммуникациям Ледовитого океана было проведено 1548 конвоев. Соединениями и частями флота, действовавшими на сухопутном фронте, истреблены десятки тысяч фашистских солдат и офицеров.
Война на Кольском полуострове
Кольский полуостров занимал значительное место в агрессивных планах гитлеровского командования. Основными стратегическими задачами противника на этом участке были захват в кратчайшие сроки города Мурманска с его незамерзающим портом, пунктов базирования Северного флота, а также выход на линию Кировской железной дороги, соединяющей Мурманский порт с основной частью страны. Кроме того, захватчиков привлекали природные богатства Кольской земли, особенно месторождения никеля – металла, крайне необходимого для военной промышленности Германии и ее союзников.
Для достижения этой цели на арктическом театре военных действий была сосредоточена армия "Норвегия" в составе двух германских и одного финского корпусов, которую поддерживали часть сил 5-го воздушного флота и ВМС Германии. Им противостояла советская 14-я армия, занимавшая оборону на Мурманском и Кандалакшском направлениях. С моря 14-ю армию прикрывали корабли Северного флота.
Не сумев захватить Мурманск и перекрыть морские коммуникации, по которым в СССР поступали стратегические грузы, фашисты усилили бомбовые удары по порту и областному центру. Особенно жестоким бомбардировкам город подвергся летом 1942 года. Только 18 июня на Мурманск было сброшено 12 тысяч бомб, в городе сгорело свыше 600 деревянных зданий. Всего же с 1941 г. по 1944 г. год на Мурманск было совершено 792 налета немецко-фашистской авиации, сброшено около 7 тысяч фугасных и 200 тысяч зажигательных бомб. К осени 1944 года Красная Армия прочно удерживала стратегическую инициативу на советско-германском фронте. В начале сентября на Кандалакшском направлении войска 19-й армии перешли в наступление и к концу месяца вышли на советско-финляндскую границу. 19 сентября 1944 года Финляндия вышла из войны.
В труднейший период 1941-1942 гг. воины Карельского фронта совместно с моряками Северного флота сумели сдержать наступление противника на дальних подступах к Мурманску, а вырвав инициативу у врага, сами перешли в наступление и в 1944 году не только освободили Заполярье, но и помогли Норвегии, освободив северные районы страны. Более 48 тыс. североморцев были награждены орденами и медалями, 85 человек стали Героями Советского Союза, а трое из них – А.О. Шабалин, Б.Ф. Сафонов и В.Н. Леонов были удостоены этого звания дважды. Североморский летчик Борис Феоктистович Сафонов первым из участников Великой Отечественной войны был дважды удостоен звания Герой Советского Союза. За мужество и стойкость, проявленные при защите Мурманска, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1986 г. Мурманску присвоено почетное звание "Город-герой".
Разгром фашистов в Заполярье
В результате успешного наступления Советских Вооруженных Сил летом 1944 г. были разгромлены группировки немецко-фашистских войск в Белоруссии, Прибалтике, на Карельском перешейке, в Карелии и Эстонии. 4 сентября 1944 г. финские войска прекратили военные действия. Правительство Финляндии приняло условия, выдвинутые Советским правительством, о разрыве с Германией и выводе немецких войск с территории Финляндии не позднее 15 сентября. Оставшиеся после 15 сентября немецкие войска Финляндия должна была разоружить. Положение гитлеровских войск в Заполярье резко ухудшилось, так как они лишились поддержки финских войск и кратчайших сообщений с Германией через Финляндию. Над группировкой немецких войск на Севере нависла угроза изоляции и окружения (единственная шоссейная дорога вдоль норвежского побережья могла быть перерезана нашими войсками).
Советское командование разработало план освобождения Заполярья, по которому войска Карельского фронта должны были нанести главный удар из района южнее озера Чапр в обход южного фланга и частями морской пехоты Северного флота в обход северного фланга окружить и уничтожить группировку противника в районе реки Титовка. В дальнейшем войска фронта должны были развивать наступление в западном направлении по дорогам на Петсамо, Киркенес, Луостари, Никель и разгромить отступавшие части.
Участвуя в разгроме гитлеровских войск на суше, Северный флот одновременно действовал на морских сообщениях противника. Противник прилагал все усилия, чтобы защитить единственный путь, по которому он мог осуществлять эвакуацию и получать подкрепления из ближайшего тыла. Конвои и отдельные суда шли в охранении большого числа кораблей и под прикрытием истребительной авиации. Успешные действия Северного флота на вражеских коммуникациях сорвали планы немецко-фашистского командования по эвакуации из Северной Финляндии. Действия на коммуникациях имели и самостоятельный оперативный результат: тысячи эвакуируемых на транспортах солдат и офицеров противника, много техники не достигли портов назначения и погибли в море.
Разгром немецко-фашистских войск в Заполярье имел важное военное и политическое значение. Красная Армия положила начало освобождению Норвегии от фашистской оккупации. Была разгромлена крупная группировка вражеских войск. Промышленность Германии лишилась значительной доли стратегического сырья – никеля. Северный флот получил новые базы и аэродромы в Варангер-фьорде, а немецко-фашистский флот лишился баз в Северной Норвегии.
Высоко оценив заслуги личного состава Северного флота, Военно-Воздушных Сил, частей Красной Армии, моряков торгового и промыслового флотов, работников Северного морского пути и арктических станций, всех трудящихся северных районов нашей страны в защите Отечества от немецко-фашистских захватчиков, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 5 декабря 1944 г. учредил медаль "За оборону Советского Заполярья", которой был награжден весь личный состав Северного флота, принимавший участие в боевых действиях.
И сегодня североморцы помнят и чтут имена героев-подводников Ивана Колышкина, Магомета Гаджиева, Николая Лунина, Григория Щедрина, Израиля Фисановича, Федора Видяева, летчиков Бориса Сафонова, Ивана Катунина, Захара Сорокина, Петра Сгибнева, катерников Александра Шабалина, Владимира Алексеева, Сергея Коршуновича, отважных разведчиков Виктора Леонова, Сергея Агафонова, Ивана Каторжного, морских пехотинцев Василия Кислякова, Ивана Сивко, Анатолия Бредова и многих других несгибаемых защитников Заполярья.
Список литературы:
Абрамова Е. П. "Морская пехота в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."
И.Ушаков, В. Кузнецов, Л. Тукачева "Полярный. Столетняя история»- Полярный, Радица 1999.
Ю.Рубцов «Честь и доблесть на гербах», газета «Мурманский вестник» - Мурманск, 2003.
Источник: http://mopnexu-cebepa.livejournal.com/6672.html
Источник: http://s30116489994.mirtesen.ru/blog/43325644485/Severnyiy-flot-SSSR-v-Velikoy-Otechestvennoy-voyne
http://www.otvoyna.ru/sfsssr.htm
http://cpacibodedu.ru/article/93-voenno_morskoy_flot_sssr_v_velikoy_otechestvennoy_voyne/
http://cpacibodedu.ru/article/93-voenno_morskoy_flot_sssr_v_velikoy_otechestvennoy_voyne/
http://voynablog.ru/2013/11/21/severnyj-flot-sssr-pered-velikoj-otechestvennoj-vojnoj/
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Сказки пластилинового ослика
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Лист Мёбиуса
Знакомимся с плотностью жидкостей