Исследовательская работа "Влиянние компьютера на здоровье школьников".Выбор данной темы является не случайной ,при изучении на уроках биологии зрительного анализатора , мне пришла идея изучить влияние ПК на зрение, но в ходе работы я решила расширить тему «Влияние компьютера на здоровье школьника»
Выбранная тема является актуальной, потому что мы живем в веке новых технологий и развития компьютеров. В наше время в каждой пятой семье имеется компьютер. И поэтому необходимо знать, как правильно пользоваться компьютером, чтобы не навредить здоровью.
Проект поможет осознать, что при постоянном злоупотреблении компьютером, он может нанести неоценимый вред здоровью и психике человека, а так же развить зависимость. Необходимо знать и соблюдать общие санитарные нормы при работе за компьютером.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_kompyutera_1.docx | 40.26 КБ |
vliyanie_kompyutera.ppt | 2.73 МБ |
III Районный Фестиваль науки
Секция: Биология, химия, экология, география
«Влияние компьютера на здоровье школьника»
Гришина Дарья Валерьевна
Ученица 8 класса
МБОУ Рождественская средняя
общеобразовательная школа
Лаишевского муниципального района
Республики Татарстан
Научный руководитель:
Марьина Наталья Николаевна
Учитель: Биологии,Химии.
Лаишево 2013 год
Содержание.
Актуальность темы.
Выбранная тема является актуальной, потому что мы живем в веке новых технологий и развития компьютеров. В наше время в каждой пятой семье имеется компьютер. И поэтому необходимо знать, как правильно пользоваться компьютером, чтобы не навредить здоровью.
Проект поможет осознать, что при постоянном злоупотреблении компьютером, он может нанести неоценимый вред здоровью и психике человека, а так же развить зависимость. Необходимо знать и соблюдать общие санитарные нормы при работе за компьютером.
Охрана здоровья школьника – проблема многогранная, которая может быть решена на основе комплексного подхода, учитывающего целый ряд факторов: педагогических, медицинских, правовых, технических, организационных. Однако, несмотря на то, что этим вопросом занимаются многие специалисты, эта работа пока еще мало эффективна. По данным Федеральной службы государственной статистики с 2005 по 2008 гг. выросло количество детей с заболеваниями зрения, нервной системы, органов пищеварения.
Анкетирование в нашей школе показало, что компьютер вытесняет из жизни некоторых детей чтение книг, прогулки, спорт и реальное общение, а у некоторых подростков наблюдаются признаки зависимости от компьютера, Интернета или компьютерных игр. Сидя за компьютером, дети забывают о времени, перестают замечать дискомфорт или усталость.
Вопросы негативного влияния компьютера на здоровье школьника, и к каким изменениям в организме может привести это влияние, стали целью моего исследования. Выявить соблюдение санитарно-гигиенических правил учащимися нашей школы при работе с компьютером. Ознакомить их как влияет компьютер на здоровье человека.
Цель работы: определить влияние компьютера на здоровье детей.
Задачи:
Объект исследования:
Работа школьников за компьютером дома, в школе.
Предмет исследования:
Вредное влияние компьютера на здоровье ребенка и меры профилактики при работе за компьютером.
Методы исследования:
Моя гипотеза:
1.Я думаю, что компьютер отрицательно влияет на работу зрительного анализатора
2.Большинство учащихся не знают правил безопасного пользования компьютером и злоупотребляют временем, проведённым за ним.
Изучая и анализируя различные источники информации по данной теме, я выяснила что, от длительной работы за компьютером страдает не только зрительный анализатор но и другие системы органов человека.
Изучение литературы по данной проблеме позволило определить следующие вредные факторы, связанные с длительной работой за компьютером:
Сидя за компьютером, ребенок застывает в неудобной позе на длительный промежуток времени. В результате, от долгого сидения в неподвижном положении, появляются боли в суставах кистей рук, мышцах шеи, спины, головные боли. Это может стать причиной возникновения различных заболеваний опорно-двигательной системы, органов дыхания.
Работа за компьютером – это чисто интеллектуальный труд. И потому основная часть нагрузки приходится на нервную систему, а именно на головной мозг. Часто из-за длительной работы за компьютером может возникнуть шум в ушах, головокружение, тошнота. Расстройства внимания и невозможность концентрироваться являются следствием хронического переутомления.
Переживая сложный период физиологического и психологического становления личности, испытывая трудности в социальной адаптации, многие подростки находят решение собственных проблем в уходе от реальности в виртуальный мир. Они погружаются в него в поисках свободы и самоутверждения, реализуют свои силы и способности в мире компьютерных игр и Интернета, при этом личностный рост в реальности уходит на второй план.
II. Основная часть. В начале исследовательской работы, с целью доказать, что компьютер, являясь неотъемлемой частью жизни школьника, влияет на его здоровье, мы провели анонимное анкетирование «Влияние компьютера на здоровье человека», (Приложение I).Всего было опрошено 44 человека, из них 24 учащихся 5-8 классов, в возрасте 11-14 лет и 20 учащихся 9-11 классов, в возрасте от 14 до 16 лет. (Несмотря на то, что анкетирование проводилось анонимно, можно предположить, что погрешность в ответах подростков всё же имеется.
Имеют ПК | Играют в игры | Играют до 2-х часов в день | Играют весь день (выходной) | Играют после 22 часов | Любимые занятия | Предпочтение ПК другим занятиям | Кол-во учащихся с заболеваниями глаз | |||
книги | телевизор | ПК | 2011 | 2012 | ||||||
81% | 94% | 62% | 25% | 56% | 7% | 23% | 70% | 81% | 3% | 8% |
Проанализировав полученные данные, сравнили их результатами медосмотров Рождественской участковой больницы о заболеваемости школьников, за последние 3 года. Полученные результаты были занесены в таблицы, графики, сделаны выводы.
В наш век технического прогресса компьютер для детей уже не роскошь, а повседневный предмет обихода. С ним ребенок имеет дело и дома и в школе. Отлучить детей от компьютера все равно не удастся. А детское здоровье оградить от вредного влияния компьютера можно – достаточно следить, чтобы выполнялись простые правила.
Организация учебной и досуговой деятельности дома.
Анкетирование показало, что 85% учащихся имеют дома компьютер и первое знакомство с компьютером у большинства школьников происходит в 7-8 лет. Многие подростки не отдают себе отчета в том, что их заинтересованность компьютерными развлечениями стала чрезмерной. Поэтому для родителей очень важно создать необходимые условия для взаимодействия ребенка и компьютера.
При длительном сидении с опущенными плечами может возникнуть стойкое изменение костно-мышечной системы. Уменьшить вредное влияние неудобной позы можно:
Для снятия нагрузки на зрение:
Мониторы на жидких кристаллах не дают излучения. Мониторы на электро-лучевой трубке могут являться источником излучения. Потенциал, имеющийся на кинескопе, не страшен, но электростатические поля, возникающие между экраном дисплея и лицом человека, сидящего перед компьютером, разгоняют севшие на экран пылинки до огромных скоростей, и они “впиваются” в кожу пользователя. Поэтому:
Компьютерные игры захватывают внимание детей, привлекают их динамичными сюжетами, позволяющими им жить острыми чувствами. Не секрет, что все больше детей просиживают за компьютером все время, забывая о радости общения с родными, друзьями, оставаясь наедине с собой, не задумываясь ни о ценности жизни, ни о своем будущем. Некоторые компьютерные игры провоцируют у юных пользователей агрессивное поведение, создают культ насилия и войны. В связи с этим: необходим серьезный контроль со стороны родителей за содержанием игр и направленностью сайтов, которые ребенок посещает в Интернете. Можно установить программу фильтрации информации, поступающей из сети Интернет. Противовесом чрезмерному увлечению компьютерными играми является развитие у ребенка навыков самоконтроля. С этой целью необходимо научить его планировать продолжительность компьютерной деятельности. Ребенок не должен проводить за компьютером боле 2-х часов в день.
Пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми является компьютерной зависимостью. Родителям необходимо знать первые признаки такой зависимости:
если компьютер сломался;
Родители должны постоянно интересоваться тем, как их дети пользуются компьютером, контролировать содержание игр и программ, помогать и ободрять, когда ребенок выполняет новые и нестандартные задания, обсуждать компьютерную рекламу и агрессивные игры (это сформирует понимание того, что является для них полезным и вредным). Самое главное, что нужно помнить: ребенок в дальнейшем должен чувствовать себя хозяином компьютера, а не наоборот.
III. Заключение.
Мои гипотезы подтвердились.
1 Большинство учащихся отдают предпочтение компьютеру
(как правило компьютерным играм)
2. Играют в отведенное для сна время
3. Не соблюдают санитарно-гигиенические
Правила
4. Мало времени уделяют другим занятиям
Вывод: На основании полученных данных в ходе исследования, можно сделать вывод, что вредное влияние компьютера на здоровье человека существует, но его можно уменьшить, соблюдая правила безопасности при работе за компьютером. Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Обойтись без них человечество уже не может. Однако, следуя в ногу со временем важно помнить о том, что здоровье – главная составляющая нашей жизни. И особое внимание должно уделяться здоровью детей, так как организм ребенка чувствителен к всевозможным факторам окружающей среды, а их вредное влияние может сказаться лишь через несколько лет.
Список литературы
Интернет-ресурсы:
http://doshkolnoe.org/sovety-psihologa/rebyonok-i-kompyuter.html
http://www.klyaksa.net/htm/pc_and_health/index.htm
http://www.tiensmed.ru/programmer1.html
http://doctor-zdorovie.ru/zaschita/11
http://www.lyceum36sar.ru/pages/p1/sred/zablockaja.htm
Приложение.
Анкета для учащихся.
1.Есть ли у вас ПК (компьютер)?
2.Есть ли выход в интернет?
3.Сколько времени вы проводите около компьютера?
4.Какую роль играет ПК В вашей жизни?(+,-)
5.Используйте ли вы компьютер при подготовке к урокам?
6.При подготовке к каким урокам чаще всего требуется компьютер?
7.Как вы думаете влияет ли компьютер на ваше здоровье?
8.В норме ли ваше зрение?
9.Вы зависите от компьютера?
10.Чаще всего для каких целей вы используйте компьютер?
А) Игры
Б) Общение
В) Поиск информации
Г) просмотр мультфильмов и художественных фильмов.
11. Знаете ли вы правила пользования компьютером.(Гимнастика для глаз, перерывы, осанка)
12. Соблюдаете ли вы их?
13. Как вы думаете, кто должен следить за тем сколько времени вы проводите за компьютером? (вы сами, родители, учителя)
Анкета для родителей .
1.Есть ли у Вас ПК (компьютер)?
2. Сколько времени проводит Ваш ребёнок около компьютера?
3.Какую роль играет ПК в Вашей жизни?(+,-)
4.Используйте ли ваш ребёнок компьютер при подготовке к урокам?
5.Как вы думаете, влияет ли компьютер на здоровье ваших детей?
6. Ограничиваете ли Вы время проведения за компьютером ребёнком? Случаются ли у Вас в связи с этим конфликты.
7.Вы зависите от компьютера?
8.Чаще всего для каких целей Вы используйте компьютер?
А) Игры
Б) Общение
В) Поиск информации
Г) просмотр мультфильмов и художественных фильмов.
9. Знаете ли вы правила пользования компьютером. (напишите какие?)
10. Соблюдаете ли вы их?
11. Как вы думаете, кто должен следить за тем, сколько времени ваш ребёнок проводит за компьютером? (вы сами, сами дети, учителя)
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Золотая хохлома
Хитрость Дидоны
Как Снегурочке раскатать тесто?