В работе собраны материалы о полезной и вредной еде. Представлены таблицы витаминов.
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_zdorove_bez_lekarstv.doc | 925 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«СОШ с. Красный Яр»
Внеклассное мероприятие с использованием ИКТ
«Жизнь без лекарств»
Автор: Муратова С.А.,
учитель математики и классный руководитель 6 класса.
Пояснительная записка к разработке
Методическая разработка плана-конспекта внеклассного мероприятия по разделу воспитательной работы «Здоровый образ жизни».
Автор
Муратова С.А., учитель математики и классный руководитель 6 класса
Целевая группа: учащиеся 6 классов.
Место данного цикла в общей системе воспитания:
В плане воспитательной работы классного руководителя имеется блок «Воспитание здорового образа жизни». Данное мероприятие является составной частью цикла классных часов «Здоровье без лекарств»», рассчитанного на три занятия.
Организационной особенностью мероприятия является место его проведения и предварительная подготовка (анкетирование).
Форма занятия:
Место проведения: Данное занятие проводится в кабинете информатики, поэтому количество учащихся должно совпадать с количеством компьютеров в классе.
Количество часов: 1 академический час.
Способы и методы подачи информации: словесный, наглядный, частично – поисковый, проблемный.
Оборудование: компьютеры, магнитная доска, листы бумаги с изображением продуктов, жетоны (смотри приложение 1,2), листы бумаги с изображением кругов, маркер.
Цикл внеклассных мероприятий
«Здоровье без лекарств»
Цель: формирование представления о способах сохранения и укрепления здоровья без использования лекарственных препаратов.
Темы занятий:
Первое занятие - «Пища мой друг, пища – мой враг» (правильное питание - первый шаг к здоровью»
Второе занятие - «Береги здоровье смолоду» (образ жизни и здоровье)
Третье занятие - « Гармония души и тела» (психология здоровья)
Занятие первое
«Пища - мой друг, пища - мой враг»
(Правильное питание - первый шаг к здоровью)
Цель: формирование представления о способах сохранения и укрепления здоровья посредством сбалансированного и рационального питания.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитывающие:
Целевая группа: учащиеся 9–11-х классов.
Оборудование: компьютеры, видеопроектор, экран, магнитная доска, листы бумаги с изображением круга, маркер.
Продолжительность: 50- 60минут.
Ход занятия:
Перед занятием каждому учащемуся предлагается взять на столе у учителя один жетон, который пригодится им в дальнейшей работе (Жетоны могут представлять собой изображения овощей и фруктов различных цветов). Например, красные яблоки, ягоды клубники, помидоры, жёлтые лимоны и бананы, зелёные киви и крыжовники т.д. Количество жетонов должно совпадать с количеством учеников. Кроме того, жетонов разных цветов должно быть примерно поровну.
Вступительное слово учителя (3-4 минуты):
Учитель: Здоровье человека является фундаментом всей его жизни. Когда человек здоров, он активен, работоспособен, самодостаточен и счастлив, наконец. Здоровье – главная ценность каждого человека. Но, увы, статистика гласит, что большинство заболеваний в последние годы значительно «помолодело». Все чаще среди молодых людей встречаются те, кто перенес инфаркт миокарда, болен сахарным диабетом, ожирением и др.
Обратимся к статистическим данным о здоровье учащихся нашей школы. На магнитную доску вывешивается таблица, с результатами углубленного медицинского осмотра (смотри приложение 4).
Медицина не стоит на месте, ученые изобретают новые лекарства, методы и способы лечения различных заболеваний. Но они не являются панацеей и часто не приносят исцеления. Немаловажен тот факт, что стоимость лекарственных препаратов постоянно растет, а их качество желает быть лучше.
Увлечение лекарственными препаратами нередко приводит к возникновению аллергии, различных осложнений, не принося при этом ощутимой пользы. Конечно же, отвергать медикаменты никто не собирается. Но необходимо относится к ним разумно.
Сегодня и на последующих занятиях мы попытаемся выяснить, какими способами можно сохранить и укрепить свое здоровье без лекарств.
Но прежде, давайте выясним, что вы понимаете под термином «Здоровье»?
Ученики: высказывают своё мнение.
Учитель: По определению Всемирной организации здравоохранения
«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений».
Как же сохранить здоровье без лекарств? Сегодня и на последующих двух занятиях мы с вами попытаемся ответить на этот вопрос.
Уже через несколько минут после появления на свет человек требует пищи. С едой организм получает все необходимое для построения клеток органов и систем, и от того, как и в каком объеме поступают в него составные части пищи, будет зависеть его состояние. Ну, а если вы вдруг заболели, значение правильного питания увеличивается многократно.
Для начала хотелось бы выяснить, что вы уже знаете о сбалансированном питании, какие продукты должны быть широко использованы в рационе здорового человека.
Учитель:
Перед началом занятия каждый из вас выбрал жетон. Теперь я предлагаю вам найти себе подобного по цвету и объединиться в группы.
Ученики разбиваются на группы.
Учитель: Сейчас вам предлагается побывать в роли диетологов. В последние годы эта профессия становится модной и высокооплачиваемой. И как знать, может кто-то из вас выберет эту профессию в будущем и прославится, как знаменитый диетолог.
На столе у каждой группы имеется конверт, в котором представлены изображения разных продуктов (мясо, рыба, яйца, творог, грибы, мёд, шоколад, сдоба, молоко, сыр, ягоды, яблоки, бананы, апельсины, лимоны и другие).
Попытайтесь распределить их по следующим принципам, обосновывая свой выбор. Каждая группа должна распределить продукты на три части:
Учащимся предлагаются изображения различных продуктов
(смотри приложение 2).
Время выполнение задания: 5-7минут
Ученики одной из групп после выполнения задания высказывают свой мнение и обосновывают сделанный выбор. Другие группы дополняют ответ.
Учитель подводит итог:
Действительно, рацион питания человека в разном возрасте различен.
Детям дошкольного возраста не рекомендуется резко вводить в рацион такие продукты как грибы, мёд, ягоды, фрукты и овощи красной окраски, так как она могут вызвать аллергию у ребёнка.
Обязательно в рационе должны присутствовать молочные продукты, нежирные сорта мяса, рыба, овощи и фрукты, натуральные соки.
До трёх лет лучше совсем не давать ребёнку шоколад и шоколадные конфеты.
Детям школьного возраста нельзя острое, жирное, газированные лимонады, чипсы, гамбургеры. С осторожностью нужно употреблять какао. В рационе должно быть достаточно овощей и фруктов, натуральных соков.
У взрослых в зависимости от вида деятельности суточная потребность в калорийности продуктов разная. Она зависит от того, физически или умственно работает человек, имеются ли у него хронические заболевания.
При отсутствии аллергии и противопоказаний все продукты в умеренном количестве можно и нужно употреблять.
Пожилым людям для укрепления костей необходим кальций, источником которого являются молочные продукты, рыбу, мясо. Лучше ограничивать приём сладкого. Кушать больше овощей и фруктов, натуральные соков.
Таким образом, пищевой рацион должен соответствовать энергетической потребности организма в том или ином возрасте, содержать достаточное количество пищевых веществ с определенным — сбалансированным — соотношением между ними.
В дневном рационе человека любого возраста должны присутствовать белки, жиры и углеводы в достаточном количестве.
Учитель: Как вы считаете, достаточно ли человеку для того, чтобы правильно питаться только перечисленных знаний?
Может быть, мы упустили что-то важное в разговоре?
Ученики высказывают свои предположения.
Учитель: Очень важно не только, чем человек питается, но и в какое время, какими порциями и сколько раз он принимает пищу.
Режим питания означает определенное время приема пищи, ее распределение в течение дня по калорийности, химическому составу, набору продуктов и объему.
На столе у каждой группы лист бумаги с изображением двух кругов и маркеры. Представьте, что круг символизирует суточный рацион калорий. Разделите круг на четыре сектора и запишите, какое количество калорий в процентах должно приходиться на :
при четырехразовом питании и;
при трёхразовом питании.
На выполнение задания : 5-6 минут.
Ученики каждой группы выполняют задание, предлагают свои варианты разбиения круга.
Учитель: вывешивает на доске вариант и предлагает учащимся сделать вывод о верности сделанных предположений.
Учитель: Взрослым здоровым людям рекомендуется 3-х или 4-разовое питание. Промежутки между приемами пищи 4—5 часов.
При некоторых заболеваниях показано 5—6-разовое питание.
При 3-разовом приеме пищи калорийность рациона распределяется следующим образом: на завтрак 30%, на обед 40—50%, на ужин 20—25%; при 4-разовом питании; на первый завтрак 25—30%, на второй 10—15%, на обед 40—45%, на ужин 20%. Наиболее физиологичным является 4-разовое питание.
Ученые института питания РАМН, изучив влияние пищи на работоспособность мозга, сделали ряд важных заключений. Деятельность клеток мозга можно стимулировать с помощью пищи, причем самой обычной! Главное знать, ЧТО ЕСТЬ и в каком наборе. Для того, чтобы человеческий мозг, этот сложнейший механизм, функционировал нормально, его клеткам, которых насчитывается свыше ста миллиардов!) необходимо получать большое количество энергии. Мозг, как известно, забирает 20% всей энергии, получаемой с пищей.
На ужин, за 2 часа до сна, рекомендуются молочные, фруктово-овощные, крупяные и другие блюда, не перегружающие работу органов пищеварения. Исключаются острые приправы, кофе, какао, чай, шоколад и другие продукты, возбуждающие нервную систему. Переедание и голод ухудшают сон.
Еду лучше начинать с закусок (салат, винегрет, сыр, копченые колбасы и др.), возбуждающих аппетит. Пищу нужно хорошо пережевывать. Плохо пережеванная пища усиливает образование слизи в желудке, снижает кислотность и переваривающие свойства желудочного сока. Неприятные разговоры, чтение газет и другие отвлекающие моменты также тормозят секрецию органов пищеварения и ухудшают аппетит.
Ешьте в одно и то же время. Нерегулярный и беспорядочный прием пищи нарушает работу желез органов пищеварения, ухудшает усвоение пищи и способствует развитию различных заболеваний.
Переедание вызывает чувство тяжести, сонливость, снижение трудоспособности. Длительное переедание приводит к ожирению и ранней старости.
А как вы думаете, имеет ли значение цвет продуктов для сохранения и укрепления нашего здоровья?
Ученики высказывают свои предположения.
Учитель: Цвет продуктов может не только создать хорошее настроение, но и сохранить здоровье.
Следующий этап нашей с вами работы связан с сайтом «Сам себе помоги». Предлагаю вам занять место за компьютерами и выйти по адресу http://rodn-I-k.narod.ru/ на главную страницу сайта.
Учащиеся занимают места за компьютерами.
Далее переходим по ссылке «Здоровье без лекарств». На этой странице выберите строчку «Цвет продуктов лечит» и изучите эту страничку, найдите информацию о том, как влияет цвет продуктов на состояние организма человека.
Ученики каждой группы выполняют задание.
На выполнение задания: 5-7 минут
Учитель: Теперь я предлагаю вам обменяться полученной информацией и сделать перерыв в работе с компьютером.
Ученики каждой группы после выполнения задания делятся друг с другом новой информацией (смотри приложение №3)
Учитель: Ещё немного воспользуемся ресурсами сайта «Сам себе помоги». Теперь я предлагаю найти информацию о том, какие продукты полезны для поддержания творческого состояния организма, для укрепления памяти, для концентрации внимания, для повышения работоспособности и хорошего настроения. Работаем индивидуально в течение 3-5 минут.
Ученики выполняют задание, а затем обсуждают её.
Учитель: На мой взгляд, прозвучали интересные и малоизвестные факты.
Прощу вас покинуть рабочее место за компьютером и снова поработать в группах.
Сейчас предлагаю вам на несколько минут представить себя в роли врача и дать несколько советов по правильному питанию своим пациентам.
Каждой группе необходимо разработать короткую памятку, содержащую советы по режиму питания.
На работу вам предлагается 5-7минут.
Ученики каждой группы выполняют задание. После выполнения происходит обсуждение проектов памятки, и учитель подводит итог.
Учитель: Я тоже хочу предложить вам один из вариантов такой памятки.
Рефлексия. Учитель предлагает учащимся продолжить незаконченные предложения:
Учитель: Благодарю вас за работу. Наш разговор о том, как быть здоровым без лекарств не закончен. На следующем занятии мы поговорим о психологии здоровья, узнаем, как научиться управлять своим эмоциями, бороться со стрессами, и многое другое.
Литература:
Журнал «Здоровье алтайской семьи», № 6,7,8, 9 2007 год, материалы сайта http://rodn-I-k.narod.ru/
Приложения 1
Жетоны учащихся
Приложение №2
Изображения продуктов
Приложение №2
Изображения продуктов
Приложение №2
Изображения продуктов
Приложение №2
Изображения продуктов
Приложение №3
Цвет продуктов и здоровье
КР А С Н Ы Й |
Красный цвет согревает, дает много энергии и поднимает настроение. Те, кто постоянно мерзнет зимой и осенью, могут включить "внутреннее отопление", употребляя чай из плодов шиповника, бруснику, свеклу и краснокачанную капусту. Красный растительный пигмент благодаря низкой частоте колебаний и большой длине волны обладает согревающим действием. Кроме того, красный активизирует пищеварение и обмен веществ, этот цвет бодрит, как никакой другой. |
З Е Л Е Н Ы Й | |
Зеленый цвет - это "законсервированная" жизненная энергия и целительная сила. Хотя зеленый и холодный цвет (как синий и фиолетовый), тем не менее он полезен зимой и осенью. Салаты, зелень, капуста брокколи и т.д. противостоят воспалительным процессам, уничтожают болезнетворные бактерии и, таким образом, защищают от простуды.
Приложение №3 Цвет продуктов и здоровье | |
О Р А Н Ж Е В Ы Й | |
| |
Ж Е Л Т Ы Й
| ||||||||
Желтый наделяет положительной энергией и успокаивает. Когда дни становятся короче, вы можете восполнить недостаток солнца желтыми лакомствами (кукурузой, бананами, манго). Как и солнечный свет, они улучшают настроение, снимают симптомы депрессии, успокаивают нервы. Кроме того, эти продукты содержат много витамина С, повышающего иммунитет. Приложение №3 Цвет продуктов и здоровье | ||||||||
ТВОРЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ СПОСОБСТВУЮТ ИНЖИР И ТМИН Инжир благодаря содержащемуся в нем веществу, близкому по составу к аспирину, как бы "освежает" голову, делает мозг восприимчивым к новым идеям. Эфирные масла инжира разжижают кровь, мозг лучше снабжается кислородом. Поэтому инжир настоятельно рекомендуется людям творческих профессий. | ||||||||
| ||||||||
Эфирные масла, содержащиеся в тмине, прекрасно стимулируют нервную систему. Хорош чай из тмина: две чайные ложки измельченных листьев и семян на одну чашку. | ||||||||
ПАМЯТЬ УКРЕПЛЯЮТ МОРКОВЬ, АНАНАСЫ И АВОКАДО | ||||||||
Морковь стимулирует обмен веществ и облегчает запоминание, заучивание необходимого материала. Студентам перед экзаменом совсем неплохо съесть большую порцию тертой моркови с растительным маслом | ||||||||
Ананас необходим людям творческих профессий, тем кому нужно удерживать в памяти большие объемы текста или нотных знаков. Витамин С, которым богат ананас, помогает сосредоточиваться. К тому же в ананасе мало калорий. | ||||||||
Авокадо благодаря высокому содержанию жирных кислот - отличный источник энергии для кратковременной памяти. | ||||||||
Орехи укрепляют нервную систему, стимулируют деятельность головного мозга. Перед ответственным выступлением, докладом, концертом ешьте больше орехов. | ||||||||
| ||||||||
Креветки снабжают мозг жирными кислотами, которые укрепляют внимание. Достаточно съедать 100 граммов креветок в день. Но необходимо учесть, что солить их нужно только лишь после кулинарной обработки. | ||||||||
| ||||||||
Репчатый лук снимает умственное переутомление и психическую усталость. Он способствует также разжижению крови, улучшает питание мозга человека. | ||||||||
|
ПРОДУКТЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ | ||
Капуста снижает активность щитовидной железы, хорошо снимает нервозность и успокаивает | ||
Лимон облегчает восприятие информации, ударная доза витамина С повышает работоспособность | ||
Черника способствует улучшению кровообращения головного мозга, положительно влияет на зрение | ||
Приложения№4
Итоги углубленного медосмотра учащихся
Физическое состояние школьников | 2004 –2005 | 2005-2006 | 2006 – 2007 | 2007 - 2008 |
Хронический гастрит | 44 (6%) | 43 (6%) | 33 (5%) | 26 (4%) |
Ожирение | 37 (5%) | 48 (7%) | 43 (6%) | 37 (6%) |
Гипотрофия | 13(2%) | 14 (2%) | 10 (2%) | 6 (1%) |
Нарушение осанки | 150 (19%) | 131 (18%) | 137 (19%) | 117 (17%) |
Сколиозы | 30 (4%) | 28 (4%) | 26 (4%) | 20 (3%) |
Снижение зрения (корригировано) | 70 (9%) | 76 (10%) | 81 (11%) | 75 (11%) |
Снижение зрения (ухудшено) | 27 (4%) | 47 (?%) | 27 (4%) | 22 (4%) |
Бронхиальная астма | 11 (2%) | 14 (2%) | 13 (2%) | 17 (3%) |
Дистония | 78 (10%) | 97 (13%) | 105 (14%) | 92 (13%) |
Кариес | 177 (23%) | 221 (29%) | 203 (28%) | 183 (26%) |
Глистные заболевания | 37 (5%) | 8 (1%) | 8 (1%) | 9 (2%) |
ЗНПР | 8 (1%) | 8 (1%) | 9 (2%) | 10 (2%) |
1-ая группа здоровья | 133 (17%) | 88 (11%) | 120 (16%) | 165 (24%) |
2-ая группа здоровья | 319 (41%) | 294 (38%) | 294 (40%) | 268 (38%) |
3-я группа здоровья | 339 (43%) | 370 (48%) | 327 (44%) | 273 (39%) |
4-я группа здоровья | 4 (0,5%) | 12 (1,5%) | 6 (1%) | 1 (0,3%) |
Дети инвалиды | 8 (1%) | 9 (2%) | 7 (1%) | 4 (1%) |
Дети, обучающиеся на дому | 11 (11%) | 8 (8%) | 9 (2%) | 5 (1%) |
Охваченные горячим питанием | 680 (88%) | 660 (88%) | 720 (98%) | 680 (97%) |
Мать-и-мачеха
Барсучья кладовая. Александр Барков
Сторож
Три загадки Солнца
Рисуем кактусы акварелью