В самом начале своей исследовательской деятельности перед автором встал вопрос-
« Кто я ? » – я дочь своих родителей, своего времени и своей страны. Заинтересовавшись вопросом, откуда пошли мои корни, ученица поставила перед собой конкретную цель изучить свои корни - свою родословную по линии мамы. А в ходе сбора информации открыла факты, вызывающие гордость за своих родных.«Мой прадедушка - Герой Социалистичеcкого Труда» !
Вложение | Размер |
---|---|
geroy_truda.docx | 44.88 КБ |
МКУ Управление Образования Джидинского района
МБОУ «Булыкская СОШ»
Научно практическая конференция «Шаг в будущее»
Номинация «Краеведение»
«Герой Труда из Малого Нарына»
Исполнитель:
Баннова Марина, ученица 7класса
Научный руководитель:
Бутакова Г.Н.-классный руководитель 7 класса
Джидинский район, село Булык,
ул. Чапаева 51, 671920
2013 год
Рецензия на научно-практическую работу ученицы 7 класса,
МБОУ «Булыкская СОШ»,
«Герой Труда из Малого Нарына»
От современного человека сегодня требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать недостающие знания, использовать их, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.
Именно на развитие таких качеств направлена научная работа с учениками. В процессе работы юный человек мобилизует свои силы, знания, умения для достижения цели, учится выбирать из потока информации нужный материал, сравнивать данные, сопоставлять факты, делать выводы, умозаключения.
Тема рецензируемой работы представляет собой большой интерес для круга людей увлеченных историей своей малой родины, интересующихся своим прошлым. Знакомство с историей необходимо каждому человеку. А история страны – это множество историй семей.
В самом начале своей исследовательской деятельности перед автором встал вопрос-
« Кто я ? » – я дочь своих родителей, своего времени и своей страны. Заинтересовавшись вопросом, откуда пошли мои корни, ученица поставила перед собой конкретную цель изучить свои корни - свою родословную по линии мамы. А в ходе сбора информации открыла факты, вызывающие гордость за своих родных.«Мой прадедушка - Герой Социалистичеcкого Труда» ! Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнения.
В ходе написания работыученице пришлось освоить способы поиска и сбора сведений о семье, познакомиться с историческим прошлым семьи, составив родословную, ей пришлось поработать с архивными материалами, изучить семейные архивы и семейные альбомы.
Автор успешно справилась с поставленной перед собой целью и задачами.
Данная работа стала результатом кропотливой работы ученицы. Марина хорошо ориентируется в информационном пространстве, умеет выбирать, классифицировать материал, анализировать данные, делать выводы, а также работать с электронными ресурсами.
Итогом работы стало создание летописи семьи, трудовых подвигов простого, труженика. Данные собранные материалы способствовали развитию патриотических чувств всех членов семьи позволили заинтересовать сверстников и окружающих изучением исторического прошлого своей семьи .
Выбор направления исследовательской деятельности особенно обрадовал меня и как учителя, и как классного руководителя, и как представителя этого древнего рода Бутаковых - любое проявление интереса к своим корням, это уважение к минувшему. А как сказал А.С.Пушкин:«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости»
Работа с социумом даёт свои результаты. Это наши современники, и на их показаниях основан рассказ о герое эпохи. Для ученицы 7 класса поисковая работа посильна. Тут вырабатываются коммуникативные компетенции, которые так нужны современному человеку.
Рецензент: /__________/ Бутакова Г.Н../
Содержание.
Введение 1
Глава I. Исследование исторического родословия Бутаковых .
1.1.Генеалогическое древо одной ветви родословия Бутаковых. 2
Глава II. Исследование вклада Евлампия Бутакова в развитие
сельского хозяйства Бурятии (70-е годы прошлого столетия).
2.1. Анализ осведомленности людей разного поколения о своих
корнях, о известных людях район. 3
2.2. Биография знатного труженика 5
очевидцев) 6
2.4. Продолжение его дела в его детях 8
Заключение. 9
Литература. 11
Приложение. 13
Введение.
Как живёт семья моя?
Вопрос возник вдруг у меня !
Есть ли связь у поколений?
И , как традиции хранят?
На Руси, как древней, так и современной, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Вот и меня заинтересовала история моего древнего рода, как составляющая истории моей страны. Сначала хотела изучить историю рода Бутаковых (по линии моей мамы), но ведь среди моих предков были разные люди: они имели разные профессии, судьбы, все они честные,трудолюбивые, любящие свою малую Родину. У каждого члена семьи - своя история, а все вместе взятые они составляют историю в целом. В дальнейшем я узнала, что мой прадедушка, Евлампий Павлович Бутаков он можно сказать человек – легенда, один из трех уроженцев Джидинской долины удостоившихся звания Героя Социалистического Труда- знатный механизатор. Я решила расширить исследование и узнать больше о нем.
Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнения, ведь добрая слава фамилии может сослужить хорошую службу, так же как дурной поступок одного из предков надолго подпортить семейную репутацию. Поэтому важно знать свои корни, понимать ответственность перед родом, задумываясь о будущем собственных детей и их потомков.
Проблема изучения своей семьи в современной ситуации является одной из наиболее значимых. Поэтому возникла потребность узнать больше о своем роде, услышать повествования еще живых свидетелей, уважаемых предков.
Объект исследования – генеалогическое древо Бутаковых .
Предметом исследования является жизненный путь Евлампия Павловича Бутакова .
Целью исследования является изучение генеалогического древа Бутаковых .
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что собранный материал может быть использован как материал для школьных музеев, внеклассных мероприятий.
В ходе исследования были использованы следующие группы методов:
- теоретические:анализ литературы,
- эмпирические: опросно-диагностические методы,( беседы, сбор данных о членах семьи, условиях их жизни, традициях, поиск родственников и установление контактов с ними.)
практический: изучение представлений сверстников о своих корнях ,оформление буклетов,презентация результатов деятельности; участие в общешкольных, мероприятиях.
Научная новизнасостоит в том, что новым является способ оформления родословной в виде настенного семейного дерева.
Практическая значимость в том, что данное исследование имеет практическую направленность, потому что вклад Евлампия Бутакова в развитие сельского хозяйства Бурятии, интересен односельчанам как факт и как общественно значимое явление.
Глава I. Исследование исторического родословия Бутаковых .
1.1.Генеалогическое древо одной ветви родословия Бутаковых
Знакомство с историей необходимо каждому человеку. Ещё первобытные люди создавали предания об истории своей семьи, На Руси родословные росписи служили подтверждением высокого происхождения, богатства и службы князьям.
«… в усмирении и подавлении неоднократных волнений вновь присоединенных к России народностей — башкиров, киргизов, калмыков, бурят и др. постоянно участвовал Казанский кирасирский полк, имея постоянные квартиры в Уфе, Оренбурге и других городах восточной части страны. К этому полку был определен в 1751 году,(в возрасте 15 лет) Николай Дмитриевич Бутаков, из рода с незапамятных времен живших в костромском крае Бутаковых .Последние годы своей службы он находился за Байкалом, где команда его полка была прикомандирована к Якутскому карабинерному полку, несшему службу на китайской границе.»1costroma.k156.ru
…возможно, наш род оттуда? (Когда появились первые Бутаковы, точно неизвестно…)
Согласно данных исповеди в Баянской церкви в 1831 году при Чемуртайском карауле при 3 сотне приписаны: Федор Иванович Бутаков (1794 г.р.), в 1832 г ему было 37 лет; Михайло Иванович Бутаков, его жена Василиса, сын Терентий…; Карп Иванович Бутаков…, и возможно их брат Николай Иванович Бутаков (казак), который в это время находился видимо на войне…(приложение1 «древо»)
Давным-давно в1848 , в Петропавловке, одна бедная женщина-бурятка подбросила младенца на завалинку Николаю - казаку из рода Бутаковых. Он был добрым человеком и приютил у себя подкидыша, своих детей в семье не было, и мальчика вырастили как родного, окружённого теплом и лаской. Назвали его Евлашкой. В дальнейшенмЕвлампий Николаевич 1848 г.р. проживал в Петропавловке, с женой Дураковой , и имели они сына Михаила, овдовев он переезжает в село Малый-Нарын. (по данным архива) «6 февраля 1880 г. ясашный инородец Нарынского поселка Евлампий Николаевич Бутаков в возрасте 32 лет вторым браком жениться на инородческой дочери того же поселка девице Анисий Степановне Поддельской в возрасте 20 лет. Анисия Степановна Поддельская (1860 г.р. ) из поляков, ее отец основал Нарынский станок. (Их дети: (два сына и четыре дочери) Михайло, Просковья (за Ощепковым Павлом), _Анисья (за Какуркиным), Ульяна (за Аксеновым), Марфа, Павел .
Семья Бутаковых относилась к более окрепшим слоям населения – они имели рабочих лошадей, обозные снаряжения, сельско-хозяйственные орудия труда, занимались скотоводством , хлебопашеством, посадкой картофеля, овощей. В свободное от уборочной страды, зимнее время отправлялись на заработки по перевозке товаров гужетранспортом по трассе Урга- Кяхта- Мысовая. С установлением Советской власти в конце 20 - х годов началась сплошная коллективизация разрозненных крестьянских хозяйств в сельскохозяйственную артель.
Глава II. Исследование вклада Евлампия Бутакова в развитие сельского хозяйства Бурятии (70-е годы прошлого столетия)
2.1. Анализ осведомленности людей разного поколения о своих
корнях, о известных людях Джидинского района.
Изучить заинтересованность моих сверстников историей семьи удалось, проведя опрос. Опрос проводился в ноябре 2012 года среди учащихся и учителей Булыкской средней школы, среди соседей, знакомых.
Разработав несложную анкету и предложив ответить на её вопросы, мы получили довольно печальные факты.
Цель анкетирования: узнать, знают ли люди наших сел о своих корнях, о своих дальних родственниках, о знатных тружениках Джидинского района, какими наградами они отмечены. Было опрошено 40 человек. 1 группа – люди до 17 лет; 2 группа от 17 до 30 лет; 3 группа от 30 до 50 лет ; 4 группа от 50 и выше . В каждой группе по 10 человек.
В анкете было 5 вопросов:
В 1 группе не нашелся только один человека, знающего про генеалогию (10%)
Во 2 группе осведомлены 8 человек. (80 %)
В 3 группе осведомлены 10 человек (100 %)
В 4 группе осведомлены 10 человек (100 %)
Всего проявили осведомлённость 28человек, или70 % опрошенных .
Вывод: сейчас, особенно из людей молодого возраста мало кто знает о своих дальних родственниках, хотя интерес к семейным корням начинает расти. Молодёжи это неинтересно.
Из этих 28 человек ответили на 2 вопрос почти все положительно. Те кто что-то знает о своей родословной, узнали от родителей, бабушек, дедушек – 15 человек (53%);
Вывод: связь между поколениями существует, но некоторые факты исчезают из людской памяти.
На 3 вопрос положительно ответили 12 человек (30%) .На 4 вопрос положительные ответы дали 10 человек ( 25 % ), и опять же это люди старшего поколения
Благодаря этому анкетированию, у нас наметились направления поисковой работы.
2.2. Биография знатного труженика
В феврале 10 числа 1919 года г. третьим ребенком в семье у Павла и Анны родился сын Евлашка. Он был замечательным, тихим, серьезным ребенком. Как всякого сельского мальчишку, его окружал мир естественной природы - степи, тайга, поле, усыпанное цветами, залитое солнцем. Это был яркий, шумный , бескрайний мир , полный радостной жизни, но вместе с тем, семья была большая, крестьянская и у каждого члена семьи были свои обязанности, и с ранних лет он был приучен к труду. Ему не удалось учиться в школе, так как в селе ее не было, а в другую деревню не отправили. Уже восьмилетним пареньком он помогал односельчанам в проведении сельскохозяйственных работ. В одиннадцатилетнем возрасте он пас скота и вспоминал такой случай: «я пас лошадей, а волков в те годы очень много было, и они окружили табун, все лошади сбились в кучу, и я оказался в середине табуна у одной кабылы под брюхом, еле вытащил ружье и выстрелил вверх, так и спасся сам , и коней спас»
Евлампий очень любил петь, возвращаясь после работы с другом Ощепковым Федором они пели так, что жители деревни выходили на крыльцо и слушали их с удовольствием . (- рассказ очевидца, )* ( приложение 2 ,рассказ очевидца
Когда в колхоз стали поступать первые тракторы и другая сельскохозяйственная техника руководство хозяйства направило его учиться на тракториста в Ичетуйское МТС. Выучившись он с большим желанием сел за руль нового трактора ХТЗ. И уже по итогам первых полевых сезонов стал победителем социалистического соревнования, одним из лучших механизаторов МТС.
С первых дней войны он был призван в армию. Ему не пришлось воевать на Западном фронте, всю войну находился на охране восточных рубежей, а тут дел хватало: провокации со стороны японцев следовали одна за другой, держа наших воинов в постоянном напряжении. В августе 1945 года в составе 127 мотострелковой дивизии Забайкальского фронта рядовой Бутаков участвовал в войне против милитаристской Японии, совершил героический поход через Большой Хинган, освобождал китайские города Шеньян, Чанчунь и др. за храбрость и мужество был награжден медалью «За отвагу»
Возвратившись с войны, домой, в родной Малый Нарын сразу включился в трудовую деятельность. Так из года в год, в трудах и заботах, без выходных и отпусков, проходила вся жизнь Е.П. Бутакова. Позже всех ложился и раньше всех вставал. Загадкой для деревни было – вообще, когда – либо он отдыхал? Ведь кроме работы еще и большая семья. Вместе со своей супругой Марией Ивановной они вырастили и воспитали шестерых детей.(*древо 2 приложение) Евлампий Павлович не был в стороне от общественной жизни села, за что снискал заслуженное уважение односельчан.
2.3. Дело всей его жизни (воспоминания свидетелей и очевидцев)
Чтобы ответить на вопрос, как крестьянин-самоучка из глухой деревни смог стать знаменитым человеком, надо разобраться в буднях его жизни.
Итак, закаленный войной мужчина, с твердым характером, энергичный приступил он к работе тракториста в своем родном колхозе. Пришел в родную МТС, сначала занялся ремонтом техники, а через некоторое время ему, как опытному и умелому механизатору, предложили возглавить тракторно - полеводческую бригаду. Работа бригадира была нелегкой, но он умело организовал труд в своей бригаде. Уделял внимание нормальным условиям быта и отдыха хлеборобов, решал много других организационных вопросов. И совсем не случайно, в его бригаде каждый тракторист боролся за высокую сменную выработку, вся работа была организована по принципу «высокая выработка - правильный технический уход». В результате тракторы и комбайны, прицепные агрерагы находились в хорошем техническом состоянии, оборудованы электроосвещением для работы в ночную смену. Все это давало возможность проводить любые работы в любое время, будь то на пахоте, на обработке полей, севе или на хлебоуборке. Со временем молодой бригадир овладел азбукой агротехники. Он твердо усвоил и настаивал на том, что чистые пары – самое лучшее и эффективное средство для борьбы с сорняками, для накопления питательных веществ и влаги. Именно поэтому в его бригаде всегда были подняты ранние пары. Опытный и находчивый бригадир одним из первых в районе понял и усвоил, что одним удобрением при наших засушливых условиях высокого и устойчивого урожая не возьмешь , обязательно нужно орошение. И эту задачу он решил способом накопления влаги путем намораживания наледей вдоль поймы речушки Нарынка. Тогда в засушливом 1965 году, за счет орошения бригада Бутакова со своей посевной площади в 1500 гектаров собрала по 16 центнеров зерна с гектара, а пшеницы получили по 18 цн, отдельные поля дали по 32 ц. с гектара. Урожайность же в целом по колхозу была значительно меньше – от 10 до 12 ц.
Самый высокий урожай по району, самая низкая себестоимость зерна – вот чего добились хлеборобы из Малого Нарына. А сам бригадир на деле доказал, что в условиях жаркого, засушливого лета, какое обычно бывает в Джиде, можно получать урожаи не ниже, чем на Кубани. Именно за это Е.П.Бутаков был представлен к высокой правительственной награде.
Евлампий не был образованным человеком, у него не было специального образования агронома, но все ,что касалось выращивания хлеба, проходило через его душу. Он знал, как прогрелась земля, какова ее влажность, когда начать посев или пахоту. И он отстаивал свое мнение, а не работал по указаниям и директивам уполномоченных партийных работников.
…как-то раз, в то время, когда пшеница на полях почти выколосилась, прошел сильный град и поля стояли черные. Приехал главный агроном МТС и дал указания поля перепахать на пары. Но Бутаков отказался выполнять это указание . Его вызвали к председателю, разбирали за не подчинение и он просил всего- лишь десять дней, если хлеб не отрастет, то он поля перепашет . Дело было в том, что он проверил корневища, они были сильны, и хлеб отрос заново. Он отстоял свое мнение и в этот год получил с данного поля до 30центнеров с гектара
…для того, чтобы для посева накопить влагу на полях поля поливались. Зимой небольшую речушку Нарынку прудили и намораживали лед, весной лед таял и этой водой поливались поля- идет Евлампий Павлович по полю и указывает как ехать трактору- канавокопателю, и было так, что вода потом все бугры огибала. Но ведь и специальной, да даже резиновой обуви не было, шили чуни, туропчи из сырых скотских шкур.
…как представили к званию ? для этого нужно было получать средний урожай 20 ц. с гектара в течении 15 лет. От района были представлены к награде он и бригадир колхоза им. ХХ Партсъезда Каленов Василий Павлович, но так как его урожай был немного ниже, его наградили Орденом Ленина.(* приложение воспоминание)
Трудовая деятельность Евлампия Павловича очень богатая, уйдя на пенсию он продолжал работать луговодом, опять же были хорошие урожаи сена. Он прошел яркий жизненный путь, был опорой своим детям. Евлампий Павлович умер в 2002 году на 84 году жизни.
2.4. Продолжение его дела в его детях
Отец один тебе дается
Чтоб ты его дорогу продолжал
И пусть в твоих свершеньях отзовётся
Всё то, что он когда-то начинал.
Вместе со своей супругой Марией Ивановной,они вырастили и воспитали шестерых детей. У них 9 внуков и 14 правнуков.* (приложение 3 древо)И вдвойне приятно то, что его сын,Александр со своими сыновьями продолжили дело отца. В первые годы нового столетия, еще при жизни отца, Александр занялся пчеловодством. Изучил много литературы, перенял опыт у знатных пчеловодов района, Республики. Постепенно возникла необходимость в выращивании гречихи для подкорма пчел. Взял землю в аренду за рекой Джидой, стали садить гречиху, затем пшеницу. Так постепенно написал бизнес план,зарегистрировал свое фермерское хозяйство. В настоящее время у него 500 гектаров земли, очень современная техника. Совсем недавно он взял землю на своей родине, вМалым Нарыне, это те поля, где работал его отец.
Заключение.
Жизнь Евлампия Павловича Бутакова – неординарное событие в истории района, это поистине трудовой и гражданский подвиг, это яркий пример служения Отечеству.
Много нового и интересного я узнала о своих предках, готовя этот материал, и моя гордость за них - это невидимая нить, которая называется связью поколений.
В будущем эту гордость я передам своим детям, и они не вырастут «иванами, не помнящими своего родства». Самое трудное и достойное на земле – прожить обыкновенным хорошим человеком, пусть не знаменитым, не выдающимся, но надёжной опорой тем, кто живёт рядом. Я верю, не прервётся нить, связывающая поколения нашей семьи. И в моих детях и внуках будет жить бесконечная любовь к родителям, к своему родному краю, к великой России.
В ходе работы я изучила материалы научной, краеведческой, периодической печати по теме исследования. Пообщалась с очень интересными людьми.Собрала и систематизировала данные биографии, подготовила приложения и сделала фотографии, посетила архив,, сделала запрос о наличии метрических данных, подтверждающих факты рождения
Считаю, что эта тема считается малоизученной, требует дальнейшего исследования с целью уточнения некоторых фактов жизни и Евлампия Павловича, и знаменитостей этого рода. В числе наиболее видных представителей рода Бутаковых известны:
Род Бутаковых в настоящее время расселился по всей территории России: Комсомольск на Амуре, Забайкальский Край, Бурятия, Иркутская Область, Красноярский край , Хакасия, Новосибирск, Томск, Омск, Москва, Сочи и т.д.
Предполагаю , что представленные мною в таком ракурсе факты могут вызвать интерес не только у моих сверстников, но у жителей района, республики, села Нарын.
Данное исследование имеет практическую направленность, потому что вклад Евлампия Павловича значителен, интересен односельчанам как факт , и как общественно значимое явление.
Полученные сведения дают возможность составить полное представление о роде Бутаковых, внесшем значительный вклад в летопись нашего края. Предполагается публикация данного материала на сайте школы, на сайте с. М Нарын, в газете.
В ходе исследования удалось заинтересовать одноклассников и их родителей изучением родословия, найти единомышленников за пределами нашей школы и с гордостью произносить то, что мои родные сумели сохранить красоту традиций предков.
Список использованной литературы
Список информаторов
Стеклянный Человечек
Проказы старухи-зимы
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Заяц-хваста
Знакомимся с плотностью жидкостей