Исследование, посвященное изменениям в начертании букв русского алфавита
Вложение | Размер |
---|---|
pismennost.docx | 19.38 КБ |
Эволюция русской письменности
Палеография - наука, исследующая внешние признаки рукописных источников в их историческом развитии.
Создание восточнославянской письменности связано с процессом образования Русского государства, завершившимся к IX в. Благоприятные условия для развития письменности обусловливались и складыванием древнерусской народности, объединившие все восточнославянские племена и характеризовавшейся наличием единой этнической теории, общего языка и культуры.
Первоначально для выражения простых образов и понятий славянами использовалось рисунчатое письмо – пиктография, со временем рисунчатое письмо было заменено слоговым, а затем и звуковым – фонетическим.
Учеными высказывается предположение о том, что в разных районах населенных восточными славянами существовали несколько алфавитов, но ни один из этих – возможно, существовавших – алфавитов не сохранился. А первые из дошедших до нас памятников старославянского языка написаны «более поздними» славянскими алфавитами – кириллица и глаголица. Обе азбуки почти совпадают по составу, порядку, названию и значению букв, но резко отличаются по их графике.
Глаголица характеризуется крючковатостью, замысловатостью. Буквенные изображения кириллицы более четки и просты и характеризуются близостью к греческому уставному письму IX в.
Известны три типа кирилловского письма: устав, полуустав и скоропись, последовательно сменяющие друг друга и отличающиеся графическим характером письма.
Общим каноном уставного письма являлась геометричность графики букв, отсутствие их наклона и расстояний между отдельными словами в строке. Вертикальные части букв стояли перпендикулярно, горизонтальные – параллельно строке. Буквы почти не выходили за линию строки. Лист, написанный уставом, имел справа и слева поля и разлиновывался. Устав знал знак препинания – точку, употребление которой в строке было произвольным. Уставные тексты знают сокращение слов, которое достигалось путем исключения из слов гласных букв.
На протяжении своего развития графика устава не была однородной. Различался устав древний и поздний. Исследователи называют наиболее яркие графические особенности ряда букв, позволяющие отличить древнейший устав, от устава более позднего.
Буква «И» писалась в древнейшем уставе с горизонтальной перекладиной и напоминала современную печатную букву Н. Обе петли буквы «В» были почти одинаковыми. В буквах Ю, Э, Я соединительная черта проходила посередине и горизонтально. Верхние и нижние половинки буквы Ж были одинаковой величины. Буква «Ч» писалась в виде округленной или заостренной чаши, стоящей на ножке. Показателем древности источников являлось использование йотованных юсов с соединительной перекладиной, проходившей посередине. Буква омега имела в 11 веке высокую середину, в 12 веке середина стала ниже благодаря разведенным в сторону петлям. В 11 веке буква «пси» часто была похожей на изображение креста, а в 12 веке напоминала изображение лилии.
Древнейший устав был медленным письмом. Ускорение написания привело к некоторому изменению его графики, которая в 13-14 веках может характеризоваться как поздний устав. Буквы позднего устава теряют строгую геометричность начерка, свойственную древнейшему уставу. Они становятся более вытянутыми. В буквах «иже», «е йотованном», «ю» увеличивается скос горизонтальных перекладин. Постепенно увеличивается нижняя половина букв «в», «ж», «к». У буквы «ъ» - ять штиль выходит над строкой. Чашечка буквы «ч» приобрела форму воронки. Поздний устав производит впечатление более ускоренного по сравнению с древнейшим. Уйдя с середины 14 веке из делового письма, он сохранился еще в 16 в. в качестве книжного письма.
В деловом письме поздний устав переходит в новый тип письма – полуустав. Полуустав был распространён в деловых бумагах со второй половины 14 века по 15 век. Основные черты полуустава следующие: более мелкое по сравнению с уставом написание букв, появление наклона букв, нарушение геометричности их графики, появление лигатур, частичного разделения фраз на слова, новых приемов сокращения слов, увеличение числа выносных букв. Отличительными признаками русского полуустава явились начерки ряда букв, помогающие разобраться как в типах письма, так и в датировке полуустава: так называемое «Ч расщепом» которое потеряло ножку, «Е якорное», «З полукружием» с небольшой крышечкой слева, буква «иже» с косой перекладиной, как современное «И». В конце 14 – в начале 15 века в связи с расширением связей с южнославянскими книжниками, памятники русской письменности потерпели ряд изменений: графические, орфографические, художественные и частично языковых черт, свойственных болгарским и сербским источникам того времени.
Кроме графических признаков, отличительной особенностью устава от полуустава является наличие большого разнообразия приемов сокращений. Сокращение достигалось пропуском гласных и согласных не только в словах духовного значения (как было ранее), но и гражданского содержания. Большой объем работы в гос. учреждения, связанный с написание деловых бумаг, заставил писцов искать варианты более убыстренного написания букв и отойти от полууставных начерков. Внешним выражением этого процесса явился переход в 15 в. полуустава в скоропись.
На рубеже 14 – 15 вв. на базе полуустава развивается новый тип письма – скоропись, которая стала господствующей в деловом письме единого Российского государства. Что касается полуустава, то он стал преимущественно книжным письмом.
Скоропись – это беглое, ускоренное письмо, отличавшиеся раскованностью написания букв. Путь к ускорению письма лежал в первую очередь через слитное написание букв в слове. В скорописи еще больше, чем в полууставе, слов, сокращение которых достигалось путем пропуска гласных букв. Это слова духовного, социально – экономического и бытового содержания, которые обычно часто встречались в тексте. Сокращение слов практиковалось через их усечение до нескольких букв. Часто повторяемые в практике письма слова могли условно заменяться их начальной буквой, которую обводили кружком.
Благодаря разнообразию графики отдельных букв, приемов написания, и раскованности письма скорописи свойственно уже более четкое проявление почерков некоторых писцов. Почерк – это индивидуальная особенность письма.
Графика скорописи 18 в. испытала на себе влияние нескольких факторов. Главнейшим из них было введение гражданского шрифта. До 1708 г. Книги печатались церковно-славянским шрифтом, изобретенным еще в 16 в. В основе этого шрифта лежал рукописный полуустав с замысловатым начерком букв, с написанными под титлом сокращенными словами, буквами греческого алфавита типа: «пси». «кси», «ижица».
Гражданский шрифт был более простым. Некоторые буквы – дубли, обозначавшие цифры, были из него выброшены. Форма букв гражданского алфавита была упрощена.
Последнее свое изменение русская письменность претерпела в начале ХХ века, когда из русского алфавита были удалены такие буквы как «зело», «амега», «ять», «пси», «фита», «кси», «ижица», «А йотированное», «Е йотированное», «I», «ер» и наоборот, в алфавит были введены новые буквы: Й, Э, Ё.
На сегодняшний день мы пользуемся современным алфавитом, состоящим из 33букв, но основой его по-прежнему является Кириллица, созданная Кириллом и Мефодием.
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
3 загадки Солнечной системы
Сказка об одной Тайне
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Никто меня не любит