В настоящее время автомобильный транспорт является главным источником загрязнения атмосферного воздуха. Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды. Многие вещества, выбрасываемые в воздух, имеют токсичные или потенциально токсичные вещества, а также канцерогенные вещества. Количество автомобильного транспорта ежегодно растет, а следовательно, и увеличиваются вредные выбросы в атмосферный воздух.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 148.5 КБ |
презентация | 64.5 КБ |
Научно-практическая конференция учащихся
Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду села Новая Кармала
Выполнил: ученик 9 класса
Иванов Кирилл
Руководитель: учитель географии
Люлина Виктория Николаевна
с. Новая Кармала
2014г.
Оглавление
Стр.
Введение ………………………………………………………… 3-4
Глава 1
Глава 2
2.1. Материал и методика ……………………………………… 12
2.2. Результаты исследования …………………………………. 13-15
Заключение ……………………………………………………… 16-17
Список литературы ……………………………………………… 18
Приложение ……………………………………………………… 19-20
Введение
В настоящее время автомобильный транспорт является главным источником загрязнения атмосферного воздуха. Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды. Многие вещества, выбрасываемые в воздух, имеют токсичные или потенциально токсичные вещества, а также канцерогенные вещества. Количество автомобильного транспорта ежегодно растет, а следовательно, и увеличиваются вредные выбросы в атмосферный воздух.
Цель:
Выявить степень воздействия автомобильного транспорта на животный мир, почвы и здоровье людей, проживающих на территории поселения Новая Кармала.
Задачи:
- определить количество движения транспорта на определенном участке автодороги;
- рассчитать количество выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта;
- определить качественные и количественные показатели экологического состояния среды;
- получить данные для прогнозирования дальнейших изменений и поиска путей решения экологической проблемы данной территории;
- изучить данные, полученные в офисе врача общей практики, по заболеванию дыхательной системы у населения села.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что около села Новая Кармала расположена автодорога протяженность 1,5 км., а следовательно происходят вредные выбросы в атмосферный воздух, который оказывает пагубное влияние на окружающую среду.
Глава 1.
1.1 Общий обзор вопроса
Рост автопарка усиливает воздействие автотранспорта на окружающую природную среду. Автомобильный транспорт по-прежнему сохраняет лидерство в загрязнении атмосферы.
Специфика подвижных источников загрязнения (автомобилей) проявляется:
Перечисленные особенности передвижных источников приводят к тому, что автотранспорт создает в населенных пунктах обширные зоны с устойчивым превышением санитарно-гигиенических нормативов загрязнения воздуха.
Высокий удельный вес автомобилей с карбюраторными двигателями наряду с широким применением этилированного бензина на большей части территории России обусловили загрязнение атмосферы соединениями свинца.
Загрязнение атмосферы передвижными источниками автотранспорта происходит в большей степени отработавшими газами через выпускную систему автомобильного двигателя, и в меньшей степени, катерными газами через систему вентиляции картера двигателя и углеводородными испарениями бензина из системы питания двигателя (бак, карбюратор, фильтр, трубопроводы) при заправке и в процессе эксплуатации.
Испарения бензина имеют место при работе двигателя и в нерабочем состоянии. Внутренняя полость бензобака автомобиля всегда сообщается с атмосферой для поддержания давления внутри бака на уровне атмосферного по мере выработки бензина, что необходимо для нормальной работы всей системы питания двигателя, но в то же время создает условия для испарения легких фракций бензина и загрязнения ими воздуха.
Испарения бензина в атмосферу возникают не только в передвижных источниках, но и в стационарных, к которым, в первую очередь, следует отнести автозаправочные станции (АЗС). Они получают, хранят и реализуют бензин и другие нефтепродукты в больших количествах. Эти потери являются серьезным каналом загрязнения окружающей среды, как в результате испарений топлива, так и в результате разливов.
Автодороги являются одним из источников образования пыли в приземном воздушном слое. При движении автомобилей происходит истирание дорожных покрытий и автомобильных шин, продукты износа которых смешиваются с твердыми частицами отработавших газов, добавляется грязь, занесенная на проезжую часть с прилегающего к дороге почвенного слоя. В результате образуется пыль, в сухую погоду поднимающаяся над дорогой воздух. Она может переносится ветром на расстояния от нескольких километров до сотен километров.
Химический состав и количество пыли зависят от материалов дорожного покрытия. Наибольшее количество пыли создается на грунтовых и гравийных дорогах. На дорогах с асфальтобетонным покрытием в состав пыли дополнительно входят продукты износа вяжущих битумасодержащих материалов, частицы краски или пластмассы от линий разметки дороги на полосы.[3]
Экологические последствия запыленности отражаются на людях, находящихся вблизи дороги, водителях и пассажирах транспортных средств, которые вместе с воздухом вдыхают огромное количество пылевидных частиц, нанося вред организму.
Пыль оседает также на растительности и обитателях придорожной полосы. Леса и лесопосадки вдоль дорог угнетаются. Сельскохозяйственные культуры, посаженные вблизи дорог, концентрируют вредные вещества, содержащиеся в пылевых выбросах и отработавших газах.
Загрязняются и прилегающие водоемы, действуя отрицательно на растительность, рыб и других обитателей, накапливаясь в донных отложениях. Туда же попадает поверхностный сток с автодорог, содержащих хлориды и другие противогололедные реагенты.
Под автодороги отчуждаются значительные земельные площади. Так, на строительство 1 км современной автомагистрали требуется до 10-12 га площади. Кроме того, дополнительные площади отводятся для технологических целей: устройства складов хранения строительных материалов, мест стоянок транспортной техники, размещения снятого с дороги грунта, постройки временных сооружений и подъездов и т.д. особенно большие площади занимают транспортные развязки: от 15 га при пересечении двухполосных дорог до 35 га при пересечении магистралей с шестью полосами движения.[4]
Усиление экологической напряженности связано с шумовым воздействием автомобильного транспорта. Шум особенно беспокоит жителей, проживающих вдоль автомагистралей.
Изменение качества окружающей среды – это угроза осуществлению биосферой своей самоочистительной функции, создание предпосылок для нарушения гармоничной связи живого организма со средой обитания.
Легковому автомобилю для сгорания 1 кг бензина требуется 2,5 кг кислорода. В среднем автомобиль проезжает в год 10 тыс. км и сжигает 10 т бензина, расходуя 35 т кислорода и выбрасывает в атмосферу 160 т выхлопных газов, в которых обнаружено около 200 различных веществ, в том числе 100 кг окиси углерода, 40 кг окиси азота, 200кг углеводородов. Если бензин этилированный, то еще и 3,5 кг ядовитого свинца. Кроме того, каждый автомобиль, стирая шины, поставляет в атмосферу 5-8 кг резиновой пыли ежегодно. Выхлопные газы автомобилей дают основную массу свинца и кадмия, при износе шин в воздух попадает цинк. Эти тяжелые металлы являются токсикатами. Пожилые люди и дети, которые являются основными жителями, в летний период чувствительны даже к низким дозам таких веществ.[4]
По информационным данным, тяжелые металлы уже сейчас занимают второе место по степени опасности, уступая пестицидам и значительно опережая такие широко известные загрязнители, как диоксиды углерода и серы. Основная масса свинца и кадмия поступает в воздух с выхлопными газами автомобилей, а цинка с продуктами износа шин. Особый вред окружающей среде наносят автомобили, технические параметры которых не соответствуют нормам.
В атмосферном воздухе тяжелые металлы присутствуют в форме органических и неорганических соединений, входящих в состав пыли и аэрозолей.
Из 12 распространенных и вредных для здоровья человека тяжелых металлов автотранспорт обычно выделяет в воздух пять: свинец, кадмий, ванадий, бериллий, хром. Основные сведения о влиянии тяжелых металлов на здоровье человека и способах поступления их в организм приведены в таблице 1 (см. приложение).[1]
Автотранспорт оказывает губительное воздействие и на зеленые насаждения. У хвойных деревьев, растущих вблизи дорог, появляются характерные темные верхушечные некрозы хвои, причем наиболее чувствительной оказывается ель. У сосен уменьшается диаметр ствола, уменьшается крона, ветви истончаются и выглядят сухими.
Страдают от близости дорог, выбросов автомобилей и лиственные деревья. У них появляются точечный пятнистый некроз листьев, омертвление кроев и кончика листа, изменение формы листа и окраски, асимметрия и другие нарушения. Виновниками этого являются: этилен, действие которого приводит к хлорозу и деформации листьев, двуокись серы и окислы азота, приводящие к межжилковому и верхушечному некрозу листьев и изменению их окраски.
Отрицательное влияние транспорта на среду обитания живых организмов можно оценить по количеству животных, обитающих в почве, поскольку они очень чувствительны к загрязнителям – как к химическим (веществам), так и к физическим (звуку, свету, ударной волне).
Органическое вещество почвы играет важную роль в росте и развитии растений. Оно состоит из продуктов гумификации растительных остатков и трупов почвенных животных. Перегной, или гумус, для всех почвенных животных является основным источником необходимых для жизни минеральных соединений и энергии. Он обуславливает плодородие почв и их структуру. Гумус служит источников физиологически активных соединений (витамины, органические кислоты, полифенолы и другие), которые стимулируют рост растений. В целом процесс гумусообразования начинается разрушением и измельчением растительной массы и мертвого животного вещества. Этот процесс осуществляется позвоночными и беспозвоночными животными при обязательном участие грибов и бактерий.
К таким животным относятся: фитофаги, питающиеся трупами животных; потребляющие гниющие остатки организмов; некрофаги, питающиеся трупами животных; копрофаги, уничтожающие экскременты животных. Весь ход этих естественных процессов в почве нарушается при прокладывании через экосистему автомагистрали и при ее чрезвычайно интенсивной эксплуатации.
Таким образом, имеющая информация позволяет сделать вывод о том, что вопрос изучения воздействия транспортных средств на окружающую среду достаточно актуален.
1.2 Характеристика района исследования.
Поселение Новая Кармала относится к Кошкинскому району Самарской области. Село находится в 30 км от самого района. В состав поселения входят: с. Старое Юреево, с. Новая Кармала, с. Старая Кармала, п. Моховое, п. Ульяновка, п. Юмратка. Количество человек проживающих в данном поселении – 2096, в том числе в с. Новая Кармала – 465 человек. Общая площадь поселения составляет – 131,2 га. В селе Новая Кармала работает одна средняя школа. Медицинское обслуживание представлено офисом врача общей практики (ФАП). Имеется частное предприятие с ограниченной ответственностью «СИНКО», которое занимается полеводством, выращиванием технические и зерновые культуры.
Торговля представлена двумя точками: 1 магазин Кошкинского РАЙПО и 1 частный магазин. В селе одно почтовое отделение связи и узел связи, детский сад, школа, СДК. Связь с. Новая Кармала с райцентром осуществляется по асфальтированной автотрассе. По улицам асфальтированная дорога отсутствует.
Водой, канализацией, газоснабжением обеспечена лишь часть жилых домов. Большая часть не обеспечена центральным водоснабжением, население пользуется водой из водозаборных колонок и колодцев.
Село Новая Кармала расположено на правом берегу реки Кармалка. По строению поверхности поселение представляет собой равнину, изрезанную протоками, озерами. Лесные массивы, площадью 13148 га, в основном располагаются с западной стороны и представлены следующим основным составом: береза, ель, сосна, дуб.
Глава 2
2.1. Материал и методика
В проекте использовались известные методики, применяемые для школьного экологического мониторинга:
Методика учета движения автотранспорта и расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта;
Методика учета представителей почвенной фауны и определение влияния на нее близости автотрассы;
Результаты исследования степени загрязнённости окружающей среды автомобильными выбросами обрабатывались в виде таблиц, схем, диаграмм.
2.2. Результаты исследования
Учет автотранспорта
Типы автотранспорта | Всего за 1 час N шт. июнь 2012 г. | Всего за 1 час N шт. июнь 2013г. |
Легковые автомобили | 20 | 30 |
Грузовые автомобили | 5 | 10 |
Автобусы | 2 | 3 |
См. диаграмму 1 в приложении.
Вывод: по сравнению с данными 2012 г., возросло количество всех видов автотранспорта на выбранном участке, следовательно, увеличилось и количество вредных газов от них, выброшенных в атмосферу. Преобладающим видом транспорта являются легковые автомобили.
Количество топлива, сжигаемого автомобилями
Тип автомобиля | N, 2012 г. | N, 2013 г. | Q, в т. Ч. Бензин, л | |
Июнь 2012 г. | Июнь 2013 г. | |||
Легковые автомобили | 20 | 30 | 7,2 | 10,8 |
Грузовые автомобили | 5 | 10 | 4,6 | 9,3 |
Автобусы | 2 | 3 | 2,58 | 3,87 |
Итого | 27 | 43 | 14,43 | 23,97 |
См. диаграмму 2 в приложении.
Таким образом, за период с июня 2012 г. по июнь 2013 г. возросло количество автомашин, проходящих по исследованному участку, и как следствие, увеличилось общее количество сожжённого топлива с 14,43 л за час до 23,97 л, что привело к увеличению выброса вредных веществ в окружающую среду. Первое место по количеству израсходованного топлива также занимают легковые автомобили, что объясняется их большим числом.
Учет вредных выбросов в атмосферу
Вид топлива | ∑Q (л) | Количество вредных веществ, л | ||||||
2012 | 2013 | CO | углеводороды | NO | ||||
2012 | 2013 | 2012 | 2013 | 2012 | 2013 | |||
бензин | 14,43 | 23,97 | 8,7 | 14,4 | 1,4 | 2,4 | 0,54 | 0,93 |
См. диаграмму 3 в приложении.
Вывод: количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу за период с июня 2012 г. по июнь 2013 г., значительно возросло: СО – на 5,7; углеводородов – на 1; NO – на 0,39. В выбросах вредных веществ всех видов транспорта преобладает CO, затем идут углеводороды, а на третьем месте NO2.
СО – это бесцветный ядовитый газ без запаха, обладающий кумулятивным эффектом, то есть он способен накапливаться в организме, вследствие чего происходит усиление токсичного действия. Время жизни его в атмосфере 2-4 минуты. 4 класс опасности.
NO2 – желтовато-бурый газ с характерным запахом, раздражает дыхательные пути. Активно взаимодействует с другими загрязнителями воздуха. 3 класс опасности.
Углеводороды – бесцветные пары со слабым запахом, обладающие наркотическим эффектом. 4 класс опасности.
В ходе работы были получены данные в офисе врача общей практики о количестве людей, у которых выявлены заболевания дыхательной системы (бронхит, бронхиальная астма). Больных, поставленных на учет по данному заболеванию, насчитывается 7 человек. Данные не изменялись с 2008 года.
Вывод: данные позволяют с уверенностью сказать о том, что рост числа заболеваний верхних дыхательных путей у жителей села не выявлен.
Изучение влияния близости автотрассы на представителей почвенной фауны показало, что отрицательное влияние автотранспортных нагрузок можно оценить по количеству живых организмов, обитающих в почве, поскольку именно они очень чувствительны к загрязнению, как к химическому (вещества), так и физическому (звук, свет, ударная волна). Если в почвенных слоях недостаточное количество позвоночных и беспозвоночных животных, то нарушается процесс гумусообразования, угнетается рост растений. По данным наших исследований, количество живых организмов в почвенных слоях, особенно у дороги, колеблется. В период влажного лета – незначительно увеличивается, а сухой, жаркий климат, пагубное воздействие автомобильной трассы угнетают животный мир почв, а с ним исчезает и придорожная растительность.
Заключение
Все виды современного транспорта наносят большой ущерб биосфере, но наиболее опасен для нее автомобильный транспорт. Рост автомобильного парка в последние годы неизбежно влечет за собой возрастание объема валового выброса вредных веществ в атмосферу. Даже легковому автомобилю для сгорания 1 кг бензина, требуется 2,5 кг кислорода. В среднем автомобиль проезжает в год 10 тыс. км и сжигает 10 т бензина, расходуя 35 т различных веществ, в том числе 800 кг оксида углерода, 40 кг оксидов азота, 200 кг углеводородов. Если бензин этилированный, то еще и 3,5 кг ядовитого свинца. Пожилые люди и дети, которые являются основными жителями территории поселения Новая Кармала чувствительны даже к низким дозам таких веществ.
За период с июня 2012 по июнь 2013 возросло количество автомобилей, проходящих, проходящих по исследуемому участку, и, как следствие этого, увеличилось общее количество сожженного топлива с 14,43 л за час до 23,97 л. А это повлекло, в свою очередь, увеличение выброса в атмосферу СО – на 5,7 л, углеводородов – на 1 л, NO – на 0,39л. Все эти ядовитые вещества 4-го и 3-го классов опасности вредно отражаются на здоровье людей.
Так, отрицательное влияние автотранспортных нагрузок можно оценить по количеству живых организмов, обитающих в почве. По данным наших исследований, количество живых организмов в почвенных слоях, особенно у дороги, за период с июня 2012 по июнь 2013 колеблется, незначительно уменьшается. Пагубное воздействие автомобильной трассы угнетает животный мир почвы, а вместе с ним исчезают и придорожная растительность.
Таким образом, локальный мониторинг состояния почвенной фауны, наблюдение за динамикой движения автотранспорта и количества выбросов вредных веществ в атмосферу заставляют задуматься о растущих нагрузок на экосистему, которые могут привести к нарушению экологического равновесия в ней, а в дальнейшем повлиять на здоровье проживающих в селе.
Данная тема нуждается в дальнейшем наблюдении и исследовании изменения окружающей среды под влиянием автомобильного транспорта.
Список литературы
1. Высоцкая М.В. Биология и экология. Проектная деятельность учащихся. – Волгоград, 2008
2. Гибсон Г. Экологическая среда зрительного восприятия. – М.: Прогресс, 1988
3. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Т.1. – М.: Прогресс, 1993
4. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. – М.:Педагогика, 1990
Приложение
Таблица 1
Влияние некоторых тяжелых металлов на организм человека
Тяжелые металлы | Пути поступления в организм | Поражение органов и тканей человека |
Свинец | Дыхательная и пищеварительная система | Поражение нервной ткани, нарушение памяти, распад личности |
Кадмий | Дыхательная и пищеварительная система | Болезни органов дыхания, пищеварительной и нервной системы, все формы рака |
Ванадий | Дыхательная система | Аллергия, экзема, астма, заболевания крови, нарушение психики |
Бериллий | Дыхательная и пищеварительная система | Аллергия, поражение кожи и слизистой |
Хром | Дыхательная и пищеварительная система | Болезни кожных покровов дыхательных путей, органов зрения, нервной системы |
Диаграмма1
Учет автотранспорта
Диаграмма 2
Количество топлива, сжигаемого автомобилями
Диаграмма 3
Учет вредных выбросов в атмосферу
Лист Мёбиуса
Мальчик и колокольчики ландышей
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
А теперь — мультфильм
Проказы старухи-зимы