Наша страна огромна и многонациональна. "А какие коренные народы населяют территорию Хабаровского края ?" - решила узнать второклассница. Данная работа - результат её исследования.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 Р.П.ХОР
НОУ «ЯДРО»
Тема: «Какие коренные народы населяют территорию Хабаровского края»
Работу выполнила:
ученица 2 б класса
Морилова Алёна
Научный руководитель:
Краснова Марина Александровна
МБОУ СОШ № 3 р.п.Хор
2013 – 2014 уч.г.
Содержание
Введение……………………………………………………………… 2
Основное содержание………………………………………………..3-6
Заключение……………………………………………………………. 7
Список используемых источников и литературы…………………... 8
Отзыв научного руководителя………………………………………. 9
1
Наша страна огромна и многонациональна. «А какие коренные народы населяют территорию Хабаровского края?» - решила узнать я.
Цель проекта:
- ознакомление с коренными народами, населяющими территорию Хабаровского края, их численностью, территорией проживания, самоназванием.
Тип проекта: информационно - исследовательский.
Время реализации проекта: 3 месяца.
Основополагающий вопрос проекта:
Какие коренные народы населяют территорию Хабаровского края?
Проблемные вопросы проекта:
- Какова численность коренных народов в крае?
- Где они проживают?
- Каково самоназвание этих народов?
2
На территории современного Хабаровского края на сегодняшний день проживают представители восьми национальностей исконно коренных народов Севера и Дальнего Востока: нанайцы, нивхи, негидальцы, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены.
НАНАЙЦЫ. Численность 12017 человек. Самоназвание: нани — «здешний человек». Проживают на территории Хабаровского края в нижнем течении реки Амур. Численность в Хабаровском крае 505 человек.
НЕГИДАЛЬЦЫ. От ңегидал — «береговой», «прибрежный». Негидальский народ возник в результате смешения эвенков с нивхами и ульчами. Транспортным животным у низовских была собака, у верховских — олень. В старину одежду и обувь шили из рыбьих кож и шкур животных.
НИВХИ. Численность 4673 человека. Проживают на территории Хабаровского края в нижнем течении реки Амур. Предположительно, нивхи (устаревшее «гиляки») являются прямыми потомками древнейшего населения Сахалина и Нижнего Амура.
ОРОЧИ. Численность – 915 человек, в Хабаровском крае – 426 человек. Живут по рекам Татарского пролива, преимущественно в низовьях Тумнина с притоками. Самоназвание нани — «здешние жители», как у нанайцев и ульчей. Основными занятиями были охота и рыболовство, в меньшей степени – морской зверобойный промысел. У орочей не принято было стричь волосы. Мужчины заплетали их в одну косу (чохчо), женщины – в две (патучи).
УДЭГЕЙЦЫ. В Хабаровском крае проживают 613 человек. Самоназвание: удэхэ - лесные люди. В формировании удэгейского народа участвовали аборигенные и пришлые тунгусские народы.
УЛЬЧИ. Самоназвание «нани» - человек земли. Численность в Ха-
3
баровском крае 2718 чел. Проживают в девяти поселках в нижнем течении Амура. Значительное место в хозяйственной жизни занимала охота на морского зверя, добыча различных видов нерп и сивучей.
ЭВЕНКИ. Численность 30233 человека. Самоназвание: эвэн.
Эвенки (прежнее название — тунгусы, назывались также «оленьими людьми»). Это народ, проживающий в Аяно-Майском районе Хабаровского края.
ЭВЕНЫ. В Хабаровском крае проживают 1200 из 17 тыс. человек. Это народ, проживающий в восточной половине Охотского района Хабаровского края. Самоназвание: эвэн. Эвены (прежнее название — ламуты).
Традиционные формы религии народов Приамурья были тесно связаны с их промысловой культурой. Основу их составляли представления о животном мире, очень близком человеку. Считалось, что человек происходит от зверя или птицы; что звери в тайге все слышат и понимают, могут узнать человека в лесу и отомстить ему за убийство их сородичей на охоте; что зверь может возродиться после смерти, если не повредить его кости и череп, сохранив их; что у зверей и птиц есть свои духи-хозяева, которых надо периодически задабривать, чтобы охота была удачной. Поэтому на традиционных праздниках всегда проводились обряды для снятия с себя вины за убийство зверя и "возрождения" его вновь.
Народы Приамурья - виртуозы художественной обработки дерева. Ульчи знали множество технических приемов резьбы и росписи. На ульчской посуде для медвежьего праздника выполнялась наиболее богатая орнаментика, ибо медвежий праздник был именно тем центром, вокруг которого вращалась жизнь всей общины. Поэтому ритуальная посуда представляла собой наиболее совершенные образцы резного искусства.
4
Традиционная одежда народов Приамурья - один из самых массовых
видов художественного творчества, сочетающий в себе искусство кроя, аппликации, обработки кожи, металла, камня. Наиболее интересны халаты из рыбьей кожи. Их носили весной, летом и в начале осени. Особая ценность - свадебная одежда, которая имеет большое количество украшений в виде подвесок, орнамента, меховой опушки. Обязательно изображение на халате родового дерева, которое символизирует продолжение рода. Сидящие на ветвях птички - это души не родившихся детей. У нанайцев имелся определенный орнамент для каждого вида одежды. Многие мастера находили вдохновение в резьбе по дереву и кости. Во многих селах выезд на охоту становился своеобразным конкурсом: чья одежда лучше расшита, чья лодка, нарты сделаны красивее, лучше украшены резьбой.
В Хабаровском крае созданы районные этнокультурные центры с небольшими музеями, выставочными залами, творческими мастерскими по декоративно-прикладному искусству, национальными коллективами. Ежегодно проводятся старинные национальные обряды, праздники
В крае созданы районные этнокультурные центры с небольшими музеями, выставочными залами, творческими мастерскими по декоративно-прикладному искусству, национальными коллективами. Ежегодно проводятся старинные национальные обряды, праздники.
Вот что написал о дальневосточной земле наш земляк нанайский поэт и писатель Аким Дмитриевич Самар.
Аким Самар.
Мой край.
Выйдешь в низовья Амура –
5
Сунгари устье сверкает.
Выйдешь в низовья Амура –
Устья Амгунь открывает.
Здесь я родился и вырос,
Здесь мой любимый край,
В среднем теченье Амура
Родина всех нанай.
То поднимаются сопки,
То зеленеют луга.
Плещется море колосьев
Там, где шумела тайга.
Много ещё богатства
В недрах народ добудет,
Ценных сокровищ края
Сколько ни трать, не убудет.
Кто сосчитает зверя
В наших дремучих лесах?
Кто уследит за птицей
Там, высоко, в небесах?
Рыба гуляет в Амуре,
Сколько её – угадай…
Синие сопки и реки –
Вот мой родимый край!
6
Я узнала, что на территории Хабаровского края на сегодняшний день проживают представители восьми национальностей исконно коренных народов Севера и Дальнего Востока: нанайцы, нивхи, негидальцы, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены, познакомилась с их численностью на территории нашего края, территорией проживания, самоназванием.
В процессе работы мне захотелось подробнее узнать об обычаях коренных народов нашего края, их религии, занятиях. Думаю, что продолжу дальнейшее знакомство с жизнью, бытом, культурными традициями исконно коренных народов Хабаровского края.
7
Список используемых источников и литературы
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/129592/Самар
яндекс-картинки
8
Отзыв научного руководителя
на исследовательскую работу ученицы 2 б класса Мориловой Алёны.
Тема: «Коренные народы Хабаровского края».
Заявленная тема «Коренные народы Хабаровского края» соответствует содержанию работы.
Автор обосновала актуальность выбранной темы, правильно поставила цели: ознакомление с коренными народами, населяющими территорию Хабаровского края, их численностью, территорией проживания, самоназванием.
Морилова А. сделала вывод, что на территории Хабаровского края на сегодняшний день проживают представители восьми национальностей исконно коренных народов Севера и Дальнего Востока: нанайцы, нивхи, негидальцы, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены, познакомилась с их численностью на территории нашего края, территорией проживания, самоназванием.
В процессе работы автору захотелось подробнее узнать об обычаях коренных народов Хабаровского края, их религии, занятиях. Отсюда и решение юного исследователя о дальнейшем знакомстве с жизнью, бытом, культурными традициями исконно коренных народов Хабаровского края.
Данная работа имеет практическую значимость и может быть использована на уроках ознакомления с окружающим миром, дальневосточной литературы, а так же во внеурочной деятельности и внеклассной работе.
Оформление работы, в целом, соответствует действующим правилам и стандартам.
Научный руководитель: Краснова Марина Александровна, учитель на- чальных классов МБОУ СОШ № 3 р.п. Хор, 1 квалификационная категория, отличник народ- ного просвещения.
9
Круговорот воды в пакете
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Как напиться обезьяне?
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Сказка об одной Тайне