Название проекта: «Покормите птиц».
Гипотеза:
Если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, знать особенности обитания разных птиц, уметь различать их голоса, заботиться и охранять их, то:
- возможно, мы сможем сохранить многие виды птиц от исчезновения их с лица Земли;
- станем относиться не только к птицам добрее и внимательнее, но и к друг к другу;
Цель проекта:
Привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности, закрепление понятия "зимующие птицы", оказание помощи птицам в зимний период для сохранения количества особей, развитие интереса к живой природе, воспитание экологической культуры, бережного отношения ко всему живому.
Практическая значимость проекта
Привлечение учащихся к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.
Данный проект является важным звеном экологического воспитания школьников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу. Дети и взрослые получают огромное эстетическое удовольствие и моральное удовлетворение, когда, сделав своими руками кормушку и наполнив её кормом, наблюдают за поведением даже обычных домовых воробьев или больших синиц, слетающихся на угощение. Таким образом, привлечение учащихся к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 68.52 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Баевская НОШ»
Акция - творческий проект «Покормите птиц»
Выполнили: ученики 2 класса
Руководитель: классный руководитель 2 класса
Шаляева Светлана Николаевна
С. Баево, 2014 г.
Название проекта: «Покормите птиц».
Гипотеза:
Если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, знать особенности обитания разных птиц, уметь различать их голоса, заботиться и охранять их, то:
- возможно, мы сможем сохранить многие виды птиц от исчезновения их с лица Земли;
- станем относиться не только к птицам добрее и внимательнее, но и к друг к другу;
Цель проекта:
Привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности, закрепление понятия "зимующие птицы", оказание помощи птицам в зимний период для сохранения количества особей, развитие интереса к живой природе, воспитание экологической культуры, бережного отношения ко всему живому.
Задачи проекта:
Актуальность
Зимой и ранней весной подкормка птиц — самый эффективный способ помочь пернатым. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам, но только в том случае, если вокруг много подходящего корма. Большое число птиц в зимние месяцы гибнет именно от бескормицы. Кормушка может спасти жизнь многим десяткам птиц.
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, развивать желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Практическая значимость проекта
Привлечение учащихся к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.
Данный проект является важным звеном экологического воспитания школьников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу. Дети и взрослые получают огромное эстетическое удовольствие и моральное удовлетворение, когда, сделав своими руками кормушку и наполнив её кормом, наблюдают за поведением даже обычных домовых воробьев или больших синиц, слетающихся на угощение. Таким образом, привлечение учащихся к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.
Кроме того, привлечение птиц на кормушки создает дополнительные возможности для увеличения видового состава птиц данной местности и их изучения. Даже только время от времени наполняемая кормушка способна увеличить разнообразие птиц в городе и его окрестностях. Особенно интересно проследить, как растет число видов-посетителей в течение ряда лет, и какие факторы влияют на его увеличение. В дальнейшем мы планируем провести исследование, которое поможет ответить на вопросы, вызвавшие у нас интерес.
После завершения проекта дети смогут:
Ожидаемый результат:
- ученик, имеющий представление о зимующих птицах; умеющий совместно с родителями изготовить кормушку; знающий каким кормом и как подкармливать птиц; зимой регулярно подкармливающий птиц; умеющий наблюдать и фиксировать наблюдения в дневнике, анализировать собственную деятельность и делать выводы.
Участники проекта: учащиеся 2 класса МОБУ «Баевская НОШ», родители учащихся, классный руководитель, с. Баево, Ичалковского района.
Этапы реализации проекта:
Срок проведения - октябрь.
Срок проведения - ноябрь – февраль.
Срок проведения – март.
План реализации проекта
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Проблемные вопросы
Учебные вопросы
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА
Раздел программы Формы и методы работы | Этапы реализации проекта | Сроки реализации проекта | |
Информационный раздел | I этап – подготовительный
| Октябрь, 2013г. | |
Практический раздел (познавательная, игровая, художественно-продуктивная, трудовая, спортивно-оздоровительная деятельности) | II этап – основной (практический) Проведение природоохранной акции: - экскурсии по экологической тропе;
Дидактические игры: - «Меню для птиц», «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?», «Четвертый лишний». Подвижные игры: - «Совушка», «Собачка и воробьи», «Перелет птиц». | Ноябрь 2013г.– Февраль 2014 г. | |
Итоговый раздел (рефлексивно-оценочная деятельность) | III этап - заключительный - Обработка результатов по реализации проекта - Презентация проекта - Анализ полученных результатов, сравнение того, что получилось с тем, что было задумано; - Оценка учениками, педагогом и родителями своего участия в проекте; - Оценить пользы проведенного творческого дела (наблюдение за птицами, прилетающими к кормушкам). | Март 2014г. |
Введение
Зима – трудное время для птиц. Это значит, что птицам приходится очень тяжело в этот период. Для того чтобы не замёрзнуть, птицам нужно много корма. Когда ночная температура падает до –10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса! Чтобы поддержать температуру тела (а она у них около +40°С) и выжить, птицам с самого раннего утра нужен корм. Но бывает, что к нему не добраться — естественные места кормления либо занесены сугробами, либо покрыты непробиваемой ледяной коркой. Орнитологи утверждают: если не помочь птицам в зимний период, то из десяти синиц до весны доживут только две. Гибнут птицы не от холода, а от голода. И помочь птицам выжить могут только люди.
Если мы, школьники, поможем им в это время, весной и летом они отблагодарят нас заботой о растениях, своим видом и звонким пением подарят нам радость и хорошее настроение.
Реализация проекта
Проект "Зимующие птицы" был заведен нами осенью. Во время прогулок, наблюдая за птицами, мы с учащимися 2 класса отметили, что птиц стало меньше, и они ведут себя беспокойно. Сделали выводы: с наступлением холодов исчезли все насекомые, семена растений замело снегом и поэтому птицам нечего есть. Мы решили: птицам надо помогать! Затем мы обратились к родителям, вместе с ними обсудили, как можно помочь птицам. Совместно с родителями мы решили организовать работу в проекте «Зимующие птицы». В классе мы обсудили основные направления деятельности в проекте, определили цели и задачи, предполагаемый результат, выяснили возможности, определили средства.
Дневник наблюдений
Учащиеся нашего класса решили ответить на вопрос:
и совершают «набеги» на Почему необходимо помогать птицам зимой?
- Птицам зимой не только холодно, но и голодно, так как нет обычных кормов – семян, насекомых. Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями. Земля покрыта снегом. Где зимой добыть еду? Эту нелегкую задачу птицы лесов и полей решают по – разному: кто разыскивает в складках коры жуков и пауков, а кто ищет корм на кустах и деревьях. Ведь на многих из них остались почки и семена. Из каждых десяти зимующих птиц 9 погибает от голода. А птенцы одной синицы, погибшей за зиму, могли бы уничтожить до 1 080 000 насекомых. Насекомоядные птицы (синицы) не выносят и дня голодания. Зимующие птицы, наевшись, не садятся спать или отдыхать, как куры, а с еще большей энергией начинают искать насекомых. В холодные дни птицы ищут корм в течение всего дня.
- В лесу птицы могут поесть только семена из шишек ели и сосны и почки деревьев, а также ягоды рябины. В поисках корма многие лесные птицы и птицы луга, не улетевшие в теплые края, стараются держаться ближе к человеческому жилью. Здесь им проще найти корм – на помойках, в личных дворах, в специально подготовленных кормушках. Даже в городе многие люди насыпают хлебные крошки птицам на подоконниках и балконах. На помойках ищут корм серые вороны.
- Многие птицы зимой ищут укрытие от холода в постройках человека – под крышей, на чердаке. В сельской местности птицам выжить легче, потому что многие держат дома птиц - кур, гусей, индюков, а значит и лесным птицам может тоже достаться зерна. Поэтому воробьи сбиваются в большие шумные стайки дворы.
- Некоторые птицы способны делать запасы провизии на зиму: это сойки, синички-гаички и поползни, которые устраивают множество мелких кладовых под корой и в щелях деревьев. Эти кладовые не заносит снегом, и они спасают птиц, когда снег и лед временно закроют доступ к другим кормам.
- А еще зимой к кормушкам прилетают синицы, они бывают также часто, как и воробьи. Очень редко прилетают снегири. Их легко отличить от серых воробьев по окраске. У синичек – желтое брюшко с черной полосой, а у снегирей – красное брюшко.
В непосредственно внеурочной деятельности с детьми было проведены познавательные уроки по окружающему миру «Кто такие птицы?», «Как зимой помочь птицам?», «Где зимуют птицы?», на которых дети расширили свои представления о птицах, об их образе жизни. С детьми были организованы беседы, в ходе которых учащиеся систематизировали знания о зимующих птицах, о необходимости подкормки птиц в зимний период. Мы с детьми обсуждали, каким кормом необходимо кормить птиц. Наши птицы предпочтение отдавали хлебным крошкам, пшену и семенам подсолнечника. Ребята узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб, солёное сало, жареные семечки – вместо помощи это может нанести птицам вред.
Чтобы поддержать интерес учащихся к теме «Птицы» и закрепить их знания, были оформлены дидактические игры «Зимующие птицы», «Покормим птиц», «Четвертый лишний», "Кто на кормушке", "Сколько птиц на кормушке", "Дорисуй птицу" и др. В играх учащиеся систематизировали знания о зимующих птицах, уточнили "меню" для птиц.
В это время для родителей были оформлены консультации "Как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки", "Кормушки для птиц", "Правила содержания кормушек", "Чем подкармливать птиц", чтобы они тоже приняли активное участие в проекте и оказали помощь детям в природоохранной деятельности.
Изучив познавательную литературу и просмотрев презентации про зимующих птиц нашего края, учащиеся нарисовали рисунки. В классе была оформлена выставка рисунков «Птичье кафе». Также в классе была оформлена стенгазета "Птицы зимой", в которой мы разместили фотографии, информацию о том, как трудно пережить птицам холодный период времени года.
С большим интересом учащиеся в течение нескольких недель собирали информацию и делали доклады «Все о птицах» и «Кормушки и корм для птиц». Таким образом, был собран большой материал о зимующих птицах, о значении птиц в жизни человека, подобраны стихи, загадки, народные приметы про птиц, а также много интересного ребята узнали о видах кормушек и способах их изготовления из разного материала, о том, какой корм можно предложить птицам.
Учащимися нашего класса было изготовлено 6 кормушек для школьного сада и приусадебного домашнего участка. Мы их делали не только из дерева и фанеры, но и из вторичного материала – пластмассовых бутылок, коробок из-под тортов, упаковок из-под молока. Для подкормки птиц мы раскладывали корма – пшеницу, ячмень, нежареные семена подсолнуха, просо и пшено. Мы также раскладывали корма в кормушки, которые остались с прошлого года. А потом мы подсчитывали, сколько птиц, и каких, прилетали на наши кормушки. Кормушки мы развешивали в школьном саду. А еще каждый из нас сделал кормушки и повесил дома.
Шапошникова Екатерина подсчитывала прилетевших к кормушке птиц дома. Свою кормушку она повесил в палисаднике возле окна и могла, не пугая птиц, следить за ними. Все свои наблюдения она записывала, чтобы не забыть. Например, 11 января к кормушке прилетало 6 воробьев, 2 синицы. Она заметила, что воробьи прилетали за день к кормушке не один раз. Они летали не по одному. К кормушке сразу летели не все, кто-то не ел, а наблюдал. Если возникала какая-то опасность, этот наблюдатель чирикал, и вся стая взлетала. Но они далеко не улетали и снова возвращались. Подкормившаяся на кормушке птица начинала усиленно разыскивать естественный корм на деревьях и кустарниках, в районе расположения кормушки. Обычно птицы прилетали к кормушке около 9 часов утра, а в последний раз прилетали около 5 часов вечера. Синицы с удовольствием клевали не соленое сало. Еще прилетали какие-то птицы размером с воробья, тоже серые, но с хохолком. В классе по атласу – определителю мы узнали, что это – свиристели. Они часто держатся зимой возле рябин, где остались с осени ягоды. Эти ягоды птицы заглатывают целиком, не разгрызая семян, а усваивая сахаристые вещества из мякоти. Свиристелям зимой приходится очень трудно, так как чтобы прожить на мякоти ягод рябин, им нужно пропустить через себя несметное количество ягод. Среди пернатых они считаются чемпионами-едоками. Внешне эти птицы чуть-чуть крупнее воробья. Их хохолок как будто зачесан назад.
За птицами наблюдала и Карачёнкова Карина.
- К ее кормушке прилетали тоже воробьи и 2 снегиря. Воробьи прилетали каждый день и вели себя очень шумно. А снегири прилетели только один раз, но их «прогнали» шумные воробьи. А воробьев прилетало так много, что она иногда подсыпала корм 2 раза в день.
Две кормушки мы повесили на школьной территории. Однажды утром, когда выпал молодой снежок, к нашим кормушкам прилетело две синички. Не успели мы восхититься этими беспокойными птичками, как вместе с ними прилетела большая стая таких же пичуг. Все движения их были порывисты и быстры. Они тщательно «очистили» наши кормушки и также стремительно исчезли.
Во время внеурочного занятия «Я - исследователь» был устроен праздник «Синичкин день». На празднике учащиеся вместе с родителями отгадывали загадки о птицах, пели песни, читали стихи, играли в различные игры и делали «птичью» зарядку.
Мы делаем большое и доброе дело – помогаем выжить птицам зимой, спасаем их от голода. Также мы узнали, какой корм предпочитают наши птицы: голуби и воробьи - крошки белого хлеба и батона, а синицы – сало; пшено едят все птицы, а сухофрукты - наши птицы не едят. Воробьи и голуби прилетают на кормушку стайками, а синички - по 2-3.
Ребята нашего класса знают, что птицы полезны. Для чего нужны птицы лесу? Как они помогают лесу?
- Птицы – санитары леса, они уничтожают вредных насекомых. По-разному вредят эти насекомые: одни грызут листву деревьев, другие подгрызают корни, третьи забираются под кору дерева и точат его изнутри. Одни летают, ползают, но птицы находят их везде.
- На ветвях ловят вредителей насекомых пеночка, славка, синица. На стволах дерева – поползень. Но самым интересным способом уничтожает вредителей дятел – он передвигается по стволу, опираясь на свой жесткий хвост. Своим длинным и крепким клювом он долбит кору дерева и потом своим необыкновенно длинным языком с зазубренной костяной иголочкой на конце достает личинок древесных жуков.
- В воздухе ловят насекомых мухоловки, стрижи, ласточки. У стрижа широкий рот, он им как сачком ловит насекомых. У одного стрижа нашли во рту 372 мелких насекомых, он изловил их для своих птенцов. А одна ласточка уничтожает за лето до миллиона насекомых.
- «Рабочий день» птиц длится от самого рассвета и до вечерних сумерек. Летом, выкармливая насекомых, они ловят насекомых по 18 часов в сутки. Птицы очень прожорливы. Вес насекомых, съеденных за сутки небольшой синичкой, равен ее собственному весу. А пеночка, крапивник съедают насекомых в два раза больше собственного веса. Это связано с тем, что птицы очень активны и расходуют много энергии, поэтому пищеварение у птиц проходит очень быстро.
- Пара больших синиц при выкармливании птенцов прилетает к гнезду с кормом 250-300 раз в день. За один раз синица приносит в клюве не одну, а несколько гусениц. За 10 секунд синица разыскивает и съедает 10 гусениц.
- Много пользы приносит кукушка, которая поедает мохнатых, покрытых щетинками гусениц, среди которых есть опасные вредители леса и сада и которых не трогают другие птицы.
- На одном гектаре леса иногда живет несколько десятков, а то и больше птичек. Значит, каждый день они уничтожают несколько килограммов вредителей.
- Очень полезно также привлекать птиц в плодовые сады. Если прикармливать птиц зимой с кормушек в саду, то они летом «отработают» свой корм сторицей. Даже воробьи будут все лето уничтожать злейшего врага садов – яблоневого долгоносика. Неоценима роль птиц в жизни леса. Лес, наполненный звуками, это, прежде всего, лес птиц. Именно птицы уничтожают в лесу самых опасных вредителей – различных видов бабочек. К сожалению, зимой мало птиц способных бороться с вредителями – только синицы и дятлы, барабанная дробь которых слышна на весь лес. Но летом огромное количество птиц «лечат» лес и уничтожают вредителей, поэтому мы должны поддержать их зимой, помочь дожить до лета.
Мы решили
- Нужно продолжить подкормку птиц, так как весной для них еще мало корма.
- Необходимо делать для птиц скворечники, дуплянки, охранять гнездовья от разорения и тем самым привлекать птиц – санитаров леса. Нельзя ни в коем случае ловить и убивать птиц.
- Не разорять птичьи гнезда. Не ловить и не убивать птиц.
- Не трогать яйца и птенцов, не подходить близко к обнаруженным гнездам и не беспокоить птиц.
- Подкармливать птиц в зимнее время, главное – защитить птиц от голода.
- Делать кормушки, не забывать рассыпать в них корм.
- Летом и осенью запасать корм для зимующих птиц (семена деревьев, зерновых растений, подсолнечника, арбузов, дынь, ягоды рябины, калины)
- Наблюдая за птицами в природе, нельзя их пугать, беспокоить. Результаты наблюдений надо записывать в дневник наблюдений: величину птицы, окраску, повадки, подвижность, характерные позы, стайность, настороженность, птичью песню. Можно схематично зарисовать птицу. Надо описать место, где обитает птица, корм. По сделанным записям потом можно определить вид птицы.
Таким образом, я уверена, что у моих учеников успешно формируется гуманно-ценностное отношение к природе и ко всему живому. В ходе реализации проекта учащиеся не только расширили и систематизировали свои представления о видах птиц, но и в практической деятельности узнали, какие корма предпочитают птицы и какие разнообразные кормушки можно сделать своими руками, используя разный материал. Они также научились организовывать природоохранную деятельность, взаимодействовать с социумом и радоваться результатам своего труда.
Так как это стало для них важным они уже не останавливаются на достигнутом, а определяют перспективы: птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку птиц мы будем продолжать до тех пор, пока не появятся насекомые.
Теоретические основы проекта
Видовое разнообразие птиц Ичалковского района Республики Мордовия
По нашим наблюдениям, в нашем районе зимой можно увидеть следующих птиц: голубя, воробья, ворону, снегиря, синицу.
Мы составили таблицу местообитания, питания и хозяйственного значения этих птиц.
Место обитания, зимовка | Питание | Значение | |
ГОЛУБЬ | |||
Обитают в населенных пунктах, рядом с человеческим жильем. | Питается семенами растений, зерновыми культурами | Благодаря скорости и способности к ориентации, одомашненные голуби издавна использовались как средство связи; уничтожают также семена сорных трав. | |
ВОРОБЕЙ | |||
Птица оседлая, но чувствительная к холоду (зимует обычно в теплых спальных гнездах) | Питается семенами, в меньшей степени — насекомыми. | Несмотря на то, что домовые воробьи могут причинять урон посевам сельскохозяйственных культур, в гнездовой период они приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых для кормления птенцов. | |
СИНИЦА | |||
Обитает в лесах и парках. Чаще других синиц поселяется рядом с человеком. Оседлая птица. | Выискивает на ветках и стволах насекомых и пауков. Зимой питается семенами и другой растительной пищей. Обычный посетитель кормушек в городских парках. Кое-где к декабрю синицы уже приучаются брать корм с протянутой ладони. | Уничтожает множество вредных насекомых. | |
ОБЫКНОВЕННЫЙ СНЕГИРЬ | |||
Живет в лесах, парках, садах (избегает только чистые сосняки с густым подлеском). Оседлая и кочующая птица. | Питается преимущественно семенами, почками и ягодами. Кормясь ягодами, выедает из них семена, а мякоть плодов выбрасывает. | Красивые певчие птицы, питающиеся малоценными семенами диких растений, вообще не могут быть причислены ни к полезным, ни к вредным. | |
ВОРОНА | |||
Предпочтение отдает населенным пунктам. Зимой частично откочевывает к югу или в города, где собирается огромными стаями, кормясь на свалках. | Всеядна. | В большинстве мест она приносит пользу земледелию истреблением вредных грызунов, саранчи, жуков и озимого червя — вредителя озимых посевов. |
В подкормке особенно нуждаются синицы, воробьи, снегири, голуби.
Изготовление и размещение кормушек
Материалы для строительства
Часто делают кормушки из бумажных коробок. Это недолговечный и ненадежный вариант. Кормушка из пластиковых бутылок – не совсем эстетична, к тому же птицам неудобно садиться на тонкий пластмассовый край, лапки соскальзывают. Эффективны кормушки-сетки, потому что позволяют кормить лесных птиц, которые имеют обыкновение захватывать зерна и семена на лету. В зависимости от типа корма и количества птиц можно выбрать разные типы кормушек-сеток. Но по нашим наблюдениям птицы предпочитают кормушки из натуральных материалов. Поэтому лучше всего запастись деревянными рейками и фанерой.
Для строительства кормушки хорошо подходит обычная березовая фанера толщиной от 3 до 6 мм. Запаситесь гвоздями и шурупами, проследите, чтобы они подходили к вашей фанере и рейкам, не были слишком мелкими (тогда они не будут удерживать материалы вместе) или крупными (фанера и рейки могут растрескаться). Металл использовать для кормушек нельзя. Это "холодный" материал, птицам он не понравится. Даже для крыши кормушки – и то не стоит его применять: птицы ведь наверняка будут использовать крышу в качестве "аэродрома".
Виды кормушек
Для подкормки птиц делают простые кормушки или кормовые столики из подручных материалов, например, картонных коробок, пластиковых бутылок и т.д. Их подвешивают на деревья, столбы, крепят к стенам зданий. Помните, что стенки и углы кормушек не должны быть острыми, колющими, кормовой столик должен иметь бортики со всех сторон, чтобы корм не рассыпался и не сдувался ветром. Кормушку необходимо наполнять ежедневно, каждое утро, в одно и то же время, а еще лучше - 2-3 раза в день.
Можно сделать деревянный поднос размером 30 на 45 см, предусмотрительно просверлив отверстия для дренажа. Крыша над ним защитит корм от дождя и снега. Не беда, если часть корма птицы сбросят на землю, некоторые виды предпочитают кормиться с земли.
Следует вывешивать разные типы кормушек, в которых бы могли столоваться разные виды птиц. Маленькие кормушки привлекают мелких птиц. Кормушки, расположенные низко от земли, предназначены для видов, которые кормятся на земле. Много птиц привлекают капитальной конструкции кормушки, которые выставлены на высоте.
Семена, кусочки фруктов, птичий корм и обрезки сала следует поместить в кормушку в виде подноса, которая защищена от дождя.
В подвесные кормушки можно положить орехи и семена подсолнечника. Эти два типа кормушек должны располагаться на открытых местах, чтобы в них не могли залезть кошки и другие хищники.
Часть корма просто рассыпают на земле.
Все кормушки следует регулярно чистить во избежание распространения инфекции (ведь за кормом слетаются и больные птицы и те, которые внешне выглядят здоровыми, но на деле являются переносчиками инфекции). Кормушки следует чинить перед началом зимы (в щели может застрять птичья лапка, да и мало ли что!).
В подносе для корма следует проделать дренажные отверстия, через которые будет стекать дождевая вода.
Рекомендуется передвигать кормушки на небольшие расстояния, чтобы освободить землю от мусора, который образуется естественным образом вокруг кормушки – упавший корм, испражнения птиц.
Когда вывешивать кормушку
Кормушку можно вывесить в любое время, однако в разное время года к ней будет слетаться разное количество птиц, причем виды их также будут варьироваться. Одни птицы питаются зерном, другие – насекомыми, третьи – фруктами. Кормушки для зимнего кормления птиц следует вывешивать уже в середине октября. В это время к ним начинают присматриваться те виды птиц, которые остаются на зиму. Также вы подкармливаете мигрирующих птиц, которые очень нуждаются в корме во время многодневных перелетов. Сначала число посещающих птиц будет невелико, затем, с наступлением первых заморозков – резко возрастет, но только при условии, что вы регулярно наполняете ее кормом. Птицы быстро привыкают к кормушке и, убедившись, что корм в ней появляется регулярно, навещают ее ежедневно. Поскольку птицы за день облетают свой участок и заглядывают в несколько мест, где может находиться корм, они, безусловно, его найдут в другом месте, если ваша кормушка останется пустой.
Во время непогоды: сильного дождя, снега, мороза, когда количество кормных мест резко сокращается, значение кормушек резко возрастает. Именно в это время надо следить за тем, чтобы они не оставались без корма. Даже в самый суровый мороз пернатые могут выжить, но при условии, что у них будет достаточно корма.
Другое время, когда птицам необходима подкормка, это конец зимы – начало весны, когда у птиц сокращаются источники корма. Рекомендуется, чтобы зимняя столовая продолжала работать до мая, когда подходит первая зелень.
Летом к обычному рациону птиц добавляют фрукты (нарезанные червивые яблоки), также сахарную воду. Избегайте выкладывать в кормушки испорченный корм.
Кормушку расположите в месте, закрытом от ветра и недоступном для хищников (в первую очередь котов). Пусть она будет на расстоянии от окна, иначе птицы будут сталкиваться со стеклами. 97 миллионов птиц разбивается о стекла ежегодно. Часто они натыкаются на стекла с испугу. Пусть кормушка будет выставлена на открытом месте в 4-5 метрах от дерева или кустов. На таком расстоянии птицы заметят приближающегося хищника.
Подкормка для птиц
Постарайтесь, чтобы корм в кормушке был по возможности разнообразным – это привлечет к нему самые разные виды птиц. У большинства видов птиц любимый корм – мелкие нежареные подсолнечные семечки, поэтому они должны составлять большую часть корма. Они высококалорийны и являются важным энергетическим источником для мелких птиц.
Второй вид корма – белое просо. Небольшая часть кукурузных зерен также должна присутствовать по возможности в кормушке. Хорошим кормом будут семена арбуза, тыквы, дыни, семена сорняков: лебеды, крапивы, чертополоха, репейника, ягоды рябины. Неплохо давать и орехи. Весь корм должен быть свежим и неиспорченным. Избегайте старых семечек с дырками в кожуре, там завелись насекомые. Не рекомендуются прошлогодние семена сорняков: срок их годности всего несколько месяцев.
Зимой и ранней весной птицам нужна калорийная пища: несоленое сало и маргарин. Несоленое сало охотно клюют синицы и воробьи. Животный жир можно давать в чистом виде, если он твердый, а если мягкий, лучше смешать его с другим кормом, изготовив так называемый "пирог для птиц". Его вывешивают в сетках из-под овощей. Вешайте его среди густых тонких ветвей в кустах, чтобы не добрались вороны и галки.
Предлагается следующее меню для птичьей столовой:
Некоторые орнитологи предлагают 75 процентов корма составлять из семян подсолнечника. Наилучшее меню вы составите сами, наблюдая за пищевыми пристрастиями птиц, посещающими вашу кормушку.
На время гнездового периода неплохо поместить в кормушке кальциевую подкормку, которую обычно дают домашним птицам, пусть это будет скорлупа куриных яиц или куски штукатурки.
Рецепт "птичьего пирога":
Сюда можно добавить кусочки яблок, семена, зерновые хлопья, ядра орехов – все, что у вас под рукой. Все хорошо смешайте и выставите на холод, чтобы затвердело. Жидкое "тесто" можно вылить в картонную коробку или пластиковую чашку и сразу выставить птицам, подвесив на дереве в тени.
Лавовая лампа
Кто должен измениться?
Проказы старухи-зимы
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного