Работа проводилась с целью выявления причин, вызывающих нарушения опорно-двигательной системы среди учащихся и их дальнейшей профилактикой.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-prakticheskaya_konferentsiya.2013.doc | 474.5 КБ |
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области основная общеобразовательная школа с. Шпановка
Муниципального района Кошкинский Самарской области
3-Я РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ
Секция: «Биология»
Тема:
«Динамика развития заболеваний опорно-двигательной системы
среди учащихся ГБОУ ООШ с. Шпановка»
Выполнила: Субботина Алена
ученица 8 класса
Руководитель:
Астафьева Светлана Александровна
учитель биологии
Кошки 2013 г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…………………………….2
1. Анатомическое строение опорно-двигательной системы………………………………………...5
1.1. Функции системы
1.2. Строение скелета. Соединение костей
1.3. Осанка
2. Нарушения опорно-двигательной системы и причины их возникновения………………..……7
3. Исследовательская работа………………………………………………………….……………...11
3.1. Динамика нарушений в начальном и среднем звене
3.2. Причины нарушений
ВЫВОДЫ. РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………………………...……………….15
Список литературы:………………………………………………………………..…………………16
Приложения………………………………………………………………….………………………..17
Красота человека должна быть не только внутренней, но и внешней. Человек должен находиться в гармонии души и тела. Красивая фигура, правильная осанка создают человеку комфорт в обществе и уверенность в себе, он не испытывает трудностей со своим здоровьем, потому что снижено давление искривлений позвоночника на внутренние органы.
Среди отклонений в состоянии здоровья, выявляемых у учащихся при медицинских осмотрах, одно из ведущих мест занимают нарушения опорно-двигательного аппарата, главным образом функциональные нарушения осанки и деформирования свода стопы. Учитывая изложенное выше, можно заключить, что актуальность избранной нами темы не вызывает сомнений: профилактика возникновения нарушений опорно-двигательной системы учащихся ГБОУ ООШ с. Шпановка является необходимым условием сохранения физического здоровья учащихся, комфортного состояния их психики, залогом будущей успешной профессиональной деятельности.
Работа проводилась с целью выявления причин, вызывающих нарушения опорно-двигательной системы среди учащихся и их дальнейшей профилактикой.
Для реализации указанной цели были определены следующие задачи:
Субъект работы: основные нарушения позвоночника, стопы.
Объектом работы являются причины вызывающие нарушения опорно-двигательной системы и основные меры их предупреждения в рамках школьного процесса.
Гипотеза: знания учащихся о причинах, вызывающих нарушения опорно-двигательной системы, способствуют уменьшению распространенности данных заболеваний среди учащихся.
Базой исследования стали учащиеся общеобразовательной школы.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы:
1. Анатомическое строение опорно-двигательной системы
Для всех живых организмов характерны движения. Человек тоже совершает различные движения. Он ходит, бегает, прыгает, выполняет гимнастические упражнения, занимается спортом. Без движений невозможна трудовая деятельность. Движение способствует физическому развитию человека, укрепляет и поддерживает его здоровье. Движение тела происходит за счет сокращения мышц, которые прикреплены к костям [8].
1.1. Функции системы
Органы опорно-двигательного аппарата создают опору для организма в целом и для его внутренних органов, а также осуществляют перемещения тела и его частей в пространстве.
Такие образования опорно-двигательного аппарата, как череп, грудная клетка, таз или мышцы «брюшного пресса» защищают внутренние органы от механических повреждений. Опорно-двигательный аппарат непосредственно участвует в работе органов дыхания.
Кроме основных функций (опоры, защиты и движения) элементы опорно-двигательного аппарата выполняют и некоторые особые функции. В костях происходит кроветворение и сосредоточены основные запасы кальция, а скелетные мышцы являются источником тепла в организме [6].
1.2. Строение скелета. Соединения костей
Скелет представляет единое прочное образование. Помимо костей в него входят хрящи и связки, состоящие из прочной соединительной ткани. В скелете человека насчитывается более 200 костей. Различают скелет головы – череп, скелет туловища, к которому прикрепляются пояса конечностей – плечевой и тазовый, и кости свободных конечностей – рук и ног (Приложение 1. Рис. 1).
Кости отличаются друг от друга формой и размерами. Различают длинные, короткие и плоские кости. Кости образованы соединительной костной тканью. Состоят кости из неорганических веществ, придающих им прочность и органических, обеспечивающих упругость и гибкость [6].
Соединения костей в скелете может быть подвижным, полуподвижным и неподвижным.
Неподвижно соединены кости черепа, кроме нижней челюсти, полуподвижное соединение осуществляется с помощью хрящей. Так соединены между собой позвонки, а также 10 пар ребер с грудиной. Подвижные соединения называют суставами [5] (Приложение 1. Рис 2).
Позвоночник расположен на спинной стороне туловища. Он образован 33 или 34 короткими костями – позвонками, каждый из которых состоит из массивной части – тела и дуги с несколькими отростками.
Чем большую нагрузку испытывают позвонки, тем они массивнее (Приложение 2. Рис. 1).
Позвонки располагаются друг под другом так, что их отверстия совпадают, и образуется позвоночный канал, в котором находится спинной мозг.
Позвоночник защищает спинной мозг от повреждений. Между позвонками имеются межпозвоночные хрящевые диски. Благодаря им образуется полуподвижное соединение [6] (Приложение 2. Рис. 2).
Стопа человека представляет собой орган опоры и движения, имеющий сложное сводчатое анатомическое строение и характерную внешнюю форму (Приложение 3. Рис. 1).
Скелет стопы состоит из 26 костей, соединяющихся друг с другом посредством суставов (Приложение 3. Рис. 2). Скелет условно разделяют на три отдела: предплюсну, плюсну и пальцы (Приложение 3. Рис. 3).
Особенности анатомического строения скелета стопы и ее связочно-мышечного аппарата обеспечивают надежное функционирование этого органа опоры и движения. Стопа выполняет при этом три основные функции:
1.3.Осанка
Как известно, осанка формируется в процессе роста организма в зависимости от условий быта, учебной и трудовой деятельности, занятий физическими упражнениями и может изменяться на протяжении всей жизни человека.
Осанка - привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения.
Ведущими факторами, определяющими осанку человека, является положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры, которая во многом определяет правильность физиологических изгибов позвоночника.
Нормальная осанка имеет 5 клинических признаков:
1. Расположение остистых отростков по линии отвеса (вертикаль).
2. Расположение надплечий на одном уровне.
3. Расположение углов обеих лопаток на одном уровне.
4. Равные треугольники талии (справа и слева), образуемые туловищем и свободно опущенными руками.
5. Правильные изгибы позвоночника в сагиттальной плоскости (глубиной до 5см в поясничном и до 2 см в шейном)
2. Нарушения опорно-двигательной системы и причины их возникновения
Появление изгибов связано с прямохождением. По мере приобретения ребенком двигательных навыков позвоночник подвергается значительным физическим нагрузкам, которые связаны с силой земного тяготения. Ребенок пытается поднять голову – появляется шейный лордоз. Это первая антигравитационная реакция организма, она наблюдается в начальные три месяца жизни. Ребенок начинает лазить и сидеть – появляется грудной кифоз, вторая антигравитационная реакция, которая формируется в шесть месяцев. Ребенок делает попытки ходить – возникает поясничный лордоз, он проявляется в 9-11 месяцев, и полностью этот вид лордоза формируется к 6-7 годам. Изгибы позвоночника вместе с межпозвоночными дисками придают ему пружинистость и эластичность [6] (Приложение 4. Рис. 1).
Нарушение осанки - это не заболевание в общепринятом понимании, это такое состояние, которое при своевременно начатых реабилитационных занятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Однако нарушение осанки опасно тем, что со временем оно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится причиной многих хронических заболеваний из-за общей функциональной слабости и дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата.
Дефект осанки начинается с небольших изменений в верхних и нижних отделах туловища. Наиболее частыми нарушениями осанки являются: плоская спина, круглая и сутулая спина, плоско-вогнутая, кругло-вогнутая не редко сопровождающаяся изменениями конфигурации передней брюшной стенки.
Плоская спина (см. рисунок в) характеризуется сглаженностью нормальных изгибов позвоночника и выступающими назад (крыловидными лопатками). Наклон таза при этом дефекте осанки не значителен, что является предопределяющим моментом в возникновении плоской спины. Переднезадний размер грудной клетки фактически уменьшен. Это отрицательно влияет на развитие и положение внутренних органов грудной полости, в частности легких. Нижняя часть живота выступает вперед, уплощенные ягодицы, слабо развитая мускулатура.
При менее выраженных косметических дефектах данный вид нарушения осанки (и как разновидность, плоско-вогнутая спина), приводят к ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь вызывает при движении микро травматизм головного мозга, отмечается повышенная утомляемость и головные боли.
Круглая и сутулая спина (см. рисунок б) представляет нарушение осанки, для которой типично S- образное искривление всего позвоночника. Из-за выдвинутых кпереди свисающих плеч грудная клетка кажется запавшей. Человек с круглой спиной зачастую стоит на полусогнутых ногах и этим как бы компенсирует слабо выраженный поясничный изгиб вперед. Круглая спина ведет к уменьшению дыхательной экскурсии грудной клетки, так как полный вдох можно сделать только при максимальном разгибании позвоночника.
Сутулая спина отличается от круглой только тем, что чрезмерный изгиб выпуклостью назад образуется в верхней части грудного отдела позвоночника, что чаще всего ведет за собой усиление шейного лордоза.
Плоско-вогнутая спина (см. рисунок г) характеризуется поясничным изгибом позвоночника, зависящим от чрезмерного наклона таза. Данный дефект сопровождается изменениями со стороны мышц брюшного пресса, что способствует опущению внутренних органов полости живота.
Кругло-вогнутая спина (см. рисунок д) встречается чаще других и является некоторым отражением нормальной осанки, так как физиологические изгибы позвоночника в этом случае подчеркнуто увеличены. Она характеризуется усилением изгибов позвоночника в переднезаднем направлении. Величина поясничного лордоза зависит от степени наклона таза вперед, иногда очень значительно выпячиваются живот и ягодицы, грудная клетка кажется уплощенной.
Причины возникновения искривлений позвоночника врачи-ортопеды делят на три группы.
1. Искривления позвоночника, возникающие в младенческом возрасте, при этом действия родителей по отношению к ребенку опережают его физическое развитие. Они рано начинают его сажать, при этом горбиться спина ребенка, так как мышцы еще не до конца сформировались и как следствие нарушается грудной изгиб позвоночника, рано начинают учить ходить, возникает не только искривление поясничного изгиба позвоночника, но и деформация ног. Такие действия родителей по отношению к ребенку ведут к нарушению его осанки и к возникновению заболеваний позвоночника.
2. Искривление позвоночника может возникнуть из-за перенесенных инфекционных заболеваний, таких как ветряная оспа, коклюш, корь, туберкулез, механических травм скелета, тяжелой формы рахита или ожирения.
При заболевании рахитом нарушается обмен фосфорно-кальциевых солей в организме, происходит деформация грудной клетки и конечностей, нарушения суставно-связочного аппарата, замедляется рост организма. Причины возникновения рахита – это дефицит витамина «Д» в организме, который образуется под воздействием ультрафиолетовых лучей на тело или поступает при употреблении рыбных и молочных продуктов. В нашем регионе человек испытывает недостаток инсоляции солнечных лучей, что и способствует возникновению заболевания у детей подросткового возраста.
При ожирении происходит нарушение обмена веществ, при этом процесс образования жира преобладает над процессами его распада. Жир откладывается в подкожной клетчатке, сальных и других тканях. При ожирении наблюдается задержка роста, психического развития, повышения артериального давления. 37% подростков, страдающим ожирением имеют искривление позвоночника в грудном или поясничном отделе.
3. Искривление позвоночника может возникнуть в школьный период, когда окостенение скелета только на 65% и опорно-двигательный аппарат еще пока не сформирован. Причиной искривлений в школьный период: неправильная поза во время учебных занятий, перегрузка школьного портфеля, ранее ношение обуви на высоком каблуке [6].
Плоскостопие – изменение формы стопы, характеризующееся опущением ее продольного и поперечного сводов (Приложение 4. Рис. 3).
Оба свода стопы предназначены для удержания равновесия и предохранения организма от тряски при ходьбе.
Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками и мышцами. Если происходит ослабление мышечно-связочного аппарата, то начинает нарушаться нормальная форма - стопа оседает, становится плоской, утрачивается одна из основных ее функций - пружинящая (рессорная). В этом случае тряску при ходьбе вынужден компенсировать позвоночник, а также суставы ног (голеностопный, коленный, тазобедренный). По своей природе они для этой функции не предназначены, поэтому справляются с ней довольно плохо и быстро выходят из строя. Многим известны боли в спине и ногах, когда икры к вечеру словно налиты свинцом. Но не многим известно, что причина этих явлений - плоскостопие. Плоскостопие - заболевание, постоянно напоминающее о себе быстрым утомлением при ходьбе, болями в стопах, бедрах, голени, поясничном отделе. Боли появляются тогда, когда у организма уже кончаются силы обеспечивать нормальное передвижение. К этому времени успевают пострадать и коленный, и тазобедренный суставы, развиться патологическая осанка. Все это может привести к плачевному итогу - артрозу. Также при плоскостопии часто встречается сколиоз как результат нарушения опорной системы.
Симптомы:
• обувь стоптана и изношена с внутренней стороны;
• ноги быстро утомляются при ходьбе и работе на ногах;
• появляется усталость и боли в ногах к концу дня, судороги, чувство тяжести, отечность в области лодыжек;
• очень трудно ходить на каблуках;
• нога словно выросла - приходится покупать обувь на размер больше (особенно по ширине);
• стопа стала широкой настолько, что вы уже не влезаете в любимые туфли.
Тяжесть заболевания плоскостопием может быть различной.
Несостоятельность связочного аппарата - наиболее ранняя стадия заболевания. Форма стопы при этом не изменена, но в результате перерастяжения связок возникают боли, которые появляются после длительной ходьбы или к концу дня. После отдыха боли в стопах проходят.
При слабовыраженном плоскостопии (I степени) после физических нагрузок появляется в ногах чувство усталости, при надавливании на стопу возникают болезненные ощущения.
Отмечается усталость при ходьбе, походка становится менее пластичной, нередко к вечеру стопа отекает.
Комбинированное плоскостопие - следующая, 2-я стадия болезни. Своды стопы исчезают, стопа распластана. Боли в стопах постоянные и более сильные. Боль охватывает всю ногу вплоть до коленного сустава. Отмечается значительное затруднение ходьбы.
III степень плоскостопия – резко выраженная деформация стопы. Нередко больные только на этом этапе обращаются к врачу. Ведь боль в стопах, голенях, которые почти всегда отечны, в коленных суставах ощущается постоянно. Часто болит поясница, появляется мучительная головная боль. При III степени плоскостопия занятия спортом становятся недоступными, значительно снижается трудоспособность, даже спокойная, непродолжительная ходьба затруднена. В обычной обуви человек уже передвигаться не может.
Плоскостопие относится к тем заболеваниям, которые, возникнув, достаточно быстро прогрессируют. Это становится причиной деформации пальцев, они приобретают молоткообразную форму. Чем резче оно выражено, тем больше отклоняется кнаружи большой палец.
3. Исследовательская часть
Исследования проводились среди учащихся ГБОУ ООШ с. Шпановка в возрасте от 6 до 15 лет
Для проведения этой части работы использовались методы:
Для выявления динамики нарушений проводилась статистическая обработка медицинских данных осмотра учащихся начального звена (1-4 классы за 2010г., 2011г., 2012г.) и учащихся среднего звена (5-9 классы за 2010г., 2011г., 2012.), (Приложение 5).
3.1. Динамика нарушений в начальном и среднем звене
Диаграмма 1.1-4 классы
Динамика отражает уменьшение нарушений осанки в целом в начальном звене на 15%, снижение плоскостопия до полного исчезновения Сколиоз у учащихся начального звена не обнаружен (Приложение 5, таблица 1). |
Диаграмма 2. 5-9 классы
В целом наблюдается увеличение нарушений осанки, снижение сколиоза. Наблюдается снижение плоскостопия на 15%. (Приложение 5, таблица 2). |
3.2. Динамика нарушений осанки учащихся за период 2008 – 2012г.
Анализируя результаты медицинских осмотров за последние 5 лет можно выявить следующую динамику:
Диаграмма 1. Общая динамика нарушений за период 2008 – 2012г.
3.3. Причины нарушений
Неправильная поза во время учебных занятий ведет к неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы спины, утомляя и расслабляя их, возникают изменения связок позвоночника и формы самих позвонков, образуется стойкое боковое искривление. Искривление позвоночника приводит к деформации хрящевых дисков, расположенных между позвонками, а в некоторых местах они вовсе стираются.
Во всех школах кабинетная система, и подростки, у которых рост колеблется от 148-168 см сидят за партами, которые не соответствуют их росту. Ученики приспосабливаются к этим партам, позвоночник постепенно прогибается в грудном отделе, в результате меняется осанка и формируется грудной кифоз позвоночника. Нужно учесть и тот факт, что в школьных классах занимаются как пятиклашки, так и девятые классы, а мебель находится одна и та же, что приводит к нарушению осанки. Неправильные позы посадки за партой быстро закрепляются и в дальнейшем с трудом исправляются. В школе, в основном находится стандартный комплект мебели Б и В групп и имеется необходимость в учебной мебели группы Г (Приложение 7).
Во время занятий от ученика требуется огромное внимание и чрезмерное напряжение глазных мышц, а если еще и освещение плохое, у ребенка возникает дефект зрения. Ученики с нарушением зрения ниже наклоняются над учебником или тетрадью, при этом постоянно согнута спина в грудном и шейном отделе позвоночника, что способствует нарушению осанки и искривлению позвоночника (Приложение 8).
Возникновению искривлений позвоночника способствует перегрузка школьного портфеля учебниками и учебными принадлежностями. В нем 5-6 учебников, дневник, рабочие тетради, письменные принадлежности, атлас, альбом. Конечно, такая тяжесть деформирует позвоночник, искривляет его, а если школьная сумка носится только на одном плече, то выше другого, развивается боковой сколиоз. Масса портфеля второклассника составляет в среднем 5,5 кг (Приложение 9).
Искривлению позвоночника у девочек способствует раннее ношение обуви на высоком каблуке. Туфли на высоких каблуках поднимают пятку и наклоняют тело вперед, спина компенсирует этот наклон соответствующим изгибом туловища и в результате таз отводит далеко назад, вызывая напряжение мышц нижней части спины. Все это приводит к изменению прогиба поясничной части позвоночника и, соответственно, к сдавливанию межпозвоночных дисков. Формируется лордоз поясничного отдела позвоночника (Приложение 10).
Возникновению заболевания способствует ограничение двигательной активности. В школьном подростковом возрасте, это связано с нерациональным распорядком дня, перегрузкой учебными заданиями, вследствие чего остается мало времени для прогулок, игр и занятий спортом. Очень много времени подросток проводит за компьютером или просмотром телепередач. Гиподинамия приводит к снижению функциональных возможностей мышечной системы [6].
Было проведено анкетирование школьников (1-4 и 5-9 классы) по ряду вопросов:
– Занимаешься ли ты в спортивных секциях (Диаграмма 1);
– Обращают ли родители внимание на правильность твоей осанки и посадки за рабочим столом, когда ты делаешь уроки дома (Диаграмма 2).
Диаграмма 1. Анкетирование 1-4 классов. | Диаграмма 2. Анкетирование 5-9 классов. |
Результаты анкетирования показывают, что дополнительные физические нагрузки, имеющие влияние на тренировку организма в целом и мышц спины, в частности, положительно влияют школьников.
Внимание со стороны родителей за осанкой на начальном звене недостаточно, что способствует развитию нарушения осанки (Приложение 11).
В настоящее время вопросы сохранения здоровья детей приобретают все большую значимость. Проведенная работа подтверждает актуальность выбранной темы.
Опорно-двигательная система современного школьника испытывает достаточную нагрузку, это приводит к ряду нарушений. Если в начальном звене не отмечается такое серьезное заболевание как сколиоз, то в среднем звене – это существенное нарушение для ряда учащихся.
Для предупреждения нарушений осанки соблюдать следующие профилактические меры:
1. При выполнении письменных и устных уроков опираться о спинку стула спиной. Стараться сидеть прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю часть туловища, чтобы не напрягать мышцы.
2. При длительной работе сидя необходимо чаще менять позу, вставать и прохаживаться по комнате, устраивать физкультминутки.
3. Не садиться перед телевизором в слишком мягком кресле или диване.
сидение должно быть на высоте полуметра от пола
4. Перемещая тяжелые вещи на значительное расстояние, лучше носить их на спине, например в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо.
5. Поднимая что-то тяжелое, необходимо сгибать ног, а не спину.
Для предупреждения плоскостопия предложен следующий комплекс упражнений ( Приложение 12)
Выполнение этих рекомендаций позволит сохранить спину здоровой, а значит, сохранит здоровыми наших детей.
Лягушка-путешественница
Твёрдое - мягкое
Сорняки
Лупленый бочок
Растрёпанный воробей