Мы часто спрашиваем друг друга: «Как жизнь? Что новенького?» В ответ получаем: «Все по-старому. Ничего нового». Но это не совсем так. Ничто не стоит на месте, все развивается. В какой стремительный век нам довелось жить! Меняются границы государств, меняется климат… Меняется даже язык. За последнее десятилетие произошли изменения во всех сферах нашей жизни.
На улице, в школе, в магазине, в клубе, на концерте, даже в школьной столовой мы постоянно видим молодых и не очень молодых людей с мобильными телефонами. Одни слушают музыку, другие играют, третьи разговаривают, а четвертые азартно нажимают на кнопки сотовых телефонов. Они набирают не цифры, а буквы. Очевидно, что воздействие новой формы коммуникации на сознание молодого поколения нельзя игнорировать. Неслучайно в обиход вошел термин «Поколение текстинга».
Люди погружаются в другой мир, где все по-иному: способы знакомства, уровень общения, язык. Что же это за мир? Что это за язык? Каковы его особенности? Почему большинство людей увлечены общением в ICQ и с помощью SMS? Влияет ли это общение на грамотность и речь?
SMS – это, по существу, новая область нашей действительности, лингвистические и психические аспекты которого только осознаются и изучаются.
Данная исследовательская работа - размышления об особенностях современной письменной речи, опосредованной средствами связи.
Вложение | Размер |
---|---|
sms-yazyk.docx | 291.65 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 19
г.Ногинска Московской области
Исследовательская работа
SMS – язык: быть или не быть?
Авторы работы: Радченко Дарья Андреевна, 28.02.2000 г.р., ученица 7 Б класса; Петрушина Анна Сергеевна, 23.02.2000 г.р., ученица 7 Б класс | Руководитель: Тиунова ОльгаНиколаевна, учитель русского языка и литературы E-mail: tiunovy68@mail.ru |
Введение
В умелых руках и опытных устах родной язык красив, певуч, гибок, послушен, ловок и вместителен
А.И.Куприн
Мы часто спрашиваем друг друга: «Как жизнь? Что новенького?» В ответ получаем: «Все по-старому. Ничего нового». Но это не совсем так. Ничто не стоит на месте, все развивается. В какой стремительный век нам довелось жить! Меняются границы государств, меняется климат… Меняется даже язык. За последнее десятилетие произошли изменения во всех сферах нашей жизни.
На улице, в школе, в магазине, в клубе, на концерте, даже в школьной столовой мы постоянно видим молодых и не очень молодых людей с мобильными телефонами. Одни слушают музыку, другие играют, третьи разговаривают, а четвертые азартно нажимают на кнопки сотовых телефонов. Они набирают не цифры, а буквы. Очевидно, что воздействие новой формы коммуникации на сознание молодого поколения нельзя игнорировать. Неслучайно в обиход вошел термин «Поколение текстинга».
Люди погружаются в другой мир, где все по-иному: способы знакомства, уровень общения, язык. Что же это за мир? Что это за язык? Каковы его особенности? Почему большинство людей увлечены общением в ICQ и с помощью SMS? Влияет ли это общение на грамотность и речь?
SMS – это, по существу, новая область нашей действительности, лингвистические и психические аспекты которого только осознаются и изучаются. В связи с этим обращение к языку SMS с целью изучения его особенностей представляется актуальным.
Данная исследовательская работа - размышления об особенностях современной письменной речи, опосредованной средствами связи.
Цель исследования - изучение особенностей языка переписки подростков в режиме on-line.
Предметом нашего исследования являются особенности SMS-языка.
Объект исследования – результаты опроса подростков и их переписка в ICQ.
Методы исследования – изучение литературы по данному вопросу, сбор, группировка, наглядное представление и анализ статистической информации (Приложение №1).
Теоретической базой стали статьи лингвистов-практиков, Internet-ресурсы.
Достижение цели работы предполагает выполнение следующих задач:
Основная часть
Глава 1
Возникновение SMS
SMS придумали под Рождество. Инженер телекоммуникационной компании Vodafon Нейл Папуорт отправил своим коллегам самое первое в мире короткое текстовое сообщение — «MERRY CHRISTMAS-92». В результате вот уже 18 лет человечество наслаждается этим замечательным сервисом. На самом деле пользуемся мы им не 20 лет, а всего 12 — полный вариант услуги Short Message Service ввели только в 2000 году. Слишком долго разработчикам пришлось топтаться на пороге нового открытия, которое столь явно изменило нашу коммуникативную среду. «Технологии вроде этой часто оказываются куда важнее, чем предполагали их создатели, но обычно и требуют некоторого времени для разгона»[1], — говорил Эндрю Бад, управляющий SMS-компании mBox. Только в новом тысячелетии сотовые операторы смогли наладить полноценную SMS-связь между пользователями разных сетей, что заметно упростило общение и «раз в сто увеличило привлекательность услуги»[2]. Надо отметить, что первоначально обмен краткими сообщениями был совершенно бесплатным, так как не было четкой стратегии коммерческого использования новой услуги. SMS-сервисы нигде и никем не рекламировались, и некоторое время благородные абоненты оставались в полном неведении. Однако со временем несомненная польза коротких текстовых сообщений стала очевидной, услугу сделали платной, и мобильные корпорации начали получать серьезные прибыли.
Первые телефоны с функцией отправки/приема SMS начала производить знаменитая финская корпорация Nokia. Спрос заметно увеличился, когда определилась так называемая «целевая группа». Молодежь очень быстро освоила все прелести SMS-почты, и началось триумфальное шествие услуги по миру. Зачем тратить деньги на голосовое общение, когда все что нужно можно уместить в 160 символах, включая пробелы? Студенты строчили сообщения на лекциях, передавали с их помощью длинные адреса и даты, время встречи и признания в любви. Немаловажную роль сыграла и присущая многим подросткам застенчивость — многие вещи проще написать, чем сказать.
Чаты, форумы, просто переписка SMS-сообщениями. Что же это такое? На первый взгляд, кажется, что это одно и то же, только названо по-разному. Но это не так. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаем рассмотреть каждый из этих терминов.
Что такое форум? В древнем Риме форумом называли центр общественной жизни, возможно, именно поэтому место в интернете, где обсуждают, в отличие от чата, какую-то определённую тему, назвали форумом. Можно сказать, что это клуб по интересам. Есть форумы для дизайнеров, программистов, музыкальные форумы и многие другие. Если в чате подразумевается, что Вы будете отвечать на сообщения сразу же, то на форуме это не обязательно. Можно ответить хоть через несколько дней. Откуда узнать адрес форума или сайта, на котором он есть?
Для этого стоит воспользоваться поисковыми сайтами. Например, Яндексом (yandex.ru).
Чат и форум — это названия мест в Интернете, на которых люди общаются. Интернет - это не только большая библиотека, но еще и площадка для общения.
Что такое чат? Чат — это обмен мгновенными сообщениями. Что-то вроде SMS, только через Интернет. Вы печатаете на клавиатуре сообщение, и собеседник сразу же на него отвечает. Чатов в Интернете миллионы. В основном предназначены они для знакомства. Самым известным среди подростков является чат ICQ.
ICQ – это бесплатная служба мгновенного обмена текстовыми (и не только) сообщениями в реальном времени. ICQ никак не расшифровывается, так
как является не аббревиатурой, но омонимом-омофоном фразы «I seek you», которая переводится как «Я ищу тебя» и является слоганом этой системы обмена сообщениями. А «аськой» её ласково прозвали русскоязычные пользователи. Создателями этой небольшой программки являются старшеклассники из Тель-Авива. Арик Варди, Яйр Голдфингер, Сефи Вигесер и Амнон Амир «сотворили» её в 1996 году. Поначалу парни просто баловались, раздавали своё программное обеспечение задаром друзьям и знакомым. Кажется, программисты-любители вообще не собирались на нём хоть как-то зарабатывать. Но число пользователей ICQ стремительно росло. Вскоре свободными площадями в «аське» заинтересовались рекламодатели. Так ICQ покорила весь мир.
Глава 2
Общение – сообщение?
А, право, не худо бы взяться за лексикон или хоть за критику лексиконов.
А.С.Пушкин
Современный школьник в совершенстве владеет навыками SMS-общения. Но что лежит в основе этой привязанности? Дань моде? Протест против устоявшихся правил и норм? А может быть, это просто удобно? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить, проведя несколько исследований.
Для своих исследований мы выбрали группу респондентов разного возраста: 12 лет (учащиеся 6 «Б» класса), 13 лет (учащиеся 7 «Б» класса), 15 лет (учащиеся 9 «А» класса). Всего в опросе участвовало 63 человека.
Исследование 1
Цель исследования – выяснить, насколько часто современный подросток пользуется услугами on-line-переписки и отвечает ли она их потребностям. Для удобства обработки информации будем считать термин «SMS-язык» единым для обозначения языка общения через средства связи.
Мы предложили респондентам ответить на три вопроса:
Результаты опроса представлены в Таблицах 1 – 3 (Приложение №2)
Для наглядного представления данных, полученных в результате статистического исследования, построим диаграммы.
Часто пользуются формой SMS-общения Нравится форма SMS-общения
Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:
практически все опрошенные респонденты используют форму SMS-общения. Наиболее часто эту форму используют мальчики 12 лет, а к 15 годам «лидерство» переходит к девушкам. К 7 классу наблюдается снижение интереса подростков к SMS, к 9 классу этот интерес снова возрастает. Следовательно, можно с уверенность сказать, что SMS является популярной формой общения среди подростков.
Исследование 2
Цель исследования – определить положительные и отрицательные стороны SMS-общения с точки зрения современных подростков.
Мы предложили респондентам указать, что они считают «плюсами» и «минусами» общения с помощью SMS-языка. Проанализировав анкеты учащихся, мы составили таблицу наиболее популярных ответов.
«Плюсы» | «Минусы» | ||
Вариант ответа | % от числа респондентов | Вариант ответа | % от числа респондентов |
Общение с друзьями независимо от местонахождения | 61 | Не передашь эмоции и чувства | 34 |
Удобство | 53 | Долго набирать, устают пальцы | 31 |
Дешево | 29 | Портит зрение, влияет на психику | 22 |
Доступность, надежность связи | 6 | Дорого | 10 |
Развитие навыков грамотного письма | 4 | Ненадежность | 7 |
Появляется SMS-зависимость | 6 | ||
Ограничения в объеме | 3 | ||
Снижение грамотности | 3 |
Анализируя данные таблицы, мы можем сделать вывод, что, несмотря на частое использования формы SMS, подростки достаточно критично относятся к такому виду переписки. Возможно, это говорит о том, что в скором времени может появиться новая форма общения, удовлетворяющая возрастающим потребностям подростков.
Глава 3
Отличительные признаки SMS – языка
Лингвисты до сих пор не перестают удивляться, насколько сильно и быстро меняется сегодня разговорная и письменная речь. Теперь без словаря и минимального знания сленга невозможно разобрать элементарное SMS-сообщение. Буквы заменяют цифрами, настроение выражается смайликами, латиницу меняют на кириллицу и наоборот. Попробуем разобраться, откуда взялись и что же все-таки значат все эти «*dy tebia» и «4кусы».
Размышления о письменной форме речи являются ключевыми в онлайновую эпоху. Среда для общения в режиме реального времени на расстоянии - это пространство письменного взаимодействия. Следовательно, весь материал представлен в письменной форме. В этом его ограниченность, но в этом и его потенциал. Строго говоря, термин «писать» может быть весьма условно применён к текстам, созданным при помощи современных технологий. В специальной литературе чаще используют понятие «публиковать». Словарь иностранных слов даёт определение: «Публикация - сообщение, извещение, помещённое в печати для всеобщего сведения»[3]. Этимологический словарь указывает, что в XIV веке «публиковать» значило «сделать публичным»[4].
Постоянно ускоряющийся темп жизни диктует свои условия, в том числе и к письменному электронному сообщению: скорость, краткость, сжатость. Википедия, электронная энциклопедия, определяет создание коротких сообщений термином «текстинг» (text messaging или texting). Примечательно, что термин «письмо» всё чаще заменяется термином «сообщение» или «текстовое сообщение», что подчёркивает его краткий характер.
Отличительная особенность SMS-языка — полное отсутствие правил.
В нашем распоряжении оказались примеры SMS-ок и переписки в ICQ некоторых наших одноклассников. (Приложение №3)
Насколько же меняется русский язык, когда он становится языком SMS-общения?
Исследование 3
Цель исследования – выявить особенности языка SMS-общения.
Вопросы для респондентов:
1. Соблюдаете ли вы правила орфографии и пунктуации в SMS-ках?
2. Используете ли вы какие-либо особые знаки, сокращения?
3. Существует ли, на ваш взгляд, особый язык SMS?
Результаты опроса представлены в Таблицах 4 – 6 (Приложение №4)
Для наглядного представления данных, полученных в результате статистического исследования, построим диаграммы.
Не соблюдают правила орфографии
и пунктуации при SMS-общении
Диаграммы наглядно показывают, что, увы, правила русской орфографии и пунктуации уходят на второй план. Все респонденты почти единодушно заявляют о существовании особого, так называемого SMS-языка.
Писать мягкий знак или нет? Глухая или звонкая согласная? «О» или «А»? Все эти вопросы благополучно задвинуты в темный угол утомленного сознания. ПишеЦа, говориЦа, думаеЦа, моеЦа, сушиЦа... Сдесь, праСник... хАрАшо. КрИативно, щас.
Опускаются и все пунктуационные знаки. У них появилось другое назначение: тире, двоеточия, скобки «ушли работать» деталями для смайликов. «Потерялись» непроизносимые и двойные согласные. Некоторые буквы и даже слоги заменили на цифры. «4» читается как «че» или «ч» (4ашка).
Не язык, а сплошные ребусы! Вот где простор фантазии! Именно здесь можно проявить свою индивидуальность, сообразительность и творчество. Есть только одно «но»: непосвященный человек вряд ли сможет прочитать послание современного подростка. Мы задумались… и составили «Словарь сокращений и смайликов» (Приложение №5, №6).
Так значит, SMS-язык имеет право на существование! И наши респонденты доказали это еще раз.
81% шестиклассников, 86% семиклассников и 76% выпускников уверены: SMS-языку – быть!
Заключение
Мы провели не совсем обычное исследование: мы не ставили перед собой цели научиться умению пользоваться таким специфическим языком, каким является язык SMS. Наша задача состояла в другом: исследовать особенности этого языка.
Мы можем принимать этот язык, можем отвергать, но в любом случае это надо знать. Может быть знания, полученные при исследовании, помогут нам на равных общаться с носителями других языков, может быть, иногда благодаря какому-нибудь приему, используемому в SMS, мы сможем быстро, но кратко и емко передать какую-либо информацию. Ведь это не такое уж ненужное умение. Помните известный фрагмент переписки В.Гюго и его издателя после публикации «Отверженных»? Письмо В.Гюго к издателю – «?», ответ издателя – «!», что означало «грандиозный успех книги». Согласитесь – блестящий пример лаконизма и эмоциональности.
Цель работы достигнута: изучены особенности SMS- языка, дан ответ на вопрос, быть или не быть ему в нашей жизни.
Все задачи выполнены: описана история создания языка SMS, опрошены подростки разных возрастных групп, проанализирована информация. Полезным продуктом нашего исследования явилось составление списка самых распространенных SMS – сокращений.
Быть или не быть языку SMS в нашей жизни – каждый решит для себя сам. Нам же хочется напомнить о том, что лишних знаний не бывает. А может быть, получив SMS на языке «поколение next» и переведя его на более привычный и распространенный язык, вы порадуетесь тому, что у вас есть возможность читать не только послания от Short Message Service (Службы коротких сообщений), но и признания великих русских писателей, мысль которых не ограничивалась определенным количеством знаков, а потому нам, благодарным читателям, остался в наследство великий и могучий русский язык.
Литература
Приложение №1
Для изучения различных общественных и социально-экономических явлений, а также некоторых процессов, происходящих в природе, проводятся специальные статистические исследования. Всякое статистическое исследование начинается с целенаправленного сбора информации об изучаемом явлении или процессе. Этот этап называется этапом статистического наблюдения.
Для обобщения и систематизации данных, полученных в результате статистического наблюдения, их по какому-либо признаку разбивают на группы и результаты группировки сводят в таблицы.
При проведении статистического исследования после сбора и группировки данных переходят к их анализу, используя для этого различные обобщающие показатели.
Для наглядного представления данных, полученных в результате статистического исследования, широко используются различные способы их изображения.
Одним из хорошо известных способов наглядного представления ряда данных является построение столбчатой диаграммы. Столбчатые диаграммы используют тогда, когда хотят проиллюстрировать динамику изменения данных во времени или распределение данных, полученных в результате статистического исследования. Для наглядного изображения соотношения между частями исследуемой совокупности удобно использовать круговые диаграммы. Динамику изменения статистических данных во времени часто иллюстрируют с помощью полигона. Интервальные ряды данных изображают с помощью гистограмм. Гистограмма представляет собой ступенчатую фигуру, составленную из сомкнутых прямоугольников.
Приложение №2
Таблица 1 Таблица 2
№ | Варианты ответов | Возраст 12 лет | |
М | Ж | ||
% от числа респондентов | % от числа респондентов | ||
1. | Да | 100 | 94 |
Нет | - | 6 | |
2. | Часто | 44 | 19 |
Иногда | 28 | 37 | |
Редко | 28 | 44 | |
3. | Да | 82 | 56 |
Не очень | 18 | 19 | |
Нет | - | 25 |
Таблица 3
№ | Варианты ответов | Возраст 15 лет | |
М | Ж | ||
% от числа респондентов | % от числа респондентов | ||
1. | Да | 67 | 100 |
Нет | 33 | - | |
2. | Часто | 33 | 58 |
Иногда | 11 | 17 | |
Редко | 56 | 25 | |
3. | Да | 11 | 75 |
Не очень | 33 | 25 | |
Нет | 56 | - |
Приложение №3
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ПрОсТо АнГеЛ
Приветик ))))))))))))))
С праздничком
Ш()К()ЛадКА
ривет.спасибо4ки и тебя☺
ПрОсТо АнГеЛ
СпС
ПрОсТо АнГеЛ
Ты дома?
Ш()К()ЛадКА
Нет
Ш()К()ЛадКА
А чё
ПрОсТо АнГеЛ
Да так…8-)
ПрОсТо АнГеЛ
Просто
ПрОсТо АнГеЛ
;-)
ПрОсТо АнГеЛ
Ладно я спать давай споки ноки
Количество фраз – 10. Количество сокращений – 5. Смайлики - 4
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Приложение №4
Таблица 4 Таблица 5
№ | Варианты ответов | Возраст 12 лет | |
М | Ж | ||
% от числа респондентов | % от числа респондентов | ||
1. | Да | 82 | 69 |
Нет | 18 | 31 | |
2. | Да | 100 | 88 |
Нет | - | 12 | |
3. | Да | 73 | 94 |
Нет | 27 | 6 | |
Затрудняюсь ответить | - | - |
Таблица 6
№ | Варианты ответов | Возраст 15 лет | |
М | Ж | ||
% от числа респондентов | % от числа респондентов | ||
1. | Да | 22 | 58 |
Нет | 78 | 42 | |
2. | Да | 44 | 75 |
Нет | 56 | 25 | |
3. | Да | 67 | 92 |
Нет | 11 | 8 | |
Затрудняюсь ответить | 22 | - |
Приложение №5
Словарь сокращений
спс - спасибо
пжл - пожалуйста
ок - хорошо))
кто-нить – кто-нибудь
что-нить - что-нибудь
инет - интернет
пасиб - спасибо
тлф - телефон
ск - сколько
слу - слушай
кст - кстати
о5 - опять
СПКНЧ - спокойной ночи
мя - меня
ты де? - ты где?
я тя лю - я тебя люблю
споки ночи - спокойной ночи
4е - что?
мона - можно
спок - спокойной ночи
пок - пока
чмоки - целую тебя
не наю-не знаю
мч - молодой человек=)))
шк. - школа
те - тебе
скока- -сколько
кароч - короче
мин. - минуты =)
тока - только
$ - деньги ( к примеру: $ нет)
нг - новый год=)
сеня - сегодня
др - день рожденье…
ща - сейчас
сек - секунду
1окий - одинокий
када прие - когда приедешь?
тя - тебя
те - тебе
мя - меня
тож - тоже
мож - может
эт - это
прива - привет
Приложение №6
Смайлики
SMS — это не просто текстовое сообщение. Пары-тройки значков достаточно для того, чтобы передать широчайший спектр эмоций. Сначала эти условные обозначения нарекли эмограммами (от английского emoticons (EMOTional ICONS). Чуть позже появилось более привычное определение — смайлики (смайлы) (от английского smile — «улыбка»).
:-) — улыбка |
:( — грусть |
:-* —целую |
:-~) — у меня насморк |
;-) — подмигиваю |
:-o — удивляюсь |
:-[ — стесняюсь |
|-O — скучаю |
:-X — нет слов |
:-? — не знаю |
:-V — кричу |
[:-) — слушаю музыку |
:-(____) — очень сильно удивился |
%-) — завис |
@-}- — дарю розу |
21
[1] Журнал «Волшебный» - №10, 2009
[2] Там же
[4] Там же
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Учимся ткать миленький коврик
Новый снимок Юпитера
5 зимних аудиосказок
Лист Мёбиуса