«Понять причины, докопаться до истины» - под таким девизом ведут исследовательскую работу учащиеся нашей Новосмаильской муниципальной казенной общеобразовательной средней школы. Вот уже более десяти лет ученики школы принимают участие в конференциях по исследовательским работам на русском и татарском языках. Можно сказать, занимают пальму первенства по наградам. Мой интерес к данному вопросу возник, когда я посетила наш школьный музей. Там мое внимание привлек уголок « Награды учащихся», где перечислены участники различных конференции по годам и занимаемые ими места.
Вложение | Размер |
---|---|
ponyat_prichiny_dokopatsya_do_istiny.zip | 23.9 КБ |
ВВЕДЕНИЕ
«Понять причины, докопаться до истины» - под таким девизом ведут исследовательскую работу учащиеся нашей Новосмаильской муниципальной казенной общеобразовательной средней школы. Вот уже более десяти лет ученики школы принимают участие в конференциях по исследовательским работам на русском и татарском языках. Можно сказать, занимают пальму первенства по наградам. Мой интерес к данному вопросу возник, когда я посетила наш школьный музей. Там мое внимание привлек уголок « Награды учащихся», где перечислены участники различных конференции по годам и занимаемые ими места. Меня, как выпускницу школы нынешнего года, заинтересовала дальнейшая судьба наших выпускников, но такую информацию я не нашла. Таким образом, столкнулась с проблемой, что никто и ничего не знает об их судьбе. Ведь они когда- то приумножили славу нашей школы, завоевали награды. С этой проблемой я обратилась к руководителю школьного музея Габдрахимовой Г.С. Она посоветовала написать своеобразную исследовательскую работу. Выбранная мною тема актуальна. Доказательством является то, что до сих пор не пропал интерес к исследовательским работам. Новизна темы в том, что она никем не исследована и анализируются исследовательские работы, ранее написанные выпускниками школы.
Объектом исследования явлется вклад выпускников школы в историю местности и в различные сферы жизнедеятельности учреждений и организаций, судьбы людей, проживающих на территории сельского поселения.
Предмет моего исследования: выпускники школы- участники исследовательских работ.
Методом исследования стали изучение, беседа, опрос, сравнение, анализ полученных данных. Для этого я просмотрела фотоальбомы, газетные вырезки, работы самих участников, которые хранятся в школьном музее.Также непосредственно встретилась с конкурсантами, ранее работавшим методистом ДДТ Асхатдиновой Я.Х., руководителем школьного музея Габдрахимовой Г.С..
Цель моей работы: найти сведения о выпускниках школы прошлых лет- участниках исследовательских работ.
Задачи работы:
Гипотеза: время бежит неумолимо, человек рождается и умирает, но его наследие остается на века.
Обзор источников
Для написания работы начала с изучения архивных документов школьного музея- хранителя памятников истории и культуры марийского, татарского, удмуртского народов. Это исследовательские работы учеников нашей школы, папка с материалами из газет «Сельская правда», «Дуслык», «Вятский край», копий наград, сертификатов конкурсантов, беседы с выпускниками школы. Встреча с Асхатдиновой Я.Х., ранее работавшей методистом ДДТ, дополнила материалы. Самый главный «архивный документ», как называет ее директор школы Зайцев Н.Г., «музейная редкость»- руководитель школьного музея Габдрахимова Г.С. Наш музей не зря хранитель, там достаточно документов. Музей существует как паспортизированный с 1995 года. Для написания данной работы мне не нужно было проводить эксперименты, опыты, наблюдения. Для меня важно было выяснить вклад выпускников в музейное дело и дальнейшую их судьбу. В 2012 году я и сама для участия на «Худяковских чтениях» писала текст выступления на тему «Деревня моя, деревенька». Тогда я побывала в священной роще деревни Каменный Ключ, у родника трех берез, прошлась по улицам деревни и сфотографировала.
1.Как все начиналось.
В 2001 году в начале учебного года Гадиле Султановне позвонила из Дома детского творчество методист Татимова Надежда Ивановна и попросила, не смогут ли они оформить имеющийся какой-нибудь материал в музее на конкурс. Гадиля Султановна, в свою очередь, обратилась к ученице шестого класса Алышевой Елене. (см. прилжение №5). Елена согласилась, работу выполнила, принесла материал в рукописном исполнении. Очередь стала за печатанием. Компьютеры в нашей жизни еще не занимали прочного места. Работу как сумели, так и оформили и предоставили в ДДТ. Делали лишь для того, чтобы отчитаться. Каково было удивление всех, когда данная работа была признана на всероссийском конкурсе « Зов земли» одной из лучших. А Елену наградили путевкой в ВДЦ « Орленок». Вот как вспоминает свою поездку Елена: «Помнится, что родители во главе с моей бабушкой очень опасались отправлять меня за тридевять земель, к Черному морю, к неизвестным людям, но бразды правления взяла в руки моя наставница. Сейчас я осознаю, что именно эта поездка стала ярким штрихом в моей биографии детского периода. Море, интересные ребята со всей страны с разным вырезом глаз и цветом кожи, различного рода занятия, кружки, танцы всех направлений- и это всё одна из моих летних сказок. Как говорится, лето- эта маленькая жизнь. Тем летом я поняла смысл фразы во всей её полноте!» { см. прил. № 1}
Я.Х. Асхатдинова, ранее работавший методист Дома детского творчества по туризму и краеведению, в том же году предложила принять участие в научно- практической конференции юных исследователей родного края. Основной целью конкурса явилось приобщение учащихся к научно- исследовательской работе на основе сведений, полученных ими при изучении родного края, и выявление способных к этой деятельности. И 6 февраля 2002 года в ДДТ в конкурсе приняло участие 18 работ из 13 школ. Авторам трех лучших работ жюри присвоило звание лауреатов. Среди них- работа Алышевой Елены, ученицы нашей школы, на тему « Быт и верование южных удмуртов Малмыжского района». Были отмечены еще три работы из области художественного краеведения за большую исследовательскую работу народных традиций, обычаев, костюма, быта: среди них работа « История жизни, быта марийского народа» Поткиной Марии тоже из нашей школы.
2.Изучение родного края - болезненное увлечение школьников.
В 2003 году краеведением учащиеся нашей школы «заболели», увлеклись изучением родного края. На конференции принимали участие Хакимова Танзиля с работой: «Наблюдения за изменениями погоды в 1996- 2002 годы», Елена Алышева - «Знатные люди моей деревни», Сабанова Надежда – « Старинные обряды, моления, обычаи удмуртов». Победители Сабанова Н. и Хакимова Т. участвовали на 42-м областном заочном открытом конкурсе исследовательских работ учащихся по краеведению Вятского края. В нем приняло участие 107 авторов из 24 районов и городов Кировской области. В 2004 году на районный конкурс исследовательских работ были представлены работы Нафиковой Гульшат «Гидрографическая сеть Малмыжского района», Араслановой Оксаны «История моей семьи», Салиховой Гузалии «Трагические страницы моей семьи».
В 2005 году была представлена на районный конкурс работа Башировой Ксении «История возникновения общины евангелийских христиан - баптистов деревни Удмурт Китяк. Вот как оценила ее работу на страницах газеты «Сельская правда» корреспондент Л.В.Карташова: « А вот настойчивости, умению общаться с людьми и мужеству Ксении Башировой из Новосмаильской школы подивились даже видавшие виды жюри. Она изучает историю возникновения, верования, праздники, обряды евангелийских христиан- баптистов д. Удмурт Китяк. Известно, что люди, придерживающиеся этой веры, трудно идут на контакт. Ксении удалось его наладить и написать интересную работу». { Газета «Сельская правда», статья « Понять причины, докопаться до истины» № 17- 2005г.}
В 2007 году Зиганшина Гузалия защитила свою работу на тему «Депопуляция в селе Н.Смаиль: причины, следствия, перспективы». Карташова Л.В. снова на страницах районной газеты оценила эту работу очень высоко: « А вот работа новосмаильской школьницы Гузалии Зиганшиной поразила своей основательностью, большим обилием фактического материала, массой всевозможных таблиц, графиков, диаграмм. Темой ее исследования стала демографическая ситуация в своем населенном пункте. Изучив все факторы снижения рождаемости и увеличения смертности, Гузалия дала конкретные рекомендации по теме. Ее работа может быть использована при составлении плана перспективного развития поселения».{ Газета «Сельская правда» статья « Президентская премия? Вполне возможно!» № 16- 2007г.} Кстати, работу Зиганшиной Гузалии при изучении темы «Демографическая ситуация в России» используют на уроке по обществознанию. В 2008 году Дусаева Оксана представила на конкурс свою работу «Старинный свадебный обряд мари деревни Каменный Ключ», а Сабанова Надежда - на тему “Земледельческие праздники удмуртов деревни Удмурт Китяк». В 2009 году со своими работами выступили на районном конкурсе Ахмадуллина Гулия на тему “ Старинный свадебный обряд татар деревни Новая Смаиль”, Рогожина Алина на тему “ Одежда удмуртов деревни Пор- Китяк “, Гузалия Зиганшина “ История создания детского сада Сандугач с. Н.Смаиль.
Снова Карташова Л.В. пишет, «что в Новосмаильской школе краеведение- любимый предмет многих. Любят смаильские ребята изучать историю родного края, обычаи и нравы народов, его населяющих. Поэтому целых три работы было представлено из этой школы. Все оригинальные и интересные. Алина Рогожина поставила для себя цель сделать сравнительный анализ национального костюма южных и северных удмуртов. Даже выступление свое она начала с народной песни и одета была в яркий костюм, доставшийся от бабушки, со множеством украшений. Эту работу можно назвать уникальной, ведь открыта еще одна страница истории народа. А вот Гузалия Зиганшина взялась изучать историю создания детского сада “Сандугач” с. Н.Смаиль. Документов о его образовании почти не осталось, хотя история этого детского учреждения не особенно и велика. Так что пришлось Гузалии по крупицам собирать материалы, опираясь, в основном, на воспоминания очевидцев. Один из выводов, который сделала она при работе над данной темой, привел ее к мысли, что детские сады играют огромную роль в дошкольном развитии детей и влияют на всю дальнейшую жизнь ребенка. Гулию Ахмадуллину на выбор темы «Старинные и современные свадебные обряды татар с. Н.Смаиль» подвигло то, что она побывала на современной мусульманской свадьбе. Изучая тему, она многое узнала и очень интересно выступила на конференции. Ей задали множество вопросов. Вплоть до того, какую бы свадьбу она хотела сама, когда придет время».{ газета «Сельская правда» статья «Вот моя деревня, вот мой дом родной» №23-24- 2009г.}. Антон Сабанов в 2011 году решил заняться изучением своего семейного архива и узнал многое о своем дедушке К.Г.Баширове, который был знатным кукурузоводом. С работой на тему: «Хранитель семейного архива» выступил на четырнадцатой по счету районной научно- практической конференции исследовательских работ.
3. Зона исследования и территория расширяются.
Начиная с 2007 года, ученики стали выступать на межрегиональном конкурсе исследовательских работ на татарском языке. Первым работу написал ученик 11 класса Ваккасов Ильфан. Темой его исследования стала исчезнувшая деревня с прозаическим названием Алма- ата Кукморского района Республики Татарстан. Жители деревни эту работу хранят как реликвию в своих семьях. В 2008 году ученица 10 класса Нафикова Рамзия описала историю мечети села Новая Смаиль. На следующую конференцию Газизуллин Рамис описал историю мечети деревни Новый Сардык Кукморского района Республики Татарстан. В 2010 году Хамидуллина Фанзия продолжила работу Рамиса, изучив историю возникновения деревни Новый Сардык. Фанзия свою работу оформила собственными стихами. Ученица шестого класса Шайхутдинова Алсу продолжила тему Нафиковой Рамзии. Алсу изучила жизненный путь имама мечети села Новая Смаиль Бахтиярова Мухамметзыи, который прослужил 72 года жителям села верой и правдой. Он ученик великого татарского просветителя Каюма Насыри, ученый, автор учебников по астрономии и арифметике. Работой Алсу заинтерасовались в г. Казани, попросили согласие на издание ее работы. Следующая ее работа была посвящена абыстаю мечети Заляевой Дайме апа. Все исследовательские материалы, которые были написаны учениками школы в разные годы, на сегодняшний день не потеряли своей актуальности. Они востребованы учениками, общественностью. Материалы используются на уроках в школе, студентами учебных заведений, корреспондентами газет, преподавателями высших учебных заведений.
4. Первый областной слет активистов школьных музеев.
На первый областной слет активистов школьных краеведческих музеев, посвященный 70- летию Кировской области, поехали юные краеведы нашей школы - председатель совета музея Сания Хакимова, члены совета музея Виктория Поткина и Елена Алышева. Всего слет собрал активистов из пятнадцати школьных музеев, шестнадцатый прислал свои материалы. Наши ученики завоевали первое место в номинации «Массовая работа в школьном музее». Елене Алышевой вручили грамоту за выступление по обмену опытом на секции, а подарком для нее стала книга «100 великих праздников». Все три участницы получили специальные сертификаты. Вот как вспоминает эту поездку Сания Хакимова: « В ноябре 2006 года нам представилась возможность поехать в район на конкурс - слет школьных музеев. Там выступили неплохо. По результатам конкурса мы заняли первое место и нам дали возможность съездить в область. Для нас это было большой неожиданностью. Мы долго репетировали, переживали. Ведь для некоторых из нас это была первая поездка в большой город. Вот уже чемоданы собраны, и мы ждем автобуса. Сумки были очень тяжелыми, т.к. в них были национальная одежда, некоторые экспонаты и старинные украшения. Дорога до Кирова мне показалась очень долгой. Приехали мы вечером, нас встретили гостеприимно. В день конкурса, с утра, нам провели экскурсию по городу Кирову, рассказали историю города. Киров оказался довольно красивым. Сам конкурс проходил вечером. Мы очень волновались. И вот настала наша очередь выступать. Когда мы вышли, то немного растерялись, потому что нас все стали фотографировать. Для многих наше выступление стало неожиданностью. Присутствующие не знали, что в нашей области живут такие народы. Некоторые ребята и их руководители подходили после нашего выступления и интересовались нашей культурой. Спрашивали, умеем ли мы говорить на своем родном языке, и записывали некоторые слова. Эту поездку я еще долго вспоминала и рассказывала своим друзьям, даже в университете. В целом поездка была интересной и увлекательной».{ см. прил. №2.}
5. Межрегиональный этнографический слет «Юный следопыт».
Кроме этого, команда нашей школы с 2008 года начала участвовать в межрегиональном слете этнографов «Юный следопыт» в рамках проекта «Изучение этно - национального наследия татар средствами туристско- краеведческой деятельности». В номинации «Деревянные узоры моего села» стали победителями. Также в индивидуальном конкурсе «Моя родословная» победила наша ученица Рамзия Нафикова. Живописная поляна на реке Косинка вновь собрала участников II межрегионального слета юных этнографов в 2009 году. Наша школьная команда в номинации « Комплексное изучение истории села на научной основе» заняла первое место. В 2010 году команда школы становится дипломантом третьего слета этнографов. В 2011 году- первое место в номинации «Самое вкусное блюдо». В 2012 году в номинации «Презентация национальной одежды»- второе место и в номинации «Викторина знатоков национальной одежды» третье место. В 2013 году - первое место в презентации «Лучшее национальное блюдо».
6. «Худяковские чтения».
Начиная с 2006 года, ученики нашей школы стали принимать участие в научно- практической конференции. На этой первой конференции с докладом выступила Алышева Елена. Вот как пишет журналистка Л.Карташова: « Конференция началась с доклада ученицы новосмаильской школы Елены Алышевой. Посвящено ее исследование удмуртской культуре. Выступление сопровождалось показом наглядного материала, что еще больше давало представления об исследуемой теме.» [ газета « Сельская правда» №47 -2006г.]
Сейчас эти конференции называются «Худяковскими чтениями». В 2012 году мне тоже выпало счастье выступить с темой « Деревенька, моя деревенька». В 2013 году на чтениях принимали участие две ученицы из нашей школы. Баширова Анастасия и Сабанова София раскрыли проблемы религиозных верований и сохранения историко- культурных памятников на территории деревни Пор-Китяк.
7. Как сложилась судьба выпускников.
Елена Алышева в школе писала исследовательские работы, была экскурсоводом и отвечала за пополнение удмуртской культуры. Как вспоминает Елена:.. « каждый уголок в музее напоминал жилище каждой из представленных в нашей местности национальностей. Также красовались три «девы» в национальных костюмах. Они и были моими любимыми экспонатами. О музее рассказали на областном слете активистов школьных музеев. Бурная деятельность, многочисленные концертные программы, неиссякаемый энтузиазм активистов нашего школьного музея, бережное отношение ко всем экспонатам просто потрясли жюри». ( см. приложение № 1). Сейчас она после окончания Вятского гуманитарного университета осталась работать там же, в университете. Поступила в аспирантуру. По образованию филолог.
Поткина Мария вела исследовательскую работу, экскурсовод, занималась пополнением фонда марийской культуры. По словам Гадили Султановны, перед выпуском Марии из школы она очень переживала, кем ее заменить. Тогда Мария сама подсказала: « Кто, кто? Моя сестра. Я ее подготовлю». Таким образом, Виктория начала учиться музейному делу. Перед большой делегацией впервые провела экскурсию. Мария стояла рядом и помогала. Мария окончила Московскую сельскохозяйственную академию им. Тимирязева. Работает экономистом в одной из транспортной фирме в г. Москве экономистом.
Поткина Виктория в музее отвечала за фондовую работу, экскурсовод, Виктория отвечала за фондовую работу и была участницей районного и областного слета активистов школьных музеев. Студентка Приволжского Федерального университета г.Казани. Факультет фундаментальной медицины и биологии. Будущий биолог.
9
Сания Хакимова, председатель совета музея, экскурсовод по истории школы, участница областного слета активистов школьных музеев, закончила Казанский аграрно-государственный университет, собирается замуж и по месту жительства мужа устроится на работу.
Гулия Ахмадуллина в музей пришла только в 10 классе. Вела исследовательскую работу, отвечала за компьютерное оформление документов. Готовила команду этнографов на межрегиональный слет. Сделала отличный презентационный буклет о музее. Пишет стихи, прозу. Студентка Приволжского Федерального университета г. Казани. Факультет фундаментальной медицины и биологии. Будущий физиолог.
Гузалия Зиганшина оставила для музея две очень ценные работы. Поступила в Казанский национально- исследовательский технологический университет. Будущий эколог.
Нафикова Рамзия – студентка пятого курса Казанского аграрно – государственного университета, институт экономики. Учебу совмещает с работой. Ведущий бухгалтер- операционист Казанского агропромбанка.
Арасланова Оксана окончила Кировскую медицинскую академию. Акушер- гинеколог. Работает в Республике Коми.
Баширова Ксения окончила Кировский государственный педагогический университет. Работает воспитателем в детском саду в Республике Коми.
Нафикова Гульшат окончила Кировский государственный педагогический университет. Работает учителем географии в г.Нижнекамске Республики Татарстан.
Сабанова Надежда закончила сельхозакадемию г.Ижевска. Инженер лесного хозяйства. Работает в торговом центре в Ижевске.
Сабанов Антон – студент Савальского политехнического техникума. Будущий механик.
Хакимова Танзиля- окончила Казанский аграрно- государственный университет. Инженер лесного хозяйства. Продолжает учебу в магистратуре. Работает в министерстве лесного хозяйства Республики Татарстан.
Рогожина Алина студентка Удмуртского государственного университета, институт педагогики, психологии и социальной технологии. Ее будущая специальность- педагогика и методика дошкольного образования.
Ваккасов Ильфан окончил строительный техникум г. Казани. Работает в частной строительной фирме по специальности.
Газизуллин Рамис студент Исламского университета г. Казани. Прослужил в армии.
Хамидуллина Фанзия окончила финансовый колледж г.Казани. Открыла косметический салон.
8. Пионер – организатор исследований родного края.
Пионером - организатором исследовательской работы можно называть Язилю Хазиахметовну Асхатдинову. В ДДТ пришла работать в 1992 году методистом по туризму и краеведению. Организацией конкурса исследовательских работ начала заниматься с 1998 года. В учреждениях дополнительного образования ученику предоставлялись значительные возможности для реализации себя в качестве исследователя. Поэтому весьма актуальны были занятия детей и подростков в научных обществах. НОУ «Краевед» при доме детского творчества, который является филиалом областной очно-заочной краеведческой школы, в тесном контакте со школами района работает с 2002 года. Юные исследователи самореализуются через участие в различных конкурсах исследовательских работ. Почти все они стали призерами районных, областных конкурсов, но самый продуктивный результат – участие воспитанников краеведческой школы во Всероссийских конкурсах. Три выпуска – три победителя Всероссийских конкурсов. Самой яркой из них была Маша Вятчина - лауреат Всероссийской конференции «Отечество», обладательница губернаторской премии . Илюса Егорова стала дипломантом международной открытой гуманитарной конференции «Вышгород» и Нурисламова Ильсина стала дипломантом Всероссийских краеведческих чтений. Руководила работой вышеназванных конкурсантов Язиля Хазиахметовна.
Ее детищем является межрегиональная конференция исследователей родного края на татарском языке. Благодаря ее усилиям была выпущена книга работ исследователей родного края в двух частях, так же появились на свет газетная полоса «Алтын сандык» ( «Золотой сундук»), брошюра « Яшь эзтабар” ( “Юный следопыт”). Совместно с Ахметзяновым Р.М. провели туристский поход вместе с детьми по населенным пунктам Малмыжсеого района, заселенным татарами. В каждой деревне участники посетили кладбище, мечеть, ознакомились с историей поселений, посетили школьные музеи, встретились с религиозными преставителями и старожилами.
Потом Язиля Хазиахметовна вышла с предложением провести межрегиональный слет этнографов. Вначале в слете принимали участие только татарские школы. Сейчас участвуют все школы района. ( См. Приложение №6).
Использованная литература
Заключение
Изучив и проанализировав документы нашего музея и работы исследователей – учеников школы, автор пришла к выводу, что действительно конкурсанты свои работы сделали, поняв причины тех или иных явлений, событий, фактов и докопались до истины. Этот девиз стал для них правилом в их дальнейшей жизни. Они доходят до сути, ищут кропотливо, перепроверяют и не останавливаются на достигнутом. Поиск материалов для исследований их научил жить по определенному плану, действовать по нему и время попусту не терять. Научились к самоорганизации. Автор считает это качество главным для человека в достижении успехов в жизни. В пример можно привести яркие судьбы Нафиковой Рамзии, Хакимовой Танзили, Ахмадуллиной Гулии. Рамзия в свободное от учебы время начала работать бухгалтером в частной фирме. Накопив там опыт, сейчас работает ведущим бухгалтером - операционистом Казанского агропромбанка. Танзилю во время прохождения практики заметили и пригласили на работу в Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан. Поступила в магистратуру. Гулия работает продавцом в магазине, пишет стихи и прозу. Рогожина Алина досрочно сдает все экзамены и устраивает себе большие каникулы.
Автор считает, что достигла поставленной цели: нашла сведения о дальнейшей судьбе выпускников и успешно реализовала поставленные перед собой задачи. Автор также пришла к выводу, что выпускники оставили для родной школы неоценимое наследие, которым на сегодня пользуются все, кто интересуется историей родного края. Также автор наглядно убедилась, что первые написанные работы носили характер описаний. С каждым годом уровень и качество работ повышаются, работы становятся как научные. Автор сумела обобщить работы, успешно решила поставленную проблему и для себя многое взяла. Считает, что внесла свою лепту в историю музея.
Новогодние гирлянды
Волшебная фортепианная музыка
Попробуем на вкус солёность моря?
О путнике
3 загадки Солнечной системы