Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа о значении социальных сетей и интернета в современной жизни молодежи | 173.04 КБ |
Научно-практическая конференция исследовательских работ обучающихся общеобразовательных организаций «Кузбасские истоки»
Предметное направление психология
Социальные «сети»:
почему старшеклассники предпочитают
живому общению виртуальное
Барахова Дарья
МБОУ СОШ №24 города Белово
10 класс
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………...………………………………3
1. Общение как социальная потребность……………………………….…….5
2. Виртуальное общение – что это?....................................................................8
2.1. Особенности общения через Интернет………………….……………….8
2.2 Причины обращения к виртуальному миру………………………………9
3. Социальные сети: польза или вред?................................................................11
4. Анализ опроса «Социальные сети»………………………………………12
Заключение……...………………………………………………………………18
Список литературы…………………………………………………………..…20
Приложение…………..…………………………………………...…………….22
ВВЕДЕНИЕ
Общение — это обмен информации с помощью языка или жестов. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией. Стремительное развитие техники привело к появлению – виртуального общения. Данный вид общения становится все более и более популярным, человеку незачем выходить на улицу, чтобы дойти до магазина, нет необходимости ходить в гости, в театр в кино, все можно через Интернет (и купить что-нибудь, и познакомиться с человеком).
Как часто в школе на уроках можно увидеть такую ситуацию, что учащиеся вместо того, чтобы слушать учителя, работать, усваивать новые знания сидят в социальных «сетях», или на переменах также рассматривают фотографии на своих страницах. Современные дети часто имеют низкие коммуникативные навыки, так как в основном общаются виртуально. Виртуальный мир позволяет каждому человеку рассказывать о своих переживаниях, впечатлениях, предоставляет доступ к личной информации других людей. Но здесь возникает вопрос: почему многие из нас готовы делиться своей личной информацией с всемирной паутиной, а не с близкими людьми? Мы попробуем разобраться в причинах проблемы, и выяснить пути ее решения.
Цель работы: выявить причины, почему виртуальное общение доминирует над реальным.
Задачи:
1.Выяснить основные причины перехода к виртуальному общению.
2. Определить степень опасности и пользы виртуального общения.
3. Определить, какой тип общения преобладает у старшеклассников МБОУ СОШ №24.
4. Разработать рекомендации по преодолению зависимости от общения в социальных «сетях» для старшеклассников
Гипотеза: Если люди будут проводить в социальных «сетях» каждый день более пяти часов, то с течением времени виртуальное общение вытеснит реальное.
Объект исследования: социальные «сети».
Предмет исследования: предпочтения людей в общении.
Практическая значимость работы: рекомендации, разработанные в результате исследования можно применять педагогам, классным руководителям, родителям при воспитании детей.
Научная новизна работы: разработка социологического опроса, выявляющего предпочтения в способах общения, степень зависимости от интернет - общения, анализ предпочтений в общении старших школьников.
Современный мир предоставляет широкий спектр информационных услуг, мир становится ближе, расстояние и время сокращается. Главная заслуга в этом принадлежит Интернету и социальным «сетям». Родители, педагоги, психологи и врачи бьют тревогу о том, что современные подростки большую часть свободного времени проводят в сети Интернет. Можно предположить, что виртуальное общение не просто заменяет реальное общение, а его вытесняет, значит необходимо подтвердить или опровергнуть данную гипотезу.
1.Общение как социальная потребность
Общение – установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди. Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.[1]
Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации. Из определения общения вытекает, что это сложный процесс, в который входят три составляющие:
коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми);интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами);
перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления взаимопонимания).
1. Коммуникативная. Коммуникация – это процесс передачи сообщений от одного человека другому так, чтобы на их основе можно было действовать.
В этот процесс входят следующие элементы:
1) способность человека, передающего сообщение, выразить точно, что он хочет сказать;
2) выбранное для сообщения средство – устное; - письменное; - визуальное;
3) способность и желание реципиента понять сообщение и действовать в соответствии с ним; 4) «шум» в системе, который может исказить сообщение и сделать его непонятным.
2. Интерактивная - условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных с взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей.
3. Перцептивная - процесс восприятия и понимания людьми друг друга. Существенной особенностью этой стороны общения является то, что восприятие партнерами друг друга всегда носит субъективный характер, и потому подвергается влиянию многих факторов: сложившихся в обществе стереотипов, уровня культуры (как в социальной группе, так и индивидуального), личного опыта, направленности и других индивидуальных свойств.[2]
Таким образом, можно говорить об общении как организации совместной деятельности и взаимоотношении включенных в нее людей. Изучая материал по теме общения в современном мире, я столкнулась с проблемой, которую поднимают учителя, родители, психологи. Современные дети все больше времени проводят сидя за компьютером, в сетях Интернета. На реальное общение времени остается все меньше. Меня заинтересовала эта ситуация, и я решила выяснить, насколько виртуальный мир заменяет нам реальность. Большинство людей убегают от реальных проблем в виртуальный мир. Проходит некоторое время и, не осознавая это, мы начинаем воспринимать виртуальный мир как часть реального. Для людей, которые редко общаются при помощи Интернета, мало знакомы с таким понятием как виртуальный мир, а тот, кто общается значительно больше данным способом, понимают намного глубже. Многие подростки затрудняются ответить на вопрос: где вы по-настоящему больше общаетесь с удовольствием, в реальной или виртуальной жизни? Зачастую происходит, что на общение с близкими людьми, друзьями нам не хватает времени. А в виртуальном мире такое общение дается легко и просто, более доступно. В Интернете возможно найти близких людей с одинаковыми интересами на жизнь. Интернет – знакомые не знают вас лично, и можно без опаски открыться им, рассказать свои мысли, переживания и мечты. Вот та степень откровенности, которую мы можем позволить в виртуальном мире. Здесь возможно легко забыть обо всех проблемах. В виртуальном мире многие дают выход своим ужасным наклонностям, которые не проявляют в реальном мире. Есть такой вид как «тролли»: пользователи Интернета, которые провоцируют на конфликт других пользователей. Людям, которых вы знаете только в виртуальном мире, нельзя верить, что бы они ни рассказывали, в каких бы чувствах не признавались, так как Вы не располагаете никакими сведениями, подтверждающими их порядочность. Пользователи социальных сетей пребывают в иллюзии близости, общения. Виртуальное общение пропитано обманом, как любые другие формы зависимости. Кто-то, к превеликому сожалению, зависим от алкоголя, наркотиков, курения, кто-то от социальных сетей.
2. Виртуальное общение – что это?
2.1.Особенности общения через Интернет
В современном мире, общение - это основной способ передачи информации. Сегодня актуально виртуальное общение, которое на данный момент занимает одно из первых мест среди молодѐжи. Разговаривать с помощью компьютера намного проще. Виртуальный мир и общение в Интернете стало настолько популярным, что многие люди порой забывают об общении реальном. Всемирная паутина предлагает нам разнообразные способы обмена информацией. Каждый выбирает то, что ему «по вкусу». Сейчас существуют сайты, где ты можешь найти человека, которого не видел много лет.Наиболее универсальное средство компьютерного общения - это электронная почта. Она позволяет пересылать сообщения, фотографии, презентации, документы за считанные секунды в любой угол мира. Каждый пользователь e-mail имеет свой электронный адрес. Электронная почта гораздо удобней обычной «бумажной». Во-первых, для отправки письма вам не нужно покупать конверт и идти до ближайшего почтового ящика. Достаточно просто воспользоваться Интернетом. Во-вторых, ваше письмо приходит адресату сразу же после отправки. Это очень удобно, так как вы тут же можете получить ответ и отреагировать на него. В-третьих, копию вашего письма можно отправить сразу же нескольким адресатам. Так что в целом, e-mail – средство скорого, простого и продуктивного общения. Кроме того, через электронную почту можно обмениваться файлами, такими как видео, фото или музыка.
Основные особенности виртуального общения, которые так привлекают молодежь:
• Анонимность и невидимость. За счет анонимности и невидимости подростки скрывают чувства или показывают отсутствующие переживания. Многие теряют значение возраста, социальный статус, внешнюю привлекательность или умение общаться. Поэтому многие пользователи интернета считают, что «легче вести серьезный разговор», «люди реже обижаются, потому что там это бессмысленно - все равно не видно, как ты обижаешься», «можно общаться с непривлекательными (внешне) людьми, и их уродливость не мешает общению», «можно говорить на равных с человеком значительно старше тебя, и это не мешает общению, хотя ты знаешь, что он старше».
• Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.
• Стремление к нетипичному поведению. Зачастую пользователи представляют себя с иной стороны, чем в условиях реальной жизни, проигрывают не реализуемые роли, сценарии поведения. В виртуальной среде вы вообще можете быть, кем хотите, выглядеть как угодно, быть существом любого пола по выбору, слова для вас без ограничений характерных для материального мира.
• Стремление к эмоциональному наполнению текста. Это выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций - «смайликов» или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).[3]
Невостребованность собственных ресурсов, возможностей в реальной жизни. Человек не может найти себе место в жизни, среди реальных людей. Обычно это происходит с творческими людьми, их взгляды на жизнь часто не разделяют окружающие люди и не так трактуют их произведения искусства. Такое явление также актуально для подростков, которые начинают думать о своём будущем и для взрослых, которые понимают, что выбрали неправильный путь в жизни. Недостаточное насыщение общением в реальных контактах. У человека очень мало друзей, людей, которые его поддерживают, понимают, это может быть связано со многими причинами, рассмотренными выше. Отсутствие объективной возможности «живого» общения, нехватка времени для реального общения. В условиях современной жизни большая часть времени уходит на работу, учебу и на удовлетворения потребностей, в связи с этим у человека нет сил и нет времени на устройство личной жизни и реальное общение.[4]
Неумение и нежелание общаться в реальной жизни. Эта причина противоположна предыдущей, то есть у человека есть возможность реального общения, но он сознательно от него отказывается, так как не желает прикладывать усилия на развитие своих коммуникативных качеств. Нередко это можно наблюдать и в жизни: очень часто находясь среди людей, даже знакомых, человек достает телефон и выходит в Интернет, выбирая виртуальное общение.
Проблема свободного времени у молодежи. Многие выходят в Интернет «от нечего делать», чтобы скоротать время, что является признаком неправильного распределения свободного времени. Этому способствует отсутствие детских и молодежных клубов, нежелание самой молодежи принимать участие в активной деятельности, которая слоняется по улицам или сидит дома, родительская невнимательность к развитию детей, которых не отдают в спортивные секции или другие кружки, где дети могли бы непосредственно учиться общению.
Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам не удавшихся в реальной жизни, с помощью общения в Сети. Позволяет это сделать некоторые особенности Интернета, такие как анонимность, нежесткая нормативность, своеобразие процесса восприятия человека человеком.
3. Социальные сети: польза или вред?
Социальные сети в настоящее время стали неотъемлемой частью жизни миллионов людей во всем мире. Эти сервисы позволяют людям объединяться в группы с теми, кто разделяет их интересы. Кроме того, с их помощью удобно искать бывших одноклассников, сослуживцев, однополчан и знакомых из других городов. По этой причине огромное количество людей проводит массу времени на этих сайтах, общаясь со старыми друзьями и находя новых приятелей. Вряд ли при этом они задумываются о преимуществах и недостатках социальных сетей. Каковы же они на самом деле?
Социальные сети имеют массу положительных качеств. Во-первых, как уже было сказано, они позволяют людям находиться на связи, даже если они проживают в разных городах и даже странах. При этом можно полноценно общаться с собеседниками, делиться с ними новостями из своей жизни, демонстрировать собственные фотографии, давать ссылки на интересные сайты.
Впрочем, сегодня социальные сети используются не только в развлекательных целях. В настоящее время многие ищут с их помощью работу, занимаются самообразованием, а число тех, кто обрел свою вторую половину благодаря данным сервисам, постоянно растет. И, тем не менее, социальные сети имеют не только плюсы, но и минусы. Каковы же их отрицательные черты?
Как это ни удивительно, недостатки данных сервисов являются не чем иным, как обратной стороной их достоинств. Так, все знают, что социальные сети являются удобными платформами для разностороннего общения. Однако, многие настолько погружаются в это общение, что не замечают ничего вокруг. Целыми днями они просиживают на любимых сайтах, постоянно просматривая страницы друзей и обмениваясь сообщениями с ними. Работа и учеба при этом нередко уходят на второй план, ведь они гораздо менее интересны, чем возможность неотрывно следить за жизнью друзей. Если вы замечаете у себя признаки зависимости от социальных сетей, обязательно установите для себя определенные ограничения на их посещение (к примеру, пообещайте себе проводить там не более двух часов в день)
4. Анализ опроса «Социальные сети»
Что притягивает подростков посещать и днем и ночью просторы Интернета? Самая главная проблема состоит в том, что многие молодые люди становятся полностью зависимы от Интернет - общения, они уже не могут представить свою жизнь без неѐ. Постоянно взаимодействуя друг с другом посредством online - переписки, они забывают про личное общение, некоторые пользователи начинают тратить свои деньги на платные ресурсы. Со временем у человека может развиваться патологическая необходимость постоянного пребывания на сайте, от которой он уже не может избавиться самостоятельно. Острая тяга к пользованию сетевыми ресурсами – это своего рода болезнь, которая может возникать из-за каких-либо личностных или психологических проблем.
Так что же приводит людей к добровольной зависимости? Психологи давно столкнулись с такой проблемой в современном мире, как «одиночество в толпе»: человек, находясь в коллективе, всѐ равно остается одиноким, проводя большую часть своего времени наедине с компьютером, и это, конечно же, не может не накладывать свой отпечаток на особенности поведения личности. А между тем, человеку нужна не только возможность чувствовать себя частью общества, но и также очень важно выделиться как личность, чему очень способствует нахождение в социальных сетях. Время, проводимое человеком за просмотром фотографий и видео из жизни знакомых, иногда сильно превышает время, отведенное на выполнение профессиональных обязанностей, это приводит к снижению работоспособности. Больше всего зависимости от Интернет - общения подвержены люди, ведущие достаточно скучный образ жизни, посредством сетей они повышают свою самооценку, пытаясь выдать информацию, представленную на странице, за действительную, некоторые настолько верят в созданный ими образ, что начинают избегать личных встреч и общения. К сожалению, при знакомстве люди чаще стали давать адреса своей персональной страницы, нежели номера телефонов, и очень многим гораздо проще спросить простое «Как дела?» посредством Интернета, чем позвонить и поинтересоваться лично.
Выполняя данную исследовательскую работу, нам было необходимо узнать, какая часть опрошенных школьников общается в социальных «сетях», какое общение они больше всего предпочитают, и действительно ли виртуальное общение доминирует над реальным. Участники: учащиеся 9-11-х классов МБОУ СОШ №24 г. Белово, всего 115 человек (из 208 учащихся-старшеклассников). Метод: анкетирование (см. Приложение 1).
Первый вопрос: «Зарегистрированы ли вы в социальных «сетях?»
Можно сделать вывод, что 100 человек, из 115 (это примерно 90%) опрошенных пользуются интернетом несколько раз в день.
Второй вопрос: «Как часто вы общаетесь в социальных «сетях?»
Можно сделать вывод, что 100 человек, из 115 опрошенных общаются в социальных сетях больше пяти раз в день.
Третий вопрос: «В каких соц. сетях вы зарегистрированы?»
Наиболее популярной социальной сетью для старшеклассников, является «Вконтакте»- 108 человек, кроме этой социальной сети популярностью пользуются «Одноклассники». Социальная сеть «Вконтакте» является самой массовой в Рунете - более 20 млн. пользователей и ориентировано на молодежную аудиторию. Что привлекает молодежь? ВК была первой на этом рынке на территории России это своего рода культ молодежи, ведь она появилась не как дополнение от mail.ru, а как отдельный проект, без привязки к чему либо. А кто любит все новое? Конечно молодежь. Первыми заядлыми «контактерами» были именно подростки, они и повернули развитие сети в свое русло, и требовали тех нововведений, которые они хотели бы увидеть. Еще один не маловажный факт, на заре своего расцвета ВК была очень легкой (в плане трафика) сетью, а ведь в свое время не было таких доступных безлимитных тарифов, коих сейчас множество! У молодежи не так много денег, что бы все тратить на трафик! Это как снежный ком, который сейчас уже что-то большее чем просто социальная сеть! «Вконтакте» очень удобно пользоваться с учебными целями. Для этого необходимо создать группу, где все выкладывают вопросы по экзаменам, лекции и так далее. Также можно легко организовывать встречи. На страницах это социальной «сети» большой выбор музыки и лёгкий её поиск.[5]
Однако, об этом интернет - ресурсе есть и много негативной информации. Например, что на страницах «Вконтакте» можно найти фотографии порнографического содержания, видеоролики, призывающие к насилию, масса нецензурной лексики. Этот факт также должен заставить задуматься как детей, которым нравится это сеть, так и взрослых, которые их окружают (родителей, педагогов).
Четвертый вопрос: «Сколько времени в день вы проводите в социальных «сетях»?
На основании диаграммы можно судить, что преобладающая часть учеников проводит в соц. сетях более 1 часа в день. Наиболее распространенный временной промежуток 3- 4 часа. Тревожный знак, особенно если учесть рекомендации врачей и психологов о том, что за компьютером нужно проводить не больше двух часов в день с перерывами. Бесконтрольное погружение в виртуальную реальность отрицательно влияет и на психику и на физическое здоровье. [6]
Пятый вопрос: «C какой целью вы общаетесь в социальных «сетях?»
На основании данных диаграммы можно сделать вывод, что большинство опрошенных используют социальные «сети» для организации досуга. Также, нужно обратить внимание на тот факт, что 22% опрошенных заходят на свою страничку в сетях «от скуки». Это достаточно большая цифра. Можно говорить о признаках зависимости от виртуального мира.
Шестой вопрос: «Сколько у вас друзей?
На основании диаграммы можно сделать вывод, что у большинства опрошенных учеников примерно 100-200 друзей. Количество друзей в социальных «сетях» не говорит о популярности человека в реальной жизни. Это, скорее, является показателем престижности. О человеке, у которого мало друзей на странице у пользователей складывается впечатление, что он необщителен, замкнут. Происходит подмена понятий «друзья». В действительности, даже на страницах, человек общается только с 1-5 «друзьями».
Седьмой вопрос: « Всегда ли вы размещаете в социальных «сетях» подлинную информацию?»
Примерно половина опрошенных размещают в социальных «сетях» ложную информацию. Это говорит о том, что не всегда нужно верить виртуальным данным. В среде школьников это проявляется особенно ярко. Причем, сами социальные «сети» провоцируют такую ситуацию. Это связано с простыми условиями регистрации своего аккаунта.
Восьмой вопрос: «Какие, по-вашему, преимущества виртуального общения?"
Важная особенность виртуального общения - возможность общаться анонимно, то есть скрывать информацию о себе (половина опрошенных).
Девятый вопрос: «Как вы думаете, виртуальное общение вытесняет реальное?»
40% опрошенных школьников считают, что виртуальное общение будет преобладать, в связи с развитием новых технологий. Но пока, по-мнению других респондентов, живое общение имеет место быть и играет важную роль в жизни человека. На вопрос: «Почему?», чаще всего высказывалось мнение, о том, что живое общение приятнее, эмоциональнее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интернет-общение является наиболее распространенным видом общения. Люди вследствие развития технологий и распространения Интернета стали больше времени проводить за виртуальным общением. В этом мире они чувствуют себя уверенней, здесь можно оставаться анонимным или просто не показывать эмоций, которые видны при реальном общении. Работая над темой, мы пришли к следующим выводам:
1. Большинство подростков в свободное время посещают Интернет.
2. Интернет используют для общения в социальных сетях.
3. Распространѐнным сайтом является «Вконтакте».
4.Подростки в день тратят примерно 3- 4 часа в соц. сетях.
5. Многие общаются при помощи интернета из-за анонимности.
6. Большинство считают, что виртуальное общение не заменило реальное.
Таким образом, виртуальное общение заменило реальное, пока не подтвердилась. Однако тенденции уже наметились и давно! Но стоит ли тратить все свое свободное время на социальные сети? Тем более, если у вас нет никаких интересов, кроме как бродить бессмысленно по просторам Интернета. Возможность посещать Интернет безгранична: можно общаться с друзьями, поиграть, послушать музыку, посмотреть фильмы, найти материалы необходимые для учебы, но не становиться рабом своего компьютера. Стоит очень серьезно задуматься, не являетесь ли вы зависимыми от Интернета. Симптомы Интернет – зависимости: частая проверка почты; сокращение времени на прием пищи, еда перед монитором; жалобы окружающих на долгое сидение за компьютером; игнорирование обязанностей; невозможность сократить время пребывания в Интернете; пропуск еды, учебных занятий, встреч или ограничение времени для сна ради возможности быть в Интернете; вход в Интернет с целью уйти от проблем.
Виртуальный мир интересен. В нем мы пытаемся убежать от реальных проблем, и даже от самого себя. Порой, в виртуальном мире мы можем раскрыться, рассказать то, чего мы не можем сказать в реальном мире даже близким друзьям. Виртуальное общение не может заменить контакт с живыми людьми. Виртуальный мир – это лишь частичка реального.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
I.ЛИТЕРАТУРА
II.ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
Приложение 1
Опрос по теме «Общение в социальных «сетях»
1. Зарегистрированы ли вы в социальных сетях?
А) Да
Б) Нет
2. Как часто вы общаетесь в социальных «сетях»?
А) Больше пяти раз в день
Б)1 раз в день
В)1 раз в неделю
Г)1 раз в месяц
Д) Реже 1 раза в месяц
3. В каких социальных «сетях» вы зарегистрированы? (свой вариант)
4.Сколько времени в день вы проводите в социальных «сетях»?
А) Менее часа
Б)1-2 часа
В) 3-4 часа
Г)5-6 часов
Д)7-10 часов
5. С какой целью вы общаетесь в социальных «сетях»?
А)Поиск различной информации
Б) Просмотр фотографий, видеороликов, поиск фильмов и музыки
В)Игры
Г) Захожу на страницу «от скуки»
6. Сколько у вас друзей? (Свой вариант)
7. Всегда ли вы размещаете в соц. Сетях подлинную информацию?
А) Да
Б) Нет
8. Какие по вашему преимущества виртуального общения?
А) Мобильность
Б) Анонимность
В) Круг общения шире
9. Как вы думаете, виртуальное общение вытесняет реальное?
А) Да
Б) Нет
Приложение 2
Тест на определение степени интернет - зависимости
Для определения степени своей зависимости ответьте на нижеследующие вопросы, используя предложенную шкалу:
0 – это ко мне не относится
1 – редко
2 – время от времени
3 – иногда
4 – часто
5 – всегда
Как часто вы остаетесь on-line дольше, чем намеревались?
Насколько часто вы игнорируете домашние обязанности, чтобы подольше побыть в сети?
Насколько часто вы предпочитаете возбуждение от интернета близости со своим партнером?
Завязываете ли вы новые отношения с пользователями интернета?
Насколько часто окружающие жалуются, что вы проводите за компьютером слишком много времени?
Бывает ли, что ваше обучение в школе или институте страдает из-за того, что вы проводите слишком много времени on-line?
Как часто вы проверяете почту, прежде чем заняться необходимыми делами?
Как часто продуктивность вашей работы страдает из-за погруженности в интернет?
Бывает ли, что вы принимаете оборонительную позицию или становитесь скрытным, когда кто-то спрашивает, что вы делаете в сети?
Насколько часто вы стремитесь заместить тревожные мысли о своей жизни успокаивающими мыслями об интернете?
Часто ли вы предвкушаете очередной сеанс on-line?
Бывает ли, что вы ощущаете, что жизнь без интернета была бы скучной, пустой и безрадостной?
Часто ли вы раздражаетесь, кричите и выходите из себя, когда кто-то мешает вам во время сеанса on-line?
Насколько часто вы отказываете себе во сне из-за ночных вхождений?
Когда вы вне сети, насколько часто вас захватывают мысли об интернет или фантазии о подключении?
Как часто вы, находясь on-line, говорите себе: «ну еще несколько минуточек"?
Пытались ли вы сократить время пребывания в сети, но безуспешно?
Часто ли вы пытаетесь скрыть от других продолжительность вашего пребывания в сети?
Как часто вы предпочитаете интернет общению с людьми?
Как часто у вас ухудшается настроение, появляется раздражительность или подавленность, когда вы вне сети, исчезающие, как только вы подключились?
Итоговая цифра в интервале от 20 до 49 – вы обычный пользователь интернет. Временами вы остаетесь в сети немного дольше, чем обычно, но вы в состоянии контролировать использование Интернета.
Итоговая цифра в интервале от 50 до 79 – вы сталкиваетесь с проблемами по причине чрезмерного использования Интернета время от времени или часто. Вам нужно обратить внимание их на влияние на вашу жизнь.
Итоговая цифра в интервале от 80 до 100 – чрезмерное использование Интернета породило значительные проблемы в вашей жизни. Вам необходимо осознать влияние Интернета на вашу жизнь и заняться проблемами, напрямую связанными с использованием Интернета.
Поймите, что реально только то, что происходит с вами здесь и сейчас, а не в виртуальном мире, сетевые ресурсы даже не заметят вашего исчезновения, зато вы увидите, насколько вам свободней и легче станет без них. Поверьте, что ваш придуманный мир никогда не заменит вам реального общения с людьми. И если так получилось, что у вас нет возможности часто общаться с друзьями, заведите себе домашнего питомца – и вам будет намного приятнее проводить время, ухаживая за ним.
И помните одно, не стоит приносить в жертву свою реальную жизнь, ведь окружающий нас мир гораздо интереснее, научитесь использовать ресурсы социальных сетей с пользой для себя и только по мере острой необходимости.
[1]Аудитория Рунета: точки роста // ФОМ. — 2012. — Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/cat/smi/smi_int/pressr_190111 (Дата обращения: 25.12.2013).
[2]Леонтович, О.А. Проблемы виртуального общения / О.А. Леонтович // Полемика. — 2000. — № 7. Режим доступа. http://www.irex.ru/press/pub/polemika/07/leo (Дата обращения: 26.04.2013).
[3]Кондратьев, Г. Д. Общение в Интернете и ICQ. Легкий старт / Г.Д. Кондратьев. – М., 2005. С.25.
[4]Аудитория Рунета: точки роста // ФОМ. — 2012. — Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/cat/smi/smi_int/pressr_190111 (Дата обращения: 25.12.2013).
[5] Гаврилов, Г.И. Популярные социальные сети / Г.И. Гаврилов // Большой вопрос. ru. Режим доступа: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/634948-pochemu-socset-vkontakte-tak-populjarna-u-shkolnikov.html. (Дата обращения: 14.03.2014 год)
[6] Макеенкова, Е. Зависимость от социальных сетей / Е. Макеенкова // Мир советов: читай и применяй. Режим доступа: http://mirsovetov.ru/a/psychology/psychologic-trick/dependence-social-networking.html (Дата обращения: 12.02.2014 год).
Сказка на ночь про Снеговика
Лягушка-путешественница
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Колумбово яйцо