Актуальность исследуемой проблемы состоит в том, что в настоящее время предприятия не могут нормально функционировать без маркетинговой службы, без разработки комплекса маркетинга в организации. Комплекс маркетинга – это набор поддающихся контролю функций маркетинга, совокупность которых фирма использует для достижения желаемых изменений параметров целевого рынка. Чем лучше разработан на предприятии комплекс маркетинга, тем эффективнее будет и его деятельность. С помощью маркетинговой деятельности ведется постоянный поиск новых рынков, потребителей, новых видов продукции и услуг, способствующих обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли.
Вложение | Размер |
---|---|
issled_rab.doc | 231.5 КБ |
Исследовательская работа
Тема: «Разработка эффективного комплекса маркетинга
на примере ООО «Золотая Нива» Сергиевского района
Самарской области»
Автор работы: Вахтина А.С.
Научный руководитель: Чиннова Татьяна Викторовна
Содержание
Введение
В условиях современного развития российской рыночной экономики становится все более необходимым изучение маркетинговой деятельности на предприятиях. Маркетинг – это система управления и организации по разработке, производству и сбыту товаров или предоставлению услуг, базирующаяся на комплексном учете происходящих на рынке процессов, ориентированная на удовлетворение личных или производственных потребностей и обеспечивающая достижение целей фирмы. Теория и практика маркетинга имеют своей отправной точкой, следующий главный тезис: «Производить то, что покупается, а не навязывать покупателям то, что производится».
Актуальность исследуемой проблемы состоит в том, что в настоящее время предприятия не могут нормально функционировать без маркетинговой службы, без разработки комплекса маркетинга в организации. Комплекс маркетинга – это набор поддающихся контролю функций маркетинга, совокупность которых фирма использует для достижения желаемых изменений параметров целевого рынка. Чем лучше разработан на предприятии комплекс маркетинга, тем эффективнее будет и его деятельность. С помощью маркетинговой деятельности ведется постоянный поиск новых рынков, потребителей, новых видов продукции и услуг, способствующих обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли.
Цель: исследования: определить основные направления комплекса маркетинга на предприятии, проанализировать существующее положение, выявить недостатки и разработать конкретные предложения и рекомендации по совершенствованию комплекса маркетинга объекта исследования.
Задачи исследования:
-изучить теоретические основы комплекса маркетинга на предприятии;
-рассмотреть процесс функционирования комплекса маркетинга на предприятии;
-определить основные направления комплекса маркетинга на предприятии;
-изучить цели и задачи комплекса маркетинга на предприятии;
-проанализировать маркетинговую деятельность ООО «Золотая Нива»;
-разработать предложения по совершенствованию комплекса маркетинга ООО «Золотая Нива»
Комплекс маркетинга представляет собой совокупность практических мер воздействия на рынок или приспособления деятельности компании к ситуации на рынке, а также своевременного гибкого реагирования на ее изменения. В данной работе комплекс маркетинга рассматривается в контексте «пяти пи» и представляет собой сочетание следующих составляющих: продукт, цена, распределение, продвижение и люди.
Объектом исследования послужило общество с ограниченной ответственностью «Золотая Нива»; предметом исследования является процесс управления комплексом маркетинга на предприятии.
Основная часть
Общество с ограниченной ответственностью «Золотая Нива» специализировано на производстве продукции растениеводства и животноводства. В среднем за пять лет на долю отрасли растениеводства приходилось 32 % от общей структуры товарной продукции, тогда как на долю отрасли животноводства - 48 % . Основными направлениями деятельности является производство и реализация молока, подсолнечника и ржи (см. рисунок 1). Деятельность предприятия на протяжении исследуемого периода является прибыльной.
Рис. 1 Структура товарной продукции в среднем за 5лет
Для совершенствования комплекса маркетинга необходимо использовать методы стратегического анализа: SWOT-анализ аппарата управления (см. таблицу 1) и ООО «Золотая Нива» (см. таблицу 2), анализ ключевых факторов успеха (см. таблицу 3), STEP-анализ (см. приложение 1). С помощью которых были выявлены проблемы предприятия.
Таблица 1
SWOT-анализ аппарата управления
Внутренние факторы | Внешние факторы |
Сильные стороны: 1.Наличие работников аппарата управления с высшим образованием 2.Большой опыт работы в данной сфере и на данном предприятии 3.Наличие желания повышения квалификации (стремление к самообразованию) 4.Ответственность, высокая компетенция работников аппарата управления 5.Дружный коллектив («корпоративный дух») | Возможности: 1.Возможность повышения квалификации работников аппарата управления 2.Возможность повышения эффективности производства работников аппарата управления через внедрение функций маркетинга 3.Использование технических средств, упрощающих труд специалистов |
Слабые стороны: 1.Существование возрастного барьера при освоении нововведений 2.Отсутствие планирования рабочего времени 3.Использование типовых должностных инструкций, отсутствие делегации полномочий | Угрозы: 1.Невостребованность специалистов хозяйства в случае прихода молодых специалистов 2.Невостребованность специалистов в связи с автоматизацией |
На основе выявленных сильных сторон и имеющихся возможностей, можно сказать о том, что во главе предприятия (в аппарате управления) стоят ответственные, высококвалифицированные специалисты, которые могут грамотно вести деятельность и предприятия в целом.
Таблица 2
SWOT-анализ ООО «Золотая Нива»
Внутренние факторы | Внешние факторы |
Сильные стороны: 1. Оснащенность природными ресурсами 2.Возможность долгого хранения, снижение потерь при хранении 3.Сокращение затрат на хранение, транспортировку 4.Страхование животных, посевов | Возможности: 1.Расширение рынков сбыта 2.Привлечение новых покупателей 3.Реализация продукции во внесезонный период 4.Льготные условия кредитования 5.Имидж предприятия 6.Улучшение качества продукции 7.Повышение объемов реализации 8.Государственная поддержка |
Слабые стороны: 1.Изношенность ОФ 2.Сезонность производства 3.Природно-климатические условия 4.Возникновение пожаров, аварий, поломок 5.Воровство
| Угрозы: 1.Появление конкурентов 2.Инфляция 3.Налоговая политика 4.Несоблюдение договорных обязательств с закупщиками 5.Невозврат кредита 6.Стихийные бедствия 7.Снижение спроса 8.Снижение цены 9.Удорожание ресурсов |
Также выявлены слабые стороны и угрозы для данного хозяйства. В деятельности предприятия важное место принадлежит материально-техническим ресурсам, от уровня развития которых в полной мере зависит эффективность функционирования хозяйства. Сельское хозяйство является сезонным производством, часто результат деятельности сельскохозяйственного предприятия зависит от природно-климатических условий. Большую роль играет человеческий фактор, существуют угрозы воровства, несоблюдения договорных обязательств и т.п. Также предприятие подвергается воздействию экономических факторов (инфляция, колебания спроса, предложения, цены).
Таблица 3
Оценка ключевых факторов успеха ООО «Золотая Нива»
Рейтинг | Ключевые факторы успеха | Вес фактора (1-10) | Балл (1-10) | Скорректированная оценка (вес*балл) |
1 | Степень овладения технологией | 9 | 5 | 45 |
2 | Общие низкие затраты | 10 | 5 | 50 |
3 | Укомплектованность кадрами управления | 9 | 4 | 36 |
4 | Квалифицированная рабочая сила | 10 | 3 | 30 |
5 | Рынки сбыта | 8 | 4 | 32 |
Итого | 46 | - | 193 |
По данным таблицы 3 видно, что для ООО «Золотая Нива» данные факторы являются наиболее важными. Оценка факторов позволяет вычленить те области, где совершенствование деятельности будет наиболее эффективно.
Исходя из данных таблицы 4 видно, что ООО «Золотая Нива» имеет самую низкую оценку среди своих конкурентов по перечисленным факторам. Рассматривая конкурентов ООО «Золотая Нива» по степени овладения технологией лидирующее положение занимает предприятие ООО «Напко-Самара», это связано с применением современной технологии обработки сельскохозяйственных культур. В связи с этим предлагается перенять технологию обработки ООО «Напко-Самара», опираясь на программу поддержки государства.
Таблица 4
Оценка конкурентов по ключевым факторам успеха
Рей- тинг | Фактор | Вес фактора | Оценка ООО «Золотая Нива» | Оценка ООО «Напко-Самара» | Оценка ООО «Колос» | |||
балл | оценка | балл | оценка | балл | оценка | |||
1 | Степень овладения технологией | 9 | 5 | 45 | 6 | 54 | 5 | 45 |
2 | Общие низкие затраты | 10 | 5 | 50 | 6 | 60 | 5 | 50 |
3 | Укомплектованность кадрами управления | 9 | 4 | 36 | 6 | 54 | 4 | 36 |
4 | Квалифицированная рабочая сила | 10 | 3 | 30 | 7 | 70 | 4 | 40 |
5 | Широкий доступ к рынкам сбыта | 8 | 4 | 32 | 6 | 48 | 8 | 32 |
Итого | 46 | - | 193 | - | 286 | - | 263 |
В связи с освоением (использованием) новой технологии обработки оптимизируются затраты на производство. В данном анализе лидирующее положение так же занимает ООО «Напко-Самара». С применением новой технологии обработки необходимо наличие квалифицированной рабочей силы. Для этого необходимо отправлять рабочих на курсы повышения квалификации, а так же заниматься привлечением молодых специалистов.
В структуре используемой модели комплексного стратегического планирования для портфельного анализа использована модель ассортиментного анализа – матрица БКГ. Для построения матрицы БКГ в качестве критерия структурирования портфеля товаров принята существующая номенклатура ООО «Золотая Нива» (см. рисунок 2).
Рис.2 Матрица БКГ
Анализ матрицы показывает, что бизнес-портфель ООО «Золотая Нива» не сбалансирован: предприятие имеет товар категории «Дойные коровы» - Молоко и Подсолнечник. Возможная стратегия для данной категории товаров: принять стратегию «удержания», т. е. поддерживать долю на рынке. (см. рисунок 3).
«Трудные дети» «Звезда»
«Собака» «Дойные коровы
Рис. 3 Матрица роста ООО «Золотая Нива»
Товар Рожь находится в категории «Собака», рынок этих товаров не перспективен. Здесь приемлема следующая стратегия: сворачивание производства товара и перераспределение ресурсов Для ликвидации выявленных нами недостатков предлагаются следующие мероприятия:
1. в целях эффективной организации работы руководителя и специалистов управленческого персонала изучаемого предприятия предлагается распределение функций маркетинга между сотрудниками аппарата управления, планирование деятельности хозяйства, организации информационного обеспечения (см. таблицу 5, 6)
Таблица 5
Распределение функций маркетинга между сотрудниками аппарата управления
Функции маркетинга | Гл. бухгалтер | Гл. агроном | Гл. инженер | Руководитель предприятия |
Анализ затрат на маркетинговые исследования | + | |||
Проведение товарной и ценовой политики | + | |||
Материально-техническое обеспечение, сервис | + | |||
Организация товародвижения | + | |||
Информационное обеспечение, составление маркетингового плана | + | |||
Управление качеством и конкурентоспособностью | + |
Таблица 6
Показатели | 2008 год | Проект |
Прибыль, тыс. руб | 7 | 8,1 |
Выручка, тыс. руб | 7950 | 9241,5 |
Показатели эффективности маркетинга | ||
Эффективность сбыта, % | 5 | 18 |
Сбои поставок сырья на предприятие, % | 8 | 3 |
Ответственность работников, % | 10 | 20 |
Коэффициент исполнения обязанностей, % | 0,90 | 0,99 |
В связи с проведением данных мероприятий (распределение функций маркетинга между работниками управления, ознакомление с должностными инструкциями) повысится эффективность маркетинговой составляющей предприятия и как следствие возрастет эффективность функционирования предприятия. Повысится ответственность специалистов за выполнение отведенных им функций. В результате чего ликвидируются сбои в поставках сырья, реализации продукции, поиске каналов сбыта, т.е. будет выполнено комплексное выполнение маркетинга, увеличится прибыль предприятия и снизятся затраты на простои производства и порчу продукции.
2. для сбалансированности бизнес-портфеля предприятия предлагается традиционные мероприятия:
- изменение структуры посевов в сторону увеличения перспективных культур (см. таблицу 6). Совершенство структуры посевных площадей позволит увеличить выручку от реализации на 373 тыс. руб.
Таблица 6
Определение резервов увеличения объема продукции растениеводства за счет улучшения структуры посевов в ООО «Золотая Нива»
Культуры | Структура посевов, % | Посевная площадь, га | Фактическая урожайность в среднем за 5 лет | Объем производства продукции при улучшенной структуре посевов, ц | Выручка от реализации, тыс. руб. | ||||
фактическая средняя площадь за 5 лет | Плановая площадь | фактическая средняя площадь за 5 лет | возможная увеличенная площадь | фактический объем за 5 лет | возможный объем производства | Фактическая выручка | Возможная выручка | ||
Озимые зерновые | 42 | 38 | 456 | 456 | 6,3 | 2872,8 | 2872,8 | 968 | 968 |
Подсолнечник | 58 | 62 | 626 | 750 | 4,7 | 2942,2 | 3525,0 | 1883 | 2256 |
Всего | 100 | 100 | 1082 | 1206 | - | 5815,0 | 6397,8 | 2851 | 3224 |
- уборка урожая в оптимальные сроки. В результате проведения мероприятия повысится качество продукции и труда работников предприятия, увеличатся объемы произведенной продукции растениеводства на 201 ц, что приведет к увеличению выручки от реализации продукции на 83 тыс. руб.(см. таблицу 7)
Таблица 7
Определение резервов увеличения производства продукции растениеводства за счет уборки урожая в оптимальные сроки на ООО «Золотая Нива»
Культура | Площадь, убранная позже оптимального срока, га | Урожайность при уборке, ц/га | Потери продукции, ц | Цена реализации, руб./ц | Выручка от реализации, тыс. руб. | ||
в срок | позже | с 1 га | со всей площади | ||||
Озимые зерновые | 150 | 10,4 | 9,4 | 1 | 150 | 337 | 526 |
Подсолнечник | 56 | 5,9 | 5,0 | 0,9 | 51 | 640 | 211 |
Итого | 206 | - | - | - | 201 | - | 737 |
Из таблицы следует, что, если бы хозяйство организовало уборку урожая подсолнечника и озимых зерновых в оптимальные сроки, оно могло бы с площади 206 га получить 201 ц зерна дополнительно, что в свою очередь обеспечивает увеличение выручки от реализации на 83 тыс. руб.
- стимулирование работников предприятия премиями. От общей суммы (456 тыс.руб.) будут выплачены премиальные, в размере 20% от суммы заработка каждому работнику за выполненную работу, не смотря на это предприятие останется с прибылью (см. таблицу 8).
Таблица 8
Должность работников и их заработная плата ООО «Золотая Нива»
Должность | Кол-во работников, чел | Заработная плата 1 работника, руб. | Премия, руб. |
Гл. агроном | 1 | 5236 | 1047 |
Гл. зооинженер | 1 | 5236 | 1047 |
Гл. бухгалтер | 1 | 5236 | 1047 |
Гл. инженер | 1 | 5236 | 1047 |
Трактористы-машинисты | 12 | 4201 | 10080 |
Операторы машинного доения | 7 | 4357 | 6097 |
Скотники крупного рогатого скота | 4 | 3542 | 2832 |
Итого | 27 | 33044 | 23197 |
Таким образом, мы сможем не только простимулировать работников ООО «Золотая Нива» денежным вознаграждением, но и увеличить доход хозяйства. Все это в конечном итоге положительно повлияет на трудовую деятельность работников предприятия, а, следовательно, и в целом на эффективность работы самого предприятия.
Заключение
Данная работа была нацелена на изучение основных направлений комплекса маркетинга на предприятии, анализ существующего положения, выявление недостатков и разработку конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию комплекса маркетинга в ООО «Золотая Нива».
Проанализировав основные показатели деятельности хозяйства можно сказать, что данное хозяйство специализировано на производстве продукции растениеводства и животноводства. В среднем за пять лет на долю отрасли растениеводства приходилось 32,2 % от общей структуры товарной продукции, тогда как на долю отрасли животноводства - 47,8 %. Деятельность предприятия на протяжении исследуемого периода является прибыльной. Наибольший объем прибыли был получен в 2004 году и составил 1222 тыс. руб.
Согласно поставленной цели исследования, перед нами стояли следующие задачи: определение основных направлений комплекса маркетинга ООО «Золотая Нива», анализ существующего положения, выявление недостатков и разработка конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию комплекса маркетинга объекта исследования.
Для устранения выявленных нами недостатков в ООО «Золотая Нива» нами предложены следующие мероприятия:
- правильная организация работы руководителя и специалистов управленческого персонала данного предприятия;
- сбалансированность бизнес - портфеля объекта исследования;
- осуществление планирования деятельности хозяйства;
- организация информационного обеспечения;
- создание действенных средств повышения мотивации труда работников.
В результате проведения предложенных мероприятий повысится качество продукции и труда работников предприятия, увеличатся объемы произведенной продукции растениеводства на 201 ц, что приведет к увеличению выручки от реализации продукции на 83 тыс. руб. Совершенство структуры посевных площадей позволит увеличить выручку от реализации на 373 тыс. руб.
Не смотря на то, что от этой общей суммы (456 тыс.руб.) необходимо будет выплатить премиальные, в размере 20% от суммы заработка каждому работнику за выполненную работу, предприятие останется с прибылью.
Таким образом, мы сможем не только простимулировать работников ООО «Золотая Нива» денежным вознаграждением, но и увеличить доход хозяйства. Все это в конечном итоге положительно повлияет на трудовую деятельность работников предприятия, а, следовательно, и в целом на эффективность работы самого предприятия.
Обобщим предложенные нами мероприятия, а также эффект от их внедрения, данные представим в виде таблицы 9.
Таблица 9
Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий
Мероприятия | До введения мероприятия, тыс.руб. | После проведения мероприятия, тыс.руб. | Эффект, тыс.руб. |
Улучшение структуры посевов ООО «Золотая Нива» | 2851 | 3224 | 373 |
Уборка урожая в оптимальные сроки ООО «Золотая Нива» | 654 | 737 | 83 |
Распределение функций маркетинга между сотрудниками аппарата управления | 7950 | 9142,5 | 1192,5 |
Итого | - | - | 1648,5 |
В результате исследований были выявлены недостатки в деятельности предприятия ООО «Золотая Нива» и предложены мероприятия по её совершенствованию, эффект от которых составит 1648,5 тыс.руб.
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.П. Маркетинг в АПК / Г.П. Абрамова. – М.: Колос, 1997. – 240 с.
2. Бережной А. Реализация национального проекта «Развитие АПК» /А. Бережной // АПК: экономика и управление. – 2009. - №12. С. 52.
3. Васильев М. Экономика, основанная на знаниях наиболее эффективна /М. Васильев // Агробизнес – Россия. – 2010. - №4. С.29-32
4. Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление / Т.А. Гайдаенко. – М.: ЭКСМО, 2006. – 496 с.
5. Купряков Е.М. Экономика предприятия. Учебник для вузов / Е.М. Купряков, В.А. Швандер. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 718 с.
6. Стуканова И. Маркетинговый подход к формированию регионального рынка / И. Стуканова // АПК: экономика и управление. – 2009. - №2. С. 65.
7. Данные районного управления сельского хозяйства (табличный материал)
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
STEP-анализ
Группы факторов | Описание события/ факторов | Опасность/ возможность | Оценка вероятности события или проявления фактора | Оценка важности фактора или события | Общее влияние на компанию | Программа действий |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Социальные | 1.наличие и квалификационные характеристики рабочей силы 2.уровень культурного и социального развития 3. уровень миграции населения | - - - | 50 50 50 | 10 10 10 | -500 -500 -500 | - выезд на ярмарку вакансий, отправка на курсы повышение квалификации - доступность необходимых социальных условий (почта, школа, ДК и т.п.) - предоставление рабочих мест, жилья, достойной заработной платы |
Продолжение табл. 12
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Технологические | 1.тенденции развития новых процессов, оборудования, технологий 2.государственные программы 3.обеспеченность природными ресурсами | - + + | 30 20 90 | 10 10 10 | -300 200 +900 | - оформление кредита, взятие на вооружение новых программ по оптимизации производства, прогнозирование технологического прогресса - участие в госпрограммах (подача заявок) - обработка новых посевных площадей, применение ресурсо- и влагосберегающих технологий, соблюдение экологической чистоты в своей деятельности |
Окончание табл. 12
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Экономические | 1.уровень ВНП, ВВП 2.изменение курса валют 3.уровень инфляции, безработицы, ставок налогов 4.динамика цен на энергоносители 5.уровень реальных и номинальных доходов населения | + - - - - | 50 50 50 50 50 | 10 8 10 7 9 | +500 -400 -500 -350 -450 | - изменение цен на производимую продукцию (молоко, мясо, зерно) - страхование, договор с фиксацией ставок, биржи труда - установка счетчиков - анализ доходов населения |
Политические | 1.влияние на экономику правительства 2.нормативные акты, влияющие на экономику | + + | 50 50 | 10 9 | +500 +450 | - принятие законов льготного кредитования сельскохозяйственных предприятий, поддержка отечественных товаропроизводителей |
Северное сияние
Иван Васильевич меняет профессию
Флейта и Ветер
Мать-и-мачеха
Пчёлы и муха