Проект удостоен диплома 2 - ой степени на городском конкурсе "Никоновские чтения". В работе обобщен опыт школы по формированию экологической культуры учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 335.47 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №13»
Исследовательская работа
на тему
Экологическая культура
Ученицы 6 «А» класса
Чикинеевой Татьяны
Учитель
Трифонова Вера Васильевна
г.Гусь – Хрустальный
2014 год
Цель
Изучить приёмы и способы формирования экологической культуры у учащихся школы.
Задачи
1. Познакомиться с понятием экологическая культура.
2. Собрать материал об экологической работе в школе.
3. Провести исследовательскую работу по теме: «Мой ласковый и нежный зверь»
4. Успехи учащихся и учителей в формировании экокультуры.
5. Оформить материал.
6.Представить проект на городской конкурс «Никоновские чтения»
Экологическая культура
Ницше Ф.
Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят...
Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы, гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом.
Экологическая культура - сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязненными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения
Этимология понятия «Экология»
Слово "экология" - слово греческого происхождения: oikos означает дом, жилище, родина, logos - понятие, учение. Так что экология в буквальном переводе означает "учение о доме" или, если угодно "учение о родине". Сам термин "экология" возник примерно в середине ХХ века. Термин попал в большую науку благодаря немецкому биологу Эристу Геккелю (1834-1919), издавшему в 1866 году труд «Общая морфорлогия организмов».
Этимология понятия «культура»
Хорошо известно, что для того, чтобы правильно понять какой-либо термин, следует исходить из этимологии понятия. Слово "культура" происходит от латинского глагола colo, colui, cultum, colere, что первоначально означало "возделывание почвы". Позднее оно стало пониматься как "почитание богов", что подтверждает доставшееся нам в наследство слово "культ". И действительно, на протяжении своего средневековья, да и поздней античности, "культура" была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и т.п. Но с началом эпохи модерна это понятие подверглось глубокому переосмыслению. В начале под "культурой" понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования, т.е. живопись, архитектура, язык, письменность, обряды, отношение к миру, но затем, с открытием иных цивилизаций, возникла потребность в разрешении этого понятия. Как показала жизнь человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом. Более того, культурные нормы и правила не являются наследственными признаками, заложенными в наших генах, они усваиваются на протяжении всей жизни, посредством обучения, целенаправленной работы и деятельности человека.
Экокультура
Одним из первых, кто подошел к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И.Вернадский; он впервые серьезнейшим образом проработал термин "биосфера", занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира.
Показатели высокой экологической культуры
Наш девиз
Думаем глобально, действуем локально.
Учащиеся нашей школы заботятся о том, чтобы в классах и коридорах было не только чисто, но и красиво. Ежегодно мы проводим работу по озеленению классных комнат и коридоров школы. Пересаживаем комнатные растения, ухаживаем за ними. Подбираем такие виды комнатных растений, которые являются безопасными для детей. Учимся правильно располагать растения в комнате: на шкафах, в настенных кашпо; и только в коридорах растения украшают окна. В классных комнатах мы не ставим растения на подоконники, так как место работы школьников, класс, должно быть достаточно хорошо освещённым.
Наша школа имеет большую красивую территорию. Есть футбольное поле, спортивная площадка, места для прогулки. Украшением являются только деревья: тополя, берёзы, ясень, ива, яблоня. Три года назад мы разбили цветники перед центральным входом. Это было нелегко: мешали корни деревьев, отсутствие почвенного слоя, тень от деревьев. Мы все преодолели! Завезли почву, подобрали теневыносливые виды растений. И цветник готов!
Пусть будет чистой и красивой ещё одна частичка нашей планеты Земля – территория школы №13.
Народная мудрость говорит: «Какие люди, такая и природа вокруг них». И это правда, так как только от нас зависит, в каком состоянии будет среда, которая нас окружает. Ведь чисто не там, где прибирают, а там, где не сорят.
Ежегодно учащиеся школы проводят операцию «БУНТ» - большую уборку нашей территории.
Чистота есть лучшая красота (английская поговорка)
Чистота - залог здоровья (русская поговорка)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Ежегодно зимой учащиеся всех классов проявляют заботу о зимующих птицах. Старшеклассники делают кормушки и скворечники. Младшие ребята кормят птиц.
Учащиеся 6-го класса. Классный руководитель Трифонова В.В.
Мы рады, когда на наши кормушки прилетают птицы. Мы решили помогать нашим пернатым друзьям до конца зимы, пока не появятся первая зелёная травка и насекомые.
Национальный парк «Мещёра» был создан в 1992 году на территории Владимирской области для сохранения природного комплекса Мещёрской низменности. Национальный парк расположен на юго-западе области. На западе парк граничит с Московской областью, к южной стороне парка примыкает Национальный парк «Мещёрский» Рязанской области. Национальный парк занимает 118 900 га земель, из них 61 % предоставлены парку, а 39 % отведены под хозяйственную деятельность различным собственникам.
Территория парка целиком относится к бассейну реки Оки. Основные реки — Бужа (около 80 км в пределах парка) и её левый приток Поль (45 км). Густота речной сети 0,22 км/кв. км.
В юго-западной части парка Бужа впадает в озеро Святое, самое северное из системы Клепиковских озёр в верховьях Пры. Площадь озера 500 га, из которых 200 га входят в границы парка. Озеро Святое мелководное (1—1,5 м), водно-ледникового происхождения.
Биологические виды
грибы — 24
лишайники — 23
мхи — 43
Плауновидные — 4
папоротниковидные — 11
голосеменные — 3
покрытосеменные — 661
рыбы — 30
земноводные — 10
пресмыкающиеся — 5
птицы — 186
млекопитающие — 42
Сотрудничество с НП «Мещёра»
1.Участие в акции «Международные дни наблюдения птиц»
2.Участие во Всероссийской эколого – культурной акции
«Помогите птицам!»
3.Помощь в уборке территории в поселке Тасин Бор.
4.Участие в конкурсе проектов «Топонимика родного края» Фото учащихся 3-его класса на экологической тропе.
Учитель О.И.Аксёнова
5. Экскурсии по экологической тропе, на русское подворье, музей птиц, выставку лишайников.
Расширяем экологические знания в музеях страны
В октябре 2013 года учащиеся школы посетили музей Ч. Дарвина в Москве. Всем очень понравилось. Эта поездка ещё раз напомнила нам, что на планете Земля много разных существ. Наша задача сохранить всё живое.
г. Москва. Музей Ч. Дарвина.
Фото учащихся 4-го класса. Учитель Коробова И.В.
26 февраля 2014 года ученица 9 «Б» класса Дубкова Мира стала победителем областного конкурса «Юннат» с исследовательским проектом «Птичий двор» в номинации «Личное подсобное хозяйство и фермерство».
Фото со школьной выставки «Край родной»
Исследовательская работа
«Мой ласковый и нежный зверь!»
Цель: выявить видовой и количественный состав домашних животных у учащихся школы.
Задачи:
1. провести анкетирование
2.обработать данные анкеты.
3.организовать фотовыставку по теме проекта.
№п/п | Вид домашнего животного | Количество |
1 | Кошка | 114 |
2 | Собака | 112 |
3 | Кролик | 3 |
4 | Хомяк | 5 |
5 | Тушканчик | 2 |
6 | Морская свинка | 6 |
7 | Черепаха | 9 |
8 | Попугай | 24 |
9 | Канарейка | 2 |
10 | Рыбки | 32 |
Вывод: В нашей школе 245 учащихся, всего у них 306 разных видов домашних животных.
Потребность общения с природой, навыки взаимодействия с природными объектами - показатель наличия экологической культуры учащихся.
В октябре 2013 года в школе прошла акция
«Помощь братьям нашим меньшим»
Для приюта домашних животных собрано тряпьё, макулатура, корма для кошек и собак.
Юрий Алексеевич Гагарин
Фильм "Золушка"
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Н. Гумилёв. Жираф
Учимся ткать миленький коврик