Вложение | Размер |
---|---|
rozhdestvenskie_chteniya-nov.2.docx | 76.74 КБ |
IX Городские Детские Рождественские чтения
2013-2014гг.
«Духовность, культура и традиции земли Нижегородской»
Нижегородское Храмовое Зодчество XVII века:
история и современность.
Выполнила:
ученица 9 «а» класса
МБОУ СОШ №74
Тужилкина Анастасия Андреевна
Научный руководитель:
учитель истории и
обществознания
Гурова Наталья Валентиновна
Г.Нижний Новгород
2013 г.
Содержание:
Стр. | |
Введение | 3-4 |
Глава 1. Нижегородское храмовое зодчество XVII века. | 5-12 |
1.1 Особенности Нижегородского храмового зодчества XVII века. | 5-6 |
1.2 Храм Рождества Иоанна Предтечи. История и современность. | 7-12 |
1.2.1. История. | 7-9 |
1.2.2. Настоятель храма Александр Лехно. | 9-11 |
1.2.3. Реконструкция храма Рождества Иоанна Предтечи. | 11-12 |
Глава 2. Возможность использования темы: «Нижегородское храмовое зодчество» в учебной и внеучебной деятельности. | 13-16 |
2.1 Учебная деятельность. | 13 |
2.2 Исследовательская деятельность. | 14-15 |
2.3 Внеклассная деятельность. | 16 |
2.3.1. классные часы; | 16 |
2.3.2. внеклассные мероприятия. | 16 |
Заключение. | 17 |
Список используемых источников и литературы. | 18 |
Введение.
В нашем городе Детские Рождественские чтения проходят уже девятый раз, но мне в этом году впервые было предложено поучаствовать в Рождественских чтениях. Пытаясь разобраться, что это такое, мною было выявлено, что Рождественские чтения - это церковно - общественный форум в сфере образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения и Первые Рождественские чтения прошли в Москве в 1993 году, а название форума связано с тем, что чтения обычно проходят в январе месяце после празднования христианского праздника Рождества Христова.
Тема Детских Рождественских чтений «Духовность, культура и традиции земли Нижегородской». Задумываясь над предложенной темой, у меня наступило понимание того, что по разным причинам, на уроках истории, краеведения, мы очень мало обращаемся к историческому и культурному наследию наших предков, к изучению духовно-нравственных традиций нашего города, Нижегородского края.
Учебная информация по изучению особенностей храмового каменного зодчества, полученная на уроке Религии России, способствовала пониманию того, что в Нижегородской области, как и в государстве в целом, идет важный процесс передачи культовых сооружений в ведение Православной церкви. В настоящее время уже передано 300 церковных зданий, более сорока, из которых, составляют памятники XVI-XVIII в.
Но в тоже время необходимо отметить плохую сохранность храмового зодчества XVI-XVIII в. Оно претерпело значительные видоизменения во время ремонтных работ в XIX в. и подверглось уничтожению в период антирелигиозной кампании в первой половине XX столетия. И, среди множества задач, которые ставит перед собой церковь – это задачи, связанные с восстановлением памятников русского зодчества и реставрационной деятельностью.
Это коснулось особенно Н.Новгорода, где практически полностью утрачены церкви XVI-XVIII в. По мнению отечественных краеведов, вопросы изучения истории Нижегородского храмового зодчества 17 века, сегодня являются предметом специального рассмотрения и эта тематика остается мало изученной. Проводимые исследования затрагивали вопросы истории, социального развития, юриспруденции, но не касались вопросов историко-архитектурной проблематики.
Это способствовало, в рамках общей темы Рождественских чтений, возникновению интереса и более глубокому изучению исторических фактов по возникновению и развитию культового зодчества Нижегородской губернии. В связи с этим целью настоящей работы является: изучение истории Нижегородского храмового зодчества 17 века и определение возможности использования темы исследования в учебной и внеучебной деятельности.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
Глава 1. История культового зодчества XVII века.
1.1. Архитектурные особенности храмового зодчества.
Зодчество данного периода - важная веха развития архитектурного творчества в условиях переломного характера эпохи. Стремительные изменения во внутригосударственном укладе страны, затронувшие все сферы жизнедеятельности, способствовали процессу развития архитектурно-строительной деятельности, применению новых конструктивных решений, формированию новых композиционных и стилистических приемов. Новые социально-экономические условия различных регионов страны значительно влияли на характер строительной деятельности и формировали индивидуальные особенности провинциальной архитектуры.
Если деревянные постройки древнего Нижнего Новгорода теперь не существуют, то каменные здания XVII в. стоят в историческом центре города. Тогда в Нижнем Новгороде были возведены не только отдельные здания, но и целые комплексы каменных жилых и храмовых строений на территории Нижегородского кремля, а также архитектурные ансамбли Благовещенского и Печерского монастырей.
Храм – дом Бога на земле. Храм – это здание, предназначенное для Богослужения. Храм имеет купола, которые венчает православный крест. Внутри храм тоже богато украшен фресками, мозаиками, иконами.
В XVII веке продолжалось сооружение храмов шатрового типа, Возрождённого на рубеже XVI-XVII вв. Усилиями Бориса Годунова. В 1652 году на патриарший престол вступил Никон, запретивший строить шатровые церкви как не выражавшие церковные представления об архитектуре храма.
В XVII веке появляется «корабль»- новый тип сравнительно небольшого по объёму пятиглавого храма, сопровождаемого трапезной и шатровой колокольней у западного входа. Но массовость застройки ими не привела к однообразию. Окончательно оформляется стиль, получивший название «русского барокко». Композиция храмов, построенных в этом стиле. Включала четверик, окруженный полукруглыми притворами с алтарём; четверик завершался убывающими ввысь восьмериками, из которых один был приспособлен под звон (колокольню), возродив тем самым древний приём храма «иже под колоколы». Широко применяются резьба и цветные изразцы.
Основные составляющие внешнего вида храма:
1.Крест – связь небесного и земного пространства.
2.Купол – символ неба, пламя горящей свечи.
3.Барабан - цилиндрическая верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.
4. Апсида – алтарный выступ, пристроенный к храму
5. Столб – опорные части храма
6. Закомара - полукруглое завершение части наружной стены здания
Цвет храма нередко отражает его посвящение - Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику.
Цвет храма Белый - храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня, Голубой - в честь Пресвятой Богородицы , Красный - посвященный мученику (мученикам) , Зелёный – преподобному, Жёлтый – святителю. Однако, надо заметить, что всё это не догма, а лишь традиция, не везде и не всегда соблюдаемая.
Количество куполов на храмах символично:
1 - символизирует Единого Бога
2- две области творения Иисуса Христа (ангельскую и человеческую).
3 - Святую Троицу
4 - Четвероевангелие, четыре стороны света.
5 - Спаситель и четыре евангелиста
7 - семь таинств Церкви
9 - по числу ангельских чинов
13 - Спаситель и двенадцать апостолов
33 - по числу лет земной жизни Спасителя.
40 - как символ освящения всей своей жизни
70 - в честь 70 апостолов
Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам (12 важнейшим праздникам после Пасхи: Рождество Христово, Благовещение и т.д.)
Синие со звездами - посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
Зелёные купола – цвет Троицы цвет Святого Духа.
Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами.
В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.
Шлемовидная форма напоминала о доблестных защитниках земли русской. Луковидная форма символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру".
Особенности храмового зодчества XVII века мы наблюдаем на примере следующий церквей: Церковь Жен-Мироносиц, Церковь Ильи Пророка, Рождественская (Строгановская) церковь, Церковь Успения на Ильинской горе, Храм Рождества Иоанна Предтечи.
1.2.Храм Рождества Иоанна Предтечи (1683 год).
1.2.1. История.
Из перечисленных выше церквей хотелось бы подробнее остановиться на храме Рождества Иоанна Предтечи, имеющего богатую историю и традиции.
Нижнепосадская Предтеченская церковь построена возле Ивановской башни Нижегородского кремля, ворота которой были главным въездом в город. Мимо Предтеченской церкви проследовали все русские государи, посещавшие Нижний Новгород. На площади перед Предтеченской церковью произошло событие, повлиявшее на весь ход истории нашего Отечества: с воззванием к народу выступил посадский староста Кузьма Минин, который, исполняя благословение, данное всему русскому народу Святейшим Патриархом Гермогеном, приступил к формированию Нижегородского ополчения. Победа ополчения над иноземцами позволила России сохранить свою государственность и Православную веру .
История каменного храма связана с именем купца Г.С.Дранишникова.
При прояснении исторических обстоятельств возведения здания перед нами как бы встает в зримых образцах еще одна малоизвестная страница жизни Нижнего Новгорода «бунташного» XVII в. Жена и сын Г.С.Дранишникова поддержали раскольников и бежали в скиты Заволжья.
Чтобы подтвердить свою приверженность Православию, Дранишников дал обет построить каменный храм и получил на это благословение митрополита Нижегородского Филарета. Строительство храма началось в 1676 г. Однако Гаврила Степанович умер в 1679 году, и достройкой занимался его брат Лаврентий. Освящение храма состоялось в 1683 году.
В XIX веке Нижнепосадская Предтеченская церковь пережила череду больших ремонтов и реконструкций, начало которым положил император Николай I. Он посетил Нижний Новгород в 1834 году и, увидев Предтеченскую церковь, облепленную нелепыми постройками, распорядился «уничтожить прилегающие с верху и снизу и перед нею строения». В 1871-1872 годах на средства церковного старосты Ивана Ивановича Вознесенского была перестроена колокольня на новых фундаментах, с увеличением габаритов. Она стала выше за счет дополнительного яруса четверика. В 1874 году была построена каменная сторожка для церковного караула.
В память мученической кончины государя Александра II – Освободителя, последовавшей в 1881 году, когда убийца бросил бомбу в Помазанника Божия, в 1882 году в Нижнем Новгороде была освящена часовня во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Это и есть та часовня, что примыкает к Предтеченской церкви с северо-западной стороны. Часовня была построена усердием бывшего старосты церкви, нижегородского купца Константина Степановича Колокольцева. В 1885 году староста Предтеченской церкви купец первой гильдии Иван Иванович Фролов и его брат Семен Иванович пожертвовали средства на ремонт обветшавшей трапезной, который был закончен в 1888 году. Ремонт основной храмовой части осуществлялся также на средства Ивана Ивановича Фролова с 1899 по 1902 год. Возобновленный главный придел был освящен 3 июня 1902 года, в день Святого Духа Преосвященным епископом Назарием.
Кроме придела во имя Рождества Иоанна Предтечи, расположенного в главной храмовой части, в церковной трапезной действовали два придела: правый – во имя Симеона Богоприимца и праведной Анны Пророчицы, освященный в 1783 году, и левый – во имя Святого Архистратига Михаила и Апостола Иоанна Богослова, освященный после слома в 1836 году Духовского придела. Этот придел был пристроен к храму вдоль всей северной стороны.
В период гонений на Русскую Православную Церковь, в 1937 году пострадали все служители Нижнепосадской Предтеченской церкви: протоиерей Иоанн Лазарев, настоятель протоиерей Иоанн Каторжин, протоиерей Константин Тихонов, диакон Василий Троицкий и староста церкви Анисия Ивановна Масланова решением «тройки» были приговорены к расстрелу. Претерпевшие до конца в этих страшных испытаниях – священномученик Иоанн Лазарев и мученица Анисия прославлены Церковью в лике святых новомучеников российских.
В ходе перестройки храмового здания под клуб и мастерские, продолжавшейся до начала 1940-х годов, все объекты храмового ансамбля были изуродованы. В часовне во имя святого благоверного великого князя Александра Невского был устроен общественный туалет, действовавший до 1991 года.
29 мая 1995 года у еще не возрожденной Нижегородской Предтеченской церкви появился настоятель: по распоряжению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая на эту должность был назначен протоиерей Николай Соседкин. 27 сентября 1995 года вышло распоряжение №704 Комитета по управлению государственным имуществом Нижегородской области «О передаче здания церкви Иоанна Предтечи в г. Нижнем Новгороде в бессрочное, безвозмездное пользование религиозному объединению». 7 января 1996 года в праздник Рождества Христова, после долгих лет запустения, в Нижегородской Предтеченской церкви была отслужена первая Божественная литургия.
29 января 1998 года приходу Предтеченской церкви было передано здание Спасской часовни, прежде принадлежавшее уничтоженному кремлевскому кафедральному Спасо-Преображенскому собору. Работы по реконструкции и восстановлению всех объектов храмового комплекса были проведены в 2004-2005 годах при настоятеле иерее Дионисии Соловьеве. Благотворителем выступил Балахнинский бумкомбинат «Волга» в лице его руководителя Шалвы Бреуса. Решения по реконструкции храма и обустройству площади Народного Единства принимал комитет, сопредседателями которого были Полномочный представитель Президента РФ Кириенко С.В. и епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Координация действий по объекту проводилась Главным федеральным инспектором по Нижегородской области Лимаренко В.И. 4 ноября 2005 года великое освящение Нижегородского храма во имя Рождества Иоанна Предтечи совершил Святейший Патриарх Алексий II.
18 и 19 июня 2006 года в Нижегородском храме во имя Рождества Иоанна Предтечи пребывала для всенародного поклонения великая святыня христианского мира – святая десница Иоанна Предтечи Крестителя Господня, которому посвящен храм. В настоящее время среди других святынь в храме обретается аналойная икона с частицей святых мощей Иоанна Предтечи, обретенная в марте 2009 года трудами бывшего настоятеля храма протоиерея Сергия Шалатонова.
11 декабря 2012 года в храме освящена икона святых новомучеников российских – священномученика Иоанна Лазарева и мученицы Анисии Маслановой.
1.2.2. Настоятель храма Александр Лехно.
О настоятеле Предтеченской церкви протоиерее Александре Лехно следует рассказать более обстоятельно, ведь через его жизненный путь нам были явлены «правило веры» и образ «пастыря доброго». В последние годы жизни отец Александр, оглядываясь на свой долгий и трудный жизненный путь, целиком посвящённый служению Церкви Божией, вспоминал: «У меня тяготение к церкви было с детства. Наверное, потому что меня мама вымолила. Когда родился, я очень долго не подавал признаков жизни. Она молилась, чтобы я выжил, — и очень хотела, чтобы я служил в церкви. Служу — почти уж полвека». В знак того, что отец Александр был отмечен Божией благодатью, произошли два события в храмах, которые он возрождал: в Нижегородском храме во имя Рождества Иоанна Предтечи чин великого освящения совершил Святейший Патриарх Алексий II, а Лукояновскую церковь в честь Покрова Божией Матери освятил Святейший Патриарх Кирилл.
Отец Александр был настоятелем Предтеченской церкви с 13 июня 2000 года до конца 2003 года.
О многотрудной судьбе благодатного пастыря отца Александра, глубоко верующего христианина рассказано в материале Михаила Ляпина «Человек из истории», опубликованном в «Нижегородских епархиальных ведомостях», в №14 за 2007 год.
Действительно, то, как отец Александр готовился к смерти, может служить нам наукой и добрым примером для подражания. Узнав диагноз, повидавший многое на своем веку священник сразу понял, что ему предстоит суровое очистительное испытание перед встречей с Богом. И он безотлагательно начал приготовления к своей кончине, делая все с присущей его характеру основательностью и педантичностью.
Он не мог уйти, не испросив прощения у тех, кого когда-то прежде обидел и перед кем чувствовал свою вину; он даже разыскал по телефону некоторых людей, связь с которыми была утеряна много лет. Приготовил подробное завещание, в котором указал, кому и что из его скудного наследства следует передать по его кончине. Некоторые особо дорогие ему вещи он успел вручить лично, попросив молитвенного поминовения.
Своим близким батюшка детально рассказал, что и как делать, если вдруг он будет в беспамятстве, и затем после его смерти. Так им было заранее определено, какие молитвословия следует читать над ним в те трудные минуты, «егда душа от тела разлучатися будет». В конце этого списка стоял акафист Покрову Пресвятой Богородицы.
На 2-м икосе, где к Божией Матери от лица молящегося произносятся слова: «Радуйся, Еяже ради ад стенет и дуси злобы трепещут», батюшка, не открывая глаз, сам своею рукою откинул одеяло, словно желая показать, что теперь тело его, смиренное болью и страданием, уже совершенно лишено власти над духом, и душа возвращается ко Творцу совсем обнаженной, налегке. А после слов 13-го кондака: «… и в час кончины моея, о Всеблагая, предстани мне и уготованнаго ради грехов моих избави мучения» он вдруг обнаружил напряженное движение в лице и, как показалось, перестал дышать. Однако затем, словно желая дать возможность закончить чтение акафиста, сделал еще несколько долгих тихих вдохов и уже при чтении молитвы мирно отошел ко Господу.
ПРОЩАНИЕ.
На отпевание отца Александра в Смоленском храме, несмотря на будний день, собралось много людей. После проникновенной речи настоятеля прихода протоиерея Николая Игошева, сказанной над гробом почившего священника, мало кто мог сдержать слезы. Похоронили батюшку на кладбище при Высоковской церкви, как выяснилось потом, у самой стены придела в честь Покрова Божией Матери — добрый знак того, что Царица Небесная и по смерти отца Александра не оставляет его Своим всемилостивым заступлением.
— Прощаемся с грустью и светлой надеждой на новую встречу с дорогим батюшкой в Небесном Царствии, — сказал в тот день отец Николай Игошев. Вечная память почившему пастырю и низкий поклон всем, кто делами или молитвой поддерживал отца Александра в последние дни его жизни.
Воспоминания прихожан об Александре Лехно.
Любовь: «После открытия храма в 2000 г. Первым настоятелем стал протоиерей Александр Лехно, положив начало восстановлению этой общероссийской святыни. Эти проникновенные слова в «обращении к жителям города о спасении Храма» он говорил на проповедях, мы и подписывались под эти обращением.»
Тут к нам присоединились и другие прихожане, среди которых были учащиеся моей школы вместе с учителем истории и обществознания Гуровой Н.В.
Людмила: « Наш батюшка – отец Александр был настоятелем с 13 июня 2000 года до конца 2003 года. Это самое трудное время восстановления храма. Мы знали его как деятельного и высокообразованного пастыря. И никто не догадывался, что в эти годы он уже страдал от продолжительной и мучительной болезни.»
Ксения: «Отец Александр был для всех «пастырь добрый». Даже будучи тяжело больным, выходя после литургии, едва держась на ногах, он каждому подходящему преподавал благословление и находил в себе силы сказать добрые слова. А сколько он сделал для восстановления любимого храма, одному Господу известно».
Меня глубоко впечатлили воспоминания прихожан, мне стало понятно, что даже в рамках нашей работы необходимо рассказать о таких личностях, как отец Александр Лехно.
1.2.3. Реконструкция храма Рождества Иоанна Предтечи (2004-2005 г.г.)
Храм Рождества Иоанна Предтечи восстанавливается в рамках проекта «Ильинская слобода», рассчитанного в среднем на 10 лет. В течение пяти лет планируется выполнить реконструкцию започаинских храмов, восстановление светских памятников займет 7 — 10 лет, и также на 10 лет рассчитана застройка этой территории зданиями, отвечающими концепции сохранения духовно-культурного центра Нижнего Новгорода. Восстановление и благоустройство территории Ильинской (Започаинской) слободы осуществляется в рамках Программы развития Нижнего Новгорода как столицы Поволжья.
Вид храма на 20.10.2004. В этот день состоялось выездное заседание правления фонда «Ильинская слобода» («Започаинье»). В ходе совещания члены правления фонда посетили и храм во имя Рождества Иоанна Предтечи.
19.01.2005. В праздник Крещения Господня, 19 января, Преосвященный епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий отслужил заупокойную литию по двум нижегородцам — организаторам народного ополчения 1612 года Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому в храме Михаила Архангела. После богослужения владыка Георгий и Сергей Кириенко возглавили Крестный ход священнослужителей и горожан по Ивановскому съезду к площади перед храмом Рождества Иоанна Предтечи. Владыка Георгий отслужил молебен и освятил кресты на купола этой церкви.
20.04.2005. Мастера-иконописцы приступили к росписи храма во имя Рождества Иоанна Предтечи на Скобе. Перед началом работ епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил молебен на начало всякого благого дела. В храме будут работать 15 иконописцев из Нижнего Новгорода, Москвы и Петербурга. Работы будут проводиться под руководством Алексея Анциферова.
27.05.2005. Храм Рождества святого пророка Иоанна Предтечи будет «островком» Троице-Сергиевой Лавры в Нижнем Новгороде. Церковь расписывается по проекту, основой которого стали фрески Дионисия и роспись Серапионовой палаты Троице-Сергиевой Лавры.
29.06.2005 Реконструкция храма Рождества Иоанна Предтечи в Нижнем Новгороде идет полным ходом. В трапезной части церкви иконописцы завершили роспись житийного цикла Иоанна Предтечи.
В ходе реконструкции Строители приступили к отделке фасада храма. Идут работы по укреплению кремлевского откоса рядом с храмом. В основание храма зальют бетон – для большей устойчивости.
17.08.2005 Закончена работа по освещению площади около храма Рождества Иоанна Предтечи: установлены два ряда фонарных столбов, проведено электричество. К празднованию 4 ноября Дня Казанской иконы Божией Матери будут полностью закончены работы по реконструкции, ремонту и благоустройству храма во имя Иоанна Предтечи и территории вокруг него.
05.09.2005. На колокольню храма во имя Рождества Иоанна Предтечи установлены купол и крест. Работы продолжались около двух часов. На данный момент ремонт и отделка колокольни полностью завершены. Купола необходимо установить только на Царскую часовню. В храме проведены электричество и отопление. Фасад и главный вход шпаклюют и штукатурят. Закончена отделка северной стороны фасада здания. Реконструкция Спасской часовни.
17.10.2005. Преосвященнейший епископ Георгий совершил молебен в храме Рождества Иоанна Предтечи. После молебна члены рабочей комиссии посмотрели, как идет восстановление храма.
Рядом с храмом Рождества Иоанна Предтечи устанавливается сень с набатным колоколом. Диаметр колокола составляет 2,5 метра, вес 6 тонн. Колокол был изготовлен в Москве на средства благотворителей. Идея установки этого колокола принадлежит епископу Нижегородскому и Арзамасскому Георгию.
02.11.2005. Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил набатный колокол, установленнй на смотровой площадке рядом с храмом Рождества Иоанна Предтечи в Нижнем Новгороде. Первый звон набатного колокола. Храм после реконструкции.
Глава 2
Возможность использования темы
«Нижегородское храмовое зодчество»
в учебной и внеучебной деятельности.
2.1 Учебная деятельность.
Основные задачи комплексного учебного курса:
Духовно-нравственное образование и воспитание осуществляется в школе в рамках следующих предметов:
- православие;
- особенности нравственного учения и культа, монастыри и монашество.
2.2 Исследовательская деятельность.
Проведены исследования, целью которых являлось доказательство того, что мои одноклассники и ребята из параллельных классов мало что знают про каменное храмовое зодчество.
Участниками опроса были заполнены анкеты, содержащие 2 пункта:
Результаты тестирования:
Церкви | 9 «а» | 9 «б» | 9 «в» |
Церковь Жен-Мироносиц | 4 | - | 11 |
Церковь Ильи Пророка | 5 | 2 | 13 |
Церковь Успения на Ильинской горе | 2 | - | 1 |
Церковь Иоанна Предтечи | 2 | 2 | 3 |
Церковь Смоленская в с. Гордеевка | 3 | 2 | - |
Церковь Рождественская | 3 | 4 | 6 |
Церковь Похвалы Пресвятыя Богородицы | 2 | 1 | 2 |
Церковь Всех Святых | 2 | 2 | 4 |
Спасская часовня | - | - | 1 |
Церковь Трёх Святителей | - | 2 | 3 |
Церковь Вознесения | 2 | 2 | 2 |
Часовня у Ильинской решётки | - | - | - |
Церковь Божьей Матери Всех Скорбящих радости при губернской больнице | - | - | - |
Церковь Спаса | 2 | 1 | 3 |
Спасо-Преображенский собор | 1 | 2 | 4 |
Дом Георгиевского братства | - | - | - |
Общее кол-во правильных ответов: | 28 | 20 | 53 |
У многих ребят целью посещения церквей является простой интерес, а не потребность духовного общения с Богом.
Больше всего знают Церковь Ильи Пророка, имеют представления о Церкви Жен-Мироносиц, отсутствуют знания о Церкви Божьей Матери Всех Скорбящих радости при губернской больнице, Часовни у Ильинской решётки и Доме Георгиевского братства.
9 «в» класс успешнее других классов отвечал на вопросы, причинами этого успеха, возможно, кроется в факультативных занятиях по религиоведению в 7 и 8 классе.
Полученные результаты показали, что ребята очень мало знают о каменном храмовом зодчестве Нижнего Новгорода.
2.3 Внеклассная деятельность.
2.3.1. классный час
Материал содержит сценарий классного часа "Нижегородское храмовое зодчество XVII века". Мероприятие проводится в 9 классе. Целью проведения классного часа является рассмотрение особенностей храмового зодчества Нижнего Новгорода в XVII веке.
2.3.2. внеклассные мероприятия
Цель:
- Показ роли Русской православной церкви в истории России;
- Ознакомление с нравственно-этическими основами православия;
- Объяснение смысла обрядов и традиций Русской православной церкви.
Заключение.
Главной целью написания моей работы послужило желание исследовать Нижегородское Храмовое Зодчество. Я узнала много интересного о Храмовом Городском Зодчестве. Решая поставленные задачи, мною были изучены и проанализированы имеющиеся источники. Раскрыты возможности использования темы в учебной и внеучебной деятельности. Проведены беседы по данной теме в 9 и 4 классах.
Многие ребята заинтересовались историей Нижегородского зодчества, которое является составляющей православной культуры. Это доказало значимость моей работы. Таким образом, я смогла привлечь внимание одноклассников к исследуемой проблеме.
«Когда, гоним тоской неутешимой.
Войдёшь во храм и станешь там в тиши,
Потерянный в толпе необозримой,
Как часть одной страдающей души.
Невольно в ней твое потонет горе,
Почувствуешь, что дух твой вдруг влился
Таинственно в свое родное море
И заодно с ним рвётся в небеса.»[1]
Список используемых источников информации:
Литература
ЭОР
2) http://www.hist.nnov.ru/architect/xram.html
[1] А.Майков
«Когда, гоним тоской неутешимой…»
Как нарисовать зайчика
Золотой циркуль
Зимний дуб
Рисуем "Ночь в лесу"
Хрюк на ёлке