Дальний Восток – удивительный, загадочный и прекрасный край. Всего несколько тысячелетий назад на месте сел, городов шумела дремучая тайга.
Культура каждого народа значима для всех людей и должна сохраняться вне зависимости того, велик или мал этот народ по численности.
Изучая прошлое своей страны, историю культуры каждого народа, мы учимся, прежде всего, уважать и понимать друг друга.
Поэтому, я решила расширить свои представления о культуре нивхов, как одного из народов, проживающих на Нижнем Амуре. Хотя, я не являюсь представителем ни одного из коренных народов Сахалина, но я живу на территории, на которой в древности проживало местное населении. Поэтому, я считаю, мы должны знать и уважать культуру, созданную эти народом.
Объектом исследования выступает этническая группа нивхов Нижнего Амура.
Предметом исследования является традиционная обрядовая система нивхов Нижнего Амура.
Цель работы – изучение истории взаимоотношений этноса и природы, а также влияние этнических, религиозных и иных традиций на отношение к природе и природопользованию.
Исходя из цели, были определены основные задачи.
Работая по данной теме, я использовала научные труды Л.И. Шренка, Л.Я. Штернберга, В.М. Санги, Ч.М. Таксами; материалы Интернета, библиотеки, краеведческого музея и центра малочисленных народов Севера.
Нивхи - небольшой народ, населяющий бассейн Нижнего Амура. Основной вид хозяйства был промысловый, с которым связана духовная жизнь нивхов. По своему мировоззрению нивхи были анимистами. В каждом предмете они видели живое начало и человеческие черты.
Постепенно формировался и развивался магический тип мировоззрения. Магические верования и ритуалы являются очень древними. Магические ритуалы важны и в социуме и в промысловой жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
medvezhiy_prazdnik.docx | 255.3 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
ТЕМА:
Праздничная обрядность нивхов
на примере Медвежьего праздника.
ВЫПОЛНИЛА: Кармалицкая Мария,
ученица 8 б класса
РУКОВОДИТЕЛЬ: Шевцова Ирина
Геннадьевна,
учитель истории
г. Николаевск-на-Амуре
2013 год
ПЛАН:
Дальний Восток – удивительный, загадочный и прекрасный край. Всего несколько тысячелетий назад на месте сел, городов шумела дремучая тайга.
В Приамурье проживало множество различных этносов, которые создали неповторимую культуру, которая отражала их опыт экологического взаимодействия с окружающей природой. Прошлое древних народов Дальнего Востока представлено в мифах, легендах, обрядах.
Культура каждого народа значима для всех людей и должна сохраняться вне зависимости того, велик или мал этот народ по численности. В Приамурье живут коренные малочисленные народы Севера: нивхи, эвенки, нанайцы и др.
Культура и образ жизни этих народов являются неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного наследия. Сохранение самобытности, этнической идентичности и поддержка традиционного образа жизни коренных народов - одна из основных задач нашего общества. Поэтому человечество обязано сохранять основы традиционной культуры и искусства народов Севера.
Сегодня малые народы Дальнего Востока бережно хранят и передают из поколения в поколение предания древности.
Молодое поколение в современное время все чаще обращается истории своего народа, считая своей главной задачей – сохранить культурное наследие и оставить его своим потомкам.
Изучая прошлое своей страны, историю культуры каждого народа, мы учимся, прежде всего, уважать и понимать друг друга. Культура сплачивает народы, соединяет друг с другом нации.
Поэтому, я решила расширить свои представления о культуре нивхов, как одного из народов, проживающих на Нижнем Амуре. Хотя, я не являюсь представителем ни одного из коренных народов Сахалина, но я живу на территории, на которой в древности проживало местное населении. Поэтому, я считаю, мы должны знать и уважать культуру созданную эти народом.
Объектом исследования выступает этническая группа нивхов Нижнего Амура.
Предметом исследования является традиционная обрядовая система нивхов Нижнего Амура.
Цель работы – изучение истории взаимоотношений этноса и природы, а также влияние этнических, религиозных и иных традиций на отношение к природе и природопользованию.
Поставленная цель исследования определила основные задачи:
Первый основательный свод историко-этнографических материалов по нивхской культуре, данные о мифологических представлениях и ритуалах, художественном творчестве, собранные во второй половине XIX века, были представлены в трехтомной монографии Л.И. Шренка «Об инородцах Амурского края». В работах Л.Я. Штернберга в конце XIX - начале XX века представлены первая систематизация и классификация нивхских мифов, ритуалов и фольклора
Особое значение имеют труды нивхских исследователей второй половины XX века - Г.А. Отаиной, В.М. Санги, Ч.М. Таксами. Обращение к ним дает уникальную возможность посмотреть на иную культуру «изнутри», осознать ее сущностные черты и жизнетворческий потенциал с учетом тех акцентов, которые выделяют сами носители культуры. Важные сведения о духовной культуре нивхов (искусстве, системе культов и ритуалов, об этикете и т.д.) на различных исторических этапах приводятся в работах Ч.М. Таксами: «Нивхи: современное хозяйство, культура и быт», «Основные проблемы этнографии и истории нивхов: середина XIX - начало XX века», «Традиционное мировоззрение нивхов» и др.
Нивхи - небольшой народ, населяющий бассейн Нижнего Амура. Вплоть до 30-х годов в литературе нивхов называли гиляками. Под этим именем они были известны и соседним народам. Слово “гиляки” на тунгусо-маньчжурских языках означает “люди, передвигающиеся при помощи парных весел на больших лодках”. Сами себя они называют нивхами, что означает “человек”.
Нивхи, населяющие нижнее течение Амура, побережье Амурского лимана, Татарского пролива называются материковыми.
В комплексном занятии нивхов особое место занимает промысел рыбы; первостепенное хозяйственное значение имел промысел лососевых пород. Нивхские рыбаки в результате многовековой практики изучили водоемы своих районов и рыбные ресурсы этих вод, а также особенности миграции лососевых рыб. Как исконные рыболовы они достигли в этом известной степени совершенства. По течению рек, по метеорологическим условиям нивхи определяли, вдоль какого берега пойдет больше рыбы. И на основе своих предположений они строили в этих местах заездки и располагали рыболовецкие станы.
Важное место в хозяйстве нивхов занимал зверобойный промысел. Практически эта отрасль имела для нивхов такое же значение, как и рыболовство. Она давала жир и мясо, корм собакам, шкуру для одежды и обуви, кожу и так далее. Продукты охотничьего, морского зверобойного промысла были существенным подспорьем в хозяйстве.
Нивхи широко пользовались дарами природы - леса и моря. Растительные продукты: ягоды, орехи, травы, водоросли и моллюски, вносили существенное разнообразие в рацион питания.
Представляет особый интерес духовная жизнь нивхов. Сохраняя первоначальное мировоззрение на природу, создавая ее культ, нивхи в процессе длительного исторического развития сумели создать свое изобразительное искусство, представляющее довольно высокую художественную ценность. Нивхи были творцами оригинального духовного мира, различных жанров устного народного творчества, красочного орнаментального искусства, несомненных признаков культурного прогресса.
По своему мировоззрению нивхи были анимистами. В каждом предмете они видели живое начало и человеческие черты. Широкое распространение имел культ природы - воды, тайги, земли. Чтобы сохранить хорошие отношения с их "хозяевами"- духами, нивхи устраивали жертвоприношения - "кормления". Строго соблюдались все ритуалы, связанные с огнем, существовали сложные обряды, связанные с поеданием мяса белухи, с охотой на медведя и других животных.
Охотники и рыболовы Дальнего Востока считали Вселенную, Космос, Природу, Землю живыми существами, подобными человеку. Все в природе живое и все человекоподобное. Все наполнено жизнью, все явления и предметы живые, хотя и не обладают сверхъестественной душой, а природные объекты не подчинены духам.
Такие выводы делались в результате наблюдений в окружающем мире, море, тайге, небе.
На основе древних представлений, Земля для нивхов, является живым существом, затем существом в образе лося, рыбы, дракона, человека.
Сегодня в духовной культуре коренных народов региона сохранились лишь отдельные элементы этих представлений, по которым весь окружающий человека мир представлялся живым и подобным человеку.
Постепенно формировался и развивался магический тип мировоззрения. Магические верования и ритуалы являются очень древними. Магические ритуалы важны и в социуме и в промысловой жизни. Промысловая магия направлена на получение охотничьей удачи и на возможность постоянного воспроизводства промысловых животных, птиц, рыбы, дикоросов и т. п. Отдельные магические приемы бытуют в обществе и промысловой деятельности дальневосточных этносов и в настоящее время.
Культ священных животных вполне можно определить как особый тип верований и ритуалов. Здесь происходит контактирование культа предков, культа близнецов, представлений о сверхъестественном происхождении людей от определенных видов животных. Для архаического общества дальневосточных этносов такими животными, прежде всего, выступают таежные животные - медведь и тигр, и морские животные - касатка, морж.
Исследование комплекса традиционных праздников дальневосточных этносов показывает их органическую связь с системой времяисчисления, с хозяйственным циклом и промысловыми сезонами. Праздник является ярким показателем этнической культуры, ее своеобразия, опыта людей по адаптации к окружающей природной и искусственной действительности. Момент праздника является особым событием для всего коллектива и даже целой этно-территориальной группы.
Еще с глубокой древности люди поклонялись добрым духам, проводили обряды и жертвопринашения, считая, что от духов зависит удача на охоте и рыбной ловле. Нивхи выделяли двух главных богов: Палыс и Толыс. Палыс-бог тайги, по мнению нивхов, распоряжается зверями тайги и посылает их в руки охотников. Толыс - бог моря, если он добр к людям, то посылает много рыбы и морских зверей. От желания Толыса зависит судьба и благополучие рыбаков. Для того, чтобы боги помогали людям, устраивали праздники.
В традиционной культуре коренных народов региона зафиксировано несколько крупных, коллективных «праздников». Наиболее ярко типологически выделяется многократно становившийся предметом исследования ученых медвежий праздник.
Медведь играл основную роль связи с внешним миром. Поэтому между медведем и нивхом должно существовать взаимное уважение. Медведь - объект религиозного поклонения. Он - главное действующее лицо, как в культе предков, так и в культе промысловом, тесно связанным с природой. Медведи по представлению нивхов - это люди. Медвежонок - человечек. Шкура лишь одежда. Медведи, как и нивхи, живут родами.
Также медведь являлся посланником Пол-ызна- хозяина тайги. Убийство медведя, свершение воли Пол -ызна необходимое для охоты. Если медведь напал на человека, то его прогнал Пол -ызна. Убийство медведя- принятие дара от Пол -ызна.
Медвежий праздник(манс яны пике - «большие пляски», нифх, чхыв леранд - «медвежья игра») - комплекс обрядов, связанных с культом медведя Обряды сопровождались игрой на музыкальных инструментах, ритуальными и развлекательными плясками, пением..
Нивхский праздник делится на 7 периодов:
Сначала хозяин ловит или покупает медвежонка. Содержит его в клетке. Пока мишка маленький, два раза в день кормить его разрешается жене.
Медвежат два раза в месяц выводили на прогулку. Водили его летом к реке, где он с удовольствием плюхался в воде. Зимой —по снегу, где он кувыркался, прыгал и ел снег. Потом его заводили в дом, где всегда стояли два столба для привязи медведя. Его привязывали к столбам. Цепь натягивали, чтобы он лапой не достал кого-нибудь. Потом самые сильные, смелые подпрыгивали к медведю помериться силами (нал водь). Некоторые ловкие мужчины прыгали медведю на спину, хватали за оба уха и так же ловко спрыгивали с него. Редкий смельчак получал медвежью оплеуху, ведь медведь с ревом прыгал, вставал на задние лапы, вертелся, старался скинуть с себя седока.
После игры начинали кормить медведя.
К такому дню готовили национальные блюда. Ему давали много ягоды, и свежей рыбы. Кормили медведя с большей ложки. Каждый хозяин (ыз) медведя делал ныгыр и украшал фигурками зверей и узорами. Фигура ложки может быть разной, а ручка должна быть длинной. Конечно, медведю все равно, с какой ложки есть. Он хватал лапами ложку, грыз, ломал, царапал пол, ревел, прося еду. Ему, конечно, накладывали, а он с жадностью все съедал, что подавали. Ему очень нравилась свежая ягода и рыба. После кормления его уводили и загоняли в загон. Такие «домашние» медведи не ложились в спячку, как дикие.
Проходило 3-4 года, прежде чем медведь вырастал для проведения медвежьего праздника.
Старейшины рода (пилангу) назначали время проведения праздника (чхывныдь), об этом предупреждали, приглашали гостей (андх).
Наступал день поклонения духу. В назначенный день хозяин медведя наливал вино домашнему духу и обращался к нему с просьбой извинить за то, что не может больше держать медведя, хотя все время обращался с ним хорошо. Затем с гостями он шел к клетке и угощал животное. В этот день медведя водят по домам села и во всех домах кормят рыбой студнем и вином, кланяются ему - это должно было принести благополучие дому. Под звуки музыкального бревна все плясали, пантомимой изображая будущее путешествие медведя к прародителям. В последний день прогулки зверя очищали от «скверны». Во время прогулки исполняли ритуал обведения медведя вокруг жилища хозяйна. Считается, что так духи будут защищать и оберегать дом.
В этот же день происходила подготовка и украшение стружками инау оборудованной специальной площади, на которой проводилось великое таинство убиения медведя.
После этого обряда происходило убиение медведя. Медведя завязывали ремнями и вели к площади. Привязывали его к украшенным стружками столбам. Аллея, ведущая к столбам, ограничивалась рядами срубленных елок. В период церемонии убивать медведя поручалось зятю. Хозяива медведя не должны, согласно ритуалу, запятнать себя кровью сакрального животного. Исполнение условий убиения медведя должно сохранить роду - непосредственному хозяину - благорасположения животного и заступничество перед божеством Пол-ызном. Убивать медведя необходимо специальными стрелами, а на охоте копьем ках.
Следующий этап - это внесение головы и водворение ее на помост. Обязательным элементом праздника является голова. Её отделяли от туловища, вносили в дом и торжественно укладывали на главное место в жилище. Место представляло собой настил устланный хвоей со священными стружками инау.
Так как голова была основным элементом, то ее вносили двумя способами: первый - через дымовое отверстие , второй - через вход (заднее) окно в наземных домах.
После проходил этап кормления медвежьим мясом. Ритуал разделки туши и поедания мяса исполнялись во время трапезы. Смысл в том, что гостям в зависимости от социального статуса преподносили куски мяса разны частей туши зверя. Зятья на трапезе совершали ритуал откусывания мяса. Остальным гостям давали студень «мос», кашу, тюлений жир, орехи , чай и вино. В ответ гости отдавали кости и дарили подарки: чаще всего собаки, копья для охоты и др. предметы домашнего обихода.
После кормления медвежьим мясом гости разъезжались по домам. При выходе гости должны совершить ритуал. Необходимо потоптаться на пороге и обменяться котлами и топорами. Прощание перед дорогой сопровождалось благопожеланиями, напутствиями и обращениями.
На следующий день происходило захоронение черепа и останков медведя. Череп водворялся в родовой амбар или на месте убиения. Кости складывали в стружки и укладывали в сруб.
Праздник был посвещен жертвоприношениям хозяйну тайги и гор Пол-ызну. Главной жертвой была собака. Перед убиением собак кормили студнем. После чего душили, а кости складывали с костями медведя. Мясо могли есть только сородичи этих собак.
Мужчины после праздника моют всю утварь, к которой женщине прикасаться нельзя.
Последние события вытаскивания из землянок ели, которые в первые дни вставляли во внутрь дома. На этом праздник заканчивался.
Нивхский праздник — это яркое воплощение народной духовности и этноментальности, жизненных идеалов и устремлений, веры и утилитарных потребностей. В основе праздника лежит мифология магии, тотемистичиских и анимистических воззрений человека на окружающую среду.
По мнению Л.Я. Штернберга, религиозное значение медвежьего праздника сводилось к тому, что вскармливание медведя доставляло роду и селению, где он устраивался, безопасность и охрану от злых духов. Вкушение медвежьего мяса означало вкушение «божества» и придавало людям силу. Немаловажным было и то, что ублаготворенная почестями душа убитого медведя самостоятельно и через своего «хозяина», которому она передает дары людей, может благодетельствовать человеку и приносить ему удачу в жизни и на промыслах18.
Медведь хотя и центральная, но не единственная фигура нивхского религиозного мировоззрения, отводящего ему роль посредника между человеком и природной средой. Столь же священна и касатка, как олицетворение морских духов-хозяев. По отношению к ней нивхи соблюдали ряд правил и ритуалов, соответствующих тем, что имели место в культе медведя. Наконец, «всякому животному, которое достается в добычу гиляку, оказываются знаки внимания и уважения». В основе культа природы и промысловых культов лежали анимистические представления. Этим обосновывается экологическое поведение охотников и рыболовов.
Таким образом, многие элементы культа медведя, соответствующего ритуального праздника и связанных с ним представлений обогащает научное исследование традиционной культуры нивхов и присущего ей природопользования. Религиозные верования представляли собой продукт донаучного мышления. Религиозные убеждения и представления нивхов играли основную роль в механизме сохранения и передачи традиций природопользования.
На примере рассмотренного праздника можно сделать вывод, что праздники играли большую роль в культуре не только с религиоведческой точки зрения, но и целом в жизни этноса. Это яркий показатель древней культуры амурских народов.
Созданная нивхами культура своеобразна и в то же время очень ранима. В результате приобщения к чуждой культуре они смогли усвоить лишь поверхностные элементы. Зато притупление любви к природе внедрилось в их сознание и быт очень быстро. Коренные народы оказались втянутыми в неизвестную для них ранее борьбу за выживание, в результате которой они постепенно теряют старые морально–этические нормы, чувство коллективизма, единения с природой, способность выживать благодаря уникальной системе жизнеобеспечения. В силу этих причин сохранились лишь некоторые формы верований, культы и обряды. Основная масса ритуалов сильно трансформировалась. Некоторые – шаманство, медвежий праздник, культ близнецов – исчезли навсегда. В результате кардинально изменилось само мировоззрение коренных жителей края.
Однако следует отметить, что, несмотря на отсутствие целого ряда прежних ритуалов, представления о них, верования живут в сознании, и более того, передаются от поколения к поколению. Этот механизм продолжает свое существование и хочется надеяться, что через некоторое время этнические традиции праздничной обрядности смогут возродиться.
Возрождение нивхской народности [Text] / Ч. М.Таксами. - Южно-Сахалинск : Сахалинское кн. изд-во, 1959. - 68 с
ПРИЛОЖЕНИЕ
Праздник медведя
Изготовление стрел накануне праздника.
Клетка-сруб, в которой был выращен медведь, с инау по четырем углам.
Два столба, украшенные
инау, к которым привязывают
медведя на месте убиения.
Музыкальное бревно – непременный «участник» Медвежьего праздника
Момент извлечения зверя из клетки.
Медведь выдернут наружу и прижат к земле.
Последняя прогулка.
Медведя обводят вокруг дома,
ведут вдоль селения и приводят к ритуальному месту.
Медведь привязан к столбам.
Ритуальное кормление.
Медведь в последние минуты жизни.
Во время ритуала прощания.
Ритуальный выстрел.
Игра на «музыкальном бревне» продолжалась весь праздник. Занимались этим женщины и девушки.
Это тоже ритуал: прыжки детей и подростков через вращающийся канат, на котором вели зверя.
Свежевание туши убитого зверя.
Похоронный ритуал с черепом убитого зверя
Экспозиция в краеведческом музее им. В.Е. Розова г. Николаевск-на-Амуре. Медвежий праздник.
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Голубая лягушка
Нора Аргунова. Щенята
На горке
Медведь и солнце