АНОТАЦИЯ
В данной работе собраны и рассмотрены приемы вычисления, применяемые ранее, а так же наиболее распространенные приемы, которые позволяют упростить вычисления при отсутствии микрокалькулятора и другой вычислительной техники, результаты исследований проведенных в ходе работы над данным проектом были собраны и опубликованы в мини – справочнике «Считаем в уме, считаем быстро, считаем правильно!»
Считаю, что отработка навыков быстрого счета актуальна на данный момент и полезна при подготовке и сдачи ГИА и ЕГЭ.
Приложение 1.
Презентация используется для защиты проекта в помощь учащемуся. Слайды переключаются щелчком мыши.
Слайд 16 содержит гиперссылки, переключаемые щелчком мыши.
Приложение 2.
Мини – справочник собирается по принципу изготовления книжки малышки, компактен, удобен в использовании, рекомендован как для учащихся среднего звена для отработки навыков быстрого счета, так и для учащихся старшего звена.
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 158 КБ |
prilozhenie_1.ppt | 1.08 МБ |
prilozhenie_2.docx | 18.03 КБ |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Новиковская средняя общеобразовательная школа»
Бийского района Алтайского края
КОНКУРС УЧЕНИЧКСКИХ ПРОЕКТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ
НОМИНАЦИЯ
Фейерверк
ТЕМА РАБОТЫ
«Считаем в уме, считаем быстро, считаем правильно!»
Выполнила: Рыболова С.,
ученица 5 класса.
Руководитель: Дорохова С.В.,
учитель математики
с. Новиково, 2014
Содержание
Во все времена математика была и остается одним из основных предметов в школе, потому что математические знания необходимы всем людям. Не каждый школьник, обучаясь в школе, знает, какую профессию он выберет в будущем, но каждый понимает, что математика необходима для решения многих жизненных задач: расчеты в магазине, оплата за коммунальные услуги, расчет семейного бюджета и т.д. Кроме того, всем школьникам необходимо сдавать экзамены в 9-м классе и в 11-м классе, а для этого, обучаясь с 1-го класса, необходимо качественно осваивать математику и прежде всего, нужно научиться считать.
Счет в уме является самым древним способом вычисления. Освоение вычислительных навыков развивает память и помогает усваивать предметы математического цикла. Существует много приемов упрощения арифметических действий. Знание упрощенных приемов вычисления особенно важно в тех случаях, когда вычисляющий не имеет в своем распоряжении таблиц и калькулятора. Я хочу остановиться на способах умножения, для производства которых достаточно устного счета или применения карандаша, ручки и бумаги.
Правила и приёмы вычислений не зависят от того, выполняются они письменно или устно. Однако, владение навыками устных вычислений представляет большую ценность не потому, что в быту ими пользуются чаще, чем письменными выкладками. Это важно ещё и потому, что они ускоряют письменные вычисления, приобретают опыт рациональных вычислений, дают выигрыш в вычислительной работе. Сейчас, на этапе стремительного развития информатики и вычислительной техники, современные школьники не хотят утруждать себя счетом в уме. Я поставил перед собой задачу, найти и опробовать различные приёмы быстрого вычисления, узнать приемы устного счета которые использовали наши далекие предки, сравнить с приемами применяемыми в наше время.
Знание упрощенных приемов устных вычислений остается необходимым даже при полной механизации всех наиболее трудоемких вычислительных процессов. Устные вычисления дают возможность не только быстро производить расчеты в уме, но и контролировать, оценивать, находить и исправлять ошибки в результатах вычислений, выполненных с помощью калькулятора. Кроме того, освоение вычислительных навыков развивает память и помогает школьникам полноценно усваивать предметы физико-математического цикла.
Мною была выдвинута гипотеза: знание старинных и современных приемов вычислений могут облегчить сам процесс вычисления, улучшить навыки устного счета, а так же повысить вычислительную культуру учащихся.
Цель исследования:
В соответствии с поставленной целью были определены задачи:
При выполнении работы были использованы следующие приемы и методы:
За простыми действиями сложения, вычитания, умножения и деления скрываются тайны истории математики. Случайно услышанные слова «умножение решеткой», «шахматным способом» заинтриговали.
Для того чтобы выяснить, знают ли современные школьники другие способы выполнения арифметических действий, кроме умножения, сложения, вычитания столбиком и деления «уголком» и хотели бы узнать новые способы, был проведен тестовый опрос.
Для начала, я провела анкетирование в 5 - 11 классах нашей школы. Задавала ребятам простые вопросы. Зачем вообще нужно уметь считать? При изучении, каких школьных предметов требуется правильный счет? Знают ли они приемы старинного счета? Хотели бы научиться?
В опросе приняли участие 77 человек. Проанализировав результаты, я сделала вывод, что большинство учеников считает, что умение считать пригодится в жизни и необходимо в школе, особенно при изучении математики, физики, химии, информатики и технологии. Приемы старинного счета знают несколько учеников и почти все хотели бы научиться.
Про анализировав полученные ответы, получила следующие результаты:
По результатам опроса можно сделать вывод, что в большинстве случаев современные школьники не слышали ни о каких старинных приемах вычисления, так как редко обращаются к материалу, находящемуся за пределами школьной программы.
Было принято решения не просто познакомить их с приемами быстрого счета, а так же с приемами, существовавшими в старину и выпустить мини справочник содержащий наиболее распространенные и не сложные приемы быстрого вычисления.
В России несколько веков назад среди крестьян некоторых губерний был распространен способ, который не требовал знание всей таблицы умножения. Надо было лишь уметь умножать и делить на 2. Этот способ получил название КРЕСТЬЯНСКИЙ (существует мнение, что он берет начало от египетского).
Пример: умножим 47 на 35,
35 + 70 + 140 + 280 + 1120 = 1645
Выдающийся арабский математик и астроном Абу Абдалах Мухаммед Бен Мусса аль – Хорезми жил и работал в Багдаде. Учёный работал в Доме мудрости, где были библиотека и обсерватория, здесь работали почти все крупные арабские учёные.
2 | 5 | ||
1 | 1
2 | 3
0 | 6 |
5 | 0
6 | 1
5 | 3 |
7 | 5 |
Сведений о жизни и деятельности Мухаммеда аль – Хорезми очень мало. Сохранились лишь две его работы – по алгебре и по арифметике. В последний из этих книг даны четыре правила арифметических действий, почти такие же, что используются в наше время.
В своей «Книге об индийском счете» учёный описал способ, придуманный в Древней Индии, а позже названный «МЕТОДОМ РЕШЁТКИ». Этот метод даже проще, чем применяемый сегодня.
Пример: умножим 25 и 63.
Начертим таблицу, в которой две клетки по длине и две по ширине запишем одно число по длине другое по ширине. В клетках запишем результат умножения данных цифр, на их пересечении отделим десятки и единицы диагональю. Полученные цифры сложим по диагонали, и полученный результат можно прочитать по стрелке (вниз и вправо).
Мною рассмотрен простой пример, однако, этим способом можно умножать любые многозначные числа.
Рассмотрю еще один пример: перемножим 987 и 12:
Этот алгоритм умножения двух натуральных чисел был распространен в средние века на Востоке и Италии.
Неудобство этого способа мне хотелось бы отметить в трудоемкости подготовки прямоугольной таблицы, хотя сам процесс вычисления интересен и заполнение таблицы напоминает игру.
Древние египтяне были очень религиозны и считали, что душу умершего в загробном мире подвергают экзамену по счёту на пальцах. Уже это говорит о том значении, которое придавали древние этому способу выполнения умножения натуральных чисел (он получил название ПАЛЬЦЕВОГО СЧЕТА).
Умножали на пальцах однозначные числа от 6 до 9. Для этого на одной руке вытягивали столько пальцев, насколько первый множитель превосходил число 5, а на второй делали то же самое для второго множителя. Остальные пальцы загибали. После этого брали столько десятков, сколько вытянуто пальцев на обеих руках, и прибавляли к этому числу произведение загнутых пальцев на первой и второй руке.
Пример: 8 ∙ 9 = 72
Позже пальцевой счёт усовершенствовали – научились показывать с помощь пальцев числа до 10000.
Движение пальца – это еще один из способов помочь памяти: с помощью пальцев рук запомнить таблицу умножения на 9. Положив обе руки рядом на стол, по порядку занумеруем пальцы обеих рук следующим образом: первый палец слева обозначим 1, второй за ним обозначим цифрой 2, затем 3, 4… до десятого пальца, который означает 10. Если надо умножить на 9 любое из первых девяти чисел, то для этого, не двигая рук со стола, надо приподнять вверх тот палец, номер которого означает число, на которое умножается девять; тогда число пальцев, лежащих налево от поднятого пальца, определяет число десятков, а число пальцев, лежащих справа от поднятого пальца, обозначает число единиц полученного произведения (убедитесь в этом самостоятельно).
Итак, рассмотренные нами старинные способы умножения показывают, что используемый в школе алгоритм умножения натуральных чисел - не единственный и известен он был не всегда.
Чтобы двузначное число, сумма цифр которого не превышает 10, умножить на 11, надо цифры этого числа раздвинуть и поставить между ними сумму этих цифр.
Примеры:
72x11 = 7(7 + 2)2 = 792;
35x11 = 3(3 + 5)5 = 385.
Чтобы умножить на 11 двузначное число, сумма цифр которого 10 или больше 10, надо мысленно раздвинуть цифры этого числа, поставить между ними сумму этих цифр, а затем к первой цифре прибавить единицу, а вторую и последнюю (третью) оставить без изменения.
Пример:
94 х 11 = 9 (9 + 4) 4 = 9 (13) 4 = (9 + 1) 34 = 1034.
Чтобы двузначное число умножить на 22, 33, ..., 99, надо этот множитель представить в виде произведения однозначного числа (от 2 до 9) на 11, то есть 44 = 4 х llj 55 = 5 х 11 и т.д. Затем произведение первых чисел умножить на 11 (см. выше п. 1):
24 х 22 = 24 х 2 х 11 = 48 х 11 = 528;
23 х 33 - 23 х 3 х 11 = 69 х 11 = 759;
18 х 44 = 18 х 4 х 11 = 72 х 11 = 792.
Кроме того, можно применить закон об одновременном увеличении в равное число раз одного сомножителя и уменьшении другого:
28 х 33 = (28 х 3) х (33 : 3) = 84 х 11 = 924,
48 х 22 = (48 х 2) х (22 : 2) .« 96 х 11 = 1056 и т.д.
Чтобы четное двузначное число умножить на число, оканчивающееся на 5, можно применить следующее правило.
Если один из сомножителей увеличить в несколько раз, а другой уменьшить во столько же раз, произведение не изменится.
Примеры:
44 х 5 = (44 : 2) х 5 х 2 = 22 х 10 = 220;
28 х 15 = (28 : 2) х 15 х 2 = 14 х 30 = 420;
32 х 25 = (32 : 2) х 25 х 2 = 16 х 50 = 800.
При умножении на 65, 75, 85, 95 числа следует брать небольшие, в пределе второго десятка. Если возьмем произвольное число (четное), тогда придется потрудиться и перемножить двузначные числа:
Примеры:
48 х 65 = (48 : 2) х 65 х 2 = 24 х 130 = (24 х 10 + 24 х 3) х 10 = (240 + 72) х 10 = 312 х 10 = 3120;
36 х 85 = (36 : 2) х 85 х 2 = 18 х 170 = (18 х 10 + 18 х 7) х 10 = (180 + 126) х 10 = 306 х 10 = 3060.
Чтобы научиться быстро умножать на 65, 75, 85 и 95, надо хорошо знать, как умножать устно двузначные числа такого вида:
14 х 18 - 14 х (10 + 8) = 14 х 10 + 14 х 8 = 140 + 112 - 252;
13 х 19 = 13 х (20 - 1) = 13 х 20 - 13 = 260 - 13 = 247.
Для того, чтобы научиться устно умножать и делить на 25 и 75, надо хорошо знать признак делимости и таблицу умножения на 4. На 4 делятся те и только те числа, у которых две последние цифры числа выражают число, делящееся на 4:
Примеры:
124 делится на 4, так как 24 делится на 4;
1716 делится на 4, так как 16 делится на 4;
1800 делится на 4, так как 00 делится на 4.
Чтобы число умножить на 25, надо это число разделить на 4 и умно-жить на 100.
Примеры:
484 х 25 = (484 : 4) х 25 х 4 = 121 х 100 = 12 100; 124 х 25 - 124 : 4 х 100 - 3100.
Чтобы число разделить на 25, надо это число разделить на 100 и умножить на 4.
Примеры:
12 100 : 25 = 12 100 : 100 х 4 = 484; 3100:25 = 3100:100x4 = 124.
Чтобы число умножить на 75, надо это число разделить на 4 и умножить на 300.
Примеры:
32 х 75 = (32 : 4) х 75 х 4 = 8 х 300 = 2400; 48 х 75 = 48 : 4 х 300 = 3600.
Чтобы число разделить на 75, надо это число разделить на 300 и умножить на 4.
Примеры:
2400:75 = 2400:300x4 = 32; 3600 : 75 = 3600 : 300 х 4 = 48.
Чтобы число умножить на 50, надо это число разделить на 2 и умножить на 100.
Примеры:
432 х 50 = (432 : 2) х 50 х 2 = 216 х 100 = 21 600; 848 х 50 = 848 : 2 х 100 = 42 400.
Чтобы число разделить на 50, надо это число разделить на 100 и умножить на 2.
Примеры:
21 600 : 50 = 21 600 : 100 х 2 = 432;, -.' 42 400 : 50 = 42 400 : 100 х 2 = 848.
Кто знает, как умножать и делить на 11, может легко умножать и делить на 111. Рассмотрим примеры. Если сумма цифр меньше 10, то легко умножать на 111, 1111 и т.д.
Примеры:
24 х 111= 2 (2 + 4) (2 + 4) 4 = 2664;
36 х 111 = 3 (3 + 6) (3 + 6) 6 = 3996;
24 х 1111 = 2 (2 + 4) (2 + 4) (2 + 4) 4 = 26 664;
36 х 1111 = 3 (3 + 6) (3 + 6) (3 + 6) 6 = 39 996.
Чтобы двузначное число умножить на 111, 1111 и т.д., надо мысленно цифры этого числа раздвинуть на два, три и т.д. шага, сложить цифры и записать соответствующее количество раз их сумму между раздвинутыми цифрами.
72 х 111 111 = 7 999 992.
Раздвинуть 7 и 2 на 5 шагов.
Если единиц 7, то шагов будет на 1 меньше, то есть 6.
Если единиц 9, то шагов будет 8 и т.д.
Немного сложнее, если сумма цифр равна 10 или более 10.
Примеры:
48 х 111 = 4 (4 + 8) (4 + 8) 8 = 4 (12) (12) 8 = (4 + 1) (2 + 1) 28 = 5328;
75 х 111 = 7 (7 + 5) (7 + 5) 5 = 7 (12) (12) 5 = 8325.
В этом случае надо к первой цифре 7 прибавить 1, получим 8, далее 2 + 1 = 3;
а последние цифры 2 и 5 оставляем без изменения.
Получаем ответ:8325
85 х 111 = 8 (13) (13) 5 = (8 + 1) (3 + 1) 35 = 9425;
69 х 111 = 6 (15) (15) 9 = (6 + 1) (5 + 1) 59 = 7659.
К первому множителю приписать столько нулей, сколько девяток во втором
множителе, и из результата вычесть первый множитель.
286∙9=286∙(10 - 1)=2860 – 286=2574,
23∙99=23∙(100 - 1)=2300 – 23=2277,
18∙999=18∙(1000 - 1)=18000 – 18=17982
Разделить число соответственно 2, 4, 8 и результат умножить на 10, 100, 1000.
46∙5=46:2∙10=230,
48∙25=48:4∙100=1200,
32∙125=32:8∙1000=4000.
К 25 прибавить цифру в разряде единиц и к результату приписать справа квадрат
числа единиц так, чтобы получилось четырехзначное число.
Этот способ основан на тождестве: (50+а)2=100∙(25+а)+а2.
51²=2601
Решение.
а) 25+1=26, пишем 26;
б) 1²=1, приписываем 01.
58²=3364,
а) 25+8=33;
б) 8²=64.
Примеры.
25²=625,
а) 2(2+1)=6, пишем 6;
б) 5²=25, пишем 25.
75²=5625,
а) 7(7+1)=56, пишем 56;
б) 5²=25, пишем 25.
То есть, число десятков умножаем на число, большее его на единицу и приписываем справа квадрат 5.
24∙25 = (24:4)∙(25∙4) = 6∙100 = 600,
17∙12 = (17∙3)∙(12:3) = 51∙4 = 204.
При этом сведение одного из множителей к однозначному числу - лишь частный
случай, скажем:
28∙55 = (28:2)∙(55∙2) = 14∙110, что вычислять уже легче.
Мы вступили в новое тысячелетие! Грандиозные открытия и достижения человечества. Мы много знаем, многое умеем. Кажется чем-то сверхъестественным, что с помощью чисел и формул можно рассчитать полёт космического корабля, «экономическую ситуацию» в стране, погоду на «завтра», описать звучание нот в мелодии. Нам известно высказывание древнегреческого математика, философа, жившего в IV веке д.н.э. – Пифагора– «Всё есть число!».
Описывая старинные способы вычислений, я попытался показать, что как в прошлом, так и в будущем, без математики, науки созданной разумом человека, не обойтись.
Изучение старинных способов вычислений показало, что это арифметические действия были трудными и сложными из-за многообразия способов и их громоздкости выполнения.
Современные способы вычислений просты и доступны всем.
При знакомстве с научной литературой обнаружил более быстрые и надежные способы вычислений.
Возможно, что с первого раза у многих не получится быстро, с ходу выполнять эти или другие подсчеты. Пусть сначала не получится использовать прием, показанный в работе. Не беда. Нужна постоянная вычислительная тренировка. Из урока в урок, из года в год. Она поможет приобрести полезные навыки устного счета.
А чтобы помочь ребятам научится пользоваться приемами вычисления без калькулятора, мной был выпущен мини-справочник для школьников «Считаем в уме, считаем быстро, считаем правильно!», который включает в себя приемы вычислений описанных в данной работе.
Слайд 1
«Считаем в уме, считаем быстро, считаем правильно!» Муниципальное казенное образовательное учреждение «Новиковская средняя общеобразовательная школа» Бийского района Алтайского края КОНКУРС УЧЕНИЧКСКИХ ПРОЕКТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ НОМИНАЦИЯ Фейерверк ТЕМА РАБОТЫ: Выполнила: Рыболова С., ученица 5 класса. Руководитель: Дорохова С.В., учитель математики с. Новиково, 2014Слайд 2
Цель исследования: Изучить способы умножения, для производства которых достаточно устного счета или применения карандаша и бумаги; Изучить старинные приемы вычисления; Создание мини справочника, содержащего приемы быстрого счета.
Слайд 3
Задачи Исследовать, владеют ли школьники приемами устного счета; Изучить приемы счета, используемые в старину; Изучить приемы быстрого счета; Собрать материал по теме, проанализировать и представить в виде исследовательской работы.
Слайд 4
Приемы опрос (анкетирование), анализ (статистическая обработка данных), работа с источниками информации, практическая работа.
Слайд 5
Методы поисковый метод с использованием научной и учебной литература, а также поиск необходимой информации в сети Интернет; практический метод выполнения вычислений с применением старинных и современных приемов вычисления; анализ полученных в ходе исследования данных.
Слайд 6
Результаты анкетирования Зачем нужно уметь считать? Навыки быстрого счета необходимы при изучении:
Слайд 7
Приемами быстрого счета владеют: Применяют приемы быстрого счета: Результаты анкетирования Хотели бы узнать приемы быстрого счета 67 опрошенных из 77
Слайд 8
Вывод В большинстве случаев современные школьники не слышали ни о каких старинных приемах вычисления, так как редко обращаются к материалу, находящемуся за пределами школьной программы; Мало знакомы с приемами быстрого счета; Было принято решения не просто познакомить их с приемами быстрого счета, а так же с приемами, существовавшими в старину и выпустить мини справочник содержащий наиболее распространенные и не сложные приемы быстрого вычисления.
Слайд 9
Данный способ , называемый крестьянским , может очень понравиться тем , кто не в ладах с таблицей умножения , хотя здесь приходится производить больше сложений . Этот способ применяли в России крестьяне некоторых губерний .
Слайд 10
37 х 47 = 1739 :2 37 47 х2 :2 18 94 х2 :2 9 188 х2 :2 4 376 х2 :2 2 752 х2 :2 1 1504 47+188+1504= 1739- ответ Складываем, эта сумма – ответ .
Слайд 11
Пусть надо умножить 32 на 37 . : 2 32 37 х2 :2 16 74 х2 :2 8 148 х2 :2 4 296 х2 :2 2 592 х2 :2 1 1184 1184-ответ
Слайд 12
Этот метод даже проще, чем применяемый в школе! Перемножим этим способом 987 на 12: Рисуем прямоугольник 3х2 (по количеству десятичных знаков у каждого множителя); Затем квадратные клетки делим пополам; Вверху таблицы запишем число 987; Слева таблицы число 12;
Слайд 13
В каждый квадратик впишем произведение цифр – сомножителей, расположенных в одной строке и в одном столбике с этим квадратиком. Десятки ниже диагонали, единицы выше. После заполнения всех треугольников, цифры в них складываются вдоль каждой диагонали. Результат записать справа и внизу таблицы (см. рисунок). 8 1 6 1 4 1 9 0 8 0 7 0 8 7 9 2 1 1 1 8 4 4
Слайд 14
Пример 8 × 9=72 3 + 4 кол-во десятков 2 × 1 кол-во единиц 8 > 5 на 3 9 > 5 на 4
Слайд 15
Рассмотренные нами старинные способы умножения показывают, что используемый в школе алгоритм умножения натуральных чисел - не единственный и известен он был не всегда.
Слайд 16
Некоторые способы умножения натуральных чисел устно или при помощи карандаша и листочка. Умножение на 11 Умножение на 22, 33, .... 99 Умножение на число, оканчивающиеся на 5 Умножение и деление на 25 и 75 Умножение и деление на 75 Умножение и деление на 50 Умножение и деление на 111,1111 и т.д. Умножение на 9, 99, 999 Умножение на 5, 25, 125 Возведение в квадрат двузначных чисел, имеющих 5 десятков Возведение в квадрат двузначных чисел, имеющих 5 единиц Способ изменения сомножителей
Слайд 17
Умножение на 11 Чтобы двузначное число, сумма цифр которого не превышает 10, умножить на 11, надо цифры этого числа раздвинуть и поставить между ними сумму этих цифр. Примеры: 72x11 = 7(7 + 2)2 = 792; 35x11 = 3(3 + 5)5 = 385. Чтобы умножить на 11 двузначное число, сумма цифр которого 10 или больше 10, надо мысленно раздвинуть цифры этого числа, поставить между ними сумму этих цифр, а затем к первой цифре прибавить единицу, а вторую и последнюю (третью) оставить без изменения. Пример: 94 х 11 = 9 (9 + 4) 4 = 9 (13) 4 = (9 + 1) 34 = 1034.
Слайд 18
Умножение на 22, 33, .... 99 Чтобы двузначное число умножить на 22, 33, ..., 99, надо этот множитель представить в виде произведения однозначного числа (от 2 до 9) на 11, то есть 44 = 4 х 11 55 = 5 х 11 и т.д. Затем произведение первых чисел умножить на 11 (см. выше п. 1): 24 х 22 = 24 х 2 х 11 = 48 х 11 = 528; 23 х 33 - 23 х 3 х 11 = 69 х 11 = 759; 18 х 44 = 18 х 4 х 11 = 72 х 11 = 792. Кроме того, можно применить закон об одновременном увеличении в равное число раз одного сомножителя и уменьшении другого: 28 х 33 = (28 х 3) х (33 : 3) = 84 х 11 = 924, 48 х 22 = (48 х 2) х (22 : 2) .« 96 х 11 = 1056 и т.д.
Слайд 19
Умножение на число, оканчивающиеся на 5 Если один из сомножителей увеличить в несколько раз, а другой уменьшить во столько же раз, произведение не изменится. Примеры: 44 х 5 = (44 : 2) х 5 х 2 = 22 х 10 = 220; 28 х 15 = (28 : 2) х 15 х 2 = 14 х 30 = 420; 32 х 25 = (32 : 2) х 25 х 2 = 16 х 50 = 800. При умножении на 65, 75, 85, 95 числа следует брать небольшие, в пределе второго десятка. Бели возьмем произвольное число (четное), тогда придется потрудиться и перемножить двузначные числа: Примеры: 48 х 65 = (48 : 2) х 65 х 2 = 24 х 130 = (24 х 10 + 24 х 3) х 10 = (240 + 72) х 10 = 312 х 10 = 3120; 36 х 85 = (36 : 2) х 85 х 2 = 18 х 170 = (18 х 10 + 18 х 7) х 10 = (180 + 126) х 10 = 306 х 10 = 3060. Чтобы научиться быстро умножать на 65, 75, 85 и 95, надо хорошо знать, как умножать устно двузначные числа такого вида: 14 х 18 - 14 х (10 + 8) = 14 х 10 + 14 х 8 = 140 + 112 - 252; 13 х 19 = 13 х (20 - 1) = 13 х 20 - 13 = 260 - 13 = 247.
Слайд 20
Умножение и деление на 25 и 75 Для того, чтобы научиться устно умножать и делить на 25 и 75, надо хорошо знать признак делимости и таблицу умножения на 4. На 4 делятся те и только те числа, у которых две последние цифры числа выражают число, делящееся на 4: Примеры: 124 делится на 4, так как 24 делится на 4; 1716 делится на 4, так как 16 делится на 4; 1800 делится на 4, так как 00 делится на 4. Чтобы число умножить на 25, надо это число разделить на 4 и умно-жить на 100. Примеры: 484 х 25 = (484 : 4) х 25 х 4 = 121 х 100 = 12 100; 124 х 25 - 124 : 4 х 100 - 3100. Чтобы число разделить на 25, надо это число разделить на 100 и умножить на 4. Примеры: 12 100 : 25 = 12 100 : 100 х 4 = 484; 3100:25 = 3100:100x4 = 124.
Слайд 21
Умножение и деление на 75 Чтобы число умножить на 75, надо это число разделить на 4 и умножить на 300. Примеры: 32 х 75 = (32 : 4) х 75 х 4 = 8 х 300 = 2400; 48 х 75 = 48 : 4 х 300 = 3600. Чтобы число разделить на 75, надо это число разделить на 300 и умножить на 4. Примеры: 2400:75 = 2400:300x4 = 32; 3600 : 75 = 3600 : 300 х 4 = 48.
Слайд 22
Умножение и деление на 50 Чтобы число умножить на 50, надо это число разделить на 2 и умножить на 100. Примеры: 432 х 50 = (432 : 2) х 50 х 2 = 216 х 100 = 21 600; 848 х 50 = 848 : 2 х 100 = 42 400. Чтобы число разделить на 50, надо это число разделить на 100 и умножить на 2. Примеры: 21 600 : 50 = 21 600 : 100 х 2 = 432; 42 400 : 50 = 42 400 : 100 х 2 = 848.
Слайд 23
Умножение и деление на 111,1111 и т.д. Кто знает, как умножать и делить на 11, может легко умножать и делить на 111. Если сумма цифр меньше 10, то легко умножать на 111, 1111 и т.д. Примеры: 24 х 111= 2 (2 + 4) (2 + 4) 4 = 2664; 36 х 111 = 3 (3 + 6) (3 + 6) 6 = 3996; 24 х 1111 = 2 (2 + 4) (2 + 4) (2 + 4) 4 = 26 664; 36 х 1111 = 3 (3 + 6) (3 + 6) (3 + 6) 6 = 39 996. Чтобы двузначное число умножить на 111, 1111 и т.д., надо мысленно цифры этого числа раздвинуть на два, три и т.д. шага, сложить цифры и записать соответствующее количество раз их сумму между раздвинутыми цифрами. 72 х 111 111 = 7 999 992. Раздвинуть 7 и 2 на 5 шагов. Если единиц 7, то шагов будет на 1 меньше, то есть 6. Если единиц 9, то шагов будет 8 и т.д.
Слайд 24
Немного сложнее, если сумма цифр равна 10 или более 10. Примеры: 48 х 111 = 4 (4 + 8) (4 + 8) 8 = 4 (12) (12) 8 = (4 + 1) (2 + 1) 28 = 5328; 75 х 111 = 7 (7 + 5) (7 + 5) 5 = 7 (12) (12) 5 = 8325. В этом случае надо к первой цифре 7 прибавить 1, получим 8, далее 2 + 1 = 3; а последние цифры 2 и 5 оставляем без изменения. Получаем ответ:8325 85 х 111 = 8 (13) (13) 5 = (8 + 1) (3 + 1) 35 = 9425; 69 х 111 = 6 (15) (15) 9 = (6 + 1) (5 + 1) 59 = 7659.
Слайд 25
Умножение на 9, 99, 999 К первому множителю приписать столько нулей, сколько девяток во втором множителе, и из результата вычесть первый множитель. 286∙9=286∙(10 - 1)=2860 – 286=2574, 23∙99=23∙(100 - 1)=2300 – 23=2277, 18∙999=18∙(1000 - 1)=18000 – 18=17982
Слайд 26
Умножение на 5, 25, 125 Разделить число соответственно 2, 4, 8 и результат умножить на 10, 100, 1000. 46∙5=46:2∙10=230, 48∙25=48:4∙100=1200, 32∙125=32:8∙1000=4000.
Слайд 27
Возведение в квадрат двузначных чисел, имеющих 5 десятков К 25 прибавить цифру в разряде единиц и к результату приписать справа квадрат числа единиц так, чтобы получилось четырехзначное число. Этот способ основан на тождестве: (50+а)2=100∙(25+а)+а2. 51²=2601 Решение. а) 25+1=26, пишем 26; б) 1²=1, приписываем 01. 58²=3364, а) 25+8=33; б) 8²=64.
Слайд 28
Возведение в квадрат двузначных чисел, имеющих 5 единиц Примеры. 25²=625, а) 2(2+1)=6, пишем 6; б) 5²=25, пишем 25. 75²=5625, а) 7(7+1)=56, пишем 56; б) 5²=25, пишем 25. То есть, число десятков умножаем на число, большее его на единицу и приписываем справа квадрат 5.
Слайд 29
Способ изменения сомножителей 24∙25 = (24:4)∙(25∙4) = 6∙100 = 600, 17∙12 = (17∙3)∙(12:3) = 51∙4 = 204. При этом сведение одного из множителей к однозначному числу - лишь частный случай, скажем: 28∙55 = (28:2)∙(55∙2) = 14∙110, что вычислять уже легче.
Слайд 30
Заключение. Описывая старинные способы вычислений, я попытался показать, что как в прошлом, так и в будущем, без математики, науки созданной разумом человека, не обойтись. Изучение старинных способов вычислений показало, что это арифметические действия были трудными и сложными из-за многообразия способов и их громоздкости выполнения. Современные способы вычислений просты и доступны всем. При знакомстве с научной литературой обнаружил более быстрые и надежные способы вычислений. Работу в данном направлении планирую продолжить и изучить другие приемы старинных вычислений, а так же приемы быстрого счета, позволяющие экономить время и упрощать вычисления когда микрокалькулятор не доступен.
МКОУ «Новиковская СОШ» Создатели мини-справочника Рыболова Серафима, ученица 5 класса Дорохова С.В., учитель математики С.Новиково, 2014 год | Умножение на число, оканчивающиеся на 5 Если один из сомножителей увеличить в несколько раз, а другой уменьшить во столько же раз, произведение не изменится. | Умножение и деление на 25 и 75 Чтобы число умножить на 25, надо это число разделить на 4 и умно-жить на 100. Чтобы число разделить на 25, надо это число разделить на 100 и умножить на 4. | Умножение и деление на 75 Чтобы число умножить на 75, надо это число разделить на 4 и умножить на 300. Чтобы число разделить на 75, надо это число разделить на 300 и умножить на 4. | |
Умножение и деление на 50 Чтобы число умножить на 50, надо это число разделить на 2 и умножить на 100. Чтобы число разделить на 50, надо это число разделить на 100 и умножить на 2. | Умножение и деление на 111,1111 и т.д. Чтобы двузначное число умножить на 111, 1111 и т.д., надо мысленно цифры этого числа раздвинуть на два, три и т.д. шага, сложить цифры и записать соответствующее количество раз их сумму между раздвинутыми цифрами. | Умножение на 9, 99, 999 К первому множителю приписать столько нулей, сколько девяток во втором множителе, и из результата вычесть первый множитель. Умножение на 5, 25, 125 Разделить число соответственно 2, 4, 8 и результат умножить на 10, 100, 1000. | Возведение в квадрат двузначных чисел, имеющих 5 десятков К 25 прибавить цифру в разряде единиц и к результату приписать справа квадрат числа единиц так, чтобы получилось четырехзначное число. Этот способ основан на тождестве: (50+а)2=100∙(25+а)+а2. | Возведение в квадрат двузначных чисел, имеющих 5 единиц число десятков умножаем на число, большее его на единицу и приписываем справа квадрат 5. Способ изменения сомножителей 24∙25 = (24:4)∙(25∙4) = 6∙100 = 600 |
Умножение на 11 Чтобы двузначное число, сумма цифр которого не превышает 10, умножить на 11, надо цифры этого числа раздвинуть и поставить между ними сумму этих цифр. | Чтобы умножить на 11 двузначное число, сумма цифр которого 10 или больше 10, надо мысленно раздвинуть цифры этого числа, поставить между ними сумму этих цифр, а затем к первой цифре прибавить единицу, а вторую и последнюю (третью) оставить без изменения. | Умножение на 22, 33, .... 99 Чтобы двузначное число умножить на 22, 33, ..., 99, надо этот множитель представить в виде произведения однозначного числа (от 2 до 9) на 11, то есть 44 = 4 х 11 55 = 5 х 11 и т.д. Затем произведение первых чисел умножить на 11 (см. выше п. 1): | Кроме того, можно применить закон об одновременном увеличении в равное число раз одного сомножителя и уменьшении другого. |
Неньютоновская жидкость
Хитрость Дидоны
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Огонь фламенко
Тигрёнок на подсолнухе