Выступление Морозовой Елены на Малмыжской районной краеведческой конференции"Худяковские чтения" об истории марийской деревни Каменный Ключ. Деревня Каменный Ключ входит в состав Новосмаильского сельского поселения. расположена она в семи километрах от трассы Малмыж-Вятские Поляны в юго-западном направлении. Само название Каменный Ключ происходит с марийского слова КОНЕР (большой родник). В работе дается описание жизни, быта, праздников, одежды марийцев.
Вложение | Размер |
---|---|
derevnya_moya_derevenka.docx | 21.19 КБ |
prezentatsiya_derevnya_moya_derevenka.zip | 22 байта |
Деревенька моя
Деревня моя деревянная дальняя,
Смотрю на тебя я, прикрывшись рукой.
Ты в лёгком платочке июльского облака
В веснушках черёмух стоишь над рекой.
Родная моя деревенька-колхозница
Смущённой улыбкой меня обожгла.
К тебе моё сердце по-прежнему просится,
А я всё не еду - дела и дела.
Мне к южному морю нисколько не хочется,
Душой не кривлю я, о том говоря.
Тебя называю по имени-отчеству,
Святая, как век, деревенька моя.
Тебя называю по имени-отчеству,
Святая, как хлеб, деревенька моя.
Деревня Каменный Ключ входит в состав Новосмаильского сельского поселения. расположена она в семи километрах от трассы Малмыж-Вятские Поляны в юго-западном направлении. Само название Каменный Ключ происходит с марийского слова КОНЕР (большой родник).
Существует несколько легенд образования деревни Каменный Ключ.
Вот первая из них.
Одна женщина вышла замуж и ее привезли в деревню. Когда она хотела уйти домой к своей матери, то говорят, что она не знала дорогу и не могла ее найти, т.к. кругом был лес. Эта женщина так и осталась жить в этой деревне. Сейчас здесь живут ее внуки и правнуки, которые никуда не уезжают.
Вторая наиболее правдивая легенда.
В поисках начала речки Китячки жители деревни Большой Китяк нашли источник, который находился в восьми километрах вверх по реке. Здесь и основали деревню. Первыми жителями ее были Изеэргэ (маленький человек),его потомки Зайцевы, Ошэргэ (белый человек),это были Поткины и Кугоэргэ (большой человек)-Бажановы. Эти три династии до сих пор и составляют основу деревни. Позднее в ней появились Дусаевы. Позднее, рядом с родником, в честь трех основателей, Зайцевым Дмитрием Петровичем, были посажены три березы, которые и сейчас украшают родник.
Основным занятием населения деревни к древности были охота и рыбалка. Постепенно вырубали леса, чтоб очистить место под пашню. Жили дружно, никто ничем не выделялся.
В период Октябрьской революции особых потрясений в деревне не было. А вот Гражданская война ее жителей коснулась. За лесом стоял кавалерийский полк, и когда красные части стали наступать в районе Гоньбы, жителей, имеющих лошадей, мобилизовали на перевозку имущества до прифронтовой полосы.
Черной тенью прошла по деревне Отечественная война . 37 человек ушло на фронт,22 из них не вернулись. Левую партию призывников в количестве 14 человек забрали в июле 1941 года. Из вернувшихся победителей наиболее отличился Дусаев Роман Иванович, который всю войну служил в артиллерии, был наводчиком, прошел Сталинградский фронт, бил фашистов прямой наводкой с Мамаева Кургана, оставшись один, под Кенигсбергом сражался против немецких танков. Награжден восемью боевыми наградами ,в том числе и орденами Славы 2 и 3 степени, Красной Звездой Отечественной Войны. Практически все 14 вернулись с войны с наградами.
Первым трактористом в деревне был приемный сын Поткин Гаврила-Рауль, а шофером - Зайцев Григорий Петрович, который был фронтовым шофером, дважды награжден медалями "За отвагу", "За боевые заслуги"
В деревне были и свои коммунисты, они первыми из односельчан вступили в партию еще на фронте, - это Поткин Константин Федорович и Поткин Василий Иванович.
В те далекие годы деревня К-Ключ всегда славились борцами. К ним приезжали бороться из города Казани. Наиболее известными были братья Зайцев Кузьма и Зайцев Петр Филипповичи и Бажанов Василий Яковлевич. Затем некоторое время было затишье. И в 1914 году появился в деревне настырный волевой человек, который практически возглавил вторую волну борцов деревни, это Зайцев Василий Дмитриевич, внук братьев Зайцевых. Ему было 12 лет, когда он впервые вышел на майдан и в 1958 году впервые стал победителем сабантуя в деревне Каенлык. Главная его заслуга в том, что он заразил молодежь и стал тренировать. Наверно самым известным является мастер спорта по национальной борьбе Зайцев Анатолий Тимофеевич, только в районном центре Кукмор он побеждал четыре года подряд, одерживал победы в городе Малмыже, в селе Новая Смаиль, в поселке Красная Поляна.
Кроме борцов в деревне были и свои гиревики, штангисты. Здесь можно назвать Зайцева Николая Григорьевича, Бажанова Павла Николаевича, Бажанова Сергея Николаевича и первую женщину, которая наравне с мужчинами таскала двухпудовую гирю на сабантуях Дусаеву Марию Александровну.
Много хороших и добрых людей проживает в деревне, есть замечательные семьи, их всех объединяет любовь к своей деревне, трудолюбие.
Бажанов Николай Трофимович всю свою жизнь работал на земле, воспитал со своей супругой Елизаветой Гавриловной одиннадцать детей, сыновья пошли по стопам отца, став прекрасными механизаторами.
В деревне также есть свои праздники традиции и национальные костюмы. Марийский костюм подчеркивает важность и торжественность того или иного ритуала. Как известно специфической особенностью марийской одежды белый цвет. Отсюда и само название марийцев "Ош марий, чий марий, ший марий" то есть белый мариец, чистый мариец, серебряный мариец. Белый цвет одежды связывался со светлым миром и самим Богом.
Марийский женский костюм состоит из рубахи-платья (товур), халата (шовыр), фартук с декоративным подолом, пояс тоненький с кисточками и по всей длине, узорчатый и украшенный бисером.
Головной убор женский "тюрик" бисерная сетка на лбу. Ее дополняют подвеса из бисера, украшенная старинными монетами вдоль лица и шеи.
Мужские рубахи "товыр" по крою напоминают женский, но были короче. Их отличительная особенность, соединяющаяся друг с другом зигзагообразные полочки мелкой вышивкой на груди.
Марийскому населению характерно длительное бытование и предложение белой традиционной одежды. Это объясняется стремлением сохранить свои этнические особенности, носят разнообразные нагрудные украшения, состоящих из нескольких деталей под весом монет, раковин.
Марийские лапти отличаются своей формой. Лично у них тупое, "в три лычки - у женщин, в четыре - у мужчин".
Среди почитаемых праздников в деревне остается Пасха, с утра жители собираются в облюбованном месте, делятся на равные команды, каждый выставляет в одну шеренгу принесенные разноцветные яйца, начинается игра. Правила простые, ты должен тряпичным мячом сбить яйцо и тогда оно будет твоим. Тут же полно женщин, Которые выступают в ряде болельщиков. Тряпичный мяч шьется заранее, он не должен быть круглым полностью, а чуть овальным, чтоб удобно лежал в руке, правда к концу игры мяч превращается в нечто бесформенное существо. Игра обычно длится не более 3-х часов. Сначала играют взрослые мужчины, затем уже младшие ребятишки. После игры люди идут к своим родственникам, образуя небольшие артели и ходят по домам.
После проведения весенних полевых работ наступает праздник плуга "Сабантуй", хотя он и является чисто татарским, но марийцы считают его своим праздником. На юге в1.5 км расположена деревня Каенлык, к северо-западу Бакчисарай, к северу Верхний Китяк и Новый Сардык. Жители данных деревень всегда поддерживали между собой дружеские связи и наверное не было случая, чтоб они где-то выражали неприязнь друг к другу, наоборот, довольно часто ходили в гости и конечно на празднике Сабантуя ключинские всегда были желанными гостями. Почти в каждой программе участвовала ключинская молодежь, начиная от бега, борьбой в мешках, поднятием гири и до самой зрелищной борьбы на поясах.
Жители деревни Каменный Ключ от самого зарождения деревни и до сегодняшних дней придерживаются языческого богослужения, этот праздник называется сюрема и празднуется обычно 12июля на Петров день. В 500м. от деревни в северном направлении находится молитвенная роща (Ченлык) находилась в конце деревни по дороге на Б.Китяк, но ударом молнии священная береза была сожжена и жители были вынуждены в 50 годах перейти на новое место. С самого вечера накануне Петрова дня, несколько человек везут жертвенную скотину, обычно овцу или гуся. Кто принесет жертвенную скотину решается примерно уже за год, это обычно люди у которых какие-то проблемы о здоровьем, или черная полоса в жизни, или же чтоб удача сопутствовала парню, который служит в армии, или учится, но главная суть сводится к тому, чтобы задобрить Кугу-Юмо. Придя вечером к юмо-ото, люди готовят место, устанавливают большие котлы, место для дров, которые люди принесут с собой. Обычно на рассвете в 3-4 утра, режут овцу, голова которой должна быть направлена на восход солнца, шкуру после отделки вешают на отдельное место, разделывают мясо, всю её кладут в котел и варят до приготовления мяса. Затем ее вытаскивают и отделяют от костей, кости бросают в костер, а мясо кладут обратно в котел и оно там варится до прихода населения. Особенность приготовленного жертвенного мяса заключается в том, что в нем кроме жертвенного мяса и воды ничего не ложится, и только потом уже во время трапезы каждый может положить в свою тарелку соль. Примерно около 10 утра собираются, и стар и млад, каждый приходит со своей тарелкой и ложкой, женщины приносят обычно квас, яичницу, блины, зеленый лук, и все это ложится на специально приготовленный стол для общего пользования. Затем начинается моленье, каждый зажигает свечу на березе, вешают полотенце, платки. Раньше был человек, который руководил этим процессом моления, но постепенно эти обязанности стали выполнять наиболее почтенные в возрасте люди. После общего моления, все подходят со своей посудой к котлу, где им наливают жертвенный суп и каждый рассаживается, где ему удобнее.
Согласно переписи населения 1929 года в Каменном Ключе проживало 200 человек. В 1961 году здесь стояло 67 домов. Сейчас, конечно, численность населения значительно убавилась. Жилых в деревне немногим более 30 домов.
Но те, кто здесь живет и работает, обустроились основательно. Большинство подворий - крепкие, с добротными постройками и большими участками - вон какой простор кругом. Рядом бескрайние поля, лес и луга. Рукой подать до Алдаровского пруда. Широкая деревенская улица заросла травой. Машины здесь проезжают не часто. Так что воздух свеж и чист. Ровно, как по линейке стоят дома на единственной улице. Во многих палисадниках цветы. И множество деревьев высоких, посаженных ни один десяток лет назад.
В самом начале деревни выстроил новый дом бригадир местной бригада ОАО "Смаиль" Юрий Иванович Бажанов. Наполовину кирпичный он еще не до конца обустроен, но чувствуется, будет тут на что посмотреть.
Выделяется среди остальных дом Геннадия Кузьмича и Алевтины Евгеньевны Дусаевых. Ни у кого больше нет в палисадниках такого множества цветов. Разных расцветок георгины, розы привлекают взгляды редких прохожих.
В центре деревни дом единственного местного предпринимателя Валерия Кузьмича Бажанова. Он занимается перекупкой скота, его убоем и продажей мяса, поэтому не напрасно получил в деревне прозвание "мясного короля. Напротив его большого и красивого дома построена бойня, холодильник-всё что нужно для бизнеса. Также напротив своего дома он построил магазин, в котором есть все необходимые вещи.
Одним словом, много хороших и добрых людей проживает в деревне. И всех их объединяет одно - трудолюбие и любовь к родной земле.
Два морехода
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Иван Васильевич меняет профессию
Что общего у травы и собаки?
Одна беседа. Лев Кассиль