Исследовательская деятельность является неотъемлемой частью реализации ФГОС. Данная исследовательская работа посвящена поиску эффективных технологий с целью формирования здорового образа жизни. В ходе реализации данного проекта анализировалась деятельность МКОУ "Давыдовская СОШ" по реализации пилотного проекта " Здоровье подрастающего поколения". Применялись различные методы исследования.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_11_klass.doc | 81.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДАВЫДОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
Тема: Здоровые дети – здоровая нация.
(Реализация пилотного проекта «Здоровье подрастающего поколения» на базе МКОУ «Давыдовская СОШ»)
Автор: Сухорукова Дарья
ученица 11»А» класса
руководитель: Левадная Ирина Михайловна
учитель истории и обществознания.
2014
Оглавление.
Введение 3
Глава 1. Здоровьесберегающая деятельность в общеобразовательных учреждениях. 5
Глава 2. Участие «Давыдовской СОШ» в пилотном проекте «Здоровье подрастающего поколения»: 6
2.1. Цели и задачи программы; 6
2.2. Основные направления деятельности. 6
Глава 3. Реализация здоровьеформирующих технологий. 8
Глава 4. Результаты анкетирования учащихся 10-11 классов. 9
Заключение. 10
Список использованной литературы. 12
Дети – это не просто абстрактное будущее любой семьи.
Это очень реальный стратегический ресурс
любого государства в геополитическом пространстве.
Ибо без граждан нет страны».
В.В. Путин.
Введение
В современном мире решающим фактором экономического, политического и социального развития является сохранение здоровья людей, и, прежде всего, здоровья подрастающего поколения. Для многих государств воспитание здорового образа жизни является важнейшей составной частью идеологической и воспитательной работы с молодежью.
Проблемы здоровья молодежи в настоящее время находятся в сфере первостепенных интересов государства. Политика государства в этом направлении предполагает формирование физически здоровой, образованной, всесторонне развитой, социально активной личности, что нашло отражение в приоритетном национальном проекте "Здравоохранение".
Как сохранить здоровье школьника? Ответ на этот вопрос пытаются найти педагоги и врачи.
Актуальность темы.
Актуальность темы не вызывает сомнений. Ведь здоровье детей - это потенциал здоровья нации. Вместе с тем, как показывают итоги Всероссийской диспансеризации, заболеваемость среди школьников растет. Почти 70 процентов школьников страдают теми либо иными отклонениями от нормы - заболеваниями опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, зрения. И далеко не секрет, что демографическая ситуация в России далека от идеальной - идет старение нации.
В этих условиях охрана здоровья детей становится не просто актуальной, но и основной задачей общества. Причем особого внимания требуют дети от 7 до 18 лет, то есть школьного возраста.
Как считают врачи, во многом рост заболеваемости вызван и усложнением образовательных стандартов, и перегрузкой программ, не соблюдением санитарно- гигиенических норм, нарушениями режима дня и отдыха, наличием вредных привычек, рядом других факторов..
Проблема сохранения здоровья детей и подростков затрагивает все аспекты учебной и внеучебной деятельности. Бесспорно, в этом вопросе важен поиск новых подходов к охране здоровья и формированию здорового образа жизни учащихся.
Проблема исследования:
заключается в поиске эффективных технологий с целью формирования здорового образа жизни молодежи.
Предмет исследования:
здоровьесберегающие технологии в образовательных учреждениях на примере МКОУ «Давыдовская СОШ».
Объект исследования:
Деятельность МКОУ «Давыдовская СОШ» по реализации пилотного проекта «Здоровье подрастающего поколения»
Задачи исследования:
1) познакомиться с основными аспектами реализации программы по здоровьесбережению общеобразовательного учреждения в рамках пилотного проекта «Здоровье подрастающего поколения» за 2011-2012 учебный год»;
2) выяснить влияние здоровьесберегающих технологий на состояние здоровья обучающихся МКОУ «Давыдовская СОШ», их подверженность вредным привычкам.
Методы исследования: теоретический анализ, анкетирование, сравнение, обобщение.
Глава 1. Здоровьесберегающая деятельность в общеобразовательных учреждениях.
Идея гармоничного и здорового развития подрастающего поколения существует с древних времен. В Древней Греции и Древнем Риме большое внимание уделялось закаливанию, гигиене тела и физическим упражнениям. Так, для благоприятного воздействия на духовные и физические силы человека Аристотель рекомендовал обращаться к различным видам искусства и считал, что это осуществляет синтез добра и красоты.
В Древнем Китае, как можно судить по «Трактату о внутреннем, профилактика болезней и укрепление здоровья носили государственный характер». «Мудрый, - говорилось в этом трактате, - лечит ту болезнь, которой еще нет в теле человека, потому что применять лекарства, когда болезнь уже началась, это все равно, что начинать копать колодец, когда человека уже мучит жажда, или ковать оружие, когда противник уже начал бой. Разве это не слишком поздно?»
Целью работы по здоровьесбережению в образовательных учреждениях является:
создание благоприятных условий для личностного развития человека (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психолого-педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе адаптации, социализации, обеспечение молодому человеку возможности сохранения здоровья за период обучения, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Первоочередные задачи:
- обеспечение, сохранение и укрепление физического, психологического, социального, нравственного здоровья личности,
- формирование нравственного сознания, нравственных качеств, социально значимых ориентаций и установок в жизненном самоопределении и нравственного поведения;
- создание комфортного, гуманизированного воспитательного пространства в микросоциуме;
- поиск оптимальных здоровьесберегающих режимов учебно-воспитательной работы;
- разработка и совершенствование методов здоровьесберегающего образования, с использованием технологий, адекватных целям и задачам учебных курсов и состоянию здоровья молодых людей.
Глава 2. Участие «Давыдовской СОШ» в пилотном проекте «Здоровье подрастающего поколения».
В настоящее время в «Давыдовской СОШ» обучается 536 учащихся, из них 1 человек обучается по индивидуальному плану по состоянию здоровья. Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми проводится 1 раз в год. В 2013-2014 уч. году на диспансерном учете состоит 171 человек. Диспансерное обследование такие дети проходят 2 раза в год. Для того, чтобы обеспечить комфортное обучение этим учащимся, используются здоровьесберегающие технологии и индивидуальный подход в обучении. Среди этих детей неуспевающих нет. Они активно участвуют в жизни школы.
Приказом Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области №308 от 15 апреля 2011г., Департамента здравоохранения Воронежской области № 959 от 30.06.2011г. на базе МКОУ «Давыдовская СОШ» была открыта экспериментальная площадка «Здоровье подрастающего поколения».
В школе разработана программа творческой деятельности педколлектива по выполнению программы.
2.1. Цели и задачи программы:
- воспитание физически, психологически и социально здоровой личности посредством создания среды, которая бы обеспечила обучение и развитие школьника, сформировала позитивное отношение к здоровью;
- сохранение благоприятного психологического микроклимата в классных коллективах;
- пропаганда здорового образа жизни и занятий физкультурой и спортом;
- увеличение двигательной активности обучающихся на уроке и во внеурочное время;
- привлечение родителей и общественности к спортивно-массовой работе;
- организация активных занятий спортом через внеклассную учебно-воспитательную работу.
2.2. Основные направления деятельности.
Работа ведется по следующим направлениям:
- пополнена учебно-спортивная база школы (мячи, скакалки, обручи) на сумму 20000 руб.;
- получено новое медицинское оборудование для медицинского кабинета;
- организовано в школе горячее полноценное питание, создана программа «Здоровое питание»
- выявлены профессиональные интересы и способности обучающихся;
- организованы групповые занятия для детей с нарушением речи; (Занятия учителя – логопеда)
- организованы занятия с детьми, имеющими физические отклонения учащихся (корригирующая гимнастика)
- в учебном процессе осуществлен дифференцированный подход к слабоуспевающим детям;
- проводились совместные спортивные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья» в Давыдовском школьном образовательном округе;
- проводились спортивные соревнования среди трудовых коллективов поселка, где принимали участие школьники;
- работали спортивные секции: волейбол, футбол, баскетбол, группа обшей физической подготовки, спортивная акробатика школы Растороцкого;
- систематически проводятся спортивные мероприятия и дни здоровья;
- проведен «Урок с чемпионом», показаны мастер-классы с чемпионами, заслуженными мастерами спорта и тренерами - преподавателями;
- широко практикуются совместные с родителями турпоходы;
- создана база данных обучающихся, нуждающихся в санаторно-курортном лечении;
- функционирует оздоровительный пришкольный лагерь «Солнышко».
- систематически посещаются бассейн и ледовый дворец города Лиски.
-проводится медицинское обследование школьников в «Центре здоровья» города Воронежа:
1. Антропомерия (изменение роста и веса).
2. Измерение артериального давления.
3. Уровень глюкозы в крови.
4. Пульсоксиметр (процент насыщения крови кислородом)
5. Оценка сердечно-сосудистой системы (проведение ЭКГ на аппарате кардиовизор).
6. Оценка дыхательной системы (спирометрия).
7. Биоимпендансметр (исследование состава тела).
8. Смокелайзер (антитабачная программа)
- ежегодно проводится плановый осмотр школьников узкими специалистами местной поликлиники (ЛОР, хирург, стоматолог, окулист, педиатр); обследуются дети, стоящие на диспансерном учете; старшеклассники на RW;
Таким образом, осуществляется комплексная оценка состояния здоровья школьников с целью оказания лечебно-профилактической помощи и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий.
Глава 3. Реализация здоровьеформирующих технологий.
Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий осуществляется следующим образом:
- консультации обучающихся по темам: «Мы в ответе за свою жизнь», «Наркологические заболевания у школьников»;
- психологические занятия с обучающимися: «Учимся говорить нет», «Я и мой мир», «Твое здоровье в твоих руках»;
- различные конкурсы рисунков, буклетов, плакатов, фотографий, компьютерных презентаций: «Жить здорово», «Мы и спорт - друзья», «Мы - молодежь 21 века»;
- проведена совместная акция с Департаментом здравоохранения Воронежской области, Департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области, КУЗ ВО «Воронежским областным центром медицинской профилактики, ГУЗ «Воронежский областной наркологический диспансер», Управлением физической культуры и спорта Воронежской области по теме: «Здоровье – главное богатство нации» ( приняло участие 350 человек)
- проводился всеобуч для родителей и педагогов совместно с Департаментом здравоохранения Воронежской области, Департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области, КУЗ ВО «Воронежский областной центр медицинской профилактики, ГУЗ «Воронежский областной наркологический диспансер», Управлением физической культуры и спорта Воронежской области, с районным общественным комитетом «Родители против наркотиков» по теме «Воспитание здорового ребенка».
- для повышения уровня знаний педагогического коллектива прошли семинары как в школе, так и в Давыдовском образовательном округе. По итогам научно-практического семинара и с целью обобщения опыта педагогов школьного округа был издан методический сборник «Здоровьесберегающие технологии в обучении».
- прошли всеобучи для родителей по таким темам, как «Режим дня второклассника», «Единство физической, нравственной, социальной и половой зрелости», «Режим дня - основа успешной учебы школьника», «Помощь подросткам в организации систематических занятий физкультурой и спортом» и др.
- ученики 9 «Б» класса стали победителями областного конкурса «Здоровью – да! Курению – нет»(2012 г.)
- школа приняла участие в региональном конкурсе «Первичная профилактика ПАВ» среди школьников.
Один из главных факторов, определяющих здоровье, это питание. Неправильное питание играет ведущую роль в развитии многих заболеваний, особенно в детском возрасте. Только рациональное питание является обязательным условием нормального роста детей и подростков, их гармоничного физического и нервно – психического развития, поддерживает высокий уровень здоровья, придает организму устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, способствует их эффективному обучению. Поэтому питанию в нашей школе уделяется огромное значение:
- двухразовое питание (трехразовое для обучающихся, посещающих ГПД);
- в зимне-весенний период витаминизация третьих блюд;
- создана бракеражная комиссия по готовой кулинарной продукции, в составе директора школы, фельдшера, старшего повара и членов общешкольного родительского комитета.
-ежедневный осмотр работников столовой;
- контролирование температурного режима холодильников;
- строгий контроль всех продуктов, поступающих на пищеблок.
В школе организовано 100% горячее питание для обучающихся, а также реализуется программа «Школьное молоко» для обучающихся 1-9 классов.
Основная цель медицинского обслуживания в школе – это контроль состояния здоровья обучающихся, оказание первой медицинской и врачебной помощи. В Давыдовской школе медицинский пункт, в соответствии с требованиями СанПиН, оснащен необходимой мебелью, оборудованием, инструментарием, медикаментами для оказания первой медицинской помощи и проведения медицинских осмотров.
Постоянно ведется контроль над соблюдением температурного режима, проведением ежедневных влажных уборок помещений. Фельдшером школы ведется профилактическая работа: профилактика туберкулеза (прохождение флюорообследования подростками – 1 раз в год, БЦЖ), профилактика педикулеза (осмотр волосяной части головы после каждых каникул, выборочно-ежемесячно), профилактика дифтерии, столбняка (прививки АДСМ), профилактика гриппа (вакцинация), профилактика травматизма (ознакомление обучающихся с правилами техники безопасности, личной гигиены), профилактика сколиоза (физкультминутки), профилактика миопии (гимнастика для глаз, проверка остроты зрения у обучающихся – 1 раз в год)
В течение всего года ведется пропаганда здорового образа жизни, проводятся беседы на тему «Правильное питание», «Чистота – залог здоровья», «Курить-здоровью вредить», «О вреде алкоголя».
Обучение гигиеническим навыком проходит согласно возрастным особенностям. В начальных классах – проверка чистоты рук, шеи, лица, ушей, опрятность одежды, наличие носового платка, контролирование мытья рук перед едой, после прогулки. С обучающимися средних и старших классов проводились теоретические и практические занятия (наложение фиксирующих повязок на палец, кисть, локоть, голову, плечо, стопу, колено, наложение шины, кровоостанавливающей повязки, первая помощь при ожогах, тепловом и солнечном ударе, при укусе насекомых).
Физическое воспитание занимает особое место. Оно направлено на укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психологических функций организма школьника, обеспечение его всестороннего развития.
К формам физического воспитания в Давыдовской школе относятся:
-уроки по предмету "Физическая культура" (3ч в неделю). Это обязательные уроки, проводимые по государственной программе и включающие разделы: легкая атлетика, гимнастика, плаванье, катание на коньках и лыжах, спортивные игры.
-формы активного отдыха в режиме школьного дня, в том числе и продлённого: гимнастика до занятий, динамическая пауза, перемены с организованными подвижными играми.
-внеклассные формы занятий физической культурой и спортом: группы общей физической подготовки, корригирующей гимнастики, спортивные секции по видам спорта;
-общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия: дни здоровья и спорта, внутришкольные мероприятия: (соревнования, кросс, туризм, многоборье и др.);
- индивидуальные занятия физической культурой и спортом: утренняя гимнастика, прогулки, закаливание, домашнее задание по физкультуре, самостоятельная тренировка по индивидуальному плану.
Для определения методов и направления работы с учащимися по сохранению здоровья учителя нашей школы проводят диагностику образа жизни, который ведут дети. Такое исследование провела и я. Мною было опрошено 39 учащихся 10-11 классов. Анкетирование показало, что 68% ведут активный здоровый образ жизни: занимаются физической культурой и спортом; стремятся к здоровому образу жизни, занимают активную жизненную позицию; 32% имеют вредные привычки, разрушающие здоровье; 85% отметили, что в нашем учреждении созданы условия для занятия спортом; 81% уверены, что спорт оказывает влияние на здоровье; 78% респондентов не занимаются закаливанием своего организма; 85% не курят, а 15% курят, объясняя тем, что им нечего делать; 68% не употребляют алкоголь, 32% употребляют только по праздникам; 100% не употребляли ни таблетки, ни другие вещества одурманивающего действия; 100% знают о вреде курения, о вреде алкоголя и о вреде наркотических веществ.
Заключение.
Слово “здоровье" является одним из самых частых, которое использует человек. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: “здравствуйте”, “будьте здоровы" и другие. Но что же такое “здоровье”? Самый простой ответ гласит, что здоровье - это отсутствие болезней. На продолжительность жизни влияет множество разнообразных факторов. Некоторые из них - окружающая среда, генетическая предрасположенность - трудно поддаются контролю, но всё равно можно сделать многое, чтобы прожить долгую и здоровую жизнь. Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни.
По данным медицинских учреждений, проводящих обследование абитуриентов, юноши и девушки приходят учиться в учреждения профессионального образования уже с высоким уровнем заболеваемости органов зрения, системы пищеварения, нарушениями осанки - около 90% первокурсников испытывают трудности в учебной деятельности в результате ухудшения памяти, повышенной тревожности. Такую статистику приводит Федеральное агентство по образованию на своем сайте.
Следовательно, роль образовательных учреждений в укреплении здоровья подрастающего поколения трудно переоценить.
Основными направлениями деятельности по формированию здорового образа жизни должны стать:
- создание благоприятных условий для организации здоровьесбережения в образовательных учреждениях,
- обеспечение диагностики, коррекции и консультирования для учащихся, родителей и педагогов по проблеме здоровьесбережения,
- организация спортивно-оздоровительной, досуговой и других видов деятельности детей, подростков.
- культурно-просветительская работа по пропаганде и разъяснению здорового образа жизни.
Задачи формирования и укрепления здоровья молодежи могут быть решены только благодаря комплексному, междисциплинарному подходу. Главное - это воспитание соответствующей культуры здоровья с юношеского возраста.
Учебный процесс в «Давыдовской СОШ» построен на здоровьеформирующей основе, о чем свидетельствует следующее: использование оздоровительных методик; проведение физкультминуток на уроках и динамических перемен; прогулок, экскурсий, спортивных и народных игр; родительских собраний по формированию здорового образа жизни; осуществление пропаганды здорового образа жизни посредством тематических классных часов. Введение трёх часов занятий физкультуры позволило увеличить моторную двигательность обучающихся в течение недели.
Об эффективности работы Давыдовской школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся можно судить по мониторингу пропусков уроков по состоянию здоровья (уменьшились на 12%), отсутствии детского травматизма, отсутствии случаев употребления обучающимися наркотиков и алкоголя, а также уменьшение количества курящих.
В настоящее время в школе улучшилось физическое развитие обучающихся, доказательством чего являются данные ежегодных измерений роста, веса, силы рук, проводимых фельдшером школы. Систематические обследования детей и подростков врачами Давыдовской поликлиники и центра «Здоровье» дают возможность своевременно выявлять заболевания и проводить необходимое лечение. Таким образом, можно сказать, что экспериментальная площадка служит основой сотрудничества и консолидации школы, больницы, общественности и родителей как центра содействия укреплению здоровья подрастающего поколения. Несмотря на то, что окончательные выводы делать еще преждевременно, уже сейчас понятно, что экспериментальная площадка способствует воспитанию физически, психологически и социально здоровой личности.
Если будут здоровыми дети, будет перспективное будущее у страны и надежная старость у предшествующих поколений!
Список литературы:
1. Большая детская энциклопедия М: «Просвещение» 1997 год.
2. «Социологические исследования» под ред. П. А. Виноградова М: Новое время 1998 год.
3. «Профилактика вредных привычек» Матвеева Е.М. М: «Глобус», 2007 год
4. «Психологические основы профилактики наркозависимости» О.П.Исакова Санкт – Петербург: «Каро» 2004 год.
5. «Безопасность жизнедеятельности» Сидоров А.И. М: «Кнорус» 2007 год
6. «Вредные привычки: профилактика зависимостей» Г.Г. Кулинич М: «Вако» 2008 год
Как нарисовать лимон акварелью
Выбери путь
Рисуем белые грибы пастелью
"Морская болезнь" у космонавтов
Как нарисовать зайчика