Выступление на научной конференции "История религии и государственно - конфессиональные отношения"
Вложение | Размер |
---|---|
prava_rebyonka_na_svobodu_sovesti.doc | 39 КБ |
Доклад
Финк Елизаветы, учащейся МКОУ Пещёрской СОШ, Залесовского района, Алтайского края
участницы 41 научной конференции студентов, магистрантов АГУ и учащихся лицейных классов
«История религии и государственно – конфессиональных отношений»
Направление 2. «Религия и право»
Тема: «Права ребенка на свободу совести»
Известно не только взрослому человеку, но и школьнику, изучающему право, что Статья 28 Конституции РФ гарантирует каждому свободу совести, вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой… Таким образом, современное законодательство исходит из того, что каждый человек волен самостоятельно решать вопрос о своем отношении к Богу и о выборе религии. Но ребенок, как правило, несамостоятелен в решении этих вопросов в силу недостаточности жизненного опыта, поэтому законодательство исходит из единства интересов родителей и детей.
Но в то же время родителям, или опекающим лицам, запрещается принуждать детей к участию в исполнении религиозных обрядов. Образовательные учреждения не вправе обязывать учащихся посещать занятия или факультативы религиозного содержания. Религиозные образовательные учреждения не имеют права оказывать психологическое, физическое, моральное воздействие на своих учеников, изъявивших желание оставить учебу или препятствовать осуществлению данного права.
Право на свободу совести и вероисповедания так же регулируется и охраняется Федеральным законом от 26 сентября 1997 года номер 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», Уголовным кодексом РФ (ст. 148, 156), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданским кодексом Российской Федерации (часть I), Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Основным инициатором данного вопроса выступила организация ЮНИСЕФ (UNICEF) – Детский фонд ООН, пропагандируя концепцию «дети как зона мира» для улучшения защиты их прав.
Но если обратиться сегодня к современной ситуации российского общества, то можно отметить, что в воспитании детей не всё так просто. Об этом говорит статистика суицидов, количество наркоманов, рост преступности среди подростков, рост числа бездомных детей, убегающих из семьи. И если наблюдается нарастание негатива в детской среде, то, я считаю, это проблемой для общества в целом. И надо искать пути решения, если даже они лежат за рамками привычных подходов к воспитанию.
В советский период запрещалось обращение к религиозным основам воспитания, в момент становления нового демократического государства, в 90-е годы 20 века, отсутствовала вообще какая либо система в воспитании детей, если можно так сказать, шёл её поиск. Отсюда затруднения вызывает объяснение старшим поколением традиций, обрядов, ритуалов или, более того, искажаются неправильным их пониманием и назначением. А ведь всё вышеперечисленное – это наша культура с древними корнями, уходящими вглубь истории государства Россия. Актуальным, на мой взгляд, становится сегодня обращение к этим корням в формулировании целей, задач, поиске форм и методов в воспитании подрастающего поколения.
Я не открою может быть нового если скажу, что воспитание личности необходимо строить на основных постулатах - Отечество, Семья, Традиции. Но под Отечеством нужно понимать истинный патриотизм к Родине, а не идеи нисходящие до национализма, под семьёй нужно понимать уважение старших и взаимопомощь, а не взаимовыгода, под традициями нужно понимать общесемейные ценности, а не просто «семейный ужин». Нужно отметать низменные мировоззренческие понятия и оставлять настоящие, высокие. Я соглашусь с той мыслью, что религия способна выставить мощный заслон человеку «потребительскому», «зомбированному» и, что общество утеряло механизм, который отвечал за выработку нравственной морали. Религия может стать одним из компонентов, помогающий формированию этой морали. Необходимо использовать все каналы просветительской работы - средства массовой информации о современных требованиях к уровню духовного развития ребёнка, массовые традиционные праздники и конечно использовать возможность этой работы через школу совместно с родителями.
В этом призван помочь новый образовательный курс, который вошёл в школу – Основы религиозных культур и светской этики. Он задуман с целью необходимости поддержать ребёнка в сложный для него период. Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в рамках определённого культурного и мировоззренческого пространства. Младший подросток при любых условиях создаёт собственную систему новых ценностей, но если он это делает, имея ясное представление о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным.
Воспитание осуществляется в диалоге отцов и детей. Однако их отношения довольно часто принимают драматический характер: старшее поколение, стремясь оградить молодёжь от ошибок, хочет передать ей собственный опыт, собственные модели поведения и представления, молодое поколение в то же время, не желая жить чужим умом, отстаивает своё право на самостоятельный путь, своё понимание жизни.
Не случайно тема «отцов и детей» относится к категории вечных. Этот спор был начат очень давно и продолжается по сей день. Яркие иллюстрации напряжённости этого конфликта мы находим на страницах мировой литературы: ожесточённые столкновения «века нынешнего» с «веком минувшим» в комедии А. С. Грибоедова, разрушительный нигилизм тургеневского Базарова, обернувшийся против самого героя, и многие другие примеры.
Современная эпоха также не решила проблему взаимоотношений поколений. Причин этому много: и непростые 90-е годы прошлого столетия, разрушившие многое из того, во что верили бабушки и дедушки современных младших подростков, лишившие стабильности и уверенности в безоблачном будущем их родителей, и невиданные темпы обновления мира, и мощные потоки информации, ежедневно обрушивающиеся на нас. Современный мир нестабилен, изменчив, многослоен. И даже если старшее поколение из лучших побуждений стремится, чтобы младшие усвоили в полном объёме их жизненный опыт, конфликт поколений всё равно неизбежен. Дети отказываются от прямых советов старших, интуитивно понимая, что условия жизни сегодня другие, а завтра изменятся ещё больше.
Для этого есть только один верный путь — диалог отцов и детей, взаимное и искреннее уважение родителей и детей, их желание слышать и понимать друг друга.
Идея этого нового курса проста — объединить нас, создать основу для содержательного диалога отцов и детей.
Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. К сожалению, на разговоры о главном — о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле остаётся слишком мало времени. Но именно эти темы актуальны для младшего подростка, в котором начинает пробуждаться чувство взрослости.
Сегодня известно, что при выборе модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики» участвуют только родители как законные представители интересов ребёнка, но подчас не учитывая мнения самого ребёнка. И здесь необходимо расширить права детей в участии выбора модуля.
Для старшеклассников школы, я считаю, также эта тема не безынтересна. Она призывает к дискуссии, создает новый взгляд на ценности, углубляет знания по данной теме, помогает формировать мировоззрение.
Заяц, косач, медведь и весна
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Лягушка-путешественница
Карандаши в пакете
Как нарисовать небо акварелью