В данной работе исследуются микротопонимы села Усть-Цильма Республики Коми. Учащиеся прочитали краеведческую литературу, опросили местных жителей. Результатом стал словарь "Топонимика села Усть-Цильма"
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа по топонимике | 112.58 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Цилемская средняя общеобразовательная школа»
Секция:
История родного края
Название работы:
«Вот моя деревня, вот мой дом родной» (исследовательская работа по топонимике)
Авторы:
Вокуева Мария Александровна, 20.02.2002г, 5в класс;
Вокуева Татьяна Олеговна, 19.01.2002г,5в класс;
Тетерина Ольга Александровна, 13.12.2001г, 5в класс
Научный руководитель:
Ляпунова Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Усть-Цилемская СОШ».
с. Усть-Цильма
2014г
Содержание:
Введение ________________________________________________ 3-4
Глава 1. Социологическое исследование среди учащихся школы______5-6
Глава 2. Что изучает наука топонимика?___________________________ 7
Глава 3. Классификация микротопонимов по классам и способу образования___________________________________________________ 8
Глава 4. Словарь микротопонимов_______________________________ 9-19
Заключение___________________________________________________20
Используемые источники_______________________________________21
Введение.
Малая Родина… Деревня, где мы родились, где живут наши родители, где все знакомо до слез: тропинка в школу, тонкие красавицы-березки у дороги, узорчатые наличники родного дома, красивые и печальные песни, озорные частушки, богатый и выразительный наш язык. Все это нужно сберечь и сохранить в своей памяти, как самую большую драгоценность, ведь все это – Родина, а она у человека одна.
Наша работа посвящена микротопонимам села Усть-Цильма и его окрестностей, названиям районов села, холмов, ручьёв, которые дали наши предки. Изучив теорию, мы собрали материал с помощью различных источников: литература, рассказы старожилов, и составили словарь из слов, классифицировали микротопонимы по классам топонимов, определили способы их образования. Словарь подготовлен для школьного музея и для использования на уроках русского языка и литературы.
Предмет исследования: выяснение истории происхождения топонимов нашей малой Родины.
Цель нашего исследования: исследовать микротопонимы села Усть-Цильма, их происхождение и значение.
Задачи нашего исследования:
Методы исследования:
Актуальность рассматриваемой нами темы состоит в том, что никто не исследовал и не классифицировал микротопонимы села Усть-Цильма. Значимость исследования:
Обзор литературы: Мы просмотрели ряд книг по топонимике, которые помогли нам в исследовании. В историко – демографическом справочнике И.Л. Жеребцова «Где ты живёшь?» мы нашли материал о деревнях, находящихся на территории села Усть-Цильма как ныне существующих, так и исчезнувших. А также в справочнике содержится информация, сколько людей жили в них, чем занимались, когда появился населённый пункт и когда исчез. Из словаря – справочника А.П.Афанасьева «Топонимия Республики Коми» мы узнали об истории происхождения некоторых населённых пунктов, их правописание и вариант на коми языке. В библиографическом указателе «Край Печорский», выпущенном в с. Усть-Цильма Центральной библиотекой, мы выяснили, в каких материалах можно узнать об истории происхождения некоторых населённых пунктах нашего села. Также нами был использован Топонимический словарь Коми АССР А.И.Туркина и статья Т.И.Дроновой «Историческая память устьцилём». Весь теоретический материал нами был взят из Интернета с сайта «Википедия». Некоторые легенды и предания взяты из различных страниц Интернета.
Глава 1
Социологическое исследование среди учащихся школы
и взрослого населения села.
Нами был проведен опрос учащихся нашей школы, учителей и взрослого населения села. Мы опросили 32 человека. Им были заданы следующие вопросы:
В результате выяснилось, что многим опрошенным не знакомы такие понятия, как топонимика и топонимы. И местные географические названия и их значения большинство из опрошенных не знают. Но знают, что обозначает название нашего села Усть-Цильма. Все опрошенные считают необходимым знать названия географических объектов своей местности. Причины, которые наиболее часто встречались в ответах:
|
Глава 2
Что изучает наука топонимика?
«Топонимика» (от греч. – имя, название) – раздел языкознания, изучающий географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение.
Топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке и использует данные 3-х областей знаний: географии, истории и лингвистики.
Кроме общеизвестных топонимических названий существуют топонимы, известные относительно небольшому кругу людей. Этот круг людей может быть ограничен либо территориально – в этом случае топоним известен преимущественно людям, проживающим в одном районе; либо социально – в том случае, например, когда люди посещают одно и то же место и одинаково его называют. Такие известные не всем названия принято называть микротопонимами. Изучение микротопонимов раскрывает историю региона и вызывает интерес к родным местам. В географических именах отразились исторические события, черты хозяйственной жизни, особенности природных условий. Микротопонимика - наука молодая, ей около 20 лет.
Топонимы делятся на группы: ойконим, гидроним, ороним, урбаноним, годоним, агороним, дромоним.
Глава 3
Классификация микротопонимов по классам и способу образования
гидронимы | ойконимы | урбонимы | годонимы | оронимы |
Балбанский ручей | Верхние Алёхины | Иваново кладбище | Новый квартал | Высокая гора |
Домашний ручей | Гарево | СХТ | Попов холм | |
Калинин ручей | Гусихи | Семёнов холм | ||
Коровий ручей | Каравановка | Ванины поля | ||
Лёвкин ручей | Конахино | |||
Рощинский ручей | Карпушевка | |||
Остапков ручей | Нижние Алёхины | |||
Низевая | ||||
Федосеевка | ||||
Чукчино | ||||
Сергеево-Щелье |
Глава 4
Словарь микротопонимов села Усть-Цильма
Усть-Цильма (Чилимдін), с., центр Усть-Цилемского р-на. Напротив села с лев. стороны впадает в. Печору р. Цильма (Чильма, Чилим). Село названо по его расположению в устье реки. Поселение вначале было на лев. берегу Печоры. Затем для удобства переселились на другой берег, так называемую Гарь. Это место раньше было покрыто лесом. Лес выгорел, а погорелое место оказалось весьма удобным для земледелия, а на противоположном берегу были прекрасные луга. Село основали в 1542 два новгородца: Ивашко Дмитриев Ластка и Власко. Затем к ним присоединились отдельные выходцы из Мезени, Пинеги, Кевроля, Чаколы и дальше с Двины (19). В "Вычегодско-Вымской летописи" читаем: "В 1544 ...пожаловал князь великой Иван новугородца Ластку да Власку Печорскими тонями и речками да слободкою на устье на Цильме..." В "Платежнице" 1574 т. читаем: "Волостька Цилемская слободка против усть Цылмы реки за рекою за Печорою...", в 1861 - Усть-Цильма (слободка).[5]
Балбанский ручей – там люди балбанили (работали) (информатор – Овчинников Николай Петрович, 1954 г.р., с. Усть-Цильма)
Балбанский ручей – в том месте вели промысел на редкую птицу балабан (из семейства соколиных) к царскому столу (информатор – Поздеев Валерий Петрович, 1969 г.р., с.Усть-Цильма)
Высокая гора, д., Усть - Цилемский р-н. Коми Высокая Гора – результат транскрибирования русского ойконима Высокая Гора «(деревня) на высоком месте: на крутом высоком берегу, холме, горе».[3]
Высокая гора – деревня на берегу р. Печоры в Усть-Цилемском с/с, Усть-Цилемский р-н. Возникла в 1850-1859гг. В 1859г- 26 дворов, 196 жителей (108 муж, 88 жен.); в 1918г- 27 дворов, 121 житель; в 1926 г – 50 дворов, 182 жителя (90 муж, 92 жен.). В 1070 г было 80 жителей; в 1979г- 12 жителей; к 1989г в деревне остался только 1 мужчина. [2]
Домашний ручей – ручей, который находился вблизи домов (из собственных предположений)
- Не будем верить иначе, чем отцы и деды верили.
И вот Усть – Цилемы выделяют пятнадцать членов своей общины, наиболее крепких и суровых в старой вере и посылают их на остров:
- Переживите там время гонений. Когда пройдут смута и сыск, вы вернетесь, и смятенные сердца наши вновь просветлеют светом веры истинной.
Пятнадцать старцев ушло из Усть – Цильму. Двенадцать человек так и скончалось вдали от родины. Трое же остальных, предчувствуя свой конец и считая себя последними светочами дедовской веры, решили под конец жизни вернуться в Усть – Цильму» (из легенды)
Легенда не сохранила подробностей о последних днях их жизни. Рассказывают лишь о том, что религиозный фанатизм с новой силой охватил в ту пору Усть – Цильму и что старцы до самой смерти окружены были глубоким почитанием односельчан. Всех троих старцев звали Иванами, и когда они все в один день и час тихо скончались, как передает легенда, их похоронили на живописном холме за деревней Караванной. Три черные ели осеняют небольшой бревенчатый склеп, прикрывающий три могилы. Теперь «три Ивана» - небольшое кладбище, отступившее от берегового селения в полевую глубь.
Седьмого июля три Ивана – именинники. На кладбище в этот день происходят моления. Старухи в темных платках, надвинутых на брови, тихо кадят и напевают вполголоса молитвы и духовные стихи…[4]
Иваново кладбище – На р. Тобыш, притоке р. Цильма, у культового центра «Покойное» была небольшая деревушка, жители которой вели аскетический образ жизни и со временем умерли. Оставшийся в живых некий Иван выдолбил себе лодку-колоду, на бересте написал погребённых по Тобышу, а также выразил пожелание быть захоронённым на высоком берегу. С этим письмом он лёг в колоду, приняв мученическую смерть. Со временем течение вынесло лодку на Печору. В это время дул западный ветер, и колоду какое-то расстояние несло против течения, прибив впоследствии к Калиньему ручью. Жители выполнили его волю. захоронив его на высоком берегу. Однако в скором времени берег начал осыпаться, и тело умершего было перезахоронено на высоком холме, который впоследствии быд объявлен святым местом. Позднее там было основано кладбище, получившее название Иванова. Иван и умершие на Тобыше возведены в ранг местных святых и занесены в поминальные списки. [6]
Каравановка (Караванная) – «в районе пристани и ниже причаливали караваны лодок и каюков чердынских купцов. Поскольку дом наших дедов находился недалеко от Каравановки и берег позволял чалиться лодкам, баржам, то в наш большой двухэтажный дом на берегу реки всегда на постой просились приезжие купцы. И от слова чердынцы появилось измененное название рода - Чарнышевы; но это версия» http://www.proza.ru/2013/10/21/276
Карпушевка – Карпушево (1895г), д., Усть-Цилемский р-н. В основе названия уменьшительное Карпуша от личного имени Карп. Топонимы на русском и коми языках образованы с помощью русских суффиксов соответственно – евка и –ево. [3]
Карпушовка, д. в Усть-Цилемском р-не. Расположена на прав. стороне Печоры в шести верстах выше с. Усть-Цильмы. Основана одновременно с Усть-Цильмой (1542) выходцем из верхней Печоры Карпушкой Носовым. На карте 1870-1892 - Карпушина. [5]
Конахино – деревня на р. Печора, Усть-Цилесмкий с/с, Усть-Цилемский р-н. Впервые упомянута в 1918 г: д. Кавахинская, 19 дворов, 76 жителей. В 1926г в деревне было 23 двора, 65 жителей. (36 муж., 29 жен.). К концу 20-х годов Конахино фактически слилось с Усть-Цильмой и через некоторое время перестало фиксироваться как самостоятельный населённый пункт. [2]
Конино – деревня в Усть-Цилемском сельском совете, Усть-Цилемский район. Упомянута в 1918 г.: 5 дворов, 31 житель. В 1926 г. здесь было 10 дворов, 50 жителей (23 муж., 27 жен.). К 1956 г. деревня слилась с Усть-Цильмой. [2]
Конино – место, где пасли коней (информатор – Торопова Марфа Фатеевна, 1933 г.р, с.Усть-Цильма)
Коровий ручей – в этом месте (топкое место) утонули коровы (информатор – Рочева Любовь Кондратьевна, 1963 г.р., с. Усть-Цильма)
Попов холм – там жили попы (информатор – Кислякова Елизавета Павловна, 1933 г.р., с.Усть-Цильма)
Рощинский ручей – деревня в Усть-Цилемском с/с, Усть-Цилемский р-н. Упомянута в 1904г. В 1918 г здесь было 15 дворов. 66 жителей; в 1926г – 22 двора, 91 житель (41 муж., 50 жен.). В 1 половине 70-х годов запустела и 2 декабря 1975 г исключена из учётных данных. [2]
Рощинский ручей - ручей назван по расположению в берёзовой роще (информатор – Гайдарова Ирина Петровна, 1946 г.р., с. Усть-Цильма)
Рощинский ручей – «А в Рощинском ручье… ни огонька, ни звука. Была на высоком печорском берегу весёлая деревня с животноводческой фермой. Ферму снесли и деревни не стало. Заросли поля и лужки на террасах, осталось поэтическое название – Рощинский ручей да неприютные дома без рам» (из репортажа В.Осташова) [7]
Сергеево-Щелья – деревня в Усть-Цилемском районе. В основе первой части составного ойконима личное имя Сергей; щелья из русского щелья, коми щелля «высокий крутой берег на излучине реки» [3]
Федосейковых – деревня на правом берегу реки Печоры, Усть - Цилемский сельский совет, Усть-Цилемский район. Упомянута в 1918 году: Федосейковская, 12 дворов, 50 жителей. В 1926 году в деревне было 22 двора, 100 жителей (48 муж.. 52 жен.). В последующие годы слилась с Усть-Цильмой.[2]
Федосеевка – деревня, названная по личному имени Федосей, Эти земли, расположенные ниже по течению реки, Ивашка Ластка отвёл старшему сыну Федосею. [6]
Чукчино – впервые «Чукчина гора» упоминается в грамоте Ивана Грозного, жалованной Ивашке Ластке на пользование землями на Печоре. Писатель Журавлёв-Печорский указывал, что данное название дали ижемцы. Раньше на этом месте рос еловый лес, в котором находился еловый ток. Проезжавшие мимо него ижемские купцы назвали его Чукчино. «Чукчи» в переводе с коми означает «глухарь». Другая версия – «Когда-то около устья Цильмы был остров, на котором была расположена маленькая деревенька, про которую говорили «три двора, одна труба». Селение сгорело по вине одного мужика. Состоялся суд общины, на котором виновник предстал грязным, оборванным, и народ прозвал его чумазым «чукчей». Эта кличка так прочно закрепилась за ним, что в дальнейшем по имени к нему уже не обращались. Этот мужик и расчистил место на высоком берегу для новой деревни. [6]
Заключение
В своей работе мы рассмотрели различные вопросы: о видах и словообразовании микротопонимов нашего родного села Усть-Цильма. И, проанализировав собранный материал, мы пришли к выводу: большинство микротопонимов нашего поселения относятся к русскому языку и образованы словосочетанием (прилагательное + существительное) и суффиксальным способами. Узнав от местных жителей историю происхождения некоторых из них, а также лично изучив некоторые географические объекты, мы пришли к выводу, что названия не бывают случайными. В будущем мы продолжим работу по изучению топонимов родного края, т.к. не все вопросы удалось решить, многие названия так и остались для нас загадкой. Мы планируем и дальше пополнять «Топонимический словарь села Усть-Цильма», дополнив названием площадей, сенокосных угодий, пастбищ, болот и др. Результат нашей исследовательской работы может быть использован учителями и учащимися при изучении предметов: география, история, факультативный курс "Мой родной край". А также будет интересен для жителей нашего села, гостей и краеведов.
Использованные источники:
1.http://www.xliby.ru/nauchnaja_literatura_prochee/istorija_geograficheskih_nazvanii_rusi/p3.php#metkadoc37
2. http://www.pomorych.ru/forum/viewtopic.php?f=34&t=262
3. http://www.proza.ru/2013/10/21/276
9. Информаторы:
1.Поздеев Валерий Петрович, 1969 г.р., с.Усть-Цильма
2. Канева Мария Петровна, 1970 г.р., с. Усть-Цильма
3. Рочева Любовь Кондратьевна, 1963 г.р., с.Усть-Цильма
4. Белых Екатерина Николаевна, 1966 г.р., с.Усть-Цильма
5. Гайдарова Ирина Петровна, 1946 г.р., с.Усть-Цильма
6. Торопов Пётр Иванович, 1934 г.р., с.Усть-Цильма
7. Торопова Марфа Фатеевна, 1932 г.р., с.Усть-Цильма
8. Кислякова Елизавета Павловна, 1933 г.р., с.Усть-Цильма
9. Овчинников Николай Петрович, 1954 г.р., с.Усть-Цильма
10. Кислякова Татьяна Георгниевна, 1953 г.р., с. Усть-Цильма
Золотой циркуль
Галка в чужих перьях
Машенька - ветреные косы
Рисуем крокусы акварелью
Ёжикина Радость